Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Свою любовь, чтобы взрас-тили тебя пред оком Моим
(20: 37–39).
Многие из числа наших праведных предшественников говори-ли, что слова «чтобы взрастили тебя пред оком Моим» озна-чают: под Моим присмотром ты будешь жить в роскоши, и те-бя будут кормить лучшей едой и одевать в лучшие одежды.
Аллах Всевышний сказал:
Твоя сестра пришла [к людямфараона] и сказала: «Не указать ли вам на того, кто будет забо-титься о нём? » [Так] Мы вер-
нули тебя твоей матери, чтобы она порадовалась и больше не печалилась. [Потом] ты убил
человека, и Мы избавили тебя от скорби и подвергли трудному испытанию (20: 40). z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y511
Что касается испытаний, то речь о них, если будет угодно Ал-лаху, пойдёт ниже.
Муса помогает израильтянам и убивает египтянина
Аллах Всевышний сказал:
Когда он достиг полной зре-лости и возмужал, Мы даро-вали ему мудрость и знание. Так воздаём Мы творящим добро. [Однажды], войдя в город в то время, когда его жители были невнимательны, он [увидел] двух человек, деру-щихся друг с другом. [Один]
был из его [народа, другой]
же — из [числа] его врагов, и тот, кто был из его [народа], попросил [Мусу] оказать ему
помощь против того, кто был из [числа] его врагов. Ударив его кулаком, Муса покончил с ним, [а потом] сказал: «Это — [одно] из дел шай-
тана! Поистине, он — явный враг, вводящий [человека] в заблуждение». z512 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Он сказал: «Господь мой, поистине, обидел я самого себя, прости же меня! » — и Он простил его, ведь Он — Прощающий, Милосердный. [Тогда Муса] сказал: «Господь мой! За то, что Ты оказал мне милость, я никогда не буду пособником грешников»
(28: 14–17).
Поведав о благодеянии, которое Он оказал матери Мусы, вер-нув ей сына, Аллах Всевышний сказал: «Когда он достиг пол-ной зрелости и возмужал…», то есть укрепился физическии нравственно. По мнению большинства толкователей, здесь имеется в виду, что он достиг сорока лет и Аллах даровал ему мудрость и знание, то есть сделал его пророком и посланником, о чём прежде поведал матери Мусы, сказав: «…поистине, Мы вернём его тебе и сделаем [одним] из посланников».
Затем Аллах упомянул о том, почему Муса покинул Еги-пет и отправился в Мадьян, где оставался до истечения уста-новленного срока.
Толкуя слова Всевышнего «войдя в город в то время, когда его жители были невнимательны», Ибн ‘Аббас, Са‘идибн Джубайр, ‘Икрима, Катада и ас-Судди говорили, что это было в полдень. Сообщается также, что Ибн ‘Аббас сказал: «Это было между двумя вечерними молитвами»1.
Слова Аллаха « [Один] был из его [народа, другой] же — из [числа] его врагов» означают, что один из них был
1 То есть между молитвами магриб и ‘иша. z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y513
израильтянином, а другой — египтянином. Аллах Всевышний сказал: «…и тот, кто был из его [народа], попросил [Му-су] оказать ему помощь против того, кто был из [числа]
его врагов». Дело в том, что Муса , который был приём-ным сыном фараона и воспитывался в его дворце, пользовался в Египте влиянием. Благодаря этому израильтяне укрепились и подняли головы, считая, что они состоят в молочном родстве с Мусой, которого выкормила своим молоком израильтянка. И когда этот израильтянин обратился за помощью к Мусе, тот ударил египтянина кулаком и «покончил с ним», то есть убил.
Этот египтянин был неверным и многобожником. Муса хотел только помешать этому человеку, но не намеревался уби-вать его, и поэтому он «сказал: “Это — [одно] из дел шайта-на! Поистине, он — явный враг, вводящий [человека] в за-блуждение”. Он сказал: “Господь мой, поистине, обидел
я самого себя, прости же меня! ” — и Он простил его, ведь Он — Прощающий, Милосердный. [Тогда Муса] ска- зал: “Господь мой! За то, что Ты оказал мне милость, я ни-когда не буду пособником грешников”». Здесь под оказани-ем милости подразумевается могущество и высокое положение, которого достиг Муса.
Египтяне устраивают заговор против Мусы
Аллах Всевышний сказал:
[Войдя] в город [на следующий день], он стал испытывать страх и озираться [по сторо-нам], как вдруг тот, кто нака-нуне попросил [Мусу] z514 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
помочь, снова позвал его на помощь. Муса сказал ему: «Поистине, ты явно заблуждаешься». Когда же он решил схватить того, кто был врагом им обоим, [этот человек] сказал: «О Муса, разве ты хочешь убить меня, как убил вчера [другого] чело-века? [Как видно], ты хочешь только [бесчинствовать] на земле и не хочешь быть [одним] из тех, кто примиряет [людей друг с другом]! »
[В это время] с окраины города прибежал один чело-век и сказал: «О Муса, знат-ные [люди] замышляют убить
тебя, уходи же! Поистине, я — из тех, кто даёт тебе доб-рые советы».
Тогда [Муса] в страхе покинул [город], озираясь [по сторонам].
Он сказал: «Господь мой! Спаси меня от людей неспра-ведливых! » (28: 18–21).
Как сказано в Коране, Муса боялся, что фараону и предста-вителям его знати донесут, что он убил человека, защищая z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y515
израильтянина. Его пугало то, что они ещё больше станут подозревать его в том, что и сам он относится к числу изра-ильтян, и это может повлечь за собой серьёзные последствия. Вот почему, входя в город утром того дня, он стал «озирать-ся [по сторонам] », как вдруг тот же израильтянин, что на-кануне просил его помочь, снова позвал Мусу на помощь против другого человека, с которым он дрался. На этот раз Муса стал отчитывать и порицать этого человека за его зло-бу и частые ссоры с людьми и сказал ему: «Поистине, ты явно заблуждаешься». Потом Муса решил схватить егип-тянина, который был врагом ему и тому израильтянину, и от-толкнуть его. Когда же он подошёл к этому египтянину, тот сказал: «О Муса, разве ты хочешь убить меня, как убил вчера [другого] человека? [Как видно], ты хочешь толь-ко [бесчинствовать] на земле и не хочешь быть [одним] из тех, кто примиряет [людей друг с другом]! » По мнению од-ного из толкователей, эти слова принадлежат израильтяни-ну, который увидел, как Муса направляется к египтянину, но посчитал, что он направляется к нему, поскольку Муса под-верг его порицанию. Из-за того, что израильтянин сказал это Мусе, всё, что произошло накануне, открылось, и тогда егип-тянин пошёл к фараону и стал просить у него помощи против Мусы. Такого мнения придерживаются немногие толковате-ли. Возможно, это было сказано египтянином, который ис-пугался, увидев, что Муса направляется к нему, и высказал предположение, что он, возможно, и является тем, кто нака-нуне убил человека. Возможно также, что на эту мысль его навели слова израильтянина, который просил Мусу о помо-щи, а Аллах знает об этом лучше.
В любом случае в этих аятах подразумевается, что до фа-раона дошли сведения об убийстве, совершённом Мусой на-кануне, и он послал людей на его поиски, но их опередил один z516 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
человек, который избрал короткую дорогу. Аллах Всевыш-ний сказал: « [В это время] с окраины города прибежал один человек», спеша к Мусе и жалея его. Он сказал: «О Муса, знатные [люди] замышляют убить тебя, уходи же», то естьпокинь этот город.
Аллах Всевышний сказал: «Тогда [Муса] в страхе поки-нул [город], озираясь [по сторонам] ». Здесь имеется в виду, что он сразу же покинул город и пошёл куда глаза глядят, ибо не знал дороги. И он говорил: «Господь мой! Спаси меня от
людей несправедливых! »
Пребывание Мусы в Мадьяне
Аллах Всевышний сказал:
Направившись в сторону Мадьяна, он сказал: «Может быть, Господь мой выведет меня на верный путь». Когда он добрался до [источ-ника] воды в Мадьяне, то [увидел там] людей, которые поили [скот], а перед ними — двух женщин, отгонявших [отводопоя своё стадо]. Он сказал: «Почему вы [не поите скот]? » Они сказали: «Мы не [можем] напоить [животных], пока эти пастухи не уведут [свои стада], а наш отец очень стар». z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y517
Тогда он напоил для них [скот], а потом отошёл в тень и сказал: «Господь мой! Поис-тине, нуждаюсь я в любом благе, которое Ты ниспо шлёшь мне» (28: 22 –24).
В этих аятах Всевышний поведал о том, как Его раб, посланник и собеседник покинул город, оглядываясь по сторонам, опасаясь, что его догонит кто-нибудь из народа фараона, и не зная, куда он идёт, поскольку прежде ему не приходилось покидать город. «Направившись же в сторону Мадьяна», то есть вый-дя на путь, который туда вёл, он сказал: «Может быть, выве-дет меня Господь мой на верный путь». Это значит: можетбыть, эта дорога приведёт меня к цели. Так и случилось, ибо дорога действительно привела его к цели, и какой цели!
Аллах Всевышний сказал: «Когда он добрался до [ис-точника] воды в Мадьяне…» Этим источником был коло-дец, откуда люди брали воду, Мадьян же являлся тем городом, в котором Аллах уничтожил жителей Аль-Айки, то есть народ Шу‘айба. Согласно одному из двух мнений улемов, это случи-лось до рождения Мусы.
Достигнув этого источника, он « [увидел там] людей, ко-торые поили [скот], а перед ними — двух женщин, отго-нявших [от водопоя своё стадо] », то есть не дававших своимовцам смешиваться с овцами других людей.
В Писании иудеев сказано, что девушек было семь *, что является ошибкой, но, даже если бы их действительно было семь, скот поили только две из них. Муса сказал: «Почему вы [не поите скот]? » Они сказали: «Мы не [можем] напоить
[животных], пока эти пастухи не уведут [свои стада], а наш отец очень стар». Это значит: мы слабы, и поэтому не можем z518 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
подойти к воде, пока не уйдут пастухи, а скот мы вынуждены пасти из-за слабости и старости нашего отца.
Аллах Всевышний сказал: «Тогда он напоил для них [скот] …» Как указывают толкователи Корана, закончив поить скот, пастухи клали на колодец огромный камень, а потом к не-му подходили эти женщины и поили своих овец остатками во-ды. Однако в тот день Муса один поднял камень, набрал воды и напоил их овец, а потом поставил камень на место. Повелитель правоверных ‘Умар сказал: «Обычно этот камень поднимали де-сять человек. Он поднял одну бадью, чего им было достаточно, а потом вернулся в тень» [Ибн Абу Шейба 2, т. 11, с. 530], и гово-рят, что это была тень от акации. Ибн Джарир передаёт, что Ибн Мас‘уд сказал: «Увидев зелёное дерево, листья которого трепета-ли на ветру, Муса сказал: “Господь мой! Поистине, нуждаюсь я в любом благе, которое Ты ниспошлёшь мне” »[Тафсир Таба-ри, т. 16, с. 72]. Ибн ‘Аббас сказал: «Добираясь из Египта в Ма-дьян, он не ел ничего, кроме травы и листвы деревьев, а посколь-ку у него не было обуви, кожа на его ступнях стёрлась. Муса, который в то время был лучшим созданием Аллаха, сидел в те-ни. Его живот от голода прилип к спине, и он нуждался хотя бы в половинке финика». ‘Ата ибн ас-Саиб сказал: «Когда он ска-зал: “Господь мой! Поистине, нуждаюсь я в любом благе, ко-торое Ты ниспошлёшь мне”, эти слова услышала женщина».
Пастьба овец и женитьба
Аллах Всевышний сказал:
[Через некоторое время] одна из них подошла к нему, стес-няясь, и сказала: «Мой отец z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y519
зовёт тебя, чтобы вознагра-дить за то, что ты напоил для нас [скот] ». Когда [Муса] явился к [их отцу] и рассказал ему [обо всём, что с ним про-изошло], тот сказал: «Не бойся, [ибо] ты спасся от Несправедливых людей».
Одна из них сказала: «О отец мой! Найми его, [ибо], поис- тине, лучше всего тебе нанять сильного и достойного дове-рия [человека] ».
[Старец] сказал: «Поистине, я хочу женить тебя на одной из двух этих моих дочерей при условии, что ты най-мёшься ко мне на восемь лет, а если [останешься на] десять, то сделаешь [мне одолжение]. Я не хочу [чрезмерно] обре-
менять тебя, и, если поже-лает Аллах, ты увидишь, что я [отношусь к числу]
Праведных».
[Муса] сказал: «Мы с тобой [договорились] об этом, но ка-кой бы [из названных тобой] сроков [я ни отработал], z520 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
да не [поступят] со мной несправедливо, а Аллах — поручитель тому, что мы гово-рим» (28: 25–28).
Когда Муса , сидевший в тени дерева, сказал «Господь мой!
Поистине, нуждаюсь я в любом благе, которое Ты ниспош-лёшь мне», его слова услышали эти две женщины. Они пошлик своему отцу, которому не понравилось то, что они быстро вернулись, и рассказали ему о Мусе, после чего он велел од-ной из них позвать Мусу к нему. Слова «одна из них подо шла к нему, стесняясь» означают, что она шла, как ходят сво-бодные женщины. Она сказала: «Мой отец зовёт тебя, чтобы вознаградить за то, что ты напоил для нас [скот] », разъяс-нив это, чтобы её слова не вызвали никаких сомнений, что ука-зывало на совершенную чистоту и стыдливость этой девушки. Аллах Всевышний сказал: «Когда [Муса] явился к [их отцу] и рассказал ему [обо всём, что с ним произошло], тот сказал: “Не бойся, [ибо] ты спасся от несправедливых людей”», то есть теперь ты неподвластен им, ибо находишься за преде-лами их страны.
Среди толкователей нет единого мнения о том, кем был этот старец. Многие считали, что им был Шу‘айб , а к чис-лу тех, кто придерживался такого мнения, относились аль-Хасан аль-Басри и Малик ибн Анас. Об этом упоминается в одном из хадисов, однако достоверность его иснада являет-ся спорной.
Этот старец оказал Мусе гостеприимство, когда же Муса рассказал ему обо всём, что с ним произошло, тот порадовал его, сказав, что он спасся от грозившей ему опасности. После этого одна из дочерей сказала: «О отец мой! Найми его, [ибо], по- истине, лучше всего тебе нанять сильного и достойного до- z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y521
верия [человека] ». Имеется в виду, что она предложила отцунанять Мусу, чтобы тот пас его овец, и похвалила его.
‘Умар, Ибн ‘Аббас, кади Шурайх, Катада, Мухаммад ибн Исхак и многие другие говорили, что, когда она сказала это, отец спросил её: «Откуда тебе это известно? » В ответ она сказала: «Он один поднял камень, который могут поднять де-сять человек, когда же я пошла впереди него, он сказал: “Оста-вайся сзади, а если я пойду не той дорогой, брось передо мной камешек, чтобы я знал, как идти”».
Аллах Всевышний сказал: « [Старец] сказал: “Поисти-
не, я хочу женить тебя на одной из двух этих моих дочерей при условии, что ты наймёшься ко мне на восемь лет, а если [останешься на] десять, то сделаешь [мне одолжение]. Я не хочу [чрезмерно] обременять тебя, и, если пожелает Аллах, ты увидишь, что я [отношусь к числу] праведных”. [Муса] сказал: “Мы с тобой [договорились] об этом, но какой бы
[из названных тобой] сроков [я ни отработал], да не [посту-пят] со мной несправедливо, а Аллах — поручитель тому, Что мы говорим”».
Муса прожил у своего тестя десять полных лет. На это указывает хадис Са‘ида ибн Джубайра, который сказал:
Один иудей из числа жителей Хиры спросил ме-ня: «В течение какого из двух [упомянутых в Кора-не] сроков Муса оставался [у этого старца]? » Я ска-
зал: «Я узнаю об этом, когда приду к самому знающему мужу из числа арабов и спрошу его об этом». Потом я пришёл к Ибн ‘Аббасу и задал ему этот вопрос, на что он ответил: «Он оставался в течение более долгого
и благого срока, ибо, поистине, когда посланник Аллаха говорит что-нибудь, он выполняет это» [Бухари, № 2684;
Насаи, т. 4, с. 438, № 5598]. z522 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
«Ты… вернулся в [установленный Нами срок], о Муса»1
Аллах Всевышний сказал:
После того как Муса отрабо-тал [оговорённый] срок и дви- нулся в путь со своей семьёй, он увидел огонь со стороны горы и сказал [членам] своей семьи: «Оставайтесь [здесь]. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы