Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вершит Аллах, что пожелает».
z826 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
[Закарийя] сказал: «Господь мой, [яви] мне знамение! » [Аллах] сказал: «Знамением для тебя [послужит то, что] в течение трёх дней ты будешь [объясняться] с людьми только знаками. Часто поминай Господа своего и славь [Его] в предвечернее время и по утрам» (3: 37–41).
Аллах Всевышний также сказал:
И [вспомни, как] как Зака- рийя воззвал к Господу сво-ему: «Господь мой, не остав-ляй меня в одиночестве, ведь Ты — лучший из наследующих! »
Мы вняли его [мольбе] и да- ровали ему Яхью, исцелив его жену для него 1. Поистине, они спешили творить благое, взывали к Нам, [побуждае-мые] желанием и страхом 2, и проявляли смирение пред Нами (21: 89–90).
1 Аллах даровал его бесплодной жене возможность родить сына.
2 Желанием получить от Аллаха всё благое и страхом перед Его наказанием. z Рассказ о Закарийе и Яхье y827
Аллах Всевышний также сказал:
[И Мы вели прямым путём] Закарийю, Яхью, ‘Ису и Ильяса — все они были из [числа] праведников (6: 85).
Аллах Всевышний велел Посланнику Аллаха поведать лю-дям о том, что было с Закарийей , которому Аллах в старо-сти даровал сына, несмотря на то что его старая жена и в юнос-ти была бесплодной. Это благодеяние было оказано ему, чтобы ни один человек не отчаивался в милости Аллаха Всевышнего.
Толкуя слова Аллаха Всевышнего « [Это —] упомина-ние о милости, [которую оказал] Господь твой Своему рабу Закарийи. Воззвав к своему Господу тайно…», Катадасказал: «Поистине, Аллах знает каждое чистое сердце и слы-шит каждый тайный голос» [Тафсир Табари, т. 16, с. 35]. Один из наших праведных предшественников сказал: «Он поднял-ся ночью и тайно воззвал к своему Господу: “О Господь мой! О Господь мой! О Господь мой! ” — боясь, как бы кто-нибудь не услышал его, и Аллах сказал: “Вот Я перед тобой, вот Я пе-ред тобой, вот Я перед тобой”».
Закарийя сказал своему Господу, что он уже слаб и сед и что Господь всегда отвечал на его мольбы. Обратиться к Ал-лаху с мольбой его побудило то, что, будучи опекуном Марь-ям, дочери ‘Имрана, и заходя в её молельню, он всегда видел там фрукты не по сезону, что являлось чудом. Закарийя понял, что Тот, Кто дарует ей эти фрукты в такое время, может даро-вать ему сына, несмотря на его старость, и тогда «Закарийя
обратился с мольбой к своему Господу. Он сказал: “Господь мой! Даруй мне от Тебя потомство доброе; поистине, Ты слышишь [каждую] мольбу”». z828 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Закарийя сказал: «Поистине, боюсь я, что родственники [мои сделают нечто неподобающее] после моей [смерти, ибо] моя жена бесплодна». По мнению некоторых толкователей, здесь под родственниками подразумевается некая группа лю-дей, а эти слова указывают, что Закарийя боялся, что они бу-дут управлять израильтянами не по Закону Аллаха, и поэтому он попросил даровать ему праведного и богобоязненного сына, который будет угоден Аллаху. Вот почему он сказал: «…так даруй же мне от Тебя наследника, который наследу-
ет мне и роду Я‘куба, и сделай его, Господь мой, угодным
[Тебе] ». Это значит: даруй мне сына, сделай его пророком из-раильтян, как и его предков из числа потомков Я‘куба, и поч-ти его, ниспослав ему откровения, как Ты почтил их. Есть це-лый ряд указаний на то, что здесь речь идёт не о наследовании имущества, как утверждают шииты. Ранее мы уже говорили, что в аяте, где сказано «Сулейман, который стал наследни-ком Давуда» (27: 16), имеются в виду пророчество и власть, поскольку в достоверном и передаваемом многими путями ха-дисе сообщается, что Пророк сказал: «Мы не оставляем наследства, а то, что мы оставляем, [должно стать] сада-кой» [Бухари, № 3092; Муслим, № 1757]. Таким образом, По-сланник Аллаха никому не оставил наследства, и поэтому Абу Бакр ас-Сыддик запрещал тратить то, что принадле-жало Пророку при жизни, на тех, кто по Шариату относил-ся к числу его наследников, то есть на дочь Пророка Фати-му, девять его жён и его дядю аль-‘Аббаса, да будет доволен ими всеми Аллах. Объясняя причину своего запрета, Абу Бакр ссылался именно на этот хадис. Во -вторых, ат-Тирмизи при-водит другую версию этого хадиса, в котором сообщается, что Пророк сказал: «Мы, пророки, не оставляем наследст ва». Ат-Тирмизи считал этот хадис достоверным*. В -третьих, мир этот в глазах пророков был столь ничтожен, что они z Рассказ о Закарийе и Яхье y829
не стремились к накоплению богатств, не придавали этому никакого значения и не просили даровать им детей, чтобы те унаследовали после них эти богатства. Более того, с подобны-ми просьбами к Аллаху не обращались даже такие люди, ко-торым по степени отречения от мира было далеко до пророков. В-четвёртых, Закарийя был плотником и, подобно Даву-ду , зарабатывал на пропитание собственным трудом, а та-кие люди, особенно если речь идёт о пророках, обычно не из-нуряют себя трудом только для того, чтобы что-то скопить для себя и своих наследников, что поймёт каждый, кто поразмыс-лит об этом.
Передают со слов Абу Хурайры , что Посланник Ал-лаха сказал: «Закарийя был плотником» [Ахмад, т. 2, с. 296; Муслим, № 2379; Ибн Маджа, № 2150].
Ангелы приносят Закарийе радостную весть о Яхье
Аллах Всевышний сказал: « [Аллах сказал]: “О Закарийя!
Поистине, Мы сообщаем тебе радостную весть о маль-чике по имени Яхья. Мы ещё никого не нарекали таким именем”». Толкованием этого аята служит другой аят, в ко-тором сказано: «Когда он стоял в молельне и молился, анге- лы воззвали к нему: “Поистине, Аллах возвещает тебе бла-гую весть о Яхье, который подтвердит [истинность] слова от Аллаха и будет господином, [мужем] целомудренным и пророком из числа праведников”».
Получив эту радостную весть, Закарийя был удивлён и обратился к Аллаху с вопросом, сказав: «Господь мой!
Откуда взяться у меня мальчику, когда жена моя бес-плодна, а я [дожил до] старости и одряхлел?! ”» Говорят, z830 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
что в то время ему было семьдесят семь лет, однако, очевид-но, он был ещё старше, а Аллах знает об этом лучше. По-лучив такую же весть, нечто подобное сказал и Ибрахим:
«Неужели вы радуете меня доброй вестью, когда я уже стар? Чем же вы радуете меня? » (15: 54). Сара же вос-кликнула: «О, горе мне! Неужели я [смогу] родить, ведь
я — старуха, и муж мой — старик? Поистине, это уди-вительно! » (11: 72) — на что ангелы сказали ей: «Неужели дивишься ты велению Аллаха? [Да пребудут] с вами ми-лость Аллаха и Его благословения, о [члены] семейства [Ибрахима]! Поистине, Он — Достохвальный, Слав-ный» (11: 73). Такой же ответ получил и Закарийя, ибо ан-гел, которому было велено донести до него веление Аллаха, сказал: «Так [и будет]! Господь твой сказал: “Это легко для Меня, [ибо] прежде Я создал тебя, [хотя и] был ты ничем”». Это значит: могущество Моё таково, что Я со-здал тебя из ничего, так разве не могу Я даровать тебе сы-на, хотя ты и стар?
Аллах Всевышний сказал: «Мы вняли его [мольбе] и да-
ровали ему Яхью, исцелив его жену для него. Поистине, они спешили творить благое, взывали к Нам, [побуждае-мые] желанием и страхом, и проявляли смирение пред На-ми». Здесь под исцелением подразумевается то, что у неё во-зобновились месячные.
Аллах Всевышний сказал: « [Закарийя] сказал: “Гос-подь мой, [яви] мне знамение! ” Он сказал: “Знамени-ем для тебя [послужит то, что] не [сможешь] ты говорить с людьми три ночи, [оставаясь совершенно здоровым] ”». Здесь имеется в виду, что Закарийя просил дать ему знать, когда его жена забеременеет от него. Ему было сказано, что указанием на это послужит то, что он на три дня лишится да-ра речи и будет объясняться только знаками, оставаясь со- z Рассказ о Закарийе и Яхье y831
вершенно здоровым. Кроме того, в этот период ему было ве-лено как можно больше поминать Аллаха сердцем по утрам и в предвечернее время.
Радуясь этой вести, он вышел к людям из своей молельни «и [стал делать] им [знаки, желая сказать]: “Славьте [Госпо-да] по утрам и в предвечернее время”».
Аллах Всевышний сказал: « [Когда у него родился сын, ему было сказано]: “О Яхья, крепко держись Писания! ”
И Мы даровали ему мудрость, когда он был ребёнком…»
Сообщается, что, толкуя слова Аллаха «и сострадание от Нас», ‘Икрима, Катада и ад-Даххак говорили: «Это зна-чит: Мы оказали ему милость, что стало милостью и для За-карийи, которому был дарован этот ребёнок» [Тафсир Табари, т. 16, с. 43]. Что же касается чистоты и благочестия, которыми был наделён Яхья, то имеется в виду отсутствие у него нравст венных пороков и покорность Аллаху, выражавшаюся в том, что он выполнял все веления Аллаха и отказывался от того, что Он запрещал.
Упоминая о покорности Яхьи родителям, Аллах Все-вышний сказал, что он был «почтителен по отношению к родителям и не являлся ни гордецом, ни ослушником». Аллах Всевышний также сказал: «Мир ему в тот день, ког-
да он родился, и в тот день, когда он умрёт, и в тот День, когда он будет воскрешён к жизни! » Эти три дня являютсянаиболее важными в жизни человека, поскольку в каждый из них он переходит из одного мира, привычного и знакомо-го ему, в другой, незнакомый ему мир. Именно поэтому, по-кинув мягкую утробу матери, чтобы претерпевать невзгоды мира дольнего, новорожденный ребёнок плачет. То же са-мое случается, когда человек покидает этот мир с его строе-ниями и дворцами и оказывается в другом мире — в барза-хе — среди обитателей могил, где будет ожидать трубного z832 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
гласа, после которого одни направятся в Рай, а другие — в Огонь. Прекрасно сказал поэт:
Мать родила тебя, и ты кричал и плакал, а близким было радостно в те дни…
Стремись к тому, чтоб в день твоей кончины смеялся ты, а плакали они!
Эти три дня наиболее трудны для каждого человека, и поэто-му Аллах сказал, что в каждый из них Он обратится к Яхье с приветствием1: «Мир ему в тот день, когда он родился, и в тот день, когда он умрёт, и в тот День, когда он будет воскрешён к жизни! »
В другом аяте сказано, что он «будет господином, [му-жем] целомудренным и пророком из числа праведников». Говорят, что под целомудрием Яхьи имелось в виду то, что он будет воздерживаться от женщин. Высказывались и дру-гие мнения, но это представляется наиболее верным, поскольку Закарийя сказал: «Господь мой! Даруй мне от Тебя потомст
Во доброе».
Передают со слов Ибн ‘Аббаса , что Посланник Ал-лаха сказал: «Никто из сынов Адама не избежит греха или намерения совершить грех, кроме Яхьи, сына Закарийи, и никому не следует говорить, что я лучше Юнуса, сына Матты» [Ахмад, т. 1, с. 345; аль-Хаким, т. 2, с. 591; и др. Досто- верный хадис].
‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас передал, что он слы-шал, как Посланник Аллаха сказал: «В День воскресения со своим грехом явится каждый сын Адама, кроме Яхьи, сына Закарийи» [Ибн ‘Асакир. Слабый хадис].
1 Имеется в виду, что тем самым Аллах окажет Яхье помощь. z Рассказ о Закарийе и Яхье y833
Достоинства Яхьи
Передают со слов аль-Хариса аль-Аш‘ари , что Посланник Аллаха сказал:
Поистине, Аллах велел Яхье, сыну Закарийи, самому придерживаться пяти вещей и велеть израильтянам так-же придерживаться их. [Поскольку] он медлил [с этим], ‘Иса сказал ему: «Поистине, тебе было велено при-держиваться пяти вещей и велеть израильтянам также придерживаться их, и ты [должен] довести это до их све-дения, иначе [я сам сделаю это]». [Яхья] сказал: «О брат мой, поистине, я боюсь, что если ты опередишь меня, то я подвергнусь наказанию или меня поглотит земля! » [По-сле этого] Яхья собрал израильтян в иерусалимском хра-ме, который заполнился людьми, сел на возвышении, воздал Аллаху хвалу, а потом сказал: «Поистине, Всемо-гущий и Великий Аллах велел мне придерживаться пяти вещей и велеть вам также придерживаться их. Во-первых, вы [должны] поклоняться Аллаху и ничего не придавать Ему в сотоварищи. [Поклоняющийся другому] подобен рабу, которого человек покупает за своё собственное сере-бро или золото, после чего тот начинает отдавать собран ный им урожай не своему господину, но кто из вас был бы рад иметь такого раба? Поистине, Аллах создал вас и да-ровал вам необходимые средства к существованию, так поклоняйтесь же Ему и ничему больше! И я велю вам тво-рить молитву, ибо, поистине, Аллах будет обращать лик Свой к Своему рабу, пока тот не повернётся [в другую сторону], и поэтому никуда не поворачивайтесь, когда бу-дете молиться. И я велю вам соблюдать пост, ибо, поисти-не, [постящийся] подобен человеку с мешочком мускуса, z834 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
аромат которого чувствуют все, с кем он находится, а для Аллаха запах изо рта постящегося приятнее аромата му-скуса. И я велю вам подавать милостыню, ибо, поистине, [тот, кто её подаёт], подобен человеку, попавшему в плен к врагу. Ему привязали руки к шее и вывели вперёд, что-бы отрубить голову, но он сказал: “Не согласитесь ли вы, чтобы я заплатил за себя выкуп? ” — после чего откупал-ся [от них, давая] помалу и помногу, пока не освободил-ся. И я велю вам часто поминать Всемогущего и Великого Аллаха, ибо, поистине, [тот, кто поминает Его], подо-бен человеку, которого быстро преследовали враги, но он добрался до неприступной крепости и укрылся в ней. По-истине, в наибольшей степени защищён от шайтана тот раб, который поминает Всемогущего и Великого Аллаха».
[Передают со слов аль-Хариса аль-Аш‘ари , что] Пророк также сказал:
И я велю вам придерживаться пяти вещей, которых Ал-лах велел придерживаться мне: [держитесь] согласия, слушайте, повинуйтесь, переселяйтесь и боритесь на пу-ти Аллаха. Поистине, тот, кто отойдёт от согласия хотя бы на пядь, отойдёт и от ислама [и будет вне его], если не вернётся, а тот, кто будет [придерживаться обыча-ев] джахилии, станет одним из камней, [которыми бу-дут топить] Геенну.
[Его] спросили: «О Посланник Аллаха, даже если он постил-ся и молился? » — и [Пророк ] сказал:
Даже если он постился, молился и утверждал, что он — мусульманин. Называйте мусульман так, как назвал их z Рассказ о Закарийе и Яхье y835
Всемогущий и Великий Аллах: мусульманами, верую-щими и рабами Всемогущего и Великого Аллаха [Ахмад, т. 4, с. 130; Тирмизи, № 3427; и др. Достоверный хадис].
Причина убийства Яхьи
Причины убийства Яхьи объясняют по-разному. Соглас-но наиболее распространённому мнению, один из царей того времени, находившийся в Дамаске, захотел жениться на своей близкой родственнице или на другой женщине, брак с которой был ему не дозволен, и Яхья запретил ему это, за что тот зата-ил на него зло. Когда этот царь всё же удовлетворил своё же-лание с той женщиной, она попросила его подарить ей жизнь Яхьи. Царь выполнил её просьбу, и она послала к нему челове-ка, который убил его и принёс ей в тазу голову Яхьи. Говорят, что, как только это случилось, она в то же мгновение умерла.
Улемы расходятся во мнениях относительно того, был ли убит Яхья в Отдалённейшей мечети.
Ас-Саури передал со слов аль-А‘маша, что Шимр ибн ‘Атия сказал: «На скале, которая находится в Иерусалиме, были убиты семьдесят пророков, в том числе и Яхья, сын За-карийи » [Ибн ‘Асакир, т. 18, с. 105].
Согласно же сообщению Са‘ида ибн аль-Мусайиба, кото-рое передал Абу ‘Убайд аль-Касим ибн Салям, Яхья был убит в Дамаске [Ибн ‘Асакир, там же]. z y
Рассказ об ‘Исе , рабе и посланнике Аллаха и сыне Его рабыни Марьям
Первые восемьдесят три ниспосланных Аллахом аята суры «Семейство ‘Имрана» являются ответом христианам, утверж дающим, что у Аллаха есть сын, тогда как Аллах намного вы-ше этого!
В своё время к Посланнику Аллаха прибыла делегация из Наджрана*. Её члены изложили свои ложные воззрения от-носительно Троицы, к которой они причисляли Аллаха, Свя-той дух и ‘Ису, сына Марьям. Тогда Всемогущий и Великий Аллах ниспослал начало этой суры, где разъяснил, что ‘Иса является одним из рабов Аллаха, Который создал его в утро-бе его матери и придал ему форму, подобно прочим Своим тво-рениям. Аллах создал его без отца так же, как Он создал Ада-ма без отца и без матери, — Он только сказал ему: «Будь», и ‘Иса возник. И Аллах поведал о том, как родилась Марьям, что с ней происходило, и как она забеременела ‘Исой. Кроме того, об этом подробно говорится в суре «Марьям».
Аллах Всевышний сказал:
Поистине, Аллах избрал Адама, Нуха, [членов] рода Ибрахима и [членов] рода ‘Имрана [и возвысил их] над [обитателями] миров, z Рассказ об ‘Исе y837
[сделав] одних из них потом- ками других. Аллах — Слы-шащий, Знающий.
[Вспомни, как] сказала жена ‘Имрана 1: «Господь мой! Я дала обет [посвятить служе-нию] одному Тебе [дитя, кото-рое я ношу] в своей утробе. Прими же от меня [это], ведь Ты — Слышащий, Знающий! »
Родив [Марьям], она ска- зала: «Господь мой! Поис-тине, я родила девочку, — [хотя] Аллаху было лучше
знать, кого она родила, — а мальчик не то, что девочка. Поистине, я назвала её Марьям и я молю Тебя защи-тить её и её потомство от проклятого шайтана».
Её Господь оказал ей пре-красный приём, и взрастил её прекрасным образом, и вве-рил её Закарийе. Каждый раз, когда Закарийя входил в её молельню, он находил
1 Хана (Анна), мать Марьям. z838 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
у неё пропитание. [Однажды] он спросил: «О Марьям, откуда у тебя это? » Она ска-зала: «Это — от Аллаха. Поистине, Аллах без счёта дарует пропитание, кому пожелает» (3: 33–37).
Здесь Аллах Всевышний упомянул о том, что Он избрал Ада-ма и искренних людей из числа его потомков, особо выде-лив род Ибрахима, к которому принадлежат потомки Исма‘ила и потомки Исхака. И Он упомянул о том, какая милость была оказана Им семейству ‘Имрана, отца Марьям, мир ей. Что ка-сается Марьям, то она, несомненно, принадлежала к числу по-томков Давуда. Её отец был предстоятелем на молитвах изра-ильтян, а мать ревностно поклонялась Аллаху. Что же касается Закарийи, являвшегося пророком того времени, то, по мнению большинства улемов, он был мужем сестры матери Марьям, которую звали Ашья‘ (Елисавета).
Рождение Марьям, мир ей
Аллах Всевышний сказал: «Родив же [Марьям], она сказа-ла: “Господь мой! Поистине, я родила девочку, — [хотя]
Аллаху было лучше знать, кого она родила, — а маль-чик не то, что девочка”». Здесь имеется в виду, что девочкине могли быть служителями храма, служению которому в те времена израильтяне давали обеты посвящать своих детей. Её слова «я назвала её Марьям» являются указанием на то, что новорожденному следует давать имя в день его рожде-ния, а в обоих «Сахихах» приводится хадис Анаса, в котором
z Рассказ об ‘Исе y839
сообщается, что Посланник Аллаха сделал его брату тах-
ник1, а потом назвал его ‘Абдуллахом
лим, № 2144].
В другом хадисе сообщается, что аль-Хасан ибн Самура сказал: «Каждый [новорожденный] мальчик является залож-ником жертвы, [которую следует принести за] него на седьмой день* [от рождения, после чего] ему [необходимо] дать имя и обрить голову» [Ахмад, т. 5, с. 17; и др. Достоверный хадис, отно- сящийся к категории «марфу‘»].
Мать Марьям также сказала: «…я молю Тебя защитить её и её потомство от проклятого шайтана», и Аллах внял еёмольбе и принял её обет. Передают со слов Абу Хурайры , что Пророк сказал: «Шайтан прикасается к любому мла-денцу, когда тот появляется на свет, и тот кричит, [чувствуя] прикосновение шайтана, исключением же были Марь-ям и её сын».
Передав это, Абу Хурайра сказал: «Прочтите, если жела-ете, [аят, в котором приводятся слова матери Марьям] “я мо-
лю Тебя защитить её и её потомство от проклятого шайта-
на” »[Ахмад, т. 2, с. 288. Хороший хадис].
Сообщается также, что Пророк сказал: «Шайтан уда-ряет по бокам каждого человека, когда мать рожает его, ис-ключением же были Марьям и её сын. Разве не слышали вы, как [ребёнок] кричит, когда появляется на свет? » [Люди] сказали: «Да, о Посланник Аллаха», и он сказал: «Это по-тому, что шайтан ударяет его по бокам» [Ахмад, т. 2, с. 368.Достоверный хадис с иснадом, удовлетворяющим условиям Муслима].
1 Та х н и к — практикующееся по примеру Пророка разжёвывание финика, когда немного образовавшейся кашицы кладут в рот младенцу, смазывая ему этой кашицей нёбо. После этого новорожденному читают на ухо слова азана, а потом дают имя. z840 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Марьям на попечении Закарийи
Аллах Всевышний сказал: «Её Господь оказал ей прекрас-
ный приём, и взрастил её прекрасным образом, и вверил её Закарийе». Многие толкователи упоминают о том, что, ро-див Марьям, мать завернула её в ткань, отнесла в храм, при котором жили люди, поклоняющиеся Аллаху, и передала её им, и они стали спорить между собой из-за неё, ибо она была доче-рью предстоятеля на их молитвах.
Ясно, что сначала мать выкормила девочку грудью и долж-ным образом заботилась о ней, пока та была совсем мала, и толь-ко после этого отдала её этим людям, каждый из которых хотел получить право опеки над ней. Пророк того времени Закарийя хотел заниматься её воспитанием без их участия, поскольку его жена приходилась Марьям либо сестрой, либо тёткой со сторо-ны матери. Однако те стали спорить с ним, требуя, чтобы он на-равне со всеми бросил жребий, и именно ему выпало по жребию опекать её, ибо тётка со стороны матери занимает такое же по-ложение, как и мать. Аллах Всевышний сказал: «…и Он вве-рил её Закарийе», причиной чего явилось то, что жребий пална него. Аллах Всевышний также сказал:
Это — из [числа] сообщений о сокрытом, которые Мы ниспосылаем тебе в открове-нии. Тебя не было среди них, когда они бросали свои трост-никовые перья, [чтобы путёмжребия определить], кто из них
будет опекать Марьям, и тебя не было среди них, когда они спорили [друг с другом](3: 44). z Рассказ об ‘Исе y841
Говорят, что все они бросили свои тростниковые перья, а по-том перенесли их куда-то и велели несовершеннолетнему маль-чику выбрать одно из них, и, когда он выбрал перо, оказалось, что оно принадлежит Закарийе . Они потребовали бросить жребий во второй раз, но по-другому, а именно — бросить эти перья в реку и считать победителем того, чьё перо поплывёт против течения. Так и было сделано, и против течения поплыло перо Закарийи, а их перья унесла вода. Тогда они потребовали бросить перья в реку и считать победителем того, чьё перо поп-лывёт по течению, если остальные перья поплывут против те-чения. Закарийя снова вышел победителем и стал её опекуном, ибо имел больше всех прав на это и по Закону, и по жребию.
Аллах Всевышний сказал: «Каждый раз, когда За-
карийя входил в её молельню, он находил у неё пропита-ние. [Однажды] он спросил: “О Марьям, откуда у тебя это? ” Она сказала: “Это — от Аллаха. Поистине, Ал-лах без счёта дарует пропитание, кому пожелает”». Тол-кователи Корана указывают, что Закарийя выбрал для Марь-ям в храме достойное место, куда не входил никто, кроме неё, и где она поклонялась Аллаху. Кроме того, когда подходила её очередь, Марьям занималась служением при храме, не остав-ляя поклонения Аллаху ни днём, ни ночью, и через некоторое время её поклонение стали приводить в пример другим изра-ильтянам, среди которых она прославилась своими достойны-ми делами и качествами. Что же касается Закарийи, то, за-ходя к ней, он каждый раз находил нечто удивительное. Так, например, зимой у неё были фрукты, которые поспевают толь-ко летом, а летом — фрукты, которые поспевают только зи-мой. Он спрашивал её: «О Марьям, откуда у тебя это? » — на что она отвечала: «Это — от Аллаха. Поистине, Аллах без счёта дарует пропитание, кому пожелает», желая ска-зать, что пропитание дарует ей Аллах. z842 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Тогда Закарийя захотел, чтобы и у него был ребёнок, хотя и достиг преклонного возраста. Он сказал: «Господь мой! Да-
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы