Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семинар 11 наука нового времени



 

Как предпосылка - Падение констаниполя 1453, важность личности, мелких государств, независимость. 1420ые годы - изобретение книгопечатанья. В европе в нескольких местах было изобретено, многие не офишировали своим занятием - было опасно. некоторые мимикрировали рукописный текст, были сильны корпорации, переписчиков книг. Корпорации монахов - связаны с церковью, монжно получить обвинение, что связался с дьяволом. кНИГИ И НИЫФОМРАУИЯ СТАЛИ БОЛЕЕ ДОСТЫПНЫЕ.

 

Важный момент - реформация. Иногда путают с возрождением. Забывая о контреформации. Это параллельные события и иявления. Сначала возрождение, позре реформация и позде контреформация. Реформация была вызвана тотально коррупцией в церкви. 1517 - 95 тезисов. 1024 - 4ый крестовый поход, взятие констанинопля. обычно крестовые походы направлены не против христиан. Манипуляция со стороны веницианцев, они хотели избавиться от власти византии (была их территория). Походы осуществлялись через константинополь в любом случае, было недовольство войсками, как их обслуживали, византия сошла на 70 лет вообще сошла на нет, её метсо заняла венеция. 1209-1292 серия походов против абигольцев, юг франции, тоже христиане. Культура трубодуров и они были жестоко раздавлены.

 

В риме уже гнили в междуусобицах аристократические роды. На пап это влияло. Большая часть из них итальянцы, когда во францию приехали - там больше французовн, на момент 1378 из 16 кардиналов 11 было французов. Авиньёнское пленение пап, когда папа был марионеткой французского короля. коНКЛАВ СОСТОЯЛВСЯ В РИМЕ И БЫЛ ВЫБРАН ИТАЛЬЯНЕЦ, ПОД ДАВЛЕНИЕМ ТОЛПЫ ОБЫВАТЕЛЕЙ, ЭТИ КАРДИНАЛЫ УЕХАЛИ ВО ФРАНЦИЮ И ВЫБРАЛИ ВТОРОГО ПАПУ и оказалось два папы и такая ситуация продлилась до 1415. В 39ОМ ГОДУ вместо того что объединить две ветви появился пизанский папа. 1415 закончилось. Начались трения, монашество дизореентировано, ордена тоже не подразумевали кому подчиняться. Папа лев 5ый спасся, от чумы закрывшись. Спасиние равнозначно полному разрушению репутации. Папы объявляли друг над руга крестовый поход. Был один поход - 400 рыцарей собралось, но когда выяснили что денег нет, папа сел на повозку и уехал в рим. Иоан 23 - бывший сицилиский пират бальтозар косса, александра 5ого своего предшественника отравил, правил несколько лет этого хватило чтобы стало явно для всех. Когда его в 15ом году. торговал отлучениями от церкви, постами, 70 обвинений, многие были засекречены. 20 было засекречено. изнасилование 300 мальчиков. Имя иоан уже не хотел брать, только в 20ом веке уже взял иоан 23ий.

 

Реформация - Джон Биглиф 1320-1384 анлгичанин, говорил, что папа приобрёл слишком светской власти, ордена стали очень богатыми (хотя начинали как нищенствующие). Ян Гус 1369-1415. В англии было восстание но с определеными лозунгами, сформулированные оксфордскими учёными - билглиф. в отличае от крестьянских жаковских восстаний - когда всех валили. Биглифа отправили в ссылку но мягкую, учеников заставили отречься от учителя, переводил библию на английский язык. Писал книги и обвинял церковь но с чёткими доказательствами. Ян Гус характерная фигура для этого момента, он много говорил, ан е писал, профессор и потом ректор пражского университета, на 1415 был приглашёе антипапой ионаом 23им и ему были обещаны гарантии безопасности, но это не помешало сжечь его на костре. Список индульгенций был собран по пиратскому сицилийскому кодексу. Убийство Гуса взорвало центральную и восточную европу. В чехии и венгрии вспышка народных восстаний, гУСОВСКИЕ ВОЙНЫ, гибнет куча рыцарей, дейсвтуют очень организовано в отличае от восстания жаков, турция усиливает давление на европу, 1415-1438 серия гуситских войн, центральная и восточная европа разрушена, куча трупов, 1440 гибнет трансильвания, валахия, румыния, захвачена турками, 1444 сербия, конец 40ых - болгария, 1453 падение константинополя, османская имерия. только в 17ом веке их остановили окончательно под веной. Если бы не гуситские войны - прямое последствие коррупции церкви. Лютер прибивает 95 тезисов на воротоа собора, мало отличается от Биглифа и Гуса, однако вызывают другую реакцию, приглашают на суд и дают реальный гарантие государства, на суде он говорит - на том стою и не могу иначе, да поможет мне бог. ряд гугенотских войн до этого. 1527 год окончание выского возраждения - имераторская армия из протестантов берёт рим, грабит и отходит. Папа надеялся договориться с протестантами, но после этого момента начинается война, 1618 -1648 30летняя война. Удар по европе - основной театр в гермаии, война идёт ещё и в колониях все против всех - как первая мировая. 1632 появление диалога о двух система мира Галилея, 1637 год создания Галилеевской Динамики - след книга - беседы. в германии погибло 2/3 населения в некоторых областях

 

Только к середине 18ого века германия смогла восстановить население, которое потеряла в результате 30 летней войны.

 

Иная точка зрения даже на самое святое. Нанский Эдикт короля Герниха 4ого (француз, гугенот, пришлось принять католичество). Первый образец договора, что есть разные вероисповедания и это надо терпеть. Наука рождается в условиях не терпимости, повсюда развёрнута контрреформация. Почва для сомнений и энергия для дейсвтий. Был фон в вдие реформации и контрреформации и менно поэтому появилась наука нового времени. Косвенная но очень прочная связь.

 

Возникла эпоха нового времени (после реформации). Раньше человек-бог, бог - подавляющая фигура, а после уже нет. В человека начинают верить и надеятся. Протестансткая этипа - на бога надейся, да сам не плошай. В раннее средневековье люди надеялись на воздояние после смерти, в эпоху новго времени для достижения блага надо работтаь и надеятся на себя. Что защитило людей от чумы - каратнит, создание водопровода и канализации, это знание и умение. Примерно четверть территории голландии была отвоёвана у моря. Голланды протестанты - мир создал бог, а голландию голландцы. Люди начинают строить своё окружеиние, тот рай, в ктороый они верили раньше - основная характеристика нового времени. слЕДСТВИЕ - капиталистическое бюргерское мышление, тоже есть. Знание -есть сила (Фрэнинс Бэкон 17ый век). Роджер Бэкон (однофамилец из 13 века) - говорил примерно те же вещи. В качестве предтечья новго времени интересная личность - мистик, колдун.астролог, алхимик - один из тех, кто подарил европе порох. Из одного его трактата - возможно построить машины с неверотяной скоростью, управляемую одним челвоеком и быстрее, чем группой гребцов. В общем куча предсказаний. Один из первы утверждает что знание есть сила. Наука в те вермена не приносила пользу. И тут францинсканский монах гооврит, что она должна быть полезной. А далее Бэкон уже говорить о конкретных механизмах, как наука должна приносить пользу. Об Ореме и оКСФОРДСКИХ КАЛЬКУЛЯТОРАХ - ЭТО ПРЕДТЕЧИЕ, без ЭТОГО ФОНА, БЕЗ них не было бы дальнейшего развития. Принято о научной революции 17ого века начинать повествование с фигуры Николая Коперника (1473-1543). Идея о гелиоцентрической системе не нова, Ористарх Самосский и он знал о нём. Если Кузанский не боялся публиковать свои смелые идеи открыто и более тго слатл кардиналом, Коперник уже побаивался говорить открыто и свой труд публикует посмертно в 43ем году, хотя то что он сказал не является чем-то новым, в 1450ом году один из трактатов Аристотеля, в котором упоминалась система Ористарха Самсосского был переведён на латынь и обсуждалось в университетской среде, а до этого ещё Никоалй Орем рассматривал геоцентрическую и гелиоцентрическую систему и пришёл к тому что они являются равнозначными. Коперник не говорит чего-то нового, а он делает. Большая часть трактата - это данные наблюдений, там не только идея, но и подтверждение её на опыте. Опытные даные сращиваются с натурфилософской идеей. Идея Коперника не самая удачаня. Иногда гооврят, что Гелиоцентрическая система проще геоцентрической. Но надо понимать какая гелиоцентрическая система, у коперника она не проста, у него по прежнему есть выделенная точка (как у Аристотеля в центре земли) в центре солнца, по прежнему есть анизотропия пространства. Ещё кузанский гооврил на век раньше, что центр и окраина равнознацны, солнце - одно из многих солнц. У коперника по прежнему неподвижная сфера звёзд, только зелмя пришла во вращение. У Коперника как у Птолемея сохраняются и эпициклы и диференты - которые дают сложность системы. Лучше бы выбрать Птолимея, Ористарха, били за отсутсвтие параллакса (если земля движется - значит должен быть параллакс у звёзд.) Тихо Брага (1546-1601) чистый рационалист, опирался исключительно на опыт, пытался проверить теория Коперника, нужно было повысить точность измерений, получает субсидии от Датского правительства. Получает остров, в котором строит город НИИ Ураненбург. Смог повысить точность измерений на порядок с арабами, арабы повысили по сравнению с античностью тоже примерно на порядок. Браге наблюдает за параллаксами звёзд, и не обнаруживает его и говорит что прав Птолимей (но не совсем то птолемей), по его мнению в центре вселенной земля, вокргу земли вращается луна и солнце, пока Птолимей, вокруг солнца вращается меркурий и венера, а с марсом не понятно, толи марс вокруг солнца, толи земли. И эту задачу он даёт Иогану Кеплеру (1571-1630). Но Кеплер не его ученик. Новый король отобра лу Браге Ураненбург, который потом таинственно сгорел, а Браге уехал в Прагу (приглашал император Рудольф) и взял свой архив и передал архив своему сотруднику Кеплеру. У Кеплера уже была идея, какую форму имеет вселенная, и полагал что система Гелиоцентрическая, он скорее верил в Коперника, но не совсем. Ранний трактат похож на натурфилософскую спекуляцию больше, некое Пифагореское изуччение. Кеплер - мистик, наверное лучшая его характеристика. И тем интереснее как он перевоплощается в настоящего учёного, когда получил эти данные. Учёный теоретик. Получает задание от Браге найти истинную орбиту Марса. В 1600 году получает задачу, в 1601 умирает Браге, и это развязывает ему руки. В 1609ом году Кеплер публикует свою новую астрономию и там два знаменитых закона (третий появится в 20ых годах) -

 

1. планеты вращаются по эллипсу, в одним из полюсов эого эллипса находится солнце.

2. Секориальная скорость остаётся постоянной величиной. Это заметает одинаковую площадь секторов за прохождение.

Потом добавляется ещё закон, о том, что кубы больших полуосей этих эллипсов соотносятся как квадраты периодов обращения.

 

В некотором смысле это первое настоящие теоретическое исследование 1609ый чистой воды Бэконовский Тип работы, берётся большое колво исходного эмпирического материала и строится из него эмпирическая, наблюдательная (феноменологическая) теория. Браге наделал много шума в астрономическом мире. Много наблюдает за небом. на его жизнь много интересного. Вспыхивает сверхновая звезда, определяет параллакс и находится в неподвижной свфере, это звёздный объект, а не метеорологичсекий. Позже наблюдает комету, и комета тоже не метеорологичсекское исследование, комета находится в 3 раза дальше луны, это значит что надлунный мир изменчив (Аристотель говорил, что не изменчив), этот мир меняется. Его основыне стрелы направлены против Аристотеля, Гаглило Галилией тоже против Аристотеля, он верит Копернику. Важно построить ту динамику, которая совместима с Коперниканской системе.

 

В те времена писали, что да земля в центре, но есть скромное предположение, в те времена было опасно писать по другому, т7К7 перед глазами стоят пример сожённого Джорджано Бруно. Галилей мог последовать по томуже пути. До 15-16ого столетия наука развивалась исключительно в лоне церкви и это достаточно удобное лоно. Из-за реформации и контреформации лоно церкви очень быстро стало неудобным. То противосткояние науки 18-19 веков - началось именно тогда, из-за реформации. Новые идеи стали опасными. Учёные реформационеры тоже стали опасными. Единственный человек который нагёл смелость, у которого был памфлет - аппология Гагилею - это Кампанелло. Галилей в семье аристократа, Кампанело был сыном нищего, его даже в монастырскую школу не взяли и сидел под окном школы и слушал учителя. И когда учитель ставил в сложную ситуация, из окна кричал и спрашивал 0 можно ли ему ответить, быстро получил покровителей, доступ к библиотекам и жадно впитывать заниня. Ему понравилось Форма Аквиснский. Томас - не настоящее имя, назвал себя в честь Фомы Аквинского, а Кампанелло - колокольчик с итальянсого. Присоеденился к доминиканцеам (псы господни), мрачный орден, Джордано бруно тоже, революционера и реакционеры в этом ордене. Кампанелло был занозой в любой заднице. Он был гениален, в 16 лет его послали на диспуто между орденами, он победил иезуитов и францисканцев. И ему заявили открыто что ты гениален, ты либо совершишь великие дела, либо сожгут на костре, ни того ни того не вышло. Большую часть времени 39 лет провёл в тюрьме6 обвиняли во многом, в первую очередь связь с дьяволом. В католической церкви перед сжиганием надо было добиться рпизнания и они это умели делать, даже Бруно признался, не смотрян а свою пламенность, Кампанелло единственного не могли сломать. 39 лет пытали и годами, 9лет провёл в тюрьме, крокодилова яма, в одной из бажен неополитанской крепости, люди стояли по появ в воде, чтобы спать надо чтобы тебя держали. Он там провёл 9 лет. В этих условия он писал мировозрения и метафизику пеерписывал 6 раз, у него отниманли и уничтожали, город солнца антицтопия -до этого 36 часов провёл на дыбе. Он диктовал, т.к. не мог писать. О пережил пытку Вилья - один человек, который пережил. Его не смогли сломать, он умер свободным человеком. Свой памфлет аппология Галилею он написал в тюрьме. Эти люди дают энергию для процесса который двигают известные люди. Галилей (1564-1642), его современник Томазо Кампанелло (1568-1639). Он смог бежать из монастырской тюрьмы и умер во франции, а не италии. Умирал когда был рассвет.

 

 

Семинар 12 - 17 век

 

 

Основой их работы блыо опытное знание. Большой массив эмпирии и строится феноменистичсекая теория. До Галилея переходная фигура - ближе к науке нового времени. Симон Стевен (из Голландии) 1548-1620. Инженер. Голландец - практичный, все их учёные того времен из голландию. Гюгенс тоже. Хорошо выражают новую протестантскую этику из новых людей он не аристократ как большинство учёных до и после него. Он буржуа. Бралься кусок шельфа, откачивалась вода, ветренные мельницы на самом деле не мельницы, а насосы. Дренажные насосы. Система, которая была в средневековье, продолжает и сейчас работать. Голланды уважали инженерию. Учавствовал в голландской революции, первая буржуазная. Они восстали против власти габсбургов (жёсткая реакционная власть, странно как оказалась властью в таком свободолюбивом месте), испании. Война несколько десятилетий. Прежде довольно богатая территория порушена и разодрали на две части, территория бельгии осталась под сластью испанцев - самая богатая часть. Голландия стала свободной. И традиционалисты уехалив бельгию, а те, кто стремился к новому, свежему, буржуазному уехали в нидерланды. в1835ого пытались объедениться, была война, жертв особо не было, думали что одна нация, поняли, что они разные. Поставил несколько задачь, которую решить не мог, а решили за него, задача о качающихся шестернях (решил Гюгенс). Голландская мельница - вращается только колпак и используется весь диапазон ветра, благодаря использованию коробки передач, которая содержит шестерни. Влучшем случае были прямоугольными. Как сделать шестерни, форму зубца, чтобы две шестерни не тёрлись, а качались, как два колеса. Сложная кинематическая задача, нужна другая математика. Сам был приличным математиком, был трактат на фландерском языке (что не характерно для той эпохи6 т.к. было принято на латыни), называется десятичная. На многие мат темы, одна из них - использование десятичной дроби. Чем то похожим нан их уже начинали пользоваться, в астрономии использовали шестидесядитерячниую дроь. Упрощает процесс расчётов.

 

Эпоха античного отношения к иррациональности окончен со Стевеном. Активная жизненная позиция, создаёт курьервскую службу на буерах, проработала до 19 века. Корабли на колёсах, из-за ветров, вдоль побережья, между гаагой и амстердамом. Использовали ветер, лесопильни, мельницы это моторы. Стевен был инженером. Теоретическая инжинерия, в античности - это Архмиед (единичная фигура и его инжинерия). Стевен уже фигура не единичная. Правило параллелограма, параллелограм сил, использовал, шажок в сторону будущей механики.

 

Галилео Галилей (1564 - 1642) знаковая фигура, но не взялась ниоткуда. Предтечья начались в 14ом столетии (Николай Орем). Коперник, система была хуже системы Птолемее на тот момент. не было причин переходить из Птолемея к Копернику, по неизвестным причинам, многие прозорливые люди дают карт бланш таким теориям. Галилей сорвал банк - поверил в теорию Каперника и сделал её прочной. Не было трудой эЙЛЕРА, но он в него поверил. В времена как учился в монастырской школе. В 1609 в голландии изобретают подзорную трубу. Галлилей профефссор Пизанского универа (профессор громко сказано), как оказался в Пизе, он сам не из не Веницианской республики. Студентов старались в столицах не держать - взрывные люди. Подальше от столицы. Посвящал научные труды патрону - Медичам, но они его тоже защищали (на удивление). В Падуе ему места не нашлось (в столице). Окалд профессора кафедры математики - ничтожен, порядка на два, чем на кафедре медицины или юриспруденции. Тем не менее он поехал, были самые счастлиывые времена. в 1609 услышал о такой трубе - изобрёл такую тоже. Галилей направил трубу в небо (голланцды смотрели за кораблями, соседями т.д. - практичные). Видит горы на луне. Увидел краторы, края луны не ровные (до этого считалось что надлунный мир идеальный). Оказалось звёзд много, думали что пары тысяч достаточно. Увидел спутники Юпитера, системы Коперника в миниаютре. 1610 зёвздный вестник - публикует наблюдения в книге. Инквизиция наблюдает, вывзывает на допрос. Пишет письмо Киплеру, просит помощи про оптику - создаёт за ночь книгу об оптике. Птолимей спасал явление, Галилей спасал Галилея. В эпоху контррефомарции было жёстко. Если бы в те времена он не доказал что в трубе естественные явления, а не договорённость с дьяволом. Схоластические профессора говорили, что не будут смотреть в трубу, природу надо наблюдать глазами и полностью, труба показывает не природу, а кусочек исковерканный, это уважаемаемые схоластические профессора. Надо было разрушить ту метафизику и ту динамику которая лежит в основании Птолимея и создаёт новую динамику, кинематические. Надо было убедить людей, что Каперник верен, а не Птолимей. Истина рождается в споре. Чтобы стать доктором надо пройти диспут. У Галилея другое отношение - в тот момент это новое течение. Истина должна взяться из опыта. Надо напрямую обратиться к рпироде, а не к схоластическому профессору. Опелирует не к ниге написанной человоеком - богом (билбии), а к книге написанной богом - к природе. Действует по аРИСТОТЕЛЕВСКОМУ ОБРАЗЦУ. Задаётся естественное движение. Мы прыгаем от объекта. Галилей задаёт свою теорию кинематически. Отличается от Аристотеля и от нашего. Равномерное движение тела почти по инерции (почти первый закон ньютона) в надлунном мире по окружности, в надлунном к центру. Создаёт мат теорию, Нужно это движеине изучить. Есть легенда про сбрасывание шаров с пизанской башне. На оживлённой торговой площади, врядли бросал. Эксперимент - нужно ускорение свободного падение уменьшить - с помощью наклонной плоскости. Можем манипулировать природой - меняя угол, это эксперимент в чистом виде. Приготовление явлением, чтобы выделить исследуемую характеристику лучшим образом. По Аристотелю - это плохо и бессмысленно, он смотрел на природу целостно. Говорит какая должна быть плоскость - гладкая. Он не только придумывает систему, но и конструирует как инженер. Его ученики описывают эту установку и зарисовывают. Появляется в мемуарах флорентиской академии опытов. Наклонная плоскость с желобком. Время меряет маятником, это его фишка. Смотрел на люстры, у всех период одинаковый, а амплитуда была больше, у тех кто был ближе к сквозняку - наблюдал за люстрами в церкви.

 

Теория вводится как теорию, првоеряется по средствам опыта. Зачатки дедукуции - схема новой науки. На пике славы Галилей допускает ошибку - книжка пробирных дел мастер 1619 год - открыто заявляет о придержинности теории Каперника. Предлагает сделать выбор из систем. Даёт обоснование своей системе, ему очевидно что достаточно объяснил. И Кеплер (в 8ом году выпустил книгу). Ставит вопрос ребром. Его мягко разворачивают. И дальне шепостредсвтенная угроза. 30 летняя война началась - щас главное стабильность, а не менять теорию. Забеспокоился в 1632 написал труд диалог о двух системах мира. Каперниканская и Птолемеевская. Это книга вызов во всех компонентах. Это диалог, тогда писали по форме трактата (по форме аристотеля). Диалоги писал Платон - так было не принято. Аристотелевская система смотрела на Платона с призрением. Книга на итальянском - вызов в квадрате. Когда человек пишет трактат - он не спорти, он нашёл новое и можно высечь в граните, диалог - это поиск истины. В его диалоге присутствует три челвоека - аристотелянец, симплицео - простак, прослеживаются черты папы (хотя были в приятельских отношениях, но раздражился), сальяти - коперниканец и не определившийся. Между собой спортя, какая система верна. Вызвали в рим и под пытками заставили отречься от тоерии и он отрёкся, некотоыре ему ставят в упрёк. Тот же год 32ой. написал вообще в 30ом, в 32ом прорвался сквозь кучу цензоров (всё что здесь написано - не более математической абстракции, предлагает читателю подумать). Спассья, в 38ом новая книга - беседа, новый диалог, ничего о коперниканской теории не слова, камня на камне не оставил от аристотелевской динамики.

 

Переходаня фигура но ближе к науке нового времени. Всегда рядом были цензоры, но как-то написал книгу 38ом году. коТОРАЯ УЖЕ СЕРЪЁЗНАЯ РАБОТА, а не как в книга 32ого. Даже на смертном одре рядом были цензоры.

 

Начало научной революции в широком смысле. Появляется тяга к науке, даже у аристократов (Галилей и Декарт, Галилей из обедневшего рода аристократов но зарабатываол как буржуа - с франц это житель города, ремесло). Опыты Гелике (сконструировал превый барометр, это был большой рпибор на всеобщем обозрении на стене его дома - для предсказания погоды) - народ сходился смотреть. Рейхстаг собирался (у каждого государства был). Были как праздник, большое кол-во людей. Наконец закончилась 30 летняяя война, духовный подъём. Люди прошедшие через войну иные, даже низжие слои были достойные в интеллектуальном плане. Музыка баха - этот попса того времени. У него два больших цилка, церковная музыка (популярна по определению 0- слушают в соборе), вторая часть - играли в таверне.

 

 

Две пары Кампанелло - Галилей илаьянцы, французы Мурен Мерсен (1588 - 1648) и Декарт учились в изуитском колежде Вафлеш, он был крестьянином, ходил босиком, относился к агрегации минимумво ордена святого августина (в 13ом веке, орден августи и святого доминика). Самый нищенствующая конгрегация, самого нищенствующего ордена - было ничего, кроме одежды, и то простая, хлопок и щёл запрещалось носить, грубая одежда, обувь только зимой и то не серъёзнее сандалей. Не ыбло монастырей, жили в разных монастярых и просили келью как милостыню. Был полностью в мире духовном. Не похож на героя революции нового времени. Научный кружок собирал весь профессиональный, путешествовал. к 20ым и 30ы года 17ого столетия - сложился список респондентов, с которыми переписывался, порядка 80 человек отовсюду - хорошо рпедставлял откуда эти люди. Учёные новой эпохи, нового времнеи, знал достоинства и недостатки каждого, знал Декарта и Галилея - совсеми переписывался. Как ему сообщали о достижениях - понимал кому это может быть важно и нужно и перенаправлял в нужные руки - ставил людм задачи. В течении 3 десятилетий руководил всеми европейскиими учёными -создал научную револючию 17 века, ключевой координатор всей науки до самой своей смерти, всей евпропейской науки эпохи научной революции. Пишет 19 леттнему гЮГЕНСУ - ПИШТЕ ПИСЬМО, что молит богом, чтобы он даровал много лет, т.к. думал что он новый апполон, новый архимед. Когда он умер - создали парижскую академию наук, которая занималась тем же.

 

Семинар 13 Бэкон и Декарт

 

 

Рене Декарт (1596 - 1660) - 1628 опубликовал, 1637 и 1644 в отрывках опубликовал.

Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) - раздутая фигура в 1621 главная книжка. Был предшественник из 13ого века, Роджер Бэкон - надо уметь получать заниния из опыта и применять на практике. Развенчивает шарлотанство в книге, о магаз и мистиках. Важно опытное знание, важно выявлять некую квинтеээсенцию заниня теоритического и принемнять на практике ради пользы человечества. Один человек со взрывчатым веществом, может противостоять армии. Говорит о машинах, которые будут летать по воздуху, о быстрых кораблях, говорит о линзах и приборах - направить на звёзды, если повлияем, о подлодных лодках.

 

Был чиновником, был процесс, хотели казнить, но королева помиловала, под конец заперся в замке и занимался жкмперементированием, но называл это наукой. Опыты по консервированию кур, простудился и умер. Перед смертью написал коллеге - что можно курицу замораживать и харнить дольше для армии. Не новое ледники использовали в России. В античности к опытному знанию относились плохо. Опыт наполнен искажениями, весло опущенное в воду кажется изломанным - человеку всегда чтото мерещется, только разумом можно подтверждать знание.

 

нА ИЗЛЁТЕ АНТИЧНОСТИ НОВАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ В школе неопифагорейцев и онплатоников - даже если зрение порой обманывает на то есть причина. Надо причину изучать и устранять ошибку. Бэкон фиксирует уже некое течение в обществе - опыт серьёзный источник знания, знание - есть сила, знание принесёт много полезности. В советской историографии говорится, что Бэкон родоначальник эпиризма.

 

Эмпиризм традиция произростающая из схоластики, правда тогда он назывался не эмпиризм. Спор эмпиризма и рационализма. Наступает Кантовский синтез и спор кончается. Современный спор реализма и антиреализма, реализма и инструментализма. Бэкон продолжает старую традицию на новый лад. Берёт в средневековой схоластике, а тот берёт в споре аристотелянцев и платоников. Имеет отношение к пробелме универсалий. Мир наполнен конкретными вещами. Батарейка, батарейка ААА- НАЗВАНИЕ РОДА. Всё многообразие кошек имеет родовые признаком кошек - это кошачесть. Изображено нечто, что мы интерпретируем как кошку. Кошачесть - поза, острые уши, усы, глаза. В мире есть только индивидуальные объкеты. Платон говорил что первичны общие объекты. В разуме всплывают общие предметы в первую очередь, когда они необходимые. Чёрный предмет чернота - она первична, знание черноты - это знание, а мнение о том, что объект чёрный - это применение знания к этому конкретному объекту. Первично знание чёрного, вторично знание того, что этот чехол от диктофона чёрный. Все обобщения - кошачесть, тоже в неком смысле изаначльный. такие понятие, такие родовые признаки - цельное объединение родовых признаков, эти понятия они существуют. человек сначала узнал кошачесть6 потом смог знание применить обнаруживая признаки кошачести в конкретных объектах. Платон - реалист (говоря средневековым языком) - он считает, сто понятие существуют в реальности, это нечто существующее. Аристотетль - это умеренный реалист, достаточно не чёткая позиция (которая породила средневековые споры) - понятия они развиты в вещах и челвоеческий разум способен эти понятия из вещей извелкать. сущность для всех одна и таже и разум эту сущность из вещей выковыривать. У Платона разу обладает потенцией - увидел вешь, вспомнил понятие, а у Аристотетля - человеческий разум обладает активностью, он активно проникает внутрь вещи и извлекает и из неё сущность - сущность это выжимка понятия. У Платона понятие - это образ, картинка, у Аристотеля - это уже некая словесная форма. У аристотеля стул это удобное седалище. Цель философии - выявить сущность всех вещей, включая сущность природы и он считает что он продвинулся в этом направлении. У Платона визуальный идии (эйдос), у арИСТОТЕЛЯ - ЭТО СЛОВЕНОЕ описание. Платоновский разум пассивно вспоминает, аристотелевский - активный. Потом платона интерпретируют (фона аквинский) - сначала понятие существует, как некая реальность, как некие мысли бога, потом бог реализует эти опнятие в природе. Бог знает все вещи до конца. Разум растёт и если сильно повезёт мы сможет достичь полноты божественного понятия. Фома 13 век, реалист. Понятия существуют как мысли бога. Номинализм - картинку стираем и оставляем конкретные частные реализации. Несколько видов, есть крайний - который отвергает наличие общего. Вильям Аккам - такой. Не нужно плодить сущность сверх необходимости. Универсалии - понятия - просто имя имён. Аспирант Сергей и аспирант Ольга, асприант - это имя имён, существуют отдельные человечки, а нам просто удобно чтобы обозначит весь массив термином люди - вот это реальность, его иногда называют терминализм. Есть ещё номинализм - есть общие понятия но только в разуме он существует. Современный номинализм - концептуализм, если бы не способность нашего разума объеденять поняти я в общие, он бы захлебнулся в потоке информации.

 

Рационализм и эмпиризм. Эмпиризм ближе к номинализму (не реализму). Познание конкретных вещей - познание на опыте. Знакомимся с большим кол-вом стульев и учимся им пользоваться. А изначально был опыт. Эмпиризм буквально следующая стадия номинализма. А реализм близок (есть некие врождённые идеии - платон тоже самое говорил) к рационализму. Поток сам себя направляет, пена на поверхности течения, Бэкон - это пена на этом течении.

 

Бэкон говорит - старые методы завели нас в тупик, универы того времени в глубоком тупике. Птыается действовать по античному образцу. Античный образце знаний - есть некие общие правила и идеи из них дедучируются конкретные случаи. Аппаратом выступает аристотелевская логика, логика силлогизм (некая форма умозаключения, Аристотель выделил около 10, потом добавили академики скептического направления), умозаключение от общего к частному. 1. Большая посылка (у какого-то рода какой-то признак - все люди смерты), 2. Малая посылка (некий предмек относит к этому роду, Бэкон - человек) 3. вывод (этот предмет будет обладать этим свойством, бэкон смертен). Бэкон критикует силлогизм, говорит он не даёт нового знания. Вывод что он смертен не добавляет челвоечеству ничего нового. Силлогизм - есть применение знания. А надо искать новое знания. Пробелма современног оунвиера - они мыслят не категориями не получения знания, а категориями обработки знания. Стрелки надо направить от частного к общему. Он пишет книгу в 21ом году - новый арганон, в названии книги содержится вызов средневековой схоластике. Сборник трактатов аристотеля где постулируется дедуктивной логики (силлогизм) - арганон (греч интсрумент). Обсуждает как должен быть этот новый инструмент. В это время Галилео Галилей этот инструмент во всю применяет. О чём пишет Бэкон - наука не работает. Нужно составлять таблицы соответствия, таблицы противоречия, такая практика была не задолго до Бэкноа, но у алхимиков. У Бэкона нет понятия как научная гипотеза. Есть первый этпа - когда есть много частностей, начинаем их группировать в таблицы, пытаемся путём группировки и анализа поулчит ьпервые частные обощения, потом на их основе получить нечто большее, обобщения более высокого уровня - теоретический закон, пытается продемонстрировать это в книге, таблицу - тепловых наблюдейний6 соответствтвия, противоречий, делает обобщения, потом делает общее заключение - весь мир состоит из мельчайших частиц и степень из подвижность - это теплота, умно. Близко к атомизму конца 19ого века. Делает правильный вывод, но наука таким методом не работает. А мысль такая уже в науки сформировалась на тот момент, а он просто подгонял свои таблицы, большой хитрец. Дуга Энштейна.

 

Пуанкаре - сначала появляются некоторые общие законы, а потом мы пытаемся их подтверждать, по пути проходя стадию частных закономерностей.

 

Умные мысли - Бэкон говорит, что учёные работают как одиночик, не плохо бы их объедеить в институт, где должно быть эффективное управление, чтобы учёные не думали где деньги найти. Предлагает разрушить средневековую систему партоната и перейти к системе академии, такой переход будет сделать лет через 40, учёные будут переходить в сообщества равных. Можно ли сказать, что без Бэкона такие акадаемии не появились бы? Вряд ли.

 

У Декарта не было необходимости искать себе деньги, как Кеплеру. Не надо было искать Патрона. Обедневший аристократ, но всё ещё аристократ. Мелкий дворянин из арйона реки ЛУАРЫ. Благодаря дворянству открывались некоторые пути. Каждый дворянин должен был послужить, быть солдатом. И был. Лыб олязан учиться в престижной школе. В 12 лет определят во ля Флэш - иезуитская школа. сАМЫЙ ПРиличный курс математики. Образование давали церковные власти. Кеплер учился на священника, Коперник был священником. В основном у католиков, меньше у протестантов. Когда началась 30 летняя война он записался в голландсую армию воевать, был под прагой, потом вернулся воевал под ля рошелью. Под прагой против католиков, впод ля рошелью воевал против католиков - обычное время превращения людей. Король генрих 4 - годы молодости декарта, то он из каталосчества в просетстанство перекрашивался раз 5-6. Декарт оставался католиком, но был уже человеком нового времени, много говорил о божественном устрйостве мира, но для него был важен мир. Акцент переносился с божественного на законы. Галилей - бог для познания души и земли создал необходимые инструменты, бог создал голову, вдохновил на священное писание. Можно изучать по священному писанию или напрямую по миру, которы создал бог.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь