Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отечественная культура в годы перестройки.



Решающее значение для развития отечественной культуры имела политика " гласности", начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. В выступлениях партийного руководства и документах КПСС классовый подход в оценке художественного творчества с его идейной непримиримостью постепенно заменялся утверждением общедемократических и общечеловеческих принципов, " социалистическим плюрализмом", который вскоре вышел далеко за рамки " социалистического" выбора. Расцвет политики " гласности" выразился в бурном обсуждении в обществе и средствах массовой информации накопившихся за 70 лет пороков командно-административной системы социализма, во всесторонней беспощадной критике его " деформаций" в экономике, политике и духовной сфере. Лидерство в развенчании пороков сталинской модели социализма захватили " шестидесятники" - представители реформаторской части советской интеллигенции, чья мировоззренческая позиция сложилась под влиянием XX съезда. " Дети XX съезда" стали " прорабами перестройки".

На первом этапе политики " гласности" в публицистике преобладали мотивы возвращения к " подлинному социализму", " чистому ленинизму". Не случайно ведущее место заняли драматург Михаил Шатров, написавший пьесу " Диктатура совести", публицист Егор Яковлев, возглавивший газету " Московские новости", писатель-диссидент Рой Медведев, латвийский режиссер-документалист Юрис Подниекс. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение снять " с полок" фильмы, ранее запрещенные к показу. Однако вскоре процесс гласности вышел далеко за рамки заданного руководством КПСС курса демократического социализма. Особую роль в этом сыграли газеты и журналы демократической ориентации: " Аргументы и факты", " Московский комсомолец", " Новый мир", " Знамя", " Октябрь", " Дружба народов", " Огонек". Их возглавили новые главные редакторы - писатели Сергей Залыгин, Георгий Бакланов, Виктор Коротич и др. 1988 г. стал " годом толстых журналов". Их тиражи возросли в три-четыре раза и стали соперничать с тиражами газет. В течение 1987-1989 гг. эти издания познакомили читателей практически со всеми запрещенными ранее в СССР произведениями откровенно антисоциалистического характера. Увидели свет роман А. Платонова " Котлован", повести " Собачье сердце" М. А. Булгакова, " Пушкинский дом" А. Г. Битова; известнейший во всем мире роман Б. Л. Пастернака " Доктор Живаго", а также другие давно известные на Западе произведения - романы Е. М. Замятина " Мы", " Все течет" В. С. Гроссмана и др. Значительное место в периодике заняли произведения современных писателей и публицистов, посвященные критике сталинизма. Наибольшую известность среди них приобрели повести Валентина Распутина и Виктора Астафьева, романы Чингиза Айтматова и Владимира Дудинцева, Даниила Гранина и Анатолия Рыбакова. В 1989 г. журнал " Новый мир" начал публикацию знаменитых романов А. И. Солженицына " Раковый корпус", " В круге первом", " Архипелаг ГУЛАГ".

Поток публикаций расширял пространство " гласности" и одновременно в нем стали проявляться два направления. Наряду с либерально-демократическим течением набирали силу издания консервативного, так называемого национально-патриотического направления. Центрами " духовной" оппозиции западному влиянию стали журналы " Наш современник" и " Молодая гвардия", " Роман-газета", партийные газеты " Правда" и " Советская Россия". Среди лидеров этого движения наибольшим влиянием пользовались писатели Ю. В. Бондарев, В. Г. Распутин, В. И. Белов, художник Илья Глазунов. Интеллигенты-патриоты решительно заявили об оппозиции по отношению к " перестроечным" журналам и начале " гражданской войны" в литературе. В ходе развернувшейся широкомасштабной полемики между " демократами" и " патриотами" антисталинский заряд публицистических выступлений (Игорь Клямкин, Отто Лацис, Николай Шмелев и др.) перерастал в антикоммунистический. Речь шла уже не о критике системы, а о невозможности ее трансформации.

В рамках " открытости", объявленной партийным руководством в художественном творчестве, налаживались контакты с Западом. После 1988 г. стали широко развиваться культурные, научные и образовательные обмены. Советские граждане получили широкие возможности для выезда за рубеж. " Железный занавес", долгие годы отделявший СССР от остального мира, наконец-то рухнул. Одновременно в нашу страну хлынул мощный поток произведений массовой западной культуры: боевики, фильмы ужасов, порнографические издания, бульварные романы и многие другие " продукты" западного " индустриального" шоу-бизнеса, пропагандирующие культ насилия и низменных удовольствий.

С 1988 г. в СССР фактически была ликвидирована цензура. Постепенно на смену диктату КПСС в науке, литературе и искусстве приходит диктат рынка, где спрос, а не качество является основным критерием оценки научного или художественного творчества.

В области образования изменения стали происходить с 1987 г. До этого времени многие провозглашаемые начинания, в том числе и широко разрекламированная программа компьютеризации школьного обучения, оставались лишь красивыми лозунгами. Школьная реформа свелась к введению 11-летнего срока обучения и частичному повышению зарплаты учителей. Выделявшиеся из общего ряда преподаватели-реформаты (В, Ф. Шаталов, Е. И. Ильин и др.) не смогли оказать реального влияния на систему обучения, которая безнадежно отставала от требований времени. Численность студентов высшей школы с начала 1980-х гг. стала сокращаться, а престиж высшего образования неуклонно падал. Резко понизился интерес молодежи к получению образования, особенно по техническим специальностям. Все это обусловило начавшуюся в 1987 г. реформу высшей школы. Ее главным направлением стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах. Устанавливались гибкие учебные планы, упор делался на самостоятельную работу студента, наконец, отменялись различные льготы и привилегии при поступлении в вузы (рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и др.). Преобразования в средней школе осуществлялись путем введения альтернативной образовательной системы. Стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, организуемые на базе общеобразовательных школ и техникумов, но разрабатывавшие свои учебные планы. В этих учебных заведениях, как правило, вводились нетрадиционные предметы, учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин.

Следующим шагом в реформе школы и вузов было решение о создании в стране системы непрерывного образования, что вылилось в 1988 г. в реорганизацию органов управления образовательными учреждениями. Во главе системы стоял Госкомитет по народному образованию. Однако эта верхушечная реорганизация не имела каких-либо реальных результатов.

Советская наука переживала сходные проблемы. Если прикладные отрасли научных знаний в 1985-1991 гг. получили некоторое развитие, поскольку повысилась потребность в конкретных технических разработках как в государственной, так и в негосударственной сфере экономики, то фундаментальные науки, которые всегда были гордостью нашего Отечества, оказались в крайне тяжелом положении. Вторая половина 1980-х гг. стала временем больших кадровых потерь в научных коллективах страны. Перед учеными открылась легальная возможность получить работу за рубежом, где авторитет советской научной школы был весьма высок. Период перестройки стал периодом значительной " утечки мозгов" на Запад. Сокращение научного потенциала происходило также и за счет оттока ученых в другие, чаще всего не связанные с наукой, сферы деятельности, в том числе в различные коммерческие структуры. Все эти явления, происходившие на фоне общего экономического кризиса и резкого снижения финансирования перспективных научно-исследовательских разработок, привели к свертыванию фундаментальных исследований в СССР.

Серьезный методологический кризис охватил общественные науки. Попытки перестроить обществоведение на основе " ленинской традиции научного поиска" потерпели неудачу. Однако политика " гласности" позволила развернуть бурные дискуссии о путях развития советского общества. Важным фактором общественной жизни в период " перестройки" стал громадный интерес к " белым пятнам" отечественной истории. Массовыми тиражами начали переиздаваться труды известных дореволюционных историков (Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова и др.). Пристальное внимание было обращено к проблемам истории советского общества. " Перестройка" вызвала крах ценностных ориентиров и социальных мифов " реального социализма", в рамках которых формировалось мировоззрение трех поколений наших соотечественников. Это положение сформировало в обществе типичное для авторитарных структур власти социальное явление - мировоззренческое иждивенчество. Однако на смену одним мифам приходили другие, что требовало от ученых-обществоведов формирования новой парадигмы (системы взглядов), необходимой для проведения дальнейших исследований и анализа прошлого. В философии, социологии, политологии наступил этап бурных дискуссий и поисков путей дальнейшего развития научной мысли.

В области литературы и искусства в период " перестройки" произошли принципиальные изменения. С одной стороны, писатели, художники, артисты, режиссеры и другие представители творческих профессий были полностью избавлены от идеологической опеки КПСС и административной цензуры. Однако, с другой стороны, они были вынуждены подчиняться законам рынка. На первое место вышли в конце 1980-х гг. проблемы финансирования искусства и творчества. Профессиональный уровень большинства фильмов, спектаклей, развлекательных эстрадных программ заметно снизился. Роль и влияние телевидения и видеопродукции, активно приспосабливавшихся к рыночным отношениям и легко " перестраивавшихся" под вкусы потребителей, значительно возросли. Электронные СМИ и низкосортная литература составили конкуренцию серьезным произведениям художественного творчества, а дешевые поделки западной массовой культуры постепенно подменили в восприятии значительной части общества подлинные образцы искусства, которые довольно быстро стали и вовсе недоступны для большинства публики. Происходило заметное снижение общекультурного уровня советского общества.

Перестройка в кино, начавшаяся с выхода на экраны ранее запрещенных фильмов (" Агония" Э. Г. Климова, " Комиссар" А. Я. Аскольдова, картины К. Г. Муратовой, А. Н. Сокурова и др.), была отмечена интенсивными творческими поисками отечественных кинематографистов. Заметным явлением стали кинопублицистика и документальное кино. " Больше света" Марины Бабак, " Власть соловецкая" Марины Голдовской, " Так жить нельзя" Станислава Говорухина явились подлинными событиями в политической жизни страны. Огромный общественный резонанс получил фильм Тенгиза Абуладзе " Покаяние" (1987). Но постепенно в кинематографе начали прослеживаться те же тенденции, что и в других сферах отечественной культуры. Вышедшие на широкий экран фильмы великих мастеров мирового кинематографа (А. А. Тарковского, Ф. Феллини, И. Бергмана и др.) уже не вызывали такого зрительского интереса, как раньше, пальма первенства перешла западным боевикам, комедиям и фильмам ужасов. Кроме того, кинотеатры не смогли конкурировать по разнообразию репертуара с видеосалонами, получившими распространение с конца 1980-х гг.

Коренным образом изменилась ситуация по отношению к Русской православной церкви. Переломом в отношении советского государства к церкви стал также 1988 г., когда Русская православная церковь официально отмечала 1000-летие принятия христианства на Руси. По всей стране стали возрождаться храмы и монастыри, закрытые еще в первые годы советской власти. Были сняты запреты на отправление религиозных культов и обрядов, на распространение религиозной литературы и религиозного обучения. Помимо христианства обрели свободу и другие традиционные мировые конфессии, прежде всего мусульманство и иудаизм. В то же время политика открытости в религиозной сфере привела к тому, что в СССР устремились сотни проповедников самого разного толка, в том числе представляющие серьезную опасность для общества. Началось массовое увлечение астрологией и оккультизмом.

Таким образом, в годы " перестройки" советское общество вступило в эпоху серьезной трансформации всей системы культурно-нравственных установок, ценностных и мировоззренческих ориентиров, которые и поныне оказывают влияние на развитие нашего общества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1437; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь