Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экспресс-диагностика игровой деятельности



 

Ведущим методом экспресс-диагностики является наблюдение. Воспитатель осуществляет наблюдение за самостоятельными играми детей. Результаты наблюдения за поведением ребенка фиксируются при помощи диагностической карты (Приложение 1). Наблюдение за играми детей, организуется по следующим параметрам:

· Любят ли дети играть? (стремление играть, увлеченность игрой, эмоциональный фон игры)

· Какие сюжетно-ролевые и режиссерские игры являются любимыми у детей?

· Достаточно ли детям времени, которое отводится для игры?

· С какими игрушками дети любят играть больше всего?

· Насколько продолжительны игры?

· Насколько разнообразны сюжеты игр?

· Есть ли у ребенка любимые роли? Как часто он обращается к ним? С чем связано частое обращение к этим ролям?

· Есть ли в группе дети, которые постоянно играют вместе? С чем это связано? Какие отношения сложились между ними?

· Есть ли группе дети, которые играют в одиночку? С чем это связано?

· В чем заключаются индивидуальные проявления ребенка в игровой деятельности: любит сочинять сюжеты, любит разыгрывать роли, стремится быть организатором игр?

Данные наблюдения могут быть при необходимости дополнены диагностическими ситуациями. Диагностические ситуации создаются в том случае, если необходимые для регистрации проявления детей в игре не выявляются методом наблюдения. Диагностические ситуации носят проблемно-игровой характер, основанный на задачах образовательной программы. Диагностические ситуации включаются в педагогический процесс по мере решения задач развития игровой деятельности детей.

Примеры диагностических ситуаций

Я младшая группа

Диагностическая ситуация 1. «Кукла спать хочет. Я её уложу баю-бай. И зайка спать хочет: «Уложи его»

Диагностическая ситуация 2. Включение в игру 2 взаимосвязанных ситуаций: «сварить кашу - покормить кукол»; «постирать-погладить бельё». Воспитатель подхватывает игровые действия ребёнка, затем вовлекает ребёнка в продолжение игрового действия («Я покормлю, а ты – уложи»).

Диагностическая ситуация 3. Воспитатель приписывает ответные реакции кукле, задаёт ей ответную роль. Игровая ситуация «купание куклы» За себя воспитатель говорит обычным голосом, за куклу - тоненьким. Привлекает ребёнка к выполнению игровых действий.

Диагностическая ситуация 4. Побуждать ребенка к поиску предметов заместителей при помощи проблемно-игровых ситуаций: «в кукольном уголке нет кроваток, как уложить спать кукол? » - построить кроватки из кирпичиков; «к кукле Маше пришли гости, а ложек на всех нет, где взять ложки? »

Диагностическая ситуация 5 Разыгрывание сюжетных ситуаций «Поездка на автобусе, прогулка по лесу, угощение мороженым». Включение в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами - расчёсывание расчёской, которой нет; облизывание воображаемого мороженого.

Диагностическая ситуация 6. Изучение предметного взаимодействия с детьми: Например, «Вася уже тарелку для каши приготовил. Маша положи кашу». «Серёжа нагружай кирпичики и перевози их Гале. Галя будет строить для куклы дом».

Я младшая группа.

Диагностическая ситуация 1. Ребёнок-«доктор», воспитатель приносит кукол-пациентов. Пациенты - разные: капризные, озорные, трусливые - в соответствии с личным опытом самого ребёнка. Изучается ролевое поведение «доктора». его ответные реакции.

Диагностическая ситуация 2. Воспитатель комментирует действия ребёнка: «Ты шофёр? У тебя автобус или такси? Довези меня, пожалуйста, до магазина». Пассажир разговаривает с водителем – какой марки машина, часто ли ломается, кто её чинит, куда она отправляется на ночь. Изучается способность вести ролевой диалог.

Диагностическая ситуация 3. Вспитатель подключает детей к игровому взаимодействию друг с другом. Какие ещё звери лечились у Айболита. Давай Наташа принесла… У него болит…Как Айболит жалел зверей? Изучается ролевое взаимодействие между детьми.

Диагностическая ситуация 4. Создается игровая проблемная ситуация: игрушки заболели, у мишки повязано ушко, а доктора нет: «Полечишь? » Вт, у меня и зеркальце есть (крупная пуговица, прикреплённая к резинке или баночка от крышки с детским соком и пипетка есть (счётная палочка). Изучается способность принимать роль, вести ролевой диалог с игрушкой. Использовать предметы-заместители.

Диагностическая ситуация 5. Разыгрывание бытовых и сказочных ситуаций при помощи мелкого игрового материала. Создание сюжета ведётся на основе словесного источника (использование строчек из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой, и др.). Изучается способность включаться в режиссерскую игру, придвигать игрушки и озвучивать их.

Средняя группа.

Диагностическая ситуация 1 . Воспитатель принимает на себя дополнительные роли, подключаясь к уже начатой игре ребёнка. Разыгрывает вместе с ребёнком ситуацию. Затем предлагает новую сюжетную ситуацию: «Давай, как будто нас остановил милиционер, проверить права; давай как будто я милиционер, проверяю права». Воспитатель обозначает новую игровую ситуацию, свою новую роль. Воспитатель «как милиционер» разворачивает ролевой диалог, возвращается к роли пассажира. Затем меняет роль - водитель соседней машины, разворачивает диалог. Изучается способность ребенка к смене роли по ходу игры.

Диагностическая ситуация 2 . Воспитатель вовлекает в игру разных детей, передавая им свою (дополнительную) роль: «А теперь, давайте, Маша будет пациент». Изучается способность к смене ролей в игре со сверстниками.

Диагностическая ситуация 3 . Игры-драматизации с игрушками по мотивам знакомых детям стихотворений и сказок («Девочка-рёвушка» А.Барто; «Маша обедает» С.Капутикян; «Красная шапочка» Ш.Перро; «Три медведя» Л.Толстого и др.) Воспитатель располагает игрушки на плоскости (столе, коврике, создавая ситуацию), предлагает ребёнку отгадать, из какой сказки игрушки, вспомнить или придумать, что было дальше. В процессе разыгрывания педагог пользуется ролевой и оценочной речью, подсказывает ребёнку реплики персонажей, побуждает к ролевой и оценочной речи: что сказал? Хороший или плохой? Изучается участие ребенка в режиссерской игре.

Старшая группа.

Диагностическая ситуация 1. Сначала нужно выяснить, какую сказку дети любят больше всего, а затем предложить вспомнить её вместе: сначала немножко расскажу я (воспитатель), затем Маша, затем Вася, потом опять немножко расскажу я. Задача воспитателя - передача хода пересказа от одного ребёнка к другому. Если дети испытывают затруднения - взрослый берёт ход вне очереди. Изучается способность к совместному построению игрового сюжета со сверстниками.

Диагностическая ситуация 2 . Воспитатель включает детей в игру с разными по контексту ролями: «Баба-Яга и продавец» (участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию).

Диагностическая ситуация 3. Детям (участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию) предлагается сочинить «письмо» друзьям из другого детского сада и описать, как они играют в свою любимую игру. Изучается способность самостоятельно придумать и согласовать игровой сюжет.

Подготовительная группа.

Диагностическая ситуация 1 . Воспитатель и дети садятся кружком, каждый придумывает кусочек общей истории, сколько захочет от 1-2 предложений до кусочка истории. Важно согласование замыслов. Изучаются особенности освоения сюжетосложения. (Участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию)

Диагностическая ситуация 2. Детям предлагается придумать и разыграть рассказ о том, как живущие в Цветочном городе Незнайка и его друзья решили отправиться в путешествие в Страну Дураков. Изучается способность самостоятельно придумывать, согласовывать и разыгрывать сюжет в режиссерской игре. (Участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию)

Диагностическая ситуация 3. Самостоятельные игры детей с использованием полифункционального игрового материала. возможностями для проявлений творчества. Изучается способность самостоятельно придумывать, согласовывать и разыгрывать сюжет в режиссерской игре. (Участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию)

Ребёнок, который овладел всеми видами творческих игр легко отличает учебную задачу от игровой, так как может абстрагироваться от содержания задачи и сосредоточиться на способе решения. Только «наигравшись» ребёнок начинает отвлекаться от содержания и концентрироваться на условиях, чему способствуют игры.

 

 


Приложение 1.

 

Диагностические карты

 

Особенности освоения детьми творческой сюжетной игры

1 младшая группа

 

Условные обозначения:

«Критерий» не проявляется -
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво +
«Критерий» проявляется самостоятельно С

 

 

  Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Отражает в игре бытовые действия взрослых          
Отражает в игре сюжеты сказок, стихотворений          
Передаёт в игре цепочку взаимосвязанных действий с игрушками          
Использует предметные игровые действия          
Использует действия с предметами-заместителями          
Использует изобразительные игровые действия          
Использует ролевую речь, направленную на игрушки          
Проявляет эмоциональное отношение к игрушкам          
Связывает игровые действия с конкретным образом (как мама, как доктор, как зайчик…)          
Вступает в совместную со взрослым игру на основе действий с игрушками          
Играет один (с игрушками)          
Вступает во взаимодействие со сверстником на основе действий с игрушками          

Особенности освоения детьми творческой сюжетной игры

2 младшая группа

 

Условные обозначения:

«Критерий» не проявляется -
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво +
«Критерий» проявляется самостоятельно С

 

сюжетно-ролевая игра

Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Отражает в игре бытовые действия взрослых          
Отражает в игре профессиональные действия взрослого          
Отражает в игре сюжеты сказок, мультфильмов          
Предпочтительная тематика игр          
Сюжет состоит из связанных между собой действий          
Использует предметные игровые действия          
Использует действия с предметами-заместителями          
Использует изобразительные игровые действия          
Обозначает свою игровую роль          
Участвует в ролевом диалоге со сверстниками          
Обозначает свои игровые действия          
Договаривается со сверстником о совместных действиях          
Средняя продолжительность игры (в мин.)          

Режиссёрская игра

 

  Критерии оценки   Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Отражает в игре бытовые действия взрослых          
Отражает в игре сказочные сюжеты          
Использует в игре игрушки          
Использует «одушевлённые» предметы, замещающие игрушки          
Разговаривает за игрушки          
Меняет интонацию голоса, озвучивая игрушки          
Рассказывает о происходящем в игре          
Использует звукоподражания          
Сюжетные действия взаимосвязаны          
Примерная продолжительность игры (в мин.)          

 

 

Особенности освоения детьми творческой сюжетной игры

Средняя группа

 

Условные обозначения:

«Критерий» не проявляется -
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво +
«Критерий» проявляется самостоятельно С
«Критерий» проявляется творчески Т

Сюжетно-ролевая игра

 

  Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Отражает в игре бытовые действия взрослых          
Отражает в игре трудовые процессы взрослых          
Отражает в игре сказочные события, мультфильмы          
Отражает в игре фантастические события          
Предпочитаемые темы игр          
Устойчивость игрового замысла          
Обозначает тему игры до её начала          
Обозначает роль до начала игры          
Использует смену роли во время игры (для развития сюжета)          
Создаёт обстановку для игры          
Использует предметные игровые действия          
Использует действия с предметами-заместителями          
Использует изобразительные игровые действия          
Использует действия речевого замещения («Как будто мы уже …»)          
Создаёт выразительный игровой образ          
Участвует в ролевом диалоге со сверстником          
Предпочитаемые игровые роли ребёнка          
Проявляет инициативу в придумывании игровых событий          
Действует согласованно со сверстником          
Средняя продолжительность игры (в минутах)          

 

Режиссёрская игра

 

  Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Отражает в игре бытовые действия взрослых          
Отражает в игре трудовые процессы взрослых          
Отражает в игре самостоятельно придуманные события на основе контаминации бытовых, литературных и фантазийных сюжетов          
Предпочитаемые темы режиссёрских игр          
Использует в игре игрушки          
Использует «одушевлённые» предметы, замещающие игрушки          
Разыгрывает диалоги между персонажами          
Использует средства выразительности для создания игрового образа          
Использует оценочную речь          
Объясняет происходящие в игре события          
Предпочитаемые игрушки для режиссёрскихигр          
Согласовывает со сверстником замыслы          
Проявляет активность в выдвижении игровых инициатив          
Средняя продолжительность игры (в минутах)          

 

Особенности освоения детьми творческой сюжетной игры

старшая группа

Условные обозначения:

«Критерий» не проявляется -
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво +
«Критерий» проявляется самостоятельно С
«Критерий» проявляется творчески Т

 

Сюжетно-ролевая игра

  Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Сюжеты игр разнообразны          
Проявляет инициативу в создании новых сюжетов          
Придумывает «игры с продолжением»          
Предпочитаемые игровые темы          
Устойчивость игрового замысла          
Участвует в определении общего замысла игры до её начала          
Использует разнообразные способы распределения ролей (считалки, жребий и др.)          
Создаёт игровую обстановку в зависимости от замысла          
Включает трудовую или изобразительную деятельность в создание игровой обстановки          
Придумывает по ходу игры целостные сюжетные события          
Отражает в игре самостоятельно придуманные события на основе контаминации бытовых, литературных и фантазийных сюжетов          
В игре переплетаются разные сюжетные линии (многособытийность)          
Использует предметные игровые действия и действия с предметами-заместителями          
Передаёт в игре взаимоотношения между людьми          
Создаёт выразительный игровой образ          
Использует смену роли для развития сюжета          
Определяет словесно изображаемые события и место действия          
Любимые роли ребёнка, их «ведущий» или «второстепенный» статус          
Использует разнообразные способы привлечения внимания партнёров к себе          
Согласовывает игровые инициативы с партнёрами          
Доброжелателен в игровом общении с партнёрами          
Средняя продолжительность игры (в минутах)          

 

Режиссёрская игра

  Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Участвует в индивидуальных режиссёрских играх          
Участвует в совместных режиссёрских играх          
Сюжеты игр разнообразны          
Придумывает «игры с продолжением»          
Предпочитаемые игровые темы          
Участвует в определении общего замысла игры до её начала          
Использует разнообразные способы распределения игровых персонажей (считалки, жребий и др.)          
Создает игровую обстановку          
Включает трудовую или изобразительную деятельность в создание игровой обстановки          
Сюжеты игр включают разнообразные ситуации          
Придумывает по ходу игры целостные сюжетные события          
Использует речь от имени игровых персонажей          
Передаёт в игре систему отношений между персонажами          
Использует средства выразительности для создания игрового образа          
Определяет словесно изображаемые события и место действия          
Любимые персонажи ребёнка, их «ведущий» или «второстепенный» статус          
Стремится к проявлению инициативы в организационном общении по поводу игры          
Согласовывает игровые инициативы с партнёрами          
Доброжелателен в игровом общении с партнёрами          
Средняя продолжительность игры (в минутах)          

 



Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 4258; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь