Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мы выбросили его на пустын-ный берег, когда он был болен,



и  взрастили рядом с  ним тык-венное дерево.

[Потом] Мы послали его [в  го-род, где жили] сто тысяч [чело-век] или более того.

 

Они уверовали, и  Мы позво-лили им наслаждаться [бла-гами этого мира] до [извест-ного] времени (37: 139–148).

Аллах Всевышний также сказал:

 

Жди терпеливо решения Господа твоего и  не уподоб-ляйся тому, кто [был во чреве]

рыбы и, скорбя, воззвал

 

[к  Господу].

 

Если бы не милость его Гос-пода, которая была [оказана]

ему, он был бы выброшен на пустынный берег достойным порицания.

[Но] его Господь избрал его и  сделал [одним] из правед-

ных (68: 48–50).


 

y


z Рассказ о  Юнусе  y487


 

Покаяние народа Юнуса

 

Как указывают толкователи Корана, Аллах послал Юнуса  к  жителям Ниневии, которая находилась на земле Мосула1. Юнус призвал их к  Всемогущему и  Великому Аллаху, однако они сочли его лжецом и  восстали в  силу своего неверия и  упорства. Подобное положение сохранялось довольно долго, и  в  конечном итоге он вы-шел к  ним и  пообещал, что через три дня их постигнет наказание. Когда же Юнус покинул их и  они убедились в  неизбежности на-казания, Аллах внушил им мысль о  необходимости покаяния, пос-ле чего эти люди стали сожалеть о  том, что они обошлись со сво-им пророком подобным образом, и  облачились в  чёрные одежды. Они отделили весь домашний скот от приплода, а  потом приня-лись громко взывать с  мольбами к  Всемогущему и  Великому Ал-лаху, кричать, умолять Его и  жаловаться Ему на своё бедственное положение. В  этот великий и  ужасный день мужчины, женщины и  дети плакали, верблюды и  верблюжата ревели, коровы и  телята мычали, а  овцы и  ягнята блеяли, и,   сжалившись над ними, Вели-кий Аллах избавил их от наказания, которое им грозило.

 

Вот почему Аллах Всевышний сказал: «Разве помогла ве-ра [жителям хоть одного] селения, [которые] уверовали, [узревнаказание]? » Это значит: разве в  прошлом было хоть одно селе-ние, все жители которого уверовали бы? И  Он указал, что тако-го не было, о  чём в  Коране сказано так:

 

И в  какое бы селение Мы ни послали предостерегающего, те его [обитатели], которые

привыкли к  роскоши, неиз-менно говорили: «Поистине,


 

1 М о с у л   — город в Северном Ираке.


z488 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

мы не веруем в  то, с  чем вы были посланы» (34: 34).

 

На это же указывают другие слова Аллаха: «…кроме народа

 

Юнуса? Когда они уверовали, Мы избавили их от позор-ного наказания в  земной жизни и  позволили наслаждаться

[благами этого мира] до [известного] времени». Это значит, что все они уверовали.

 

Толкователи разошлись во мнениях относительно то-го, принесла ли эта вера им пользу в  мире ином и  избавила ли она их от наказания там, как избавила в  земной жизни. Аллах знает об этом лучше, но из того, что сказано в  Коране, можно сделать вывод, что вера принесла им пользу и  в  мире вечном. Аллах Всевышний сказал: «Когда они уверовали…» Аллах Всевышний также сказал: « [Потом] Мы послали его [в го-род, где жили] сто тысяч [человек] или более того.  Они уверовали, и  Мы позволили им наслаждаться [благами это-го мира] до [известного] времени». Упоминание о  том, что им было позволено наслаждаться мирскими благами до известно-го времени, не исключает того, что они были избавлены от на-казания в  мире вечном, а  Аллах знает об этом лучше.

 

Этих людей определённо насчитывалось не менее ста ты-сяч. Среди толкователей нет единого мнения по вопросам о  том, было ли их больше, был ли Юнус послан к  ним до того, как его проглотила рыба, или после, а  также о  том, к  одному или двум народам он был послан.

 

 

Юнус  во чреве рыбы

 

Разгневавшись на людей своего народа, Юнус  покинул их и  сел на корабль, который уже выходил в  море. Через неко-


z Рассказ о  Юнусе  y489


 

торое время море разволновалось, поднялись волны, и  тяжело гружёный корабль чуть не утонул вместе со всеми, кто на  нём находился. Тогда люди стали держать совет и  договорились, что выбросят за борт того, на кого падёт жребий, чтобы сде-лать груз легче.

 

Когда жребий бросили первый раз, он пал на пророка Ал-лаха Юнуса  . Люди не позволили ему прыгать и  бросили жребий ещё раз, но он снова пал на Юнуса. Он стал поспеш-но снимать одежду, чтобы броситься в  воду, но люди не согла-сились с  этим и  бросили жребий в  третий раз, и  снова он пал на Юнуса, ибо Аллах желал, чтобы благодаря этому сверши-лось важное дело.

 

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Юнус тоже был

 

[одним] из посланников.  Вот бежал он к  нагруженно-му кораблю,   а  потом бросал жребий и  оказался в  чис-ле проигравших.  Проглотила его [огромная] рыба, ког-да был [Юнус] достоин порицания». После того как жребийпал на Юнуса, его бросили в  море, и  Всемогущий и  Великий Аллах послал к  нему огромную рыбу. Она проглотила его, но Аллах Всевышний велел ей не есть его плоть и  не ломать кости, сказав, что Юнус не является её уделом. Тогда она проглоти-ла его и  проплыла с  ним по всем морям. Говорят также, что эту рыбу проглотила другая, более крупная рыба. Оказавшись во чреве рыбы, Юнус решил, что умер, но потом попробовал по-шевелиться и  понял, что жив. Тогда Юнус пал ниц и  восклик-нул: «О Господь мой! Я склонился перед Тобой в  таком месте, в  подобном которому никто ещё не поклонялся Тебе! »

 

Толкователи Корана расходятся во мнениях относительно того, сколько времени Юнус пробыл во чреве рыбы, а  о  том, сколько именно он оставался там, лучше знает Аллах.

Когда эта рыба стала плавать с  ним по бурным морям, то опускаясь на дно, то рассекая солёные волны, он услышал, как


z490 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

рыбы прославляют Милостивого и  как мелкие камешки славят Того, Кто расщепляет зёрна и  ядра, Господа семи небес, се-ми земель, всего, что находится между ними, и  всего, что на-ходится под землёй. Услышав это, Юнус сказал то, что ска-зал, а  его слова передал нам Всемогущий и  Великий Аллах, Который знает всё тайное, избавляет от бедствий, слышит да-же слабые голоса и  отвечает на мольбы, даже если Его просят о  чём-то великом. В  ясном Писании, ниспосланном верному посланнику, Аллах, Который говорит самые правдивые сло-ва, Господь миров и  Бог посланников, сказал: «И [вспомни, как] Зу-н- нун в  гневе покинул [Ниневию] …» Здесь име-ется в  виду, что он направился к  своей семье. Далее в  Коране сказано: «…считая, что Мы не властны над ним. [Однако] воззвал он во мраке [кромешном]: “Нет бога, кроме Тебя, преславен Ты! Поистине, был я [одним] из несправедли-вых! ”  Мы вняли его [мольбе] и  избавили его от скор-би. Так Мы спасаем верующих». Слова «считая, что Мы не  властны над ним» означают: считая, что Мы не сдела-ем его положение затруднительным. Говорят также, что здесь речь идёт о  предопределении.

 

Говоря о  словах «воззвал он во мраке [кромешном] », Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Аббас, ‘Амр ибн Маймун, Са‘ид ибн Джу-байр, Мухаммад ибн Ка‘б, аль-Хасан аль-Басри, Катада и  ад-Даххак указывали, что здесь имеется в  виду мрак, который был во чреве рыбы, мрак морских глубин и  мрак ночи*.

 

О смысле слов Аллаха «Не будь [Юнус] из числа про-славляющих,   он непременно остался бы во чреве её до то-го Дня, [когда люди] будут воскрешены! » было сказано следу-ющее: если бы он не прославлял Аллаха, не выражал Ему свою покорность и  не приносил покаяние, то непременно так и  остался бы там до самого Дня воскресения и  был бы воскрешён из чрева рыбы. Таков смысл одной из двух версий сообщения о  том, что


z Рассказ о  Юнусе  y491


 

сказал Са‘ид ибн Джубайр. Говорят также, что слова «Не будь [Юнус] из числа прославляющих» означают: если бы Юнус не проявлял покорность, не молился и  не поминал Аллаха час-то до того, как его схватила рыба. Такого мнения придержива-лись ад-Даххак ибн Кайс, Ибн ‘Аббас, Абу аль-‘Алия, Вахб ибн Мунаббих, аль-Хасан аль-Басри, Катада и  многие другие, в  том числе Ибн Джарир ат-Табари [Тафсир Табари, т.  23, с.  64]. В  пользу правильности подобного мнения свидетельствует ха-дис Ибн ‘Аббаса  , который передал, что однажды Посланник Аллаха  сказал ему:

 

О мальчик, я научу тебя нескольким словам1: храни па-мять об Аллахе2, и  Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и  ты обнаружишь Его перед собой3, стремись узнать Аллаха в  благоденствии, и  Он узнает тебя в  бе-

 

де… [Ахмад, т.  1, с.  293; Тирмизи, №  2516; и др. Достовер-ный хадис].

 

Вольноотпущенник Умм Салямы4 ‘Абдуллах ибн Рафи‘ пере-дал, что он слышал, как Абу Хурайра  сказал:

 

Посланник Аллаха  сказал: «Пожелав поместить Юнуса в  чрево рыбы, Аллах внушил ей: “Схвати его, но не царапай его плоть и  не ломай кости”. Когда [эта

 

1 То есть дам тебе несколько наставлений, которые Аллах сделает полезными для тебя.

 

2 Помнить об Аллахе  — значит всегда бояться Его, неуклонно выполнять Его веления и не совершать запрещённого Им.

 

3 То есть ты почувствуешь Его поддержку и помощь.

 

4 Ум м С а л я м а, да будет доволен ею Аллах,   — жена Пророка  .


z492 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

рыба] вместе с  Юнусом опустилась на дно моря, он услышал какой-то звук и  спросил себя: “Что это? ”  — и  Аллах ниспослал [Юнусу], находившемуся во чре-ве рыбы, откровение: “Поистине, [так] прославляют [Аллаха обитатели] моря”. И  [Юнус], который нахо-дился во чреве рыбы, [тоже] стал славить [Аллаха]. Услышав его славословие, ангелы сказали: “О Господь наш! Поистине, мы слышим слабый голос, [донося-щийся] с  незнакомой земли”. [В  ответ им Аллах] ска-зал: “Это Мой раб Юнус, который ослушался Меня, [за что] Я поместил его во чрево рыбы, [плавающей] в  море”. [Ангелы] спросили: “[Это тот] праведный раб, от которого восходили к  Тебе ежедневно и  еже-нощно праведные дела? ” [Аллах] сказал: “Да”. Тогда они стали ходатайствовать за него, и  по велению [Ал-лаха рыба] выбросила [Юнуса] на берег, “когда он был болен”, как сказал об этом Аллах»[Баззар, т.  2,

 

с.  104, №  1502; Хайсами, т.  7, с.  111 и др. Слабый хадис; его содержание усиливается другими хадисами, которые приво-дятся ниже].

 

Передают со слов Язида ар-Раккаши, что он слышал, как Анас ибн Малик  , ссылаясь на Посланника Аллаха  , сказал:

 

Когда пророку Аллаха Юнусу  , находившему-ся во  чреве рыбы, пришло на ум обратиться к  Алла-ху с  этими словами, он сказал: «О Аллах! Нет бо-

 

га, кроме Тебя, преславен Ты! Поистине, был я  [одним] из несправедливых! » (21: 87). Когда этамольба [приблизилась] к  престолу [Аллаха], анге-лы сказали: «О  Господь наш! [Мы слышим] слабый знакомый голос, [доносящийся] с  незнакомой зем-


z Рассказ о  Юнусе  y493


 

ли». [Аллах] спросил: «Знаете ли вы его? » Ангелы сказали: «Нет, о  Господь, а  кто это? » [Аллах] ска-зал: «Мой раб Юнус». Ангелы сказали: «Твой раб Юнус, дела которого всегда принимаются, а  на моль-бы даются ответы? О  Господь наш! Неужели Ты не помилуешь его за то, что он делал в  благоденствии, и  не избавишь его от беды? » [Аллах] сказал: «Да», после чего отдал рыбе веление, и  та выбросила его на пустынный берег [Тафсир Рази, т.  10, с.  3228, №  18281;

 

Тафсир Табари, т.  10, с.  528; Тафсир ‘Абд-ар-Раззак, т.  2, с.  156–157. Слабый хадис].

 

Ибн Абу Хатим сообщает, что Абу Сахр Хумайд ибн Зияд сказал, что, когда он передавал этот хадис, Ибн Кусайт сказал ему, что он слышал, как Абу Хурайра  сказал: «Он был вы-

брошен на пустынный берег, и  Аллах взрастил над ним дерево

йактына  —ة ن ي ط ق ي ».

 

Ибн Кусайт сказал: «Мы спросили: “О Абу Хурай-ра, а  что такое йактына? ”  — и  он сказал: “Тыквенное де-рево”. Абу Хурайра  также сказал: “И Аллах сделал так, что по утрам и  вечерам к  нему стали приходить дикие козы*, питавшиеся травой, а  он пил их молоко, пока дерево не стало плодоносить”».

 

Слова «когда он был болен» означают, что тело Юнуса ослабело. Ибн Мас‘уд сказал: «Он был подобен птенцу, у  ко-торого ещё не выросли перья».

 

Ибн ‘Аббас, ас-Судди и  Ибн Зайд говорили: «Он был подо-бен только что родившемуся младенцу, на котором ничего нет».

Аллах Всевышний сказал: «…и взрастили рядом с  ним тыквенное дерево». Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Аббас, ‘Ик-рима, Муджахид, Са‘ид ибн Джубайр, Вахб ибн Мунаббих, Хиляль ибн Яссаф, ‘Абдуллах ибн Таус, ас-Судди, Катада,


z494 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

ад-Даххак, ‘Ата аль-Хурасани и  многие другие указывали, что речь идёт о  тыкве.

 

Как отмечают некоторые улемы, Аллах взрастил над ним тыкву по многим причинам. Так, например, листья тыквы чрез-вычайно нежны и  многочисленны. Листья тыквы дают густую тень, к  ней не приближаются мухи, а  её плоды можно употреб-лять и  сырыми, и  варёными на любой стадии их развития. Кро-ме того, можно есть кожуру и  семечки тыквы, которая укреп-ляет мозг и  имеет много других полезных свойств.

 

Ранее уже приводилось сообщение Абу Хурайры о  том, что Аллах Всевышний подчинил Юнусу диких коз, которые паслись в  пустынной местности, приходили к  нему утром и  ве-чером и  давали ему своё молоко, что было благодеянием Алла-ха и  проявлением Его милости. Вот почему Аллах Всевышний сказал: «Мы вняли его [мольбе] и  избавили его от скорби», то есть от печали и  затруднительного положения, в  котором он  оказался. Слова Аллаха «Так Мы спасаем верующих» означают: так Мы поступаем с  каждым, кто взывает к  Нам и  просит Нас о  помощи.

 

Сообщается, что Са‘д ибн Абу Ваккас  сказал:

 

[Однажды] я прошёл в  мечети рядом с  ‘Усманом ибн ‘Аффаном и  поприветствовал его, он же посмотрел на  меня, но не ответил на моё приветствие. Тогда я по-шёл к  ‘Умару ибн аль-Хаттабу и  сказал: «О повелитель правоверных! Разве в  исламе появилось что-то новое? » Он сказал: «Нет, а  что случилось? » Я сказал: «Ниче-го, но я только что прошёл в  мечети рядом с  ‘Усманом, которого поприветствовал, и  он увидел меня, но не от-ветил на моё приветствие. Тогда ‘Умар послал за ‘Ус-маном и  спросил его: «Что помешало тебе ответить на  приветствие твоего брата? » ‘Усман сказал: «Не бы-


z Рассказ о  Юнусе  y495


 

ло такого». Я сказал: «Нет, было! »  — и  каждый из нас поклялся, что говорит правду. А  через некоторое вре-мя ‘Усман всё вспомнил и  сказал: «Да, конечно, и  я про-шу Аллаха о  прощении и  приношу Ему своё покаяние! Ты действительно недавно прошёл рядом, когда я [пы-тался вспомнить] слова, которые услышал от Послан-ника Аллаха  , но, клянусь Аллахом, так и  не вспомнил их, [ибо] не иначе как мои глаза и  сердце окутала какая-то пелена! »

 

Са‘д ибн Абу Ваккас  сказал:

 

И  я передам тебе их. [Как -то раз] Посланник Алла-ха  начал приводить нам слова одной мольбы, но тут явился какой-то бедуин, который отвлёк его, и  Пос-ланник Аллаха  встал, а  я пошёл за ним. Когда я  стал опасаться, что он войдёт в  свой дом, прежде чем мне удастся­ догнать его, я топнул ногой по земле. Тог-да Посланник Аллаха  повернулся ко мне и  спросил: «Кто это? Абу Исхак? » Я  сказал: «Да, о  Посланник Аллаха». Он сказал: «Прекрати [топать]». Я  ска-зал: «Не буду, клянусь Аллахом, однако ты привёл нам начало одной мольбы, а  потом пришёл этот беду-

 

ин и  отвлёк тебя». [Пророк  ] сказал: «Да, это моль-ба Зу-н-Нуна, [с которой он обратился к  Аллаху], ког-да находился во чреве рыбы: “Нет бога, кроме Тебя, преславен Ты! Поистине, был я  [одним] из неспра-ведливых! ” (21: 87). И, поистине, кто бы из мусульманни обратился к  своему Господу с  [такими словами], мо-ля [Его] о  чём-либо, на его мольбу непременно будет дан ответ» [Ахмад, т.  1, с.  170; Тирмизи, №  3505; аль-Ха-

ким, т.  1, с.  505 и  др. Достоверный хадис].


z496 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Упоминание о  достоинстве Юнуса 

 

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Юнус тоже был [од-ним] из посланников». Кроме того, Юнус  упоминается как один из пророков, благословения и  мир им, в  сурах «Жен-щины» и  «Скот»1.

 

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда  , что Послан­ ник Аллаха  сказал:

 

[Ни один] раб [Аллаха] не должен говорить: «Я луч-ше, чем Юнус ибн Матта» [Ахмад, т.  1, с.  390; Бухари,

 

№  3412].

 

Передают со слов Ибн ‘Аббаса  , что [однажды] Посланник Аллаха  сказал:

 

Не следует [ни одному] рабу [Аллаха] говорить: «По-истине, я лучше, чем Юнус ибн Матта», упомянув на-ряду с  [именем Юнуса] и  имя его отца [Ахмад, т.  1,

 

с.  242; Бухари, №  3413; Муслим, №  2377; Абу Давуд, №  4669].

 

Абу Хурайра  передал хадис, где сообщается о  мусульмани-не, ударившем по лицу иудея, который сказал: «Нет, клянусь Тем, Кто избрал Мусу, [отдав ему предпочтение] перед [всеми обитателями] миров! »

 

Приведя этот хадис, аль-Бухари сказал: «И я не говорю, что кто-либо достойнее Юнуса ибн Матты» [Бухари, №  3414, 3415; Муслим, №  2373]. По мнению некоторых улемов, слова Пророка  «Никому не следует говорить: “Я лучше Юну-


 

1 «Женщины»  — 4-я сура Корана, «Скот»  — 6-я сура Корана.


z Рассказ о  Юнусе  y497


 

са ибн Матты”» означают, что никто не должен ставить се-бя выше Юнуса  .

 

Согласно другому мнению, смысл этих слов Пророка  таков: никому не следует отдавать мне предпочтение перед Юнусом ибн Маттой1. Указанием на это служит хадис, в  кото-ром сообщается, что Пророк  сказал:

 

Не отдавайте мне предпочтение ни перед пророками [вообще], ни перед Юнусом ибн Маттой [кади ‘Ияд, т.  1,

с.  170].

 

Эти слова указывают на смирение Пророка, благословение и  мир ему и  всем остальным пророкам и  посланникам.


 

 

1 Если исходить из этого, перевод хадиса должен иметь следующий вид: «Не  должен [ни один] раб [Аллаха] говорить, что я лучше, чем Юнус ибн Матта».


z y


 

 

Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране 

 

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И помяни Мусу, [когдабудешь читать людям] Писа-

ние. Поистине, был он избранным и  являлся посланником­ и  пророком.

 

Мы обратились к  нему с  пра-вой стороны горы и  прибли-зили его для тайной беседы.

И  по милости Своей к  нему Мы [сделали] пророком [также] его брата Харуна

(19: 51–53).

 

В этом аяте­ Аллах говорит о  Мусе как о  посланнике и  пророке и  указывает, что Он избрал Мусу, приблизил его к  Себе и  ока-зал ему милость, сделав пророком и  его брата Харуна. Крат-кие или пространные упоминания о  Мусе можно найти в  раз-ных сурах, здесь же мы расскажем о  его жизни с  самого начала и  до конца, опираясь на содержание Корана и  хадисов и  сооб-щения наших праведных предшественников.


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y499


 

Фараон обращает в  рабство сынов Исра’иля

 

Аллах Всевышний сказал:

Та. Син. Мим.

Это  — аяты­ ясного Писания.

Мы прочтём тебе [согласно] истине [некоторые] известия

о  Мусе и  фараоне для верую-щих людей.

 

Поистине, фараон превоз-нёсся на земле и  разделил её жителей на части. [Вознаме-рившись] ослабить некоторых

из них, он уничтожал их сыновей и  оставлял в  живых женщин. Поистине, был он [одним] из тех, кто распро-

Странял нечестие.

Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предво-дителями и  наследниками,

укрепить их [положение]

 

на  земле и  показать фараону, Хаману и  их воинам то, чего они опасались (28: 1–6).


z500 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Здесь вкратце говорится о  том, что потом излагается про-странно. Аллах Всевышний говорит, что Он прочтёт Своему Пророку Мухаммаду  известие о  Мусе  согласно истине. Другими словами, оно будет столь правдивым, что о  том, кто его услышит, можно будет сказать, что он будто сам слышал и  видел всё это.

 

Слова Аллаха «фараон превознёсся на земле и  разде-лил её жителей на части» указывают на то, что фараон про-являл высокомерие, заносчивость и  несправедливость, отда-вал предпочтение земной жизни и  отказывался повиноваться своему Высочайшему Господу. Слова «и разделил её жите-лей на  части» означают, что он разделил своих подданныхна различные группы и  не придавал никакого значения той из  них, которую составляли сыны Исра’иля, являвшиеся по-томками пророка Аллаха Я‘куба, сына Исхака, сына Ибрахи-ма. В  то время израильтяне были лучшими людьми на земле, однако этому несправедливому, жестокому, неверному и  не-честивому царю была предоставлена власть над ними. Фара-он поработил их, используя для выполнения самой тяжёлой и  грязной работы, и  вместе с  тем «он уничтожал их сыновей и  оставлял в  живых женщин. Поистине, был он [одним]

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  2. A. Смещение суставной головки через вершину суставного бугорка на передний его скат
  3. A.27. Процедура ручной регулировки зеркала заднего вида
  4. B. С нарушением непрерывности только переднего полукольца
  5. Cсрочный трудовой договор и сфера его действия.
  6. F. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  7. G) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
  8. H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
  9. I. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
  10. I. ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  11. I. Рабочее тело и параметры его состояния. Основные законы идеального газа.
  12. I. Чтобы они поистине были универсальными для научных занятий.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.105 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь