Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОРИЯ МОРСКОГО КАЗАЧЕСТВА ХV-ХVII ВЕКОВ



 

ГЛАВА 1

«Викинги» южных морей, или Православные крестоносцы

 

Люди простые, в обычных чинах,

Взяв сухарей, толокна для припаса,

Русские норманны в утлых челнах

В море уходят, без карт и компаса.

«Мореходы».

Ю. Краснолуцкий

 

Историки пока так и не пришли к единому мне­нию, откуда появились донские и запорожские ка­заки. Кто-то находит их тюркские корни, кто-то ле­леет мечту о республиках беглых «бомжей» на бере­гах южных рек и морей. Бродяг, которые проявили удивительную самоорганизованность, образовав в кратчайшие сроки морской флот, кавалерию, по­сольства, правительство, свой особый хозяйствен­но-экономический уклад. Но если исследовать древнюю историю казачества, в первую очередь за­порожцев и донцов, по дедуктивному методу, при­звав на помощь логику и здравый смысл, то выявит­ся совсем иная картина, чем в трудах столпов исто­рической науки.

Казаки не занимались земледелием и скотовод­ством. Их основное занятие — война, а в краткие пе­риоды мира — охота и рыболовство, что также тре­бует готовности к риску и проявления качеств воина. В культуре запорожцев, например, часто фи­гурирует героический образ «благородного лыцаря» (измененное произношение слова — «рыцаря»). Европейское рыцарство — каста профессиональ­ных воинов, объединенных верностью христиан­ской церкви. Для них ее олицетворял на земле папа римский. А запорожские и донские казаки — с их искренней преданностью православной вере, не напоминают ли они своим воинским братством ры­царские ордена? Православные крестоносцы в ни­зовьях рек Днепр и Дон! Только кресты они носили не на плащах и щитах, а укромно, на шее.

Но откуда они появились там, в этих низовьях? Есть свидетельства, что донские казаки преподнес­ли икону Дмитрию Донскому в канун историческо­го сражения на Куликовом поле. Принял бы москов­ский князь святыню в дар от сомнительного сооб­щества полууголовных элементов, только-только сбежавших на Дон и сбившихся там в ватаги анар­хистов? Тем более что немало донских казаков при­няли участие в битве на стороне московского воин­ства. Если донские казаки имели политический вес и военное значение в 1380 году, то это значит, что сформировались и окрепли они задолго до этого события. И даже не за десять-двадцать лет. А если значительно раньше? Но если так, то это уже XIII век — период распада Киевской Руси. Кстати, в войске Мамая, который в пик боя возносит молитвы почему-то языческому Перуну, а не мусульманскому Магомету, воюют и донские казаки... «Белые» казаки рубили «красных»? Похоже. Но главное — от кого бежали на Дон «холопы», если феодальная система Киевской Руси распалась, а Московская Русь ед­ва-едва крепнет? Где легче укрыться от татарских конных шаек — в непроходимой чаще лесной Руси или в открытой степи, которая словно предназна­чена для успешных действий кавалерии?

А запорожцы? Вот распалась Киевская Русь, кре­постного права нет и в помине, бежать от феодаль­ной зависимости невозможно, потому что ее про­сто нет: старых феодалов пожгли «татаро-монго­лы», а новые еще не родились. И вот на порогах Днепра возникают укрепленные городки — Сечи, куда, словно по чьей-то команде, сбиваются в полки сотни и тысячи хорошо вооруженных и обученных воинов. Самое интересно, что в Речи Посполитой, которая стала географической и исторической на­следницей Киевской Руси, считают нормальным за­ключать с этими партизанскими ватагами догово­ры и союзы. Даже во Франции и в Испании готовы привлечь казачьи полки для войны друг с другом. Не слишком ли много чести для толп беглых холопов? Запорожцы — каста профессиональных воинов, она сложилась задолго до того времени, когда их «прописали» в истории.

Где-то на уровне интуиции чувствуешь, что каза­ки — донцы и запорожцы — потомки древнерус­ских богатырей-дружинников. Сословия, членам которого можно было иметь семьи, но нельзя было заниматься иным делом, кроме войны, охоты и ры­боловства. Сословие, конечно, пополнялось при­шлыми, в крови и сознании которых присутствовал «ген воина». Но основу богатырства-казачества, его «кадровый» костяк, составляли потомственные во­енные, чей удел — служить богу войны и охоты — передавался из поколения в поколение.

Казачество, как и средневековое рыцарство, было интернациональным. Английские, француз­ские, испанские, итальянские, германские рыцари были различны этнически, но спаяны дисциплиной рыцарского ордена, верой в Христа и подчинялись Великому Магистру ордена и папе римскому. Дон­ские и запорожские казаки имели в своих рядах ве­ликороссов и малороссов, поляков, потомков тюрк­ских народов, даже немцев и французов, но каждый из пришлых становился православным христиани­ном, верующим в Христа и в Святую Троицу. Безро­потно подчинявшимся распоряжениям Верховной Рады или Войскового Круга, гетмана или войсково­го атамана. Православное казачество, как и евро­пейское рыцарство, имело свой «кодекс чести», не­укоснительно соблюдавшийся в бою и в быту.

Есть и еще одно удачное сравнение: донское и запорожское казачество — это православные «ви­кинги» южных морей. Флотилии древних скандина­вов на парусно-гребных судах — «дракарах» — на­водили ужас на жителей прибрежных городов Ев­ропы и северо-запада Руси. Они были хозяевами рек и морей, штурмуя Париж и Лондон... Добира­лись до Средиземного моря и Северо-Американско­го континента. Только что не имели огнестрельных пищалей и орудий-фальконетов.

Спустя несколько веков их тактику на морях и реках как историческую эстафету приняли запо­рожцы и донцы. Они были грозой Азовского и Чер­ного морей. (Кстати, «Черного» потому, что так его прозвали турки из-за черной роковой угрозы ка­зачьего флота. А более мирное, спокойное море — Мраморное — именовали «Белым». Азовское в те времена называли «Синим».) Казаки были морским сословием до тех пор, пока молодая Российская им­перия, созданная протестантами, не «перевела» в ка­валерию героев православного флота.

Вот еще что любопытно: никому не известна карта мира, составленная не по физическим пара­метрам планеты, не по политико-государственному принципу, не по национальному... А по религиозно­му. Ведь до начала XX века, даже, так сказать, в циви­лизованных странах главной определяющей харак­теристикой человека была не его национальность, а вероисповедание. Вот даже в «прогрессивном» XX веке: если к СССР прибавить страны социали­стического лагеря, где проповедовался полный или частичный атеизм, то получилась бы потрясающая картина. Около половины поверхности планеты не имела бы «религиозного цвета» на такой карте. Бес­цветная, сатанинская муть — вот был цвет России в период с 1917 по 1991 год. А вокруг, наползая друг на друга, воюя и переплетаясь, пестрели разными красками «территории»: католичества, протестантства, ислама, буддизма, конфуцианства, правосла­вия, иудаизма и даже язычества, в разных вариаци­ях... Нет, интересная получилась бы карта, даже для XX века, поучительная и характерная! А для веков XVI—XVII? Какой цвет на этой карте имело бы каза­чество рядом с синими «кляксами» Азовского и Чер­ного морей? Какую роль играло?

Форпостом православного мира на рубеже с ис­ламским было оно в те века. И рубеж, «линия фрон­та», проходил по морским волнам.

Итак, казаки донские и запорожские. Православ­ные. Казаки-мореходы со своими адмиралами, фло­тилиями, судоверфями... Они жили в одно время, бу­квально были братьями по оружию. В истории из­вестен лишь один крупный инцидент между ними.

Весной 1625 года донцы и запорожцы сговори­лись захватить и пограбить турецкий порт Трабзон. Две тысячи донцов подошли к городу чуть раньше запорожских «чаек» и, боясь утратить фактор внезапности, в одиночку полезли на стены. Приступ их был отбит с большими потерями для них. Подошли запорожцы, а для решительного штурма сил уже не было. Между командирами союзных флотилий воз­никла ссора. Запорожцы обвиняли донцов в необ­думанной спешке и в стремлении в одиночку до­вольствоваться богатствами побежденных... Донцы огрызались в ответ, что запорожцы слишком долго собирались и хотели на «горбу донцов» ворваться в город и взять большую долю добычи, поскольку по­несли бы меньшие потери... Между союзниками вспыхнула драка, в результате которой донской ата­ман был убит и казачьи флотилии разошлись в раз­ные стороны к неописуемой радости осажденных турок. Но такие конфликты были единичными.

У них была схожая тактика действий на море, были общие враги — Турция и Крымское ханство. Но! На этом их сходство и заканчивается.

Запорожцы, образно говоря, «жили в граждан­ском браке» с польским королевством, гетманы на­ведывались в Варшаву, в которой выпрашивали жа­лованье для казаков. В киевских и нежинских учеб­ных заведениях учились сыновья казачьей элиты (стоит вспомнить легендарных сыновей Тараса Бульбы — выпускников бурсы). Запорожцы имели право заключать собственные торговые соглаше­ния с турецким султаном, не оборачиваясь на Вар­шаву. Заключались союзы с Францией. Сичевики Днепра были, если так можно выразиться, более ев­ропеизированы. Более цивилизованы.

Донцы состояли в аналогичных отношениях с Московской Русью. «Гражданским браком» их вой­сковые атаманы «жили» с московским царем. Обме­нивались посольствами и «зимовыми станицами». Ждали денег, военных припасов и, уже во второй половине XVII века, подкреплений войсками.

Но их главная ударная сила, сила самостоятель­ная — приходилась на восток. На Азию. Если в Чер­ном море они были «младшими братьями» за­порожцев, которые то и дело приходили им на выручку в море Азовском, то на востоке, в море Кас­пийском, они были подлинными могучими «варяга­ми» — грозой персов и наставниками флотилий терских и яицких казаков. И еще одно различие. Важное. После того как гетман запорожцев, Зино­вий (Богдан) Хмельницкий, сменил внешнеполити­ческую ориентацию с польской на великорусскую, морской флот запорожцев как-то стал хиреть. Слов­но сам собой. А ВМС донских казаков, наоборот, во второй половине XVII века пережили эпоху расцве­та. Стоит вспомнить, что основанная в 1644 году крепость-столица донцов Черкасск (сейчас стани­ца — Старочеркасская) была отстроена как остров­ная крепость, на острове Черкасском. Именно на этот период приходится взлет флотоводческого та­ланта атамана Донского Войска — Степана Тимофеевича Разина. Его в истории описывают исклю­чительно как уголовника, сжегшего корабль мос­ковского царя и утопившего в Волге женщину персидской национальности. «Забывая» перечис­лить ряд морских сражений в Азовском и Каспий­ском морях, которые он выиграл у турецких и пер­сидских адмиралов.

Поэтому в нижеследующей главе, описывающей морскую славу Запорожского Войска, часто будут упоминаться донские казаки. Но моряки-донцы за­служили и отдельную, последующую, главу.

Прежде чем приступить к ознакомлению с мор­ской историей казачества, было бы справедливо представить их практически единственного про­тивника на Черном и Азовском морях — Турцию, ее военно-морские силы. (Запорожские казаки, прав­да, имели опыт морских боев с французским и ис­панским флотом в XVII веке, но это был хоть и яр­кий, но эпизод в их истории.)

И вот что интересно! Россия, православный мир воевали с турецким флотом минимум с начала XVI века по 1917 год. Сначала запорожские и дон­ские атаманы, потом адмиралы петровского и ека­терининского флота... Адмиралов: Спиридова, Уша­кова, Лазарева, Нахимова, Корнилова, Макарова, Колчака — победителей турецкого флота — знают многие. А кто в России знает турецких адмиралов, с кем они сражались, кого побеждали? Была ли в Рос­сии издана хотя бы одна книга, автором которой был бы турецкий флотоводец, сражавшийся против Андреевского флага? Или не адмирала, а просто ря­дового участника или свидетеля этих сражений? Султанская Турция была достаточно просвещенной страной, с богатейшей культурой, чтобы в рядах ее флота были люди, способные владеть пером. За 400 с лишним лет, нет сомнений, о русском Черно­морском регулярном флоте и о казачьем с «той сто­роны» написано немало. Только вот в России поче-му-то их если и издают, то как-то незаметно. Можно сказать, что практически нет работ российских ав­торов о турецком военном флоте, о его адмиралах XVII, XVIII, XIX и XX веков. Об английском флоте, о флоте Наполеона Бонапарта и Наполеона III, о кай­зеровском и гитлеровском флоте, о японском, даже об итальянском — написаны и изданы тома и биб­лиотеки. А о турецком, с которым воевали более че­тырех веков, — словно какой-то заговор молчания. В качестве подтверждения этого вывода можно привести книгу профессора Военно-морской ака­демии, капитана 1-го ранга В. Д. Доценко — «Исто­рия моего собрания», изданную в Санкт-Петербурге в 1998 году. В ней представлено около 8 тысяч изда­ний по военно-морской тематике. Упомянуты кни­ги, изданные как до 1917 года, так и после... Чего там только нет! Вот только упоминания хоть об одной книге о русском флоте, принадлежащей перу турка, не обнаружено. (Нет сомнений, что если бы она была издана, да не одна — уж В.Д. Доценко о ней бы знал непременно. — Примеч. авт.) Все, абсолютно все современное черноморское побережье Болга­рии, Украины, России, Грузии до второй половины XVIII века было турецким, практически все старин­ные северо-черноморские порты — в прошлом были портами и крепостями Турции, а о том, как их былые хозяева описывали процесс их утраты, в Рос­сии молчок. Громко провозглашаются лишь данные о боевых потерях турок. (Удивительным исключе­нием на этом фоне является издание в 1737 (! ) году в Санкт-Петербурге книги венецианского графа де Марселли. Этот аристократ в 1679 году прибыл в столицу Турции и занялся, судя по всему, воен­но-морской разведкой. Прожил в Стамбуле 11 меся­цев. За большие деньги он выкупил «Канун-наме» — книгу, в которой содержались боевые уставы турец­кой армии и флота, справочные материалы по орга­низации вооружения и снаряжения боевых кораблей и о принципах комплектования и обучения их экипажей. В Турции XVII века, как всегда и везде, были свои предатели родины за золото наличными. В 1735 году эта книга с комментариями де Марсел­ли была издана в Париже. А потом и в Санкт-Петер­бурге: в России всерьез готовились воевать с Турци­ей. Да, в 1872 году в столице Российской империи была издана книга одного турецкого писателя и ис­торика Эвлии Челеби, очевидца и современника сражений казаков с турками за право выхода в Азов­ское и Черное моря и нападений казачьих флоти­лий на Стамбул.) Может, были и другие примеры, но факт очевидный: данные о турецком флоте в Рос­сии всегда были чрезвычайно скудны. И в этом сквозит какая-то фальшиво наигранная бравада, мол, турки, они турки и есть!

Запорожским же и донским казакам было, надо сказать, не до бравады. При всей их удали и море­ходном искусстве каждый из них (хотя большинст­во были неграмотными и книг венецианского гра­фа не читали) знал, что турок на море — сильный и умелый враг. И далеко не трус и неумеха.

Первое несомненное известие о морском по­ходе казаков к турецкому побережью датируется 1492 годом — под Тягинь. (Надо полагать, что сия казачья флотилия образовалась не за полгода до от­плытия. И экипажи казачьих лодок состояли не из практикантов-неофитов военно-морского дела.) По тому времени это был вызов, равный вызову на поединок Гулливера лилипутом. Ибо турецкий флот в Черном море в XV веке был настоящим велика­ном.

К концу XV века Османская империя турок была фактически монопольным владыкой Средиземно­го, Мраморного, Черного и Азовского морей. Тур­ки испытывали, пользуясь определением россий­ского этнографа Л.Н. Гумилева, — «пассионарный подъем». В годы правления султана Селима I (1512—1520) правительство монархии выделяло огромные ассигнования на программы военного кораблестроения. Ко времени его смерти флаг с изображением исламского полумесяца развевался над мачтами более 300 кораблей. При его преемни­ке, султане Сулеймане I Великолепном (1520— 1566), турецкие ВМС насчитывали уже более 400 кораб­лей. Владения Османской империи простирались от Гибралтара до Персидского залива, от «Желез­ных ворот» на Дунае до порогов Нила в Африке. Ве­ликий визирь (т. е. глава правительства) Махмет-паша Соколлу грозился отнять у русских Вол­гу, отбив Казань и Астрахань, взяв под контроль и Каспийское море. Турция превратилась в воен­но-морскую державу если не мирового, то евра­зийского масштаба, по сравнению с которой в то время даже английский флот чувствовал себя не­уверенно.

Столкновение турецкого флота с мощнейшими флотами того времени — испанским и венециан­ским — было неизбежным. И оно произошло — в сражении у Лепанто в 1571 году. К тому времени султан Сулейман I Великолепный уже скончался, а объединенный флот христиан получил выдающе­гося флотоводца — дона Хуана Австрийского. Если о сражении испанской «Непобедимой армады» с английским флотом более-менее известно и в XXI веке, то известие о поражении турецкой «арма­ды» вызвало ликование великих людей той эпохи. «В тот день разрушено было ложное убеждение все­го мира и всех народов в непобедимости турок на море... посрамлена была оттоманская честь и гор­дыня», — восхищенно писал автор романа «Дон Ки­хот». Сервантес явно преувеличивал. «Мир» и «все народы» — это слишком завышенная оценка мас­штабов влияния турок. А главное, казаки, например, и без итогов сражения у Лепанто не верили в непобедимость турок на море. Поскольку побеждали их там не раз.

Правда, турок это стратегическое поражение на­веки заставило забыть о мечтах выйти в открытый Мировой океан. Начавшийся экономический спад заставил отказаться и от программы строительства 180 новых галер. Можно сказать, что с началом XVII века начался закат морского господства Тур­ции.

Но если от амбиций выйти в Атлантику турецким адмиралам пришлось отказаться, то свои внутрен­ние моря — Средиземное и Мраморное, а также северные моря — Азовское и Черное — они ни с кем не собирались делить.

Основу военно-морских сил Турции составлял парусно-гребной флот, включавший в себя: фрега­ты до 12 банок (скамеек) для гребцов, бриганти­ны — 18 банок, галиоты — 24 банки, галеры или ка­торги — 25 банок, галеасы — 26 банок, средние баштарды — 27 банок, баштарды — 32 банки. Были еще самые мореходные, чисто парусные суда — па­русные талионы и средиземноморские каравеллы.

Галерный флот состоял из двухмачтовых «зака­ле», содержащихся за счет султанской казны, и га­лер — «беглер», которые содержались их капитана­ми за счет 14 прибрежных городов и земель. Оба типа галер имели огуречную форму корпуса, дли­ной более 50 метров, шириной более 6, с осадкой в два метра. Каждая галера имела 25 пар весел по пяти гребцов на каждое и три треугольных паруса на большой и передней мачтах. Паруса использова­лись только при попутном ветре. На борту имелся запас морских карт, компас и подзорная труба. Ар­тиллерийское вооружение галеры представляло со­бой 3—4 орудия с ядрами более 15 килограммов. Боезапас галер — 20 центнеров пороха. Себестои­мость постройки, снаряжения и вооружения одной такой галеры составляла 1344 рейхсталера. Командовал галерой капитан, был штурман, помощник штурмана по управлению матросами, надсмотрщик за гребцами-невольниками, были кузнецы, плотни­ки, конопатчики, канатчики и весельные мастера. Каждая галера имела на борту роту морской пехоты в 100—140 человек.

Этот тип судов имел сугубо военный недостаток. Невысокий надводный борт и мешающие стрельбе комендоров гребцы. Поэтому в конце XVI века на турецких судоверфях стали строить корабли по улучшенному венецианскому проекту — галеасы. Это был трехмачтовый корабль с «заваленными внутрь» бортами. На палубах были установлены 24 орудия, расчеты которых были защищены от ру­жейного огня. На 52 веслах изнывали 400 гребцов, а на палубе размещался, по сути, батальон морской пехоты — 300 человек, для десанта или абордажно­го боя. А уж самые крупные военные корабли Тур­ции — талионы — строились на североафрикан­ском побережье — в Алжире и в Тунисе.

Главнокомандующим военно-морским флотом Оттоманской империи был полный адмирал Капудан-паша, с постоянной штаб-квартирой на остро­ве Родос в Эгейском море. Его заместителем был первый вице-адмирал. Второй заместитель, ви­це-адмирал, был в Стамбуле, при дворе султана. Со­единениями флота в морях командовали контр-ад­миралы. Показательный факт — главком ВМФ не отирался в приемных султана в столице, а был по­стоянно при действующем флоте. И в Турции не жа­ловали «паркетных адмиралов». Слово «адмирал» означало деятельность, а не звание.

В военное время, по мобилизации и вооруже­нию торговых судов, в XVII веке численность турец­кого флота возрастала до числа более 400 кораблей различного класса. И это не считая многочислен­ных береговых батарей в прибрежных крепостях черноморского и азовского побережья. И частей морской пехоты, то есть команд для абордажных схваток.

Южные моря являлись, таким образом, просто бассейнами для мусульманского флота. И вот в эти «бассейны» вливались две православные реки — Днепр и Дон, которые несли на себе лодки казачьих флотилий.

Действия этих флотилий, с парой крошечных пушчонок на далеко не каждой лодке, против воен­но-морской мощи Турции можно считать безуми­ем. Или героизмом. Но «безумству храбрых — поем мы песню», вчитываясь в историю морской славы казачества — морского сословия.

Важно еще и то, что запорожцы решили главную задачу, которая стоит перед каждой морской держа­вой. Каковой, несомненно, являлась военно-демо­кратическая республика запорожских казаков. Они «взяли» море, добившись от турецкого султана в 1649 году подписания наивыгоднейшего договора, регламентирующего морскую торговлю запорож­цев. Такого договора не подписывал ни один из российских императоров за все время противобор­ства с Турцией в Черном море. Но об этом подроб­но в следующей главе.

 

ГЛАВА 2


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь