Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Семинар 18 - Первый Позитивизм.
До 19ого века тоже прослеживаются течение похожие на позитивистов, но по хорошему с 17ого столетия появлсяются условия что у людей появлется вера в человекческую натура, вера в людей, позитивные поступательные события. 19 век - век прогресса. Зачатки тоталитаризма в парагвае, хотя 20ое столетие настоящий тоталитаризм.
В начале 19ого столетия старые добрые средневековые мануфактуры (уже не цеха), в 19 столетии настоящую промышленную революцию, фабрики, заводы, промышленный взрыв, колоссальным образом падают цены на тоавыр промышленного и продовльственного происхождения. на текстиль в 10ки раз.
Общественный транспорт массовый появляется. В начале 19ого остатки феодализма, к концу 19ого появляются парламентские республики, демократия. Пароходы, скоростные экспрессы, города, падают цены на долговечные строительные материалы. здания из красного кирпича - падает в цене в сотни раз. до этого города были деревянные, теперь каменные.
Первые социалистические движения, Оуэн, Симон.
Во франции, первый интернационал.
Это временные болезни роста. В конце 19ого столетия Ленин пишет о британских парламентариях, что этих людей невозможно поднять на баррикады, эти люди слишком богаты. это не место для социального взрыва. было таковым в начале 19 столетия. Даже наполеоновские воынй в самые отдалённые участки европы принесли идеи законности и пармаментаризма. Французские солдаты люди новой эпохи - люди буржуазной революции.
Весь 19 век был относительно стабильным, без потрясений. Не считая начала, однако была венгерская война, крсымская война, франко прусская 70ого года. Это не те войны типа столетней, который могли выкосить треть. Общество не так сильно теряло от этих войн. к концу 19 и началу 20ого люди отвыкли от войн. как могут воевать страны с такими живыми экономическими взаимоотношениями. товарообороты между францией и германией или англией были огромны. Рост промышленности и науки - потрясающий. Учёные впервые по настоящему занялись наукой. наука вепрвые вышла за пределы механики. электродинамика, темодинамика, статика. новые дисциплины углубляются и меняется лицо. антилапласианцы - лицо нового физика - впервую очередь пользу людям. Спектр вопросов почему (сущности) смещается на впоросы как. как работает природа и как её использовать. в обществе вознкае эйфория. широкое массовое образование пришло. в самых образованных странах европы 19ого столетия сетепнь грамонтости достигала 25%, в самых необразованных в конце 19ого - уже 80%. прогресс пришёл во все слои, общество пропитано эйфорией новыми возможностями. появляется массовая журналистика, телефон. люди верят в прогресс и научно технический прогресс. Это фигура первого позитивизма 19ого столетия. люди верят, что наука способна дать ответы на любые вопросы.
Огюст Конт (1798-1857) француз
Джон Сютарт Миль (1806-1873) британец - один из законодателей либеральног ообщества. Либеральная философия началась не с него (можно говорить о Джонке Локе, миль продолжатель этих традиций).
Герберт Спенсер (1820-1902) британец - эволюционист, фигура немонго в стороне от позитивизман а самом деле. его идеи близки в неком смысле.
Итальянский позитивизм пронизан просвященскими возрожденскими мотивами, немецкие - такие сухие сциентисты, британские в первую очередь позитивисты здравого смысла, всё должно приносить пользу, в том числе сам позитивизм, они пытаются понять как можно первести челвоечество челвоека на рельсы общественно поступательног оразвития в первую очередь они социалисты.
Общее - сциентизм - вера в науку, вера в прогресс (не отрефлексированные веры, не критическая вера), вера в то что можно научный метод распространить на все дисциплины, гумманитарные, обществено политические. Верят в эмпиризм (их общая традиция), антиметафизическая направленность. метафизика к тому моменту достигла высоких степеней, специализации, сложности, появились Шиллинг, Гегель. Метафизика континентальная воспринималась, как что то прешедшее со средневекового универа, античности, надо смахнуть пыль. Итсория про конта, который попросил у гЕГЕЛЯ ПОКОРОЧЕ И попроще и (а нельзя ли ещё по французски). гегель ответил, что нельзя ни коротко не просто. Позитивисты надеялись что можно, что метафизика старые строительные леса нужны для строительства здания науки, потом разобрать и убрать. по этому вся философия пропитана антиметафизическим пафоса. отторжение серъёзное особенно к проблеме Юма, именно они придумали термин прокляие юма. Юк критиковал с воей метафизической, скептитической философии, критиковал индукцию и причинность - а это те столпы, глубококо научные, на которых держится наука, это выглядело как нападки на науку, а науку надо защищать. если раньше философия была служанской телологии, то теперь она должна стать служанской науки.
Конт - предлложил оригинальный способ избавиться от проблемы Юма. Он сам бывший политехник, не доучился, но не по своей вине по полит проблемам, её то открывали, то закрывали. проучился достаточно тчобы получить пафсо политехников. наука должна быть полезна, должна быть глубоко математизирована, должна строиться на основе точного прецензионног эксперимента, наука должна отказаться от поиска сущностей - она должна описывать мир6 описывать феномены, должна стать феноменостичной - как закон фурье, только наблюдаемые величины, нет рассуждение об атомах, решётках кристаллических - некий архитип, лучший образец феноменестической науки. Антилапласианцы - надо отказаться от поиска ненаблюдаемых. не молекулы, не дальнодействующие или короткодейсвтующие силы. полезное - только наблюдаемое. можно обращаться к теории теплорода или атомов, но только чтобы построить феноменестическую теорию, а потом отбросить. Конт тоже предлогает отвечать на всё на вопрос как. вопрос относиться к причинности. описываем явления, чтобы в дальнейшем предсказать поведение этих явлений. мы не изучае вопрос как появилсась индукция, была ли она врождённой или появилась в опыте, важно что она есть. по этому вопросы Юма за кадром, они перестают быть важными. сместим кадр с впороса почему на вопрсо как и вся проблематика Юма невелируется. Антиметафизический пафос Конта и решение пробелмы Юма. Конта сам впадает в некую метафизику и не факт что рефлексирует, что папал в метафизческую область. Его ключевое положение - закон трёх стадий. Всё что связано с людьми, и жизнь общества и жизнь отдельных научных дисциплин, даже жизнь конкретной личности в процессе своего развития проходит через три стадии. первая - теологическая, на теологиечской стадии все явления объсняются действием потусторонних сил, которые надаелены сознанием, волей, у них есть некие мотивы, как-то взамоидейсвтовать между собой, могут быть одни и несколько, боги почти что люди, но способны на больше. вторая стадия - метафизическая антроцентризм уходит на вторую роль, а на первую - причины почему происходит явление - потому что есть скрытые сущности этого мира, если мы их откроем мы поймём те механизмы на которых работает этот мир. тем самым мы вскроем явление, мы поймём сущность мира, мы ответим на вопрос почему происходит явление и ответитв - сможем дальше его описывать. первое 0 объяснить явление, второе - описывание. Третий этап - этап позитивстский или научный, когда отказываемя от поиска скрытых причин вообще. мы просто описываем мир. По Конту человеческое общество проходит по этим стадиям, причём метафизическая стадия началась в 12ом веке. совпадает с появлением развитого средневековым универом, а позитивная стадия началась в сердине 19ого столетия, когда началась настоящая наука, возник Антилапласианизм. так развивается любая личность. У Конта не было детей. Сначала дря ребёнка родители боги, потом он растёт и задаёт вопрос почему, и потусторонние силу еж как источник информации и потом он начинает мыслить самостоятельно и задаёт вопрос почему но уже себе и начинает действовать - это переход к взрослости и позитивной стадии.
Закон трёх стадий и конкретные дисциплины. Насколько предмет сложен - позитивная стадия начинается раньше или позже. Предмет прост, можео выявить закономерность, выделить явелние - позитивная стадия настанет раньше. первая наука перешедшая в позитивную стадию - астрономию. регклярности в движении тел легко заметить и описать. птолемей описывает кинематику движения. пОТОМ ФИЗИКА - ГАлилей, Гюгейнс, паскаль и ньютон. после ньютона можно определённо говорить. сделали удобоваримой физику механику - эйлер и лагранж. потом химия, Лувуазье, Дальтон. потом биология (перешла ли в позитивную стадию - вопрос) - Линей, Дарвин дальше будет, психология. социология. в позитивную стадию не перешли. Конт взял скросную задачу перевести социологию на позитивную стадию - отделить от метафизики. Это его термин и только термин от него и остался. бедна его социология и попытка сделать кальку со шокльной физики, социальная статитка, социальная динамика. не далеко ушёл от Симона - как социальный утопист. он говорит что общество нвдо перестроить - 2 класса, первый класс - люди обремлены собственностью, финансами, предпирятиями, землёй - капитал, второй класс -пролетариат. низшиекапиталисты - это землевладельцы, высшие - финансисты. они должны быть активны, они должны будемать об обществе, какие у него обязанности, создавать рабочие места, соц обязательства. учёные находятся сбоку от этой структуры. советчики этих и образование этих. Полуплатоновское, Полумарксистское. Марск боле на земле стоит. Сансимонизм (сан симон - фарнузский социалист).
Осталась его позитивная религия. Религия человечества. В Аргентине высшие классы - позитивистская религия, хотя они христиане. На низшем уровне это калька с христианства. самые прогрессивные люди в христианстве - иеузиты, пытался с ними связаться. Верить надо не в бога, а в человечество, пошло по пути социума, выше биологии. сам стал создавать ту природу в которой живёт, является активным участником биологической игры. причнины трансвормации, что человек пошёл на поводу собственного разума. человечество на столько человечно на сколько оно разумно. и в будущем надо полностью уйти от страстей и перевести позитивную стадию - чистая рациональность, чистые иде прогрессии, экспансия, чтобы больше больше и миров попадали под нашу разумную руку. ориентироваться на аристакратов духа, они должны стать святыми новой религии, ньютон, Галилей, Колумб - человек с большой буквы, позитивистский, рациональный, разумный, действует в интересах общества - вся эта идея - большая сфера, большое бытиё. В Италии храм человечества похож на наш музей космонавтики. Любить надо человечество в лице лучших представителей. Поступателное движение. Психологически не стабилен в жизни, с подозрением относились, к концу жизни съехал.
Когда Милль узнал, что у Конта тяжёлое материально положение - собрал бабла в своём кружке, Конт на след год потребовал от них следующий транш, мол он первый священник и висит за всех на кресте.
Милль () говорят что одна из самыйх значительных фигур англ философии 19ого века. его отец с 4ёх лет учил древним языкам, знал многие языки европейские. в доме Милей действовал философский кружок - Оуэн, Эрими Бертам (утилитарист) - значительные чуваки. В юности приобщался. Затем станет значимым в Утилитаризме - счастье всем и пусть никто не уйдёт обиженным - цитатой Стругацких. надо оптимизировать счастье человечества за счёт счастья меньшиства. Ситема индуктивной лоигики - его книжка, после него никто не смог развить больше метод, уже видно ограничение обоснавания метода - упирается в проблему Юма. Известен Либеральными взглядами - один из ключевых либеральных философов, милевский феминизм, движения суфражисток. сейчас маятник качнулся в другую сторону. нужно было что-то делать, т.к. в либеральном обществе не может быть разделение людей. Пишет трактат о приченённости женщины. Пример его философии - свобода собраний, религии, вкуса, не возможно великие дела творить маленькими людьми. Предвкушает европейские тоталитаризм - цель сделать людей маленькими, шестерёнками.
Индуктивный метод Милля - индукция полезна именно по этому люди её приняли. но она должна быть воспринята, чтобы быть полезной. логический круг - изьян в философии. индукция - это ожидание, того что некоторое ранее изчуенное явление будет вести себя так же. Сидит механизм - поиска регулярности в мире. На основе предидущего опыта прошлого - ждём опыта будущего. Чтобы в человеке сформировалась подобная особенность, треубется чтобы в мире было некоторое единообразие. Если человек формирует в себе единообразное отношение к предидущему опыту (а это есть индукция), то значит единообразие должно быть и в мире. Значит мы подходим этому миру - мы в этом мире сформировались. Единообразие мира - важнейший постулат, чтобы в нём работала индукция. Если позитивисты боролись против метафизики они вырабатывали свою собственную. о ЗАКОНЕ ЕБИНООБРАЗИЯ ГОВОРИЛ ЕЩЁ лЕЙБНИЦ. Он провозглашает борьбу против метафизики. Его метафизика проще. Исследуя феномен индукции он приходит к тонкой метафизике экспермиента. В мире большое колво причин и следствий взаимопермешаны, чтобы чётко выделить требуется методологическая работа. Он выводит несколько методов, которые по сути являются метафизикой эксперимента.
Метафизика эксперимента Милля. Требуется 1. чтобы причины между собой не взаимопересекались, так же как и следствия. не было вазимовлияния. 2. некая линейность требуется. Пусть есть некая смесь из причин, которые вызывают следствие. a b c и A B C. 4 метода 1. Метод сходства. А B C и A B D проводим анализ ситуация. Мы анализируем сходства между двумя ситуациями, мы меняем условия, вводим новый фактор чтобы посомтреть изменение картинки. 2. Метод различий. Аналогичен. Что сходно выделяем (первый метод), что различно выделяем. abc -> ABC была ab - > AB так? 3. Метод остатков. 4. Метод сопутствующий изменений. Если не исключить фактор, а изменить. аддитивно убавить или увеличить. abc - > ABC, alpha*abc -> alpha*ABC
Герберт Спенсер - Милль бы редактором одного из журналов, а Спернсер присылал статьи - сдружились. У Спенсера была тяга к социализму и социологии (как у многих философов того времени). Он родноачальник - эволюционизма - эовлюционной эпистимологии. Он говорит В материальных система имеет место быть один и тот же процесс на самых разных уровнях. у спенсера туманный язык. наша материальна природа фрактальна, на микро уровне и на макро уровне проявляется один и тот же процее - “интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения, переводящая материю из непоределённой бессвязной однородности в определённую связную разнородность и производящая параллельно тому преобразование сохраняющее материю движения” современным языком - появляются границы разделов, если раньше был первобытный хаос, потом в эотом хауосе появляется определённость, разнородность. Для этого требуется наличие материи и наличие некой энергии. На рассеяную материю накладываем энергию, в этой материю начинает самособираться, самотсруктурироваться некие разнородности. была раньше беструктурность, причём структурность появляется скачками и развивается скачками. в сторону усложнения структур. протосистема - протозвезда с протооблаком, образуются планеты, на планетах сложные структуры. Синергетические идеи. Повёл в заниня и в науке теже процессы происходят. Научный вывод индуктивынй - есть разнородность на фоне однородносте. восприняты примитивные вещи - типа учёный может быть как человеком науки так и верующим, а более сложные остались на обочине из-за сложного и туманного языка.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы