Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Нужны ли эти игры?.. (Проверка на реальную отдачу)
В некоторых случаях игра включается в содержание тренинга как один из «основных номеров программы». В этом случае для заказчика возникает вопрос: что даст участникам эта игра? Чтобы ответить на него, исполнителю предварительно стоит продумать, а менеджеру-организатору или заказчику тренинга задать ряд конкретных вопросов: ü что даст проведение игры для реальной работы участников? ü какие профессиональные ориентиры осваиваются в игре? ü какие знания применяются, какие навыки тренируются в ходе игры? Ясные ответы на эти вопросы покажут, что именно даст игра для развития умений и навыков участников, их последующей реальной работы.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
«Наше обучение строится на интерактивных методах...»; «Эффективность обучения основана на применении интерактивных игр и упражнений...»; «Отличительная особенность наших курсов — применение современных методов интерактивного обучения...» — такие фразы можно все чаще встретить в рекламных описаниях тренинговых курсов. Что же стоит за словами «интерактивное обучение» (от англ. interactive learning)? Этот термин широко распространен в практике бизнес-тренинга и обозначает освоение опыта учеником (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии. Взаимодействии чего с чем или кого с кем? Пример. «Удовлетворенность клиентов» Идет тренинг для менеджеров по обслуживанию клиентов. Ведущий дал задание индивидуально подготовить ответы на несколько вопросов, касающихся работы с клиентами, а затем обсудить ответы в малых группах и сделать групповые презентации. Отвечая на вопросы, участники должны были прежде всего задуматься о том, кто является их клиентами, составить их перечень. (Впоследствии многие отмечали, что это уже само по себе было для них очень полезно.) Затем они провели анализ источников удовлетворенности внутренних и внешних клиентов. Продолжая эту работу, тренер дал задание подготовить краткое устное сообщение на тему: “что повысит степень удовлетворенности ваших клиентов? ”. К концу занятия участники выработали подробный перечень действий, на основе которого впоследствии был составлен план изменений в системе обслуживания клиентов компании.
Основой работы в данном случае был тот опыт, который уже имели участники. Однако в конце занятия они единодушно отметили, что многому научились, и в качестве примера называли тему «Обслуживание клиентов». Чему же научились участники, что приобрели, если источником, материалом для обучения был их собственный опыт? Что нового могло привнести в него обучение? Очевидно, структурирование, выстраивание в определенной логике — логике решения профессиональных задач (в данном случае задач работы с клиентами). Итак, источником новизны стало преобразование имевшегося опыта. Ключ, запустивший механизм переработки опыта, — вопросы ведущего. Без этих вопросов опыт участников продолжал бы оставаться непереработанным. Углубленная работа с имеющимся опытом — характерная черта интерактивного обучения.
Взаимодействие с опытом
Речь идет не просто о подключении эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений участников в качестве вспомогательного материала, иллюстративного дополнения. Опыт участника служит важнейшим источником учебного познания. В традиционном обучении тренер (ведущий) выполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. В интерактивном — роль помощника в работе участника, одного из источников информации. Схематически эти подходы к обучению можно изобразить так (рис. 8, 9).
Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого опыта. Ведущий не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным в интерактивном обучении меняется и взаимодействие с тренером: его активность уступает место активности участников, его задача — создать условия для их инициативы. Значит ли это, что нужно как можно больше погружать участников в восприятие опыта, делать его все более насыщенным? Многие тренеры-ведущие считают именно так. Однако смотреть или слушать не значит видеть и слышать, воспринимать не значит понимать. Объем опыта, его интенсивность только предпосылка, условие для его интенсивного, глубокого осмысления, т.е. для получения собственно учебных результатов. Обеспечить это условие нужно, но ограничиваться им не стоит. Активность и инициатива Прежде всего, важна ли для интерактивного обучения именно активность? Этот вопрос может показаться странным. Ведь чем активнее, тем лучше... Но задумаемся: есть множество приемов и ухищрений, с помощью которых ведущий может поддерживать высокую активность участников, при которой они все же будут оставаться... пассивными зрителями и слушателями (вспомните: в начальной школе практикуется «активное» разучивание хором). Чтобы разобраться в особенностях интерактивного обучения, разделим активность участников на физическую, социальную и познавательную. Примеры физической активности. Участники: • меняют рабочее место, пересаживаются, • говорят, • пишут, • слушают, • делают рисунки и т.д.
Примеры социальной активности. Участники: • задают вопросы, • отвечают на вопросы, • обмениваются мнениями и т.д.
Примеры познавательной активности. Участники: • вносят дополнения или поправки в изложение тренера, • выступают как один из источников профессионального опыта, • сами находят решение проблемы.
В полноценном тренинге участники взаимодействуют и с физическим окружением, и с социальным окружением (друг с другом и с тренером), и с изучаемым содержанием (рис. 10). Правило, связанное с активностью, звучит просто: взаимосвязь и разнообразие. Это означает: все три вида взаимодействия должны быть взаимосвязаны и разнообразны.
Активность — какая?
Для интерактивного обучения важны все три вида активности участников. Двигательная (физическая) активность еще не означает взаимодействия участников с изучаемым содержанием; игровые двигательные упражнения, если они изолированы от содержания, выступают как «просто разминка«. Точно так же не связанные с содержанием задания на общение (коммуникативная, микросоциальная активность) превращаются в отвлеченное средство оживления обстановки. Пример. «Мы много двигались...» Шел тренинг но основам лидерства, на котором присутствовала посетительница Мария, сотрудница отдела по работе с персоналом крупной компании. В перерыве после первой части тренинга она спросила тренера, зачем на столах разложены игрушки. (Мария заметила, что участники отвлекаются, некоторые обмениваются игрушками, обсуждают, из какого материала они сделаны, по-детски играют — словом, развлекаются, но не участвуют в занятии по-настоящему.) Тренер объяснил: «Нас так учили в программе подготовки тренеров. Обычно в классе учащиеся пассивны. Игрушки можно держать, вертеть в руках — так усиливается активность...» Марию удивил этот ответ: «Разве активность при вращении вот этого шарика на стерженьке — основа активности обучения?..» Рассуждения тренера об активности левого и правого полушарий и повышении творческого потенциала явно не нашли никакого отклика; потенциальный заказчик был потерян.
Инициатива
Инициатива — особое проявление активности, она предполагает направленность действий (табл. 6).
Таблица 6. Инициатива во взаимодействии участников с окружением
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы