Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роли тренера в проведении игр



В тренинговой практике обычно используются готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемыми учебно-игровыми материа­лами. Иногда это может навести тренера на мысль, что если игра сконструирована как следует, она будет «работать сама». По логике вещей к этому же стремятся и создатели игры. Но это вовсе не зна­чит, что тренеру остается только объяснить правила, «дать установ­ку» и расслабиться, пока участники будут играть.

Для практики проведения игр полезен следующий перечень «ро­лей» тренера-ведущего, которые названы по аналогии со спортив­ными играми.

Инструктор. Для участия в игре необходимо понимание правил, представление о последствиях игровых действий. Однако многолет­няя практика показывает, что, излагая правила, тренеру не следует стремиться к максимально подробному, полному разъяснению всех деталей игры. Многие правила по-настоящему уясняются участни­ками лишь по ходу игры. В этом игра похожа на жизнь. Чрезмерный инструктаж может запутать участников или привести к снижению их интереса, поэтому лучше свести его к минимуму. Не стоит, забе­гая вперед, описывать последствия тех или иных вариантов реше­ний, игровых «ходов», имеет смысл обсуждать их после окончания игрового действия.

При распределении ролей тренер стремится добиться активного вовлечения всех участников. Учебно-игровая деятельность обычно дает более широкие возможности для личностных проявлений по сравнению с традиционной работой. В практике встречается оши­бочное обыкновение отводить наиболее трудные роли «лучшим« (т.е. активным) участникам, а более простые — менее «способным» (т.е. пассивным). Есть смысл предоставить пассивным участникам ак­тивные, значимые для хода игры роли, дать им возможность про­явить себя.

Судья-рефери. Ход игры нуждается в контроле и в какой-то сте­пени руководства со стороны тренера. Действуя в качестве рефери, тренер лишь поддерживает соблюдение игровых правил, не вмеши­ваясь в ход игры.

Спортивный тренер. Практика показывает, что участники неред­ко так увлекаются игровым действием, что забывают об учебных задачах. В роли спортивного тренера ведущий сопровождает весь ход игры, комментируя, помогая, поправляя и перенаправляя дей­ствия участников. Он может давать участникам прямые подсказки, помогать им полнее использовать возможности игры, подбадривать нерешительных участников. В этом смысле его действия напоми­нают работу спортивного тренера. Не противоречит ли это идее ми­нимального вмешательства? Не противоречит до тех пор, пока речь идет о таком вмешательстве, которое не подменяет работу участни­ков, но помогает им использовать потенциал игрового действия.

Председатель-ведущий. Если предыдущие роли связаны с подготовкой и проведением игры, то данная роль относится к завершающему обсуждению. В ходе этого обсуждения тренер избегает впрямую предлагать свои выводы и обобщения, ставит перед участ­никами такие вопросы, которые побуждают их сопоставлять игро­вую модель и имитируемые реальные явления, находить связи меж­ду содержанием игры и реальными рабочими ситуациями.

Функции тренера в учебной игре суммируем в табл. 5.

 

Таблица 5. Роли и функции тренера в учебной игре

Фаза Роли и функции тренера
До игры Инструктор излагает сюжет игры объясняет правила
В ходе игры Судья-рефери отслеживает время следит за соблюдением правил Инструктор подбадривает эмоционально поддерживает Спортивный тренер напоминает о возможных действиях иногда подсказывает
После игры Председатель-ведущий организует обсуждение следит, чтобы каждый мог высказаться ставит вопросы суммирует высказывания подводит итоги обсуждения

Освоение нового опыта в учебных играх

Учебная игра начинается с проживания конкретного опыта, погружения в моделируемые обстоятельства. Анализ хода и результатов игры! позволяет перейти к осмыслению нового опыта, его освоению.

В случаях, когда игра ведется в несколько раундов, участники проходят полный цикл освоения нового опыта: от погружения в конкретный опыт работы в моделируемых условиях к его осмыслению, построению обобщений, плану предстоящих действий и от него кновому фрагменту опыта.

 

Фазы игры

 

Компьютерная игра начинается с того, что участники вниматель­но знакомятся с игровым сюжетом, включающим описание услов­ной компании. Опытные тренеры обычно просят участников раз­делиться на игровые команды и составить стратегию игры (активной экспериментирование). Затем участники играют (конкретный опыт), в конце игрового квартала (раунда) каждая команда получа­ет игровые баллы и комментарий компьютера, после чего тренер организует групповое обсуждение результатов всех команд (рефлек­сия / осмысление), помогает участникам сформулировать выводы и дает задание построить стратегию действий на следующий игровой квартал-раунд (активное экспериментирование). Этот цикл повто­ряется для каждого из четырех раундов игры.

Поскольку игра сопровождает тренинговый курс, к началу каж­дого следующего раунда участники получают дополнительные тео­ретические представления, которые отрабатываются в ходе игры. В конце следует общее обсуждение и рабочие выводы по игре в це­лом. Таким образом, за время игры цикл освоения нового опыта повторяется несколько раз (рис. 7).

 

Рис.7. Освоение нового опыта в последовательных раундах учебной игры

 

Что дает игра?

Игра в тренинге — не просто способ оживить обучение. Возмож­ности игры включают уникальное сочетание вовлеченности, фи­зической активизации с моделированием и проживанием опыта, анализ рабочих ситуаций, свободный от привычных шаблонов, ос­воение профессионально-ролевых норм и ориентиров, свободу от страха за последствия ошибок.

 

Пример. Если игра не о нас...

Игра Looking Glass несколько лет подряд проводилась с менеджерами круп­ной финансовой компании. Вице-президент компании по тренингу и разви­тию персонала отмечал: «Нас часто спрашивают: " Что могут получить сотруд­ники банка от имитации работы производственной компании? " На самом деле большое достоинство игры в том и состоит, что она не о работе банка. Играю­щим приходится погрузиться в другой бизнес, и они очень быстро оказыва­ются вынуждены полагаться на общие навыки менеджмента. Это выделяет те способы, которыми они будут управлять чем угодно» [14].

 

У участников есть возможность перенести понимание и навыки, сформированные в игре, на реальные рабочие ситуации. По словам руководителей Группы стратегического управления (SMG) Л. Спиро иДж. Гекоски, участники воспринимают сюжет игры как сравне­ние, метафору, позволяющие лучше понять свои собственные дей­ствия в реальной рабочей обстановке [15].

Итак, среди учебных функций игры можно выделить проблематизацию (побуждение к пересмотру стереотипов) и отработку жела­емых действий. Области, в которых сосредоточены результаты игры — навыки и отношения. Особенность учебных игр в том, что, когда они применяются в полном, развернутом виде, участники проходят весь цикл естественного освоения нового опыта. Это делает игру особенно эффективным методом обучения в условиях корпо­ративного тренинга.

 

* * *


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  2. II зимние Олимпийские игры. Санкт-Мориц, 1928г. 11 – 19 февраля
  3. II. Проблемы миграций. Отношение Атаульфа к Римской империи. Римляне и вестготы. Состав племени. Королевская власть. Христианизация вестготов.
  4. III. Поддержание адекватного сердечного выброса, баланса электролитов
  5. X. Определение суммы обеспечения при проведении исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы
  6. XXI зимние Олимпийские игры. Ванкувер, 2010г. 12 – 28 февраля
  7. А если хочешь узнать что у тебя за команда, достаточно сыграть с сильным противником. Ты сразу удивишь все недостатки и недоработки, узнаешь, кто из игроков что стоит.
  8. Авторское видение роли специалиста по ОРМ в обеспечении социальной безопасности молодежи: итоги авторских исследований, проектов, модели.
  9. Алгоритм выделения эйлерова цикла в связном мультиграфе с четными степенями вершин
  10. Анализ информации, получаемой от САРП. Режимы истинного и относительного движения, их достоинства и недостатки. Проигрывание маневра. Возможная опасность чрезмерного доверия САРП.
  11. Анализ показателей качества и определение полиграфического исполнения изделия
  12. Анализ предметно-игровой среды


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь