Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Важные замечания и пояснения.



1) В современных исследованиях большое внимание уделяется изучению предпосылок освоения художественной деятельности детьми - развитию сенсорных, интеллектуальных, творческих и эмоционально-эстетических способностей (во взаимосвязи). Существуют известные диагностические методики, позволяющие изучить особенности развития сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей (например, методики, разработанные под руководством Л.А. Венгера) и результаты которых также следует учитывать при трактовке данных художественно-эстетического развития дошкольников.

2) Далее представлены некоторые варианты диагностических заданий, часто используемые психологами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Мы не претендуем на «исчерпывающее» (глубокое и многостороннее изучение творческих и эстетических способностей детей). «Масштабное» изучение особенностей развития способностей следует проводить подготовленным специалистам (психологам, преподавателям изостудий, воспитателям, работающим с одаренными детьми). В этой связи напомним, что часто создатели тестов и заданий указывают: 1) о недопустимости «выхватывания» заданий из разработанной ими серии (использование только одного задания) и необходимости сопоставления результатов всех заданий для формулирования выводы о развитии детей; 2) о неправомерности не апробированного использования «школьных» тестов и заданий (прошедших апробацию применительно к школьному возрасту).

3) В связи с этим, предлагаемые далее задания являются своего рода лишь ориентирами, результаты которых могут «подсказать» направления педагогической работы. Это определило возможность дополнения некоторых показателей, не внесенных авторами диагностик в задания и «унификацию» используемой балловой системы оценки (приведение разных балловых систем разных заданий к единым баллам – 0-1-2). Это необходимо для простоты оценки результатов и сопоставления данных.

4) В последнее время особое внимание уделяется развитию (и изучению) воображения, восприятия, эстетической эмпатии, синестезии, умений восприятия выразительности форм и т.п. (О.М. Дьяченко, С.К. Кожохина, Е.М. Торшилова и др.). В современных программах и методических разработках представлены игры и упражнения, обеспечивающие развитие данных эстетических и творческих способностей. В связи с этим, возможно использование следующих диагностических методик:

 

Тестовое задание «Кто есть кто»

Разработано и апробировано Е.М. Торшиловой на основе методик для изучения форморазличения (В.Н. Ветров). Цитируется по источнику: Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика).- М.: Деловая книга, 2001.- стр.41-41.

Цель : измерение способностей опознавать выразительной формы детьми дошкольного возраста.

Условия диагностирования: проводится индивидуально.

Стимульные материалы : для каждого ребенка 10 листов бумаги размером в половину печатного листа, на каждом из которых нарисована небольшая (примерно 1 на 2 см.) фигурка неопределенной формы (см. приложение 1).

Предъявляемые задания :

Ребенку предлагается опознавать в силуэтных абстрактных фигурах характер представителей известных им профессий (повара, военного, балерины). Задание формулируется в игровой форме: злой волшебных превратил персонажей в предлагаемые детям фигуры; поясняют, что некоторые черты в фигурах напоминают представителей данных профессий и можно догадаться, кто превращен волшебников в какую фигуру.

Способы обработки и анализа материалов : фиксируются ответы на вопросы; могут фиксироваться также: интерес детей, эмоциональные проявления (протокол №).

Протокол обследования детей

Задание «Кто есть кто».

Показатели для фиксации Имена детей группы
Саша Т. Катя П.
Опознание 1 фигуры ¹
Опознание 2 фигуры ¹
Опознание 3 фигуры ¹
Комментарии (существенность доводов, развернутость) ¹
Интерес к заданию ¹
Эмоциональные проявления ¹
Средний показатель баллов

 

Тестовое задание «Малюма-Текете»

Апробировано Е.М. Торшиловой Т.В. Морозовой, А.П. Ершовой с детьми дошкольного возраста. Цитируется по источнику: Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика).- М.: Деловая книга, 2001.- стр.46.

Цель : измерение способности к синестезии детьми дошкольного возраста.

Условия диагностирования: проводится индивидуально.

Стимульные материалы : изображение двух абстрактных фигур (см. приложение 2); три пары цветных квадратов (три варианта: квадраты темно и светло зеленого цвета; розово-красного цвета; сине-голубых); мешочки (один наполнен ватой, другой – остроконечными твердыми предметами).

Предъявляемые задания :

Ребенку предъявляется изображение абстрактных фигур, предлагается догадаться

1) подобрать имена из двух лексических абстракций (Малюма и Текете) на основании особенностей из звучания («Посмотри внимательно на эти фигуры и скажи, какой из них по- твоему, больше подойдет имя Малюма, а какой – Текете? »);

2) цвета, из двух предлагаемых цветных квадратов (три варианта: квадраты темно и светло зеленого цвета; розово-красного цвета; сине-голубых) («А теперь я тебе буду давать два цветных квадратика, а ты посмотри на них и скажи, какой цвет фигурке больше подойдет. Положи соответствующий квадратик под фигуркой»);

3) мешочки из двух предлагаемых ребенку (одни наполнен ватой, другой – остроконечными твердыми предметами) («Возьми, пожалуйста, эти фигурки, потрогай их рукой и скажи, какой мешочек какой фигурке больше подойдет»);

4) «язык», на котором говорил каждая фигура из двух вариантов: «квали-вали» и «трик-трук-трак») («Ты знаешь, эти фигурки не только по-разному называются, но и говорят по-разному. Я сейчас буду говорить за них, а ты попробуй догадаться, какая фигурка как говорит»);

5) предлагается превратиться в одну, затем другую фигурку (показать, изобразить фигуры, используя особенности позы и движения) («А теперь ты мне будешь загадывать загадку. Ты будешь превращаться (показывать, изображать руками, ногами, туловищем, движением – как хочет) сначала одну фигуру, а потом - другую, а я буду угадывать, какую ты показал первой, а какую второй»).

Способы обработки и анализа материалов : фиксируются ответы на вопросы (правильные варианты ответов, комментарии); могут фиксироваться также: интерес детей, эмоциональные проявления.

Протокол обследования детей

Задание «Малюме-Текете»

Показатели для фиксации Имена детей группы
Саша Т. Катя П.
Верно подобраны имена из двух лексических абстракций (Малюма и Текете) на основании особенностей из звучания ¹
Верно подобраны цвета, из двух предлагаемых цветных квадратов (три варианта: квадраты темно и светло зеленого цвета; розово-красного цвета; сине-голубых) (все три или два варианта) ¹
Верно подобраны мешочки из двух предлагаемых ребенку ¹
Верно соотнесен «язык», на котором говорил каждая фигура из двух вариантов: «квали-вали» и «трик-трук-трак» ¹
Превращается в одну, затем другую фигурку (верным считается: пластические изображения достаточно четко различаются и между собой, выражают характерным особенности фигур (угловатость, резкость Текете и округлость, мягкость Малюмы) ¹
Интерес к заданию ¹
Эмоциональные проявления ¹
Комментарии ¹
Средний показатель баллов

 

Тестовое задание «Царевичи»

(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Варианты заданий представлены в пособиях: Е.М. Торшиловой Т.В. Морозовой. Цитируется по источнику: Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика).- М.: Деловая книга, 2001.- стр.62; «Как провести педагогическую диагностику ребенка 3-7 лет: Методические рекомендации / Составители С.С. Белых и др.- Сыктывкар, 2003.- стр.61-62.

Цель : измерение способности воспринимать и создавать выразительность художественной формы детьми дошкольного возраста.

Условия диагностирования: проводится индивидуально.

Стимульные материалы : два черно-белых контурных изображения (иллюстрирующих один и тот же эпизод сказки) (иллюстрация к сказке из книги «Двенадцать царевен и другие сказки»/ Пер. с румынского. – Бухарест, 1981); цветные карандаши (возможно использование акварели, мелки, фломастеры).

Предъявляемые задания :

Ребенку предъявляется два черно-белых контурных изображения, последовательно зачитываются небольшие отрывки, предлагается их раскрасить («Ребята, сегодня вы будите выступать как художники. Которые делают рисунки к книжкам. Мы с вами сделает рисунки к сказке вот из этой книжки. Поскольку контуры уже сделаны, вы будите работать только с цветом. Сейчас я прочитаю первый отрывок сказки «царевич-везучий охотник», а вы сделаете к нему рисунок. Потом я прочитаю вам второй отрывок, и вы сделаете второй рисунок. Постарайтесь так раскрасить свои рисунки, чтобы было понятно к какому отрывку сказки относиться каждый рисунок».

Отрывки не являются текстом сказки, но построены на их основе, должны быть 1 текст - ярко выражать атмосферу радости, счастья, безмятежности, доброты; второй – передает неприятную, тревожную ситуацию, горе, тоску, печаль.

Вариантами рисунков могут быть 1) с изображением главного персонажа в разных эмоциональных проявлениях; 2) одинаковые рисунки с изображением нейтрального состояния (в данном случае, дети в больше мере самостоятельно ориентируются в ситуации и преимущественно цветом и внесением деталей могут передать настроение).

Способы обработки и анализа материалов : фиксируются особенности созданного образа в обоих рисунках (отличие целостного цветового образа первого и второго рисунка). Не является обязательным соотношения настроения и гаммы рисунка (для хорошего настроения - теплых, для грустного - холодных). Также могут фиксироваться: использование «говорящих» деталей в рисунке; интерес детей, эмоциональные проявления, комментарии (протокол № 7).

Протокол обследования детей

Тестовое задание «Царевичи»

Показатели для фиксации Имена детей группы
Саша Т. Катя П.
отличие целостного цветового образа первого и второго рисунка и их соответствие настроению отрывка*: - яркие отличия, цветовое решение подчинено «настроению» отрывка – 2 балла**; - наблюдаются отличия в цветовом решении рисунков, изменены цвета «основных» персонажей, деталей; может сохраняться цветовое решение «не основных» деталей (облаков, травы) – 1 балл; - рисунки с точки зрения выражения отличий в цвете неотличимы 0 баллов
использование деталей, подчеркивающих настроение, характер отрывка ¹
Самостоятельность в процессе принятия задания, создания изображения ¹
Интерес к заданию ¹
Эмоциональные проявления ¹
Комментарии ¹
Средний показатель баллов
*Для оценки выполнения задания используются критерии, предложенные в пособии: «Как провести педагогическую диагностику ребенка 3-7 лет: Методические рекомендации / Составители С.С. Белых и др.- Сыктывкар, 2003.- стр.61-62. **Сцелью «унификации» показателей для оценки всех заданий используется одинаковая балловая шкала (0-1-2).

Дополнительно (при более детальном изучении развития творческих и эстетических способностей детей) можно использовать часто применяемые диагностические методики:

На развитие творческого мышления:

«Дорисовывание фигур» (Автор О.М. Дьяченко): Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычевой - М., 1996.- стр.91-93.

Варианты представлены в пособиях: Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства – СПб.: Речь, 2006196-199; Речинская Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушения слуха: Учебно-методическое пособие. М.: Владос, 1999-32-36.

Способности Варианты диагностических методик Источники
Творческие Диагностические задания и тесты, позволяющие выявить особенности развития воображения, творческих способностей Д. Гилфорда, П. Торренса, Е.Е. Туник, О.М. Дьяченко и др. («Эскизы», «Дорисовка элементов», «Кляксы», «Несуществующее животное) Е.Е. Туник Природа и диагностика творческих способностей (методические рекомендации для психологов и педагогов) - СПб, 1992 Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка» / Состав. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов и др. – Ростов–на –Дону, 2004.
Эстетические Диагностические задания, на выявление способностей опознавать выразительность формы: «Ветки», «Раковины-цветы», «Джоконда»; На развитие способности к синестезии: «Громкий-тихий», «Храбрые портные»; На развитие способности одушевления и преображения форм: «Кубики», «Клее»; На развитие способности воспринимать и создавать эстетическую выразительность художественной формы: «Пейзажи», «Матисс», задание «Царевичи»; На определение эмоционально-эстетических предпочтений: «Слова», «Бабочки», «Ван Гог» (Е.М. Торшилова). Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика).- М.: Деловая книга, 2001. «Как провести педагогическую диагностику ребенка 3-7 лет: Методические рекомендации / Составители С.С. Белых и др.- Сыктывкар, 2003.  

 

Возможные задания, позволяющие изучить особенности педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольниками, существующих в практике дошкольных образовательных учреждений.

Анкетирование родителей

Цель: выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками.

 

Уважаемый родители________________________(имя ребенка)

Просим ответить на представленные вопросы анкеты.

Ваши искренние ответы помогут наиболее глубоко изучить проблему и наметить пути совершенствования педагогического процесса детского сада.

 

1. Как Вы считаете, с какого возраста необходимо целенаправленное художественно-эстетического развитие ребенка

2. С Вашей точки зрения, художественно-эстетического развитие и образование детей, в большей мере, необходимо для (выберите более соответствующее Вашему мнению утверждение):

· развития умений чувствовать красоту, откликаться на прекрасное

· развитие способностей эстетических, эмоциональных

· развитие сенсорных и познавательных способностей

· «это досуг, развлечение»

· «ознакомление с культурой»

· способствует подготовке к школе (развивается моторика, осваивается пространство листа);

· развивает ребенка

· позволяет формировать некоторые искусствоведческие знания

· способствует овладения детьми продуктивными деятельностями (лепит, рисовать, апплицировать)

· другой вариант

3. С Вашей точки зрения, художественно-эстетического развитие и образование детей, в большей мере, должно быть направлено на (выберите более соответствующее Вашему мнению утверждение):

· развитие умений чувствовать красоту, откликаться на прекрасное

· формирование некоторых искусствоведческих знаний

· развитие интереса к искусству,

· развитие интереса к творческому досугу, ремеслам (вышивка, плетение, конструирование)

· овладение продуктивными деятельностями (лепит, рисовать, апплицировать)

· самовыражение, проявление эмоций, чувств

· опыт творчества

· опыт деятельности с разными материалами (песок, глина, сангина, уголь и т.п.), экспериментирование с ними;

· развитие некоторых качеств (самостоятельности, организованности, умения планировать деятельность)

· другой вариант

4. Какие виды детской продуктивной деятельности в большей степени интересны Вашему ребенку (пометьте символом +)? Вы считаете обязательными для посещения в дошкольном возрасте (пометьте символом v)?

· рисование

· лепка

· аппликация

· художественный труд (вышивка, плетение…)

· конструирование и дизайн

· комментарии

5. Часто ли Ваш ребенок рисует, лепить, апплицирует, конструирует? ______________

6. Часто ли Ваш ребенок обращает внимание на «красоту» в окружающем мире (природные объекты, красивые мелочи быта и т.п.)_____

7. Использует ли ребенок интересные слова (образные сравнения, преувеличения, сравнительные формы), когда видит что-нибудь красивое или безобразное (Назовите типичные или любимые)__________________

8. Как типично ведет себя ребенок, когда замечает что-нибудь красивое _________________

9. В чем проявляется стремление Вашего ребенка к красоте? ____

10. Задает ли Ваш ребенок вопросы об искусстве? просит пояснить некоторые слова (например, что такое красота? Пейзаж? Скульптура? и т.п.)? (Укажите пожалуйста как часто и в каких ситуациях )

11. Просит ли Ваш ребенок купить новые карандаши, краски, пластилин, книги с интересными иллюстрациями?

12. Какие методы активизации детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и др.) Вы считаете эффективным (пометьте символом +) и используете Вы (пометьте символом v)?

· беседы

· рассматривание каталогов, работ

· обсуждение способов создания изображения

· выставка работ ребенка

· покупка новых материалов, книжек-раскрасок, альбомов

· напоминание о соблюдении правил ими пользования

· показ способов использования материалов, инструментов

· организация экспериментирования с материалами, игры- баловства

· со-творчесоство (совместное изготовление поделок, работ)

· создание уголка для ребенка - места, оснащенного материалами

· покупка и рассматривание иллюстраций, фотографий

· экскурсии

· соревнования с старшими детьми

· похвалы и поощрения (конфеты, игрушки)

· разъяснения, что не получилось у ребенка и как можно сделать по-другому

· другой вариант

13. Когда Ваш ребенок приносит работы (рисунки, аппликации) из детского сада, кому он стремиться их показать, в чем проявляется его «гордость» или не желание показывать ____

14. Занимаетесь ли Вы каким-либо художественной деятельностью, ремеслом, «художественным досугом»?

15. Привлекаете ли Вы Вашего ребенка к Вашей деятельности, в какой форме? _____________

16. Есть ли дома коллекция детских работ? Комментарии (кто стал собирать, что представлено, как работы «попадают» в коллекцию? )? ______________________

17. Если ребенок увлекся и стал пачкать лист бумаги или «баловаться» с красками, Ваша типичная реакция____________________________

18. Назовите, пожалуйста, трудности, возникающие в процессе рисования (лепки, аппликации или конструирования) и Вашего ребенка? ___________________________________________

19. Готовы ли Вы принимать участие в как-нибудь мероприятиях, организованных в детском саду в направлении художественно- эстетического развития дошкольников (совместного с детьми изготовления костюмов, рисунков, творческих конкурсах)? Каких?

20. Сформулируйте пожелания к педагогам, ДОУ в аспекте организации, проведения, содержания работы по художественно -эстетическому развитию детей ________________.

 

Анализ планирования педагогической работы

по художественно-эстетическому образованию и развитию

Детей

Цель : выявление особенностей организации педагогического процесса по художественно-эстетическому развитию и образованию детей.

Фиксируется :

· содержание работы по художественно-эстетическому развитию и образованию дошкольников;

· единство решаемых педагогических задач в процессе организации данной работы;

· усложнение, системность и последовательность работы по данному направлению;

· адекватность целей работы, содержания, форм организации детской деятельности, возрастным возможностям;


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 2167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь