Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Не оценили они Аллаха долж-ным образом, ибо сказали: «Аллах ничего не ниспосылал человеку». Скажи: «Кто же
1 То есть Коран.
2 Здесь подразумевается, что содержание Корана соответствует тому, что го-ворилось в прежних ниспосланных свыше Писаниях, и подтверждает их истинность.
3 То есть Коран. z724 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
[тогда] ниспослал в качестве света и руководства для людей Писа-ние, с которым пришёл Муса и которое вы поместили на отде льные листы, показывая [неко-торые из] них и скрывая многие [другие, хотя] вас обучили тому,
чего не знали ни вы, ни ваши отцы? » Скажи: «Аллах», и оставь их — [пусть] забавля-ются своим [пустословием].
Это — благословенное Писа-ние, которое Мы ниспослали. [Оно служит] подтверждением того, что было до него, чтобы увещевал ты [жителей] Матери городов 1 и тех, кто [живёт]
вокруг неё. Те, которые веруют в мир вечный, веруют в него 2
и неуклонно совершают свои молитвы (6: 91–92).
В этих аятах Аллах Всевышний воздал великую хвалу Торе и Корану. Аллах Всевышний также сказал:
Потом Мы даровали Мусе Писание в качестве дополне-
1 То есть Мекки.
2 То есть в Коран. z Рассказ о Каруне и Мусе y725
ния к тому, что является наилучшим 1, разъяснения всего, руководства и милости, чтобы они уверовали во встречу со своим Господом.
И это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали, так следуйте ему и будьте богобоязненными, чтобы вас помиловали (6: 154–155).
Аллах Всевышний также сказал:
Поистине, Мы ниспослали Тору, в которой [заключены] руководство и свет. Пророки, предавшиеся [Аллаху], судили по ней иудеев. [Так же посту-пали] раввины и учёные мужи, [судившие после проро-ков] согласно тому, что им
было велено хранить из Писа-ния Аллаха и чему они были свидетелями. Так не бойтесь людей, а бойтесь Меня и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену! Те же, кто не судит согласно тому, что
1 Или: в качестве завершения [милости и воздаяния] тому, кто творил добро. z726 Ибн Касир. Рассказы о пророках
Ниспослал Аллах, являются неверными. Мы предписали им в [Торе]: жизнь — за жизнь, и око — за око, и нос — за нос, и зуб — за зуб, а за раны — воздаяние равным. Если кто пожертвует этим 1, [такойпоступок] послужит искупле-нием его [грехов], те же, кто
Не судит согласно тому, что ниспослал Аллах, являются несправедливыми.
Вслед за [пророками] Мы напра- вили ‘Ису, сына Марьям, с под-тверждением [истинности] того, что до него было [ниспослано]
в Торе. И Мы даровали ему Евангелие, [заключающее] в себе руководство и свет, подтвержда-ющее то, что до него [былониспослано] в Торе, и явля ющееся руководством и увеще-ванием для богобоязненных.
Пусть люди, [верующие в] Евангелие, судят в соответ
y
1 То есть откажется воспользоваться своим законным правом на воздаяние рав-ным и простит виновного. z Рассказ о Каруне и Мусе y727
ствии с тем, что Аллах нис-послал в нём. Те же, кто не судит согласно тому, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами. Мы ниспослали тебе Писание с истиной для подтверждения и оберегания того, что было [ниспослано] в Писаниях пре- жде*. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не следуй их желаниям 1, [отклоняясь] от истины, кото-
рая явилась тебе. Для каждого из вас 2 Мы установили [свой] закон и путь, а если бы Аллах пожелал, Он непременно сде-лал бы вас единой общиной, но [Он не сделал этого], чтобы
испытать вас в том, что Он даровал вам 3. Старайтесь же Опережать друг друга
[в стремлении к] благу, [ведь]
всех вас [ждёт] возвращение
к Аллаху, а потом Он поведает
1 Желаниям людей, которые исповедуют религии, возникшие до ислама. 2 То есть для каждой религиозной общины.
3 Речь идёт о различных религиозных законах, соблюдение которых людям бы-ло предписано через посланников. z728 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
вам о том, относительно чего вы расходились [между собой] (5: 44–48).
Аллах сделал Коран главой и мерилом всех других Писа-ний, ибо Коран подтверждает эти Писания и указывает на встречающиеся в них искажения и подмены*.
Аллах Всевышний сказал:
Мы даровали Мусе и Ха-руну различение 1, сияние и напоминание для богобоязненных,
которые боятся своего Гос-пода, [не видя Его], и стра-шатся Часа этого 2. Это — благословенное Напо-минание, которое Мы ниспос-лали, так неужели вы отречё-тесь от него? (21: 48–50). Аллах Всевышний также сказал:
Когда же явилась к ним истина от Нас, они сказали:
1 Имеется в виду Тора.
2 То есть страшатся Дня воскресения. z Рассказ о Каруне и Мусе y729
«Почему не было даровано ему нечто подобное тому, что было даровано Мусе? » Но разве не [отказались] они уве- ровать в то, что прежде было даровано Мусе? Они сказали: « [Это —] два [вида] колдовства 1, которые помо- Гают друг другу».
Скажи: «Если вы говорите правду, представьте [такое] Писание от Аллаха, которое указывало бы на прямой путь лучше, чем эти [Писания, чтобы] я последовал за ним» (28: 48–49).
В этих аятах Аллах воздал хвалу двум Писаниям и двум по сланникам, мир им обоим.
В Коране сообщается, что джинны сказали своим сопле-менникам: «Поистине, мы услышали Писание, ниспослан-ное после Мусы…» (46: 30).
Когда Посланник Аллаха рассказал о первом откро-вении, которое было ему ниспослано, Вараке ибн Науфалю2 и прочитал ему следующие аяты: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил [всё сущее] и сотворил че-ловека из сгустка крови. Читай, ведь Господь твой — 1 Имеются в виду Коран и Тора.
2 В а р а к а и б н Н а у ф а л ь — двоюродный брат жены Пророка Ха-диджи, да будет доволен ею Аллах. z730 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Щедрейший, Который научил [человека писать] с по-мощью пера, научил человека тому, чего тот не знал»
(96: 1–5), Варака сказал: «Слава Ему, Слава Ему! Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе, сыну ‘Имрана! » [Бу-
хари, № 3; Муслим, № 160].
Религиозный Закон Мусы был великим Законом, а его община была многочисленной, и к ней принадлежали про-роки, учёные, поклоняющиеся, знатные люди и цари. Однако все они исчезли и были заменены другими, как был заменён их Закон, и некоторые из них были превращены в обезьян и свиней*, а их общину постигло столько бедствий, что пере-числение их заняло бы много времени.
Упоминание о паломничестве Мусы к Каабе и его внешнем виде
Передают со слов Ибн ‘Аббаса , что однажды Посланник Аллаха , проезжавший мимо вади Азрак, спросил: «Что это за вади? » [Ему] сказали: «Вади Азрак», и тогда он ска-зал: «Я будто вижу Мусу, который спускается по склону и [громко] обращается к Всемогущему и Великому Аллаху со словами тальбии1». Достигнув же перевала Харша, он спросил: «Что это за перевал? » [Ему] сказали: «Это перевал Харша», и тогда он сказал: «Я будто вижу Юнуса, сына Матты, оде-того в шерстяную джуббу2, сидящего верхом на рыжей вер-блюдице, повод которой сделан из растительного волокна, и произносящего тальбию»[Ахмад, т. 1, с. 215; Муслим, № 166]. 1 Та л ь б и я — слова, которые начинает произносить паломник после вхож-дения в состояние ихрама**.
2 Д ж у б б а — верхняя одежда из шерсти с узкими рукавами. z Рассказ о Каруне и Мусе y731
Сообщается, что Муджахид сказал:
[Однажды, когда] мы находились у Ибн ‘Аббаса, лю-ди упомянули о Лжеце (ад-даджжаль)*, и кто -то ска-зал, что меж глаз [его будут начертаны буквы] «каф», «фа» и «ра». [Ибн ‘Аббас] спросил: «Что они гово-рят? » — и кто-то сказал [ему]: «Они говорят, что меж глаз его [будут начертаны буквы] “каф”, “фа” и “ра”»**. Тогда Ибн ‘Аббас сказал: «Я не слышал, чтобы он1 говорил это, но он сказал: “Что касается Иб-рахима, то, [если вы хотите увидеть его, можете] пос-мотреть на [того, кто стоит перед вами]2, что же каса - ется Мусы, то он был курчавым и смуглым и [ездил] на рыжем верблюде, поводья которого были сделаны из растительного волокна, и я будто вижу, как он спус-кается в вади, произнося тальбию”» [Ахмад, т. 1, с. 276;
Бухари, № 3355].
Абу аль-‘Алия сказал:
Ибн ‘Аббас, сын дяди Пророка, передал нам, что Про-рок сказал: «В ту ночь, когда я был перенесён [в Ие-русалим], я увидел Мусу, сына ‘Имрана, смуглого, вы-сокого и курчавого человека, будто был он одним из людей [племени] шану’а. И я увидел ‘Ису, сына Марь-ям, румяного и белокожего [человека] среднего роста и телосложения с гладкими волосами» [Ахмад, т. 1, с. 245;
Бухари, № 3239].
1 Имеется в виду Пророк Мухаммад.
2 Пророк имел в виду самого себя. z732 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Передают со слов Абу Хурайры, что, рассказывая о своём ночном путешествии, Посланник Аллаха сказал: «Я встре-тил Мусу», после чего описал его. Думаю, что он ска-зал: «…будто был он одним из людей [племени] шану’а. И я встретил ‘Ису», после чего Посланник Аллаха опи-сал его. Он сказал: «[Он был] среднего роста [и был он та-ким] румяным, будто вышел из бани». [Посланник Алла-ха также] сказал: «Я также видел Ибрахима, на которого я похож больше любого из его потомков»[Ахмад, т. 2, с. 282;
Бухари, № 3394; Муслим, № 168].
Упоминание о кончине Мусы
Передают со слов Абу Хурайры , что [Пророк ] сказал:
[В своё время] ангел смерти был послан к Му-се , но когда он явился к нему, [Муса] ударил его [и выбил ему глаз]1. Тогда [ангел] вернулся к своему Господу и сказал: «Ты послал меня к рабу, который не желает смерти! » Аллах вернул ему глаз и велел: «Вер-нись и скажи ему, чтобы он положил руку на спину бы-ку, ибо он проживёт ещё столько лет, сколько волосков накроет его рука». [Когда ангел выполнил всё, что ему было велено, Муса] сказал: «О Господь мой, а что по-том? » Он ответил: «Потом — смерть». [Муса] ска-зал: «Тогда [пусть это случится] сейчас», и попросил Аллаха приблизить его к Святой земле на расстояние броска камня.
1 Муса не знал, что это ангел, поскольку тот явился к нему в образе челове-ка и вошёл без разрешения. z Рассказ о Каруне и Мусе y733
Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха сказал: “И ес-ли бы я был там, то обязательно показал бы вам его моги-лу, [которая находится] у дороги рядом с красным холмом”»
[Бухари, № 1339; Муслим, № 2372].
Некоторые утверждают, что тем человеком, который вывел израильтян из пустыни и вошёл с ними на Святую землю, был Муса . Однако это противоречит не только мнению людей Писания, но и мнению большинства мусульман, на правильность которого указывает то, что, избрав смерть, Муса сказал: «Гос-
подь мой! Приблизь меня к Святой земле на расстояние брос-ка камня», ведь если бы он вошёл туда, то не просил бы об этом.На самом деле, когда во время скитаний по пустыне с израиль-тянами подошёл назначенный Мусе, мир ему, срок, он пожелал приблизиться к земле, куда хотел переселиться и куда вёл свой народ, однако приблизился только на расстояние броска камня. Из всех, кто с самого начала скитался с Мусой по пусты-не, из неё вышли только двое: Юша‘, сын Нуна, и Калиб, сын Яфны (Халев, сын Иефоннии), который был мужем Марьям, сестры Мусы и Харуна. Юша‘ и Калиб и были теми, кто по-буждали израильтян войти на Святую землю и сразиться с мо-гучими людьми*.
Упоминание о том, как пророком стал Юша‘, сын Нуна, который взял на себя бремя забот об израильтянах после смерти Мусы и Харуна
Хотя Юша‘, сын Нуна, не назван в Коране по имени, он всё же упоминается там, где приводится рассказ об аль-Хади-ре. Так, Аллах Всевышний сказал: «И [вспомните, как] Му-са сказал своему слуге…» (18: 60). Аллах Всевышний также z734 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
сказал: «Когда же они преодолели 1 [некоторое расстояние, Муса] сказал своему слуге: “Принеси нам наш обед…”»
(18: 62), а в приводимом выше хадисе, который передал Убай ибн Ка‘б, сообщается, что этим слугой был Юша‘, сын Нуна. Его признают пророком все люди Писания, в том чис-ле и самаритяне, которые считают, что после Мусы пророком был только Юша‘, сын Нуна, поскольку об этом прямо сказа-но в Танахе*, и не веруют в то, что было после него, хотя это является истиной.
Спорным является приводимое Ибн Джариром и други-ми толкователями [История Табари, т. 1, с. 255] сообщение Му-хаммада ибн Исхака, согласно которому в конце жизни Мусы пророком вместо него стал Юша‘, Муса же якобы встречался с ним и спрашивал, какие новые веления и запреты были ему ниспосланы, и даже сказал ему: «О собеседник Аллаха, поис-тине, я не спрашивал тебя, какие откровения ниспосылает те-бе Аллах, чтобы ты сам сообщил мне об этом». Кроме того, как сообщает Мухаммад ибн Исхак, когда Юша‘ стал проро-ком, Муса почувствовал отвращение к жизни и захотел уме-реть. Это сообщение является сомнительным хотя бы потому, что Муса получал свыше веления, откровения и законы, бесе-довал с Аллахом и занимал пред Ним высокое положение до самой своей смерти. Одним из указаний на это является при-веденный нами выше хадис, в котором сообщается о том, как Муса выбил глаз ангелу смерти. Что же касается сообщения Мухаммада ибн Исхака, то оно заимствовано из книг людей Писания. Однако в Торе сказано, что откровения ниспосы-лались Мусе постоянно, ибо израильтяне нуждались в них до конца его жизни**. Кроме того, из их Писания известно, что он получал откровения в скинии, стоя рядом с Ковчегом Завета. 1 Имеется в виду, что они достигли искомого места и двинулись дальше. z Рассказ о Каруне и Мусе y735
В Торе также сказано, что Аллах велел Мусе и Харуну сосчитать, сколько израильтян принадлежит к каждому коле-ну, и поставить во главе каждого из двенадцати колен старше-го*. Смысл этого веления, отданного незадолго до истечения сорокалетнего срока скитаний, состоял в том, чтобы, выйдя из пустыни, они были готовы к сражению с могучими людь-ми. Вот почему кто-то сказал, что Муса выбил глаз ангелу смерти потому, что он не узнал его в том обличье, в котором тот к нему явился, а также потому, что Муса ожидал осуществле-ния того, что ему было велено сделать, при своей жизни, одна-ко Аллах судил, что всё это случится при жизни его слуги, ко-торым был Юша‘ ибн Нун .
Нечто подобное в 9 году хиджры было и с Посланником Аллаха , который хотел совершить военный поход на Ви-зантию через Шам и дошёл до Табука. Однако в том же году Пророк вернулся и подготовил к походу на Шам в качест ве передового отряда армию во главе с Усамой ибн Зайдом, за которым готовился двинуться и он сам, повинуясь велению Всевышнего: «Сражайтесь с теми, кто не верует ни в Ал-
лаха, ни в Последний день, не считает запретным то, что запретили Аллах и посланник Его, и не исповедует рели-гию истины из [числа тех], кому было даровано Писание,
пока не станут они униженно и собственноручно платить джизью 1»(9: 29). Когда же армия была подготовлена, а Усамастоял лагерем в Аль-Джурфе**, Посланник Аллаха скон-чался, и задуманное осуществил его друг и преемник Абу Бакр ас -Сыддик . Впоследствии же мусульмане совершили походы в Ирак, находившийся под властью хосроя2, и Шам,
z736 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
которым правил император Византии, и Аллах подчинил им их врагов.
Итак, Аллах велел Мусе собрать воинов из числа из-раильтян и поставить над ними старших.
Об этом в Коране сказано так:
Аллах взял завет с сынов Исра’иля, и поставили Мы двенадцать предводителей из их [числа]. Аллах сказал: «Поистине, Я буду с вами, и если вы будете совершать молитву, выплачивать закят, веровать в Моих посланни-ков, помогать им и дадите Аллаху прекрасную ссуду 1,
Я непременно прощу вам ваши дурные дела и введу вас в сады, под [деревьями] кото- рых текут реки. Тот же из вас, кто станет неверующим после этого, собьётся с прямого пути» (5: 12).
Смысл сказанного Аллахом израильтянам состоял в следую-щем: если вы будете выполнять обязанности, которые Я на вас возложил, и не станете уклоняться от сражения, как прежде, Я непременно дарую вам награду и прощу вам то, за что вы по-несли наказание.
1 То есть будете расходовать свои средства на благие дела. z Рассказ о Каруне и Мусе y737
Нечто подобное Аллах Всевышний сказал и о бедуинах, которые уклонились от участия в походе на Худайбию*: Скажи оставшимся сзади из [числа] бедуинов: «Вас призовут к [участию в сра-жениях против] людей, обла- дающих большой мощью, с которыми вы сразитесь, или они примут ислам. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы