Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Поистине, так Мы воздаём творящим благо.
Поистине, он — из [числа] Наших верующих рабов
(37: 123–132).
Улемы говорили, что Ильяс был послан в Баальбек, располо-женный к западу от Дамаска, где он призвал его жителей пок-лоняться Всемогущему и Великому Аллаху и отказаться от их идола, которого они называли Ваал. Вот почему он сказал им:
«Неужели вы не убоитесь [Аллаха]? Неужели вы взыва-ете к Ба‘лу (Ваалу) и оставляете лучшего из творцов — Аллаха, Господа вашего и Господа ваших праотцев? » — однако они сочли Ильяса лжецом, не подчинились ему и воз-намерились его убить.
Говорят, что Ильяс ежегодно встречается с аль-Хади-ром в рамадане в Иерусалиме. Говорят также, что они ежегод-но совершают хаджж и пьют воду из источника Замзам, че-го им хватает на целый год, и что они ежегодно встречаются на ‘Арафате. Однако все сообщения такого рода являются недос-товерными, доверия же заслуживают только указания на то, что и аль-Хадир и Ильяс умерли.
1 Или: Ильясу; или: семейству Ясина. z754 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Вахб ибн Мунаббих и некоторые другие улемы говори-ли, что, когда жители Баальбека сочли Ильяса лжецом и ста-ли наносить ему обиды, он обратился к своему Господу с моль-бой забрать его к Себе, и к нему явилось животное цвета огня, на которое он сел верхом. Аллах облёк Ильяса в перья и свет и избавил его от необходимости в еде и питье, после чего он превратился в получеловека-полуангела. Они говорили так-же, что духовным наследником Ильяса был аль-Яса‘ ибн Ах-туб . Все эти сообщения внушают сомнения и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты, поскольку они заимство-ваны из иудейских источников. Нам представляется, что они далеки от истины, а Аллах знает об этом лучше.
Аль-Байхаки приводит хадис, в котором сообщается, что Анас ибн Малик сказал:
[Однажды] мы находились в пути вместе с Посланни-ком Аллаха . Остановившись в каком-то месте, мы ус-лышали, как какой-то человек, который находился в вади, говорит: «О Аллах, причисли меня к общине Мухамма-да , которой будет оказана милость и дарованы проще-ние и награда! » Подойдя к этому вади, я увидел челове-ка ростом более трёхсот локтей, и он спросил меня: «Кто ты? » Я сказал: «Анас ибн Малик, слуга Посланника Ал-лаха ». [Человек] спросил: «А где он? » Я сказал: «Он слышит твои слова». [Человек] сказал: «Ступай и попри-ветствуй его от моего имени, а потом скажи: “Тебя при-ветствует твой брат Ильяс”». Я пришёл к Пророку и [обо всём] рассказал ему, а потом он пришёл к [Ильясу], который обнял и поприветствовал его, после чего они се-ли и стали беседовать. [Ильяс] сказал ему: «О Посланник Аллаха, в году есть только один день, когда я ем. Это как раз тот день, и я разделю с тобой трапезу». И тогда с не- z Рассказ об Ильясе y755
ба спустился стол, на котором были хлеб, рыба и сельде-рей. Они поели сами и накормили меня. Потом мы совер-шили послеполуденную молитву, а потом он попрощался [с Пророком ], и я увидел, как [Ильяс] вознёсся к не-бу в облаках [Даляиль ан-нубувва, т. 5, с. 421; аль-Хаким, т. 2, с. 617; Мауду‘ат, т. 1, с. 199; и др. Подложный хадис].
Аль-Байхаки [Даляиль ан-нубувва] указывает, что этот хадис яв-ляется слабым. Удивление вызывает то, что аль-Хаким относит его к числу достоверных хадисов, хотя на самом деле он являет-ся подложным и не может быть отнесён к числу достоверных по целому ряду признаков. Так, например, ранее уже приводился хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал:
Аллах создал Адама, рост которого равнялся шестиде-сяти локтям, а потом сказал [ему]: «Иди, поприветст вуй этих ангелов и послушай, как они поприветствуют тебя, [и отныне это будет] твоим приветствием и при-ветствием твоих потомков». И [Адам] сказал: «Мир вам», они же ответили [ему]: «Мир тебе и милость Ал-лаха», добавив [к его приветствию слова] «и милость Аллаха». Каждый из тех, кто войдёт в Рай, будет напо-минать [своим обликом] Адама, что же касается людей, то [со времени сотворения Адама] и до сих пор они про-должают уменьшаться [в размерах]* [Бухари, № 3326].
Кроме того, как сообщается в этом подложном хадисе, Ильяс не явился к Посланнику Аллаха , который сам пошёл к не-му, что не заслуживает доверия, поскольку это Ильясу подоба-ло бы явиться к последнему Пророку. В этом хадисе также со-общается, что Ильяс ест один раз в год, а в приведенном выше сообщении Вахба ибн Мунаббиха сказано, что Аллах избавил z756 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
его от необходимости в еде и питье. Кроме того, выше приво-дились слова одного из улемов, который говорил, что Ильяс один раз в год пьёт воду из Замзама, чего ему хватает до сле-дующего года. Все эти сообщения противоречат друг другу и все они являются ложными.
Этот же хадис, передаваемый иным путём, приводит Ибн ‘Асакир [т. 9, с. 212–213], который указывает на то, что он явля-ется слабым. В приводимой им версии сообщается, что всё это происходило во время похода на Табук и что Пророк послал к Ильясу Анаса ибн Малика и Хузайфу ибн аль-Ямана, кото-рые говорили: «Оказалось, что он выше нас на два или три лок-тя». Ильяс сказал им, что не может явиться в лагерь мусульман, поскольку боится напугать верблюдов. В этом хадисе также со-общается, что он встретился с Посланником Аллаха и они от-ведали еды из Рая. Ильяс сказал, что ест один раз в сорок дней, а на столе, который спустился к ним с неба, были хлеб, виноград, бананы, финики и разные овощи, за исключением лука-порея. Таким образом, если исходить из того, что аль-Хадир и Иль-яс были живы, получается, что они встретились с Пророком только в 9 году хиджры, однако допустить подобное невозмож-но, из чего следует, что подложным является и этот хадис.
Слова Аллаха «они непременно будут [собраны для на-казания] » означают, что люди, которые сочли Ильяса лжецом, подвергнутся наказанию либо в мире дольнем, либо в мире веч-ном. Его слова «кроме избранных рабов Аллаха» означают, что это постигнет всех, кроме тех из них, кто уверовал. Его слова
«Мы оставили о нём [добрую память] в позднейших [поколе-ниях] » означают: Мы оставили о нём добрую память среди оби-тателей миров, и его поминают только добром. Вот почему Аллах Всевышний сказал: «Мир Ильясину! » — то есть мир Ильясу. Арабы добавляют букву «нун» ко многим именам, в результате чего они видоизменяются. Так, например, они говорят «Исма‘ил» z Рассказ об Ильясе y757
и «Исма‘ин», «Исра’иль» и «Исра’ин», «Ильяс» и «Ильясин». Согласно одному из чтений, этот аят следует читать так: «Мир семейству Ясина! » — то есть семейству Мухаммада.
Ибн Мас‘уд и некоторые другие читали этот аят так: «Мир Идрасину! » — и передают, что Ибн Мас‘уд сказал: «Ильяс — это Идрис». Такого же мнения придерживались ад-Даххак ибн Музахим, Катада и Мухаммад ибн Исхак. На самом деле Иль-яс не является Идрисом, а Аллах знает об этом лучше.
Глава, в которой рассказывается о нескольких пророках из числа израильтян, которые жили после Мусы
Ибн Джарир пишет: «Знатоки истории нашей и других религи-озных общин единодушны во мнении о том, что, когда Юша‘, сын Нуна, умер, главой израильтян стал Калиб, сын Яфны, один из сподвижников Мусы и муж его сестры Марьям. Юша‘ и Калиб были теми двумя мужами, которые страшились Аллаха и говорили израильтянам, уклонявшимся от сражения:
“Входите к ним через врата, и если вы войдёте [туда], то
непременно одержите победу. И уповайте на Аллаха, если вы верующие”» (5: 23).
После Калиба одним из пророков израильтян был Хиз-кияль, сын Бузи (Иезекииль, сын Вузия), который воззвал к Аллаху, и Аллах оживил тысячи людей, покинувших свои до-ма из-за страха перед смертью [История Табари, т. 1, с. 271]. z y
Рассказ о Хизкияле
Аллах Всевышний сказал:
Разве ты не видел тех, кото-рые, опасаясь смерти, поки-нули свои жилища, — их были тысячи! Аллах сказал им: «Умрите! » — а потом Он оживил их. Поистине, Аллах милостив к людям, но в большинстве своём люди неблагодарны! (2: 243). По словам Ибн Исхака, они бежали от чумы, а когда остано-вились на какой-то возвышенности, Аллах сказал им: «Умри-те! » — и все они умерли, тела же их были обнесены оградой для защиты от диких зверей. Много времени спустя мимо них про-ходил пророк Хизкияль , который остановился, размыш-ляя, и ему было сказано: «Хочешь ли ты, чтобы Аллах оживил их у тебя на глазах? » Он сказал: «Да», и тогда ему было веле-но сказать этим костям, чтобы они обросли плотью. И он воз-звал к ним по велению свыше, и все эти люди как один восста-ли и восславили Аллаха.
По одним сообщениям, Ибн ‘Аббас говорил, что их было четыре тысячи, по другим — восемь, по третьим же — z Рассказ об Хизкияле y759
сорок. Абу Салих передавал, что их было девять тысяч. Пе-редают, что Са‘ид ибн ‘Абд-аль-‘Азиз сказал: «Они были из Азри‘ата*». Ибн Джурайдж передал, что ‘Ата сказал: «Это — притча», то есть притча, смысл которой состоит в том, что пре-досторожности не избавляют от предопределённого. Однако мнение большинства улемов о том, что это произошло на са-мом деле, является более сильным.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса , что [в своё время] ‘Умар ибн аль-Хаттаб отправился в Шам. Когда он достиг Сарга**, его встретили командующие войсками1, а именно — Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах и его товарищи, которые сооб-щили ему, что в Шаме началась [эпидемия] чумы. Ибн ‘Аб-бас сказал:
‘Умар велел мне: «Позови ко мне первых мухаджи-ров»***, и я позвал их к нему. Сообщив им о том, что в Шаме распространилась чума, он стал спрашивать их совета, и мнения их разделились. Одни сказали: «Ты выступил [в поход] ради [определённого] дела2, и мы не считаем, что ты должен от него отказаться». Дру-гие же сказали так: «Вместе с тобой находятся и дру-гие люди, а также сподвижники Посланника Аллаха , и мы не считаем, что тебе следует вести их [туда, где распространилась] эта чума». [‘Умар ] сказал: «[Те-перь] оставьте меня», а потом велел [мне]: «Позови ко мне ансаров». Я позвал их [к нему, и ‘Умар ] обратил-ся за советом и к ним. Они разошлись во мнениях, как и мухаджиры, и, [выслушав их], он сказал: «[Теперь] 1 Конкретно здесь имеются в виду войска, которые были расквартированы в Иордании, Палестине, Дамаске, Химсе и Киннасрине.
2 Имеется в виду сражение с врагом. z760 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
оставьте меня», а потом велел [мне]: «Позови ко мне находящихся здесь старцев-курайшитов, которые пе-реселились до победы*», и я позвал их. Среди них ни-каких разногласий не возникло, и [все] они говорили:
«Мы считаем, что тебе следует вернуться назад вместе с людьми и не вести их туда, [где распространилась] эта чума». После этого ‘Умар обратился к людям [с та-кими словами]: «Утром я отправляюсь в путь, и вы [то-же должны приготовиться к этому]»1. Тогда Абу ‘Убай-да ибн аль-Джаррах спросил: «Значит ли это, [что ты хочешь] убежать от предопределения Аллаха? » [На это] ‘Умар сказал: «Если бы это сказал кто-нибудь другой, о ‘Убайда! »2 — а ‘Умар не любил, когда ему пе-речили. «Да, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха! Скажи мне, если бы у те-бя были верблюды и спустились бы они в вади, с одной стороны покрытое травой, а с другой — бесплодное, а ты стал бы пасти их на стороне, покрытой травой, раз-ве [делал бы ты это] не по предопределению Аллаха? И если бы ты пас их на бесплодной земле, разве [делал бы ты это] не по предопределению Аллаха? »
[Ибн ‘Аббас ] сказал:
Потом пришёл ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф , отсутст вовавший по какой-то своей надобности, и сказал: «Поистине, я кое-что знаю об этом. Я слышал, как
1 Таким образом, ‘Умар, не знавший, что по этому поводу говорил Пророк , и выслушавший мнения всех авторитетных людей, принял самостоятельное решение.
2 То есть если бы это сказал кто-нибудь другой, я бы не удивился. z Рассказ об Хизкияле y761
Посланник Аллаха сказал: “Если услышите, что в [какой-нибудь] земле [распространилась чума], не яв-ляйтесь туда, а если она распространится на той земле, где вы уже находитесь, не покидайте [эту землю, пыта-ясь] убежать от неё”», что же касается ‘Умара , то он воздал хвалу Аллаху и покинул [эти места] [Ахмад, т. 1,
с. 194; Бухари, № 5729; Муслим, № 2219].
Мухаммад ибн Исхак сказал: «Нам ничего не известно о том, сколько времени Хизкияль прожил среди израильтян, ког-да же Аллах забрал его к Себе, они забыли о завете Аллаха и стали поклоняться разным идолам, одним из которых был Ваал, и тогда Аллах послал к ним Ильяса» [История Табари, т. 1,
с. 460–461].
Ранее, после рассказа об аль-Хадире, мы уже привели рас-сказ об Ильясе, поскольку в большинстве случаев они упомина-ются вместе, а также потому, что в суре «Выстроившиеся в ря-ды» рассказ об Ильясе приводится после рассказа о Мусе. Мухаммад ибн Исхак передал, что Вахб ибн Мунаббих сказал: «После Ильяса пророком среди них стал его духовный наследник аль-Яса‘ ибн Ахтуб ». z y
Рассказ о пророке по имени аль‑ Яса‘
В Коране аль-Яса‘, сын Ахтуба, упоминается наряду с други-ми пророками в суре «Скот», где сказано:
[И Мы вели прямым путём] Закарийю, Яхью, ‘Ису и Ильяса — все они были из [числа] праведников, —
а [также] Исма‘ила, аль- Яса‘а, Юнуса и Лута. Мы отдали предпочтение перед [обитателями] миров им всем
(6: 85–86).
Аллах Всевышний также сказал:
Вспомни [также] Исма‘ила, аль-Яса‘а и Зу-ль-Кифла,
[ибо] все [они] — из числа лучших (38: 48).
Ибн Джарир и другие улемы отмечают, что после этого дела израильтян пришли в расстройство и на них обрушились вели-кие беды. Они совершали тяжкие грехи и убили некоторых про- z Рассказ о пророке по имени аль‑ Яса‘ y763
роков, и тогда Аллах подчинил их царям, которые притесняли израильтян и проливали их кровь. Кроме того, Аллах подчинял израильтян их врагам. Когда израильтяне сражались с врага-ми, они носили с собой Ковчег Завета, который обычно нахо-дился в скинии. Благодаря благодати этого Ковчега и тому, что в нём находилось спокойствие (сакина) и то, что оставили пос-ле себя семьи Мусы и Харуна, они одерживали победы. Одна-ко во время одной из войн с жителями Газы и Аскаляна (Аш-келона) израильтяне были побеждены и лишились Ковчега. Когда об этом узнал их царь того времени, голова его склони-лась, и он умер от горя, израильтяне же уподобились овцам без пастуха. Такое положение сохранялось до тех пор, пока Аллах не послал к ним пророка по имени Шамвиль (Самуил). Они потребовали от него поставить над ними царя, чтобы сражать-ся с врагами вместе с ним.
Ибн Джарир пишет: «Аллах послал Шамвиля, сына Ба-ли, к израильтянам через четыреста шестьдесят лет после того, как умер Юша‘, сын Нуна» [История Табари, т. 1, с. 275]. z y
Рассказ о Шамвиле и начало рассказа о Давуде
Аллах Всевышний сказал:
Не размышлял ли ты о [тех] знатных из [числа] сынов Исра’иля, [которые жили] после Мусы? Когда они ска-зали своему пророку: «Назначь нам царя, и мы будем сражаться на пути Аллаха», он сказал: «Не слу-чится ли так, что, если вам будет предписано [участие в]
сражениях, вы откажетесь сра-жаться? » Они сказали: «Почему же мы не будем сра-жаться на пути Аллаха после того, как нас изгнали из наших домов, а наши дети [были пле-нены]? » Когда же было пред-писано им [участвовать в] сра-жениях, [почти все] они
отвернулись, за исключением немногих, [но] Аллах знает, [что творят] несправедливые. z Рассказ о Шамвиле и начало рассказа о Давуде y765
[Тогда] их пророк сказал им: «Поистине, царём вашим Аллах [избрал] Талута (Саула) ». Они сказали: «Как
может он быть царём над нами, когда мы более достойны [править] царством, нежели он, и не было ему даровано боль-шое богатство? » Он сказал: «Поистине, Аллах избрал [Талута, предпочтя] его вам,
щедро наделил его знанием и [даровал ему статное] тело. Аллах дарует Своё царство, кому пожелает, и Аллах — Всеобъемлющий, Знающий».
Их пророк сказал им: «Зна-мением его царствия станет то, что к вам явится Ковчег, в котором будет спокойствие* от вашего Господа и то, что оставили семьи Мусы и Ха-руна. [Этот Ковчег] принесут ангелы. Поистине, в этом будет знамение для вас, если вы верующие».
Двинувшись в путь со [сво-ими] воинами, Талут сказал: «Поистине, Аллах испытает вас рекой, и тот, кто напьётся z766 Ибн Касир. Рассказы о пророках
из неё, не будет со мной. Тот же, кто не попробует её [воду], разве что зачерпнёт [одну] пригоршню, поистине, будет со мной». И напились из [этой реки почти все], за исключением немногих, а когда он и те, которые уве-ровали вместе с ним, перешли через [реку], они сказали: «Сегодня нет у нас силы,
[достаточной, чтобы одолеть]
Джалута (Голиафа) и его вои-нов». [Однако люди, убеждён-ные] в том, что встретятся
с Аллахом, говорили: «Сколь
[часто бывало так, что] мало-
численный отряд одерживал верх над многочисленным с соизволения Аллаха», [ибо]
Аллах — с терпеливыми.
Когда же они появились перед Джалутом и его вои-нами, то сказали: «Господь наш, [щедро надели] нас тер- пением, укрепи стопы наши и даруй нам победу над неве-рующими людьми! » —
а [потом] они разбили их с со- Изволения Аллаха. Давуд
y z Рассказ о Шамвиле и начало рассказа о Давуде y767
убил Джалута, и Аллах даро-вал ему царство и мудрость и научил его тому, чему поже-лал. Если бы не [сдерживал] Аллах одних людей посредст вом других, на земле непре-менно распространилось бы нечестие, но Аллах милостив к [обитателям] миров
(2: 246–251).
В большинстве своём толкователи Корана считают, что проро-ком, упомянутым в этих аятах, был Шамвиль.
Когда войны истощили израильтян и враги стали одоле-вать их, они попросили пророка того времени поставить над ними царя, которому они будут повиноваться, чтобы он вёл их в сражения. Этот пророк спросил их: «Не случится ли так, что, если вам будет предписано [участие в] сражениях, вы откажетесь сражаться? » — на что они отвечали: «Почему
же мы не будем сражаться на пути Аллаха после того, как нас изгнали из наших домов, а наши дети [были пленены]? » Израильтяне имели в виду, что ничто не помешает им сражать-ся, ибо они охвачены гневом, жаждут мести и имеют право сра-жаться за своих пленённых детей.
Аллах Всевышний сказал: «Когда же было предписано им [участвовать в] сражениях, [почти все] они отвернулись, за исключением немногих, [но] Аллах знает, [что творят]
несправедливые». Как указывается в конце этого расска-за, лишь немногие из них перешли через реку вместе с царём, остальные же вернулись и уклонились от сражения.
Аллах Всевышний сказал: «[Тогда] их пророк сказал им: “Поистине, царём вашим Аллах [избрал] Талута (Саула) ”». z768 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
‘Икрима и ас-Судди говорили, что Талут был водоносом, а Вахб ибн Мунаббих сказал, что он был дубильщиком. Выска-зывались и другие мнения, а Аллах знает об этом лучше. Вот почему израильтяне сказали: «Как может он быть царём над нами, когда мы более достойны [править] царством, нежели он, и не было ему даровано большое богатство? » Таким об-разом, израильтяне отказались подчиниться его власти и сказа-ли, что он имеют больше прав на власть, нежели он, упомянув и о том, что Талут беден, и такой человек царём быть не может.
Тогда пророк сказал: «Поистине, Аллах избрал [Талу-та, предпочтя] его вам, щедро наделил его знанием и [даро-вал ему статное] тело». Одни толкователи говорят, что здесь имеется в виду знание военного искусства, другие же счита-ют, что речь идёт о знании вообще. Что же касается тела, то, по мнению одних, здесь подразумевается высокий рост, другие же считают, что имеется в виду красота. Из контекста ясно, что после тогдашнего пророка израильтян он был самым кра-сивым и наиболее знающим из них. Тот пророк сказал: «Аллах дарует Своё царство, кому пожелает», ибо только Он явля-ется Творцом и принимает решения, ведь «Аллах — Всеобъ-
Емлющий, Знающий».
Аллах Всевышний сказал: «Их пророк сказал им:
“Знамением его царствия станет то, что к вам явится Ков-чег, в котором будет спокойствие от вашего Господа и то, что оставили семьи Мусы и Харуна. [Этот Ковчег] прине-
сут ангелы. Поистине, в этом будет знамение для вас, если вы верующие”». Слова о том, что Аллах вернёт израильтя-нам захваченный их врагами Ковчег, благодаря которому они всегда побеждали, указывали на то, что причиной этого по служит благодать правления этого праведного человека. Про-рок также сказал, что в Ковчеге «будет спокойствие от ваше-го Господа и то, что оставили семьи Мусы и Харуна», и его z Рассказ о Шамвиле и начало рассказа о Давуде y769
«принесут ангелы». Его слова означали: к вам явятся ангелы, которые будут нести этот Ковчег, что вы увидите воочию, что-бы это стало для вас знамением Аллаха и убедительным до-казательством того, что я говорю вам правду, как и того, что этот праведный царь должен править вами. Вот почему он ска-зал: «Поистине, в этом будет знамение для вас, если вы ве-рующие». Говорят, что, завладев Ковчегом, в котором былоспокойствие и то, что оставили семьи Мусы и Харуна (по не-которым сообщениям, в нём находилась и Тора), амаликитяне поставили его под своего идола, но утром Ковчег стоял на его голове. То же самое случилось на следующий день, а потом по-вторилось ещё несколько раз. Они поняли, что это делается по велению Аллаха, вынесли Ковчег из своего города и оставили в одном из своих селений. Тогда их надолго поразила болезнь, а кончилось дело тем, что они поместили Ковчег на повозку, в которую были впряжены две коровы, и отпустили их. Мно-гие толкователи говорят, что после этого ангелы вели эту по-возку, пока не явились к израильтянам, которые, как и сказал их пророк, увидели всё это воочию, а Аллах лучше знает о том, как именно ангелы доставили им Ковчег. Что же касается это-го аята, то из его содержания очевидно, что Ковчег несли сами ангелы, хотя многие толкователи или даже большинство из них приводили первое толкование.
Аллах Всевышний сказал: «Двинувшись в путь со [сво-ими] воинами, Талут сказал: “Поистине, Аллах испытает вас рекой, и тот, кто напьётся из неё, не будет со мной. Тот же, кто не попробует её [воду], разве что зачерпнёт [од-ну] пригоршню, поистине, будет со мной”». Ибн ‘Аббас и многие другие толкователи говорили, что этой рекой была река Иордан. Дойдя до неё, Талут передал своим воинам ве-ление пророка, который сказал, что Аллах велит ему подвер-гнуть их испытанию, и тот, кто напьётся из этой реки, не будет z770 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
сопровождать его в этом походе, пойдут же с ним лишь те, ко-торые не станут пить, разве что по одной пригоршне воды. Аллах Всевышний сказал: «И напились из [этой реки почти все], за исключением немногих».
Сообщается, что аль-Бара ибн ‘Азиб сказал: «Спод вижники Мухаммада из числа участников битвы при Ба-дре рассказывали мне, что их было столько же, сколько и спо движников Талута, перешедших с ним через реку: чуть более трёхсот десяти*» [Бухари, № 3957].
Аллах Всевышний сказал: «…а когда он и те, которые уверовали вместе с ним, перешли через [реку], они сказа-ли: “Сегодня нет у нас силы, [достаточной, чтобы одолеть] Джалута (Голиафа) и его воинов”». Они посчитали, что ихслишком мало и им не хватит сил, чтобы сопротивляться мно-гочисленному врагу. Аллах Всевышний сказал: « [Однако лю-ди, убеждённые] в том, что встретятся с Аллахом, говори-ли: “Сколь [часто бывало так, что] малочисленный отряд
одерживал верх над многочисленным с соизволения Алла-ха”, [ибо] Аллах — с терпеливыми». Так их пытались укре-пить смелые, верующие и убеждённые люди, которые проявля-ли стойкость в сражениях. Аллах Всевышний сказал: «Когда же они появились перед Джалутом и его воинами, то ска-зали: “Господь наш, [щедро надели] нас терпением, укрепи стопы наши и даруй нам победу над неверующими людь-ми! ”» Это значит, что они просили Аллаха даровать им терпе-ние с избытком, чтобы во время сражений сердца их не трепе-тали, а стопы укрепились. И они просили Аллаха даровать им победу над их и Его врагами из числа неверных, которые отри-цали знамения и милости Аллаха. Великий, Могущественный, Слышащий, Мудрый и Всеведущий Аллах внял мольбе изра-ильтян и даровал им то, чего они желали. Вот почему Он ска-зал: «…а [потом] они разбили их с соизволения Аллаха», z Рассказ о Шамвиле и начало рассказа о Давуде y771
то есть они разбили врагов, несмотря на их многочисленность, только благодаря силе и помощи Аллаха.
Аллах Всевышний также сказал:
Аллах уже даровал вам победу [в битве] при Бадре, когда вас было мало. Бойтесь же Аллаха, чтобы вы благо-дарили [Его](3: 123).
Слова Всевышнего Аллаха «Давуд убил Джалута, и Аллах
даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чему по-желал» указывают на отвагу Давуда и на то, что убийствоДжалута было унизительным для его воинов и привело к пора-жению его войска. z y
Рассказ о Давуде , упоминание о его достоинствах и указания на его пророчество
Давуд был рабом и пророком Аллаха, по воле Которого он стал царём в Иерусалиме. После того как Давуд убил Джалута, израильтяне полюбили его и захотели, чтобы он стал их царём, и он стал им после Талута. До него цари израильтян всегда принадлежали к одному колену, а пророки — к другому, Аллах же сделал его не только царём, но и пророком, и даровал ему благо в обоих мирах.
Аллах Всевышний сказал:
Давуд убил Джалута, и Аллах даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чему поже-лал. Если бы не [сдерживал] Аллах одних людей посред ством других, на земле непре-менно распространилось бы нечестие, но Аллах милостив к [обитателям] миров (2: 251).
Это значит, что если бы Аллах не делал царей правителями, то сильные притесняли бы слабых. Вот почему в одном из хади-сов сказано, что правитель является тенью Аллаха на Его зем-ле*, а повелитель правоверных ‘Усман ибн ‘Аффан сказал: «Поистине, посредством правителя Аллах удерживает от того, от чего не удерживает посредством Корана». z Рассказ о Давуде y773
Давуд сам зарабатывал себе на пропитание
Аллах Всевышний сказал:
Мы даровали Давуду милость от Нас [и сказали]: «О горы и птицы, славьте [Аллаха] вместе с ним! » И Мы размягчили для него железо.
[Мы сказали]: «Делай длин-ные [кольчуги] и подбирай кольца по размеру. Совер-шайте 1 праведные дела — поистине, вижу Я [всё], что вы творите» (34: 10–11).
Аллах Всевышний также сказал:
И Мы подчинили горы и птиц, чтобы они славили [Аллаха] вместе с Давудом. [Всё это] делали Мы. И Мы научили его 2 изготов- лять для вас кольчуги, чтобы
1 Здесь Аллах обращается к Давуду и членам его рода. 2 Имеется в виду пророк Давуд. z774 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
они защищали вас в сраже-ниях ваших, но станете ли вы благодарить? (21: 79–80).
Аллах помог ему делать кольчуги из железа, чтобы его бой-цы были защищены от врагов, и научил его, как изготовлять их. Аль-Хасан аль-Басри, Катада и аль-А‘маш говорили, что Ал-лах размягчал для него железо, и он мог скручивать его рукой, не нуждаясь ни в огне, ни в молоте. Катада сказал: «Он первым стал изготовлять кольчуги, тогда как раньше доспехи делались из ме-таллических пластин». Ибн Шаузаб сказал: «Он ежедневно де-лал одну кольчугу и продавал её за шесть тысяч дирхемов».
Передают со слов аль-Микдама , что Посланник Алла-ха сказал: «Поистине, лучшей является та еда, на кото-рую человек заработал своим трудом, и, поистине, пророк Аллаха Давуд питался тем, на что он зарабатывал своим трудом» [Бухари, № 2072; Насаи, т. 7, с. 241; Ахмад, т. 6, с. 42].
Славословие Давуда
Аллах Всевышний сказал:
Проявляй терпение, [когдаслышишь], что они говорят, и вспоминай Нашего раба Давуда, обладавшего силой. Поистине, Он [всегда] обра-щался [к Аллаху].
Поистине, Мы заставляли горы прославлять [Нас] z Рассказ о Давуде y775
вместе с ним в послеполуден-ное время и по утрам, а также собранных птиц, и они 1[подчинялись Давуду]. Мы укрепили его царство и даровали ему мудрость и [способность выносить] Окончательное решение
(38: 17–20).
Муджахид сказал: «Здесь под силой подразумевается сила пок-лонения, и это значит, что он был силён в поклонении и совер-шении праведных дел» [Тафсир Табари, т. 23, с. 86].
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы