Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
УИН Минюста России по Архангельской области С.В. Рыжковым.Стр 1 из 11Следующая ⇒
УИН Минюста России по Архангельской области С.В. Рыжковым.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Опыт использования современных Психокоррекционных техник в работе с осужденными Учреждения УУ-163/6 Техника «Коллапс якорей» 1. Установление раппорта. 2. Осужденный воспроизводит негативную ситуацию и определяет, в какие цвета она окрашена (серый и коричневый цвета), с какой музыкальной композицией её можно ассоциировать. 3. Разбивка состояния (переключение внимания осужденного на любую другую тему нейтрального характера). 4. Психолог просит осужденного пересесть на другое кресло или стул и вспомнить ситуацию доброжелательных взаимоотношений с отцом. В момент наивысшей интенсивности переживаний психолог спрашивает у осужденного: «В какие цвета окрашена эта ситуация? » (зеленый и желтый) и «С какой музыкальной композицией ее можно сравнить? » 5. Разбивка состояния. 6. Дается инструкция в момент воспроизводства негативной ситуации, добавить в нее приятные тона (зеленый и желтый), услышать музыкальную композицию из позитивной ситуации. После этого психолог просит осужденного мысленно вернуться в конфликтную ситуацию между ним и его отцом и рассказать о своем отношении к ней. Попытки воспроизвести неприятные эмоции не увенчались успехом. Осужденный сидел напротив психолога и повторял слова: «Я ничего не понимаю». А потом последовало следующее резюме: «Какая же интересная у Вас работа! ». Во многих техниках современных направлений практической психологии метод якорения используется для закрепления положительных эмоций и образов. Существует еще очень много различных методов НЛП, которые дают блестящие результаты. НЛП можно отнести к универсальным направлениям практической психологии. Его основы применяемы не только в психокоррекционной работе, но и при проведении психодиагностических обследований, консультативной деятельности и т.д.
Стихотерапия.
Данный психотерапевтический подход положительным образом зарекомендовал себя в психокоррекционной работе с осужденными. Проводится индивидуально или в небольшой группе. Задание выполняется в следующей последовательности: 1. Написать одно слово – чувство, которое актуально. Напротив каждой буквы – слово, характеризующее это состояние. Так, осужденный по статье 131 ч. 2 выполнил это задание следующим образом: П – переживание Е – единение с самим собой Ч – чувство отдаленности А – анализ Л – любовь к родным Ь 2. Придумать два слова для описания первого: «воспоминание о доме». 3. Придумать три слова – действия, которые вы совершаете, испытывая эти чувства: - чтение книг; - чтение писем; - написание писем. 4. Четыре слова – чувства, которые вы испытываете, когда совершаете эти действия: - творческий подъем; - желание много работать; - мечты о счастливом будущем; - удовлетворение. 5.Новое чувство: Б – баланс О – отдых моральный Д – душевная теплота Р – радость О – оптимизм С – спокойствие Т – твердость духа Ь Этот пример является наглядным доказательством того, что актуальное чувство осужденного было подвергнуто серьезной трансформации и переработке, результатом чего стало новое, позитивно окрашенное состояние. Таковы некоторые основные психокоррекционные техники, которые применяются в работе с осужденными. Все их объединяют такие цели, как приобретение осужденным нового опыта взаимодействия, развитие способности к самопознанию, изменение отношения к себе и окружающему миру. А в качестве наивысшей цели психотерапевтического процесса можно назвать возможность перестройки внутренних регуляторов асоциально направленного поведения.
Приложение.
Шесть стадий стандартной процедуры ДПДГ
1. Подготовка. Психокоррекционная работа начинается с установления раппорта – чувства глубокого доверия между психологом и осужденным. Возможно краткое разъяснение смысла предстоящей работы следующим образом: «если происходит неприятное событие, оно может блокироваться и длительно сохраняться в психике вместе с первоначальной картиной стрессовой ситуации и имевшими место в тот момент звуками, мыслями и чувствами. При любом напоминании о психической травме переживания оживают с прежней остротой, серьезно нарушая душевное и физическое состояние человека. Движения глаз разблокируют нервную систему и позволяют мозгу перерабатывать травматический опыт». Нечто подобное происходит на стадии «быстрого сна», когда мы видим сновидения и возникающие спонтанно движения глаз помогают переработать полученную информацию. Далее определяется способность осужденного выполнять движения глаз (предполагается, что движения глаз или другие альтернативные раздражители, используемые при ДПДГ, запускают процессы, активизирующие ускоренную переработку травматического опыта). Также определяются наиболее комфортные движения для конкретного осужденного. Задача психолога – вызвать у осужденного движения глаз от одного края его визуального поля до другого с максимально возможной скоростью, но избегая при этом появления чувства дискомфорта. Обычно два пальца руки психолога используют как точку фокусировки взгляда пациента. При этом психолог держит пальцы вертикально с ладонью, обращенной к осужденному. Выбирается наиболее оптимальный вариант (горизонтальные движения, круговые, диагональные или в форме восьмерки). Вертикальные движения оказывают успокаивающее действие и особенно полезны для снижения беспокойства, при головокружении. Обычно в ходе ДПДГ – терапии применяются серии, состоящие из 24 движений глаз (туда и обратно – одно движение). При возникновении дискомфорта движения глаз можно заменить альтернативными формами стимуляции (постукивание по рукам или звуки). После каждой серии обязательно используется разбивка состояния – глубокий вдох и выдох. Перед началом переработки травмирующей информации психолог обучает осужденного технике «Безопасное место», для чего ему необходимо вспомнить ситуацию, где он чувствовал себя спокойно и уверенно, в полной безопасности. При этом важно сосредоточиться на образе безопасного места, почувствовать возникающие при этом позитивные эмоции и физические ощущения, представить визуальные образы, услышать сопровождающие эту картину звуки (леса, моря и т.п.), т. е. задействовать все репрезентативные системы – визуальную, аудиальную, кинестетическую. Положительная реакция пациента будет усилена, если на фоне погружения в приятные воспоминания он совершит несколько серий движений глаз. Кроме этого, позитивное состояние осужденного закрепляется методом якорения (НЛП). К технике «Безопасное место» необходимо будет обратиться в ходе сеанса ДПДГ в случае возникновения сильных отрицательных эмоций у пациента. 2. Определение предмета воздействия. Психолог определяет цель воздействия и предлагает осужденному избрать образ, который лучше всего отражает наиболее неприятную часть произошедшего события. Затем пациент должен выразить словами неприятные, болезненные представления о себе, которые соответствуют хранящейся в памяти информации о психической травме. Это отрицательное самопредставление осужденный высказывает в настоящем времени, с использованием местоимения «я». Например: «Я плохой человек»; «Я слабый»; «Я ничтожество» и т.п. Следующий шаг – определение желаемого положительного самопредставления. Например: «Я заслуживаю уважения»; «Я сильный». Затем положительное самопредставление оценивается по семибалльной шкале соответствия представлений (ШСП), где 1 балл – полное несоответствие, а 7 баллов – полное соответствие положительному представлению о себе. На следующем этапе работы осужденный определяет негативные эмоции, которые у него возникают при сосредоточении на картине травмирующего события и повторении слов, соответствующих отрицательному самопредставлению. После того как эмоции названы, психолог предлагает осужденному оценить уровень беспокойства, причиняемого воспоминаниями, по шкале субъективного беспокойства (ШСБ), где 0 – состояние полного спокойствия, а 10 – максимальное беспокойство (паника). На этом же этапе определяется локализация и интенсивность дискомфортных телесных ощущений, сопутствующих погружению пациента в травмирующее воспоминание: «Где ты в теле чувствуешь негативные эмоции? » В дальнейшем изменение ощущений в теле будет одним из важных индикаторов происходящей переработки травмирующего материала. 3. Десенсибилизация. Стадия сосредоточена на снижении негативных эмоций пациента при его обращении к воспоминанию о травме до 0 или 1 балла по ШСБ. При проведении десенсибилизации психолог предлагает осужденному вспомнить картину события. Далее психолог просит его следить глазами за движениями пальцев, одновременно удерживая образ, отражающий наиболее неприятную часть воспоминания, произнося про себя отрицательное самопредставление («Я тревожен » и т.п.) и отмечая ощущения, которые возникают в теле. Если осужденный испытывает трудности с визуализацией травмирующего эпизода, он может просто о нем думать в ходе выполнения движений глаз и проговаривать отрицательное самопредставление на каждое движение пальцев психолога. После каждой серии осужденному говорят: «А теперь отдыхайте. Сделайте вдох и выдох. Пусть все идет, как идет». Затем его спрашивают: " Что происходит сейчас? " или «Что ты ощущаешь в теле? Что приходит в голову? »
Важно, чтобы осужденный сообщал об изменениях зрительных образов, звуков, мыслей, эмоций и физических ощущений, которые являются индикатором происходящей переработки дисфункционального материала. Психолог контролирует эффекты переработки, время от времени задавая пациенту вопрос: «На сколько баллов шкалы беспокойства вы оцениваете свое состояние сейчас? » Необходимо добиваться снижения уровня беспокойства по ШСБ до 0-1 балла. 4. Инсталляция. Цель стадии — связать желаемое положительное самопредставление с избранной в качестве цели связанной с травмой информацией, что ведет к повышению самооценки пациента. Сначала следует попросить осужденного оценить первоначальное положительное представление о себе с точки зрения его привлекательности после проведения десенсибилизации: " Остаются ли уместными слова «Я уверен и спокоен», или ты чувствуешь, что более подходящим сейчас является другое положительное высказывание? " Далее осужденный должен подумать о первоначальном травмирующем событии и об этих словах, а затем ответить на вопрос: «Насколько истинными вам кажутся сейчас эти слова, от 1 — полностью не соответствуют, до 7 — полностью соответствуют (истинны)? » После этого он удерживает вместе картину события и положительное представление. Психолог проводит ему серию движений глаз и спрашивает: «А теперь, насколько истинными, в баллах от 1 до 7, кажутся вам эти слова, если вы думаете о травмирующем событии? » Цель психолога состоит в проведении такого количества серий движений глаз, которое необходимо для усиления положительного самопредставления до 7 баллов. 5. Сканирование тела. Стадия сосредоточена на устранении возможного остаточного напряжения или дискомфортных ощущений в теле. Осужденному предлагают закрыть глаза и, удерживая в сознании первоначальное воспоминание и положительное представление, мысленно пройтись по различным частям своего тела, начиная с головы и постепенно опускаясь вниз, после чего он сообщает обо всех местах, в которых обнаружил какое-либо напряжение, дискомфорт или другие необычные ощущения. Если такие ощущения отсутствуют, проводят серию движений глаз. При возникновении комфортных ощущений выполняют дополнительную серию для усиления позитивных чувств. В случае, когда осужденный сообщает о неприятных ощущениях или мышечном напряжении, их перерабатывают с помощью очередных серий движений глаз, пока дискомфорт не снизится. 6. Завершающий этап — подстройка к будущему. Осужденному предлагают представить ситуацию в ближайшем будущем. При возникновении негативных эмоций, мыслей, образов и ощущений проводится их дополнительная переработка. Позитивные образы и представления, которые приходят им на смену, закрепляют несколькими сериями движений глаз. Если травматический материал переработан не полностью, велика вероятность продолжения переработки после окончания сеанса. При этом осужденный может испытывать тревогу различной степени, о чем следует его предупредить. Целесообразно предложить осужденному запомнить беспокоящие его воспоминания, сновидения, мысли и ситуации, которые возникают между сеансами. Впоследствии они могут стать новыми целями воздействия ДПДГ-терапии.
Диаграмма 1. ( объективная оценка результатов психокоррекционной работы). 100% 90% 80% 1 70% 60% 50% 40% 30% 2 20% 10% 3 0% 1 2 3 4 5 Участники Сессии сессии % Диаграмма 2. (оценка осужденными результатов психокоррекционной работы). 100% 90% 80% 70% 1 60% 50% 40% 30% 2 20% 10% 3 0% 1 2 3 4 5 Участники Сессии сессии %
1 – положительная оценка психокоррекционной работы (снижение агрессивности, уровня тревожности, состояние расслабленности; позитивные ассоциации с ресурсным опытом из прошлого); 2 – стабильность эмоционального состояния (до сессии и после); 3 – отреагирование осужденными деструктивных потребностей (чувств гнева и агрессии). Может проявляться в уничтожении рисунков, ухудшении эмоционального состояния, вызванного воспроизводством психотравмирующего материала из прошлого опыта осужденного.
Литература: 1. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арттерапии. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2002. 2. ВенгерА.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 3. Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка – СПб.: Европейский Дом, 2000. 4.Гордеева Е.Г. Посттравматический стресс. Профилактика. Лечение. – М.: 2000. 5.Горин С. НЛП: техники россыпью. – М.: КСП+, 1999. 6. Карвасовский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2000. 7. Копытин А.И. Системная арттерапия. – СПб.: Питер, 2001. 8. Копытин А.И. Арттерапия. – СПб.: Питер, 2001. 9. Плигин А.А., Герасимов А.В. Руководство к курсу НЛП – Практик. – М.: КСП+, 2000. 10.Стив Андрес. Новые технологии успеха. НЛП. – София. 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Тренинг интеллекта Данный тренинг представляет систему логических упражнений, позволяющую генерировать идеи. С помощью линейных техник становится возможным организация своего информационного пространства так, чтобы любая задача решалась кратчайшим путем.
Упражнение: " Древо головной боли".
На рисунке диагональные линии, прерываемые прямоугольниками, кажутся тремя самостоятельными отрезками. В действительности же перед нами одна прямая линия. Мы можем сказать, что прямоугольники мешают нам увидеть прямую линию. Но можно сказать и по-другому: прямоугольники подсказывают способ, как увидеть эту прямую. Мы знаем, что существуют два прямоугольника, которые нам мешают, и их нужно устранить. Точно также и препятствия намечают тропу, ведущую к достижению цели. Когда возникает проблема, определяем преграды, стоящие на нашем пути, и стараемся от них избавиться. Разрабатываем план действий. Устанавливаем, какие преграды нам необходимо преодолеть на пути к поставленной цели. Располагаем их по степени возрастания сложности на " Древе головной боли". Четко формулируем задачи и решаем каждую в отдельности.
Тренинговые упражнения
1. " Цветовая купальня". Требуется 10-20 минут. Лечь удобнее, дышать глубоко до полного расслабления. Выбрать один из цветов радуги, представить себе этот цвет, а также его качества. Тихо, уверенно, четко повторить несколько раз: " Я призываю свойства... цвета". Представить себе этот цвет в виде светового шара над головой, спокойно наблюдать за его движением через мозг, следить, как он очищает его от пораженческих настроений. Переместить цвет ниже, в горло, затем в плечи и грудную клетку, сердце, область солнечного сплетения, живот - вплоть до основания позвоночника. Пусть ваши пораженческие настроения выйдут на поверхность, и цвет смоет их. Завершив " купание" в цвете, убедитесь в обретении желаемого качества. Это можно делать мысленно, вслух или в письменной форме. 2. " Убежище". Представьте себе надёжное убежище, где вы всегда можете отдохнуть. Дорогу к нему знаете только вы. Никто вас там не потревожит. Мысленно опишите обстановку убежища. Представьте, что вы делаете, когда отдыхаете там. Думайте только о самых приятных занятиях. 3. " Настроение". Сядьте за стол и возьмите чистый лист бумаги и цветные карандаши. Нарисуйте абстрактный сюжет, полностью погрузившись при этом в свои переживания. Выбирайте цвет и проводите линии в соответствии с вашим настроением, перенося свое беспокойство и тревогу на бумагу, стараясь " выплеснуть" его полностью. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится пространство листа и вы не почувствуете успокоение. Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение, долго не обдумывая. После того, как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросьте его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженного состояния, оно перешло в рисунок и исчезло вместе с ним. 4. Упражнение на снятие психологической напряженности индивидуальной коррекции позитивного восприятия происходившего (происходящего). Ведущий раздает каждому члену группы по два листа бумаги и просит нарисовать цветными карандашами что-нибудь значимое. На одном листе отрицательное событие в жизни, на втором листе - самое радостное в жизни событие. После этого каждый участник комментирует: какие чувства он испытывает при виде того или иного рисунка. Далее автор негативного рисунка кладет его в середину круга и отходит на такое расстояние, при котором бы, его чувства стали нейтральными к этому рисунку (вместе с тем к негативной ситуации в его жизни). Потом на отрицательный рисунок накладывается позитивный. Участник снова комментирует свои чувства, подходит и рвет рисунок с отрицательными эмоциями. 5. " Кто это? ". Это упражнение предназначено для осознания особенностей своего невербального репертуара и его восприятия окружающими. Упражнение развивает наблюдательность, дает каждому участнику информацию о том, каким он является в глазах других людей. 6. " Ассоциации" (киндер-терапия). Упражнение предназначено для психологической разминки, развития умений быстро ориентироваться в обстановке и давать ответы, адекватные ситуации. 7. " Без маски". Упражнение предназначено для формирования доверительных отношений в группе, развития коммуникативных способностей. 8. " Решительный отказ". Предназначено для развития доверительных отношений в группе и формирования установки на развитие культуры общения. 9. «Психологический контакт". Предназначено для отработки приемов установления психологического контакта в начале беседы. 10. «Последнее слово". Участники закрывают глаза и представляют, что занятия закончены, но остались не высказанными мнения. Они еще не все сказали кому-нибудь из участников, что хотелось сказать. Через минуту открывают глаза и говорят это. Далее следует обязательный процесс " прощания".
Майор внутренней службы Бовкунова Н.В., начальник психологической службы УИН Минюста России по Белгородской области
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Особенности психокоррекционной работы по методу символдрамы в практической деятельности психологов учреждений УИС по Калужской области
Использование метода символдрамы в практике работы психолога ИУ было апробировано в Калужской области в 1997 году. Более широко данный метод стал использоваться в учреждениях УИС области с начала 2002 года в ВК, СИЗО г. Калуги, ИК-3. Применение данного метода в работе стало возможным после прохождения психологами УИС области обучения по методике применения символдрамы в психокоррекционной работе. Обучение психологов проводилось на выездных семинарах вице-президента Профессиональной психотерапевтической лиги, психотерапевта Обухова Якова Леонидовича, ученика создателя метода символдрамы проф. Х. Лейнера. В настоящее время 2 психолога ПС УИН Минюста России по Калужской области прошли обучение в рамках основной ступени по методу символдрамы, 1 психолог прошел основной курс по методу символдрамы. С 3 по 6 августа 2003 года в г.Калуге проходила международная конференция по символдраме «Сочетание символдрамы с другими направлениями психотерапии», в которой также принимали участие психологи учреждений УИС Калужской области. Введение. Символдрама, первоначально названная ее автором Х. К. Лейнером “кататимным переживанием образов”, известна также под названием “кататимно-имагинативной психотерапии” и представляет собой глубинно-психологически ориентированный метод. Сам термин “кататимный” (“ката” - “соответствующий, зависящий”, “тимос” - “душа”) понимается в русском языке как эмоционально обусловленное переживание образов, идущих от души. Тем самым, безусловный приоритет отдается эмоционально переживаемому образу перед его возможными интерпретациями. Необходимо отметить, что в России многие врачи, психологи, психотерапевты издавна применяли на практике некоторые отдельные элементы данного психологического метода, который хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности, в целом характерным для пациентов в России, ориентированным скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов. Символдрама имеет фундаментальную теоретическую базу классического психоанализа. Чем же метод символдрамы отличается от психоанализа и других методов психотерапии, которые тоже опираются на использование представления образов? Создатель символдрамы Х.Лейнер выделял три главных основополагающих принципа, которые отличают символдраму от других направлений психотерапии. Это те «три кита», на которых стоит символдрама: · принцип управляемой регрессии; · эмоционально-корректирующее воздействие; · пациент представляет образы непосредственно в присутствии психотерапевта. 1. Принцип управляемой регрессии. Без регрессии невозможно проведение психотерапии по методу символдрамы. Именно погружение пациента в состояние регрессии отличает символдраму от поведенческой психотерапии, созданной на основе учения И.П.Павлова. Процесс научения может происходить без регрессии. Символдрама, в отличие от научения, - это процесс развития. Благодаря регрессии в состояние, которое человек переживал в прошлом, происходит своеобразная рефлексия прошлого. Человек вспоминает, анализирует, а если надо, то и исправляет в своем воображении то, что было в его жизни. По сути символдрама – это регрессия обратно в прошлое. Причем регрессия в символдраме управляемая. Это означает, что регрессивный процесс контролируется и направляется через постоянный диалог клиента и терапевта. 2. Эмоционально-корректирующее воздействие. Регрессия позволяет скорректировать травматические переживания прошлого. Пациент приобретает эмоционально-корректирующий новый опыт. Впервые этот феномен описал Франц Александер, немецкий психоаналитик, эмигрировавший подобно многим другим известным психоаналитикам из гитлеровской Германии в США. 3. Пациент представляет образы непосредственно в присутствии психотерапевта. Представление образов происходит при эмоциональном участии сидящего рядом психотерапевта, то есть образ возникает непосредственно в присутствии психотерапевта. И этим психотерапия по методу символдрамы отличается от других имагинативных техник, где тоже используется представление образов. Для сравнения: в методе активного воображения по К.Г.Юнгу, который он использовал как инструмент «продвинутого» этапа анализа, пациент представляет свой образ один без присутствия аналитика и лишь затем рассказывает ему о своем имагинативном переживании. На высшей ступени аутотренинга по Й.Шульцу, где тоже используются имагинации, пациент также сначала представляет образы молча и лишь затем рассказывает о них психотерапевту. Представление образов используется и в поведенческой терапии, где служит эффективным психотерапевтическим фактором. В символдраме создание образа происходит не только при непосредственном присутствии психотерапевта, но и в диалоге с ним. Это оказывает большое влияние на специфику переноса и особенности регрессии пациента. К пенитенциарным психологам довольно часто обращаются лица, содержащиеся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, по вопросам оказания им помощи в связи с различными проблемами. В основном это тревожное состояние, плохой сон, переживания, связанные с предстоящим судом, переживания, связанные с изоляцией от общества, и т.п. Однакопричиной данных состояний, как правило, является низкая адаптация к условиям отбывания наказания. Весьма сложные адаптивные ситуации каждый осужденный (подозреваемый, обвиняемый) переживает в пенитенциарных учреждениях: § приспособление к требованиям режима отбывания наказания, жизни и быта в исправительном учреждении, к среде заключенных, к условиям труда и т.п.; § при изменении условий отбывания уголовного наказания - к новым условиям труда и быта, правилам внутреннего распорядка и т.п.; § в связи с освобождением из исправительных учреждений к условиям жизни на свободе, к жизни в семье, к работе и т.п. Успешность процесса адаптации к условиям исправительного учреждения зависит от ряда факторов: понимание смысла и необходимости правовых ограничений, которым человек подвергается; осознание серьёзности своего нового положения; включение в деятельность для поиска путей, которые могли бы законным способом облегчить положение или выявить смягчающие вину обстоятельства; влияние других осужденных и т.д. Адаптация к условиям лишения свободы может проходить адекватно или неадекватно - в данном случае говорят о дезадаптации. На устранение явлений дезадаптации осужденного направлена коррекционная работа пенитенциарного психолога. Использование метода символдрамы в данной работе оказалось актуальным и, по нашему мнению, очень эффективным. Наш опыт работы по методу символдрамы показывает, что достаточно часто люди обращаются за разовой помощью. Символдрама эффективно работает как метод “скорой помощи”, что способствует нормализации психоэмоционального и физического состояния, уходят негативные симптомы, повышается работоспособность. Хотелось бы также отметить и то, что проведение сеансов по методу символдрамы не требует специального оборудования, особых условий деятельности. Достаточно организованного пространства в виде кабинета, желательно находящегося за зоной, в административном здании учреждения. Проходя психотерапию по методу символдрамы, пациент не только освобождается от симптома, но и получает глубинный опыт самостоятельного преодоления своих трудностей и конфликтов. Решает комплекс проблем, касающихся актуального состояния, психологических свойств и качеств личности. Символдрама оказывает эффект освобождения творческой спонтанности (развивает креативность, творческие способности, что является одним из способов профилактики профессиональной деформации, пробуждает воображение). Помимо всех прочих преимуществ метода символдрамы стоит указать, что использование данного метода позволяет сохранять ощущение безопасности, что немаловажно для достижения наилучшего эффекта (результата) как в ходе групповых, так и индивидуальных занятий. В методе символдрамы работа идет на уровне образов, метафор и переживаний, конкретные события и факты могут и не сообщаться, а потому сохраняется ощущение безопасности, снимаются психологические защиты. Использование метода символдрамы в условиях пенитенциарного учреждения удобно еще и тем, что он занимает относительно немного времени. Длительность одного индивидуального и группового сеанса может занимать всего лишь 50-60 минут. Длительность курса занятий как с одним человеком, так и с группой, может быть не больше 20 сеансов.
Организация работы по методу символдрамы. Противопоказаниями к применению метода символдрамы являются: -недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85 ед.; -острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния; -церебрально-органические синдромы; -явно выраженные истерические неврозы, а также отсутствие мотивации. Работа по методу символдрамы начинается с предварительной беседы. Предварительная беседа в символдраме строится по особому принципу. Пациенту предлагается рассказать о себе, своих жалобах, проблемах, при минимуме вмешательства со стороны психолога. Во второй части беседы психолог задает клиенту итоговые вопросы, чтобы расширить картину в направлении сбора глубинно-психологического анамнеза. Тем самым психолог сознательно остается в самом широком смысле в рамках актуальной конфликтной ситуации и теперешнего социального окружения, профессиональных отношений и взаимоотношений в паре, семье и т.п., что вообще может играть какую-то роль среды и социальных воздействий в настоящее время. Особое значение имеет временная взаимосвязь между первым появлением симптоматики или ее обострением и эмоциональной ситуацией. Такое выделение или специальное акцентирование запускающей ситуации служит важнейшим ключом к пониманию психодинамики проблемы клиента. При этом рекомендуется для начала воздерживаться от исследования предшествующей жизни пациента, начиная с его детства и первого семейного окружения, т.е. начиная с генетической сцены невроза. Примерно в 70% случаев во время первого ознакомительного сеанса удается выделить столь важную запускающую ситуацию.
Структура индивидуального сеанса по методу символдрамы. Правилами проведения сеанса символдрамы определено: 1. Сеанс символдрамы начинается с предварительной беседы, в ходе которой обсуждается актуальное состояние клиента, его самочувствие. Каждый раз, за исключением первого сеанса, обсуждается рисунок, который клиент должен нарисовать в период между сеансами. Рисунок соответствует любому эпизоду, представленному в ходе работы. Еще один момент обсуждения, какие-то воспоминания клиента, относящиеся к определенным периодам детства. Предварительная беседа длится от 5 до 15 минут. 2. Индукция на расслабление. Здесь используется техника, близкая к первым двум ступеням аутогенного тренинга по И. Х. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. Индукция на расслабление длится от 3 до 5 минут. 3. Представление образа по предложенной теме /мотиву/ осуществляется в состоянии расслабления. Представляя образ, клиент рассказывает психологу о том, что ему представляется, и о своих переживаниях. Психолог как бы “сопровождает” клиента в его образах, что внешне выражается в “угу-поддерживаниях”, перефразировании описаний, данных клиентом. Психолог задает вопросы о деталях и свойствах образа, сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов. Для того чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности клиента, суггестивное воздействие в символдраме не допускается (или в соответствии с требованиями отдельных мотивов строго дозируется). В частности, вопросы, задаваемые психологом, должны быть открытыми, т. к. уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: “Этот луг большой? ”, что уже предполагает ожидание определенного ответа, следует спрашивать: ”Какого размера этот луг? ”. Длительность представления образов зависит от возраста клиента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35-40 минут. 4. Обсуждение образа после его представления проводится на уровне эмоционального переживания. Клиента спрашивают о том, что было самым приятным, ярким, неожиданным, и наоборот, что было воображаемым, а что реальным воспоминанием. Уточняются какие-то конкретные детали образа и то, что произвело наибольшее впечатление. Во время беседы не проводится никакой интерпретации или анализа, даже если клиент об этом просит. Заключительное обсуждение длится 5-10 минут. Здесь также важно подчеркнуть, что на следующей встрече с пациентом рекомендуется проводить обсуждение предыдущего сеанса. Бывают случаи, когда необходимо уделить обсуждению предыдущего сеанса большое количество времени, весь сеанс, а может быть и следующий. Пример. Клиент- мужчина 23-х лет после представления образа по мотиву “опушка леса” нарисовал рисунок. На нем он нарисовал представленное им животное, вышедшее из леса. Таковым была медведица, находящаяся в низком стеклянном барьере овальной формы. Обсуждение рисунка заняло весь сеанс. В ходе обсуждения пациент сообщил, что стеклянный барьер для него ассоциируется с его проблемой со зрением. Клиент рассказал, что в очках он менее привлекателен, поэтому и не любит их носить. В то же время он соглашался, что тем самым вредит собственным глазам, собственному здоровью. В дальнейшем пациенту удалось избавиться от этого комплекса. В качестве домашнего задания клиента просят нарисовать рисунок, написать протокол увиденного в образе, это одно из средств, которое способствует достижению результата. В ходе прописывания человек заново что-то переживает, анализирует, и порой, даже вспоминает важные детали, которые он упустил из внимания в ходе самого сеанса. Как показывает практика, особенности ведения протоколов клиентом отражают и динамику психотерапии в целом. Зачастую, в ходе первых сеансов. Пример: пациент – мужчина, 21 год. В начале терапии очень сухо, сжато и коротко писал протоколы. В ходе терапии значительно изменились как рисунки клиента (пациента), так и содержание, и внешний вид протоколов. Когда на одном из сеансов перед образом “куст розы” пациент рассказал о том, какие женщины ему нравятся, и что он считает в них привлекательным, пациент не мог четко выразить свои предпочтения. К следующему сеансу как обычно он принес рисунок и протокол. Начало протокола полностью соответствовало рассуждениям клиента на сеансе, а именно начинался фразой: “ Четких предпочтений и определенного типа женщин у меня нет». Однако заканчивался протокол словами: «наиболее привлекательными для себя считаю женщин с таким-то... цветом волос, с таким-то... цветом глаз, с таким-то... ростом, таким-то объемом груди». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы