Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Которую Мы благословили. Мы обо всём знаем.



[Некоторые] из [числа] шай-

 

танов ныряли для него и  выполняли другую работу, Мы же хранили их

 

(21: 81–82).

 

Аллах Всевышний также сказал: «И Мы подчинили ему ве-

 

тер, который мягко дул по его велению, куда бы он ни за-хотел,   и  всех шайтанов [из числа] строителей и  ныряль-щиков,   а  также иных, находящихся в  оковах.  [Аллахсказал Сулейману]: “Это  — Наш дар, так даруй же сам или


 

1 Имеется в виду пророк Давуд.


z Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда  y807


 

удерживай, и  не [будет для тебя] расчёта [за это] ”.  По-истине, он близок к  Нам, и  [уготовано ему] прекрасное мес-

То возвращения».

 

Когда Сулейман отказался от коней ради Аллаха, взамен этого Аллах подчинил ему ветер, который был быстрее и  силь-нее коней и  не доставлял ему никаких хлопот, ибо «мягко дул по его велению, куда бы он ни захотел», то есть в  направ-лении любой страны. У  него был ковёр, на котором помеща-лись все строения, шатры, кони, верблюды, сокровища, люди и  джинны, а  также всё прочее, в  чём он нуждался. Когда Су-лейман хотел отправиться в  путешествие или сразиться с  вра-гами в  любой стране, всё это грузилось на ковёр, и  ветер по его велению поднимал его, а  когда ковёр останавливался между не-бом и  землёй, мягкий ветер приводил его в  движение также по велению Сулеймана. Если же он хотел двигаться быстрее, то приказывал сильному ветру, и  тот очень быстро доставлял Су-леймана, куда ему было угодно. Так, в  начале дня он вылетал на этом ковре из Иерусалима, и  в  то же утро ветер доставлял его в  Истахр*, который находится на расстоянии месяца пути от Иерусалима. Сулейман проводил там этот день, в  конце ко-торого ветер доставлял его обратно в  Иерусалим. Аллах Все-вышний сказал об этом так:

 

[Мы подчинили] Сулейману ветер, который за утро 1

[покрывал­ расстояние в] месяц

[пути] и  после полудня 2

 

[покрывал­ расстояние в] месяц

 

 

1 То есть до полудня.

 

2 То есть до захода солнца.


z808 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

[пути], и  заставили для него течь источник меди, [распла-вив её]. Работали пред ним [некоторые] джинны с  дозво-

ления его Господа, а  тем из них, кто уклонился от [выпол-нения] Нашего веления, Мы

 

Дадим вкусить мук Огня.

 

По его желанию они созда-вали для него высокие строе-ния, изваяния, блюда, подоб-ные водоёмам, и  устойчивые котлы. Трудитесь, о  [люди из]

рода Давуда, [и воздавайтеГосподу] благодарность!

Но  мало благодарных среди рабов Моих (34: 12–13).

 

Катада сказал: «Аллах заставлял медь течь для него в  Йемене»

 

[Тафсир Табари, т.  22, с.  48].

 

Аллах Всевышний сказал: «Работали пред ним [неко-торые] джинны с  дозволения его Господа, а  тем из них, кто уклонился от [выполнения] Нашего веления, Мы да-дим вкусить мук Огня». Это значит, что Аллах подчинил емуджиннов, без устали делавших для него всё, что ему было угод-но, и  не выходивших из повиновения ему, а  те из них, которые отказывались подчиняться, подверглись мучениям.

 

Аллах Всевышний сказал: «По его желанию они созда-

 

вали для него высокие строения, изваяния, блюда, подоб-ные водоёмам, и  устойчивые котлы». Здесь имеется в  виду, что они возводили прекрасные строения, а  под изваяниями под-


z Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда  y809


 

разумеваются изображения на стенах, создавать которые поз-волял их Закон. Что же касается устойчивых котлов, то ‘Ик-рима сказал, что у  них были треножники, благодаря которым они неподвижно стояли на своих местах. Эти котлы предназна-чались для приготовления пищи, которая раздавалась людям и  джиннам, и  поэтому Аллах Всевышний сказал: «Трудитесь, о  [люди из] рода Давуда, [и воздавайте Господу] благодар-

 

ность! Но мало благодарных среди рабов Моих».

 

Аллах Всевышний сказал: «И Мы подчинили ему ве-тер…  и  всех шайтанов [из числа] строителей и  ныряль-щиков, а  также иных, находящихся в  оковах» (38: 36–38).

Это значит, что среди них были такие, которых Аллах подчинил Сулейману, чтобы они занимались строительством, другие же по его велению погружались в  море и  доставали от-туда жемчуг и  многое иное, чего нельзя было найти ни в  каком другом месте. Слова «а также иных, находящихся в  оковах»

 

означают, что за свою непокорность эти шайтаны были скова-ны цепями по двое. Подчинение Сулейману всего, о  чём гово-рилось выше, свидетельствует о  том, что Аллах даровал ему такую власть, которой не обладал никто ни до, ни после него.

 

Передают со слов Абу Хурайры  , что [однажды] Про-рок  сказал:

 

Поистине, вчера ко мне явился дух из числа джиннов (или же он сказал что-то подобное), чтобы прервать мою молитву, но Аллах помог мне справиться с  ним. [Сначала] я хотел привязать его к  одному из стол-бов мечети, чтобы [утром] все вы посмотрели на него,

 

но  [потом] вспомнил слова моего брата Сулеймана, [ко-торый сказал]: «Господь мой! Прости меня и  даруй мне [такую] власть, которой после меня не будет об-ладать уже никто» (38: 35) [Бухари, №  3423].


z810 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Сообщается, что Абу ад-Дарда  сказал:

 

[Однажды] Посланник Аллаха  встал на молитву, и  мы услышали, как он говорит: «Прибегаю к  защи-те Аллаха от тебя! »1 Потом он трижды сказал: «Про-клинаю тебя проклятием Аллаха! »2 — после чего про-

 

тянул руку, будто хотел взять что-то. Когда он закончил молиться, мы сказали ему: «О Посланник Аллаха, мы услышали, как во время молитвы ты говоришь то, че-го прежде мы не слыхали, и  увидели, как ты протянул руку». [В ответ на это Пророк  ] сказал: «Поисти-не, враг Аллаха Иблис явился [ко мне] с  огнём, чтобы метнуть мне его в  лицо, и  я трижды сказал: “Прибегаю к  защите Аллаха от тебя! ”  — потом я сказал: “Прокли-наю тебя полным проклятием Аллаха*! ”3  — однако он не отступил, [хотя я проклял его] трижды, а  потом я хо-тел схватить его, и, клянусь Аллахом, если бы не мольба моего брата Сулеймана4, он был бы связан и  стал бы иг-рушкой для детей жителей Медины! » [Муслим, №  542].

 

Сообщается, что Абу ‘Убайд сказал:

 

[Однажды] я увидел, что ‘Ата ибн Язид аль-Ляйси совершает молитву, и  попытался пройти перед ним, од-

 

А‘узу би-Лляхи мин-ка   ك ن م ل ل ه ا ب ذ و ع أ
Аль‘ану-ка би-ля‘нати-Ллях ل ل ه ا ة ن ع ل ب ك ن ع ل أ
Аль‘ану-ка би-ля‘нати-Лляхи т-таммати ة ا م ت ل ا ل ل ه ا ة ن ع ل ب ك ن ع ل أ

4 Сулейман обратился к Аллаху с такой мольбой: «Господь мой! Прости меня и даруй мне [такую] власть, которой после меня не будет обладать уже никто­. Поистине, Ты — Дарующий! » (38: 35). Вспомнив об этом, нашПророк решил проявить смирение и отказаться от своего намерения.


z Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда  y811


 

нако он оттолкнул меня, а  потом сказал: «Абу Са‘ид аль-Худри рассказал мне, что [как-то раз], когда По­ сланник Аллаха  совершал утреннюю молитву, он стоял позади него. [Вдруг Пророк  ] запутался, чи-тая [Коран], закончив же молиться, он сказал: «Ви - дели бы вы, как я протянул руки к  Иблису и  душил его, пока не ощутил холод его слюны между большим и  [указательным] пальцами! Если бы не мольба мое-го брата Сулеймана, он непременно оказался бы при-вязанным к  одному из столбов мечети и  стал бы иг-рушкой для детей Медины! Пусть же никто из вас [не  допускает], чтобы [во время молитвы] кто-ли-бо [становился] меж ним и  киблой, если сумеет [вос­ препятствовать­ этому]» [Ахмад, №  11354].

 

Многие наши праведные предшественники упоминали о  том, что у  Сулеймана, обладавшего необыкновенной мужской си-лой, была тысяча жён.

 

Передают со слов Абу Хурайры  , что Пророк  сказал:

 

[Однажды] Сулейман, сын Давуда, сказал: «Этой но-чью я непременно посещу семьдесят [своих] жён, и  каждая [из них] забеременеет [и родит мальчика, ко-торый станет] героем и  будет сражаться на пути Алла-ха». Тот, кто сопровождал [Сулеймана]*, сказал ему: «Если захочет Аллах», [Сулейман же] не сказал [это-го], и  не забеременела [ни одна из женщин], кроме од-ной, которая родила половину ребёнка.

 

И  Пророк  сказал: «А если бы он сказал это, они непре-менно сражались бы на пути Аллаха» [Бухари, №  3424].


z812 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Передают со слов Абу Хурайры  , что Пророк  сказал:

 

[Однажды] Сулейман, сын Давуда, сказал: «Этой но-чью я непременно посещу сто [своих] жён, и  каждая [из них] родит мальчика, который будет сражаться мечом на пути Аллаха», но он не сказал: «Если захочет Ал-лах». В  ту ночь он [действительно]­ посетил сто жен-щин, но только одна из них родила половину человека.

 

Посланник Аллаха  сказал: «А  если бы он сказал: “Если захочет Аллах”, то каждая из них непременно родила бы мальчика, который сражался бы на пути Всемогущего и  Ве-ликого Аллаха» [Абу Я‘ля, №  2229].

 

Сулейман обладал огромной властью, правил большим царст­ вом и  имел в  своём распоряжении многочисленное воинство из лю-дей, джиннов и  прочих живых существ, чего не было ни у  кого до него и  чего Аллах не дарует никому после него. Вот почему Сулей-ман сказал: «…и было нам даровано всё» (27: 16). Он также ска-зал: «Господь мой! Прости меня и  даруй мне [такую] власть, ко-торой после меня не будет обладать уже никто», и  Аллах даровалему это. Упомянув о  том, какие великие милости Он оказал Сулей-ману, Аллах Всевышний сказал: «Это  — Наш дар, так даруй же сам или удерживай, и  не [будет для тебя] расчёта [за это] »

 

(38: 39). Это значит: даруй или отказывай, кому захочешь, и  с  те-бя не потребуют отчёта; расходуй богатства по своему усмотрению, ибо Аллах позволил тебе делать это и  не станет требовать у  тебя от-чёта. Таковы особенности положения пророка, являющегося царём, в  отличие от посланника, являющегося рабом Аллаха, ибо такой посланник дарует что-либо только с  дозволения Аллаха. Нашему Пророку Мухаммаду  было предложено выбрать из этих двух степеней, и  он предпочёл положение посланника и  раба. В  одной из версий хадиса, где сообщается об этом, сказано, что он обратил-


z Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда  y813


 

ся за советом к  Джибрилу и  тот посоветовал ему проявить смире-ние, после чего Пророк  и  предпочёл положение раба и  посланни-

ка [Ахмад, т.  2, с.  231; Ибн Хиббан, №  6365; и др. Достоверный хадис]. Упомянув о  мирских благах, дарованных Им Его проро-

ку Сулейману  , Аллах указал и  на то, сколь великую награ-ду и  почёт Он уготовал ему. Эта награда достанется ему в  День возвращения и  расчёта, ибо Аллах Всевышний сказал:

 

Поистине, он близок к  Нам, и   [уготовано ему] прекрасное место возвращения (38: 40).

 

Упоминание о  кончине Сулеймана 

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Когда же, [как и] решили Мы, [пришла к] нему смерть, [джиннам] указал на это

только земляной червь, исто-чивший посох [Сулеймана].

А  после того как он упал, джиннам стало ясно, что если бы знали они сокрытое, то не

[испытывали] бы унизитель-ные муки [столь долго](34: 14).

 

Передают со слов Ибн ‘Аббаса  , что Пророк  сказал:

 

Когда во время молитвы пророк Аллаха Сулейман  видел перед собой молодое деревце, он спрашивал его:


z814 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

«Как тебя называют? »  — и  оно отвечало: «Так-то». По-том он спрашивал: «Для чего ты предназначено? »  — и,   если оно говорило, что предназначено для посадки, его [где-нибудь] сажали, если же оно говорило, что предна-значено для изготовления какого-нибудь снадобья, его выращивали. Однажды, совершая молитву, он увидел пе-ред собой какое-то деревце и  спросил его: «Как тебя на-зывают? »  — и  оно ответило: «Рожковое дерево». Он спросил: «Для чего ты предназначено? »  — и  оно ответи-ло: «Для разрушения этого храма». Тогда Сулейман ска-зал: «О Аллах, скрой от джиннов известие о  моей смер-ти, чтобы людям стало известно, что джинны не ведают о  сокрытом». [Сулейман умер, когда стоял], опираясь на свой посох, и  простоял так целый год, в  то время как джинны, [которые ничего не знали об этом], продолжали работать. Наконец этот посох источил земляной червь,

 

[и  Сулейман упал], после чего людям стало ясно, что если бы джинны знали о  сокрытом, то они не стали бы целый год заниматься тяжким и  унизительным трудом. Джинны отблагодарили этого червя и  стали приносить ему воду»

 

[Тафсир Табари, т.  22, с.  51; Баззар, №  2356; и др.].

 

Упоминание о  разрушении Иерусалима

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И Мы даровали Мусе Писание и  сделали его руководством­ для  сынов Исра’иля, [сказав]:

«Не  берите в  покровители никого, кроме Меня!


z Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда  y815


 

О  потомки тех, кого Мы перевезли [в ковчеге] вместе

с  Нухом! Поистине, был он благодарным рабом».

 

И  судили Мы в  Писании сынам Исра’иля: «Вы дважды будете распространять нече-стие на земле и  проявлять большое высокомерие».

Когда настало [время осущест­виться] первому обещанию,

Мы наслали на вас Наших рабов, которые обладали большой силой и  рыскали по

[вашим] домам. [Так] было осуществлено [это] обещание.

 

Потом Мы вновь даровали вам победу над ними, и  под-держали вас богатством и  сыновьями, и  сделали вас более многочисленными.

[Мы сказали]: «Если вы тво-

рите добро, то творите его для себя, а  если совершаете дур-ное, то [делаете это во вред]

Себе». Когда же настало

 

[время осуществиться] другому обещанию, [Мы позволили


z816 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

вашим врагам] огорчить вас и  войти в  [храм], как вошли

они в  него в  первый раз, и  полностью разрушить [всё], что [оказалось в  их руках].

 

[И Мы сказали в  Торе]:

«Может быть, Господь ваш помилует вас. Если же вы снова будете [распространятьнечестие], Мы снова [подвер-гнем вас наказанию]. Мы сде-

 

лали Геенну местом заточения для неверующих» (17: 2–8).

 

 

Некоторые сообщения, касающиеся пророка  Данияла 

 

Сообщается, что Абу аль-‘Алия сказал: «Завоевав Тустар, мы нашли в  казне аль-Хурмузана* ложе, а  на нём  — мёртвого че-ловека, у  изголовья которого лежал какой-то свиток. Мы отнес-ли этот свиток ‘Умару ибн аль-Хаттабу, который призвал к  себе Ка‘ба, и  тот переписал его по-арабски. Я был первым из арабов, кто прочёл его, и  я читал его, как читаю этот Коран». Передат-чик этого сообщения сказал: «Я спросил Абу аль-‘Алию: “И  что же в  нём было? ” Он сказал: “Сообщения о  вас и  ваших де-лах, о  смысле ваших речей и  о  том, что случится впоследствии”. Я  спросил: “А что вы сделал с  этим человеком? ” Он сказал: “Днём мы вырыли в  разных местах тринадцать могил, а  ночью похоронили его и  сровняли все могилы с  землёй, чтобы люди ни-чего о  нём не узнали и  не раскопали его могилу”. Я спросил: “Че-


z Рассказ о  Сулеймане  , сыне  Давуда  y817


 

го же они от него хотели? ” Он сказал: “Во время засухи они выно-сили его ложе, и  тогда у  них шёл дождь”. Я спросил: “И  кем же, по вашему мнению, был этот человек? ” Он сказал: “Это челове-ка называли Даниял”. Я спросил: “Вы узнали, сколько лет назад он умер? ” Он сказал: “Триста лет назад”. Я спросил: “И  в  его облике ничего не изменилось? ” Он сказал: “Нет, если не считать нескольких волос на затылке, ибо плоть пророков не разлагается в  земле, и  дикие звери не пожирают её”».

 

Иснад этого сообщения является достоверным и  восхо-дит к  Абу аль-‘Алие. Однако если этот человек действитель-но умер за 300  лет до описываемых событий, значит, он был не пророком, а  праведником, поскольку, как сообщается в  хадисе, приводимом аль-Бухари, после ‘Исы, сына Марьям, был толь-ко один пророк  — Посланник Аллаха  , который, по разным сообщениям, жил на 400, 600  или 620  лет позже ‘Исы. Воз-можно также, что этот человек умер не за 300, а  за 800  лет до описываемых событий, ибо это примерно соответствует вре-мени жизни Данияла. Возможно, человеком, которого они на-шли, был какой-нибудь другой пророк или праведник, но по-хоже, что это был всё же Даниял, поскольку в  своё время его схватил и  держал у  себя в  заточении персидский царь.

 

Как упоминается в  сообщении с  достоверным иснадом, Абу аль-‘Алия сказал, что нос этого человека был длиной в  пядь. В  другом сообщении, иснад которого является хоро-шим, приводятся слова Анаса ибн Малика, который сказал, что его нос был длиной в  локоть, и  поэтому возможно, что это был один из более древних пророков, а  Аллах знает об этом лучше.

 

‘Абд-ар-Рахман ибн Абу аз-Зинад передал, что его отец сказал:

 

Я видел на руке Абу Бурды ибн Абу Мусы аль-Аш‘ари перстень, на камне которого было изображение двух


z818 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

львов, которые лизали находившегося между ними че-ловека. Абу Бурда сказал: «Этот перстень принадлежал тому человеку, которого жители того города называли Даниялом, а  Абу Муса взял его себе в  день его погребе-ния». Абу Бурда также сказал: «Абу Муса спросил учё-ных, которые жили в  этом городе, о  том, что изображено на рисунке, и  они сказали, что однажды к  царю, которо-му был подвластен Даниял, явились звездочёты и  учё-ные. Они сказали: “В такую-то ночь родится мальчик, который приведёт твоё царство к  упадку”. Царь вос-кликнул: “Когда наступит эта ночь, я не оставлю в  жи-вых ни одного младенца! ” В  указанное время люди царя схватили Данияла и  бросили его в  чаще леса, где обитали львы. Лев и  его львица стали лизать его и  не причинили ему никакого вреда, а  потом туда пришла мать Данияла, которая увидела это. Аллах спас его, и  он стал тем, кем стал». Абу Бурда также передал, что Абу Муса сказал: «И учёные этого города говорили, что Даниял вырезал на своём перстне себя и  двух лижущих его львов, чтобы не забывать о  милости, которую оказал ему Аллах».

 

 

Упоминание о  восстановлении Иерусалима после  его разрушения

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Или [видел ли ты] подобного

[тому человеку], который про-

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.098 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь