Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Из тех, кто распространял нечестие».



 

К совершению столь отвратительных дел фараона побу-дило то, что израильтяне передавали друг другу слова Ибра-хима  , сказавшего, что среди его потомков появится маль-чик, который станет причиной гибели царя Египта. Он сказал это  — а  Аллах знает об этом лучше,   — когда царь Египта по-желал причинить зло его жене Саре, но Аллах защитил её. Эта радостная весть получила известность не только среди изра-ильтян, ибо слова Ибрахима передавали друг другу и  копты, то есть коренные жители Египта, и  через некоторое время обо всём стало известно фараону. Ему рассказал об этом кто-то из


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y501


 

его военачальников во время вечерней беседы, и  фараон велел истреблять сыновей израильтян, опасаясь, что этот мальчик находится среди них, однако предосторожности никогда не из-бавляют от предопределённого! Вот почему Аллах Всевышний сказал: «Мы пожелали оказать милость тем, кто был уни-жен на  земле», то  есть сынам Исра’иля. Слова Аллаха «сде-лать их предводителями и  наследниками» означают, чток  ним перейдёт власть над Египтом. Слова «укрепить их [по-ложение] на земле и  показать фараону, Хаману и  их воинам то, чего они опасались» означают: Мы сделаем слабого силь-ным, подчинённого  — подчиняющим, а  униженного  — могу-щественным, и  всё, что было обещано сынам Исра’иля, дейст­ вительно сбылось.

 

Аллах Всевышний также сказал:

Мы сделали людей, считав-шихся слабыми, наследни-ками восточных и  западных [краёв] земли, которые Мы

 

благословили, и  сбылось пре-красное слово твоего Господа о  сынах Исра’иля, ибо они проявляли терпение (7: 137).

 

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

[Тогда] Мы изгнали их 1 из  са-дов, [удалили] от источников


 

1 Имеется в виду фараон и его приспешники.


z502 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

и  сокровищ и  [лишили всех]

Достойных мест.

 

Так же Мы сделали наследни-ками [всего] этого сынов Исра’иля (26: 57–59).

Фараон предпринимал все меры предосторожности, стараясь не допустить появления Мусы на свет. Дело дошло до того, что он заставлял мужчин и  повивальных бабок искать беремен-ных женщин и  узнавать, когда им предстояло рожать, стоило же какой-либо из них родить мальчика, как эти мясники сра-зу же его убивали.

 

В Писании иудеев сказано, что фараон приказывал уби-вать мальчиков, пытаясь ослабить израильтян, чтобы те не со-противлялись, если египтяне будут сражаться с  ними*. Однако это неверно, поскольку речь идёт о  приказе убивать мальчи-ков, который был отдан уже после начала осуществления про-роческой миссии Мусы, как сказал об этом Аллах:

 

Когда же он принёс им истину от Нас, они сказали: «Убивайте сыновей тех, кто уверовал вместе с  ним, и  ос-тавляйте в  живых их жен-щин! » (40: 25).

Вот почему израильтяне говорили Мусе:

 

Нам причиняли страдания до того, как ты пришёл к  нам,

[и  продолжают причинять их]


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y503


 

после того, как ты к  нам явился! (7: 129)

Итак, правильным следует считать, что в  первый раз фараон велел убивать мальчиков, опасаясь появления Мусы на свет*.

 

Таким образом, предопределение как бы говорило фарао-ну: «О могущественный царь, ослеплённый многочисленностью своих воинов, своей силой и  безграничностью власти! Великий, с  Которым невозможно бороться, Которому невозможно со-противляться и  предопределению Которого невозможно про-тивиться, решил, что этот младенец, которого ты остерегаешь-ся и  из-за которого ты уже погубил бесчисленное количество душ, будет спать на твоей постели и  расти в  твоём доме, где его будут поить и  кормить твоей едой. Именно ты усыновишь этого младенца и  будешь воспитывать его, ничего для него не жалея и  не зная тайны его происхождения, а  потом через него тебя постигнет гибель в  обоих мирах, ибо ты воспротивишься ясной истине, с  которой он явится к  тебе, и  объявишь ложью то, что будет ниспослано ему свыше. Так будет, чтобы ты и  все люди знали, что Господь небес и  земли, Который обладает си-лой и  могуществом, делает, что пожелает, и  никто не в  силах противиться Его воле! »

 

Как указывают многие толкователи Корана, через неко-торое время египтяне стали жаловаться фараону на малочис-ленность израильтян из-за истребления рождавшихся у  них детей мужского пола. Египтяне опасались, что, когда остав-шиеся в  живых после истребления младенцев взрослые станут умирать, им самим придётся делать то, чем занимались изра-ильтяне, и  тогда фараон велел убивать новорожденных маль-чиков не ежегодно, а  через год. Сообщается, что Харун  родился в  тот год, когда младенцев оставляли в  живых, а  Му-са    — в  тот год, когда их убивали. Из-за этого мать Мусы


z504 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

испытывала беспокойство и  опасалась за него с  первых дней беременности. Однако никаких внешних признаков беремен-ности у  неё не было, а  когда она родила, ей было внушено свы-ше взять для младенца сундук и  перевязать его верёвками. Дом матери Мусы находился рядом с  Нилом. Она кормила его грудью, и  если боялась кого-либо, то клала ребёнка в  сундук и  опускала его в  реку, держа за конец верёвку, когда же посто-ронние уходили, она вытаскивала этот сундук на берег.

 

 

Муса  попадает из реки в  дом фараона

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И Мы ниспослали матери Мусы в  откровении: «Корми его грудью, а  когда станешь опасаться за него, брось его в  реку. Не бойся и  не печалься, [ибо], поистине,

Мы вернём его тебе и  сделаем [одним] из посланников».

 

И  подобрал его [кто-то из при-слуги] семьи фараона, чтобы

он стал для них врагом и   [причиной] печали. Поис-

 

тине, фараон, Хаман и  их воины были грешниками.

 

Жена фараона сказала: « [Этот младенец]   — услада


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y505


 

моих и  твоих очей. Не уби-вайте же его  — может быть, он принесёт нам пользу, или мы усыновим его». И  не ведали они, [что он послужитпричиной их гибели] (28: 7–9).

Это откровение имело форму внушения и  указания, как и  от-кровение, о  котором упоминается в  следующих аятах: ­

 

И Господь твой ниспослал в  откровении [каждой из]

пчёл: «Устраивай себе жилища в  [расщелинах] гор,

[дуплах] деревьев и   [строениях, которые] возводят [люди],

 

а  потом вкушай [то, что добу-дешь] из всевозможных пло-

дов, и  смиренно следуй путями, [указанными тебе]

твоим Господом». Исходит из  чрева [пчёл] питьё раз-ного цвета, которое [прино-сит] исцеление людям. Поис-

 

тине, в  этом  — знамение для людей размышляющих

 

(16: 68–69).

 

Иначе говоря, это откровение не относилось к  числу тех, что ниспосылались пророкам, как ошибочно утверждает Ибн Хазм и  прочие мутакаллимы*. Таким образом, правильным является


z506 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

первое, и  такого же мнения, как указывает Абу аль-Хасан аль-Аш’ари, придерживаются приверженцы Сунны и  согласия.

Здесь имеется в  виду, что мать Мусы была направлена к  тому, о  чём мы упоминали выше, и  ей пришло на ум, что она не должна бояться и  печалиться, ибо, даже если она лишится своего ребёнка на какое-то время, Аллах вернёт его ей и  сде-лает его пророком и  посланником, слово которого возвысится в  обоих мирах.

 

Мать Мусы делала то, что ей внушалось, но однажды она опустила сундук в  реку, забыв привязать конец верёвки, и  Нил унёс этот сундук. Он проплыл мимо дворца фараона и  «подобрал его [кто-то из прислуги] семьи фараона, что-бы он стал для них врагом и  [причиной] печали». Слова Ал-лаха «фараон, Хаман и  их воины были грешниками» озна-чают, что фараон, Хаман, который был дурным визирем, и  их воины, под которыми подразумеваются их последователи, пос-тупали вопреки здравому смыслу и  поэтому заслужили наказа-ние, которое понесли впоследствии.

 

Толкователи Корана указывают, что, вытащив из реки закрытый сундук, служанки не осмелились открыть его сами и  принесли свою находку жене фараона, которую звали Асия, дочь Музахима. Открыв крышку, сняв покрывало и  уви-дев лицо Мусы, которое сияло светом пророчества и  величия, она сразу полюбила его. Придя к  ней, фараон спросил: «Кто это? »  — и  велел убить младенца. Однако Асия защитила его и  уговорила фараона подарить мальчика ей, сказав: « [Этот младенец]  — услада моих и  твоих очей». На это фараон ска-зал: «Это касается тебя, но не меня! »  — имея в  виду, что он не нуждается этом младенце. Асия сказала: «…может быть, он  принесёт нам пользу», и  Аллах даровал ей то, на что онанадеялась: в  земной жизни Он вывел Асию на прямой путь че-рез Мусу, а  в  мире вечном поселил в  Раю. Слова Асии «или


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y507


 

мы усыновим его» указывают на то, что они действительноусыновили Мусу, ибо у  них не было сына. Слова Аллаха Все-вышнего «не ведали они» означают: они не знали, какое ве-ликое возмездие фараону и  его воинам готовил Аллах, по воле Которого служанки подобрали сундук с  этим младенцем.

 

В Писании иудеев сказано, что Мусу подобрала и  воспи-тала дочь фараона, тогда как никаких упоминаний о  его жене там вообще нет*, что является одной из их ошибок по отноше-нию к  Писанию Аллаха.

 

 

Возвращение Мусы  к  матери

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Сердце матери Мусы, [в  ко-тором не осталось ничего, кроме мыслей о  сыне], опус-

тело, и  она была близка к  тому, чтобы открыто [рас-спрашивать] о  нём, если бы

 

Мы не укрепили её сердце, чтобы она [осталась в  числе]

Верующих.

 

Она сказала сестре [Мусы]: «Следуй за ним», и  та [наблю-дала] за ним [издали, о  чём]

Они не знали.

 

И  Мы запрещали ему [братьгрудь любой] кормилицы,


z508 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

[пока его сестра, которая подошла к  тем, кто искал кор-милицу], не сказала: «Не ука-зать ли вам на семью, [члены]

которой будут заботиться о  нём для вас и  сердечно к  нему относиться? »

 

[Так] Мы вернули [Мусу]

его матери, чтобы она пора-довалась [ему], не печали-

лась и  знала, что обещание Аллаха  — истина, но в  большинстве своём [люди]

не знают (28: 10–13).

 

Как отмечали Ибн ‘Аббас, Муджахид, ‘Икрима, Са‘ид ибн Джубайр, Абу ‘Убайда, аль-Хасан аль-Басри, Катада, ад-Даххак и  другие, слова «сердце матери Мусы опустело»

 

означают, ­ что из всех мирских дел его занимало лишь то, что касалось Мусы. Слова «если бы Мы не укрепили её сер-дце» означают: если бы Мы не внушили ей терпение, «что-бы она [оставалась в  числе] верующих». Слова «Она ска-зала сестре [Мусы]: “Следуй за ним”» означают, что онавелела старшей сестре Мусы разузнать о  нём и  всё сооб-щить ей. Слова «и  та [наблюдала] за ним [издали] » озна-чают, что она смотрела на него так, будто он её не интересо-вал, и  поэтому Аллах Всевышний сказал: «… [о чём] они не знали». Дело в  том, что, когда Муса оказался во дворце фа-раона, для него хотели найти кормилицу, однако он отказы-вался брать грудь и  не принимал никакой иной пищи, и  все попытки накормить его потерпели неудачу, ибо Аллах Все-


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y509


 

вышний сказал: «И Мы запрещали ему [брать грудь лю-бой] кормилицы…» Тогда на рынок послали повивальных бабок и  других женщин, чтобы они нашли ту, которая согла-силась бы кормить его грудью. И  когда они находились на рынке в  окружении людей, сестра Мусы увидела брата, но не подала виду, что знает его, а  сказала: «Не указать ли вам на семью, [члены] которой будут заботиться о  нём для вас и  сердечно к  нему относиться? » Как указывает Ибн ‘Аб-бас, когда она сказала это, её спросили: «Откуда тебе знать, что они будут хорошо относиться к  младенцу и  жалеть его? » Она сказала: «Они будут делать это, желая доставить царю радость и  надеясь на его милости». Тогда они пошли вместе с  ней, и  Мусу взяла его собственная мать. Когда она начала кормить его, он взял грудь и  принялся сосать её. Все очень обрадовались этому, и  кто-то поспешил во дворец, чтобы известить Асию, которая призвала в  свои покои мать Му-сы и  предложила ей остаться у  неё, сказав, что будет хорошо относиться к  ней. Однако та отказалась и  сказала: «У ме-ня есть муж и  дети, и  я не могу пойти на это. Лучше отпус-ти его со мной». Тогда Асия отправила Мусу с  его матерью, назначив ей жалованье и  одарив одеждой и  иными дарами, и  та вернулась с  ним к  себе домой после того, как Аллах со-единил их.

 

Аллах Всевышний сказал: « [Так] Мы вернули [Мусу]

 

его матери, чтобы она порадовалась [ему], не печалилась

 

и  знала, что обещание Аллаха  — истина, но в  большинст­ ве своём [люди] не знают». Это значит: Мы обещали ей вер-нуть Мусу и  сделать его посланником, и  его возвращение ука-зывает на то, что радостная весть о  посланничестве также была истинной, «но в  большинстве своём [люди] не знают».

 

Аллах напомнил Мусе об этой милости в  ту ночь, когда Он беседовал с  ним и  среди прочего сказал:


z510 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

И Мы уже оказали тебе милость в  другом [случае],

когда ниспослали твоей матери в  откровении то, что [сталопричиной твоего спасения]:

«Положи его в  сундук и  брось в  реку, и  река вынесет его на берег, [где] подберёт его Мой и  его враг». Я [даровал] тебе


Поделиться:



Популярное:

  1. A.16.9.4. Экран пиктограмм блоков питания преобразователя собственных нужд
  2. A.16.9.8. Дополнительные пиктограммы
  3. Cоотношение номинального и реального валютного курса в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Факторы, определяющие динамику номинального валютного курса в долгосрочном периоде
  4. F) Удешевление факторов производства
  5. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  6. II. Расчет зубчатых колес редуктора.
  7. III. Политермический реактор
  8. Newsweek стремился учесть целый ряд факторов, в том числе историческое и культурное значение книги,
  9. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  10. XVIII. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
  11. А если хочешь узнать что у тебя за команда, достаточно сыграть с сильным противником. Ты сразу удивишь все недостатки и недоработки, узнаешь, кто из игроков что стоит.
  12. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь