Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Импрессионизм и постимпрессионизм



 

Рис.7. “Э. Дега Голубые танцовщицы”

Рис.8. “Писарро. Большой мост, Руан. 1896 г.”

Основные категории

Абстракционизм(от лат. abstracio – отвлечение) – направление в искусстве XX в.; творческий метод абстрактного (беспредметного, нефигуративного) искусства, прежде всего живописи, отказавшегося от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма изложил В.В. Кандинский в книге " О духовном в искусстве" (1910 г.). К тому же периоду относится создание первых абстрактных произведений. Развивался по двум основным направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний и создание геометрических абстракций.

Отказавшись от использования изобразительных принципов, присущих живописи как виду искусства, абстракционизм абсолютизировал эстетическую значимость цвета и формы, добиваясь художественного эффекта только на основе организации их композиций. Тем самым он уводил живопись в область чистого эстетства, недопустимо сузил задачи и функции (прежде всего социальные) искусства. Негативная роль абстракционизма проявилась и в том, что, сняв фактически критерий художественного мастерства, он открыл путь в искусство людям, далеким от него. Собственно живописные находки абстракционизма (в области гармонизации цвета и формы) активно используются сегодня художниками самых разных направлений, а также в дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кино, на телевидении.

Авангардизм (франц. avant – gardisme) – движение в художественной культуре ХХ в. Тесно связан с модернизмом. Принципы авангардизма восприняли такие литературно-художественные течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадизм, сюрреализм.

Ампир (от франц. empire, букв. – империя) – стиль в архитектуре и искусстве трех первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Первоначально ампир сложился во Франции на рубеже XVIII–XIX вв. в недрах классицизма. Ориентировался на образцы античного искусства. Отсюда – монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.д.). Ампир впитал в себя отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т.д.). В России стал выразителем идей независимости и величия Российской империи, что проявилось в градостроительных ансамблях.

Гиперреализм (англ. hyperrealism – сверхреализм) (или фотореализм) – художественное движение, возникшее в конце 60-х гг. XX в. в США и распространившееся в европейских странах; проявил себя прежде всего в живописи (Э. Уорхол и др.), имитирующей характерные свойства фотографии: автоматическую визуальную фиксацию зримого мира, документальную точность, цвет, фактуру и иные внешние признаки фотографического изображения. Основные темы гиперреализма – предметно-товарная среда капиталистического города, его улицы, витрины, реклама, сверкающие разноцветным лаком автомобили (работы Ч. Кло­у­за). Главное содержание полотен гиперреализма – изобразительная констатация потребительского мира с его богатством и бесчеловечностью, утверждение этого мира как истинного, не подлежащего никаким изменениям. Изобразительная форма гиперреализма, сложившаяся под воздействием средств массовой коммуникации, способна дать только статическую визуальную информацию о предмете, исключает про­ник­но­вение в движение жизни, во взаимосвязь явлений.

Дадаизм – сложившееся в 1916 – 1922 гг. модернистское литературно-художественное течение. Возникло в Швейцарии в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей первую мировую войну как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а человеческие разум, мораль, эстетику – как их лицемерную маскировку. Конкретные методы его проявления нередко сводились к разного рода эпатированным выходкам (псевдотехническим чертежам, заборным каракулям, комбинациям случайных предметов, коллажам и т.п. В 20-х гг. во Франции он слился с сюреализмом, в Германии – с экспрессионизмом. Дадаистские методы комбинаций " готовых" предметов стали в середине 20-х гг. ХХ столетия источником поп-арта.

Декадентство (от позднелат. decadentia – упадок) – общее обозначение кризисных явлений в духовной культуре конца XIX – начала XX в., отмеченных настроениями неприятия жизни, безнадежности, индивидуализмом. Декадентство выступает как характерное явление времени и не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному направлению духовной жизни. Умонастроения декадентства затронули значительную часть творцов разных эстетических ориентаций. Наиболее отчетливо мотивы декадентства проявились в поэзии символистов. В России на рубеже XIX–XX вв. декадентство нашло отражение в творчестве так называемых старших символистов: Н. Минского, Ф. Сологуба, а также в ряде произведений Л. Андреева.

Импрессионизм (от франц. impression – впечатление) – направление в изобразительном искусстве, литературе, музыке и художественной фотографии конца XIX – начала XX в. Сложилось во французской живописи в 60–70 гг. XIX в. (название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина К. Моне " Впечатление. Восходящее солнце" ), объединив группу художников-но­ваторов: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега, О. Ренуар и др.

Опираясь на традиции реалистической живописи, импрессионисты противопоставили условности салонного искусства красоту повседневной жизни, праздничной в их восприятии. В излюбленных ими жанрах – пейзаже, портрете, многофигурной композиции – они стремились передать свои мимолетные впечатления от окружающего мира. Вглядываясь в природу, высветляя колорит, пользуясь разнообразной техникой мелких, точечных мазков с богатством полутонов, цветных теней и делением цветов, импрессионисты сумели передать непостоянство оптического впечатления, его мимолетность, что подчеркивалось неровностью поверхности самой живописи, " смазанностью", нечеткостью контуров и фрагментарностью композиции (принцип " кадра" ).

Креоционизм (от лат. creatio – сотворить) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий – иудаизма, ислама, христианства.

Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок и cultura – возделывание, обработка, воспитание, развитие) – разновидность культуры общества XX в. (синонимы на Западе: популярная, или поп-куль­тура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая куль­тура и т.д.). В отличие от элитарной культуры, ориентированной главным образом на избранную, интеллектуальную публику, массовая культура сознательно создает и ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на " усредненный" уровень развития массовых потребителей. Главным каналом распространения массовой культуры служат средства многотиражной коммуникативной техники (книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, телевидение, видео- и звукозаписи). По преимуществу коммерческая и утилитарно-развлекательная направленность массовой культуры предполагает использование ее как средства воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип, для охранительных целей – идеализации существующих институтов и порядков, пропаганды западного образа жизни.

" Модерн" (франц. moderne – новейший, современный), стилевое направление конца XIX – начала XX вв. В архитектуре представители " модерна" использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный декор для создания индивидуальных зданий (Х. ван де Велде, в Бельгии, А Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотландии и др.). Путем стилизации органически усваивал черты искусства различных эпох и стилей, в образцах архитектуры прошлого. Целью архитектора, художника, скульптора становилось создание синтетического, цельного произведения искусства. Представителями этого стиля в России были архитектор Ф.О. Шехтель, художники А.Н. Бенуа, М.А. Врубель, К.А. Сомов и др.

Модернизм (франц. modernisme, от moderne – новейший, современный), общее обозначение явлений искусства и литературы ХХ столетия, отошедших от традиций внешнего подобия и утверждавших новый подход к изображению бытия. Тенденции модернизма получили развитие в целом ряде направлений и течений – кубизм, экспрессионизм, фовизм, " русский авангард" 1910-х гг., сюрреализм, примитивизм и др.

Оп-арт – авангардистское течение в изобразительном искусстве, одно из поздних модификаций абстрактного искусства. Восходит к так называемому геометрическому абстракционизму. Основоположником оп-арта считают В. Вазарели. Ритмические композиции геометрических фигур, линий и цвета создают иллюзию движения, Их можно рассматривать, с одной стороны, как неоавангардистскую разновидность абстрактного искусства, с другой, – в прикладном и оформительском искусстве, в промышленной графике, плакате как чисто декоративный эффект.

Поп-арт (англ. pop art – общедоступное искусство) – одно из течений в искусстве модернизма. Возникло в 50-х гг. XX в. в США и Великобритании первоначально в живописи и скульптуре, претендуя заменить непонятный массовым зрителям абстракционизм " новым реализмом", а затем распространилось на другие сферы буржуазной массовой культуры.

Постимпрессионизм (от лат. post – после импрессионизма) – общее название течений в живописи конца XIX – начала XX в., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Воспринял от импрессионизма чистоту и звучность цвета. Постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К постимпрессионистам относят П. Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Ло­трека, неоимпрессионистам – Ж. Сера, П. Синьяка и др.

Постмодернизм –этап развития западной культуры второй половины XX в., т.е. культуры постиндустриального, информационного общества. В 70-е гг. триумфально входит в моду (кн. Лиотара " Состояние – постмодернизм" ). Постмодернизм – тип духовной художественной культуры, включающий в систему модернизма и авангарда элементы предшествующих типов культуры (барокко, классицизм, рококо). Постмодернизм делает акцент на " внутреннем опыте" индивида, который мистически трактуется в его " религиозном обновлении" как якобы основном условии формирования у человека " подлинных потребностей", " новой чувственности" и создания таким путем " свободного" общества. При этом размывается грань между эстетическим и неэстетическим, прекрасным и безобразным, искусством и неискусством, интеллектуальным и профессиональным. Через центральную фигуру постмодернизма " япи" (молодой горожанин-профессионал) создается идеал преуспевающего человека быстрого финансового успеха, подчиненного моде, а не высоким принципам.

В искусстве постмодернизма делается попытка связать элементы элитарной и массовой культуры в новый тип культуры конца второго тысячелетия.

Регионализм (от лат. regionalis, анг. regional – местный), течение в американской живописи 1930-1940 гг. Изображая типичные сцены из истории и быта США, характерные американские ландшафты, художники придавали формам элементы острой выразительности и примитивизма или холодно-отвлеченной застылости, как, например, в произведениях Г. Вуда.

Романтизм (фр. romantisme) – идейное и художественное движение в европейской культуре, охватившее все виды искусства и науку, расцвет которых приходится на конец XVIII – начало XIX в. Романтизм был порожден совокупностью социально-исторических и внутрихудожественных причин. Важнейшей из них было воздействие нового исторического опыта, который принесла с собой Великая французская революция. Романтики рассматривали искусство как сферу раскрепощения многообразных способностей личности, ее свободной и непринужденной самореализации. Идеи романтизма нашли продолжение в последующих художественных и эстетических течениях.

Сюрреализм (фр. surrealisme – сверхреализм) – направление в искусстве, возникшее в 20-е гг. ХХ в. во Франции. Опирается на философию интуитивизма, восточные мистико-религиозные учения, фрейдизм; многие положения теоретиков сюрреализма близки к идеям дзэн-буддизма. Своими предшественниками в истории искусства приверженцы сюрреализма считали в первую очередь немецких романтиков, ближайшими предтечами – поэта Г. Аполлинера и художника Дж. Кирико.

Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого " я" от " оков" материализма, логики, разума, морали, традиционной эстетики, понимаемых как уродливое порождение буржуазной цивилизации, закрепостившей творческие возможности человека. Подлинные " истины" бытия, по мнению приверженцев сюрреализма, скрыты в сфере бессознательного, и искусство призвано вывести их оттуда и выразить в художественных произведениях. Основа творческого метода сюрреализма, по определению Бретона, " чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно или любым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений".

Экология культуры(от греч. oikos – дом, родина, logos – учение, слово) – понятие, относимое до недавних пор к природе и связанному с ней образу жизни людей. Переносится сегодня на отношение к культуре и вообще к памяти, связанной с прошлым. Впервые выделяя в экологии культуры два раздела – экологию биологическую и экологию культурную, академик Д.С. Лихачев убедительно обосновывает такое членение понятия: " Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности".

Эклектизм (эклектика), в архитектуре и изобразительном искусстве использование различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, древнерусского, классицизма и др.). Оказал влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля " модерн".

Экспрессионизм ( от лат. expressio – выражение), направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. Отсюда деформация мира, гротескная изломанность, иррациональность образов, чувство тревоги и одиночества человека.

Этногенез – процесс от возникновения этноса до его распада.

Вопросы для самоконтроля

1. 1.Сформулируйте новые тенденции в развитии культуры романо-гер­ман­ской цивилизации.

2. 2.Какие новые художественные стили и течения в Западной Европе появились в XIX столетии?

3. 3.Почему реализм XIX в. приобрел критическую направленность?

4. 4.Правомерно ли Россию считать особым типом цивилизации?

5. 5.Как русские мыслители XIX в. определили истоки и причины становления русского национального самосознания?

6. 6.Как соотносятся между собой Запад и Россия? Попробуйте рассмотреть эту проблему на основании точек зрения А.С. Пуш­кина, П.Я. Чаадаева, Н.Я. Данилевского, западников и славянофилов.

7. 7.Существуют ли альтернативы развития человечества в условиях постиндустриального общества?

8. 8.Назовите глобальные угрозы человечеству. Каковы пути их решения и может ли современный человек им противостоять?

9. 9.Возможен ли синтез культур и цивилизаций?

 

План семинарского занятия

 

1. 1.Гуманистические традиции культуры Нового времени.

2. 2.Дискуссии о судьбах России.

3. 3.Культура ХХ столетия и будущее человечества.

Литература

 

1. 1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение здания YMKA-PRESS, 1955. М., 1990. С. 17–30.

2. 2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романско­му. 6-е изд. СПб., 1995.

3. 3. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989.

4. 4. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь / Ред. кол. Мчедлов М.П. и др.; Авт. кол. Андреев А.Л. и др. М., 2001.

5. 5. Силичев Д.А. Постмодернизм: экономика, политика, культура. М., 1998.

6. 6. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1989.

7. 7. Трофимова Р.П. Загадки цивилизаций: Учебное пособие – тестовый дискурс. М., 1999. С. 181–200; 231–251; 261–302.

8. 8. Философия: Лекции для магистрантов. М.: ФА, 1997. С. 13–65.

9. 9. Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989.

Заключение

 

Культура... есть совокупность всех исторически

вырабатываемых средств и орудий для прочного

обеспечения и всестороннего улучшения

человеческой жизни, т.е. жизни всех людей.

В.С. Соловьев

Прочитав настоящее учебное пособие, читатель познакомился в общих чертах с основными этапами развития культуры чело­веческого общества – этапами дикости, варварства и, главное, ци­вилизаций. Цивилизационный период развития и составил основу книги. Правда, за ее пределами остались такие цивилизации, как доколумбовские (американские), арабо-исламская, византийская и некоторые другие. Тем не менее читатель мог познакомиться как с доцивилизационным периодом общественной жизни на Земле, так и сравнительно небольшой по времени, но чрезвычайно важной цивилизационной эпохой, которая существует всего около 6 тысяч лет.

Если сопоставить доисторический и исторический периоды общественной жизни, то видно, как еще мало человек живет в условиях цивилизации. Но с какими трудностями он уже успел повстречаться! Преодолению этих трудностей человеку помогало его детище – культура, в которой он аккумулировал свой опыт.

На грани II и III тысячелетий нашей эры человечество снова стоит перед очередным выбором пути, по которому оно может пойти. Активное или пассивное участие в этом выборе будут принимать читатели настоящего учебного пособия. Если оно хотя бы в какой-то степени поможет им определить свою позицию, то научный редактор и автор пособия сочтут свою задачу выполненной.

 


[1][1] В ежемесячной информационно-аналитической газете " Вузовские вести (№ 22(116) ноябрь 2000 г.) опубликована рецензия профессора Л.А. Рапацкой " Наука о культуре", автор которой положительно оценила этого учебного пособия.

[2][1] Трофимова Р.П. Культурология: Теория и история: Учебник-дискурс. М., 1997. Ч. 1. С. 85.

[3][2] Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие.. 2–е изд. М., 1998. С. 9.

[4][3] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 292.

[5][4] Руссо Ж.–Ж. Юлия, или Новая Элоиза. // (Библиотека всемирной литературы – в дальнейшем БВЛ). Т. 58.. М., 1968. С. 496, 497.

[6][5] Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М., 1989. С. 18.

[7][6] Шпенглер О. Закат Европы: Пер. с нем. Новосибирск, 1993. С. 172.

[8][7] Трофимова Р.П. Культурология: Теория и история. С. 138.

[9][8] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. М., 1992. С. 435.

[10][9] Трофимова Р.П. Культурология: Теория и история. С. 125–126.

[11][10] Уайльд Оск. Стихотворения; Портрет Дориана Грея; Тюремная исповедь. Киплинг Р. //. БВЛ. Т. 118. М., 1976. С. 366.

[12][11] Данилевский Н.Я. Россия и Европа.: Взгляд на культурные и политичнские отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 6-е изд. С.-Петербург, 1995. С. 77.

[13][12] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 400.

[14][13] Шпенглер О. Закат Европы. С. 69–70.

[15][14] Шпенглер О. Закат Европы. С. 174.

[16][15] Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. Сборник. М, 1991. С. 181.

[17][16] Харизматический – богоизбранный, предназначенный свыше к власти.

[18][17] См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. С. 36.

[19][1] Тайлор Б. Первобытная культура. С.38.

[20][2] Экзогамия, запрет браков между близкими родственниками.

[21][3] Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М., 1991. С. 56, 57.

[22][4] В учебнике-дискурсе Р.П. Трофимовой " Культурология: Теория и история" на с. 106 даны другие хронологические рамки каменного века.

[23][5] Трофимова Р.П. Культурология: Теория и история. С. 108.

[24][6] Трофимова Р.П. Культурология: Т! еория и история. С. 112.

[25][7] Ясперс К. Смысл и назначение истории. С. 28.

[26][8] Ясперс К. Смысл и назначение истории. С. 28, 29.

[27][9] Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. М., 1962. Т. 23. С. 371.

[28][10] Арктида – цивилизация, якобы, погибшая в результате смещения оси Земли и ушедшая на дно Северного Ледовитого океана.

[29][11] См.: Машков О.А., Блескин Б.Н., Крылов К.П. " Философский камень" пирамиды Хеопса. // Наука и религия. 1999. № 8. С. 26-27.

[30][12] Птоломеи, царская династия, правившая в эллинистическом Египте в 305 – 30 гг. до н.э. Основана Птоломеем I (сыном Лага), полководцем Александра Македонского. В 30 г. до н.э. в период царствования Клеопатры государство Птоломеев было завоевано Римом и стало римской провинцией Египет.

[31][13] Поэзия и проза Древнего Востока. // БВЛ. Т. 1. М., 1973. С. 105.

[32][14][32][14] Поэзия и проза Древнего Востока. // БВЛ. Т. 1. С. 102, 103.

[33][15] Птахотеп, древнеегипетский архитектор, сановник, начальник всех строительных работ при фараоне Джосере. Жил около XVIII в. до н.э. в Мемфисе. Руководил строительством ступенчатой пирамиды и заупокойного храма Джосера в Саккаре.

[34][16]. Поэзия и проза Древнего Востока. // БВЛ. Т. 1. С. 95.

[35][17] Мастаба, древнеегипетская гробница, которая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичной или каменной кладкой с наклонным к центру профилем стен, с подземной погребальной камерой.

[36][18] См.: Наука и религия. 1999. № 8. С. 27.

[37][19] Трофимова Р.П. Культурология: Теория и история. С. 153.

[38][1] См.: Библия. Книги Ветхого Завета. Первая книга Моисеева. Бытие. Главы 6, 7, 8.

[39][2] См.: Трофимова Р.П. С. Культурология: Теория и история. С. 161.

[40][3] Клинопись – способ письма путем выдавливания на глине комбинаций клиновидных черточек, применявшийся в Передней Азии. Поскольку черточки знаков вдавливались прямоугольной палочкой, входившей в глину под углом, создавалось клиновидное углубление. С ускорением письма рисунки упрощались. Направление письма также менялось: сначала писали вертикальными столбцами справа налево, позже – построчно, слева направо.

[41][4] Гильгамеш, полулегендарный правитель г. Урук в Шумере (XXVIII в. до н.э.). В шумерских эпических песнях конца III – начала II тыс. до н.э. описывается его дружба с диким человеком Анкиду, странствования Гильгамеша в поисках тайны бессмертия. Легенда Гильгамеша получила распространение у хеттов, у древних племен северной Месопотамии хурритов.

[42][5] Названия планет даны в современном, не в древнеаккадском обозначении.

[43][6] См.: Трофимова Р.П. Культурология: Теория и история. С. 162.

[44][7] Поэзия и проза Древнего Востока. // БВЛ. Т. 1. С. 389.

[45][8] Мифы народов мира: В 2 т. М., 1987. Т. 1. С. 216.

[46][9] См.: Трофимова Р.П. Культурология: Теория и история. С. 77-79.

[47][10] Поэзия и проза Древнего Востока. БВЛ. Т. 1. С..315, 316.

[48][11] Поэзия и проза Древнего Востока. // БВЛ. Т. 1. С.316.

[49][1] Античная драма // БВЛ. М., 1970. Т. 5. С. 94.

[50][2] Там же. С. 83.

[51][3] Гомер. Одиссея. Глава XVII. Стих. 320–323.

[52][4] См.: Приложение 4 (публикуется с согласия его автора д.ф.н., проф. Р.П. Трофимовой).

[53][5] См.: Нечаев В.И. Элементы криптографии. (Основы теории защиты информации). М., 1999. С. 9–10.

[54][6] Гомер. Одиссея. Глава XIX. Стих. 172–175.

[55][7] См.: Гомер. Илиада. Глава XVIII. Стих. 541–572; Одиссея. Глава VII. Стих. 112–128; Глава XXIV. Стих. 205–225.

[56][8] Гомер. Илиада. Глава VI. Стих. 235; Глава XXIII. Стих. 702, 704.

[57][9] Гесиод. Труды и Дни. Стих. 21–24.

[58][10] Драконт – афинский архонт. Составил в 621 г. до н.э. свод законов, явившихся первой кодификацией афинского права. Так, к смертной казни могли приговорить не только за серьезные, но и незначительные проступки. Отсюда понятия " драконовские законы", " драконовские меры".

[59][11] Солон – афинский архонт, осуществил реформы, ускорившие ликвидацию остатков родового строя (отмена поземельной задолженности, запрещение долгового рабства, введение земельного максимума и др.). Ряд реформ Солон провел в интересах торгово-ремесленных слоев общества: унификация мер и весов, разрешение торговых сотовариществ, замена монеты. Все граждане были разделены на 4 разряда (класса) в соответствии с имущественным цензом, который определялся по количеству доходов с земли.

[60][12] Античная лирика // БВЛ. М., 1968. Т. 4. С. 131.

[61][13] Платон. Сочинения: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 279.

[62][14] См.: Библия. Первая книга Маккавейская. I. Ст. 13–15; Вторая книга Маккавейская. II. Ст. 4, 9–15.

[63][15] Альба-Лонга – италийский город, согласно легендам считался прародителем Рима.

[64][16] Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида // БВЛ. М., 1971. Т. 6. С. 123.

[65][17] Магистратура (от лат. magistratus – начальник) – в Древнем Риме высшие государственные должности, а также совокупность лиц, занимавших их (диктатор, консул, претор, цензор и т.д.).

[66][18] Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996. С. 134.

[67][19] Риторская школа (с III в. до н.э. в Древней Греции и с I в. до н.э. в Риме) – высшая гуманитарная школа, в которой молодежь готовилась к государственно-по­ли­ти­чес­кой деятельности. В школе изучались риторика, правоведение, история, литература, философия.

[68][20] Античная лирика //БВЛ. Т. 4. С. 447, 448.

[69][21] Античная лирика //БВЛ. Т. 4. С. 460.

[70][22] Евангелие от Матфея. Гл. 19. Ст. 23, 30.

[71][23] См.: Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 4-е изд., испр. и доп. М., 1986. С. 504.

[72][24] Харизматики – лица, которым приписывалось обладание особой благодатью святого духа – харизмой; они учили, проповедовали, посещали отдельные общины.

Дьякон, (от греч. diakonos – служитель) – лицо, обслуживающее текущие потребности общины, но не занимавший в них никакого официального положения.

Епископ (от греч. episkopos – надзиратель) – лицо, заведующее материальной частью, деньгами и имуществом общины. Со II в. епископы начали играть роль не только в хозяйственных делах, но и в вопросах догматики и культа.

[73][25] Принцип арианства: отрицание божественной сущности Христа, как тождественной сущности Бога-отца. Христос – человек, рожденный от смертной, умерший и вознесенный.

[74][26] Евангелие от Матфея. Гл. 28. С. 19–20.

[75][1] Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т.1. Курс русской истории. Ч. 1. М., 1987. С. 48.

[76][2] Бенедикт из Нурсии примерно в 529 г. на месте развалин языческого храма Аполлона основал сначала две церкви – Иоанна Крестителя и святого Мартина. Затем создал монастырь со своим уставом, т.е. правилами жизни монахов, положивший начало ордену бенедиктинцев. " Устав Бенедикта" прочно утвердился в Средней Европе, нашел своих сторонников в Англии и Испании, став опорой Римской церкви. В начале X в. в конгрегации бенедиктинцев было объединено свыше 200 монастырей. Немалую роль в успехе бенедиктинцев играла их культурная деятельность.

[77][3] В V в. римские епископы присвоили себе звание " папа", добились от римского императора эдикта о подчинении им других епископов. В VIII в. создание Папской области положило начало светской власти пап. С 1389 г. папу пожизненно избирает из своей среды коллегия кардиналов.

[78][4] Библия. Книги Ветхого завета: Первая книга Моисеева " Бытие". Гл. 3. Ст. 19.

[79][5]. Мистерия – театральные представления на библейские сюжеты. Миракли – религиозно-назидательные представления на тему о чуде, совершенным девой Марией или каким-либо святым.

[80][6] Средневековый роман и повесть. // БВЛ. Т. 22. М., 1974. С. 225, 226.

[81][7] Поэзия трубадуров, миннезингеров, вагантов. // БВЛ. Т. 23. М., 1974. С. 140.

[82][8]?????? ??????????, ?????????????, ????????. //???.?. 23.?. 456

[83][9] Цит. по: Григулевич И.Р. Инквизиция. 3-е изд. М., 1985. С. 365.

[84][10] Школьная драма, драматические произведения и театральное действо в средневековой Западной Европе как средство воспитания и изучения латинского языка. Явилась одной из предпосылок формирования драматургии классицизма.

[85][11] Шиллер Ф. Драмы. Стихотворения. // БВЛ. Т. 64. М., 1975. С 748.

[86][1] ??????? ?.? .???.?., 1989.?. 144.

[87][2] ??????? ?.? .???.?. 149.

[88][3] ??????? ?.?.???????: 1743–1810.?., 1985.?. 126.

[89][4]??.: ?????? ?????? .?????? ??, ????? ?????? -?? -????, 1995.?. 4–8.

[90][5] ??????? ?.? .??????? ???? ? ??????? ?????.?., 1993.?. 25–26.

[91][6]???.??: ?????? ?????? .?????? ??, ????? ?. 299, 300.

[92][7]???????? ?.?.???.: ? 2?.?., 1989.?. 1.?. 419.

[93][8] ???????? ?.?.???.?. 1.?. 234.

[94][9]??? ??.?. 48–49.

[95][10] ?????? ?.?.????.???.: ? 10?.?., 1976.?. 6.?. 360.

[96][11] ???????? ?.?.???.?. 1.?. 118.

[97][12] ?????????? ?.? .???.: ? 9?.?., 1987.?. 1.?. 65.

[98][13]??????????? ??????? ???? (XI–XVII??.).?., 1987.?. 34.

[99][14]??.: ???????? ?.?.???.?. 1.?. 71.

[100][15] ??????? ?.?.???.?. 20.

[101][16] ?????? ?.? .????.???.?. 10.?. 287.

[102][17] ?????? ?.? .????.???.?. 6.?. 360–361.

[103][18]??????? ?.?.?????? ??????? ???? /???????.?.?.???????? ? ?.?.????.?., 1990.?. 152.

[104][19]?????? ??????????? ?????????????? ? ????????????? ???????? ?? ??? ­???? ­?????? ????????? ????????? ? ?????????? ???????? ????????. 28??? 1968?.???.??: ?????????? ??????????. 1968.??????????? ??????.
?. 27.

[105][20] ????????? ?.?. ??? ?????? ? ??????? ?????: ????????? ? ???????; ??? ???? ? ????????????? ?????????; ?????? ? ?? ?????.?., 1991.?. 85.

[106][21]??.?. 237?????????? ???????.

[107][22] ?????????? ?.? .????????????? ?????? ??? ???????????? ????????.?????????? ??????? 1871?.?., 1988.?. 228.

[108][23]??????????? ??????? ????. (XI–XVII??.).?. 218.

[109][24]??? ??.?. 219, 220.

[110][25] ?????????? ?.?.????????????? ????? ?????? ??? ???????????? ????????.?. 228.

[111][26] ???????? ?.?.???.?. 2.?. 577.

[112][27] ??????? ?.?.???.?. 141.

[113][28] ?????? ?.?.????.???.?. 6.?. 361.

[114][29] ??????? ?.? .??? ?????????? ?????.?., 1989.?. 178.

[115][30] ????????? ?.?.??? ?????? ? ??????? ?????.?. 86.

[116][31]??.: ??????: ????? ?????????? ??????? ??????? ? ?????? ??????.?????? ????? ???????? "????? ".????? 3.????. 17–23.

[117][32]??.: ????????: ??????? ???????????? ??????? ???? //???.?., 1969.?. 15.?. 155.

[118][33]??????????? ??????? ????.?. 213.

[119][34]?????????? ? ?????????? ?????? ??? ??????? ??? ??????? ????????????, ??????? ????? ?????? ?????????????, ???????? ????????? ???????, ????? ?? ­??? ­???? ???? ????? -???????.

[120][35] ??????? ?.? .?????? ? ????? ???????? ??????????.?????????? ??????????????? ??????? YMCA-PRESS, 1955.?., 1990. C. 10.

[121][36] Патриаршество в России было учреждено при царе Федоре Ивановиче в 1589 г.

[122][37] См.: Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. VII. С. 64.

[123][38] См.: Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. VII. С. 66, 69.

[124][39]?????????? ?.? .????????????? ????? ?????? ??? ???????????? ????????.?. 230.

[125][40] ????????? ?.? .??? ?????? ? ??????? ?????.?. 87.

[126][41] ????????? ?.? .??? ?????? ? ??????? ?????.?. 77.

[127][42]??? ??.?. 81.

[128][43]?????? ?????? ?? ????: ? 2?.?., 1987.?. 1.?. 360.

[129][44]?????? ?????? ?? ????.?. 1.?. 470.

[130][45]?????? ?????? ?? ????.?. 1.?. 364–365.

[131][46]??? ??.?. 365–366.

[132][47]???????? ?.?.???.?. 1.?. 220.

[133][48] ??????? ?.? .???.?. 27.

[134][49]??????? ?.? .?????? ? ????? ???????? ??????????.?. 9.

[135][50] ??????? ?.? .???.?. 18.

[136][1] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. С. 12.

[137][2] Дашкова Е.Р. Записки: 1743–1810. Л., 1985. С. 127.

[138][3] Жажда познания: Век XVIII. М., 1986. С. 341.

[139][4] Кавелин К.Д. Наш умственный строй. С. 64.

[140][5] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. С. 11, 12.

[141][6] Жажда познания. С. 321, 322.

[142][7] Россию поднял на дыбы. Т. 1. С. 472.

[143][8] Соловьев В.С. Соч. Т. 1. С. 277.

[144][9] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 339.

[145][10] Соловьев В.С. Соч. Т. 1. С. 287.

[146][11] Чаадаев П.Я. Соч. С. 141.

[147][12] Дашкова Е.Р. Записки: 1743–1810. С. 126.

[148][13] Пушкин А.С. Собр. соч. Т. 7. С. 161–162.

[149][14] Жажда познания. С. 324–328.

[150][15] Там же. С. 328.

[151][16] Россию поднял на дыбы. Т. 1. С. 470.

[152][17] Соловьев В.С. Соч. Т. 1. С. 290.

[153][18] Пушкин А.С. Собр. соч. Т. 7. С. 161.

[154][19] Россия XVIII в. глазами иностранцев. М., 1989. С. 198.

[155][20] Пушкин А.С. Собр. соч. Т. 7. С. 161.

[156][21] Вслед подвигам Петровым..: Сборник. М., 1988. С. 479.

[157][22] Дашкова Е.Р. Записки: 1743–1810. С. 7.

[158][23] Жажда познания. С. 476.

[159][24] Вслед подвигам Петровым... С. 471.

[160][25] Пушкин А.С. Собр. соч. Т. 6. С. 340.

[161][26] Жажда познания. С. 480, 481.

[162][27] Там же. С. 486.

[163][28] Вслед подвигам Петровым... С. 482.

[164][29] Кириллов И.К. (1689–1737) – русский государственный деятель, обер-секретарь Сената (с 1727 г.). В 1734 г. руководил оренбургской экспедицией. Автор первого экономико-географического описания России (1727 г.); начал издание первого Атласа Всероссийской истории (1734 г.).

[165][30] Жажда познания. С. 546.

[166][31] Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. 5. С. 282–283.

[167][32] Русская проза XVIII века // БВЛ. М., 1971. Т. 63. С. 538.

[168][33] Русская поэзия XVIII века // БВЛ. М., 1972. Т. 57. С. 409.

[169][34] Там же. С. 421.

[170][35] Цит. по: Гернет М.Н. История царской тюрьмы: В 5 т. М., 1960. Т. 1. С. 245.

[171][1] Европейская поэзия XIX в. // БВЛ. М., 1977. Т. 85. С. 652.

[172][2] Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. М., 1988. С. 369.

[173][3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 10. С. 648.

[174][4] Ключевский В.О. Соч. Т. 5. С. 200.

[175][5] Валлотон. Александр I: Пер. с фр. М., 1991. С. 63, 283.

[176][6] Ключевский В.О. Соч. Т. 5. С. 208.

[177][7] Декабристы: Избранные произведения: В 2 т. М., 1987. Т. 2. С. 369.

[178][8] Лунин М.С. Письма из Сибири. М., 1987. С. 13.

[179][9] Декабристы: Избранные произведения. Т. 2. С. 382.

[180][10] Там же. Т. 1. С. 21.

[181][11] Там же. Т. 2. С. 61.

[182][12] Герцен А.И. Былое и думы // БВЛ. М., 1969. Т. 73. Ч. 1–5. С. 64.

[183][13] Там же. С. 62.

[184][14] Герцен А.И. Былое и думы. Ч. 1–5. С. 442–443.

[185][15] Кавелин К.Д. Наш умственный строй. С. 360.

[186][16] Кавелин К.Д. Наш умственный строй. С. 361.

[187][17] Соловьев В.С. Соч. Т. 1. С. 433.

[188][18] Герцен А.И. Былое и думы. Ч. 1–5. С. 468.

[189][19] Герцен А.И. Былое и думы. Ч. 1–5. С. 456, 462.

[190][20] Ростопчина Е.П. Стихотворения. Проза. Письма. М., 1986. С. 360.

[191][21] Ключевский В.О. Соч. Т. 9. С. 444.

[192][22] Кавелин К.Д. Наш умственный строй. С. 363.

[193][23] Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1990. С. 126–127.

[194][24] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 41, 42.

[195][25] Катков М.Н. (1818–1887) – русский публицист, издатель. От умеренного либерализма перешел на позиции правительственного курса, один из вдохновителей контр­реформ. Леонтьев предлагал поставить Каткову памятник на Страстном бульваре, как нашему государственному Пушкину.

[196][26] Филиппов Т.И. (1825–1899) – русский писатель-славянофил.

[197][27] Соловьев В.С. Соч. Т. 2. С. 494–495.

[198][28] Кавелин К.Д. Наш умственный строй. С. 316.

[199][29] Кавелин К.Д. Наш умственный строй. С. 315.

[200][30] Теургия (греч., букв. – божественное действие, чудо) – вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий, подчиняя своей воле действия богов и духов.

[201][31] Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

[202][32] Соловьев В.С. Соч. Т. 1. С. 30.

[203][33] Проблема изложена в ряде работ В.С. Соловьева, в т.ч. в труде " Национальный вопрос в России".

[204][34] См.: Соловьев В.С. " Неподвижно лишь солнце любви...": Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников М., 1990. С. 256.

[205][35] Наука и религия. 2000. № 4. С. 3.

[206][36] См.: Философия: Лекции для магистрантов. М.: ФА, 1997. С. 13–65.

[207][37] Там же. С. 65.

[208][38] См.: Философия. Лекции для магистрантов. С. 28.

[209][39] См.: Философия. Лекции для магистрантов. С. 37.

[210][40] Наука и религия. 2000. № 4. С. 3.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.18 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь