Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЗАКАЗЧИК, ОРГАНИЗАТОР И УЧАСТНИКИ
Клиент... уникален и триедин Тренинг относится к разряду образовательных услуг. Нужно ли пояснять, насколько разными могут оказаться люди, стоящие за понятием «клиент», когда речь идет о тренинге?.. На всякий случай, поясним. Заказчик (иногда его называют спонсор) — тот, кто принимает решение о заказе тренинговой услуги (оплачивает заказ). Организатор — тот, кто отправляет группу участников на тренинг. Участник — тот, кто проходит обучение. Заказчик тренинга, его организаторы и потребители-участники являются клиентами, но их позиции различаются, причем иногда радикально (см. Парадокс заказчика и потребителя). Пример. Обучение как дипломатическая акция Организация А выросла из группки однокурсников — выпускников инженерно-технического вуза. Небольшую фирму основали три молодых человека, затем к ним присоединились еще несколько их давних товарищей. В течение пяти-шести лет они стали директорами отделов. Организация росла. На пятом году ее развития ежемесячно набирались до 50 новых сотрудников, набор по знакомству постепенно сменялся набором через кадровые агентства. И рядовых сотрудников, и менеджеров нужно было обучать. В отделе по работе с персоналом появилась специальная должность менеджера по тренингу, на нее приняли молодую женщину «со стороны», т.е. не по знакомству. Тренинг-менеджер сразу же оказалась в поле пристального внимания: «Кто такая? как работает? нужна ли ее должность вообще?..» Организуя проведение тренинга, тренинг-менеджеру нужно убедить свое окружение в том, что тренинг — это хорошо, и тем самым подтвердить, что она справляется со своей работой. Во многих случаях из «чисто учебного» мероприятия тренинг перерастает в многослойную акцию, которая затрагивает интересы не только всей организации, которую представляет высшее руководство, но и будущих участников и, конечно, самого организатора.
Принцип «табуретки»
Типичная ошибка при подготовке тренинга — ориентироваться на одну из заинтересованных сторон, например готовить содержание и продумывать методы проведения, учитывая только пожелания организатора, или планировать тренинг так, чтобы участники «получили основательную подготовку». Тренинг-менеджеры часто склонны готовить программу курса «на основе мнения руководства», тренеры — исходя из ожиданий непосредственных участников или организатора. Разумеется, если упустить из виду ожидания организаторов тренинга (руководителя отдела персонала или координатора по тренингу), до его проведения дело может и не дойти. Однако успешность тренинга — это его результат для организации в целом. О результате судит тот, кто принял основное решение о тренинге, т.е. заказчик. А его оценка определяется удовлетворенностью участников и организатора. Говоря о работе с заинтересованными сторонами, известный консультант по тренингу и развитию персонала Р. Пайк рисует трехногую табуретку и спрашивает: «Если у нее будет не три ноги, а одна, удобно ли станет сидеть? »[9]
Когда направленность тренинговой работы определяется развитием организации, заказчик (высшее руководство) не должен занимать отстраненную позицию. Чтобы идеи и навыки организационных изменений проникли сквозь все слои организации, нужно соблюсти принцип «пропитки»: торт поливается сверху, только так все слои пропитаются насквозь. В практике этот принцип соблюсти непросто: руководство обычно исключает себя из «пропитываемого слоя». * * * Есть несколько вопросов, которые руководство организации будет выяснять, прежде чем принять решение в пользу или против проведения тренинга. Им соответствуют те вопросы, которые должен прояснить тренер-ведущий, прежде чем готовить и тем более проводить тренинг.
Помочь заказчику (руководству организации) получить ответы на эти вопросы — забота тех, кто готовит тренинг, т.е. тренинг-менеджеров и тренеров-ведущих. Лучший способ это сделать — для начала ответить на них самим. Если хотя бы один из ответов неясен, нужно подумать о том, как его прояснить. И сделать это.
ИГРА
Игра — одно из увлекательнейших человеческих занятий. Основные черты игры — состязательностьи условностьдействия — делают ее признанным способом обучения. Состязательность помогает сделать тренинг живым и увлекательным. Условность относится и к способу, и к содержанию учебной работы. То, что действие игры происходит в условном плане, особенно важно для тренинга: это помогает вводить и отрабатывать многие навыки, особенно коммуникативные и управленческие, на нейтральном (условном) материале. В теории обучения игры обычно классифицируют в зависимости оттого, как они «обслуживают» образовательные задачи, прежде всего познавательную деятельность[10]. В корпоративном тренинге задачи игры (как и цели тренинга в целом) сосредоточены скорее на развитии навыков и отношений, чем на знаниях. В практических целях имеет смысл разделять игры по способуработы участников (как играют). В тренинге мы обычно имеем дело с преобладанием какой-либо одной из черт игры или с их сочетанием: ? исполнение роли; ? имитация; ? моделирование.
Ролевые игры Ролевая игра основана на разыгрывании условной роли. Исполнение роли дает участникам возможность: ü исследовать свое «естественное», т.е. привычное, поведение; ü выйти за рамки привычных поведенческих шаблонов; ü освоить действия, необходимые на рабочем месте. В корпоративном тренинге условность обычно приближена к реальности: сюжет и роли берутся из непосредственного рабочего окружения. (К числу типичных относятся роли мененджера, сотрудника, клиента, секретаря и т.д.) Обучающий эффект ролевой игры усиливается благодаря использованию видеосъемки (см. Видеотренинг). В ролевой игре задаются сюжетная завязка и роли; правила обычно не проговариваются: подразумевается, что каждый понимает, как действовать, исходя из рамок своей роли. Тех, кто в игре не участвует, тренер ставит в позицию наблюдателей и соответственно формулирует их задачи. Для них вводятся специальные правила: наблюдать молча, не демонстрировать свою реакцию слишком явно, не вмешиваться в ход действия и т.д. «Наблюдатели» вступают в действие уже в ходе анализа игры.
Пример. «Трудные» клиенты Отрабатывая навыки оценки эффективности работы с сотрудниками, участники — линейные менеджеры в парах разыгрывают типичные диалоги с сотрудниками. Разыгрываемые сценки записываются на видео. Отрабатывая навыки телефонного общения, участники разыгрывают телефонные разговоры с «трудными» клиентами. Разыгрываемые диалоги записываются на магнитофон.
Ролевая игра позволяет увидеть и зафиксировать не только образ действий, но и отношение человека к тому, как он действует. По просьбе тренера наблюдатели делятся впечатлениями от увиденного и услышанного, а если используется видео- или аудиозапись, первым наблюдателем становится сам исполнитель роли (см. Видеообратная связь). Как известно, «изнутри» мы воспринимаем собственные действия иначе, чем со стороны. Анализ ролевой игры позволяет встряхнуть привычные стереотипы собственных действий, задуматься о том, насколько они оправданны. Такое воздействие принято называть проблематизацией, она повышает восприимчивость к пересмотру и перестройке стереотипов. Ролевая игра с отработкой действий дает возможность закрепить желаемые навыки. Иногда проблематизация и отработка действий составляют содержание двух последовательных этапов ролевой игры.
Моделирующие игры Нередко прямая имитация рабочей ситуации не помогает, а затрудняет ролевое разыгрывание, участники начинают сбиваться на рассуждения о том, «как бывает на самом деле», воспроизводить привычные действия, даже если они неэффективны. Пример . «Кто же прав на самом деле? » В тренинге по управлению конфликтами ведущий попросил в качестве примера разыграть реальную ситуацию. Вживание в ситуацию заметно «разогрело» и действующих лиц, и наблюдателей. Перейти к анализу было трудно. Обсуждение переросло в спор о том, кто прав «на самом деле». Ведущий едва смог остановить разгорячившихся участников и перевести спор в русло обсуждения. Впрочем, спор продолжался в перерывах. На протяжении всего дня внимание участников то и дело возвращалось к злополучному эпизоду.
Прямое обращение к рабочим ситуациям может превратить тренинг в бурный диспут или производственное совещание. Нужно сбить стереотип, отойти от привычного, перенести действие в условный план.
Пример. «Служебная записка от Ильи Муромца...» В ходе тренинга по основам делового письма тренеры Н. Осветимская и О. Юшина (CBSD) дали задание участникам: в трех малых группах составить служебную записку от лица Ильи Муромца с отчетом о выполнении задания — об итогах боя со Змеем Горынычем у Калинова моста. Три группы составили три варианта отчета. Шутки и смех только помогли участникам запомнить структурные черты краткой деловой записки. О тренинге вспоминали спустя долгое время, стиль делового письма в организации действительно изменился к лучшему.
Модель — условная замена реальности, в которой мы сохраняем ее избранные черты, значимые для нас. Моделирующие игры основаны на замене реальности обобщенной и иногда чрезвычайно отстраненной моделью (к числу типичных относятся игры, моделирующие принятие решений в условных ситуациях кораблекрушения, необитаемого острова и т.д.). Заказчики обучения и начинающие тренеры иногда недоумевают, почему бы не провести отработку навыков на материале самих производственных проблем. Дело в том, что в таком случае внимание участников переключается на содержание самих проблем. В отличие от имитационных игры, основанные на моделировании, могут перенести нас в ситуации, сильно удаленные от реальности или совершенно условные (например, в одной из игр участники занимаются решением групповой задачи, причем правила допускают только письменное общение). Условность моделей позволяет отдалиться от рабочей реальности, не испытывать давления проблем производственного характера, в то же время заложенная в модели структура действий позволяет эффективно отрабатывать способы действий, навыки.
«Необитаемый остров» Это одна из игр, сюжет которых строится на ситуации выживания в сложных условиях. В игре моделируется процесс выработки группового решения. Перед группой — перечень действий, из которых необходимо выбрать первоочередные, наиболее важные для выживания. За ограниченное время группа должна прийти к общему, согласованному решению. Часто в процессе работы ведется видеозапись. После того как решение принято, оно сравнивается с «эталоном», экспертным решением. Эта игра, как и ее аналоги («Кораблекрушение», «Высадка на Луну», «Выживание в Арктике»), моделирует процесс выработки решений, а видеозапись помогает проследить его этапы. Еще один вариант анализа — отслеживание индивидуального стиля участия в групповом обсуждении. Располагая эталоном решения, можно оценить его содержательную основу, вспомнить, как строился его поиск, сравнить шансы на «спасение» у отдельных участников и группы в целом. Игра позволяет прочувствовать и проанализировать механизмы влияния групповой обстановки на ход и результат выработки решения. Понятно, что такое моделирование не то же самое, что отслеживание индивидуального стиля или процесса выработки решений в действительных рабочих ситуациях. Однако отстранение от реального материала дает возможность моделировать необходимые навыки, не застревая на «настоящих», но несущественных жизненных деталях. Здесь хорошо срабатывают возможности, которые дает условный план игры. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1474; Нарушение авторского права страницы