Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Славь имя твоего Высочай-шего Господа,
z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y549
Который создал и соразме-рил [всё],
Который предопределил [судьбы всего сотворённого]
и направил (87: 1–3).
Это значит: предопределил судьбы всех людей и направил их к тому, что было им предопределено.
Фараон спросил: «А что можно сказать о прежних по-колениях? » Смысл вопроса, который он задал Мусе, заклю-чался в следующем: если Господь твой действительно является Творцом, предопределяющим судьбы людей и направляющим их к тому, что Он предопределил, никто, кроме Него не досто-ин поклонения, но почему же тогда прежние поколения людей поклонялись не Ему или поклонялись наряду с Ним небесным светилам и тем, кого они приравнивали к Нему, о чём тебе из-вестно, и не нашли путь к тому, о чём ты упомянул? На это Му-са сказал: «Знает о них [лишь] Господь мой, [и это записа-но] в Писании. Не ошибается Господь мой и не забывает».
Его слова имеют следующий смысл: даже если они и поклоня-лись кому-то другому, это не может служить для тебя доводом и не указывает на то, что я ошибаюсь, поскольку они, подобно тебе, являлись невежественными людьми; все их дела записа-ны, а мой Всемогущий и Великий Господь воздаст им за это по справедливости и никого не обидит, ибо все дела рабов записаны в Его Писании, и Он ничего не упустит и ни о чём не забудет.
Потом Муса указал фараону на величие Господа и Его способность творить, а также на то, что Он «сделал землю колыбелью» (20: 53), а небо — «хранимым 1 кровом» (21: 32)
1 То есть оберегаемым от падения на землю. z550 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
и подчинил Себе облака и дожди, без которых люди и скот ос-тались бы без пропитания. Муса сказал: «Вкушайте [плоды их] сами и пасите скот свой. Поистине, в этом — знамения для обладающих разумом», то есть для людей, обладающихздравым умом и здравой сущностью. Аллах Всевышний явля-ется Творцом и дарует всем средства к существованию, о чём в Коране сказано так:
О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который создал вас и тех, кто [жил] до вас, и тогда вы станете богобоязненными;
[поклоняйтесь вашему Господу], Который сделал для вас землю ложем, а небо — кровом, и ниспос-лал с неба воду, и вывел ею плоды в качестве удела для вас, и [никого] не приравни-
вайте к Аллаху, обладая знанием! 1(2: 21–22).
Упомянув о том, как земля набухает, порождая разные расте-ния, Муса обратил внимание фараона на неизбежность воз-вращения «из неё», то есть из земли, ибо в Коране сказа-но: «Мы создали вас из [земли], и в неё Мы вернём вас,
и из неё извлечём вас ещё раз».
1 То есть зная, что нет Ему равных и что это не идолы создали небо и землю и не они оказывали вам благодеяния. z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y551
Аллах Всевышний также сказал:
Как создал Он вас в начале, так вы и вернётесь [к Нему] (7: 29).
Аллах Всевышний также сказал:
Он — Тот, Кто даёт начало творению, а потом повторит его, что для Него ещё легче. Он обладает высшими качест вами на небесах и на земле и Он — Всемогущий, Муд-рый (30: 27).
День украшений
Аллах Всевышний сказал:
Мы показали [фараону] все Наши знамения, однако он счёл [это] ложью и отверг [их].
Он сказал: «Неужели ты явился к нам, чтобы изгнать нас из нашей [страны] с помощью своего колдовства, о Муса?
Тогда мы непременно явим тебе [пример] такого же z552 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
колдовства. Назначь же время, [когда встретимся] мы с тобой на открытом месте,
[где у каждого будут равные возможности], и да не нару-шит [уговор никто из нас]».
Он сказал: « [Условленным] сроком для вас [будет] день,
[когда все наденут свои] укра-шения, и [пусть] люди собе-рутся утром, [когда поднима-ется солнце] » (20: 56–59).
В этих аятах Всевышний говорит о злосчастье, крайнем неве-жестве и скудоумии возгордившегося фараона, который объ-явил ложью знамения Аллаха, заявил, что то, с чем пришёл Муса, является колдовством, и сказал, что противопоставит этому такое же колдовство. Потом он потребовал назначить ему время и место, к чему прежде всего и стремился Му-са , который хотел явить знамения Аллаха и представить Его доказательства в присутствии людей. Вот почему он ска-зал: « [Условленным] сроком для вас [будет] день, [когда все наденут свои] украшения…», имея в виду один из праздни-ков египтян, на который они собирались. Муса также сказал: «…и [пусть] люди соберутся утром, [когда поднимается солнце] », то есть в начале дня, когда свет солнца становится ярче, а истина — яснее. Муса потребовал, чтобы всё происходило не во мраке ночи, а днём, ибо хотел избежать распространения лжи и всевозможных небылиц среди людей и был уверен, что Аллах приведёт к победе Своё Слово и Свою религию, даже если это и неугодно египтянам. z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y553
Аллах Всевышний сказал:
[После этого] фараон уда-лился и собрал своих [колду-нов], а потом явился [на встречу вместе с ними]. Муса сказал им: «Горе вам! Не возводите ложь на Аллаха, иначе Он уничтожит вас [всехдо единого, подвергнув] наказа- нию. Неудачу потерпит тот, кто возводит ложь [на Аллаха] ».
[Выслушав Мусу, колдуны] стали спорить друг с другом,
[чтобы решить, как им посту-пить], и сохранили [содержа-ние] своей беседы в тайне. Они сказали: «Эти двое, несомненно, являются колду-нами, которые хотят [сначала] изгнать вас из вашей [страны, а потом] следовать вашим наилучшим путём*.
Объедините же [ваши усилияи явите все] ваши козни, а потом выступите [в едином] строю, [ибо] преуспеет тот, кто сегодня одержит верх» (20: 60–64). z554 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
В этих аятах Аллах поведал о том, что фараон велел собрать кол-дунов, живших в его стране. В то время в Египте было много ис-кусных колдунов, и их отовсюду доставляли к фараону, который присутствовал на празднике вместе с представителями знати, чле-нами своей семьи и простыми людьми. Фараон обратился к ним с призывом явиться к нему ради этого великого случая, и они ста-ли приходить, говоря: «Соберётесь ли [там и] вы, чтобы мы последовали за колдунами, если они победят? » (26: 39–40).
Муса подошёл к колдунам и принялся увещевать их, говоря, что они не должны заниматься бесполезным колдовст вом, противопоставляя его знамениям и доводам Аллаха. Му-са сказал: «Горе вам! Не возводите ложь на Аллаха, иначе Он уничтожит вас [всех до единого, подвергнув] наказанию. Неудачу потерпит тот, кто возводит ложь [на Аллаха] ».
Аллах Всевышний сказал: « [Выслушав Мусу, колдуны]
стали спорить друг с другом, [чтобы решить, как им посту-пить]». По мнению некоторых толкователей, это означает, что они разошлись во мнениях: одни сочли это словами пророка, а не колдуна, другие же утверждали, что Муса — колдун, Аллах же знает об этом лучше. Потом колдуны принялись обсуждать это в своём кругу, говоря: «Эти двое, несомненно, являются колдунами, которые хотят [сначала] изгнать вас из вашей [страны, а потом] следовать вашим наилучшим путём». Дру-гими словами, они говорили, что этот человек и его брат Ха-рун — знающие и искусные колдуны, которые хотят собрать вокруг себя людей, напасть на царя и его приближённых, истре-бить всех вас до единого и подчинить вас себе благодаря свое-му искусству. Они также сказали: «Объедините же [ваши уси-лия и явите все] ваши козни, а потом выступите [в едином] строю, [ибо] преуспеет тот, кто сегодня одержит верх».
Увы! Их предположения оказались ложными, а взгляды — ошибочными, но разве ложь и колдовство могли противостоять z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y555
чудесам, которые были совершены Аллахом через Своего бла-городного посланника и вызвали всеобщее изумление? Потом колдуны стали побуждать друг друга к выступлению на услов-ленное место, ибо фараон многое обещал им за это, однако обе-щания шайтана являются не чем иным, как обманом.
Аллах Всевышний сказал: [Колдуны] сказали: «О Муса! Ты бросишь [посох] или нам
Бросать первыми? »
Он сказал: «Нет, бросайте вы». [Когда же они бросили], из-за их колдовства показа-лось ему, что их верёвки и по-сохи быстро двигаются, и Муса ощутил страх в душе.
Мы сказали: «Не бойся, поистине ты одолеешь [их]! Брось [посох, которыйдержишь] ты в правой руке, и он [быстро] поглотит то, что создали они. То, что создали они, — всего лишь уловки колдуна, а колдун не преус-пеет, где бы он ни был»
(20: 65–69). z556 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Выстроившись в ряд перед Харуном и Мусой, колдуны спро-сили Мусу, ему или им бросать первыми, и он сказал: «Нет, бросайте вы! » Тогда они взяли свои верёвки и посохи, помес-тили их в ртуть и использовали другие уловки, благодаря кото-рым эти верёвки и посохи пришли в движение, а каждому, кто видел их, казалось, что они двигаются сами по себе. Так они околдовали глаза людей, желая запугать их, а потом бросили свои верёвки и посохи со словами: «Во имя могущества фа-раона мы непременно победим! » (26: 44).
Аллах Всевышний сказал:
Он сказал: «Бросайте! » Бросив [свои верёвкии посохи], они околдовали глаза людей, и внушили им великий страх, и явили великое колдовство (7: 116).
Аллах Всевышний также сказал: « [Когда же они бросили], из-
за их колдовства показалось ему, что их верёвки и посохи быстро двигаются, и Муса ощутил страх в душе своей». Это значит, что Муса, который ничего не делал без веления свы-ше, испугался, что люди поддадутся их чарам и обману и впадут в соблазн, прежде чем он успеет бросить то, что держал в руке.
И в это время Аллах ниспослал ему откровение: «Не бой-ся, поистине ты одолеешь [их]! Брось [посох, который де-ржишь] ты в правой руке, и он [быстро] поглотит то, что
создали они. То, что создали они, — всего лишь уловки кол-дуна, а колдун не преуспеет, где бы он ни был». Тогда Мусабросил свой посох и сказал: «То, что вы [совершили], является Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы