Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 3.Крестьянское восстание тайпинов 1850–1864 гг. в Китае 2 часа



План

1. Цивилизационные особенности китайского общества.

2. Социально-экономические и политические предпосылки крестьянской войны тайпинов.

3. Хун Сюцюань и «Общество поклонения Богу». Идеологическая подготовка восстания.

4. Периодизация восстания, характеристика этапов.

5. Общественный и государственный строй Тайпин Тяньго. «Земельная система Небесной династии»: синкретизм идейных истоков и утопизм идеалов.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Хун Жэньгань и его «Новое сочинение в помощь управлению».

2. Характеристика руководителей тайпинского движения.

3. Полемика в историографии по тайпинскому восстанию.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Используйте документы № 1–17 Практикума по Новой истории стран Азии под редакцией В.И. Овсянникова.

2. Составьте таблицу:

Социально-экономические и политические предпосылки крестьянской войны тайпинов 1850–1864 гг. в Китае

 

 

Социально-экономическое и политическое положение Китая под властью Цинской династии. Причины застоя Формы и методы колониальной политики Англии (конец XVIII – первая половина XIX вв.) Последствия колониального вторжения Англии. Причины войны тайпинов

 

3. Китайский крестьянин не был крепостным, т.е. он не был прикреплен к земле, но обязан был обрабатывать землю, на которой жил, и платить налоги государству. Культ предка предписывал ему жить в родной деревне, где находилось родовое кладбище. Как этот обычай сказывался на феодальной эксплуатации крестьян?

4. В 1793 г. Англия направила в Китай на нескольких военных кораблях посольство с подарками императору с целью добиться разрешения английским купцам торговать в китайских портах, снижения пошлин и исполнения других требований. В ответном послании императора английскому королю Георгу III говорилось: «Вы, о государь, живете далеко за пределами многих морей и тем не менее, движимый смиренным желанием приобщаться к благам нашей цивилизации, послали миссию, почтительно доставившую нам ваше послание… Как ваш посол может сам убедиться, мы имеем абсолютно все. Я не придаю цены странным или хитро сделанным предметам и не нуждаюсь в изделиях вашей страны… Трепеща, повинуйтесь и не выказывайте небрежности». Как вы расцениваете послание китайского императора?

5. В результате первой «опиумной войны» 1840–1842 гг. Англия, а вслед за ней и другие капиталистические державы навязали Китаю неравноправные договоры: для торговли с иностранцами были открыты 5 портов; иностранцы получили право жить в этих портах в особых кварталах и подчиняться законам своей страны; на ввозимые иностранные товары были установлены низкие пошлины. Какие последствия для экономического и политического развития Китая могли иметь такие договоры? Как они должны были повлиять на положение китайцев?

6. Составьте конспект документов № 2–4, раскрыв их роль в идеологической подготовке восстания тайпинов. При этом обратите внимание на следующее:

– каковы морально-нравственные требования Хун Сюцюаня?

– в чем проявлялся, по мнению Хун Сюцюаня, отход китайцев от идейно-философских учений древности и кто являлся для них примером для подражания (указать источники древней мудрости для китайцев)?

– насколько ощутим в данных документах элемент христианства?

– кто повинен в «отступничестве» китайцев от «праведных» путей в жизни?

7. Изданный тайпинами в 1853 г. «Закон о земле» содержал такие статьи: «Вся земля делится по числу едоков, независимо от пола… Все поля в Поднебесной обрабатываются всеми. Леность считается преступлением, так что каждому, даже самому богатому, предписывается работать не менее 5 часов в день. Повсюду должно быть равенство и не должно быть человека, который не был бы сыт и в тепле». Исходя из содержания закона, определите, в чьих интересах он был издан. Как вы думаете, возможно ли было полностью провести в жизнь этот закон?

8. Составьте хронологическую таблицу крестьянской войны тайпинов и карту движения тайпинской армии, отметьте на ней основные центры, захваченные тайпинами.

9. Изучив программные документы тайпинов «Земельная система. Небесной династии» и «Новое сочинение в помощь управлению» (№ 10, 11), сгруппируйте основные положения этих документов. Раскройте возможную перспективу развития Китая в случае воплощения основных положений этих документов, охарактеризуйте документы и содержащиеся в них идеи. При подготовке к занятию используйте рекомендованную к теме литературу, а в ходе дискуссии выскажите свое отношение к выводам ее авторов.

10. Когда началось восстание тайпинов, Англия объявила о своем нейтралитете. Но в дальнейшем она перешла к открытому вмешательству на стороне маньчжурской династии, снабжала ее войска оружием, ссужала деньги и разрешила своим офицерам поступать на службу к маньчжурам. Другие капиталистические страны последовали ее примеру.

Найдите район действия захватчиков на карте в атласе. Чем было вызвано изменение политики Англии в отношении тайпинов? Почему Англия поддержала маньчжурскую династию?

11. Тайпины вели борьбу против маньчжурской династии и феодальных порядков, т.е. стремились к разрешению вопроса о власти и земельного вопроса.

Почему восстание тайпинов не превратилось и не могло в то время превратиться в буржуазную революцию?

 

Методические рекомендации

Восстание тайпинов занимает видное место в истории Китая. В начале XIX века в Китае происходит интенсивное обезземеливание крестьян и концентрация земельной собственности в руках помещиков. В отдельных районах расширяется сфера товарно-денежных отношений и товарного производства. Студентам необходимо прежде всего выделить глубокий экономический и политический кризис, который переживал Маньчжурский Китай, разложение государственного аппарата и армии, что облегчало проникновение в страну колониальных держав. В этой связи следует особо остановиться на вопросе торговли опиумом в Китае. Говоря о последствиях поражения Китая во время опиумных войн, нужно отметить, что насильственное включение страны в мировой капиталистический товарооборот положило начало и процессу постепенного превращения Китая в полуколониальную страну, и процессу развития капиталистического уклада.

Говоря о предпосылках тайпинского восстания, следует отметить, что наиболее резкое обострение социальных противоречий после насильственного «открытия» проявилось в южных провинциях Гуандун и Гуанси. Провозглашенное в январе 1851 г. восстание против маньчжурской Цинской династии длилось около 14 лет и прошло в своем развитии четыре периода. Студент должен отчетливо представить особенности тайпинского движения на каждом этапе. Для понимания характера внутренней и внешней политики тайпинов необходимо тщательно изучить программные документы крестьянской войны и прежде всего опубликованную в Нанкине «Земельную систему Небесной династии», где отражены экономические и политические требования восставших. Говоря об идеологии тайпинов, надо выяснить, насколько глубоко проникли христианские идеи и как они сочетались с традиционной китайской религиозно-философской триадой (конфуцианство, даосизм, буддизм).

Студент также должен проанализировать характер взаимоотношений тайпинов и европейцев и установить: присутствовали ли в документах тайпинов требования, направленные против европейцев; была ли выработана ими программа антиколониальных действий. Изучение переписки тайпинских руководителей с европейцами покажет также характер их связей. В борьбе с тайпинами сложился блок китайско-маньчжурских феодалов и иностранных колонизаторов, что сыграло решающую роль в поражении движения.

 

Литература

Основная

1. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400с.

2. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.2/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 463с.

3. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 511с.

4. Практикум по новой истории Стран Азии: для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» Авт.-сост. Р.И.Кантимирова; Отв.ред. С.В.Сиротин. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2004. – 290с.

5. Новая история стран Азии и Африки: учеб. прогр. курса по спец. «032600-История» / сост. Г.Э.Емалетдинова, Р.И.Кантимирова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2008. – 47с.

6. Изучение новой истории стран Азии и Африки в среднеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» / Г.Э.Емалетдинова. – Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 2003. – 140с.

Дополнительная

1. Барановский М.М. Американо-английские капиталисты – душители тайпинского восстания // Вопросы истории.– 1952.– № 1.

2. Белелюбский Ф.Б. Замысел преобразования Китая в программе Хун Жэньгана // Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.– М., 1969.

3. Белелюбский Ф.Б. Идея равенства у тайпинов // Народы Азии и Африки.– 1975.– № 2.

4. Белелюбский Ф.Б. К характеристике социального состава руководства тайпинским восстанием (О «наказании» Ши Дакая) // Народы Азии и Африки.– 1963.– № 3.

5. Белелюбский Ф.Б. Экскурс «решительного левого» Ци Бэньюя в историю тайпинов // Вопросы истории.– 1975.– № 10.

6. Брежнев А.А. Россия и крестьянская война тайпинов // Документы опровергают: Против фальсификации истории русско-китайских отношений.– М., 1982.

7. Брежнев А.А. Россия и крестьянская война тайпинов. Документы опровергают.– М., 1982.

8. Века неравной борьбы // Отв. ред. В.Н. Никифоров.– М., 1967.

9. Века неравной борьбы.– М., 1967.

10. Делюсин Л.П. Земельная программа Небесной династии и ее оценки // Китайские социальные утопии: Сб. статей.– М., 1987.

11. Илюшечкин В.П. «Крестьянский коммунизм» тайпинов // Народы Азии и Африки.– 1972.– № 3.

12. Илюшечкин В.П. Антиманьчжурская направленность крестьянской войны тайпинов // Маньчжурское владычество в Китае.– М., 1966.

13. Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов.– М., 1967

14. История Китая с древнейших времен до наших дней.– М., 1974.

15. Кара-Мурза Г. Тайпины.– М., 1950.

16. Клименко Н.П. Колониальная политика Англии на Дальнем Востоке в середине XIX в.– М., 1976.

17. Королева Н.А. Дискуссия историков КНР о характере и движущих силах восстания тайпинов // Аграрные отношения и крестьянские движения в Китае.– М., 1974.

18. Кузес В.С. Шанхайское восстание «Союза малых мечей». 1853–1855.– М., 1980.

19. Ма Хун Ма, Никифоров В.Н. Борьба внутри руководства тайпинов и переворот 1856 г. // Вопросы истории.– 1956.– № 9.

20. Маркс – историк / Отв. ред. Э.А. Желубовская.– М., 1968.– С. 284–291, 294–297.

21. Новая история Китая // Отв. ред. С.Л. Тихвинский.– М., 1972.– С. 50–64, 94–206.

22. Новая история стран Азии / Под ред. Е.А. Кургиняна, В.И. Овсянникова.– М., 1983.

23. Общественно-политическая мысль в Китае: конец XIX – начало XX века.– М., 1988.

24. Овсянников В.И. Массовые движения народов Азии и оценка их К. Марксом и Ф. Энгельсом (середина XIX в.).– М., 1989.

25. Практикум по новой истории стран Азии: Пособия для студентов – заочников 3–4-го курсов исторического факультета педагогических институтов / Сост. И.В. Базиленко.– М., 1990.

26. Скачков К.А. Пекин в дни тайпинского восстания.– М., 1958.

27. Тайпинское восстание 1850–1864 гг.: Сб. документов.– М., 1960.

28. Фань Вэньлань. Новая история Китая. 1840–1901 гг.– М., 1955.

29. Хохлов А.Н. Социально-экономическое развитие Китая с середины XVII до середины XIX века // Социально-экономические и политические проблемы Китая в Новое и Новейшее время.– М., 1991.

30. Хрестоматия по новой истории.– М., 1965.– Т. 2.

 

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

№ 1. ВЫСТУПЛЕНИЕ К. ГЮЦЛАФФА В ЛОНДОНСКОМ СТАТИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Согласно изложению[1] доктора Гюцлаффа, финансовое положение Китайской империи таково, что можно сделать вывод – империя стоит перед кризисом, подобным тем, которые неоднократно предшествовали в Европе политико-государственным преобразованиям.

Доходы государства почти исключительно формируются из двух налогов, а именно на рисовые поля и соль. За последние 6–7 лет сумма этих налогов сократилась почти на одну треть по сравнению с поступлениями в прошлые годы.

Гюцлафф приписывает это недовольству народа, которое в известной мере имелось и ранее, однако возросло в последнее время благодаря явной неспособности правительства защитить своих подданных от грабежей, чинимых разбойниками в сельской местности и морскими (прибрежными) пиратами.

В результате народ повсюду отказывается от уплаты налогов там, где правительству не удается принудить его к этому с помощью превосходящей военной силы. Война с англичанами к тому же подорвала представление о непобедимости императора. Дефицит последнего бюджета составляет 15 млн. фунтов стерлингов. Правительство не пользуется кредитом. Методы мобилизации финансовых средств, привычные в таких обстоятельствах в Европе, здесь неприменимы.

После многих безуспешных попыток ликвидировать дефицит в налогах император повелел вновь начать разработку золотых, серебряных и медных рудников, считавшихся полностью выработанными в течение многовековой их эксплуатации государственной казной, в надежде пополнить исчерпанную государственную кассу. Эта надежда трудноосуществима...

Самый заслуживающий внимания результат этих финансовых тисков и вытекающей из этого неспособности правительства – явление известного демократического движения в народе. Общинные институты страны, основывающиеся на группах (в каждую из которых входит по 10 семей), объединяющиеся затем в сотни и тысячи, сравнимы по форме с подобными институтами, которые тысячу лет назад существовали в Англии. Согласно доктору Гюцлаффу, эти небольшие общины уже превратились в средство организации систематического местного сопротивления декретам императора...

К этому движению добавляются другие явления угрожающего характера: коммунизм, этот ужас западноевропейских стран, оказался не чужд также и китайцам, ибо в стране действуют анархисты, которые проповедуют – бедные ежедневно становятся беднее, богатые ежедневно становятся богаче, все социальные язвы могут быть излечены с помощью всеобщего распределения благ. Короче говоря, состояние «поднебесной империи» таково, что ей предстоят большие потрясения в ближайшем будущем.

№ 2. ХУН СЮЦЮАНЬ.
ГИМН ОБ ИСТИННОМ ПУТИ К СПАСЕНИЮ МИРА

1845 г.

Извлечения

Великой истины путь на небе берет начало,

Ее я поведать хочу всем мудрецам на земле.

Небо карает разврат и счастьем дарит добродетель.

Скорее раскайтеся, люди, пока не пробил смертный ваш час.

Истины корень один – имя ему справедливость.

Так было в минувших веках, всегда и везде неизменно.

Сбрось груз суеты греховной. Будь милостей неба достоин.

Пусть бремя суетных страстей низвергнется в бездну ада,

Пусть все нечестивые мысли покинут людей безвозвратно,

Только всевышний отец наш – истинный мира властитель,

Только господь всемогущий – неба, земли создатель.

Знатный и простолюдин, его возлюбите смиренно,

Ведь он небесный отец наш, все перед ним едины,

И в Поднебесной издревле люди друг другу братья.

От Паньгу[2]– зачинателя рода вплоть до трех династий[3]

Государь и простой землепашец почитали создателя мира.

В старину государь перед богом в страхе склонял колени,

Вельможа, ученый, крестьянин – все перед ним склонялись,

Склонялись пред ним, как дети, что любят отца родного.

Все люди, без исключенья, «Домашний закон»[4] почитали.

Люди и небо духом едины, закон Поднебесной один,

Так почему ж государь ставит себя над людьми?..

Первый неправедный путь – распутство, что грех всех грехов,

Люди становятся дьяволами, гнев вызывая господен.

Блуд и разврат одинаково проклял небесный отец.

Разве не долг наш вечно благость славить его?

Дурные обычаи ранят людей. Кто воспротивится им?

Нужно грехи исправить, быстро себя обновить.

Ян Хуэй[5] любил ученье, ошибок не повторял.

Он духом был тверд и четыре наказа учителя чтил[6]...

Всех, кто ходит под небом прямо, как ходить подобает людям,

Я зову возвратиться к правде, встать на истины путь скорее,

Себя очисть от мыслей нечистых, «Сяоцзин»[7] до конца изучи.

Второй неправедный путь избрал непочтительный сын.

Нарушил небесный закон – быстрее раскайся в грехе.

Ягненок сосет молоко на коленях, ворон кормит старую мать.

Если люди хуже животных, они позорят предков своих.

Шунь[8] громко рыдал на горе Лишань, плачем расторгал небо...

Что должен делать почтительный сын, чтобы выполнить долг сыновний?

Он должен всю жизнь любить и лелеять своих отца и мать,

Он должен желанья угадывать их, не слыша, не видя их.

Ведь чтить родителей – значит творить дело, угодное богу.

Сумеешь дерева корень упрочить – милость заслужишь неба.

Идти против воли родительской – значит идти против воли божьей.

И если подрубишь дерева корень – гибель себе уготовишь.

Об этом прочти в «Ляоэши»[9].

Третий неправедный путь убийца избрал себе.

Убийство себе подобных воистину страшный грех.

Все, кто живет в Поднебесной, – братья и сестры друг другу,

Души дало им небо, дал бог – творец Поднебесной.

Господь бог считает всех их своими детьми родными,

Они убивают друг друга, его сердце терзают печалью.

В годы древних династий кровь не лилася людская...

Издревле тот, кто людей убивал, карал самого себя,

Разве не ясно – небесное око следит за делами людей.

Исстари те, кто спасал людей, спасали самих себя.

Их души теперь на небе в райских хоромах навечно.

С древних времен помогавший людям себе самому помогал.

Каждый, кто счастье ищет свое, легко добудет его.

С древнейших времен вредивший людям вредил самому себе.

Если уж согрешил человек, трудно исправить грех,

Не говори, что врагу не простишь, что лишь добродетель
награды достойна,

Всегда относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они
относились к тебе.

Воспитывай в себе великодушие и верность,

Скромность и стыд имей.

Четвертый неправедный путь человека – грабеж и воровство.

Того, кто сей пагубный путь избирает, гуманность и честность презрев,

Кто банду собрав, злодейства творит, небо лишает защиты.

Если злодейства и грехов не счесть, возмездие следом идет.

При виде богатства муж благородный не будет от жадности пьян.

Ян Чжэнь[10] даже во мраке ночи взятки грязной не взял...

С древнейших времен праведный муж в себе укреплял
добродетель.

Богатство и слава, как плывущее облако, разве они надежны?..

Пятый неправедный в жизни путь – магия и колдовство.

Колдовские чары дурачат народ, нарушают неба закон.

Смерть и жизнь, беда и болезнь – все в руках творца...

С древних времен те, кто занимался магией и колдовством,

Всегда и везде в нищете прозябали: бог их поддержки лишил.

Дьявола слуги служили дьяволу, проклятьем поражены,

Ада врата отверсты, ждут тех, кто шел против неба.

Стремясь богатство умножить свое, ты лишь умножаешь
грехи...

Шестой неправедный в жизни путь избрал себе игрок...

Дорога к достатку – истины путь, успех в руках судьбы...

Если тебе суждено стать богатым, зачем же тогда играть,

Если же нет, то игра не поможет, надежды рассыплются в прах.

Богатство и бедность небом даются, записаны в книге судеб...

Иные стезею порока идут, пока не низвергнутся в пропасть.

Не могут жить без заморского дыма, безумием тяжким
влекомы...

Те же, кто склонность питают к вину, тоже идут против неба.

Семьи должны вина опасаться, вино разрушает семью...

Много вокруг судьбы предсказателей, колдунов, чья стихия – земля[11],

Они хотят обмануть небо, в тяжелых грехах погрязая.

Богатство и знатность – в руках провиденья, жизнь и смерть – судьба.

Зачем же тогда прибегать к обману, достаток стремясь свой умножить?

Пороки бесчисленны, разве могу я все перечислить их?..

Я удостоился чести великой, душа возносилась на небо.

Все, что сказал я, правдиво и точно, без преувеличения,

Мои отцовские чувства сильны, вас не забуду я!

Слов не хватает, чтоб выразить мысли, вот почему слов много.

Тех, кто в жизни творит добро, милостью небо одарит.

Тех, кто погряз в злодействах, в грехе, господь проклянет
навеки.

Небу послушным он жизнь сохранит, всех непокорных погубит.

В почтенье склонитесь все перед ним и будете счастливы,
люди.

Тайпинское восстание. 1850–1864.
Сб. документов. – М, 1960. – С. 131–136.

 

№ 3. ХУН СЮЦЮАНЬ.
ПОУЧЕНИЕ ОБ ИСТИННОМ ПУТИ К ПРОБУЖДЕНИЮ МИРА

1845 г.

Извлечения

Большому счастью сопутствует большая душа. Человек, обладающий большой душой, – великий человек. Малому счастью сопутствует мелкая душа. Человек, обладающий мелкой душой, – маленький человек. Так было всегда. Тайшань[12] не пренебрегла землей, [покрывающей ее склоны], и потому смогла вознестись ввысь. Большие реки и моря не гнушаются мелкими притоками и потому полноводны. Хороший государь не отворачивается от простого народа и потому достигает вершин добродетели. Все это – проявления большой души. К сожалению, в наши дни стало трудно находить такие примеры. Истина разрушается, сердца людей становятся опустошенными. Их симпатии, их ненависть – все определяется корыстными побуждениями... Раз человеческая мораль, людские сердца стали такими, как же могут люди не чернить друг друга, не соперничать, не бороться друг с другом, не предаваться взаимному избиению, обрекая себя на гибель? Люди с маленьким кругозором не могут иметь большой души. В этом все дело...

А как было в старину, в эпоху трех династий? Тогда люди заботились друг о друге, помогали друг другу в несчастьи, держали свои двери открытыми для всех, не поднимали на дороге вещей, утерянных другими. Мужчины и женщины шли разными путями. Людей выбирали [на должности] за их добродетель!.. Вот почему Конфуций сказал: «Когда восторжествует великая истина, в Поднебесной воцарится справедливость. [На государственные должности] будут выбирать людей мудрых и способных. [В отношениях между людьми] воцарятся доверие и дружба. И тогда не только дети будут почитать своих родителей, родители любить своих детей, но старые смогут спокойно доживать свой век, сильные найдут применение своей силе, юные получат возможность для здорового роста, вдовцы и вдовы, сироты и бобыли, убогие и больные будут окружены заботой, мужчины будут выполнять свой долг, женщины обретут семью, вещи не будут оставаться без употребления и не будут скапливаться у одного человека, способности людей будут использоваться полностью и не будут служить интересам одного человека. И тогда придет конец предательству, лжи, интригам и скрытности, тогда не будет больше грабежа, краж, смуты и бандитов, тогда будут открыты для человека двери любого дома. Вот что называется всеобщим единством! » А сейчас? Где обретем мы такой мир? Однако, когда хаос достигает предела, приходит порядок, когда мрак достигает предела, приходит свет. Таков закон неба. Ныне ночь ушла и взошло солнце...

Но разве может мир, столь долго пребывавший в ереси и лжи, в один день превратиться в царство истины и справедливости? Разве может мир, где столь долго процветали оскорбления, соперничество, борьба и убийство, в один день превратиться в мир, где сильный не обидит слабого, много людей не пойдет на одного, умный не обманет глупого, смелый не посмеется над робким? В «Ицзине»[13] говорится: «Когда люди выходят вместе на широкий простор, они достигают успеха. Если же они замыкают себя в узком кругу, они становятся корыстолюбивыми, их души мельчают». Большой душе сопутствует большое счастье. Человек, обладающий большой душой, обретает величие. Мелкой душе сопутствует малое счастье. Человек же, обладающий ею, прозябает в ничтожестве. Как может человек решительный и умный подрывать гармонию неба и земли? Ведь таким путем он уподобляет себя лягушке, которая смотрит на небо со дна колодца!

Там же.– С. 136–138.

 

№ 4. ХУН СЮЦЮАНЬ.
ПОУЧЕНИЕ ОБ ИСТИННОМ ПУТИ К ПОЗНАНИЮ МИРА

1846 г.

Извлечения

Поднебесная – одна семья. Все люди братья. Почему это так?..

Кун Цзи[14] сказал: «То, что небо вложило в человека, есть то общее, что свойственно всем людям». В «Шицзине»[15] говорится: «Народ рожден небом». В «Шуцзине»[16] говорится: «Народ сошел с неба».

Эти слова предельно ясны и не вызывают ни малейшего сомнения. Именно поэтому мудрецы рассматривали Поднебесную как одну семью. Они заботились о простых тружениках, как о своих родных братьях, и не позволяли себе ни на минуту забыть о всей Поднебесной. А в наше время появились еретические учения о том, что владыка ада определяет судьбу, жизнь и смерть человека. Все это не что иное, как козни дьявола, змия-искусителя. Эти учения полны нелепостей и фантазий. С их помощью дьявол дурманит и улавливает души людей. Мы, братья и сестры, живущие в мире, должны искоренить и искореним эти учения. < …>

Люди, не размышляющие над содержанием прочитанного, не верят имеющим хождение каноническим книгам, древним и современным, китайским и заморским, а верят случайно появившимся книгам вздорных людей. Разве это не следствие заблуждения? Во всем этом повинна только природа людей: они любят жизнь и страшатся смерти, стремятся к счастью и боятся несчастья. Когда в человеческом сердце господствуют эти чувства, оно становится легко уязвимым [для ереси]...

Еще прискорбнее то, что, если потомки их возгорят желанием познать закон неба и земли, им неоткуда будет черпать знания. Велика страсть людей ко всему чудесному. Они не ищут ни начала, ни причин, ни следствия и лишь жадно прислушиваются ко всему, что кажется им чудесным... Господь бог – отец всего сущего в Поднебесной... Иные упрямцы говорят: «Богу мы молиться должны, но ведь, несомненно, есть и другие божества, помогающие богу заботиться о людях, защищать их. Например, разве может государь управлять государством, не прибегая к помощи своих министров? » Эти люди не понимают того, что государь сам создает свое правительство, по своему усмотрению назначает и использует своих министров, и только поэтому министры в состоянии оказывать ему помощь в государственных делах. Что же касается деревянных, каменных, глиняных, бумажных и рисованных идолов, то ведь они созданы самими людьми. Велел ли господь бог создать их? Нет, не велел... В Ветхом завете говорится, что господь бог спустился на гору Синай и собственноручно высек на камне десять заповедей. Он обратился к Моисею с таким наставлением: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу [и что в воде ниже земли], не поклоняйся им [и не служи им], ибо я – господь бог твой...».

Вы, люди, тем не менее создаете идолов и ищете у них защиты, утверждаете, что хлеб насущный и одежду вам дает Будда... Вы поклоняетесь дьяволу, дурманящему и улавливающему души людей, но вы не поклоняетесь тому, кто совершенно ясно представляет собой истинное и священное божество – небесному отцу, для которого все люди – дети; тому, кого ищущий да обрящет, который откроет дверь каждому, кто постучит в нее, кому мы должны возносить хвалу каждое утро и каждый вечер...

Все деревянные, каменные, глиняные, бумажные и рисованные идолы, существующие на земле, появились потом. Они созданы руками людей, которым дьявол омрачил души и помутил разум и которые попали таким образом в сети, расставленные владыкой ада...

Подумайте сами, какой из двух путей лучше? Прозрейте, проснитесь же, люди, братья и сестры Поднебесной!..

Там же. – С. 139–146.

 

№ 5. ХУН СЮЦЮАНЬ.
КНИГА НЕБЕСНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И ВОЗВЕЩЕНИЙ
ИМПЕРАТОРСКОЙ ВОЛИ

Г.

Извлечения

Во 2-м месяце (апрель) года Му-шин (1848) наш небесный отец сошел на землю и показал несчетные чудеса и могущество, сопровождаемые явными доказательствами, которые содержатся в книге Прокламаций. В 9-м месяце того же года наш небесный старший брат Спаситель Иисус сошел на землю и также показал несчетные чудеса и могущество, сопровождаемые явными доказательствами, которые содержатся в книге Прокламаций. Но чтобы ни один человек из всего нашего собрания, большой или малый, мужчина или женщина, офицер или солдат, не мог не иметь отличного познания святой воли и повелений нашего небесного отца и отличного познания святой воли и повелений нашего небесного старшего брата и так незнаемо провиниться против небесных поведений и законов, для того мы особливо рассмотрели разные прокламации, содержащие самые важные законы и повеления нашего небесного отца и нашего небесного старшего брата, и, приведя их в порядок, мы издали их в виде книги, чтобы вся наша община могла успешно читать и помнить их и тем избегнуть проступков против небесных законов и делать то, что приятно нашему небесному отцу и небесному старшему брату. К этому присоединены некоторые из наших царских прокламаций, чтобы ознакомить вас с законами и заставить вас жить в боязни их. Уважайте это.

14-го дня 3-го месяца года Синь-хай (1851) в деревне Тун-чин (в уезде Ву-сюк) небесный отец обратился к толпе, сказав: «...Я послал вашего господина на землю, чтобы он сделался государем неба; каждое слово, которое он говорит, есть небесное повеление; вы должны быть послушны; вы должны верно помогать своему господину и почитать вашего государя; вы не должны действовать беспорядочно или быть непочтительными. Если вы не будете почитать вашего господина и государя, каждый из вас будет вовлечен в неприятности».

18-го дня 3-го месяца (23 апреля) года Синь-хай (1851) в деревне Тун-чин (в уезде Ву-сюк) небесный старший брат Спаситель Иисус обратился к толпе, сказав: «О мои младшие братья! Вы должны исполнять небесные законы и слушаться повелений, которые даны вам, и жить в мире между собой; если начальник не прав, а подчиненный несколько прав; или если подчиненный не прав, а начальник несколько прав, то не записывайте из-за одного выражения дело в книги и не начинайте ссоры и вражды. Вы должны делать добро и облагораживать свое поведение; вы не должны ходить по деревням и забирать чужое добро. Если вы идете в шеренге, чтобы воевать, вы не должны отступать. Если у вас есть деньги, вы должны сделать их всеобщими, а не смотреть на них, как на принадлежащие тому или другому. Вы должны с соединенными сердцами и силами вместе завоевывать холмы и реки. Вы должны бы снискать путь в небо и войти в него; хотя теперь работа трудна и печальна, но мало-помалу вы будете произведены в высшие чины. Если же после того, что вас научили, один из вас нарушит небесные законы, или будет пренебрегать данными вам приказаниями, или ослушиваться своих офицеров, или отступать, когда вас ведут в сражение, то не будьте удивлены, если я, ваш возвышенный старший брат, дам приказание умертвить вас».

13-го дня 7-го месяца (18 августа) года Синь-хай (1851) в деревне My Иисус, небесный старший брат, очень порицал народ за то, что он утаил свои вещи, а не посвятил их общей пользе, чтобы тем доказать свою верность делу.

В тот же вечер около десяти часов на холме красных шипов, в чайном уезде, наш небесный отец, великий Бог и всевышний Господь, сказал: «...Теперь я, ваш небесный отец, лично сошел на землю, чтобы руководить моих деток; я вижу, что некоторые из вас непокорны небесным законам, и всякий раз, когда вы вступаете в дело, вы не действуете в согласии. Подумайте, чей рис вы едите и в какое дело вы вступили. Когда вы посланы убивать чертенят (ваших врагов), зачем вы не более согласны, зачем вы не напрягаете ваших сил и не двигаетесь вместе вперед в сражении? Я, ваш небесный отец, говорю вам ясно, что с этого времени, если, убивая чертенят (ваших врагов), один из вас откажется идти вперед или заведет ссору, вы можете быть уверены, что небо это знает, как вы сами знаете все об этом. Подумайте, что я, ваш небесный отец, могуществен и требую, чтобы вы все, детки, исполняли приказания; если вы опять ослушаетесь, то не будьте удивлены [если я накажу вас]. Каждый из вас должен быть чистосердечен и мужествен, исполняя труд неба».

На другой день (19 августа) рано утром великий Бог сказал: «Для кого ваш небесный отец сошел на землю? Для кого Иисус положил жизнь свою? Небо прислало вашего короля, чтобы он был истинный государь»...

7-го дня 8-го месяца года Синь-хай (13-го сентября 1851 г.), находясь в городе Юн-нань, государь неба издал прокламацию, прося каждого офицера и солдата, во всех легионах и лагерях, обнаруживать общественный дух и не быть себялюбивым, а быть общего мнения; так чтобы он мог ответить за это нашему небесному отцу, нашему небесному старшему брату и нам. С этих пор ведено вам, солдаты и офицеры, что если вы избиваете чертенят и берете их города, все золото и серебро, шелковые и атласные материи с драгоценными вещами, которые достаются, вы не должны утаивать для собственного употребления, но должны все приносить в святую казну нашего небесного двора. Те, которые провинятся в этом, будут осуждены. Уважайте это.

10-го дня 8-го месяца года Шинь-дзе (15-го ноября 1852 г.) в Чань-ши государь неба издал прокламацию всем офицерам и солдатам общины, большим и малым, приказывая им с этого времени не скрывать для собственного употребления золото и серебро, а приносить все в святую казну нашего небесного двора; если кто провинится в этом отношении, как скоро это откроют, ему отрубят голову в пример всем другим.

Уважайте это.

25 дня 10 месяца года Синь-хай (30 ноября 1851 г.), находясь в Юн-нани, наш государь неба издал прокламацию, предписывая всем офицерам и солдатам общины, большим и малым, твердо знать истинное учение и следовать ему, а именно: наш небесный отец, великий Бог и всевышний Господь, есть один истинный дух (Бог); кроме нашего небесного отца, великого Бога и всевышнего Господа, нет истинного духа (Бога). Великий Бог, наш небесный отец и всевышний Господь, всеведущ и всесущ, всевышний над всем. Нет живого существа, которое не произведено и не держится им... Оттого с этого времени вы все, солдаты и офицеры, можете называть нас вашим господином – и это все; вы не должны называть меня всевышним, чтобы не смешать с названием нашего небесного отца... Итак, наш небесный отец и наш небесный старший брат одни святы... вы не должны называть меня святым, чтобы не смешивать с названием нашего небесного отца и небесного старшего брата... Мы теперь определили называть главного государственного министра и главного генерала именем восточного князя, потому что он имеет попечение о всех областях в восточной стране; мы также назначили называть второго государственного министра и помощника главного генерала западным князем, потому что он имеет попечение о всех областях западной страны; мы далее назначили называть генерала авангарда южным князем, потому что он имеет попечение о всех областях южной страны; мы также назначили называть генерала арьергарда северным князем, потому что он имеет попечение о всех областях северной страны; мы также назначили нашего брата Шита-хая помощником государевым, чтобы он помогал поддерживать наш небесный двор. Все эти князья, выше названные, должны быть под ведением восточного князя. < …>

Березин И.Н. Китай и отношение к нему Европы // Современник –1858.– Т. 72. – С. 488–500.

 

№ 6. ЯН СЮЦИН, СЯО ЧАОГУЙ.
МАНИФЕСТ О НЕОБХОДИМОСТИ УНИЧТОЖЕНИЯ СЕВЕРНЫХ ВАРВАРОВ ПО ВОЛЕ НЕБА [17]

Извлечения

...Люди, вас много, внемлите нашим словам. Наша Поднебесная принадлежит богу, а не северным варварам.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1508; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.125 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь