Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вать тебе чистого мальчика».



 

Марьям спросила: «Откуда взяться у  меня мальчику, ведь не касался меня мужчина, и  не была я блудницей?! »   —то есть: как у  меня может появиться ребёнок, если я не имею мужа и  не являюсь блудницей? Ангел сказал: «Так [будет]! Сказал Господь твой: “Это для Меня легко”». Другимисловами, отвечая на вопрос изумлённой Марьям, ангел сказал: «Так [будет]! », поскольку, несмотря на это, Аллах обещал да-ровать ей ребёнка, что не представляет для Него никакого тру-да, ибо Он может сделать всё, что пожелает.

 

Слова Аллаха « [Мы желаем] сделать его знамением для людей» означают, что Аллах пожелал сделать создание этогоребёнка в  подобных обстоятельствах указанием на то, что Он способен на любые виды творения. Так, прежде Он создал Ада-ма без мужчины и  женщины и  создал Хавву из мужчины без женщины, ‘Ису же Он создал из женщины без мужчины, тогда как все остальные люди появляются на свет от мужчин и  жен-щин. Его слова «и милостью от Нас» означают, что он станет милостью для рабов Аллаха, ибо будет призывать их к  Нему


z858 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

в  детстве и  в  зрелом возрасте. Иначе говоря, он будет призы-вать людей поклоняться только Аллаху, у  Которого нет сотова-рища, не допуская мыслей о  том, что у  Него могут быть дети, жена или сотоварищи, или что кто-то может быть равен Ему. Возможно, что слова «и это  — дело решённое» принадле-жат Джибрилу  , который произнёс их в  завершение беседы с  Марьям, желая указать на то, что это уже решено и  предопре-делено Аллахом. Такого мнения придерживаются Мухаммад ибн Исхак и  Ибн Джарир ат-Табари [Тафсир Табари, т.  16, с.  47], который не приводит мнений других улемов, а  Аллах знает об этом лучше. Возможно также, что эти слова указывают на вду-вание посредством­ Джибрила, о  чём Аллах Всевышний сказал:

 

[И Он привёл в  пример] Марьям,

дочь ‘Имрана, которая сберегла свою честь. И  вдохнули Мы в  неё посредством­ Духа 1 Нашего… (66: 12).

 

По словам многих наших праведных предшественников, Джиб-рил  подул в  вырез её рубахи, и  это дуновение проникло в  её утробу, после чего она сразу же забеременела, как это бывает после совокупления женщины с  мужем.

 

Слова Аллаха « [После этого] она забеременела им и  уш-ла с  ним в  удалённое место» означают, что, забеременев, Марь­ям оказалась в  весьма затруднительном положении, поскольку ей было известно, что многие люди будут говорить о  ней дурное.

 

Как указывают многие наши праведные предшественни-ки, первым о  её беременности по некоторым признакам дога-дался плотник Юсуф, сын Я‘куба, который относился к  числу


 

1 Здесь имеется в виду Джибрил.


z Рассказ об ‘Исе  y859


 

поклоняющихся и  был сыном дяди Марьям по материнской ли-нии. Зная о  религиозности и  добродетельности Марьям, кото-рая ревностно поклонялась Аллаху, Юсуф очень удивился то-му, что она забеременела, хотя не была замужем. Однажды он намекнул ей на это, спросив: «О Марьям, разве растения мо-гут появляться без семян? » Она сказала: «Да, ибо кто же тог-да создал первое растение? » Он спросил: «А может ли дерево вырасти без воды или дождя? » Она сказала: «Да, ибо кто же тогда создал первое дерево? » Он спросил: «А может ли ребё-нок появиться на свет без мужчины? » Она сказала: «Да, ибо Аллах создал Адама и  без мужчины, и  без женщины». Тогда он сказал ей: «Расскажи мне о  том, что с  тобой случилось», и  она сказала: «Поистине, Аллах направил мне благую весть

 

“о слове от Него: имя его  — Мессия, ‘Иса, сын Марьям, который будет почитаем в  мире дольнем и  в  мире вечном и  станет [одним] из приближённых [к Аллаху].  Он бу-

 

дет говорить с  людьми и  в  колыбели, и  в  зрелом возрасте и  [станет одним] из праведных” (3: 45–46)».

Говорят, что Закарийя  также обратился к  ней с  подоб-ным вопросом, и  она дала ему такой же ответ, а  Аллах знает об этом лучше.

 

Ясно, что беременность Марьям, как и  у  других женщин, продолжалась девять месяцев и  она родила в  установленный срок, ибо в  противном случае на это были бы какие-нибудь указания.

 

Сообщается, что Ибн ‘Аббас и  ‘Икрима говорили: «Она носила его восемь месяцев» [Дурр аль-мансур, т.  5, с.  498]. Со-общается также, что Ибн ‘Аббас сказал, что Марьям роди-ла его, как только забеременела им [Тафсир ‘Абд-ар-Раззак, т.  2, с.  7]. Некоторые улемы говорили, что Марьям была беремен-на им девять часов1. В  качестве доказательства они приводили


 

1 Так, например, считал аль-Хасан аль-Басри [Дурр аль-мансур, т.  5, с.  497].


z860 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

аяты, ­ в  которых сказано: « [После этого] она заберемене-ла им и  ушла с  ним в  удалённое место.  [Муки, которыепричиняли Марьям] родовые схватки, заставили её подой-ти к  стволу пальмы». На самом деле всё происходит по уста­новленному порядку. Так, например, в  другом аяте­ сказано:

 

Потом Мы создали из этой капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови кусо-чек плоти, потом Мы создали в  этом кусочке плоти кости и  облекли их мясом, потом Мы вырастили его 1 как новое соз-дание 2. Благословен Аллах, лучший из творцов! 3(23: 14).

Однако известно, что продолжительность каждого из эта-пов формирования человека, о  которых говорится в  этом ­аяте, составляет сорок дней, на что указывает хадис, приводимый в  обоих «Сахихах» [Бухари, №  3208; Муслим, №  2643].

 

Подойдя к  пальме, Марьям воскликнула: «О, если бы я  умерла до этого и  оказалась [всеми] забытой! » Этот ­аятуказывает на то, что в  случае тяжких испытаний человеку доз-воляется желать себе смерти. Марьям знала, что, когда она при-дёт к  людям с  ребёнком, они будут обвинять её в  прелюбодеянии и  во лжи, хотя им было известно, что она ревностно поклоня-

1 То есть человека.

 

2 Имеется в виду переход человека в качественно иное состояние после обрете-ния им духа.

 

3 Здесь имеется в виду, что Аллах является единственным Творцом в полном смысле этого слова.


z Рассказ об ‘Исе  y861


 

лась Аллаху, не покидала храм и  воспитывалась в  доме проро-ка. Вот почему она сказала, что хотела бы умереть до этого или оказаться забытой, то есть вовсе не родиться на свет.

 

Аллах Всевышний сказал: «И он обратился к  ней сни-зу…» Известны два мнения относительно того, кто имен-но имеется в  виду в  данном случае. По мнению одних улемов, к  ней обратился Джибрил. Так, например, аль-‘Ауфи сообща-ет, что Ибн ‘Аббас сказал: «‘Иса заговорил только в  присутст­

 

вии людей» [Тафсир Табари, т.  16, с. 52. Сообщение со слабым ис-надом]. Об этом говорили также Са‘ид ибн Джубайр, ‘Амр ибн Маймун, ад-Даххак, ас-Судди и  Катада. Согласно друго-му сообщению, Муджахид, аль-Хасан аль-Басри, Ибн Зайд и  Са‘ид ибн Джубайр говорили, что речь идёт о  её сыне ‘Исе, и  такого мнения придерживается Ибн Джарир ат-Табари. Что же касается слов «Не печалься, [ибо] Господь твой заставил ручей [течь] у  тебя под [ногами] », то, как считают некото-рые толкователи, имеется в  виду река, на что указывает хадис, который приводит ат-Табарани, однако этот хадис является слабым. Так же считает и  Ибн Джарир ат-Табари [Тафсир Та-бари, т.  16, с.  54], и  это правильное мнение. Аль-Хасан аль-Ба-сри, ар-Раби‘ ибн Анас, Ибн Аслям и  некоторые другие счи-тали, что с  Марьям заговорил её сын, но правильным следует считать первое мнение, поскольку далее он сказал: «Потряси

 

[и  пригни] к  себе ствол пальмы, и  на тебя посыплются све-жие и  спелые финики…» И  он упомянул о  еде и  питье, ска-зав: «…так ешь, пей и  радуйся».

 

Некоторые полагают, что здесь речь идёт о  высохшем стволе пальмы, тогда как, по мнению других, эта пальма была плодоносящей, а  Аллах знает об этом лучше. Возможно, речь действительно идёт о  пальме, которая в  то время не давала плодов, ибо ‘Иса родился зимой. В  этом случае слова «и  на те-бя посыплются свежие и  спелые финики» следует понимать


z862 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

как указание на то, что ей была оказана милость. Однажды ‘Амр ибн Маймун1 сказал, что во время послеродового крово-течения для женщин нет ничего полезнее сушёных или свежих фиников, после чего прочитал этот ­аят.

 

Он также сказал: «…а если увидишь какого-нибудь че-ловека, скажи: “Поистине, я дала Милостивому обет [соблю­дать] пост, и  сегодня я не заговорю [ни с  кем из] людей”». Здесь имеется в  виду, что Марьям знаками должна была объ-яснить, что она постится. Как отмечают Катада, ас-Судди и  Ибн Аслям, Закон предписывал им во время поста не толь-ко отказываться от пищи, но и  хранить молчание, на что ука-зывают слова Марьям «сегодня я не заговорю [ни с  кем из] людей». Шариат же, напротив, не рекомендует постящемусямолчать до вечера [Абу Давуд, №  2873. Хороший хадис].

 

Аллах Всевышний сказал: « [Родив], она принесла [но-ворождённого] к  своим [родным]. Они сказали: “О Марь-ям! Поистине, ты совершила нечто небывалое!   О  сестра

 

Харуна! Твой отец не был дурным человеком, и  мать твоя не была блудницей! ”» Как указывали многие наши правед-ные предшественники из числа передававших то, что говори-ли обладатели Писания, хватившись Марьям, люди принялись искать её. Проходя мимо того места, где она находилась, они увидели, что его окружает сияние. Увидев же её с  ребёнком, они сказали: «О Марьям! Поистине, ты совершила нечто небывалое! »   — то есть нечто крайне отвратительное. Одна-ко это сообщение внушает сомнения, поскольку в  Коране ска-зано, что она сама явилась к  людям с  младенцем на руках. Ибн ‘Аббас сказал: «Это случилось через сорок дней, когда после-родовое кровотечение у  неё прекратилось».


 

1 А б у ‘ А б д у л л а х ‘ А м р и б н М а й м у н (ум. ок. 795) — передат-чик хадисов из Басры.


z Рассказ об ‘Исе  y863


 

Потом они обратились к  ней: «О сестра Харуна! » Не-которые толкователи считают, что, сказав это, они сравнили её с  одним из поклоняющихся того времени по имени Харун, ко-торого она старалась превзойти. По мнению других, они срав-нили её с  одним из нечестивцев того времени, которого также звали Харун. Так считал Са‘ид ибн Джубайр. По мнению тре-тьих, они сравнили Марьям с  братом пророка Мусы Харуном, имея в  виду, что она так же ревностно поклоняется Аллаху. Что же касается Мухаммада ибн Ка‘ба аль-Курази, то он ошибал-ся, считая, что она была сестрой Мусы и  Харуна, поскольку их отделяло друг от друга столько веков, что любому, кто обладает хоть самым малым знанием, ясна нелепость подобных утверж-дений. Возможно, его ввело в  заблуждение приводимое в  Торе сообщение о  том, что в  тот день, когда Аллах спас Мусу и  его народ и  потопил фараона и  его воинство, сестра Мусы и  Хару-на Марьям била в  бубен, и  он принял одну Марьям за другую. Это противоречит достоверному хадису, в  котором сообщает-ся, что у  Марьям был брат по имени Харун.

 

Сообщается, что аль-Мугира ибн Шу‘ба  сказал:

 

[В своё время] Посланник Аллаха  послал меня в  Наджран, [жители которого] говорили: «Почему [в  Коране, который] вы читаете, [сказано] “О сестра Харуна! ”, ведь Муса жил на столько-то и  на столько-то раньше ‘Исы?! » Вернувшись, я рассказал об этом Посланнику Аллаха  , и  он сказал: «Разве я не гово-рил им, что [израильтянам] давали такие же имена, как и  у  пророков и  праведников, которые жили до них? »

 

[Ахмад, т.  4, с.  252; Муслим, №  2135; и др.]


 

Таким образом, они сказали «О сестра Харуна! » по той причине, что у  неё, как сообщается в  хадисе, был родной


z864 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

брат Харун, известный своей набожностью и  праведностью. И  поэтому они также сказали: «Твой отец не был дурным человеком, и  мать твоя не была блудницей! », имея в  виду, что она происходила из хорошей семьи, всем членам которой было свойственно­ совершать только благие дела. Таким об-разом, они обвинили её в  прелюбодеянии, которое является тяжким грехом.

 

Когда Марьям оказалась в  столь затруднительном поло-жении, ей осталось только положиться на Обладателя величия, и  она «указала на [младенца] », желая сказать, чтобы они об-ращались к  нему, и  он ответит на их вопросы. Тогда надменные и  злосчастные люди из их числа сказали: «Как [можем] мы говорить с  ребёнком, [который лежит] в  колыбели? » Смыслих слов был таков: как можешь ты отсылать нас за ответом к  младенцу, который не умеет говорить и  ничего не понимает? Ты просто насмехаешься над нами и  унижаешь нас, ибо ничего не отвечаешь сама, а  предлагаешь обратиться за ответом к  ре-бёнку, который лежит в  колыбели!

 

Аллах Всевышний сказал: « [Тут ‘Иса] сказал: “Поис-тине, я  — раб Аллаха, [Который] даровал мне Писание, и  сделал меня пророком,   и  сделал меня благословенным,

 

[что будет присуще мне], где бы я ни [оказался], и  вменил мне в  обязанность [совершать] молитву и  [давать] закят, по-ка я не умру,   и  [внушил мне проявлять] почтительность

 

по отношению к  моей матери, и  не сделал меня надменным и  злосчастным».

 

Таким образом, слова «Поистине, я  — раб Аллаха» бы-ли первыми словами, которые произнёс ‘Иса  . Он признал, что является рабом своего Господа и  что Господом его является Аллах. Эти слова указывают на несостоятельность утвержде-ний несправедливых людей, которые утверждают, что ‘Иса  — сын Аллаха, ибо он является рабом Аллаха, Его посланником


z Рассказ об ‘Исе  y865


 

и  сыном Его рабыни. Затем ‘Иса сказал: «Он даровал мне Писание, и  сделал меня пророком», что избавило его от об-винений невежественных людей, ибо Аллах не дарует проро-чества детям прелюбодеев, к  которым они  — да проклянёт их Аллах!   — причислили Марьям.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И за неверие их и  за то, что возвели они на Марьям вели-кую ложь… (4: 156).

Некоторые иудеи обвиняли её в  том, что она совершила пре-любодеяние в  то время, когда у  неё были месячные, одна-ко на невиновность Марьям указал Сам Аллах, Который на-звал эту женщину правдивейшей и  сделал её сына пророком и  посланником, более того  — одним из пяти великих послан-ников, обладавших решимостью*. Вот почему ‘Иса  сказал:

«…и  сделал меня благословенным, [что будет присуще мне], где бы я ни [оказался] ». Это нашло своё выражение в  том, что‘Иса везде призывал людей поклоняться Аллаху, у  Которого нет сотоварищей, и  говорил, что Аллах слишком высок, чтобы иметь сына и  жену. ‘Иса  также сказал: «…и вменил мне в  обязанность [совершать] молитву и  [давать] закят, пока я  не умру». Здесь речь идёт о  том, что рабы Аллаха обязанысовершать молитвы и  оказывать благодеяния людям, выплачи-вая закят. Это позволит им очистить свои души и  своё иму-щество, если они будут расходовать часть закята на помощь нуждающимся, освобождение рабов и  прочие благие дела, со-вершение которых приближает человека к  Аллаху. ‘Иса  также сказал: «…и [внушил мне проявлять] почтительность

 

по отношению к  моей матери и  не сделал меня надменным


z866 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

и  злосчастным». Здесь имеется в  виду, что ‘Исе стало ясно, как он должен относиться к  матери, которая родила его без от-ца. Его слова «и не сделал меня надменным и  злосчастным»

 

указывают на то, что ‘Иса  не был грубым и  никогда не де-лал того, что противоречило бы велению Аллаха. ‘Иса  так-же сказал: «Мир мне в  тот день, когда я родился, и  в  тот

 

день, когда я умру, и  в  тот День, когда я буду воскрешён к  жизни! »   — а  смысл этих слов мы уже разъяснили в  расска-зе о  Яхье  , сыне Закарийи  .

 

Поведав о  том, как был создан ‘Иса  , Аллах Всевыш-ний сказал: «Таким был ‘Иса, сын Марьям, [согласно] сло-ву Истины, относительно которого они сомневаются. 

 

Не пристало Аллаху  — преславен Он!   — иметь сына. Когда Он решает [создать что -либо], то лишь говорит это-му “Будь”, и  это возникает». Кроме того, после рассказа об‘Исе в  суре «Семейство ‘Имрана» в  Коране сказано:

Это  — то, что Мы читаем тебе из аятов­ и  мудрого Напоминания 1.

Поистине, подобием ‘Исы пред Аллахом [являлся]

Адам: Он создал его из праха, после чего сказал ему: «Будь», и  тот возник.

 

Истина  — от Господа твоего, так не будь [одним] из

сомневающихся;


 

1 Имеется в виду Коран.


z Рассказ об ‘Исе  y867


 

тому же, кто станет спорить с  тобой о  нём 1 после того, как

пришло к  тебе знание, скажи: «Давайте позовём наших сыновей и  ваших сыновей, наших женщин и  ваших жен-щин, нас и  вас, а  потом обра-тимся [к  Аллаху]­ с  мольбами и  [призовём] проклятие

 

Аллаха на лжецов! »

 

Поистине, это  — правдивый рассказ. Нет иного бога, кроме Аллаха, и, поистине, Аллах  — Всемогущий, Мудрый.

Если же они отвернутся, то  ведь Аллах знает о  [людях],

распространяющих нечестие

(3: 58–63).

 

Когда к  Посланнику Аллаха  прибыла делегация из Наджра-на в  составе шестидесяти всадников, четырнадцать из которых были старшими и  подчинялись аль-‘Акибу, ас-Сайиду и  Абу Харису ибн ‘Алькаме, эти люди, являвшиеся представителями знати, стали вести с  Пророком  спор о  природе ‘Исы, и  тог-да Аллах ниспослал начало суры «Семейство ‘Имрана», где говорится о  том, как ‘Иса был создан. И  Аллах велел Свое-му пророку предложить этим людям, чтобы они и  мусульмане призвали друг на друга проклятия, если те не подчинятся и  не


 

1 Имеется в виду ‘Иса.


z868 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

последуют за пророком. Однако, выслушав это предложение, они отказались принять его и  склонились к  примирению, а  аль-‘Акиб ‘Абд-аль-Масих сказал: «О  христиане, вы убедились в  том, что Мухаммад  — посланный Аллахом пророк, который сказал вам решающее слово о  вашем пророке. И  вы знаете, что, если какие-нибудь люди проклянут пророка, это кончится тем, что старшие из их числа не будут в  безопасности, а  младшие не вырастут. Если вы поступите так, вы будете поголовно ис-треблены, если же вы хотите и  впредь исповедовать свою рели-гию и  говорить о  своём пророке то, что говорите, а  ничего иного не приемлете, примиритесь с  этим человеком и  возвращайтесь в  свою страну». Тогда они попросили Посланника Аллаха  заключить с  ними мир. Кроме того, они попросили назначить для них подушную подать и  послать с  ними надёжного челове-ка, и  он послал с  ними Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха.

 

Аллах разъяснил всё, что касается ‘Исы, и  сказал Свое-му посланнику: «Таким был ‘Иса, сын Марьям, [согласно] слову Истины, относительно которого они сомневаются». Это значит, что он был сотворённым рабом Аллаха, рождён-ным женщиной, которая была рабыней Аллаха. Вот почему Ал-лах Всевышний сказал: «Не пристало Аллаху  — преславен Он!   — иметь сына. Когда Он решает [создать что-либо], то лишь говорит этому “Будь”, и  это возникает». Это значит, что для Аллаха нет ничего невозможного или трудного и  Он де-лает, что пожелает, ибо, когда «Он желает чего-либо, то стоит Ему только сказать “Будь”, как это возникает» (36: 82).

 

Слова «Аллах  — мой Господь и  ваш Господь, так пок-лоняйтесь же Ему! Это [и есть] прямой путь» принадле-жат ‘Исе, который произнёс их, находясь в  колыбели. Он по-ведал людям, что Аллах является его Господом и  их Господом и  единственным Богом, достойным поклонения для них и  для него, в  признании чего и  заключается суть прямого пути.


z Рассказ об ‘Исе  y869


 

Аллах Всевышний сказал: « [Однако впоследствии пред-ставители разных] общин разошлись во мнениях [относи-тельно этого]. Горе же тем, которые не уверовали, [ибо пожалеют они, когда увидят ужасы] Великого дня! » Здесь имеется в  виду, что во мнениях о  нём расходились как его современники, ­ так и  те, кто жил позже. Некоторые иудеи утверждали, ­ что он появился на свет вследствие прелюбодея-ния, и  среди них есть такие, которые упорствуют в  своём не-верии и  поныне. Неверие некоторых других проявляется в  ут-верждениях о  том, что ‘Иса является Богом. Третьи называют его сыном Божьим. Что же касается верующих, то они счи-тают ‘Ису рабом и  посланником Аллаха, сыном рабыни Ал-лаха, словом, с  которым Аллах обратился к  Марьям, и  духом от Него. Именно эти люди спасутся и  получат награду и  под-держку, а  те, кто расходится с  ними в  этом отношении, явля-ются неверующими, заблудшими и  невежественными людь-ми, к  которым Аллах обратился с  угрозой, сказав: «Горе же тем, которые не уверовали, [ибо пожалеют они, когда уви-дят ужасы] Великого дня! »

 

Передают со слов ‘Убады ибн ас-Самита  , что Послан-ник Аллаха  сказал:

 

Того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у  Которого нет сотоварища, что Мухам-мад  — Его раб и  Его посланник, что ‘Иса  — раб Ал-лаха, и  Его посланник, и  Его слово, с  которым Он об-ратился к  Марьям, и  дух от Него, что Рай  — истина и  Ад  — истина, Аллах введёт в  Рай независимо от того, какими были его дела1 [Бухари, №  3435; Муслим, №  28].


 

1 Это не значит, что такому человеку не придётся держать ответ за свои дела. Он может подвергнуться наказанию, но в конечном итоге войдёт в Рай.


z870 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Утверждения несправедливых людей о  наличии  сына у Аллаха Всевышнего, Который  намного выше этого

 

 

Аллах Всевышний сказал:

 


Поделиться:



Популярное:

  1. D.S: смазывать пораженные участки кожи.
  2. Endow (наделять, одарять, обеспечивать доходом)
  3. А оставаться во плоти нужнее для вас.
  4. А Я говорю тебе: пока не поверишь, не увидишь.
  5. Абонемент на космические путешествия и другие религиозные убеждения, которые заставляют вас препятствовать собственному успеху и счастью
  6. Балансировать на грани смешного
  7. Быть успешным или чувствовать себя успешным?
  8. В данном порядке главного дифракционного максимума наибольший угол дифракции будет у света с большей длиной волны в вакууме, то есть красный свет будет дифрагировать сильнее, чем фиолетовый.
  9. В договоре обязательно должно присутствовать соглашение о самом факте поступления - приеме на работу, т. е. доказательство взаимного волеизъявления сторон.
  10. В какой части занятия рекомендуется разучивать сложно-координационные движения
  11. В каком порядке должны рассматриваться заявления участников производства по делам об административных правонарушениях об отводе и самоотводе судьи?
  12. В Первенстве России (командные соревнования) имеют право участвовать только спортсмены – граждане России. Иностранные спортсмены к участию не допускаются.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь