Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Величием Твоим, я непре-менно обольщу их всех,
кроме искренних Твоих рабов из их числа! » [Аллах] сказал: «Клянусь истиной, Я говорю только истину! Я непременно заполню Геенну тобой и теми из них, кто за тобой последует, — всеми! »
y z Рассказ об Адаме y33
Скажи, [о Мухаммад]: «Я не требую у вас за это 1 никакого вознаграждения и не отношусь к числу обреме-няющих себя [тем, что имделать не велено].
Он 2 — не что иное, как напо-минание для [обитателей] Миров,
и через некоторое время узна-ете вы весть о нём» (38: 67–88).
Вот что говорится об Адаме в разных сурах Корана, о чём я уже упоминал в своём «Тафсире»3. А теперь поговорим о смысле указаний приводимых выше священных аятов и приведём ха-дисы, которые имеют отношение к этому.
Благородные ангелы спрашивают о смысле сотворения Адама
Всевышний поведал, как Он обратился к ангелам, о чём в Ко-ране сказано так: «Когда сказал Господь твой ангелам: “По-истине, Я помещу на земле преемника”…» (2: 30). Аллах
1 То есть за призыв к Аллаху с помощью Корана. 2 Имеется в виду Коран.
3 [Тафсир Ибн Касир] — одно из наиболее известных толкований Корана. z34 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
уведомил их, что Он хочет создать Адама и его потомков, ко-торые будут замещать друг друга. Аллах Всевышний также сказал: «Это Он сделал вас преемниками [тех, кто жил]
на земле [прежде] …» (6: 165). Аллах Всевышний также ска-зал: «…и делает вас преемниками [тех, кто жил на] земле
[прежде] » (27: 62). Таким образом, Он указал на предстоя-щее сотворение Адама и его потомства, известив об этом анге-лов, как извещают о великом деле перед его свершением. Что же касается ангелов, то они стали задавать вопросы, желая узнать о смысле этого, а не потому, что они противились Его воле, или хотели умалить достоинство потомков Адама, или завидовали им, как полагают некоторые невежественные тол-кователи. Ангелы говорили: «Неужели сделаешь Ты [пре-емником] на [земле] того, кто будет творить на ней нечес-тие и проливать кровь? » (2: 30). Как говорят, они знали, чтотак будет, поскольку уже видели это среди джиннов, создан-ных до Адама , и поняли, что с теми, кто создан из пра-ха, в большинстве случаев будет происходить нечто подобное, а Аллах знает об этом лучше.
Ангелы говорили также: «тогда как мы прославляем Те-бя хвалой и чтим Тебя свято» (2: 30). Это значит: мы посто-янно поклоняемся Тебе, и нет среди нас никого, кто ослушал-ся бы Тебя, и если цель сотворения людей заключается в том, чтобы они поклонялись Тебе, то мы уже делаем это без уста-ли днём и ночью.
В Коране сказано: « [Аллах] сказал: “Поистине, знаю Я то, чего не знаете вы”» (2: 30). Это значит: Я знаю, что со-здание людей принесёт больше пользы, о чём не знаете вы, ибо в будущем появятся среди них пророки, посланники, правди-вейшие, шахиды1 и праведники.
1 Ш а х и д — воин, павший в сражении за веру. z Рассказ об Адаме y35
Затем Он разъяснил им, что Адам превзойдёт их зна-нием. Аллах Всевышний сказал: «И научил Он Адама всем именам» (2: 31). Как указывает Ибн ‘Аббас , имеютсяв виду имена и дела всех больших и малых существ*. Пере-дают со слов Анаса ибн Малика , что Посланник Алла-ха сказал:
В День воскресения верующие соберутся и станут гово-рить: «Не поискать ли нам того, кто заступится за нас пред нашим Господом? » И [люди] придут к Адаму и станут говорить: «Ты — отец людей**; Аллах создал тебя Своей рукой, и [велел] ангелам пасть перед то-бой ниц, и научил тебя именам всех вещей…» [Бухари,
№ 4476; Муслим, № 193].
Аллах Всевышний сказал: «И научил Он Адама именам всех [вещей], а потом представил их ангелам и сказал: “Назо-вите Мне имена их, если вы говорите правду”» (2: 31). Аль-Хасан аль-Басри1 сказал: «Когда Аллах пожелал создать Ада-ма, ангелы стали говорить: “Кого бы ни создал Господь наш, мы всё равно будем знать больше, чем он”. За это они бы-ли подвергнуты испытанию, на что и указывают слова Аллаха
“если вы говорите правду” »[Тафсир Табари, т. 1, с. 173].Ангелы сказали: «Слава Тебе! Знаем мы лишь то, че-
му Ты научил нас. Поистине, Ты — Знающий, Мудрый! »
(2: 32) Это значит: Ты слишком высок, и усвоить часть Твое-го знания может лишь тот, кого Ты научишь чему-либо, на что указывают другие слова Всевышнего: «а они постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает» (2: 255).
1 А л ь - Х а с а н а л ь - Б а с р и (642–728) — один из наиболее известных и авторитетных богословов из числа последователей (таби‘уна)***. z36 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Аллах Всевышний сказал: « [Тогда] Он велел: “О Адам, сообщи им имена их”, а когда [Адам] сообщил им их име-на, [Аллах] сказал: “Разве не говорил Я вам, что знаю о со-
крытом в небесах и на земле и знаю, что вы делаете откры-то и что скрываете? ”» (2: 33). Это значит: Я знаю тайное, какзнаю явное.
Аллах Всевышний сказал: «И вот сказали Мы ангелам: “Падите ниц пред Адамом”, и пали [все], кроме Иблиса, отказавшегося, возгордившегося…» (2: 34). Аллах Всевыш-ний оказал Адаму великую честь, ибо Он создал его Своей ру-кой и вдохнул в него от Своего духа, на что указывают Его сло-ва «Когда же Я придам ему [соразмерную] форму и вдохну в него от Моего духа, падите пред ним ниц» (15: 29). Такимобразом, Аллах оказал честь Адаму четырежды: Он создал его Своей рукой, вдохнул в него от Своего духа, велел ангелам склониться перед ним до земли и научил его именам всех вещей. Вот почему, когда Муса встретился с Адамом в высшем сонме и они начали вести прения, Муса сказал ему: «Ты — отец лю-дей Адам, которого Аллах создал Своей рукой, и Он вдунул в тебя от Своего духа, и [велел] ангелам склониться пред то-бой до земли, и научил тебя именам всех вещей» [Абу Давуд, № 4702; Абу Я‘ля, № 243]. В День воскресения так же будут обращаться к Адаму и верующие.
Иблис завидует Адаму
В других аятах говорится:
Мы создали вас, потом при-дали вам [соразмерную] форму, а потом сказали анге- z Рассказ об Адаме y37
лам: «Падите ниц пред Ада-мом», и [все] они пали ниц, но не Иблис, которого не было среди склонившихся.
Он сказал: «Что помешало тебе совершить земной поклон, когда Я велел тебе [сделать это]? » Он сказал: «Я лучше него, [ведь] меня Ты создал из огня, а его — из глины» (7: 11–12).
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Иблис сравнил [себя с Адамом] и стал первым, кто прибег к суждению по аналогии». Мухаммад ибн Сирин1 сказал: «Иблис первым прибег к суждению по ана-логии, а ведь если бы не суждения по аналогии, [люди] не стали бы поклоняться ни солнцу, ни луне» [Тафсир Табари, т. 7, с. 98].
Это значит, что он посмотрел на себя, сравнивая се-бя с Адамом, посчитал, что он достойнее Адама, и отказался склониться перед ним до земли, несмотря на то что сделать это было велено ему и всем ангелам.
Таким образом, если имеется прямое указание, суждение по аналогии будет недействительным. Кроме того, суждение Иблиса, которое он сделал на основании сравнения, само по себе было неверным, поскольку глина полезнее и лучше огня: глине присущи степенность, кротость, долготерпение и способ-ность расти, а огню — безрассудство, лёгкость, поспешность и способность уничтожать.
1 М у х а м м а д и б н С и р и н (655–732) — один из наиболее авторитетных последователей, отличавшийся крайним благочестием. z38 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Аллах почтил Адама тем, что создал его Своей рукой и вдохнул в него от Своего духа, в силу чего Он и велел анге-лам склониться перед ним до земли.
Аллах Всевышний сказал:
[Вспомни, как] Господь твой сказал ангелам: «Поистине, Я создам человека из сухой звонкой глины, [полученной]
из изменившейся грязи. Когда же Я придам ему
[соразмерную] форму и вдохну
в него от Моего духа, падите пред ним ниц». И пали ниц все ангелы,
но не Иблис, который отка-зался быть с кланяющимися. [Аллах] сказал:
«О Иблис! Почему ты не с кланяющимися? »
[Иблис] сказал: «Не стану я кланяться до земли человеку, которого Ты создал из сухой звонкой глины, [полученной] из изменившейся грязи! » z Рассказ об Адаме y39
[Аллах] сказал: «Изыди из [Рая]! Поистине, проклят ты и, поистине, проклятие будет [лежать] на тебе до самого Дня воздаяния! »
(15: 28–35).
Иблис заслужил такое наказание, поскольку неизменно умалял достоинство Адама и превозносился над ним. Кроме того, он не повиновался прямому велению Аллаха, а потом начал оправ дываться, что не принесло никакой пользы, и его оправдания оказались хуже совершённого им греха.
Аллах Всевышний сказал:
[Вспомни, как] сказали Мы ангелам: «Падите ниц пред Адамом», и [все] они пали, но не Иблис, [который] ска-
зал: «Стану ли я склоняться до земли перед тем, кого Ты создал из глины?! »
[Иблис] сказал: «Скажи мне, это ли тот, кого Ты пре-вознёс надо мной? Поис-тине, если Ты дашь мне отсрочку до Дня воскресе-ния, я непременно подчиню себе [всё] его потомство,
за малым исключением». z40 Ибн Касир. Рассказы о пророках
[Аллах] сказал: «Иди, а воз- даянием — великим воздая-нием! — тем из них, которые последуют за тобой, [и тебе],
Поистине, послужит Геенна.
Побуждай тех из них, кого сможешь, своим голосом, [собирай] против них свою конницу и пехоту, [распоря-жайся] вместе с ними [их] богатствами и детьми и давай им обещания — лишь оболь-щением будет всё, что бы ни пообещал им Шайтан.
Поистине, не будет у тебя власти над Моими рабами. Довольно того, что Господь твой является [их] Покрови-телем» (17: 61–65). Аллах Всевышний также сказал:
[Вспомни, как] сказали Мы ангелам: «Падите ниц пред Адамом», и [все] они пали, но не Иблис, [который] был из [числа] джиннов
и ослушался веления Господа своего (18: 50).
y z Рассказ об Адаме y41
Это значит, что Иблис намеренно не подчинился Аллаху, веление Которого он не выполнил из-за своего упрямства и высокомерия. Это случилось лишь потому, что Иблиса, созданного из пламени, подвела его дурная натура в то время, когда он больше всего нуж-дался в её поддержке. Передают со слов ‘Аиши, да будет дово-лен ею Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Ангелы были созданы из света, джинны — из чистого пламени1, а Адам — из того, о чём вам было сказано»2[Муслим, № 2996].
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Иблис ни единого мгнове-ния не был ангелом»* [Тафсир Табари, т. 1, с. 179]. Аллах Всевышний сказал:
[Вспомни, как] сказал Гос- подь твой ангелам: «Поис-тине, Я создам человека из глины. Когда же я придам ему [сораз-мерный облик] и вдохну в него Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы