Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПЛЕМЯ БЕЛОЙ ГОРЫ.РЕЗЕРВАЦИЯ ФОРТ АПАЧИ.⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
1.Dzil igai Si'a'n Ndee - Люди Белых Гор, испанцы их называли Апачи Сьерра-Бланка. Бродили от Белых Гор на севере, через горы Хила к горам Пиналеньо на юге. Лагеря распологали вдоль ответвлений реки Хила: Ист-Форк (восточное) и Норт-Форк (северное), а также вдоль Уайт-Ривер (Белая Река), Терки-Крик (Ручей Индейки), Блэк-Ривер (Чёрная Река) и реки Хила. Была самой изолированной и восточной группой западных апачей. Сейчас является федерально признанным племенем. Также включала в себя Tca-tci-dn или Dischiidn" (Люди Красных Каменных Отложений) - группа каррисо, племя апачи-сибекью, во главе с вождём Педро. Его группа по своей воле пересилилась в Сан-Карлос в 1875 году. 2. Западная группа Белой Горы, - i; i; na'ba'ha, Laan Baaha, или i; i; na'ba'ha dine', или Много Людей Начинают Войну, в основном их называли койотеро или апачи койотеро. 3. Восточная группа Белой Горы, - Dzil Ghaa, Народ на Верхе Гор, или Dzil Nchaa Si An, - Люди Сидящие на Большой Горе, или Люди Горы Грэм. АПАЧИ СИБЕКЬЮ. Dishchi'i' Bikoh (этноним выведен из испанского) - Люди Красного Каньона. Бродили с севера от Солт-Ривер (Солёная Река), в регионе Могольон-Рим (край Могольон), на западе гор Масатсал.Сегодня все их части являются федерально признанным племенем Апачи Уайт-Майнтин (Белая Гора) в резервации Форт-Апачи. 1.Группа Каньон-Крик (Ручей в Каньоне), - Gokizhn, Люди На Верхе Покрытом Пятнами, вероятно здесь имеется ввиду гора, покрытая разбросанными кучками можжевельника. Жила вдоль Каньон-Крик, притока Солт-Ривер в регионе Могольон-Рим. Является западной группой племени апачи сибекью. 2.Группа Каррисо (Карризо) – BikohIndee -Люди Каньона с Расположенным в Ряд Белым Тростником. Жили вдоль Карризо-Крик, притока Солт-Ривер. Являются восточной группой племени апачи сибекью 3.Группа Сибекью, - Dzi gha, - Люди у Основания Горы, или Люди на Склоне Горы. Жили вдоль Сибекью-Крик, притоке Солт-Ривер, и являются центральной группой племени апачи сибекью. АПАЧИ САН-КАРЛОС. РЕЗЕРВАЦИЯ САН-КАРЛОС. Tse'ka'a'dn -Люди Прямоугольного Камня. Жили по обоим берегам реки Сан-Педро, а также в предгорьях гор Санта-Каталина около Тусона. Являются федерально признанным племенем, и ядром апачей сан-карлос, включивших также в себя часть апачей сибекью из групп каррисо, некоторых тонто апачи, липан и чирикауа. 1.Группа Апачи Пикс (Апачи Остроконечных Вершин) – Nadah Dogalnine - Люди Порченного Мескаля, или Люди Безвкусного Мескаля, другое название BichiLeheNnee - Люди Бежавшие в Горы. Жили северо-восточнее города Глоуб между Солт-Ривер и Апачи-Пикс, и далее на восток до Ishi; i; (Солт)у Солт-Ривер, между устьем Сибекью-Крик и устьем Каньон-Крик. 2. Группа Сан-Карлос - Tsandee Dot a'n - Расположенные Отдельно Рядом с Огненными Людьми, в основном назывались Tse'k a'a'dn, или Люди Прямоугольного Камня, или Настоящие Сан-Карлос, другое их название TiisZhaazheBikoh, или Люди Каньона Маленьких Тополей. Жили и занимались земледелием вдоль реки Сан-Карлос, притоке реки Хила. 3. Группа Пиналеньо, или Пинал, или Люди Пинери (исп.), или Tiis Ebah Nnee - Люди Серых Тополей на Скалах, или Люди Серых Клиновидных Тополей. Название получили от деревьев, растущих в устье реки Сан-Педро и их земледельческих хозяйств вдоль Пинал-Крик (ручей Пинал). Жили от гор Мескаль на западе, до северного края Апачи-Пикс на востоке.Также бродили на север от Солт-Ривер, и в северной и восточной частях гор Пиналеньо (горы Пинал, DziNnilchi'' Diyile'e, Гора Нагруженная Соснами), юго-восточнее реки Хила.Вместе со своими союзниками Hwaalkamvepaya Guwevkabaya, или явапаи, а также со своими родственниками аравайпа, они охотились и располагались лагерями на юго-западе гор Дриппинг-Спрингс. Их территория была севернее группы аравайпа. 4. Группа Аравайпа (аривайпа). Пима их называли -трусы, женщины. Апачское название Tsee Zhinnee, Люди Тёмных Скал, или Люди Чёрных Скал. Жили от чёрных скал в долине Аривайпа-Крик, в горах Гальюро, в горах Санта-Тереза, в горах Санта-Каталина и в горах Ринкон (ItahGos'a'n, Сидят Близко Друг к Другу), а также на южном краю гор Пиналеньо. Вместе со своими союзниками Hwaalkamvepaya Guwevkabaya, или явапаи, а также с родственниками пиналеньо, или пинал, охотились и располагались лагерями на северо-востоке гор Дриппинг-Спрингс. Tsee Zhinnee - Люди Тёмных Скал, или Люди Чёрных Скал, настоящие аравайпа, так как они численно превосходили Tse' Binest - имя данное всем аравайпа, то есть, остальных их групп - Tse' Binestie', Люди Окружённые Скалами; Dzil Dlaazhe - апачи горы Тернбулл, смешанные с Kwevekapaya (Куивекепайя, группа явапаи). ВОЖДИ. АПАЧИ БЕЛОЙ ГОРЫ. Алчисэй, род. 17 мая, 1853 года, (также известный под именем Уильям Алчисэй, Алчис, Алчиз), был вождём апачей Белой Горы и скаутом для армии США. Получил Медаль Чести за свои действия в Войнах Апачей и Войнах Явапаи. Позже стал известным скотоводом и был активен в индейских делах, совершив несколько поездок в Вашингтон. Умер 6 августа 1928 года. Байлас (также известный под именем Бэйлиш), вождь восточной группы Белой Горы.В честь его названо сегодняшнее поселение Байлас в резервации Сан-Карлос. Сейчас оно подразделено на два общества: Белая Гора; Сан-Карлос и Апачи Южные Тонто. Эш-кел-да-сила, 1850-1875 г.г.(Эскилтесела, Эскетешелау, Хаскдасила, Хашкедасилла) - Он Постоянно Сердитый, или Хеске-хлдасила, Злое Лицо. Предводитель клана Nadostusn, Люди Возвышающегося Стройного Пика. По утверждению апачей восточной группы Белой Горы был самым уважаемым и выдающимся вождём этой группы во всей её истории. Он поддерживал союзы с хопи и зуни, предложил свою землю для образования форта Апачи на территории апачей Белой Горы. С его разрешения Педро и его группа каррисо из апачей сибекью, поселились на территории его группы в резервации Форт-Апачи. Обычно его группа была недружественна к апачам сибекью из групп Мигеля, Дьябло и Педро, которые привлекались как скауты в войнах апачей в 1871 году против смутьянов из группы Эш-кел-да-сила. Полоне - в 1873 году стал после Эш-кел-да-сила предводителем восточной группы Белой Горы. Франциско - вождь западной группы апачей Белой Горы, или койотеро. ВОЖДИ СИБЕКЬЮ. Мигель, также известный, как Одноглазый Мигель или Эль-Туэрто, Эш-ке-айба, Пин-да-кисс. Предводитель доминирующего локального клана группы каррисо.В течение 1850-х и 1860-х годов наиболее известный предводитель каррисо. В 1869 году Мигель и его младший брат Дьябло наладили дружественные контакты между американцами и апачами сибекью и Белой Горы, что привело к образованию форта Апачи (первоначально, в 1870 году, Кэмп-Апачи). Он поставил своих людей для первого подразделения скаутов апачей в 1871 году. Апачи сибекью весной 1874 года вынуждены были осесть возле Кэмп-Апачи на территории апачей Белой Горы. Вскоре он был убит в ссоре с этим племенем. После этого руководство на себя взял Дьябло. Он отомстил за смерть своего старшего брата. Дьябло - Эль Дьябло - «Дьявол», Эс-ки-ин-ла, Эскинио, Эш-кен-ла -1846 - август 1880 г. После гибели от рук апачей Белой Горы своего старшего брата Мигеля в 1874 году, становится наиболее известным предводителем группы каррисо.Осенью того же года был привлечён на службу скаутом и получил звание сержанта. В январе 1876 года, он и его группа, вместе с остальными группами апачи сибекью, была вынуждена переселиться в резервацию апачей Сан-Карлос. Только группе вождя Педро было разрешено остаться в форте Апачи. Это привело к озлобленности других, и люди Дьябло, 30 августа 1880 года атаковали их вблизи форта Апачи, что привело к гибели самого Дьябло. Педро -Хаке-янил-тли-дин -1835-1885 г. Предводитель клана Tca-tci-dn(Люди Красных Каменных Отложений) группы каррисо. Во время внутрикланового конфликта в 1850-х годах, он был изгнан с Карризо-Крик предводителем Мигелем и принят великим вождём восточной группы апачей Белой Горы Эш-кел-да-сила, и через два года окончательно поселился вблизи форта Апачи. Его группа перемешалась через браки с апачами Белой Горы и поэтому классифицирована как апачи Белой Горы. Несмотря на это, они сохранили связи с группой каррисо племени апачей сибекью. Он, его заместитель Укленни, вместе с Алчисээм и Петоне, предводителями Белой Горы, 30 августа 1880 года при самообороне убили Дьябло. В отмщение за смерть Дьябло, Педро ему прострелили колени, но он выжил.Только Петоне был убит за это дело. Педро был постоянным другом американцам. Петоне -сын Педро, стал преемником своего отца в 1873 году как предводитель группы каррисо из апачей сибекью.Теперь эта группа полностью классифицируется как апачи Белой Горы. Он принял участие в убийстве Дьябло, влиятельного предводителя группы каррисо, 30 августа 1880 года. Спустя полгода, в феврале 1881-го, член группы Дьябло убил его, отомстив за смерть своего вождя. В этой схватке Алчисэй (Алчис, Алчиз) был ранен в грудь, Педро в оба колена, но оба они выжили. Капитан Чикито - предводитель группы сибекью (не путать с предводителем Чикито племени пиналеньо). Нокк-ай-дет-клинн(Нокалделклинни, Накайдолклини, Нокидокланни), что означает Пятнистый, или Веснушчатый Мексиканец. Белые называли его Бэббидиклон, Бобби-док- линни и Мэтьюз Веснушчатый Мексиканец. Предводитель группы Каньон-Крик и уважаемый знахарь среди своих людей. Устраивал танцы и утверждал, что воскресит духи двоих умерших вождей, предводителя каррисо Дьябло и Эс-ки-ол-е, предводителя собственно сибекью. В страхе восстания апачей, армия США попыталась арестовать знахаря, что привело 30 августа 1881 года к сражению на Сибекью-Крик. Армия потеряла шестерых убитыми. Знахарь, его жена и его сын тоже были убиты. Не-биг-ха-джи, также известный, как Ка-кленни и Эс-кег-ай-слоу.Брат и заместитель Нокалделклинни. После смерти брата становится предводителем группы Каньон-Крик Санчес, также известный, как Металлический Зуб или Железный Зуб. Преемник Дьябло в качестве предводителя группы каррисо.Эта группа 250 лет прожила у Карризо-Крик в 12 милях к северу от переправы Карризо. Был тесно связан с Нокалделклинни. ВОЖДИ АПАЧЕЙ САН-КАРЛОС. Касадор, или, -Касадора, Na`nt'a`ntco' - Великий Вождь, был главным вождём племени сан-карлос до того, как стал ренегатом. Эскенаспас, или Ha`cki'na'-sba's - Сердитое Указание, белые называли его Носач. Был главным вождём локальной группы в племени аравайпа. Сантос - вождь апачей аравайпа, свёкор Эскиминзина. Эскиминзин, также известный под именем Хашкебансиции, - Ha`cki'ba'i'nzi'n, или - Злой, Мужчины Стоят за Ним в Линию. Родился в 1828 году возле гор Пинал в племени пиналеньо, и через брак вошёл в племя аравайпа. Со временем стал их предводителем. Его группа и группа пиналеньо вождя Капитан Чикито, была атакована в Кэмп-Грант (бойня в Кэмп-Грант, 30 апреля 1871 года). Уильям Оури и Хесус Мария Элиас, на тот момент, обвинявшие этих индейцев в каждом ограблении на юге Аризоны, обратились к своему старому союзнику Франциско Галерита, лидеру папаго из Сан-Ксавье, помочь в их наказании. В итоге, 144 апача были убиты и ранены (почти все, кроме восьми женщин и детей), а 27 детей проданы в рабство в Мексику. Умер в 1894 году в резервации Сан-Карлос. Капитан Чигуито из пиналеньо.Остался жив после бойни в Кэмп-Грант. С остатками своей группы бежал на север и присоединился к апачам тонто и явапаи. Вместе они ходили в непрерывные рейды и сражались с американцами до 1875 года. Кульминацией этих событий была кампания Крука в Бассейне Тонто в 1872-73 годах. Талкалай (Талкали, Тауилклэй), -1817-4 марта, 1930г, в Майами(Аризона).Предводитель группы Апачи-Пикс. Был начальником скаутов для армии США под командованием Крука, Майлса. В апреле 1886 года находился во главе разведчиков, углубившихся в Мексику на 400 миль и поставивших в безвыходное положение Джеронимо.В своё время сохранил жизнь агенту Джону Кламу, застрелив собственного брата.Из-за этого впоследствии вынужден был бежать в город Маймами, Аризона.Он был другом Уайта Эрпа и посещал президента Кливленда в Вашингтоне. АПАЧИ ТОНТО. Северные Тонто. Территория от верховий реки Верде на север, в направлении гор Сан-Франиско, севернее Флэгстаффа. Подразделялись на группы. 1.Группа Болд-Маунтин, или Лысой Горы - Daszine' Dasdaaye' Indee - Люди Нависшего Крутого Гребня. Территория в основном вокруг Болд-Маунтин или Скво-Пик, на западе долины Верде, юго-западнее Кэмп-Верде. Они полностью зависели от охоты и собирательства. Формировали двуязычную смешанную группу с Wipukepa (Вайпукепа), северо-восточные явапаи. 2. Группа Фоссил-Крик (Окаменелый Ручей) - Tu' Dot izh Indee, Люди Синей Воды. Территория вдоль Фоссил-Крик, где они имели несколько крошечных земледельческих хозяйств. Также располагались лагерем в месте впадения Клир-Крик в реку Верде, северо-западнее территории группы ручья Дуба (Оук-Крик-Бэнд) и северо-восточнее горы Девушки Апачи. Они формировали двуязычную смешанную группу с Matkitwawipa(Маткитвовипа), входящих в Вайпукепа, или северо-восточные явапаи. 3. Группа Мормон-Лейк (озера Мормона) - DotizhiHaitIndee, Люди Всходящей Бирюзовой Дороги. Территория восточнее Мормон-Лейк, возле верха каньона Андерсона и бродили вплоть до южного подножья гор Сан-Франциско, на горе Элден вблизи с Флэгстаффом, вокруг озера Мормона, о зера Мэри, озера Стоунмен и озера Хэй, а также в каньонах Андерсон и Падре. Полностью зависели от охоты и собирательства, так как с севера и востока враждовали с навахо и не имели доступа к другим товарам. Только эта группа полностью состояла из тонто апачей, или собственно апачей. 4. Группа Оук-Крик (группа Ручья Дуба) - Tse' Hichii Indee, Люди Пологой Красной Скалы. Территория возле сегодняшней Седоны, вдоль Оук-Крик, Драй-Бивер-Крик (Сухой Бобровый Ручей), Вэт-Бивер-Крик (Влажный Бобровый Ручей), и на юго-западе от реки Верде между Олтнэн и Вест-Клир-Крик, восточнее озера Стоунмен и озера Мэри, и севернее озера Роджера и Флэгстаффа. Они формировали смешанную группу с Wiipukepaya (Виипукпейя) из северо-восточных явапаи. Южные Тонто. Территория в Бассейне Тонто от Солт-Ривер на юге, на север вдоль и восточнее реки Верде, включая Сьерра-Анча, горы Брэдшое и Масатсал. 1.Группа Масатсал (Мазатзал), Tse' No t izhn, Люди Линии Зеленоватых Скал.Жили в основном на восточных откосах гор Масатсал, и формировали двуязычную смешанную группу с локальными группами Hakayopa (Хакэйопа) и Hichapulvapa(Хичапулвапа), из групп юго-восточных явапаи, -Wikedjasapa(Викедхасапа) и Kwevkepaya(Куивкепайя). 2. DilZhe(Дилже) - смешанная группа - Люди с Писклявыми Голосами.Первая и наиболее важная смешанная группа, под которой подразумевались пять смешанных группы, известные, как Дилже, жившие в Сьерра-Анча и смешанные с юго-восточными явапаи из Kwevkepaya(Куивкепайя) и из двуязычной смешанной группы, известной, как Matkawatapa(Маткавэтапа). ВОЖДИ ТОНТО. ( двуязычных смешанных групп Kwevkepaya(Куивкепайя) - Тонто Апачи, или Kwevkepaya (Куивкепайя) - Пиналеньо Апачи. Делшэй (Делшай, Делше, Делшеа, Делаша), также известный, как Биг Рамп или Большой Крестец, на языке явапаи - Ва-пу-ета (Wah-poo-eta), или Вапотехе. Предводитель Куивкепайя - Тонто Апачи. Его двуязычная смешанная группа состояла из локальной группы Matkawatapa Walkamepa (Маткавэтапа Валкамепа), подгруппы явапаи-куивкепайя плюс южные тонто апачи, в количестве 200 человек. Жила в Сьерра Анча, и их западную границу формировал ручей Тонто (Тонто-Крик), а восточную ручей Вишни (Черри-Крик). Но часто они доходили до западных склонов гор Масатсал. Не путать его с Ва-пу-ета (рожд. около 1835 года). Принимал участие в убийстве лейтенанта Джейкоба Элми в Сан-Карлосе в 1873 году. После этого бежал в горы вместе с Чунтцом, Кочинээм и Чан-дейси. Был выслежен скаутами апачами во главе с Дисалином и убит 29 июля 1874 года. Его голова была доставлена в Кэмп-Макдауэлл. Одновременно с ней туда прибыли 76 его капитулировавших последователей. Ва-пу-ета (Wah-poo-eta).Предводитель большой смешанной группы, приблизительно из 750 участников -в основном куивкепайя и некоторые южные тонто из локальной группы Масатсал. Эта группа, жившая южнее гор Масатсал, считалась самой свирепой группой в Аризоне.Так как она всегда отказывалась от мирных соглашений, о ней почти ничего не известно.Убит в каньоне Кастл-Крик 15 августа 1869 года, военным отрядом из 44 марикопа и пима во главе с предводителем марикопа по имени Хуан Чивариа. Эсчетлепан (Чалипан, Ча-тле-па, Чолтипан. Военные армии США называли его Чарли Пан). Предводитель смешанной группы куивкепайя (в основном) и южных тонто из группы Масатсал (представители четырех из шести тоже смешанных групп). Его группа состояла из 100 человек. Территория на юго-западе Грин-Вэлли и юго-восточнее реки Верде, на северных склонах гор Масатсал. Постоянно атаковали район Прескотта и Викенбурга. Ашкавотил (Аскавотил, на наречии апачей - Эскавотил). Предводитель смешанной группы куивкепайя и пиналеньо апачей. Его группа, включавшая 200 воинов, бродила восточнее Черри-Крик, и далее на юг по обоим берегам Солт-Ривер, а также в горах Пиналеньо. После Ва-пу-ета (второй), был самым воинственным лидером в центральной Аризоне. Его группа была хорошо вооружена и обеспечена боеприпасами благодаря апачам из резервации форт Гудвин. Его воины совершали постоянные рейды, в том числе далеко на юг до Тусона, Сакатон, Кэмп-Грант. Ошколте (Хаскалте, Хас- кэй-а-йол-тел). Предводитель смешанной группы тонто апачи (в основном) и куивкепайя. В ней было около 70 воинов. Бродила по берегам Тонто Крик, севернее Ист-Врде-Ривер и на юг к Солт-Ривер. Ошколте был тесным союзником Ашкавотила и зависел от него и Ва-пу-ета в получении оружия и боеприпасов. Его группа жила восточнее Четырёх Пиков в горах Масатсал, возле Солт-Ривер. Убит в марте 1873 года. Нанни-чадди.Предводитель смешанной группы тонто апачи (в основном)и куивкепайя. Эта группа несла главную ответственность за атаки на пима и поселения белых вдоль Солт- Ривер и реки Хила. Группа уничтожена в так называемой бойне Скелетной Пещеры, 28 декабря 1872 года, в противостоянии с 30 индейскими скаутами и 130 кавалеристами 5-го кавалерийского полка под командованием капитана Уильяма Брауна. Было сразу убито 76 мужчин, женщин и детей; 15 скончались позже от ран. В живых остались всего 18 женщин и детей(взяты в плен). Скиитланойя (на явапаи - Скитлависиа). Предводитель смешанной группы куиевкепайя (в основном)и южных тонто апачи, в количестве приблизительно 80 человек. Эта группа жила к северу от группы Делшэя, между средней частью Ист-Верде-Ривер и верховий Тонто-Крик, севернее Могольон-Рим. Пиагонте(Пи-яа-гон-те). Предводитель смешанной группы из явапаи и тонто апачей в 1860-х и 1870-х годах. Эта группа жила в верховье Ист-Верде-Ривер, севернее Могольон-Рим. Считалось, что она несла основную ответственность за ограбления вокруг Прескотта. Натотел (Натокел или Нотокел). Предводитель смешанной группы куивкепайя и тонто апачей.Убит в июне 1873 года. ВОЖДИ ТОНТО АПАЧИ. Чунтц(Чунз).Предводитель тонто апачей. В 1873 году бежал из Сан-Карлоса вместе с Делшэем, Кочинээм и Чан-дейчи.Был выслежен и убит разведчиками апачи тонто(или Белой Горы) во главе с Дисалином, в горах Санта-Каталина, в июле 1874 года. Его голову вместе с головами последних его шести последователей, Дисалин доставил в Сан-Карлос 25-го июля. Несколько дней они красовались на плацу. Чан-Дейси, также известный, как Ши-шет. Генерал Крук называл его Джон Дэйси. Предводитель тонто апачей - являлся освобождённым от обязательств скаутом из группы Кочинэя. Сбежал вместе с Делшэем, Чунтцом и Кочинээм из Сан-Карлоса в 1873 году после убийства лейтенанта Джейкоба Элми. Убит 12 июня 1874 года индейскими скаутами, которые обезглавили его и доставили голову в Кэмп-Апачи. Кочинэй, или Жёлтый Гром. Предводитель тонто апачей. Бежал из Сан-Карлоса в 1873 году вместе с Делшэем и другими. В конце мая 1874 года был убит и обезглавлен индейскими скаутами. Его голова была доставлена в Сан-Карлос 26 мая 1874 года. Накуи-накуис.Предводитель тонто, убитый в июне 1873 года. Ба-кун, также известный, как Бакон или Бокан -Большой Рот. Имел ещё несколько имён -Эскимо-тзин, Эскиноскуин или Эскуимоскуин. Предводитель тонто-апачей, и впоследствии, с 1874 года, лидер скаутов-апачей. МЕСКАЛЕРО АПАЧИ. ПОДГРУППЫ. Натахе-нде. Испанцы называли эту группу натахе, или на-та-хэй, что означает «Люди Мескаля». Жили между Рио-Гранде и Рио-Пекос, в центре Нью-Мексико. Локальные группы бродили на юг и на восток, к западному краю Льяно-Эстакадо (Стейкт-Плейнс), Техас. Гухлкахе-нде. Испанцы звали их гуелкахенне, «Люди Равнин». Территория восточнее гор Пекос и одноимённой реки. Бродили по Высоким Равнинам от техасской пэнхэдл до долины Пекос, между Амарильо, Тукумкари, Лаббок и Льяно-Эстакадо, вдоль гор Сандия и Тьерос; западу от Санта-Фе - от каньона Ногал на север, до Лас-Вегас, Нью-Мексико; а также на юге, от гор Органа на восток до Эль-Пасо. В Оклахоме они породнились через браки с команчами. Дзитхинах-нде. Испанцы звали их чилпайнес, «Люди Горного Гребня». Жили на запад и юг от гор и реки Пекос. Бродили далеко на юг в Чиуауа и Коауилу, Мексика. Кх-лаанде, или Тслахахе-нде – «Люди Антилопы». Жили западнее Рио-Пекос у Рио-Гранде, горах, в центре и на юге Нью-Мексико, и в бассейне Тулароса. Нит-ахе-нде, или Ниит-ахе-нде - «Люди Живущие Напротив Гор», или «Земля Оленя». Жили в горах Сакраменто в Нью-Мексико, и в горах Гуадалупе, на западе Техаса. Тсехичихе-нде, «Люди с Крючковатым Носом» (возможно, Мокасин с Крючковатым Верхом). Имели несколько локальных групп. Жили в горах Гуадалупе, на границе с техасскими равнинами, а также на севере Коауилы и Чиуауа в Мексике. Тсебекине-нде, «Люди Каменного Дома».Испанцы часто называли их «агуа нуэвос» или «нортеньос».Их домашняя территория распологалась в Нуэво-Касас-Грандес, в Чиуауа. Мигрировали на север к горам Сакраменто и на юг к Агуа-Нуэво в 60 милях севернее города Чиуауа.Также вдоль Рио-Гранде, между Эль-Пасо и Охинага.Часть из них жила в горах Гуадалупе и Лимпия. Тахаанде, «Люди Гор, Простирающихся до Реки». Жили вдоль Рио-Пекос, на юге Нью-Мексико, а также на юго-западе Техаса. Та-нтсанде, «Люди Большой Воды». Когда-то являлись сестринской группой Та-нде из липан апачей. Жили в южной части центрального Техаса и на севере Коауилы. Располагались лагерем вместе с несколькими группами мескалеро. Ходили вместе с ними на равнинах в налёты, а также в охотничьи экспедиции. Затем они вошли в мескалеро, сформировав группу племени мескалеро. Та-едине-нде, «Безводные Люди», или «Жёсткие Люди Пустыни». Некогда смешались с липан апачами, которые жили на севере Коауилы и Чиуауа, и, в итоге, объединились с некоторыми группами южных мескалеро. Натахе-нде в 18 столетии распространяли своё значительное влияние на группы западных липан, особенно на Тинди-нде, Ча-шка-о-ша-уе и Та-нде. Для борьбы с общим врагом - команчами, и для защиты северо-восточной и восточной границ Апачерии против Команчерии, равнинные мескалеро ( натахе-нде, гухлкахе-нде) объединились со своими родственниками липан ( Куелкахен-нде, Те-л-ко-ндаха, Нда-уи-ко-ха, и Ша-ай-а-нде), которые жили восточнее и южнее их. ВОЖДИ МЕСКАЛЕРО. Гомес -враждебный предводитель южных мескалеро. Его племя состояло из пяти локальных групп, в целом имевшие приблизительно 400 воинов в области Биг-Бенд и за Рио-Пекос, по обеим сторонам Рио-Гранде с оплотом в горах Дэвиса. Его сегундос (заместители) были - Сигаритто, Чинонеро, Симон Породе и Симон Мануэль. Сигаррито – враждебный, но более примиренческий лидер локальной группы в горах Дэвис и низменности за Рио-Пекос. Являлся сегундо и военным предводителем вождя племени южных мескалеро Гомеса с 1840-го по 1860-е годы. Чинонеро – враждебный, но более примиренческий лидер локальной группы в горах Дэвис и низменности за Рио-Пекос. Являлся сегундо и военным предводителем вождя южных мескалеро Гомеса с 1840-го по 1860-е годы. Симон Породе. Лидер локальной группы( 1840-е по 1860 годы) на западе Техаса. Был сегундо и военным предводителем Гомеса - вождя южных мескалеро. В 1850 году контактировал вместе с Симоном Мануэлем и с гарнизоном в Сан-Элисарио на предмет заключения мирного соглашения, но, вероятно, отказался от мира под влиянием Гомеса. Симон Мануэль. Лидер локальной группы на западе Техаса, сегундо и военный предводитель Гомеса в 1840-60 годах. Марко, также известный, как Маркус. Враждебный вождь племени южных мескалеро. Его группа, насчитывавшая примерно 200 воинов, жила в области Биг-Бенд бродила по обеим сторонам Рио-Гранде от гор Гуадалупе до восточной окраины гор Дэвис и на границу Южных Равнин. Ответственен за частые ограбления на дороге Сан-Антонио и в поселениях около Эль-Пасо. Выразил желание присоединиться к мескалеро группы Сьерра- Бланка, но его просьба была отклонена, так как его группа считалась техасскими мескалеро. Эспехо (Зеркало) - враждебный вождь южных мескалеро. Его племя, возможно Тсебекине-нде (называемое испанцами Агуас-Нуэвас или Нортеньо), с несколькими локальными группами во главе с его сегундо - Николасом и Антонио, бродило между каньоном Лимпия и переправой Хорсхед на реке Пекос, а также восточнее гор Дэвис и на западе Техаса. Николас - лидер локальной группы племени вождя Эспехо, которая бродила в горах Дэвис и на восток к границе Южных Равнин. Антонио - лидер локальной группы племени вождя Эспехо, которая бродила в горах Дэвис и на восток к границе Южных Равнин. Матео - лидер локальной группы того же племени. Оставался вместе с Верансио около Собачьего каньона и в горах Сакраменто. Они считались «ненадёжными», так как, возможно, занимались рейдерством. Верансио - лидер локальной группы того же племени. Алсате, также известный под именем Арзате, Арзатти)1817-1880. Последний вождь апачей Чизос (также Чинати или апачи Рио-Гранде) - племя мескалеро в горах Дэвис, горах Чизос и в горах Чинати в области Биг-Бенд. Также бродили в Сьерра-дель-Кармен, в Коауиле, и в Сьерра-Аламос, в Чиуауа, севернее Больсон-Мапими. Был схвачен и казнён вместе со своими сегундо Колорадо и Зорильо, в Охинаге, напротив Пресидио-дель-Норте. Его люди были проданы в рабство в Мексику. Колорадо - лидер локальной группы племени апачей Чизос. Зорильо - лидер локальной группы апачей Чизос в пограничных землях Коауилы, Чиуауа и на западе Техаса. Барранкуито, также известный под именем Паланкуито.Наиболее влиятельный предводитель племени Сьерра-Бланка, которое бродило от Сьерра-Бланка на восток к Рио-Пекос. Вероятно являлся наиболее важным предводителем мескалеро в начале 1800-х годов. Когда он умер в 1857 году, его три сына, или племянника - Сантана, Кадете и Роман - взяли бразды правления в свои руки. Сантана - сын и преемник Барранкуито.С 1830-х годов являлся лидером локальной группы большого влияния в племени Сьерра-Бланка. После смерти Барранкуито, стал обладателем наибольшего авторитета среди северных групп мескалеро.Однако он избегал известности и был мало известен белым. Тем не менее, в последние годы его жизни стал стойким приверженцем белых. Умер от пневмонии в 1876 году. Кадете, также известный под именем Кадетте, «Доброволец», на апачском наречии Гиан-на-та -«Всегда Наготове» -сын и преемник Барранкуито. После Сантаны стал наиболее известным и сильным предводителем племени Сьерра-Бланка мескалеро. Был более дипломатичен, чем Сантана, также был вторым после Сантаны представителем северных групп мескалеро. Сбежал в Стейкт-Плейнс в ноябре 1863 года из Боске-Редондо вместе со своей группой. Затем продавал ворованный скот и лошадей из Мексики, напрямую или через команчерос, команчам. Был убит в мирной миссии в 1872 году. Рамон Гранде (Роман) -сын и преемник Барранкуито как предводитель локальной группы племени Сьерра-Бланка мескалеро.Был менее значительным лидером, чем Сантана и Кадете.Умер во время эпидемии 1885 года. Хосесито, также известный под именем Хосе Сито. После Барранкуито и Сантаны являлся наиболее влиятельным лидером Сьерра-Бланка мескалеро. В апреле 1852 года подписал соглашение с Калхуном вместе с незначительным лидером другой локальной группы Сьерра- Бланка, а также с вождём хикарийя апачей Чаконом. Наутзил, также известный, как Натзили, Нотзил, Наутзили, Нодзилья -«Бизон». Предводитель Гухлкахе-нде и остатков групп южных липан из северной Мексики. Переместился в резервацию в 1876 году и в 1879 стал вождём для основной массы резервационных мескалеро, включая липан. Убедил многих воинов не присоединяться к предводителию чихенне Викторио, в известной Войне Викторио. Сан Хуан - предводитель, возможно Нитахе-нде или Тсехичихе-нде. Его группа бродила вдоль Рио-Бонито, в горах Капитан и Сакраменто. Заключала союзы с восточными группами мескалеро, а также с липан апачи и некоторыми группами команчей. После ухода Сантаны и Кадете, Сан Хуан и Наутзил взяли руководство в резервации Мескалеро на себя, и Песо, сын Сан Хуана, стал последним вождём мескалеро(1849-1929). Песо, родился в горах Гуадалупе возле современного Карсбад. Его отец Сан Хуан, а мать Нагу- на-го. Его группа (нитахе-нде или тсехичихе-нде) объединялась с группой Наутзила, гулхкахе-нде, на Южных Равнинах, а также с племенем Та-нде апачей липан, во главе с Магушем, на юго-востоке Техаса и на северо-востоке Мексики.Вождь Магуш был прекрасным следопытом и служил в качестве скаута в кампаниях против Джеронимо в 1880-х годах. Магуш, Песо и Санс Пер (Бесстрашный) являлись тремя главными предводителями в резервации -Магуш для липан в Элк-Спрингс, Санс Пер для мескалеро в каньоне Тьюле, и Песо представлял группы Ринконада и Три Реки. Санс Пер (брат Песо и сын Сан Хуана). Предводитель локальной группы племени нитахе-нде мескалеро, находился в тесном союзничестве с восточным племенем мескалеро-гулхкахе-нде на Южных Равнинах и племени та-нде липан апачей на юго-востоке Техаса и на северо-востоке Мексики. Вместе со своими братьями - Песо и Кривой Шеей, а также с такими предводителями, как Шанта Бой и Большой Рот, они действовали в качестве скаутов в кампании против Джеронимо, военного предводителя и знахаря племени недни апачи чирикауа. Мучачо (Чёрный Мальчик)около 1860-1930 г. Предводитель локальной группы.Присоединился со своими воинами к чихенне Викторио. Кутбалья - военный предводитель. Был женат на дочери вождя чихенне Мангаса Колорадоса. ПОДГРУППЫ ЯВАПАИ. ЗАПАДНЫЕ ЯВАПАЙ. Часто их называли юма-апачис или апачи-юма, так как они имели тесные культурные связи с индейцами юма и мохаве. Территория на западе Аризоны и вдоль реки Хассаямпа на юго-западе Аризоны. Вилтаакерайя, или Накехилапайя - «Люди Двух Гор». Территория в горах Наркуахала и Наркевар в Пипл-Вэлли, Киркленд-Вэлли, в верховье Хассаямпа-Крик, на юге центральной Аризоны. Макведабайя – «Люди вдоль Красной Реки», или «Люди вдоль Красной Воды», то есть, имеется в виду река Колорадо.Занимались земледелием вдоль реки Колорадо, жили в Ла Пас и Кастл Доум. Накупакепайя - жили в горах севернее современного Конгресса. ЯВЕЙБ -северо-восточные явапаи и центральные явапаи. Часто их называли мохаве-апачис или апачи-мохавес. Их звали также «настоящие явапаи», так как они почти не подвергались культурному влиянию своих различных соседей. Территория в Вильямсон-Вэлли, южнее гор Брэдшое (на явапаи - грубая скалистая местность) и вдоль реки Агуа-Фриа. Явайп - жили в верхней долине Верде и окружающих горах, включая Национальный Монумент Монтесума. Хваалкиэниюпейя - территория на месе, где сейчас находится Джером, Аризона, а также на соседней горе Мингас. Матхаупепайя - населяли горы Прескотт вплоть до Кроун-Кинг и Бамбл-Би, Аризона. Викутепа, также известные, как «Люди Гранитного Пика». Жили возле современного Прескотта, включая долину Чино, Сьерра Приета и север гор Брэдшоу. Викеничапа, также известные, как Чёрная Гора или Группа Кроун-Кинг. Жили на юге гор Брэдшое в районе Викенбурга и в центральной части реки Агуа Фриа. Викукепа - северо-восточные явапаи - «Люди из подножья Красной Скалы». Их чаще всех остальных смешанных групп называли апачи-мохавес или апачи-тонто. Территория в Оук-Крик-Каньон, вдоль Фоссил-Крик, а также на Рио-Верде, в северной части центральной Аризоны. Маткитвавипа - Дотлиш-Нде -«Люди Синей Воды» - группа Фоссил-Крик, двуязычная группа северных тонто. Территория в верхней долине Верде, вдоль Ист-Верде-Ривер, Фоссил-Крик и Клир-Крик, Аризона. Виипукепайя - Тсе-хичии-нде - «Люди Пологой Красной Скалы» - двуязычная группа северных тонто Оук-Крик. Территория в области Рэд-Рок. Занималась земледелием вдоль Оук-Крик, а также собирала мескит в долине Верде. Куивкепайя - «Южные Люди». Юго-восточные явапаи или южные явапаи Их часто называли апачи тонто. Территория в южной части реки Верде, в горах Масатсал и на Солт-Ривер в горах Суеверия, а также на западе гор Сьерра-Эстрелья, включая южны и западные склоны гор Пинал, Дриппинг-Спрингс, Четырёх Пиков и Масатсал. Хваалкамвепайай. Жили в районе, начинающемся от современного Майами, Аризона, до Финикса. Валкамепа -«Люди Сосновых Гор». Территория на южных и западных склонах гор Пинал. Илихаситумапа. Территория на севере гор Пинал. Вииксхасепайа. Территория вдоль Тропы Апачей, от Финикса до Майами и дамбы Рузвельта. Амахиякпа. Территория на западной стороне гор вдоль реки Верде, севернее Лайм-Крик, известных, как горы Макдауэлла, приблизительно в 20 милях на северо-восток от Финикса. Атачиопа. Жили на западной сторон гор Черри, Аризона. Хакайопа -двуязычная группа вместе с Тсе-нотли-ишн - группа масатсал южных тонто апачи. Территория в Санфлауэр-Вэлли южнее пика Масатсал и в горах Масатсал, а также западнее форта Рено, в Бассейне Тонто в центральной Аризоне. Хичапулвара -двуязычная группа совместно с Тсе-нотли-ишн, -группа масатсал южных тонто апачи. Территория в южной части гор Масатсал и западнее Северного Пика, возле пика Масатсал. Ливилкамепа.Жили между горами Суеверия и Пинал. Маткаватапа, -двуязычная группа, происшедшая от смешанных браков между валкамепа и апачами Сьерра-Анча в центральной Аризоне. Ялеюкопа. Территория в горах Масатсал, между территориями Хакайопа и Ничапулвара. Оналкеопа. Территория в горах Масатсал, между территориями Ничапулвара и Ялеюкопа. ВОЖДИ ГРУПП ЯВАПАИ. Предводители Куивкепайя Почина. Сиголья, или Сагуилья.Ездил вместе с Джоном Кламом и вождём аравайпа апачей Эскиминзином, в Вашингтон. Секвалакавала. Вехабесува, Предводитель группы в Кровавом Бассейне. Мота, «Туман». Предводитель группы Оук-Крик. Был назначен главным вождём индейцев Верде, -толкепайя явейп, випукепа, куивкепайя и апачи тонто - в резервации Рио-Верде. Пакуала, «Высокий Человек». Текумтхэйя. Летом 1872 года увел от армии США около 200 випукепа на север своей территории и расположился отдельными лагерями в горах Билла Вильяма. Там он надеялся обменивать хавасупаям и южным пайютам оленьи шкуры на оружие и боеприпасы.Но войска при помощи скаутов уалапаи выследили их и атаковали. Большинство его людей бежало, но солдаты уничтожили их жилища и продовольственные запасы. Предводители толкепайя. Куашакама. Охатчикама, или Очикама, Очекама, А- вэй-че-ка-ма, «Ударяющий Врага Кулаком» или «Ударящий Врага».Был предводителем во время первой бойни в Скал-Вэлли Чаумасеча(Незамечающий). Пакота, или Покати, «Большой Человек».Белые звали его Хосе Коффи.Вместе с Такодава ездил в Вашингтон в 1872 году на встречу с президентом Грантом. Такодава - позже взявший имя Чарли Вашингтон. Ездил с Пакота в Вашингтон.
Предводители явейп. Хосекруа, также Хочачивака. Был убит в январе 1864 года, когда солдаты атаковали его группу явейп в форте Уиппл и убили 28 человек. Кокуанначека, «Зелёный Лист».Предводитель явапаи в горах Брэдшое и Мингас. Маква, «Перепелиный Хохолок».Предводитель Викутепа, также известная, как Группа Гранитного Пика, в горах Брэдшое и в Гранитных горах. ЧИРИКАУА АПАЧИ. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 2216; Нарушение авторского права страницы