Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Перелезли через стену молельни



 

и  вошли к  [Давуду], он испу-гался их. [Тогда] они сказали: «Не бойся, [ибо мы  —] двое

тяжущихся. Один из нас обо-шёлся с  другим несправедливо, так рассуди же нас по правде, не отступай от справедливости и  укажи нам верный путь».

 

[Потом один из них сказал]:

«Поистине, у  этого моего брата [по вере] есть девяносто

девять овец, у  меня же  — [только] одна овца. Он


z778 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

сказал: “Отдай её мне! ”  — и  одолел меня в  [споре] ».

[Давуд] сказал: «Он поступил

Несправедливо, потребовав

 

[присоединить] твою овцу

 

к  своим овцам. Поистине, мно-гие партнёры поступают друг с  другом несправедливо, за исключением тех, которые уве-ровали и  совершали праведные дела, однако таких мало».

 

[Тогда] Давуд [убедился], что

 

Мы только испытывали его, и  попросил прощения у  своего Господа, и  склонился в  земном поклоне, ­ и  обратился [к  Аллахус  покаянием].

 

И  Мы простили ему это, [ибо], поистине, он близок к  Нам, и  [уготовано ему] пре-

Красное место возвращения

 

(38: 21–25).

 

Здесь многие толкователи приводят всевозможные рассказы и  сообщения, в  большинстве своём заимствованные у  израиль-тян. Среди них есть сообщения, ложность которых не вызыва-ет сомнений, и  поэтому мы не стали приводить их и  ограничи-лись тем, что сказано в  великом Коране.

 

Мнения имамов относительно обязательности соверше-ния земного поклона во время чтения суры «Сад»* раздели-


z Рассказ о  Давуде  y779


 

лись. Ниже приводятся некоторые указания, имеющие отно-шение к  этому вопросу.

 

Передают со слов аль-‘Аввама, что он задал Муджахи-ду вопрос о  том, следует ли совершать земной поклон во вре-мя чтения суры «Сад», и  тот сказал: Я спросил Ибн ‘Абба-са: «На основании чего ты совершил земной поклон, [читая суру “Сад”]? » Он сказал: «Разве ты не читаешь [аяты, ­ в  ко-торых сказано]: “…а из потомков [Ибрахима Мы вели пря-мым путём] Давуда, Сулеймана, Айюба, Юсуфа и  Хару-

 

на… Они  — те, кого Аллах вёл прямым путём, следуй же их руководству”­ (6: 84–89)? Давуд являлся одним из тех, ру-ководству которых было велено следовать вашему Пророку  . Давуд  совершал такой поклон, и  его совершал Посланник Аллаха  » [Бухари, №  4807].

 

Сообщается, что о  совершении земного поклона во время чтения суры «Сад» Ибн ‘Аббас сказал: «Совершать этот земной поклон не обязательно, но я  видел, как Посланник Аллаха  кла-нялся, [читая] её» [Ахмад, т.  1, с.  359; Бухари, №  3422; и  др.].

Передают со слов Ибн ‘Аббаса  , что [однажды] Послан­ ник Аллаха  совершил земной поклон, [читая суру] «Сад», [а  потом] сказал: «Давуд совершил земной поклон [в  знак] покаяния, а  мы совершаем его [в знак] благодарности» [На-

 

саи, №  11438; и др.].

 

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри  сказал:

 

[Однажды] Посланник Аллаха  , который стоял на минбаре1, читал суру «Сад». Дойдя до [того аята, ­ в  кото-ром упоминается о] земном поклоне, он спустился и  со-вершил земной поклон, и  люди совершили его вместе


 

 

1 М и н б а р — возвышение в мечети, с которого имам произносит проповедь (хутбу).


z780 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

с  ним. Когда он читал [эту суру] в  другой день и  до-шёл до [того же ­аята], люди приготовились к  соверше-нию земного поклона, но [Посланник Аллаха  ] сказал: «[Этот земной поклон был совершён] пророком только [в знак] покаяния, однако я вижу, что вы уже приготови-лись», после чего спустился [с минбара] и  совершил его

 

[Абу Давуд, №  1410; Ибн Хиббан, №  2765].

 

Сообщается, что Ибн ‘Аббас  сказал:

 

[Однажды] к  Пророку  пришёл какой-то человек и  сказал: «О Посланник Аллаха! Поистине, мне присни-лось, что я молился за каким-то деревом и  прочитал [аят, ­ в  котором упоминается] о  земном поклоне, и  дерево со-вершило земной поклон вместе со мной, и  я услышал, как во время этого земного поклона оно говорит: “О Ал-лах, запиши мне у  Себя награду за [этот земной поклон], и  сделай его [моим] запасом, [который будет храниться] у  Тебя, и  сними за него с  меня [бремя] греха, и  прими его от меня, как принял Ты [его] от Твоего раба Давуда! ”

 

ا ه ب ن ي ع ع ض و ا ر خ ذ ك د ن ع ا ه ل ع ج ا و ا ر ج أ ا ه ب ي ل ب ت ك أ م ه ل ل ا د و و د ك د ب ع ت ل ب ق ا م ك ن ي م ه ل ب ق إ ا ر ز و

 

Аллахумма, уктуб ли би-ха аджран, ва-дж‘аль-ха ‘ин-да-ка зухран, ва да‘ ‘ан-ни би-ха визран, ва икбаль-ха мин-ни кама кабильта мин ‘абди-ка Давуд

 

И  я увидел, как Пророк  встал и  прочёл [аят, ­ в  кото-ром упоминается] о  земном поклоне, а  потом совершил земной поклон, и  я услышал, как во время этого земно-го поклона он говорит то же, что, как рассказал этот че-


z Рассказ о  Давуде  y781


 

ловек, говорило дерево [Тирмизи, №  579; Ибн Маджа, №  1053. Достоверный хадис].

 

Аллах Всевышний сказал: «И Мы простили ему это, [ибо], по-истине, он близок к  Нам, и  [уготовано ему] прекрасное мес-то возвращения». Это значит, что Давуд будет близок к  Алла-ху в  День воскресения, на что указывает и  тот хадис, в  котором сообщается, что Пророк  сказал: «Справедливые [будут нахо-диться] на минбарах из света по правую руку от Милостиво-го  — а  правыми являются обе Его руки,   — [и это те], кото-рые придерживались справедливости по отношению к  своим семьям, и  в  [делах] правления, и  во всём, что бы [от них ни за-висело]» [Муслим, №  1827].

 

Аллах Всевышний сказал:

 

О Давуд! Поистине, Мы поставили­ тебя [правителем]

на земле, так верши же суд среди людей по справедли-вости и  не следуй страстям, ибо они собьют тебя с  пути Аллаха. Поистине, тем, кто сойдёт с  пути Аллаха, [уго-тованы] тяжкие муки за то,

 

что они забыли о  Дне расчёта (38: 26).

 

В этом аяте­ приводятся слова, с  которыми Аллах Всевышний обратился к  Давуду, и  здесь имеются в  виду правители. Ал-лах велел им придерживаться справедливости и  следовать не мнениям людей или собственным страстям, а  истине, которая


z782 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

была ниспослана им свыше, и  обратился с  угрозами к  тем, кто последует иным путём.

 

 

Достоинства Давуда  и  некоторые  его  высказывания

 

Давуд  служил примером для своих современников, ибо всегда придерживался справедливости и  постоянно занимал-ся различными видами поклонения, как и  члены его семьи, поклонявшиеся Аллаху днём и  ночью, ибо Аллах Всевыш-ний сказал:

 

О [люди из] рода Давуда, тру-дитесь [и воздавайте Господу]

благодарность! Но мало бла-годарных среди рабов Моих

 

(34: 13).

 

В жизнеописании Давуда Ибн ‘Асакир приводит много пре-красных высказываний этого пророка. Так, например, Давуд  сказал: «Относись к  сироте как милосердный отец и  знай: что посеешь, то и  пожнёшь». Он также сказал: «Глупый проповед-ник, [выступающий] в  собрании людей, подобен певцу, [поюще-му] у  изголовья покойника». Он также сказал: «Сколь отврати-тельна бедность после богатства! Однако ещё отвратительнее заблуждение после правильного пути». Он также сказал: «На-ходясь в  обществе людей, обращай внимание на такие упомина-ния о  твоих [делах], которые ты не хотел бы услышать, и  не пос-тупай так, когда будешь один». Он также сказал: «Ни в  коем случае не давай своему брату обещаний, которых ты не выпол-нишь, ибо, поистине, это приведёт к  вражде между вами».


z Рассказ о  Давуде  y783


 

Упоминание о  сроке жизни и  кончине Давуда 

 

В одном из хадисов о  сотворении Адама  , который при-водился нами ранее1, сообщается, что, когда Аллах извлёк из  чресел Адама его потомство, тот увидел среди своих потом-ков пророков, мир им, а  среди них он увидел человека, от ко-торого исходило сияние. Адам спросил: «О Господь мой, кто это? » [Аллах] сказал: «Твой сын Давуд». [Адам] спросил: «А сколько [лет] жизни [Ты определил] ему? » [Аллах] ска-зал: «Шестьдесят­ лет». [Адам] попросил: «Увеличь [срок] его жизни». [Аллах] сказал: «Нет, разве что Я увеличу [срок] его [жизни] за счёт твоей». Адаму было [определено жить] тыся-чу лет, [из которых Аллах отдал Давуду] сорок, и,   когда жизнь Адама подошла к  концу, к  нему явился ангел смерти, которому он сказал: «Мне осталось жить ещё сорок лет», ибо Адам за-был о  том, что он подарил своему сыну Давуду.


 

 

1 См. хадисы, которые приводятся на с. 64–66.


z y


 

 

Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда 

 

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Сулейман, который стал наследником Давуда, сказал: «О люди! Нас научили языку птиц, и  было нам даровано всё, [в чём мы нуждались].

Поистине, это  — явная милость» (27: 16).

 

Здесь имеется в  виду, что Сулейман, подобно Давуду, стал пророком и  царём, а  не то, что он унаследовал его богатства, поскольку у  Давуда были и  другие сыновья, которых он не мог обделить. Кроме того, многими путями передаётся досто-верный хадис, в  котором сообщается, что Посланник Алла-ха  сказал: «Мы не оставляем наследства, а  то, что мы оставляем, [должно стать] садакой1» [Бухари, №  3092; Мус-

 

лим, №  1757].

 

Правдивый и  достойный доверия Пророк  поведал, что пророки, в  отличие от других людей, не оставляют в  на-следство своё достояние, а  то, что они оставляют, предназна-чается для бедных и  нуждающихся, поскольку в  их глазах,


 

1 С а д а к а — добровольная помощь нуждающимся; подаяние; милостыня.


z Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда  y785


 

как и  в  глазах Того, Кто его послал, всё мирское было слиш-ком ничтожным.

 

 

Обширные познания и  великое  царство  Сулеймана 

 

Сулейман  сказал: «О люди! Нас научили языку птиц…»

 

Это значит, что он знал языки, на которых птицы разговари-вают между собой, и  объяснял людям, чего они хотят. Кроме того, он знал языки животных и  иных созданий, на что ука-зывают его слова «и было нам даровано всё», то есть всё, в  чём нуждался этот царь, поскольку в  его распоряжении были воины, оружие, джинны, птицы, животные и  шайтаны. Кро-ме того, он обладал огромными познаниями и  постигал тайные помыслы как тех, кто был наделён даром речи, так и  бессловес-ных тварей. Потом Сулейман  сказал: «Поистине, это  — явная милость», то есть милость Создателя всех созданийи  Творца небес и  земли.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И были собраны к  Сулейману его воины из числа джиннов, людей и  птиц и  выстроены

[в  боевые порядки].

 

Когда они достигли долины муравьёв, одна муравьиха сказала: «О муравьи! Вой-дите в  свои жилища, чтобы Сулейман и  его воины


z786 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

не  растоптали вас, даже не  почувствовав [этого] ».

Сулейман улыбнулся, [радуясьтому, что понимает] её слова,

и  сказал: «Господь мой! Внуши мне, чтобы я благода-рил за милость, оказанную Тобой мне и  моим родителям, и  совершал праведные дела, которыми Ты останешься доволен, и  причисли меня по милости Твоей к  Твоим пра-ведным рабам» (27: 17–19).

 

В этих аятах­ Аллах Всевышний поведал, что однажды Его раб, пророк и  сын пророка Сулейман ибн Давуд, мир ему и  его отцу, выступил в  поход со всем своим войском из джиннов, людей и  птиц. Джинны и  люди шли вместе с  ним, а  птицы ле-тели над ними, и  Сулейман укрывался от жары в  тени их кры-льев. Над каждой из трёх частей его войска были поставлены старшие, которые не давали передовым отрядам отрываться от замыкающих, благодаря чему никто не уходил далеко впе-рёд и  не отставал.

 

Аллах Всевышний сказал: «Когда они достигли долины

 

муравьёв, одна муравьиха сказала: “О муравьи! Войдите в  свои жилища, чтобы Сулейман и  его воины не растоп-тали вас, даже не почувствовав [этого] ”». Сулейман понял, что говорит эта муравьиха, которая высказала правильное мне-ние и  отдала похвальное веление, и  улыбнулся, радуясь тому, что Аллах наделил его знанием, которым не обладают дру-гие. Некоторые невежественные люди утверждают, что до Су-


z Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда  y787


 

леймана животные могли говорить с  людьми, но он взял с  них обет и  взнуздал их, после чего они уже не делали этого. По-добное могут утверждать лишь те, у  кого нет знания, посколь-ку если бы дело действительно обстояло так, то в  этом отно-шении Сулейман ничем не отличался бы от остальных. Кроме того, если бы все понимали язык животных, а  Сулейман взял с  них обет не разговаривать с  людьми, это не принесло бы ни-какой пользы. Вот почему он сказал: «Господь мой! Внуши

 

мне, чтобы я благодарил за милость, оказанную Тобой мне и  моим родителям, и  совершал праведные дела, которыми Ты останешься доволен, и  причисли меня по милости Тво-ей к  Твоим праведным рабам». Так он просил Аллаха, что-бы Он судил ему благодарить Его за оказанные Им милости и  за то, чем Он наделил только Сулеймана, и  облегчил для не-го совершение праведных дел, а  после смерти причислил бы его к  праведным рабам Аллаха, и  Аллах Всевышний внял мольбе Сулеймана. Родителями, упоминающимися в  этом ­аяте, явля-лись его отец Давуд  и  его мать, которая поклонялась Алла-ху и  была праведной женщиной.

 

Удод и  царица Сабы

 

Аллах Всевышний сказал:

 

[Сулейман] устроил смотр

птицам и  сказал: «Почему я  не вижу удода? Или он [среди] отсутствующих?

 

Я непременно подвергну его  суровому наказанию или


z788 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

зарежу, если он не приведёт ясного довода [в своёоправдание]! »

[Сулейман] ждал недолго,

[а  потом прилетел удод] и  ска-

 

зал: «Я узнал то, о  чём ты не знаешь, и  прибыл к  тебе из [царства] Саба с  достоверным

 

Известием.

 

Поистине, я обнаружил [там]

женщину, которая правит ими. Ей даровано всё, и  есть у  неё великий трон.

 

Я увидел, что она и  [люди] её

 

народа поклоняются солнцу вместо Аллаха. Шайтан пред-ставил им дела их в  лучшем свете и  сбил их с  пути, и  [поэтому] они не следуют

 

Прямым путём.

 

[Шайтан внушил им], чтобы

они  не поклонялись Аллаху, Который [делает явным]

сокрытое на небесах и  в  земле, и  знает то, что скрываете вы и  о  чём объ­ являете открыто.


 

y


z Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда  y789


 

Аллах, помимо Которого нет иного бога,   — Он Господь великого престола! »

 

[Сулейман] сказал: «Посмот-

рим, правду ты говоришь или являешься [одним] из лжецов.

 

Отправляйся [в путь] с  этим

моим посланием и  брось им его, а  потом [удались] от них

и  посмотри, что они ответят».

 

[Получив это послание и  прочтя его, царица] сказала: «О знат-

ные! Поистине, мне было сбро-шено благородное послание.

 

Оно  — от Сулеймана, [и  в  нёмсказано]: “Во имя Аллаха

Милостивого, Милосердного.

 

Не превозноситесь предо мной и  явитесь ко мне покорившимися”».

Она сказала: «О знатные! Посоветуйте, [как поступить] мне в  [этом случае, ибо прежде]

я никогда не принимала реше-ний самостоятельно, когда вы находились при мне».


z790 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

Они сказали: «Есть у  нас сила и  великая мощь, [но решениепринимать только] тебе. Поду-май же, что ты велишь [намделать] ».

Она сказала: «Поистине, вторгшись в  какое-нибудь селение, цари [разрушают] его

и  превращают могуществен-ных его жителей в  унижен-ных. Так они поступают.

Поистине, я пошлю им дар и  посмотрю, с  чем вернутся посланцы».

 

Когда они явились к  Сулей-ману, он сказал: «Можете ли вы помочь мне богатством? То, что Аллах даровал мне, лучше того, что Он даровал вам, и  это вы радуетесь [пре-подносимому] вам дару.

Возвращайтесь к  ним, мы же непременно явимся к  ним с  войском, [противостоятькоторому] они будут не в  си-лах, и  изгоним их [оттуда]

униженными и  презирае-мыми» (27: 20–37).


 

y


z Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда  y791


 

В этих аятах­ приводится рассказ о  Сулеймане и  удоде. Дело в  том, что у  каждого вида птиц были свои предводители, кото-рые выполняли то, чего требовал от них Сулейман, и  по очере-ди являлись к  нему, как обычно поступают военачальники, яв-ляющиеся к  царям. По словам Ибн ‘Аббаса и  других улемов, удод должен был прилетать и  искать для воинов Сулеймана во-ду, когда они нуждались в  ней во время переходов по пустыне, ибо Аллах Всевышний даровал ему способность видеть воду под землёй. Когда удод указывал им на источник, они раскапы-вали землю и  доставали воду, которую использовали для сво-их нужд. Однажды Сулейман  стал искать удода и, не най-дя его на обычном месте, спросил: «Почему я не вижу удода? Или он [среди] отсутствующих? »   — то есть: почему его нетна месте? Потом он сказал: «Я непременно подвергну его су-

 

ровому наказанию или зарежу, если он не приведёт ясного довода [в своё оправдание]! » Толкователи расходились во  мне-ниях, какому именно наказанию Сулейман собирался подверг-нуть удода, если бы тот не представил ему оправдание, которое избавило бы его от этого.

 

Удод, который вскоре явился к  нему, сказал: «Поистине, я обнаружил [там] женщину, которая правит ими. Ей да-ровано всё, и  есть у  неё великий трон». Здесь упоминаетсяо  великом царстве Саба, которое находилось в  Йемене и  при-надлежало царям, которых называли «коронованные тубба‘»*. В  те времена власть над ними принадлежала дочери их пре-жнего царя, у  которого не было других наследников, в  силу че-го она и  стала царицей. Её звали Билкис.

 

Как передал Абу Бакра  , когда Посланнику Аллаха  стало известно, что персы вручили власть над собой доче-ри хосроя, он сказал: «Никогда не преуспеют люди, вручив-шие власть над собой женщине» [Бухари, №  4425; Тирмизи,

№  2262; Насаи, т.  8, с.  227].


z792 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Слова удода «Ей даровано всё, и  есть у  неё великий трон» означают: ей было даровано всё, что обычно даруетсяцарям, и  у  неё есть царский трон, украшенный драгоценными камнями, жемчугом и  золотом.

 

Затем удод упомянул о  том, что эти люди не верова-ли в  Аллаха и  поклонялись солнцу, поскольку шайтан сбил их с  пути истинного и  помешал им поклоняться Аллаху Всевыш-нему, не имеющему сотоварища, извлекающему то, что скрыто на небесах и  в  земле, и  знающему всё явное и  тайное.

 

Выслушав удода, Сулейман  велел передать царице по­ слание, в  котором призывал их подчиниться Аллаху и  Его по­ сланнику и  признать его власть. Вот почему он писал: «Не  пре-возноситесь предо мной», то есть не считайте зазорным длясебя подчиниться мне и  выполнять мои веления «и явитесь ко  мне покорившимися».

 

Многие толкователи указывают, что удод прилетел с  этим посланием во дворец царицы и  бросил его ей, когда она оста-лась одна, а  потом занял место в  стороне и  стал ждать её отве-та. Собрав на совет своих военачальников, советников и  дру-гих знатных людей, царица обратилась к  ним: «О знатные! Поистине, мне было сброшено благородное послание», потом сказала, что «оно  — от Сулеймана», а  потом прочла:

 

«Во  имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Не превоз-носитесь предо мной и  явитесь ко мне покорившимися». После этого она попросила у  них совета: «О знатные! По-советуйте, [как поступить] мне в  [этом случае, ибо прежде]

 

я  никогда не принимала решений самостоятельно, когда вы находились при мне». Они сказали: «Есть у  нас сила и  ве-ликая мощь», имея в  виду, что у  них есть сила, чтобы вестисражения, и  они могут оказывать сопротивление, если царица говорит об этом, « [но решение принимать только] тебе. По-думай же, что ты велишь [нам делать] ». Таким образом, они


z Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда  y793


 

выразили царице покорность и  предоставили ей решать, как поступить, она же поняла, что того, кто написал это послание, невозможно победить или обмануть, как невозможно и  проти-водействовать ему.

 

Она сказала: «Поистине, вторгшись в  какое-нибудь селение, цари [разрушают] его и  превращают могущест-венных его жителей в  униженных. Так они поступают». Царица высказала правильное мнение, ибо понимала, что в  случае поражения гнев победителя обрушится прежде все-го на неё. Затем она сказала: «Поистине, я пошлю им дар и  посмотрю, с  чем вернутся посланцы». Она хотела отвес-ти беду от себя и  жителей своего царства и  решила подкупить Сулеймана  этим подарком, не зная, что он ничего не при-мет от них, поскольку­ они являются неверными, и  он превос-ходит их силой.

 

Аллах Всевышний сказал: «Когда они явились к  Су-

 

лейману, он сказал: “Можете ли вы помочь мне богатст­ вом? То, что Аллах даровал мне, лучше того, что Он да-ровал вам, и  это вы радуетесь [преподносимому] вам дару». Несмотря на то, что дары царицы, как указывают толкователи Корана, были весьма ценными, Сулейман  отказался при-нять их по вышеуказанным причинам, а  потом в  присутствии­ людей сказал посланнику и  тем, кто его сопровождал: «Воз-

 

вращайтесь к  ним, мы же непременно явимся к  ним с  вой-ском, [противостоять которому] они будут не в  силах, и  из-гоним их [оттуда] униженными и  презираемыми». Егослова означали: возвращайтесь с  этими дарами к  тому, кто их послал, ­ ибо Аллах даровал мне намного больше людей и  бо-гатств, чем вам, хотя вы радуетесь своим богатствам и  похва-ляетесь ими перед такими же неверными, как вы. И  Сулей-ман сказал: «…мы же непременно явимся к  ним с  войском,

 

[противостоять которому] они будут не в  силах». Его слова


z794 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

следовало понимать так: я непременно пошлю против них та-кое войско, от которого они не смогут защититься и  с  которым не смогут сражаться, а  потом изгоню из их собственной стра-ны униженными и  опозоренными.

 

После получения такого послания от пророка Аллаха этим людям осталось только покориться и  последовать за своей ца-рицей, что они и  сделали без малейшего промедления.

О том, что произошло после того, как Сулейман  ­узнал, что они явятся к  нему, в  Коране сказано так:

 

[Потом Сулейман] сказал:

«О  знатные! Кто из вас доста-вит мне её трон, прежде чем они явятся ко мне покорившимися? »

 

[Один] из могучих джиннов

сказал: «Я принесу его тебе, прежде чем ты поднимешься со своего места. Поистине, я  [достаточно] силён и  надё-жен [для этого] ».

 

[После этого] тот, кто обладал

знанием Писания, сказал: «Я  принесу его тебе в  мгнове-ние ока». Увидев стоящий перед ним [трон, Сулейман]

 

сказал: «Это  — милость Гос-пода моего, чтобы испытать меня: стану ли я благодарить или проявлю неблагодар-


z Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда  y795


 

ность? Кто благодарит, [делает это] только для себя,

а  кто проявляет неблагодар-ность, то ведь, поистине, Гос-подь мой  — Богатый, Щедрый! »

 

[Потом Сулейман] сказал: «Измените [как-нибудь] её

трон, и  мы посмотрим, после-дует она прямым путём или окажется из тех, которые не  следуют [им] ».

 

Когда она явилась [к Сулей-ману], ей было сказано: «Так ли [выглядит] твой трон? »

Она сказала: «Как будто это он». [Тогда Сулейман сказал]:

«Знание было даровано нам раньше, чем ей, и  мы преда-лись [Аллаху] ».

 

[Поклоняться Аллаху] ей

мешало то, чему она поклоня-лась вместо Аллаха, ведь была она из [числа] неверую-

 

Щих людей.

 

Ей было сказано: «Войди во дворец». Увидев [пол дворца], она сочла, [что видит] водную


z796 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

пучину, и  обнажила голени,

[подняв полы одежды, Сулей-ман же] сказал: «Поистине,

 

это  — дворец из полирован-ного хрусталя». [Тогда] она

сказала: «Господь мой! Поис-тине, я была несправедлива к  самой себе, [но теперь] я  по-

 

корилась Аллаху, Господу миров, вместе с  Сулейманом! »

 

(27: 38–44).

 

Сулейман потребовал, чтобы джинны доставили ему трон, на котором восседала Билкис, когда занималась делами прав-ления, прежде чем она явится к  нему, и  тогда один «из мо-

 

гучих джиннов сказал: “Я принесу его тебе, прежде чем ты поднимешься со своего места”». Он имел в  виду, чтодоставит трон, прежде чем это собрание закончится. Гово-рят, что такие собрания, на которых решались вопросы, свя-занные с  жизнью израильтян, обычно продолжались с  утра и  почти до полудня. Этот джинн также сказал: «Поистине, я [достаточно] силён и  надёжен [для этого] », имея в  виду, что у  него хватит сил, чтобы доставить Сулейману трон Бил-кис, и  что ему можно доверить драгоценные камни, которы-ми украшен этот трон.

 

Аллах Всевышний сказал: « [После этого] тот, кто обла-

 

дал знанием Писания, сказал: “Я принесу его тебе в  мгно-вение ока”». По мнению большинства толкователей, это ска-зал Асаф, сын Барахийи. Он имел в  виду, что доставит трон раньше, чем любой посланец, посланный Сулейманом в  то место, которое доступно его взору, успеет достичь этого места и  вернуться. Говорят также, что это означает: прежде чем ты


z Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда  y797


 

успеешь моргнуть. Говорят также, что это означает: прежде чем ты успеешь разглядеть самую далёкую вещь, доступную твоему взору, а  потом закроешь глаза, и  это мнение наиболее предпочтительно.

 

Аллах Всевышний сказал: «Увидев стоящий перед ним [трон, Сулейман] сказал: “Это  — милость Господа моего,

чтобы испытать меня: стану ли я благодарить или прояв-лю неблагодарность? ”» Сулейман также сказал: «Кто благо-дарит, [делает это] только для себя, а  кто проявляет небла-

 

годарность, то ведь, поистине, Господь мой  — Богатый, Щедрый! » Это значит, что благодарность пойдёт на пользутолько тому, кто её приносит, ибо Аллах не нуждается в  этом, а  неблагодарность никак не может повредить Ему.

 

После этого Сулейман велел немного изменить украшения трона Билкис, чтобы проверить, насколько она сообразительна и  умна. Аллах Всевышний сказал: « [Потом Сулейман] сказал: “Измените [как-нибудь] её трон, и  мы посмотрим, последует­

она прямым путём или окажется из тех, которые не следу-ют прямым путём”.  Когда она явилась [к Сулейману], ей было сказано: “Так ли [выглядит] твой трон? ” Она сказала: “Как будто это он”». Эти слова свидетельствовали о  проница-тельности Билкис, не допускавшей, что трон, который она оста-вила в  Йемене, может оказаться здесь, и  не знала, что кто-ни-будь в  состоянии совершить столь удивительное дело.

 

Аллах Всевышний сказал: « [Тогда Сулейман сказал]:

 

“Знание было даровано нам раньше, чем ей, и  мы преда-лись [Аллаху] ”.  [Поклоняться Аллаху] ей мешало то, че-му она поклонялась вместо Аллаха, ведь была она из [чис-ла] неверующих людей». Это значит, что поклоняться Аллаху ей мешало то, что она, как и  её подданные, поклонялась солнцу только потому, что все они следовали примеру своих предков, исповедовавших такую религию.


z798 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Сулейман велел построить дворец из хрусталя. По его приказу пространство под полом было заполнено водой, в  ко-торой плавали рыбы и  всевозможные морские животные. По-том Сулейман занял место на своём троне и  велел ей войти. Аллах Всевышний сказал: «Увидев [пол дворца], она сочла,

 

[что видит] водную пучину, и  обнажила голени, [подняв по-лы одежды, Сулейман же] сказал: “Поистине, это  — дво-рец из полированного хрусталя”. [Тогда] она сказала: “Гос-

 

подь мой! Поистине, я была несправедлива к  самой себе, [но теперь] я покорилась Аллаху, Господу миров, вместе

с  Сулейманом! ”»

 

Породистые кони

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И даровали Мы Давуду [сына] Сулеймана. Сколь пре-

красным он был рабом! Поис-тине, он [всегда] обращался

[к  Нам с  покаянием]!

[Однажды] в  послеполуденное

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Смещение суставной головки через вершину суставного бугорка на передний его скат
  2. F) показывает, во сколько раз увеличивается денежная масса при прохождении через банковскую систему
  3. А. Операция ПХО выполнена через 6 часов после ранения
  4. Алгоритм введения желудочного зонда через рот
  5. Архангел Михаил, пожалуйста, приди сейчас ко мне и обрежь шнуры страха, через которые из меня вытекает энергия и жизненная сила.
  6. В каких местах запрещено пешеходу переходить через дорогу?
  7. В ночь на 8 сентября 1514 г. литовская конница переправилась вплавь через Днепр и прикрыла наводку мостов для пехоты. Утром все литовское войско было уже на левом берегу реки.
  8. Взаимодействия между родителями и дитя идут через корни
  9. Воспитание в коллективе и через коллектив
  10. Воспитание через Service Learning
  11. Вот, я поведал вам о том, как архонты сотворили Адама и Еву действием греха, вошедшего в них через плоды, и образовали по подобию Возвышенного».
  12. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» (1-е Коринфянам 11:11-12).


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.211 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь