Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ности, если пожелает Аллах».
[Юсуф усадил] своих родителей на трон [рядом с собой, после чеговсе] они пали ниц перед ним, а [Юсуф] сказал: «О отец мой! Это и есть толкование сна, [кото-рый я видел в детстве]. Господь мой сделал [этот сон] явью и ока- зал мне благодеяние, выведя из темницы. [Кроме того], Он при-вёл вас [ко мне] из пустыни после того, как шайтан [посеялсемена вражды] между мною
и моими братьями. Поистине, Господь мой проявляет доброту, к кому пожелает. Поистине, Он — Знающий, Мудрый.
Господь мой! Ты даровал мне власть и научил меня толко-вать [сны]. Творец небес и земли, Ты — мой z458 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Покровитель в этом мире и в мире ином, упокой же меня предавшимся Тебе и присоедини меня к правед-ным! » (12: 99–101). В этих аятах рассказывается о встрече любящих после дол-гой разлуки. Их содержание позволяет примерно определить, сколько длилась эта разлука. Жена вельможи пыталась со блазнить Юсуфа, когда тому было семнадцать лет, на что ука-зывают многие толкователи Корана. Как отмечает ‘Икрима и другие, в темнице он провёл семь лет. После освобождения Юсуфа из темницы семь лет были урожайными, а в течение следующих семи лет люди голодали. Затем его братья снача-ла приехали в Египет за зерном одни, на следующий год они привезли с собой Биньямина, а на третий год Юсуф обо всём рассказал им и велел привезти с собой всех членов их семей, что и было сделано.
В Коране сказано: «Когда [все они прибыли в Еги-пет и] вошли к Юсуфу, он [обнял] своих родителей и ска-зал: “Войдите в Египет, [и вы будете здесь] в безопасности, если пожелает Аллах”». Имеется в виду, что он встретилсяс родителями отдельно от братьев и предложил им поселить-ся в Египте, где они могли занять высокое положение и жить в безопасности.
Аллах Всевышний сказал: « [Юсуф усадил] своих ро-дителей на трон…» По мнению знатоков Торы, к тому вре-мени его мать уже умерла. Некоторые толкователи Корана го-ворят, что Аллах Всевышний оживил её, другие же считают, что этой женщиной была его тётка со стороны матери Лия, ибо тётка со стороны матери занимает такое же положение, как и мать. z Рассказ о Юсуфе y459
Как отмечал Ибн Джарир [Тафсир Табари, т. 13, с. 44] и не-которые другие улемы, исходя из очевидного смысла этого аята следует считать, что мать Юсуфа дожила до этого дня, пола-гаться же на противоречащие этому слова людей Писания не подобает, а Аллах знает об этом лучше.
После того как Юсуф усадил их на свой трон, «они пали ниц перед ним». Имеется в виду, что родители и всеодиннадцать братьев склонились перед ним в земном по клоне в знак уважения, что соответствовало их религиозно-му закону и применялось последователями других религий, но было запрещено Шариатом. Юсуф сказал: «О отец мой! Это и есть толкование сна, [который я видел в детстве] », то есть это — толкование моего сна, в котором я увидел, что одиннадцать звёзд, солнце и луна склонились предо мной до земли; я рассказал его тебе, ты же велел мне хранить это в тайне и обещал то, что обещал. Юсуф сказал: «Господь мой сделал [этот сон] явью и оказал мне благодеяние, вы-ведя из темницы», имея в виду, что после тревог и трудно-стей Он сделал его правителем, приказам которого подчи-нялись все жители Египта. Слова Юсуфа «Он привёл вас [ко мне] из пустыни» означают, что они жили в пустыне на земле арабов там же, где жил Ибрахим. Говоря «после то-го как шайтан [посеял семена вражды] между мною и мои-ми братьями», он имел в виду то, как поступили с ним бра-тья, о чём речь шла выше. Затем Юсуф сказал: «Поистине, Господь мой проявляет доброту, к кому пожелает». Этозначит: если Он желает чего-либо, то создаёт необходимые предпосылки и облегчает осуществление этого непостижи-мым для людей образом. Слова «Поистине, Он — Зна-ющий, Мудрый» означают, что Ему известно обо всёми что мудрость Господа проявляется в Его творении, законах и предопределении. z460 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
«Упокой же меня предавшимся Тебе»
Увидев, что Аллах оказал ему совершенную милость и при-вёл его к воссоединению с семьёй, и зная, что в мире этом всё тленно, а на смену совершенству может прийти только убыль, Юсуф должным образом возблагодарил Господа за вели-кое благодеяние и попросил, чтобы Он упокоил его предав-шимся Аллаху и причислил к другим праведным рабам, когда настанет его срок.
Возможно, Юсуф попросил об этом Аллаха перед смертью, как сделал это Пророк Мухаммад , который перед смертью попросил Аллаха вознести его дух к высшему обще-ству и его праведным товарищам из числа пророков и послан-ников, трижды обратившись к Аллаху со следующей мольбой:
О Аллах, [присоедини меня] к высшему обществу*!
[Бухари, № 5674; Муслим, № 2444].
ى ل ع ل أ ا ق ي ف ر ل ا ف ي م ه ل ل ا
Аллахумма, фи-р-рафики-ль-а‘ля
Возможно также, что Юсуф попросил об этом, находясь в полном здравии, поскольку это допускалось их религией и их законом. Касаясь этого, Ибн ‘Аббас сказал: «До Юсуфа ни один пророк не желал себе смерти».
Что же касается нашего религиозного закона (Шариата), то он запрещает нам призывать смерть, за исключением тех слу-чаев, когда человек может впасть в заблуждение, если останет-ся в живых. Указанием на это служит хадис Му‘аза ибн Джа-баля , в котором приводится следующая мольба: «…если же Ты пожелаешь ввергнуть людей в заблуждение, то возьми нас к Себе не заблудшими» [Тирмизи, № 3235; Ахмад, т. 5, с. 243]. z Рассказ о Юсуфе y461
В другом хадисе сообщается, что Пророк сказал: «Сын Адама, смерть для тебя лучше заблуждения! »[Ахмад, т. 5,
с. 237, 427, 428. Достоверный хадис].
В Коране приводятся слова Марьям, мир ей, которая сказала:
О, если бы умерла я до этого и оказалась [всеми] забытой! (19: 23).
Известно, что ‘Али ибн Абу Талиб пожелал себе смерти, когда по причине возникновения смуты дела приняли серьёзный обо-рот и мусульмане вели друг с другом жестокие битвы и часто распространяли всевозможные сплетни. Известно также, что, когда противники стали подвергать составителя «Сахиха» Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари жестоким преследованиям, смерти по-желал себе и он. Что же касается благоденствия, то об этом речь идёт в другом хадисе.
Передают со слов Анаса ибн Малика , что Посланник Аллаха сказал:
Пусть никто из вас никогда не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья, [ибо если] он совершает благое, то, может быть, [сделает ещё больше, если же] он совершает дурное, то, может быть, он покается. Ес-ли же это станет для [человека] неизбежным, пусть ска-жет: «О Аллах, сохраняй мне жизнь, пока жизнь будет для меня лучше, и дай мне умереть, если смерть будет
для меня лучше» [Бухари, № 5671; Муслим, № 2680].
ت ن ا ك ا ذ إ ن ي ف و ت و ي ل ا ي ر خ ت ا ي ل ح ا ت ن ا ك ا م ن ي ي ح أ م ه ل ل ا ي ل ا ي ر خ ة ا ف و ل ا z462 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Аллахумма, ахййи-ни ма канати ль-хаййату хайран ли, ва таваффа-ни иза канати ль-вафату хайран ли
Здесь под несчастьем подразумевается то, что поражает не ре-лигию, а тело — например, болезнь.
Таким образом, ясно, что пророк Аллаха Юсуф об-ратился к Аллаху с подобной мольбой либо находясь при смерти, либо желая, чтобы, когда настанет его срок, Аллах упокоил его предавшимся Ему и причислил к другим правед-ным рабам.
Кончина Я‘куба
Ссылаясь на людей Писания, Ибн Исхак пишет, что, прожив в Египте у Юсуфа семнадцать лет, Я‘куб умер. Пе-ред смертью он завещал Юсуфу похоронить его рядом с отцом и дедом, то есть рядом с могилами Исхака и Ибрахима. Ас-Судди сказал: «Юсуф забальзамировал его тело, отвёз в Шам и похоронил в пещере рядом с его отцом Исхаком и дедом Ибрахимом ».
В Писании иудеев сказано, что Я‘куб приехал в Египет в возрасте ста тридцати лет и прожил там семнадцать лет*. Одна-ко там же говорится, что он умер, когда ему было сто сорок лет**. Это можно объяснить либо ошибкой переписчика, либо тем, что упоминание о единицах было ими опущено, чего они обычно не делают, даже когда дело касается более крупных чисел.
Аллах Всевышний сказал:
[Разве] вы были свидетелями того, как пришла к Я‘кубу z Рассказ о Юсуфе y463
смерть? Тогда спросил он своих сыновей: «Чему будете поклоняться вы после меня? » Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов — Ибра-хима, Исма‘ила и Исхака, Богу Единому, и Ему мы пре-даёмся» (2: 133). Таким образом, Я‘куб завещал своим сыновьям поклоняться только Аллаху, то есть проявлять покорность Ему, к чему Ал-лах велел призывать людей всем пророкам, мир им.
Кончина Юсуфа
Перед смертью Юсуф завещал своим потомкам забрать его тело с собой, если они решат покинуть Египет, и похоро-нить его рядом с отцом, дедом и прадедом, и прах Юсуфа оста вался в Египте, пока его не вывез оттуда Муса , о чём речь пойдёт ниже. z y
Рассказ об Айюбе
Известно, что Айюб являлся потомком Ибрахима, поскольку Аллах Всевышний сказал: «…а из потомков его [Мы вели прямым путём] Давуда, Сулеймана, Айюба, Юсуфа и Ха-руна» (6: 84). Как мы уже указывали, в этом аяте местоимение«его» относится не к Нуху , а к Ибрахиму .
Айюб был одним из пророков, которому, как и всем им, ниспосылались откровения, о чём упоминается в суре «Жен-щины», где сказано: «Поистине, Мы ниспослали тебе откро-
вения, как ниспосылали их Нуху и пророкам после него. Мы ниспосылали откровения Ибрахиму, Исма‘илу, Исха-ку, Я‘кубу, коленам *, ‘Исе, Айюбу…» (4: 163). Айюб являлся потомком аль-‘Иса ибн Исхака (Исава, сына Исаака), и поэтому рассказ о нём приводится здесь.
Рассказ об Айюбе в Коране
Аллах Всевышний сказал:
И [вспомни, как] Айюб воззвал к своему Господу: «Поистине, постигла меня беда, а [ведь]
Ты — Милостивейший из милостивых! » z Рассказ об Айюбе y465
Вняв [этой] мольбе, Мы изба-вили [Айюба] от [постигшей] его беды и даровали ему его семью и [другую], подобную [ей], в качестве милости Нашей и напоминания для поклоняющихся (21: 83–84).
Аллах Всевышний также сказал:
И [вспомни, как] раб Наш Айюб воззвал к своему Гос-поду: «Поистине, шайтан причинил мне зло и мучения! »
[Мы сказали ему]: «Топни ногой», и вот, [когда он сделалэто, из-под земли забил источ-ник с водой] прохладной для омовения и питья.
И Мы даровали ему его семью и [другую], подобную [ей], в качестве милости Нашей и напоминания для обладающих разумом.
[Мы сказали ему]: «Возьми в руку большой пучок [пру-тьев], ударь им [свою жену], и тогда ты не нарушишь своей клятвы». Поистине, z466 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Мы [увидели], что он терпе- лив. Прекрасный раб! Поис-тине, он всегда обращался
[к Нам]1 (38: 41–44).
Болезнь и терпение Айюба
Как указывают толкователи Корана и историки, Айюб был очень богатым человеком, у которого было много рабов, скота и земли на территории Хаурана*. Ибн ‘Асакир пи-шет: «Всё это принадлежало ему, и было у него много детей и родственников, но всего этого он был лишён, и поразили его различные испытания и недуги, так что здоровыми у него оста-лись лишь сердце и язык, которыми он поминал Всемогущего и Великого Аллаха. Несмотря на это, он хранил терпение и на-деялся на награду Аллаха, поминая Его днём и ночью» [Ибн
‘Асакир, т. 10, с. 58].
Болезнь Айюба затянулась настолько, что его друзья и то-варищи почувствовали к нему отвращение и покинули его. Все люди отвернулись от него, и не осталось никого, кто жалел бы Айюба, кроме его жены, которая заботилась о нём, помня о его прежних благодеяниях. Она, да будет доволен ею Аллах, при-ходила к нему, ухаживая за ним и помогая ему, но через некото-рое время обеднела настолько, что ей пришлось прислуживать людям за плату, чтобы кормить и содержать мужа. Эта жен-щина вместе с ним терпеливо сносила утрату богатства и детей, равно как и то, что ей приходилось ухаживать за мужем и при-служивать людям, тогда как прежде она сама имела слуг, на- 1 Имеется в виду, что он постоянно просил Аллаха о прощении и приносил Ему покаяние. z Рассказ об Айюбе y467
слаждалась благоденствием и пользовалась уважением. Поис-тине, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся!
Са‘д ибн Абу Ваккас передал, что Пророк сказал:
Наиболее тяжким испытаниям из [всех] людей под-вергались пророки, [менее тяжким] — праведники, и так далее. [Каждый] человек подвергается испыта-ниям в зависимости от того, насколько он [привержен] своей религии, и если он твёрд в религии, ему [выпа-дает] больше испытаний [Тирмизи, № 2397; Ибн Маджа,
№ 4024; Ахмад, т. 1, с. 172; Дарими, т. 2, с. 320; Ибн Хиб-бан, № 2900; аль-Хаким, т. 1, с. 40].
Однако все испытания, выпадавшие на долю Айюба , толь-ко добавляли ему терпения, и он ещё больше надеялся на на-граду Аллаха, прославляя и благодаря Его, так что и его терпе-ние, и всевозможные испытания, которым он подвергся, вошли в поговорку.
Известны различные мнения о том, сколь долго он под-вергался испытаниям, правильным же следует считать то, на что указывают достоверные хадисы.
Передают со слов Анаса ибн Малика , что Посланник Аллаха сказал:
Поистине, болезнь пророка Аллаха Айюба продолжалась восемнадцать лет, и от него отказались все близкие и чу-жие, за исключением двоих самых близких ему братьев, которые навещали его по утрам и вечерам. [Как-то раз] один из них сказал другому: «Знаешь ли ты, что Айюб, клянусь Аллахом, совершил такой грех, какого не совер-шал никто из [обитателей] миров? » Тот спросил: «Какой же? » Он сказал: «Вот уже восемнадцать лет его Господь z468 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
не прощает его, иначе он уже исцелился бы [от своего не-дуга]». Когда же они пришли [к Айюбу], этот человек не удержался и повторил [при нём то, что сказал свое-му товарищу]. Айюб сказал: «Я не знаю, о чём ты гово-ришь, однако Всемогущему и Великому Аллаху извес-тно, что, когда мне приходилось проходить мимо двоих, которые спорили друг с другом, поминая Аллаха, то по-том я возвращался домой и совершал за них искупитель-ные действия1, ибо хотел, чтобы Аллаха поминали только в [подобающих обстоятельствах]». После того как Айюб удовлетворял нужду, выйдя из дома, жена брала его за руку [и поддерживала], пока он не возвращался. Однаж-ды она задержалась, и, когда Айюб стоял на своём мес-те, Аллах ниспослал ему откровение. [В Коране сказа-но]: « [Мы сказали ему]: “Топни ногой”, и вот, [когда он сделал это, из-под земли забил источник] прохлад-ной [воды] для омовения и питья». [Жена], с нетерпе-нием ждавшая [Айюба], посмотрела на него при встрече; когда же он подошёл к ней, [оказалось], что Аллах из-бавил его от недуга, и он [снова обрёл наилучший вид], какой только был у него прежде. Увидев его, она сказа-ла: «Да благословит тебя Аллах! Не видел ли ты пророка Аллаха, того, который поражён болезнью? Клянусь Ал-лахом, [единственным, Кто] способен на это, не приходи-лось мне видеть человека, более похожего на него, когда он был здоров, чем ты! » [В ответ ей Айюб] сказал: «По-истине, это я и есть! » У [Айюба] было два гумна, одно из которых предназначалось для пшеницы, а другое — для ячменя. Аллах послал два облака, и, когда одно из них оказалось над гумном для пшеницы, из него высыпа-
1 Например, освобождал раба. z Рассказ об Айюбе y469
лось столько золота, что оно не уместилось [на этом гум-не]. Из другого же облака на гумно для ячменя высыпа-лось столько серебра, что оно не уместилось [на нём] [Абу Я‘ля, № 862; Баззар, № 1849; и др.].
Передают со слов Абу Хурайры , что Пророк сказал:
Исцелив Айюба , Аллах пролил на него дождь из золотой саранчи, и тот принялся подбирать её и скла-дывать в свою одежду. Ему было сказано: «О Айюб! Неужели ты не насытишься? » [В ответ на это Айюб] сказал: «О Господь мой! Кто же [может] насытиться Твоей милостью? » [Ахмад, т. 2, с. 304; Ибн Хиббан и др.].
Передают со слов Абу Хурайры , что Пророк сказал:
Однажды, когда [пророк] Айюб купался обнажённым, [сверху] на него посыпалась золотая саранча, и Айюб принялся собирать её в свою одежду. Его Господь обра-тился к нему [и сказал]: «О Айюб, разве Я не избавил тебя от необходимости в том, что ты видишь?! » [В от-вет Ему Айюб] сказал: «Да, клянусь могуществом Тво-им, но от необходимости в даре, [ниспосланном] Тобой, я не избавлен! » [Ахмад, т. 2, с. 304; Бухари, № 3391].
Когда Айюб выполнил веление Аллаха, Который сказал ему: «Топни ногой», по воле Аллаха рядом с ним забил источникс прохладной водой. Затем Айюбу было велено искупаться в этом источнике и испить его воды, и после того как он сде-лал это, Аллах исцелил его от всех болезней, поразивших его тело снаружи и изнутри, даровал ему взамен здоровье, красоту и большое богатство, осыпав его дождём из золотой саранчи. z470 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Кроме того, Аллах даровал ему новую семью взамен старой, о чём в Коране сказано так: «…и Мы даровали ему его семью и [другую], подобную [ей] ». Как говорят некоторые толкова-тели, это значит, что Аллах оживил членов его семьи. По мне-нию других, это значит, что Он вознаградил его за понесённую им утрату, даровал ему взамен другую семью в мире дольнем и соединил всех их в мире вечном. Слова Аллаха «в качестве милости Нашей» означают: Мы избавили его от беды и ис-целили от болезни из сострадания и по милости Своей к нему. Слова «в качестве напоминания для поклоняющихся» озна-чают: в качестве назидания для каждого, кто подвергся испы-танию, коснувшемуся его тела, имущества или детей, ибо при-мером ему должен служить пророк Айюб, который подвергся более суровым испытаниям, но проявлял терпение и надеялся на награду Аллаха, пока Он не облегчил его положение.
После этого Айюб ещё семьдесят лет прожил на земле Рума, исповедуя религию Ибрахима, которая подверглась из-менениям после его кончины.
Если он поклянётся Аллахом, Аллах непременно будет способствовать выполнению клятвы
Аллах Всевышний сказал: « [Мы сказали ему]: “Возьми в ру-ку большой пучок [прутьев], ударь им [свою жену], и тогда ты не нарушишь своей клятвы”. Поистине, Мы [увидели],
что он терпелив. Прекрасный раб! Поистине, он всегда об-ращался [к Нам] ». В этом аяте сообщается, что Аллах Все-вышний разрешил поступить так Своему рабу и посланнику Айюбу , который поклялся, что непременно нанесёт своей жене сто ударов. z Рассказ об Айюбе y471
Как говорят, он поклялся наказать её за то, что она про-дала свои косы. Говорят также, что он поклялся наказать её за то, что к ней явился шайтан в образе врача и назначил лекарст во для Айюба . После этого она пришла к Айюбу и обо всём рассказала ему, и тогда он поклялся нанести ей сто уда-ров плетью. Исцелив Айюба , Всемогущий и Великий Ал-лах посоветовал ему набрать прутьев, связать их и нанести ими один удар жене, что послужило бы заменой сотне ударов пле-тью, благодаря чему Айюб не стал бы клятвопреступником.
Такой выход был указан тому, кто боялся Аллаха и пови-новался Ему. Кроме того, здесь следует учитывать, что дело касалось терпеливой, надеявшейся на награду Аллаха, правди-вой и праведной женщины, да будет доволен ею Аллах. Вот по-чему, дав Айюбу разрешение на это, Аллах указал на причину и сказал: «Поистине, Мы [увидели], что он терпелив. Пре-красный раб! Поистине, он всегда обращался [к Нам]». Многие факихи * ссылаются на это разрешение в тех раз-делах своих трудов, где речь идёт о клятвах и обетах, а неко-торые из них говорили об этом столь пространно, что даже включали в свои труды главу, в которой говорилось о способах освобождения от клятв с помощью уловок. В начале такой гла-вы обычно приводился вышеупомянутый аят, после чего они писали разные удивительные вещи, к чему мы ещё вернёмся, если пожелает Аллах.
Далее приводится рассказ о Зу-ль-Кифле , который, по мнению некоторых толкователей, был сыном Айюба . z y
Рассказ о Зу-ль-Кифле, которого называют сыном Айюба
Приведя рассказ об Айюбе в суре «Пророки», Аллах Все-вышний сказал:
[Помяни также] Исма‘ила, Идриса и Зу-ль-Кифла. Все они были из числа терпеливых,
и Мы ввели их [в Рай, кото-рый является] Нашей милос- тью. Поистине, они были праведниками (21: 85–86).
Кроме того, после рассказа об Айюбе в суре «Сад» Аллах Всевышний сказал:
И вспомни рабов Наших Ибрахима, Исхака и Я‘куба, которые были сильны [в по клонении] и прозорливы. Поистине, Мы особо выде-лили их [среди всех прочих, наделив способностью] z Рассказ о Зу-ль-Кифле, которого называют сыном Айюба y473
искренне поминать [вечную] Обитель,
и, поистине, они [пред] Нами — среди избранных и лучших.
Вспомни [также] Исма‘ила, аль-Яса‘а и Зу-ль-Кифла, [ибо] все [они] из числа луч- ших (38: 45–48).
Поскольку в великом Коране ему воздаётся хвала наряду с эти-ми пророками, ясно, что он, да благословит его Господь его и да приветствует, также был пророком, и такого мнения придер-живается большинство улемов. z y
Глава о народах, которые подверглись поголовному истреблению
Это случилось до ниспослания Торы, поскольку Аллах Все-вышний сказал:
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы