ГЛАВА ВОСЬМАЯ 1986 - 1993. СВЕТ ОЗАРЯЕТ ПУТЬ.
"...-Ну вот, мистер Копперфилд, повернувшись ко мне, смиренно сказал Юрайя. -Дело обернулось не совсем так, как можно было ждать..." Чарльз Диккенс. " Дэвид Копперфилд"
|
Естественным следствием провала альбома " Equator" стал уход Голби и Синклера в 1986 году. Нелёгкая работа по отбору достойной замены, как и в 81-ом, вновь ложится на плечи Мика Бокса. Он присматривается к клавишнику Филу Лэнзону, чьё прошлое было освящено участием в группах " Grand Prix", " Sad Cafe" и супергруппе " The Sweet". Фил находился в Тасмании, когда получил приглашение от Хип, на которое откликнулся, не мешкая, так как, оказывается, " мыслил в том же духе" и, кроме того, писал сам.
На место Голби пришёл Стив Фонтэйн. " Вот этот был безнадёжно плох, -вспоминает Бокс. - Я не мог поверить, что можно быть настолько непрофессиональным. Он имел сильный голос, но поведение его было невероятным: он мог уйти погулять во время репетиции и совсем пропасть. Он мог перепутать место выступления и однажды сделал это во время выступления в Сан-Франциско". После американского турне Фонтэйн уволен. " Сия печальная глава стала последним недоразумением в длинной карьере Хип", -заметил Бокс. И оказался прав. Начиная с 1987 года Хип являют собой самый стабильный состав.
|
Bernie Shaw
|
Мик быстро находит замену Стиву Фонтэйну, да ещё какую! Новым вокалистом становится канадец Берни Шоу, подлинная находка Хип восьмидесятых; но это выяснится несколько позднее, а пока он - бывший вокалист " Grand Prix", " Praying Mantis", " Stratus". По совету Ховарда Мензеса, менеджера группы " Grand Prix", Бокс прослушал Берни на закрытии прощального турне группы " Stratus" в зале " Marquee" и понял.что на этот-то раз не ошибся. " Казалось бы, всё вставало на свои места, - вспоминает Мик, - Шоу знал обработки всех песен групп ещё с тех давних времён, когда он выступал в " Cold Sweat" в Канаде". Берни Шоу, естественно, тоже был счастлив принять предложение Хип и присоединиться к такой легендарной группе!
Освободившись от старых патронов еще год назад, Хип сотрудничают с фирмой " Miracle Group of Companies". " Я был знаком с этой группой в течение нескольких лет, - говорит босс фирмы Стив Паркер, - и всегда удивлялся их стойкости. Когда они предоставили нам шанс, нам не нужно было думать дважды. Но история групп с таким же славным прошлым, как у Хип, и история самих Хип - не совсем одно и то же. Они, не в пример многим, всегда стремились расширить свои горизонты, посещая множество стран и безостановочно экспериментируя..." Хип прорвались в большинство стран за " железным занавесом", а в конце 1987 года под эгидой фирмы " Miracle" они предпринимают, пожалуй, самое вызывающее путешествие - в Россию. В свете гласности и перестройки отношение Советов к рок-музыке стало меняться, и благодаря венгерскому посреднику Ласло Хегедушу, сотрудничавшему с " Miracle", гастроли хипов в Москве стали реальностью. " Юрайя Хип" становится первой западной рок-группой, которая играла на родине " Столичной" и черной икры.
Десять вечеров перед русскими стали не просто очередным достижением Хип, но и крупным прорывом Запада в Советы, распахнув двери для таких групп, как " Scorpions", " Bon Jovi", " Motley Crue", " Status Quo", " Wisbone Ash", " Nazareth", " AC/DC", " Iron Maiden" и т.д. " Мы осознаём, что являемся посланцами Запада, - заявил Мик Бокс корреспонденту журнала " Music Week". - Если б мы, побывав в России, устроили хаос и опустошение своей музыкой, тогда бы возникли реальные, а не придуманные " железные занавесы" для других команд, которые хотели бы приехать к русским. Мы были своеобразной лакмусовой бумажкой... Очень важно было дать понять людям, что мы представляем из себя в музыкальном отношении", - объясняет Бокс, считавший Россию не иначе как сплошь населённой " рок-питекантропами". Но концерты в Москве стали не только прорывом Запада в СССР: они явились рывком в творчестве Хип, выпустивших год спустя, несмотря на неблагоприятные финансовые обстоятельства, памятную концертную пластинку " Live in Moscow". Диск стал первой записью на студии " Legacy Records" и четвёртой зальной записью в истории Хип. Наиболее примечательны в " Live in Moscow" три новые записи, среди которых " Mister Majestic" Фила Лэнзона.
В Британии " экскурсия в Советы" получила широкую огласку и на волне модной " Perestroika" вновь привлекла внимание к группе. " Это смешно, -говорит Бокс корреспонденту журнала " Kerrang". - Очевидно, в силу того, что наши профили на Родине не были столь же выпуклыми, как обычно, многие подумали, что мы уже мертвы и похоронены. Но за последние семнадцать лет не было ни одного года, когда бы мы не предпринимали широкомасштабных турне, которые читаются как график путешествия вокруг света за восемьдесят дней". После концертов в Москве хипы выступают в Праге как первая гастролирующая западная группа, затем четыре шоу в Восточном Берлине и выступления в Болгарии, собравшие в общей сложности восемьдесят тысяч зрителей.
После гастролей " за занавесом" Хип возвращаются на родину, чтобы в августе 1988 года принять традиционное участие в Reading-фестивале. Группа завоёвывает заслуженное признание и пожинает все лавры, какие только можно было вообразить. Закономерным итогом поистине феерического возрождения группы стало то, что известный критик Дэйв Лайнг из журнала " Raw" назвал Хип " Группой года". Это был тот редкий случай, когда музыкальная пресса писала об " Юрайя Хип" правду! Обласканная непривычными восторгами музыкальной критики группа предпринимает турне по стране с малокоммерческой командой " The Dogs D'amour".
|
Берни Шоу, Мик Бокс, Владимир Нечаев
|
После выхода в 89-ом альбома " Raging Silence" Хип вновь отправляются в СССР, чтобы выступить перед ста тысячами зрителей в Ленинграде. Затем Вроцлав (Польша), шесть концертов в Бразилии, открытый концерт в Восточном Берлине, представления в Британии, в частности, в лондонской " Астории", где снимался фильм " Raging Through the Silence"; турне по Греции, Испании, Финляндии и даже визит в Эстонию.
Таким образом, в 1989 году Хип посетили 37 стран, которые были тронуты мгновенно узнаваемой гитарой Мика Бокса. " Я только что получил паспорт на год, а в нём уже не осталось чистых страниц! - воскликнул восхищённый Берни Шоу. - Я люблю дорогу, она никогда не надоедает. Так здорово, что думаешь о ней." Ещё большим энтузиастом гастрольной деятельности оказался Лэнзон. Очевидно, хипы готовы " стирать границы" ещё двадцать лет. Дух, царивший в группе, позволил Болдеру заявить, что " последние два года были для него самыми радостными за всё пребывание в Хип."
" Поговорите с Миком Боксом. И если у него будет такая возможность, он, конечно же, вспомнит историю Хип с блеском в глазах и улыбкой на устах, как любой путешественник, который только что вернулся из долгого путешествия, он, равно как и Ли Керслэйк, Тревор Болдер и, конечно же, Кен Хенсли, вспомнят успехи и неудачи, взлёты и падения с величайшей любовью. Они не пожалеют ни об одной ушедшей минуте. У них были счастливые дни, и они не закончились наверняка! " -гласит статья к тройному компакт-диску " Две декады в роке" (1990). Однако утрём слёзы умиления и вернёмся в 1985 год, когда о группе под названием " Юрайя Хип" начали просто забывать. И забыли б, если бы Бокс не сумел вовремя " перегруппироваться", пригласив нового клавишника с манерой игры, чрезвычайно похожей на стиль Кена. К сожалению, Фил не обладал композиторским дарованием Хенсли, и, судя по тому, что выходило из-под его рук, мягкость и лиричность ему не свойственны.
Зато новый фронтмэн Берни Шоу со свежим, чистым, живым вокалом стал настоящей удачей Мика и всех хипов. Это не Дэвид Байрон и не Джон Лотон, это Берни Шоу, один из самых интересных и примечательных рок-певцов восьмидесятых. Шоу попадает в Хип в момент, когда группа находилась в низшей точке своего падения и ей не оставалось ничего другого, как искать спасения в старом репертуаре. Берни пришёлся как нельзя кстати - ему удалось то, что никак не удавалось Лотону и особенно Голби - приблизиться к традиционному " марочному" вокалу Хип, благодаря чему давно задуманный спасительный (как это ни странно, поскольку предыдущий " зальник" 1979 (86-го) года остался незамеченным) зальный альбом с максимальным количеством старых хитов стал реальностью.
Случилось невозможное: ностальгический и одновременно свежий вокал, новая интерпретация старых хитов вытолкнули группу на привычную сияющую орбиту, Шоу и Лэнзон исполняли то, что слышали с самого детства и много раз мечтали исполнить со сцены - это не могло не воодушевлять их и позволило стать источником оптимизма Хип 87-го, подарив истории рока феномен чудесного возрождения группы, спасти которую, казалось, не могло уже ничего. Самым удачным выступлением этого состава, на наш взгляд, стал московский концерт в " Олимпийском". На этом шоу, преодолев две с половиной тысячи километров, удалось побывать и автору сих строк. Живо вспоминаются памятные ощущения того дня декабря 15-го года 1987-го, когда и состоялось столь знаменательное для Хип и вашего покорного слуги событие. Десять концертов Хип в Москве с 7 по 16 декабря. Слава Богу, не произошло никаких катастроф, " трауров" и связанных с этим отмен концертов, как это случилось во время гастролей " Пинк Флойд" спустя два года. Первую рекламу о приезде Хип в СССР сделали величайшие шоумены программы " Взгляд". Автор до сих пор помнит лицо и голос Юрия Любимова, дважды объявившего о начале гастролей Хип в СССР и показавшего пару клипов как с Байроном, так и с Лотоном. Любимов, вспоминая Кена, " Июльское утро", Мика, путался в словах и терминах и, наверное, страшно волновался вместе с нами. Позднее " Взгляд" возьмёт коротенькое и забавное интервью у Берни Шоу и Мика Бокса, травившего простодушному Дмитрию Захарову традиционные байки про якобы украденную перед вылетом любимую гитару. Сами устроители концертов вовсе не утруждали себя какой-либо рекламой, за исключением щита возле " Олимпийского" с горделивой надписью " Юрай Хип" в Москве" (не опечатка). Поток публикаций о гастролях в прессе обрушится на русских позже, но мы об этом тоже скажем попозже.
До сих пор неизвестно, какой доход принесли гастроли Госконцерту, и нет никакого сомнения, что почти ничего они не дали Хип; но тем не менее билеты стоили в среднем 4 рубля в ценах 1987 года, а " Олимпийский" пропустил через себя 180 тысяч человек. Естественно, в кассах было пусто, но все, кто хотел попасть на концерты, добился своего. Во всяком случае, мы с приятелем купили билеты перед самым началом концерта, заполучив довольно приличные - если не считать того, что минимальное расстояние от сцены до первых рядов составляло тридцать метров - места. Ещё за час до начала к " Олимпийскому" двинулась громадная толпа фанов, которая заполнила до отказа все ярусы, за исключением отгороженного амфитеатра.
Мой спутник, узнав о намечавшихся гастролях Хип, ни секунды не сомневался, стоит ли ехать в Москву на хипов " вживую". И какого же было наше удивление, когда мы встретили ещё одного фана из родного города, воскликнувшего на наш немой вопрос " И ты здесь? ": " А как же иначе! ". На концертах побывала масса " хипоманов" со всего Союза, как новичков, так и фанов " со стажем", в основном после тридцати. Уму непостижимо, но многие успели побывать ещё на концертах группы " Wishbone Ash" (информации о гастролях которой не было вовсе), проходивших в Ленинграде одновременно с шоу Хип. Кстати, концерты " Wishbone Ash" многим меломанам понравились больше.
Однако вернёмся к прелюдии чудного действа. Нагрузившись пепси-колой и осетриной (в те старые добрые времена в буфете ещё водились бутерброды с осетриной и икрой, доступные по цене всем смертным), фаны проследовали к своим местам. Все уже знали, что разогревающим составом будут " Земляне", которых выбрали сами хипы, очевидно, по принципу " наименее худшее из худшего". Мы, естественно, были не согласны с Хип и считали, что на таком легендарном концерте " разогрева", тем более в лице " Землян", не требовалось вовсе. Зачем было лишний раз подчёркивать убогость тогдашнего официального советского рока? Самым непостижимым было то, что " Земляне", работая вот уже девять дней практически на тех же самых инструментах, что и Хип, с теми же звуко- и светооператорами, и не думали прогрессировать; совместная работа никак не отразилась даже на качестве звука: полная какофония, шум; хотя " Земляне" пели на русском, нельзя было разобрать ни единого слова.
Ожидая истинных кумиров, народ откровенно дурел и изнывал всю получасовую пытку, устроенную соотечественниками. Затем нас почему-то выгнали из зала и морили в томительном неведении ещё минут сорок. Уже не казавшиеся столь аппетитными бутерброды были плохой компенсацией необъяснимо затянувшейся паузы, усугублявшейся ужасающим количеством милиции, стянутой, казалось, со всей страны и зорко высматривавшей возможных жертв. Ожидание стало невыносимым. Никто понятия не имел о том, что представлял из себя новый Хип и каким будет новый звук, мы были одновременно восторжены и напряжены - никто не хотел услышать второй " Экватор", увидеть ещё одного Пита Голби; никто не хотел разочароваться окончательно и навсегда...
|
Игорь Котельников и Мик Бокс
|
Протяжный низкочастотный гул предварил концерт в полной темноте. Вспышка света - хотя световое оборудование, не принадлежавшее Хип, было довольно скромным - ослепила и оглушила, но только на мгновение: мы явственно слышали " Bird of Prey", с которой часто начинали свои концерты " настоящие" хипы! Уже через минуту зал " отпустило". Полный фурор наступил в момент, когда запел Шоу. Два года не было в живых Байрона, но, казалось, его дух вселился в Берни, настолько похожим и даже лучшим был голос нового вокалиста Хип. Многие, особенно с дальних рядов, не могли поверить в чудесное перевоплощение и принялись искать с помощью биноклей и подзорных труб памятный усатый лик. Перед нами стояла невероятная задача впитать в себя и не забыть ни единого мгновения этого действа, ибо снимать и записывать традиционно категорически запрещалось.
Звук был великолепным, мы слушали каждый пассаж Мика, каждую ноту, каждую клавишу в каждой точке зала, несмотря на то, что акустика в " Олимпийском" не сказать что плоха - ужасна. Особенно хорош был вокал - мы понимали каждое слово, хотя Берни пел, естественно, по-английски. Да, звукоинженеры Хип, сидевшие за громадным пультом, ели свой хлеб не зря!
Сцена была не очень большой и, уставленная рядами громадных колонок, практически не оставляла места для разбега Берни и Мику; но мы уже успели понять, что перед нами наш, стопроцентно наш Хип. Когда пошла " Stealin", и Шоу старательно выпевал каждую ноту, мы перестали жалеть руки и голосовые связки. В тот вечер хипы исполнили шестнадцать композиций, правда, назвать самостоятельными вещами фантастические соло и эскапады Керслэйка и Мика было сложно. В вышедший позже диск, к огромному сожалению, не войдут ни соло, ни вокальная партия Ли, ни соло Фила на клавишных, ни " Подмосковные вечера" в исполнении Лэнзона.
Затем хипы " обкатывают" новый репертуар, часть которого частично войдёт в альбом " Raging Silence"; но мы ждали " July Morning". Ждать пришлось довольно долго, так как Хип решились на нестандартный шаг: во время соло на ударных Болдер и Лэнзон, сойдя со сцены с правой стороны, а Бокс и Шоу с левой, к ужасу милиции и к нашему восторгу, пересекают " мёртвое" тридцатиметровое пространство и, достигнув первых рядов, начинают брататься со зрителями. Можно себе представить, насколько хипы знают силу своей магической музыки и умеют управлять публикой, если не побоялись " пойти в народ", не пропустив никого из первых рядов. Хип, протестовавшие против тридцатиметровой " бдительности", сделали всё возможное, чтобы показать нам, что мы вместе, став для нас навсегда своими.
Наконец Мик берёт в руки акустическую гитару и начинает исполнять " Rainbow Demon" из " Demons and Wizards". Это был класс! Публика уже не могла свистеть и визжать - мы просто выли от восторга. И вот тут-то, после полного затемнения и последовавшей вспышки всех прожекторов и лазеров, полилась она - " Июльское утро". Атмосфера в зале достигает апогея: кто-то теряется в ощущении фантастической нереальности происходящего, кто-то подпевает хипам, разница в поведении между закоренелыми фанами и новичками, слышавшими Хип впервые, стирается окончательно. Наверное, никогда не найти слов, чтобы описать то, что творилось с хипами и публикой в момент, когда весь зал пел " July Morning". Шоу исполнил её ничуть не хуже Байрона и уж много лучше Лотона и Голби. Голос Берни, словно машина времени, физически переносил в начало семидесятых. Нет ничего удивительного, что после московских гастролей популярность Хип вспыхнула с новой силой; благодаря Берни Шоу их пение в " Олимпийском" было очень близко к эталону.
Почти двухчасовой концерт с массой суперхитов продолжен семиминутным соло Бокса, вытворявшего на своих гитарах, которые ему подносили, как оладьи, нечто неописуемое. Перед нами был рок-гитарист из первой десятки лучших, это не вызывало никакого сомнения. Звучит " Gypsy", украшенная соло Керслэйка и Лэнзона, удивительно точно передавшего все находки Кена. Лэнзон буквально лежал на инструменте, играя локтями, ногами, головой, туловищем и задом, увлекшись настолько, что свалил одну из стоек, так что выручать его пришлось целой толпе техников.
Кроме конфуза с Лэнзоном, были мелкие сбои со звуком и доставкой " свежих " гитар Боксу. Но техники работали блестяще, и эти неизбежные на концерте сбои остались незамеченными основной массой слушателей. Хипы выкладывались полностью - высившиеся подле каждого из них высоченные стопки полотенец таяли с каждой песней.
За " Цыганкой" последовали новые вещи, в ином порядке, нежели на диске " Сам в Москве". На едином дыхании спета " Easy Livin" и еще две новые песни, после чего группа удалилась " в покои". Затемнение свидетельствовало о том, что концерт окончен. Но у публики были другие планы: даже если бы хипы играли весь день, этого все равно не хватило бы фанам - так мы изголодались по живой музыке! Накатило отчаяние. Никто не уходил. Никто ничего не хотел понимать. Прошло десять минут. Выходит Керслэйк и кричит в зал: " Rock and roll all right? " Боже! Да, конечно же, " All right! " - орём мы в ответ, не поняв в последовавшей речи Ли ни слова и одновременно понимая все; Ли прикладывается к какой-то бутылке и выдает потрясающее соло на ударных. Он настолько вошел в раж, что начал выкрикивать какую-то шаманскую песню рок-ударников. На помощь Ли выскакивают остальные хипы и на огромном подъёме исполняют " Look at Yourself", а зал с неменьшим воодушевлением принимает её. Это была фантастика! Помахав мокрыми полотенцами на прощание, живые, настоящие хипы ушли со сцены, а мы без единого слова потянулись к выходу; каждый из нас был опустошен, из нас будто вынули всю душу.
Шли люди, прикоснувшиеся к Величайшему Шоу. Шли молча, слов действительно не было. Молчали и толпы милиционеров - какими прекрасными психологами оказались Хип и бездарными - Госконцерт, пытавшийся лишить их живого контакта с публикой.
Хип обещали приехать через год и сдержали слово, дав концерт в Ленинграде. Но об этих гастролях не было ни слова как до, так и после выступлений. Для видеоверсии, снимавшейся одновременно нашим телевидением и компанией - устроительницей концертов, 12 декабря в 15 часов были собраны 8ОО специально подобранных фанов, изображавших бурный восторг публики в том самом " мертвом" пространстве перед сценой, пока хипы исполняли пять песен для фильма. На видеокассетах фильм появился лишь в конце 1990 года. А вместо обещанной прессой видеодорожки московского концерта в 89-ом и 90-ом вышли две видеокнижки с лондонскими концертами (практически дублирующими друг друга) в " Астории" и в безымянном концертном зале.
Тогдашняя советская пресса написала о Хип на удивление много. Из всего опубликованного, по едкому замечанию журнала " Крокодил", можно было сделать три вывода: 1) все семнадцать лет своего существования Хип только и мечтали приехать в СССР, 2) все семнадцать лет советская общественность только и ждала приезда Хип, 3) Мик Бокс восхищен игрой " Землян", ибо ничего подобного ему слышать не приходилось.
- Что вы скажете о советских зрителях, Мик? (" Крокодил" ). - Они славные ребята. Совсем не боялись вашей полиции. У нас бы при таком количестве охраны все сидели бы на своих местах, как мыши. С вашими зрителями легко вести диалог. Они понимают нас с полуслова. Мы не ищем поклонников, они сами находят нас. Нам не нравятся назойливые вопросы ваших журналистов о наркотиках...
О Хип (в интерпретации газет они же " Юрай Хип", " Урия Хип", " Юрая Хип" и т.д.) умудрились написать даже " Пионерская правда" и " Комсомольская жизнь", не говоря уж об " Огоньке", " Комсомолке", " Аргументах и фактах", " Смене", " Советской культуре", " Ровеснике" и т.д. О " Землянах" тоже писали все: " Невинная жертва" (" Крокодил" ), " Земляне" были " Землянами" (" Комсомольская правда" ) и т.д. " Советская культура" о " Землянах" якобы словами Ли Керслэйка: " Мы поражены замечательной советской группой. Ничего подобного мы не слышали..." Керслэйк о " Землянах" в версии " Ровесника": " В том, что я слышал, рок-музыки, простите, не было. Я посмотрел и послушал, как работает барабанщик сопровождавшей нас группы. У него же в работе лишь малая часть ударной установки. Почему? Извините, но это выглядит как любительство..."
" Студенческий меридиан" выяснил, что Берни Шоу любит " Whitesnake", " Aerosmith" и " Iron Maiden", а Мик умиляется успехам своего сына Пул-Майка в игре на гитаре. Бокс порассуждал о музыке и даже, напрягшись, выдал " теоретическое" рассуждение: " Мы играем то, что чувствуем сердцем". Во как! Но больше всех не зевал и не упускал своего Керслэйк, посоветовав " не зевать и не упускать своего в жизни". Ли дал большое интервью " Ровеснику", где подробно поведал о " Землянах", что мы уже прочитали, а также о себе: " Мне сорок лет, и двадцать с лишним из них я сижу за своими барабанами. Я занимаюсь тем делом, которым только и хочу заниматься... Я буду продолжать играть, сколько смогу. Пока еще могу, и я счастлив".
О Мике Боксе: " В настоящего профессионала я стал превращаться только в Хип. Я благодарен Мику Боксу на всю жизнь, потому что, если бы он не заметил, не вытащил меня, может, я так бы и остался одним из многих барабанщиков в группах " заднего плана".
|
Тамара Казакова и Ли Керслейк
|
О поклонниках: " Наши поклонники тоже стареют вместе с нами, и вот что интересно: они требуют от нас, чтобы мы и сейчас делали такую музыку, как пятнадцать лет назад, во времена их и нашей юности. Но это же невозможно! "
О Кене Хенсли: " Кен мой друг, я его очень люблю, он прекрасный человек, но он уже не может работать. Он слишком много пьёт..."
О группе под названием " Юрайя Хип": " От старых Хип остались только мы с Миком. Так уж получилось, что у нас сменилось много музыкантов, но наш нынешний состав мне очень нравится".
Придя в себя после выступления хипов в Москве, насладившись концертным " Live in Moscow", мы стали ждать их новую студийную пластинку. " Raging Silence" вышла в мае 1989 года. Новый альбом был записан и смикширован в Лондоне в течение двух месяцев. " Для записи нам срочно понадобился Эшли Хоу, - вспоминает Мик, - но тот уже принял на себя определенные обязательства и специально приехал из Нью-Йорка, чтобы представить вместо себя Ричарда Додда, который только что закончил работу над альбомом " Cloud Nine" Джорджа Харрисона и очередной пластинкой группы " The Traveling Wilburys". Он принёс новую энергию в диск Хип и увлек новыми стилями Берни, который многому научился с новыми продюсером и инженером. Я рад был видеть, что дело продвигается..."
Сам Шоу воспринял работу над новым альбомом как хорошую школу: " Я никогда не думал, что смогу постичь так много за такое короткое время. Я так много получил от Хип, что переполнен до краев".
Характерной чертой альбома " Raging Silence" стала поразительная свежесть. Кроме того, они уловили что-то от старых Хип. Альбом признан одним из лучших хард-роковых альбомов года. Энергичная " Blood Red Roses" написана для альбома еще Питом Голби. В " Cry Freedom" чувствуется победа тяжелого рока и воодушевление после удачного вояжа за " железный занавес"; песня начинается с русского текста, озвученного некоей Марией Зайковой. " Hold Your Head Up" - старый хит группы " Argent" - великолепная вещь с претензией на шедевр. Следующая песня, бывшая когда-то хитом австралийской группы " Little River Band", представляет собой полную надежд эмоциональную балладу.
Пресса действительно была в восторге, похвалив Хип даже за то, что они " верны собственным традициям", ранее многократно оплеванным той же прессой. " Это сознательный процесс, - говорит Бокс, - и это бесконечный процесс завоевания все новых и новых поклонников. Наверное, " Raging Silence" для многих наших новых поклонников стал первым альбомом, который они прослушали. Лишь потом они откроют для себя то, что для нас уже стало историей".
Это было очень технично. Но если в Москве 87-го мы видели подлинный Хип, то в 89-ом он уже не являлся таковым: Лэнзон больше не считает нужным играть в манере Кена; впрочем, Фил никогда не считал себя полноценной заменой Хенсли, и однажды он очень точно выскажется: " Мне просто случилось играть в группе под названием " Юрайя Хип". В 89-ом Бокс уже не играет в манере Бокса, а куда девался чистый и мягкий голос Берни Шоу? В " Raging Silence" мы слышим хороший, но совершенно другой вокал, хотя фамилия Берни по-прежнему красуется на обложке (тот самый случай, когда студийный саунд проигрывает видеоверсии, передающей обаяние вокалиста на сцене).
|
Юрий Матросов и Берни Шоу
|
Несмотря на всю оригинальность и свежесть, " Raging Silence" разительно напоминает работы хипов первой половины 80-х годов. Диск слишком похож на лоскутное одеяло, что фаны все же простили группе. Вопреки тому, что альбом " Raging Silence" и видеокнижку 1989-го роднит с настоящим Хип только название, диски и видеоверсии " Юрайя Хип", как и двадцать лет назад, по-прежнему пользуются спросом на аудио- и видеорынках. Так, желая купить в лондонском магазине " HMV" нужный диск Хип, ваш покорный слуга впервые услышал по-английски до боли родное " Всё продано". Альбомы группы просто сметают с прилавков не только в Лондоне, но и в Америке. Недавно в Нью-Йорке с помощью своего друга автор пытался купить только что вышедшее американское издание " Raging Silence" с добавочной композицией " Look at Yourself" в исполнении Берни Шоу (! ) и... опоздал: " Всё продано! ". И это в городе, никогда не являвшимся заповедником фанов Хип! Наконец, самым веским доказательством стабильности коммерческого успеха группы под уже привычный аккомпанемент критиков, стал выход в 1990 году юбилейного винилового альбома из пяти дисков и CD-''тройника" " Two Decades in Rock". He прошло и двух недель со дня выхода альбома, как он начисто исчез с прилавков, купить его удалось только на окраине Лондона за несколько минут до закрытия магазина, продавцы даже не смогли -заменить коробку с треснувшим стеклом - диск оказался последним.
Песни Хип продолжают гонять по радио, выпущено ещё два юбилейных диска с загадочными " ремейками", также не залежавшиеся на прилавках. Достойным завершением " юбилейно-бестолкового" года стал выход " Different World", последнего по времени альбома группы, через двадцать один год после выхода первого. Продюсером вместо Ричарда Додда становится Болдер - верный признак разлада в группе. Имя Болдера не стало волшебным, а диск как две капли воды, похож на " Raging Silence" и, за исключением пары песен, не вызвал восторга у фанов, особенно досадно ухудшение качества звука.
Однако, учитывая предыдущее творчество группы, к примеру, альбом " Head First", нас могут ожидать очередные потрясения, несмотря на то, что в 1990-91 годах творчество группы было в явном застое, что 90-й год хипы встретили изданным фирмой " Rock Hard" ограниченным тиражом очередным юбилейным компакт-диском, вместившим интервью музыкального обозревателя Криса Тетли с членами группы, " Gypsy" из " Live in Moscow" и " Cry Freedom"; несмотря на то, что музыкальная пресса по старой памяти практически не упоминает Хип... Действительно, группа снова в кризисе - нельзя же в самом деле выпускать подряд два тусклых диска и не найти ничего лучшего, как подогреть интерес к себе только старыми экспонатами из " гробницы фараонов", полными показного оптимизма и приукрашивания собственной истории в духе говорильни " The Beatles Story" конца 60-х. И всё же мы не теряем надежды. Кен, дай Бог ему здоровья, ещё жив-здоров; правда, его сольник 1992 года, о котором ходило столько слухов так и не вышел. Кто знает, может быть, Кена уже позвали спасать Хип?
Такие мысли не могут не посещать преданных фанов при прослушивании последних дисков группы. Хипов надо спасать! Достаточно глянуть, сколько приглашённых музыкантов " помогают" делать тот же альбом " Different World", в скольких студиях и как долго он писался! Мы не имеем ничего против известнейшего студийного перкуссиониста Фрэнка Рикотти, но при чём тут второй ударник Брэд Морган? Разве Керслэйк уже не один из лучших ударников тяжёлого рока?
На помощь, как и в 87-ом, призывается старый репертуар, и в конце 1991-го хипы выбрасывают на рынок компакт-диск " Rarities from the Bronze Age" (изданный фирмой " Sequel Records" ) с недошедшими когда-то до фанов раритетами. В сентябре 93-го выпущен ещё один " сверхновый" сборник старья " The Lansdowne Tapes", манящий полной неизвестностью дорожек. В июле 1993-го Хип ни с того ни с сего объявились на второразрядном музыкальном фестивале в Юрмале в качестве " почётных гостей". Скомканное под " фанеру" выступление материализовавшихся духов не принесло лавров ни фестивалю, ни группе " Юрайя Хип", а у Мика на всю жизнь осталось отвращение к латвийской кухне.
Октябрь-ноябрь 93-го - гастроли по Северной Америке совместно с ветеранами рока " Nazareth" и " Blue Oyster Cult". 1994-й Хип встречают, нацепив проржавевшие доспехи, выступлениями в своём заповеднике -Германии, в компании старых приятелей и приятельниц - " Wishbone Ash" и " Girl School". Снова гастроли, гастроли, гастроли без конца?
Хип множество раз испытывали судьбу, но она в конечном счёте всегда была к ним благосклонна. Они обязательно вернутся в нынешнем ли составе, так и не ставшим " золотым", в старом ли, за исключением навсегда выбывших Байрона и Тэйна, но вернутся. Нам остаётся лишь надеяться и ждать, чтобы ещё раз прикоснуться к " Wonderworld of Uriah Heep in...".
Популярное:
- I. Световой уровень: обычная окраска
- III. Дальнейший путь. -Торжественные встречи патриарха. -Мельницы. – Леса. -Дети. -Домашние животные.
- IV. Выезд из Путивля. – Состояние дорог. – Севск. – Воевода. – Угощение им патриарха. – Дальнейший путь. – Земледельческие орудия. – Посевы.
- V. Леса. – Пожары. – Жилища. – Женщины и их одежда. – Мужчины, их одеяния и бороды. – Дальнейший путь.
- X. Посещение Патриарха архиепископом рязанским. – Просьба патриарха о разрешении ему въезда в Москву. – Прибытие драгоманов. – Отъезд из Коломны. – Зимний путь. – Приезд в Москву.
- Билет 9 Дифракция света. Принцип Гюйгенса-Френеля.. Метод зон Френеля.
- БОРЬБА СВЕТЛЫХ СИЛ С ТЕМНЫМИ
- В сердце тьмы сияет ослепительный свет.
- В тонких пластинках (пленках). Просветление оптики
- Вдруг свет. Слабый лучик света. Откуда он? Это трещина, трещина в стене, а может эта трещина в моем сердце? Заглянуть, увидеть хоть краем глаза, может там есть то, что я потерял.
- Вдруг, луч света. Ослепляющий, режущий лезвием по глазам белый свет. С этим светом в мое тело врывается чувство наполненности, словно до этого я был призраком, а сейчас вновь обретаю плоть.
- Вопрос 6 .Интерференция поляризованного света. Вращение плоскости поляризации.