Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Линия обобщения полученных данных.



Возможно выделение групп детей, у которых наблюдается неоднозначное соотношение между освоением изобразительной деятельности и развитие эстетического восприятия, а также более частными проявлениями и показателями. Это может быть необходимой в случае осуществления углубленной работы по данному направлению (центры развития ребенка, дошкольные образовательные учреждения с приоритетным направлением художественно-эстетического развития дошкольников).

Название групп Характеристика групп
Группа «рассуждающих» Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в окружающей действительности, имею некоторые представления об искусстве (видах, жанрах), пытаются рассуждать об эстетических проявлениях (хорошие результаты по заданиям № 1, 2, 4), но не всегда, «чувствуют» красоту, эмоционально на неё откликаются (недостаточно высокие результаты по заданию №3, 5, 6, 7)
Группа «интересующихся» Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в окружающей действительности, изобразительным материалам и техникам (хорошие результаты по заданиям № 1, 4), однако, представления (задание №2) и умения «чувствуют» красоту, эмоционально на неё откликаются, не всегда развиты до высоких показателей (недостаточно высокие результаты по заданию №3, 5, 6, 7)
Группа «созерцающих» Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в окружающей действительности, «чувствуют» красоту, эмоционально на неё откликаются (хорошие результаты по заданиям №1, 3, 5, 6, 7), при этом, не всегда умеют «красиво» рисовать, не знают виды и жанры искусства и т.п. (недостаточно высокие показатели заданий № 2, 4)
Группа «деятелей-мастеров -ремесленников» Дети, которые, как правило, с удовольствием рисуют, лепят апплицируют (но в «освоенной» технике, освоенные образы); экспериментируют -манипулируют с нетрадиционными материалами (достаточно высокие показатели по заданиями № 4); но могут не «замечать» красоту в окружающем мире
Группа «творящих» Дети, стремящие к самовыражению впечатлений, эмоций; «нетипично» (по–своему) воспринимающие проявления красоты, стремящихся экспериментировать в создании образа, смешивании изобразительных техник (высокие показатели по большинству заданий) (при этом могут недостаточно владеть каким-либо изобразительным инструментом, не знать жанров искусства).

 

Замечание. Данные группы условны и их выделение не является основанием для «переучивание» ребенка. Данные проявления могут быть связаны с индивидуальными особенностями детей и требовать построения индивидуально-дифференцированного маршрута. Анализируя распределение детей по данным группам, можно определить направления расширения их эстетического опыта и подобрать более эффективные методы и приемы. Наличие в группе большого числа детей – «творцов», показывает необходимость «бережного» отношения к их мнению, использование игр, упражнений, способствующих дальнейшему развитию креативности. Большое число детей–«мастеров» определяет необходимость последовательного использование методов активизации воображения, «отхода от шаблонов», стимулирующих «творческое экспериментирование» и скорее всего на первых этапах их применения будет достаточно сложно для них. При доминировании детей-«созерцателей» следует обратить внимание на стимулирование воплощения их впечатлений в продуктивной деятельности и для начала использовать совместные формы деятельности (коллективные творческие проекты), обсуждение способов создания изображения. Для детей–«рассуждающих» и «интересующихся» уместно более активное использование специальных игровых упражнений, обеспечивающих развитие их эстетических способностей (эмпатии, ассоциированию, умений выделять выразительность формы).

При этом наряду с разным эстетическим опытом, основанием для построения индивидуального маршрута могут также являться различные показатели: пол ребенка; особенности сенсорного восприятия (кинестетики, аудиалы, визуалы); полушарная асимметрия; склонности в выборе средств и способов создания изображения («живописцы» и «графики»). Изучение последних трех оснований более глубоко может осуществлять специалист (психолог). Вместе с тем, в ряде разработок представлены варианты игр, упражнений, для построения индивидуальных маршрутов с учетом данных оснований, особенностей восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики), особенностей развития (для детей с трудностями в психическом развитии; с нормальным развитием и хорошими способностями, с проявлением одаренности).

В целом, проектируя процесс художественно-эстетического развития детей следует, учитывать следующие общие направления (и корректировать их согласно ранее представленным трем линиям (полученным на основе анализа диагностических результатов)):

Направления в проектировании процесса художественно-эстетического развития Комментарии по проектированию данного направления: возможные разделы содержания, особенности методов и приемов
Активизация проявлений эстетического отношения по отношению к окружающей действительности – провоцирование умений видеть и откликаться на проявление красоты в искусстве, предметном мире, быту, природе; проявление «эстетических деяний» (И.А. Лыкова) Ориентированность работы на становление у ребенка целостной «эстетический картины мира» (Р.М, Чумичева), становление эстетического отношения. «Насышение» педагогического процесса эстетическим началом: организации ситуаций, провоцирующих поиск прекрасного («красоты») в окружающем; активизация «эстетических деяний»; обогащение опыта совместного обсуждение эстетических проявлений и категорий, формирование и стимулирование использования детьми эстетических оценок.
Обогащению представлений об эстетических категориях; «искусствоведческие» представление (о видах, жанрах искусства, средствах выразительности; некоторых изобразительных материалах, инструментах, изобразительных техниках) – как основания для активизации эстетического интереса у детей, рассуждений по поводу «красоты», побудительного мотива к собственной творческой деятельности Интеграция данного содержания с другими содержательными направлениями. При выборе и уточнении содержания представлений ориентировка на «зону ближайшего развития» и субкультуры детей. Обогащение представлений и активизация их обобщения и применения в разнообразных ситуациях и создание ситуаций, в которых дети смогут восполнить (уточнить, расширить, освоить новые) представления. Представление содержания в интересных, доступных и целесообразных формах: беседах, совместном рассматривании каталогов, творческих проектах и т.п.  
Развитие эстетического восприятия разнообразных объектов Обогащение опыта восприятия разнообразных эстетически привлекательных объектов (произведений искусства, предметов, объектов природы) за счет «эстетизации» среды и насыщение педагогического процесса ситуациями «любования красотой». Обогащение опыта рассматривания высокохудожественных произведений, разных по стилям, жанрам, настроению; совместного обсуждения «увиденного и прочувствованного». Уместное и тактичное комментирование художественных образов, ориентировку на развитие целостного восприятия образа, «прочувстование» произведения. Использование возможностей музейной педагогики (экскурсий в музеи, галерей, выставки)
Развитие изобразительной деятельности: освоение способов и средств создания выразительного образа; опыта создания работы в различных материалах, изобразительных техниках («творческого экспериментирования»); приобретение опыта выражение внутреннего мира (впечатлений, эмоций, образов, ассоциаций), внутреннего личностного потенциала в продуктивной форме.   1)Активизация разнообразной продуктивной деятельности; прежде всего совместной со взрослым (проекты, со-творчество, дизайн помещения к празднику, костюмов к игре) и самостоятельной деятельной детей («продуктивные хобби»: вышивка, изготовление игрушек-мобиле, коллаж, коллекционирование эстетически привлекательных объектов, заполнение полуготовых фонов). 2)Соотношение обучения и творчества в процессе освоения способов создания изображения (провоцирование поиска ребенком создания изображения при «умной» и тактичной «подсказке», которая может заключаться в проблемных вопросах, создании игровых образовательных ситуации). 3) Варьирование тематики, используемых материалов и изобразительных техник, с целью обогащения опыта «творческого экспериментирования». 4) Активизации субъектных проявлений в процессе деятельности. 5)Стимулирование проявлений своего «Я» (внутреннего мира, ассоциаций, впечатлений, эмоций) в создаваемых образах за счет использования интересных темы для деятельности («Я», «Радость»), тактичного обсуждения и помощи в процессе работы и опоры на предпочтения, особенности субкультуры детей.
Развитие эмоционально-эстетических и творческих способностей 1) Использование различных игр, упражнений, направленных на развитие синестезии, умений воспринимать выразительность формы, создавать интересные образы, а также, способствующих развитие креативности. 2) Интеграция с другими содержательными направлениями (прежде всего, «близкими»: музыкальным, литературным, игровым) и использование «синтеза искусства», интеграции видов художественной деятельности. 3) Организация экспериментирования с материалами, изобразительными техниками, в процессе которого дети фантазирую, высказывают свои ассоциации. 4) Активизация творческих проявлений детей (за счет создания творческой атмосферы; признания права на собственное понимание ребенком художественного образа, проявления красоты; организации разнообразной творческой деятельности (творческих проектов, коллективных работ).
Создание адекватных целям и выявленным детским особенностям педагогических условий: Взаимодействие в родителями по данной проблеме и их более активное привлечение к процессу художественно-эстетического развития детей; Корректировка планирования на основе «подстраивания» представленного в образовательной программе содержания под возможности и «зону ближайшего развития» детей, выбор более эффективных методов и приемов, форм детской деятельности; Обогащение предметно-развивающей среды, с целью оптимизации использования её развивающих возможностей в процессе эстетического развития дошкольников 1) Определение более приемлемых и реально необходимых форм работы с родителями (и их содержания); индивидуально-дифференцированое взаимодействий с родителями, основанное на взаимоуважении, объединении усилий в целях решения общих задач и желании оптимизировать процесс художественно -эстетического развития ребенка; использование интересных (и посильных) для современных родителей форм их участия в данном процессе (Проекты: рисование по теме «Наше Хобби», презентация фотографий семейных экскурсий, дизайн костюма к празднику, выполненный совместно с ребенком). 2) Уточнение «содержательных» единиц, осваиваемых детьми и продумывание линий их усложнения (при планировании данного процесса); выбор и отслеживание их эффективности интересных форм, методов, средств работы с дошкольниками. 3) Оценка и обогащение среды группы: продумывание способов оптимальной организации уголков, сменяемости материалов; подбор необходимых материалов, при обязательном включении детей в данный процесс (обсуждение способов расположения, посильное изготовление макетов, элементов декора).

Приложение 1.

 

Стимульные материалы диагностического задания

«Повар, военный, балерина»

 

 

Приложение 2.

Стимульные материалы для диагностического задания

«Малюма Текете»

 

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. IV. Анализ и обработка данных.
  2. Анализ и интерпретация полученных результатов
  3. Базы данных. Использование ЭВМ для хранения неструктурированной (текстовой) информации. Информационно-поисковые системы.
  4. В каких случаях на дорогах, проезжая часть которых разделена линиями разметки, водители должны двигаться строго по полосам?
  5. Ввод и вывод данных. Форматы вывода.
  6. Глава 3. Результаты исследования и обсуждения полученных данных
  7. За тремя линиями тяжелого оружия были развернуты главные силы войска Дары, состоявшие из конницы, расчлененной по фронту и в глубину.
  8. ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЙМАХ (КРЕДИТАХ) ПОЛУЧЕННЫХ (ПБУ 15/2008)
  9. Концептуальная модель базы данных.
  10. Линия без потерь. Уравнения линии. Возникновение стоячих волн. Распределение напряжения и тока вдоль линии в режимах холостого хода и короткого замыкания.
  11. Линия в режиме холостого хода.
  12. Линия личного развития 3-5-7


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь