Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вас знамением, если вы верующие.



 

И  [я пришёл, чтобы] подтвер-дить истинность [того, чтобыло ниспослано] до меня

в  Торе, и  разрешить вам нечто из того, что было вам запрещено. Я принёс вам знамение от вашего Господа, так бойтесь же Аллаха и  повинуйтесь мне!

 

Поистине, Аллах  — мой Господь и  ваш Господь, так поклоняйтесь­ же Ему! Это [и  есть] прямой путь”»

(3: 42–51).

 

В этих аятах­ Аллах поведал, что ангелы принесли Марьям бла-гую весть о  том, что Аллах избрал её среди женщин всех миров того времени, чтобы она родила сына без отца. И  они сообщи-


z Рассказ об ‘Исе  y845


 

ли ей, что он станет почитаемым пророком и  «будет говорить с  людьми в  колыбели». Здесь имеется в  виду, что и  буду-чи младенцем, и  в  зрелом возрасте он будет призывать людей поклоняться одному только Аллаху. Эти слова служили указа-нием на то, что он достигнет зрелости и  будет призывать людей к  Аллаху. Кроме того, они велели Марьям усердно поклонять-ся Аллаху, часто обращаться к  Нему с  мольбами и  совершать много поясных и  земных поклонов, чтобы она была достойна подобной чести и  должным образом выразила благодарность за эту милость. Говорят, что она, да будет доволен ею Аллах и  да помилует Он её и  её родителей, молилась так много, что её ступни покрывались трещинами.

 

Слова ангелов «и очистил тебя» означают, что Аллах избавил её от дурных нравственных качеств и  наделил её качествами­ достойными. Что же касается слов «и предпочёл тебя [всем другим] женщинам миров», то здесь, возможно, имелись в  виду миры того времени, как в  том случае, когда Аллах Всевышний сказал: «О Муса, поистине, Я избрал тебя [среди всех] людей» (7: 144), и  в  другом случае, когдаОн сказал об израильтянах: «Мы отдали им предпочте-ние перед [обитателями] миров сообразно [Нашему] зна-нию» (44: 32), поскольку известно, что положение Ибрахимавыше положения Мусы, а  положение Мухаммада выше по-ложения Ибрахима. То же самое можно сказать и  о  мусуль-манской общине, которая занимает более высокое положе-ние по сравнению со всеми остальными общинами, является более многочисленной и  обладает большим запасом знания, чем израильтяне.

 

Возможно также, что слова «и предпочёл тебя [всем другим] женщинам миров» указывают на то, что Марьям яв-ляется достойнейшей из всех женщин, которые жили до неё и  будут жить после неё. Дело в  том, что если Марьям была


z846 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

пророчицей, как утверждают Ибн Хазм1 и  другие улемы, кото-рые считали пророчицами её, а  также мать Мусы и  Сару, мать Исхака, ссылаясь на то, что к  ним обращались ангелы, а  ма-тери Мусы ниспосылались откровения, то она действительно­ могла занимать более высокое положение, чем Сара и  мать Мусы, поскольку слова «и предпочёл тебя [всем другим] женщинам миров» касаются всех и  нет ничего, что противо-речило бы им, а  Аллах знает об этом лучше. Если же пророка-ми могли быть только мужчины, как считает Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари2 и  большинство суннитов, то Марьям может зани-мать высшее положение среди всех известных нам правдивых женщин, ибо Аллах Всевышний сказал: «Мессия, сын Ма-рьям, являлся только посланником. Были до него [и другие] посланники, а  мать его была правдивейшей» (5: 75), Аллахже знает об этом лучше.

 

Марьям часто упоминается наряду с  Асией, дочерью Му-захима, женой Пророка  Хадиджей бинт Хувайлид и  доче-рью Пророка  Фатимой, да будет доволен ими Аллах.

 

Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба  , что Послан-ник Аллаха  сказал: «Лучшей женщиной [мира этого] была Марьям, дочь ‘Имрана, а  лучшей женщиной [этой общины] является Хадиджа бинт Хувайлид» [Бухари, №  3432; Мус-

 

лим, №  2430; и др.].

 

Передают со слов Анаса  , что Посланник Аллаха  сказал: «Достаточно тебе, [если я упомяну о] четырёх жен-щинах из числа обитателей миров: Марьям, дочери ‘Имра-на, Асие, жене фараона, Хадидже бинт Хувайлид и  Фати-

 

1 А б у М у х а м м а д ‘ А л и   и б н   А х м а д И б н Х а з м (994–1064) — ан-далусский теолог и факих, видный представитель захиритской школы права.

 

2 Абу аль - Хасан ‘Али  ибн  Исма‘ил аль - Аш‘ари (873–935)  —тео­ лог, эпоним аш‘аритской школы калама.


z Рассказ об ‘Исе  y847


 

ме, дочери Мухаммада» [Ахмад, т.  3, с.  135; Тирмизи, №  3878;

 

Ибн Хиббан, №  7003; и др. Достоверный хадис].

 

Передают со слов ‘Абу Хурайры  , что Пророк  ска-зал: «Лучшими женщинами из тех, что садились на вер-блюдов, являются праведные женщины [племени] курайш: они больше всех жалеют маленького ребёнка и  лучше всех заботятся об имуществе мужа».

 

‘Абу Хурайра  сказал: «Но Марьям никогда не сади-лась на верблюда» [Ахмад, т.  2, с.  269; Муслим, №  2527].

Сообщается, что Ибн ‘Аббас  сказал:

 

[Как-то раз] Посланник Аллаха  начертил на земле четыре линии и  спросил: «Знаете ли вы, что это такое? » [Люди] сказали: «Аллах и  Его Посланник знают об этом лучше». Тогда Посланник Аллаха  сказал: «До-стойнейшими женщинами [из числа] обитателей Рая бу-дут Хадиджа бинт Хувайлид, Фатима бинт Мухаммад, Марьям, дочь ‘Имрана, и  Асия, дочь Музахима и  жена фараона» [Абу Я‘ля, т.  5, с.  110, №  2722. Хадис с достовер-

 

ным иснадом].

 

Сообщается, что однажды ‘Аиша сказала Фатиме: «Скажи мне, почему, наклонившись к  Посланнику Алла-ха  , ты сначала заплакала, а  потом засмеялась? » [Фа-тима] сказала: «[Сначала] он сказал мне, что умрёт от этой болезни, и  я заплакала, а  потом я [снова] наклони-лась к  нему, и  он сказал мне, что я присоединюсь к  нему первой из членов его семьи1 и  буду госпожой [всех] жен-щин, которые окажутся в  Раю, кроме Марьям, дочери


 

 

1 Фатима, да будет доволен ею Аллах, умерла через полгода после смерти Пророка   .


z848 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

‘Имрана, и  я засмеялась» [Насаи, т.  5, с.  95, №  8366; Буха-ри, №  3623; Муслим, №  2450; и др. Хороший хадис].

 

Иснад этого хадиса удовлетворяет условиям Муслима, а  в  его основе, которая приводится в  «Сахихе», сказано, что Марьям и  Фатима являются достойнейшими из четырёх женщин, упо-мянутых в  предыдущем хадисе.

 

Есть ещё один хадис, в  котором со слов Абу Са‘ида аль-Худри  сообщается, что Посланник Аллаха  сказал: «Фа-тима будет госпожой [всех] женщин, которые окажутся в  Раю, кроме Марьям, дочери ‘Имрана».

 

Таким образом, возможно, что Марьям занимает более высокое положение, чем Фатима, но возможно также, что они равны между собой.

 

Однако известен хадис, который подтверждает правиль-ность первого предположения, если является достоверным. Пе-редают со слов Ибн ‘Аббаса  , что Посланник Аллаха  ска-зал: «Госпожой [всех] женщин, которые окажутся в  Раю, будет Марьям, дочь ‘Имрана, потом  — Фатима, потом  — Хадиджа, а  потом  — Асия, жена фараона» [Нисаб; и  др. ис-

точники. Приводимая в  них версия — подложная].

 

Если здесь действительно было использовано слово «по-том», которое указывает на очерёдность, то этот хадис под-тверждает правильность одного из двух этих предположений. В  других версиях место «потом» занимает союз «и», который не указывает на очерёдность, но и  не исключает возможности указания на это, о  чём лучше знает Аллах.

 

Ибн Мардавайх1 приводит хадис, в  котором сообщается, что Му‘авия ибн Кура передал, что его отец сказал:


 

1 И б н М а р д а в а й х (935–1019) — хадисовед, комментатор и историк из Исфахана.


z Рассказ об ‘Исе  y849


 

Посланник Аллаха  сказал: «Многие из мужчин отлича-лись совершенством, а  среди женщин никто не достиг его, кроме троих: Марьям, дочери ‘Имрана, Асии, жены фа-раона, и  Хадиджи бинт Хувайлид. [Что же касается] пре-восходства ‘Аиши над [другими] женщинами, то оно по-добно превосходству сарида1 над прочими [видами] еды».

 

В  таком виде этот хадис приводят многие мухаддисы, за ис-ключением Абу Давуда.

 

Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари  , что Послан-ник Аллаха  сказал:

 

Многие из мужчин отличались совершенством, а  среди женщин никто не достиг его, кроме Асии, жены фарао-на, и  Марьям, дочери ‘Имрана. [Что же касается] пре-восходства ‘Аиши над [другими] женщинами, то, по-истине, оно подобно превосходству сарида над прочими [видами] еды [Бухари, №  3411; Муслим, №  2431; и др.].

 

В  этом хадисе, который считали достоверным аль-Бухари и  Муслим, сказано, что совершенными были только две жен-щины  — Марьям и  Асия, однако, возможно, имеются в  ви-ду только женщины их времени. Обе они заботились о  буду-щих пророках, когда те были малы: Асия заботилась о  Мусе, а  Марьям  — о  своём сыне, рабе и  посланнике Аллаха, одна-ко это не противоречит тому, что совершенные женщины, на-пример Хадиджа и  Фатима, были и  в  мусульманской общи-не. Так, Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, пятнадцать лет служила Посланнику Аллаха  и  всячески помогала ему,


 

1 С а р и д — мясная похлёбка, в которую крошатся кусочки хлеба. При жизни Пророка это блюдо мог позволить себе не каждый.


z850 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

не жалея для него своего имущества, до начала его пророче-ской миссии и  ещё десять лет после того, как он стал про-роком. Фатима была наделена более высокими достоинства-ми, чем её сёстры, которые умерли при жизни Пророка  , тогда как она пережила его. Что же касается ‘Аиши, то она являлась любимой женой Пророка  и  единственной дев-ственницей, на которой он женился1, и  не было среди женщин всех религиозных общин более знающей и  понятливой, чем она, а  когда клеветники стали распространять о  ней слухи*, Сам Аллах ниспослал свыше ­аяты, полностью оправдавшие её. Она пережила Пророка  почти на пятьдесят лет, обучая людей Корану, передавая хадисы, давая мусульманам фетвы2 и  примиряя тех, кто расходился во взглядах. По мнению мно-гих улемов из числа наших праведных предшественников, она была достойнейшей из жён Пророка  и  превосходила да-же Хадиджу, ибо, возможно, что его слова «превосходство ‘Аиши над [другими] женщинами… подобно превосходству сарида над прочими [видами] еды» означают, что она пре-восходила всех упомянутых нами выше женщин, хотя, воз-можно, она превосходила всех женщин, за исключением этих, а  Аллах знает об этом лучше.

 

Здесь мы хотели привести всё, что имеет отношение к  Марьям, ­ дочери ‘Имрана, мир ей, которую Аллах очистил и  избрал среди всех женщин её времени или, может быть, сре-ди всех женщин вообще.

 

Говорят, что в  Раю она и  Асия, дочь Музахима, будут жё-нами Пророка  . В  «Тафсире» мы приводим эти слова одно-го из наших праведных предшественников, который ссылался

 

1 Во всех остальных случаях Пророк женился на вдовах.

 

2 Ф е т в а — решение авторитетного лица по религиозно-правовому вопросу.


z Рассказ об ‘Исе  y851


 

на ­аят, где сказано: «Если он разведётся со [всеми] вами, то

 

его Господь может дать ему взамен жён, лучших, чем вы, исповедующих ислам, верующих, подчиняющихся, каю-щихся, поклоняющихся, соблюдающих пост, как побывав-ших замужем, так и  девственниц» (66: 5), и  говорил, что по-бывавшая замужем  — это Асия, а  одной из девственниц будет Марьям, ­ дочь ‘Имрана, Аллах же знает об этом лучше.

 

 

Упоминание о  рождении раба  и  посланника  Аллаха ‘Исы, сына девы Марьям

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И помяни в  Писании Марьям: [расскажи], как удалилась она от своей семьи, [направив-шись] к  восточной [части мечети Аль-Акса],

[и укрылась] от них за заве-

сой. Мы послали к  ней Дух Наш 1, и  он предстал пред ней

 

в  образе хорошо сложенного человека.

 

Она сказала: «Поистине, я  прибегаю к  защите Мило-стивого от Тебя, если ты бого-боязненный [человек]! »


 

1 Имеется в виду ангел Джибрил.


z852 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

Он сказал: «Я  — лишь послан­­ ник Господа твоего, [и  я  долженвозвестить, что Ему угодно] даро-

вать тебе чистого мальчика».

 

Она сказала: «Откуда взяться у  меня мальчику, ведь не касался меня мужчина, и  не была я блудницей?! »

Он сказал: «Так [будет]! Ска-

зал Господь твой: “Это для Меня легко. [Мы желаем] сде-

 

лать его знамением для людей и  милостью от Нас, и  это  — дело решённое».

 

[После этого] она забереме-

нела им и  ушла с  ним в  уда-лённое место.

 

[Муки, которые причиняли Марьям] родовые схватки,

заставили её подойти к  стволу пальмы, [где] она сказала:

«О,   если бы я умерла до этого и  оказалась [всеми] забытой! »

 

И  он 1 обратился к  ней снизу: «Не печалься, [ибо] Господь


 

 

y


 

1 Имеется в виду либо ангел Джибрил  , либо ‘Иса  .


z Рассказ об ‘Исе  y853


 

твой заставил ручей [течь] у  тебя под [ногами].

Потряси [и пригни] к  себе

ствол пальмы, и  на тебя посы-плются свежие и  спелые финики,

 

так ешь, пей и  радуйся, а  если увидишь какого-нибудь человека, скажи:

“Поистине, я  дала Милости-вому обет [соблюдать] пост, и  сегодня я  не заговорю [нис  кем из] людей”».

 

[Родив], она принесла [ново-рождённого] к  своим [родным].

Они сказали: «О Марьям! Поистине, ты совершила нечто небывалое!

 

О  сестра Харуна! Твой отец не был дурным человеком, и  мать твоя не была блудницей! »

[Ничего не говоря, Марьям]

указала на [младенца], они же сказали: «Как [можем] мы говорить с  ребёнком, [которыйлежит] в  колыбели? »


z854 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

[Тут ‘Иса] сказал: «Поистине, я  — раб Аллаха, [Который]

даровал мне Писание, и  сде-лал меня пророком,

 

и  сделал меня благословен-ным, [что будет присуще мне], где бы я ни [оказался], и  вме-нил мне в  обязанность [совер-шать] молитву и  [давать]

Закят, пока я не умру,

 

и  [внушил мне проявлять]

почтительность по отноше-нию к  моей матери, и  не сде-лал меня надменным и  злосчастным.

 

Мир мне в  тот день, когда я  родился, и  в  тот день, когда я умру, и  в  тот День, когда я  буду воскрешён к  жизни! »

Таким был ‘Иса, сын Марьям, [согласно] слову

Истины, относительно кото-рого они сомневаются.

Не пристало Аллаху  — пре-славен Он!   — иметь сына. Когда Он решает [создать что-


 

y


z Рассказ об ‘Исе  y855


 

либо], то лишь говорит этому:

«Будь», и  это возникает.

 

[‘Иса сказал]: «Поистине,

Аллах  — мой Господь и  ваш Господь, так поклоняйтесь же Ему! Это [и есть] прямой

 

Путь».

 

[Однако впоследствии представи-тели разных] общин разошлись во мнениях [относительно этого].

Горе же тем, которые не уверо-вали, [ибо пожалеют они, когдаувидят ужасы] Великого дня!

 

(19: 16–37).

 

Аллах Всевышний приводит этот рассказ после рассказа о  За-карийи, являвшегося чем-то вроде вступления. Кроме того, оба они упоминаются в  суре «Семейство ‘Имрана».

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

И [вспомни, как] Закарийя

воззвал к  Господу своему: «Господь мой, не оставляй меня в  одиночестве, ведь Ты  — лучший из наследующих! »

Мы вняли его [мольбе] и  да-

 


Поделиться:



Популярное:

  1. А если мне не в чем каяться?
  2. А если хочешь узнать что у тебя за команда, достаточно сыграть с сильным противником. Ты сразу удивишь все недостатки и недоработки, узнаешь, кто из игроков что стоит.
  3. А если я просто так окрестился ?
  4. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
  5. А оставаться во плоти нужнее для вас.
  6. А сейчас у Вас есть желание вернуться в эту область? Тогда это было всё гораздо сложнее технически: и монтаж, и сбор информации, и другие аспекты.
  7. Абонемент на космические путешествия и другие религиозные убеждения, которые заставляют вас препятствовать собственному успеху и счастью
  8. БАКТЕРИАЛЬНАЯ ЗАКВАСКА ДЛЯ КИСЛОСЛИВОЧНОГО МАСЛА И БИОЛОГИЧЕСКОЕ СКВАШИВАНИЕ СЛИВОК
  9. Бесперебойное снабжение войска имеет решающее значение. Если нет обоза, провианта, запасов, войско гибнет. Умный полководец, по словам Сунь-цзы, старается кормиться за счет противника.
  10. БОГ ЖЕЛАЕТ СДЕЛАТЬ ВАС ВЫДАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТЬЮ
  11. Большинство из вас уже в первое мгновение поспешит уйти от подобных переживаний и создать что-то новое.
  12. Будет ли протекать в цепи ток, если вместо источника ЭДС включить заряженный конденсатор?


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь