Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА СЕДЬМАЯ 1977 - 1980. ЕЩЁ ОДИН ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ.



"...Дело не только в том, моя птичка, что из-за нашей беспечности мы теряем много денег и не имеем необходимых благ, и даже не в том, что это отражается на нашем расположении духа... Но мы несём серьёзную ответственность за то, что портим каждого, кто поступает к нам на службу или как-то с нами связан. Мне начинает казаться, что виноваты не только они: все эти люди становятся дурными от того, что мы сами поступаем не очень хорошо..." Чарльз Диккенс. " Дэвид Копперфилд"

 

" Почему в 1976 году вы заменили Дэвида Байрона Джоном Лотоном? " -спросили Хенсли через несколько лет после столь знаменательного события, как изгнание из " Юрайя Хип" одного из основателей группы и любимца публики. Что же Кен? " Джона мне ( Не группе " Юрайя Хип", не продюсеру Джерри Брону, а самому Хенсли! - И.К.) порекомендовал Роджер Гловер. Имея великолепный голос, Лотон уже успел поработать с Гленом Хьюзом и Яном Гилланом. Кроме того, придя в Хип, он знал довольно много наших песен. Прослушав его, мы пришли к выводу, что Джон сможет придать новый импульс и новый имидж Хип. Это стало основной причиной нашего выбора. Джон Лотон действительно оставил яркий след в истории группы, как впрочем и его преемник Джон Слоумэн. Всё сделанное Джоном Лотовом вызывает самые тёплые воспоминания, но его участие пришлось на очень тяжёлые времена для группы, которую лихорадило от нестабильности".
Ради призрачной ( а так оно и случилось ) карьеры в Хип, которых Лотон боготворил в юности, он оставил довольно популярную западно-германскую команду " второго эшелона" " Lucifer's Friend" (" Друг Люцифера" ), которая была создана на " обломках" одной из первых немецких групп " German Band's". Группа из Гамбурга состояла из четырёх немцев и одного англичанина: клавишник Peter Hecht, бас-гитарист Dieter Horns, гитарист Peter Hesslein, барабанщик Joachim Rietenbach, и вокалист Джон Лотон. Карьера " Друга Люцифера" началась в 1970 году с альбома " Astrix". Все диски группы выходили в Германии на фирме " Miller", лишь некоторые лицензировались в США, впоследствии все права на диски группы приобрела известная фирма " Elektra". В начале 70-х на германском филиале " Vertigo" группа записала три известных альбома: " Lucifer's Friend" (1971), " Where Groupies Killed the Blues (1972), " I'm Just a Rock'n'roll Singer" (1973). После этих дисков ударник был заменен на Herbert Bornhold.
Они начинали с подражания " Дип Пепл" и " Юрайя Хип". Но уже в дисках " Banquet" (1974) и " Mind Exploding" (1976) появляются элементы джаз-рока. В 77-ом, после ухода Лотона в " Юрайя Хип" и с приходом Мика Старрза, меняется стилистика музыки группы, но не к джаз- или арт-року, что было бы естественно - в альбомах " Good Time Warrior" (l978) и " Sneak Me In" (1980) группа заиграла почти рафинированный хард-рок. Альбом 80-го издается и в Англии. ( В двух последних альбомах играет клавишник Adrian Askew).

Uriah heep

Долгие годы группа проходила прекрасную школу, служа хард-роковой поддержкой у блестящего шоумена, немецкого композитора, аранжировщика и оркестранта, " короля вечеринок" Джеймса Ласта. Многие немецкие меломаны считали " Люциферов" разогревающим сессионным составом " Папы Джеймса", который изредка, для удовлетворения амбиций, выпускал их " попастись на сольной травке". Впрочем, в конце семидесятых " Люциферы" окончательно обретают вожделенный суверенитет. Именно работой с Джеймсом Ластом объясняется не только блестящая техника группы, но и школярская подражательность и вечная страсть к интерпретации.
Очередной поворот в карьере произошел в 1981 году, когда Мик Старрз благородно уступает место у микрофонной стойки изгнанному из Хип Джону Лотону, с которым " Друг Люцифера" записывают свой последний диск " Mean Machine" (1981). После чего участники группы с Люцифером больше не дружат. Лотон вместе с гитаристом Питером Хесслейном выпускает свой первый сольный диск " Hardbeat", чтобы впоследствии собрать команду " Rebel" и выпустить два альбома под названием " Rebel" и " Zar". Сегодня Лотон совладелец цветочного магазина (тоже искусство! ). Подрабатывая также сейшменом, все же не забыл о музыке: вместе с Хесслейном Джон готовит очередной сольный проект.
Но вернёмся к самому тяжкому, противоречивому и легендизированному времени. История " Юрайя Хип", рассказанная самими хипами, классифицирует конец 70-х как " период исканий", пик которых пришёлся на времена без Веттона и Байрона. На смену Веттону пришёл басист Тревор Болдер, ранее выступавший с Дэвидом Боуи, Миком Ронсоном и с возрождённой группой " Spiders from Mars". Нанятый хипами Болдер заявил, что " Хип - это как раз та группа, которая была мне нужна". (Ещё бы! - И.К.)
Но кто станет вокалистом? Дэвид Ковердэйл? Его прослушали, но взять не решились. Ян Хантер из " Mott the Hoople" или Гарри Холтон из " Heavy Metal Kids"? Ни тот и ни другой. Новым вокалистом Хип суждено было стать Джону Лотону, который пел не только в " Друге Люцифера", но и в группе " Les Humphries Singers" и исполнял сингл Роджера Гловера " Little Chalk Blue" в Королевском Альберт-Холле в составе легендарной формации " Butterfly Ball" 1974 года, объединившей будущих и настоящих монстров рока Glenn Hughes, David Coverdale, Ronnie James Dio, Tony Ashton, Mike Moran, Eddie Jobson, Eddie Hardin.
Оценив успех предыдущей формации, Eddie Hardin выпускает диск " Wizard's Convention" (1976), где все те же Coverdale, Glover, Ashton, Hughes и уже знаменитые Ray Fenwick, Mark Nauseef, Pete York и непревзойденный легендарный (вспомним " Trace" 1974) Rick van der Linden. Традиция этих формаций окончательно закрепляется в 80-х в " Phenomena" 1& 2 (1985, 1987) и Wild Connection (1987)...) Прежде чем переманить Лотона из " фатерланда", хипы слушают запись его голоса, добытую одним им ведомым способом. " Положа руку на сердце, он не был именно тем, кого мы искали, - скажет позднее Бокс, - но пение его было безупречно. На том и порешили". Что касается Кена, чьё мнение, судя по всему, и стало решающим, то существует легенда о том, что, впервые увидев Лотона по телевизору, Хенсли сразу же укрепился в своём выборе. Реальные же мотивы, на наш взгляд, были много прозаичнее, но тут позвольте сделать небольшое отступление.
Не только советские, но и британские " рокослушатели и рокоценители" к середине 70-х успели полюбить всей душой бархатный баритон Дэвида Ковердэйла. В 1976 году до советских меломанов доходят копии концерта " Друга Люцифера" (в отличие от британских братьев по безумному увлечению музыкой, наши " рокоманы" получили копии на магнитофонной плёнке без аннотации состава музыкантов), и некоторые советские меломаны решают, что на приснопамятном диске " Люциферов" поёт не кто иной, как Ковердэйл! Многократное прослушивание концерта лишь укрепило в первоначальном ошибочном выводе. И неудивительно! Поскольку уже год фаны не слышали ничего о новом пристанище талантливого вокалиста, покинувшего " Дип Пёпл" в связи с ликвидацией этого доходного капиталистического предприятия за год до описываемых событий. Таким образом, недостаток информации и поразительное совпадение голосов Ковердэйла и Лотона (выделено нами) привели к массе никчемных споров и бесполезных разговоров.
Мы не случайно рассказали старинную " совковую" байку, подтверждающую феноменальное сходство голосов двух вокалистов. Если голоса были так удивительно похожи, почему же " маститые" " Юрайя Хип" не взяли " маститого" Ковердэйла? Тогда хипы могли бы успокоить критиков, вечно упрекавших группу в копировании " Дип Пёпл", а сотрудничество Хенсли и Ковердэйла обещало быть куда плодотворнее, нежели Хенсли и Лотона. " Пробежка" мимо Ковердэйла была явным упущенным шансом, но избавляла хипов от юридических сложностей невразумительного контракта Ковердэйла с " Дип Пёпл", неизбежных капризов и финансовых притязаний довольно амбициозной восходящей звезды. Перспектива получить " новичка", который будет снисходительно похлопывать по плечу новых коллег, судя по всему, устрашила хипов настолько, что они предпочли " звезде" безвестного Лотона с голосом " а'ля Ковердэйл".
Хипы, конечно, максимально использовали все выгоды, открывшиеся в 1976 году с приходом Лотона, но и сполна ощутили все изъяны этого выбора спустя три года. Бог им судья. Если хипы и хотели найти вокалиста с голосом " под Дэвида Байрона", то смогли это сделать только спустя десять лет. А пока проблема подбора вокалиста, которую позже решили " Smokie", " AC/ DC", " Foreigner" и " Bad Company", оказалась Хип не по плечу. И всё из-за Байрона!
Как бы там ни было, три альбома, записанные с Лотоном, заняли достойное место в карьере хипов, начиная с диска " Firefly" (" Светлячок" ), появившегося в продаже в начале 1977 года, а записанного в октябре-ноябре 1976-го. Высокая работоспособность и гибкость Лотона очевидны, ведь последний альбом " Люциферов" (с Лотоном) вышел в августе 1976 года. Конечно, Лотон имел ряд недостатков: у него не было пышных волос Байрона, он имел явный излишек веса, но его блюзовый вокальный стиль дарил надежду на будущее. " У него явно был мощный голос, придававший новое измерение всему, что мы стали делать", - вспоминает Хенсли.
Первый альбом с участием Лотона откровенно демонстрировал новую энергию и был возбуждающим, как никогда. Он ясно давал понять, что Хип начинают всё сначала. Как и другие два альбома, " Светлячок" записывался на " Roundhouse Recording Studios" (London) почему-то без участия Эшли Хоу. По мнению многих поклонников Хип, альбом " Светлячок" можно смело вознести на один постамент с " Днём рождения Волшебника". Хенсли блестяще доказал, что хипы могут делать прекрасную музыку и без Байрона, а экзальтированный мощный голос Лотона даже привнёс в композиции группы нечто такое, чего никогда не было при Байроне. В " Светлячке" Хенсли тоже звучит по-новому, хотя налицо преемственность I " Magician's Birthday", " Tales" из " Дня рождения" и " Paradise/The Spell" из " Демонов"; Кен доходит до " самоплагиата", но альбом от этого только выигрывает.
Первая композиция " The Hanging Tree" (Хенсли, Уильяме) мощным синтезаторным вступлением и жизнерадостным вокалом I Лотона задаёт общее настроение всему альбому. Во второй композиции " Been Away Too Long" типичные " кеновские" переходы с " лирики" на хард выполнены безукоризненно, как никогда. А вокал Лотона здесь ещё более пластичен и лёгок на подъём, нежели байроновский.
Про третью композицию лучше ничего не говорить, за исключением того, что она позднее вошла в LP-версию альбома " Live in Europe", превратившись в десятиминутную демонстрацию возможностей каждого из Хип в бесконечных соло. Чудесна " Wise Man" - от песни веет такой добротой! Для вашего покорного слуги долгое время именно эта вещь была песней номер один в альбоме. Сами по себе возникают ассоциации с " Дождём" из " Magician's Birthday". Великолепно! Перескакивая через вещь, остановимся на композиции " Rollin' On". Тяготение к " зеппелиновской" тематике видно невооружённым глазом, точнее, слышно невооружённым ухом. Вновь тончайшая паутина звуков Кена Хенсли, и композиция " Океан" из альбома " Дома святых" группы " Led Zeppelin" становится тем случаем, когда оригинал хуже подражания (если оно и было).
Наконец " Sympathy". Как ни странно, в 77-ом эта композиция вовсе не столь популярна, как " Wise Man". Почему-то суперхитом она стала в России. Запечатлевшая бенефис Лотона (он выкладывался, как никогда! ) песня признана самой коммерческой композицией альбома, а её автор Кен Хенсли лишний раз доказал, что по-прежнему способен создавать вещи, достойные " Easy Livin". Титульная песня - стопроцентный хит в старом-новом звучании. " Светлячок" будто бы писан для Байрона (наверное, поэтому поёт сам Кен), в то же время чувствуется какая-то новизна стилистики Хенсли. Тончайшие подголоски органа и фантастическая работа звукоинженера, и никаких, абсолютно никаких накладок при монтаже! Кстати, Кен вновь чересчур скромничает - в аннотации не указан его лидер-вокал. Главный итог " Firefly": мы увидели совершенно новую группу, которая будто забыла старые распри и устремилась в будущее. Это величайший альбом со времён " Дня рождения", записанный на творческом подъёме с полной самоотдачей всех участников группы, в особенности Кена. Недаром многие меломаны справедливо считают этот альбом ещё одним " сольником" Хенсли.
Выход нового альбома с новым вокалистом замкнул роковую цепь наркотиков, ударов током, смерти, изменений состава, колебаний рейтингов альбомов, цен билетов на шоу группы. И... образ группы начал тускнеть. " Мы знали, что увязали под непосильной ношей. Это явилось главной причиной того, что мы совершили это турне с группой " Kiss", - скажет Хенсли. Пол Стенли из " Kiss": " Мы выбрали их (! ) чтобы они поддержали нас. Здорово, что всё так получилось. Они были невероятно профессиональны. Они были такие стойкие..." Забавно, не правда ли? " Kiss" образца 77-го выбирают, оказывается, всё ещё находившихся в зените славы хипов, чтобы те " разогревали" публику перед выступлением " поцелуйников"! Здесь что-то явно не так: либо " киссы" выдают желаемое за действительное, либо они первыми почувствовали надвигавшуюся слабость недавних кумиров и успели воспользоваться отблесками былой славы Хип. Тем временем на Островах не было недостатка в спекуляциях по поводу того, как будет выглядеть " Юрайя Хип". Но все представления прошли хорошо; казалось, даже пресса отнеслась к ним благосклонно. Необходимо учесть, что хороший приём, оказанный группе, всё ещё играющей " архаичный" хард-рок, был тем более невероятным в разгар нашествия " новой волны", " диско" и " панк-рока" на Британские острова. Кстати, Мик Бокс, возможно, первым из рок-музыкантов верно подметил, что новая мода не представляла смертельной угрозы для старого доброго рока.
Затем пришёл " Ридинг-фестиваль", где хипы возглавили программу на вечере открытий, обкатав новые вещи из записанного с июля по сентябрь 1977 года альбома " Innocent Victim" (" Невинная жертва" ). В России первые копии появились уже в январе 1978 года, что указывает на всё возраставшую славу Хип в СССР; а в 1981 году власти разрешили выпуск этого альбома на " Мелодии" - уникальный случай! Правда, пустили под нож уже отпечатанную красочную обложку, убоявшись по привычке неведомо чего. " Innocent Victim" имел некоторое отличие от " Firefly", - считает Бокс. - Альбом вернул Хип утраченные было позиции в Европе. Но в Англии мы были по-прежнему умеренно хороши и всё ездили по фестивалям". Альбом получился более нудным, чем все предшественники, но явил миру сингл " Free Me", поимевший крупный успех сразу в нескольких странах. Но особенно примечательным стало то, что альбом после долгого перерыва включал в себя композиции, написанные не хипами: сверхамбициозная " The Dance" и более удачная " Choices" принадлежат американцу Джеку Уильямсу, дружившему с Кеном; впервые Джек помогал Хип ещё в альбоме " Светлячок", написав вместе с Хенсли " The Hanging Tree".
По сравнению с предыдущим диском лишённый концептуальности " Innocent Victim" - удивительно неровная работа, скорее похожая на сборник проходных хитов, нежели на оригинальную номерную пластинку.
После первой вещи альбома даже самые преданные фаны начинали успокаивать себя: " Бывает, не получилось, ну вот уж вторая-то! " Вторая, третья вещь, писанная Болдером, - то же самое. Четвёртая композиция -" опять мимо". Грубо сляпанный Лотоном рок-н-ролл и ничего более. Наконец виниловая дорожка приводит нас к " Иллюзии", и мы получаем компенсацию; самый сладкий и рафинированный хит Кена спасает первую сторону лонг-плэя. Но настоящая " раскрутка" начинается со второй стороны альбома. Перед нами самый яркий пример того, как из-за неверной компоновки диска (извечная проблема не только Хип! ) альбом едва не оказался провальным.

Uriah heep

" Free Me" - шедевр коммерческого рока. Кен вновь соединяет несоединимое: трагизм с удивительной торжественностью. После " Free Me" следующая вещь просто не слушается. А вот песня Уильямса " The Dance" заслуживает внимания.
Мы не знаем, каким образом вместо Кена, на " причастность" которого к " The Dance" указывает много улик, в авторах оказался его дружок Уильяме. Что ж, Хенсли предлагал, Брон выбирал, группа соглашалась. " The Dance", с её слегка путаным стилем " реггей", прекрасно дополняет и обогащает творчество хипов своей причудливостью. Единственное замечание старого фана: немного бы покороче и меньше экспрессии, тогда песня наверняка бы стала суперхитом. Остаётся лишь сожалеть, что сотрудничество с Уильямсом больше не возобновилось. Заметим, что в духе Хип сочинял не только Джек - достаточно вспомнить " Take No Prisoners" Дэвида Байрона с композициями клавишника Lou Stonebridge. " Невинная жертва" добилась головокружительного успеха на материке, особенно в Германии, где хипов просто боготворили и боготворят по сей день. Сразу после выхода " Innocent Victim" был продан в количестве миллиона экземпляров и стал крупнейшим финансовым успехом Хип. В Германии в двадцатку лучших синглов в том же году попадает также " Wise Man" из " Firefly", " Lady in Black" из " Salisbury" и " Free Me" из " Innocent Victim".
В январе 1978 года Хип выступают в Базеле (Швейцария) в поддержку молодой германской группы " Scorpions". По этому поводу, в частности, гитарист Рудольф Шенкер заметил, что " Юрайя Хип" были одной из самых любимых его английских команд: " Мне всегда нравились такие их вещи, как " Цыганка" или " Леди в чёрном", а одно из моих самых смешных воспоминаний касается как раз той поры, когда мы играли вместе с Хип. Нас вызывали ещё и ещё раз на бис, и острослов Лотон вдруг заревновал нас к публике".
Насчёт того, что Лотон собирался побить " скорпионов" за их успех, мы, сказать по правде, глубоко сомневаемся, правильно ли понял Рудольф известного шутника Лотона; но " Скорпионз" действительно испытали сильное влияние хип. Чтобы понять это, достаточно внимательно прослушать знаменитые баллады немецкой группы. Вышедший осенью 1978 года альбом " Fallen Angel" (" Падший ангел" ) записывался непривычно долго - с апреля по август - и стал уже традиционным студийным альбомом с привлечением сессионных музыкантов. Подобное произошло третий раз за всю карьеру группы, и вновь пресса, хотя и не без иронии (не иначе для сохранения собственного лица), встретила альбом благосклонно. Удивительное дело, но после ухода Байрона критики вдруг враз подобрели к группе. С чего бы это?
По сравнению с предшественником " Fallen Angel" сделан более концептуально, во всяком случае, лицо меломана вытягивается несколько меньше. Открывается концерт не с композиции Кена, а с песни " Woman in the Night", рождённой Боксом, Лотовом, Керслэйком. Следующая вещь носит довольно двусмысленное название " Falling in Love" (как угодно - " Влюблённые" или " Упавшие в любовь" ).
Далее, от песни к песне, укрепляется подозрение в том, что Хенсли явно " облегчил" музыкальное содержание диска даже по сравнению с " Невинной жертвой". Если и раздавались упреки Кена в излишней коммерциализации музыки хипов в конце семидесятых годов, то, заметим, альбом " Падший ангел" - лучшая к ним иллюстрация. Нервозность, недоработанность и отсутствие привычного изящества. Но Хип не были бы Хип, не выдай они шедевра и в таком " упадническом" диске. Им стала " Come Back to Me", украсившая этот тускловатый альбом наряду с " Love or Nothing", удивительно красивой песней, возвращающей нас прямо в " Sweet Freedom". Как ни странно, неплохо смотрится вещь Лотона " Pm Alive". Ещё одной удачей диска стала титульная песня.
В целом альбом получился неплохим: хороша обложка, особенно после уродливого " самописа", летавшего в 1976 году по " High and Mighty". Правда, обложка " Светлячка", так напоминавшая " День рождения" и возвращавшая в мир детства, сделана ещё лучше: внутренний разворот винила украшали навсегда утерянные для начинающих фанов мягкие фотографии, скорее даже рисунки хипов на невообразимо нежном фоне. Обложка " Innocent Victim", завораживающая взглядом гнусной змеи, возвращает нас к стилистике первого альбома, по содержанию также соответствующего оформлению - одинаково хаотично и то, и другое. Совсем иных слов заслуживает обложка альбома " Падший ангел", которую украшает кровавая девица в латах, с рассекающим мечом. Видимо, это и есть падший ангел; немудрено - если ангел становится женщиной, то он может быть только падшим. Крах карьеры Лотона - скромное тому подтверждение, но об этом позже.
Вернёмся к описанию " периода исканий" легендарных Хип. В конце 76-го в шикарное продюсерское кресло возвращается Джерри Брон, самоустранявшийся от дел перед выпуском " High and Mighty". Спродюсировав " Светлячок", Брон делит лавры успешного выпуска альбомов " Невинная жертва" и " Падший ангел" с сопродюсером Кеном Хенсли и невольно становится участником дебатов о месте и роли в бизнесе группы Джерри Брона. Как всякая группа, познавшая успех, хипы подумывают о том, что они, наверное, смогут обойтись без " патрона" и способны унифицировать решения своими силами. Хипы всё ещё не знали, что подходит к концу период относительной стабильности, связанный с участием Лотона и, конечно же, эффективной работой Брона, всегда предопределявшего и определившего успех группы. Являясь одновременно менеджером, продюсером и боссом звукозаписывающей компании, только Брон был способен так блестяще исполнять столько ролей сразу и с таким благом для всех. Диктат Брона был гарантией успеха.
Свидетельствует Джерри Брон: " Основная проблема заключалась в написании нового музыкального материала и была вызвана тем, что Кен начал меньше зарабатывать, хотя продолжал писать свои хиты по-прежнему. До 1978 года Кен зарабатывал довольно для того, чтобы иметь собственные интересы в команде автогонщиков, большой дом со студией звукозаписи и коллекцию автомобилей. В 1978 году картина изменилась".
Кен Хенсли: " Я никогда не делал секрета из того, что только что приобрёл новый " Феррари" или " Роллс-Ройс."
Кен Хенсли занимал совершенно исключительное место в группе, и позднее ему это попомнят; а пока остальные члены были вынуждены соглашаться с его лидерством, так как " фабрикой хитов" по-прежнему был Кен. Как утверждал Бокс: " Всё что он (Кен Хенсли - И.К.) писал, он старался использовать. А это не совсем правильно, так как не выдерживается первоначально установленная модель". Мик, надо думать, намекает на то, что одним из основателей группы был всё же он, а не Кен Хенсли. Но кто мешал Мику предлагать свои хиты, не уступавшие песням Кена? Альбомы конца семидесятых, к примеру, " Светлячок" написаны практически одним Хенсли; лишь одна вещь в " Firefly", кстати, самая безликая, сделана Керслэйком. В " Невинной жертве", в части, рождённой другими членами группы, картина повторяется. На наш взгляд, без песен Болдера, Бокса или Лотона альбом был бы не так уж плох. В " Падшем ангеле" песни Хенсли явно диссонируют с произведениями остальных членов группы, единственным исключением является легендарная " Come Back to Me", где в соавторах Кена значится Ли, но тень Хенсли стоит за каждым аккордом. Наконец, самым веским аргументом в пользу исключительного положения Кена в Хип служит то, что после ухода Хенсли из группы хипы по сей день остаются рабами его песен на концертах.
Что же говорит сам Кен? " Мы всегда работали на грани срывов всех сроков. Я ненавидел эти сроки, поскольку за ними следовал очередной заказ ещё на двенадцать песен и чтобы они обязательно были похожи на " Easy Livin'". Я никогда не мог с этим согласиться, но я был повинен во всём этом не более, чем любой другой, наслаждающийся блеском песен Хип". Трудно не согласиться с тем, что перед нами не зарвавшийся выскочка, гребущий всё под себя, а довольно самокритичный и трезвомыслящий музыкант, за два года написавший материал для трёх альбомов без запаса идей конца шестидесятых и, казалось бы, без прежней энергии молодости.
Всё же песни Кена добивались успеха при огромной помощи всей группы, а особенно Брона, за которым было последнее слово о законченности каждого альбома. " Все остальные чувствовали, что им не давалась возможность писать песни, - скажет Брон, - и я получал за это основные упрёки, так как, будучи продюсером, отбирал песни". Брон немного лукавит, потому что на самом деле он не был закоренелым сатрапом, опекающим любимчика Кена. Много раз, чтобы сохранить мир в группе, он включал в альбомы откровенно слабые вещи остальных участников, почти всегда оборачивавшиеся провалом.
В довершение всего в том же году назрел крупный скандал между Хенсли и Лотоном, постоянные трения между которыми начали выражаться в формах, близких к насилию и брани; свидетелями безобразных сцен становились все, что не добавляло понимания и в финансовых " разборках" группы. Последней каплей стало роковое присутствие жены Лотона на пути Хип, и Лотона " ушли" вскоре после выступления на Bilzen Festival в Бельгии. (Верные своему принципу не копаться не только в младенческих подгузниках, но и в супружеском белье хипов, мы опустим пикантные подробности истинной причины ухода Лотона из группы, имевшие мало общего с творческими разногласиями.)
Лотон уходит сразу после записи концертного альбома Хип " Live in Europe" и нескольких вокальных партий студийного альбома " Conquest". Записанный в 79-ом " Live in Europe" будет издан только в 1986 году фирмой " Castle Communications". Почему спустя семь лет? Достаточно однажды прослушать альбом и становится ясно: в 79-ом его ждал неминуемый провал. Неожиданно для себя мы слышим, как безнадёжно провинциален выдыхающийся Лотон. Настолько, что в фирменной песне " July Morning" знаменитый голосовой подъём вынужден исполнить Хенсли. Слушать весь концерт уже нет сил, даже несмотря на то, что лотоновская трактовка " Easy Livin'", " Stealin" ', " Gypsy" безусловно интересна. После ухода Лотона у хипов не остаётся времени на раздумья, и на открывшуюся не в первый и не в последний раз вакансию приглашается Джон Слоумэн, бывший вокалист группы " Lone Star".
Внешне, как и по музыкальным данным, Слоумэн был полным антиподом предшественника. Во-первых, он был моложе. Во-вторых, он лучше выглядел на сцене. И в-третьих, он имел разносторонние музыкальные способности: Слоумэн не только пел, но и играл на гитаре и клавишных. По словам Бокса, новый фронтмен был действительно первым многогранным вокалистом Хип. Похоже, начиналась очередная лихорадка со сменой состава, так как вслед за Лотоном последовал Керслэйк, к тому времени проведший в группе целых семь лет. Ли ушёл, громко хлопнув дверью, обвинив Брона в чрезмерном покровительстве Хенсли: " Я не мог согласиться с таким стилем руководства, поскольку Брон считал, что единственным человеком в группе, который чего-то стоит, был один Кен". Господи! Ли - прекрасный ударник, но за семь лет до него так и не дошло, что Брон был прав!..
Несмотря на то, что к началу описываемых событий большая часть очередного альбома была готова, Хип переписывают партии выбывших участников с новым вокалистом Джоном Слоумэном и новым ударником Крисом Слейдом, выступавшим ранее в группе Манфреда Мэнна и хорошо знакомым хипам, поскольку студия " Бронзы" была общим домом для многих групп. Недаром Манфред Мэнн, " застрявший" в 70-х где-то посередине между " Пинк Флойд" и " Юрайя Хип", был привечаем " добряком" Джерри. Видимо, Брон сознательно пригревал под своим широким крылышком самые разноплановые команды, чтобы избегнуть упрёков в нивелировании записываемой на " Бронзе" музыки " под Хип". (Достаточно вспомнить, что именно Брон вывел в люди группу " Motorhead".) Таковы истинные мотивы политики " Бронзы" по отношению к Хип, также послужившие причиной ухода Керслэйка; и не коммерциализация музыки хипов в конце семидесятых, и не спад популярности группы, на что безосновательно указывают некоторые российские источники, тому виной.
Вот в такой обстановке, на пределе физических и духовных возможностей, в феврале 1980 года Хип выбрасывают на рынок альбом " Conquest" (" Завоевание" ). Нет ничего удивительного в том, что альбом получился несвойственно хипам сырым, но не менее революционным, чем все остальные диски группы. Альбом примечателен также тем, что продюсерами выступили сами Хип в сотрудничестве со звукозаписывающим инженером Джоном Гелленом. Джерри Брон участвует лишь как executive producer, что свидетельствует об усилившихся разногласиях группы с собственным менеджером. Не случайно на обложке альбома изображены хипы, силящиеся поднять падающее знамя группы. Такую самокритику могут позволить себе далеко не все - хипы смогли! Альбом концептуально выдержан. Насыщенная тревогой и " воздушностью" музыка отличается нехарактерным для классики Хип звучанием. Две вещи написаны Болдером (подобного он никогда больше не сочинит), в конце альбома Болдер ещё и запел, исполнив песню " It Ain't Easy". Остаётся лишь сожалеть, что обладатель внезапно " прорезавшегося" голоса был чересчур высок, сутул и невыразителен для фронтмена.
Вновь витает тень Кена и Лотона, так как большей частью альбом писался ещё при них. Слушая альбом, убеждаешься, что Джон-первый покинул группу вовремя, а Джон-второй пришёлся на смену первому очень кстати, что бы не говорил Кен. Слоумен, естественно, пел совсем не так, как хотелось бы Хенсли, но он смог привнести нечто такое, что практически исчезло из музыки Хип при Лотоне - что-то байроновское. Вокальным шедевром Слоумена становится предпоследняя песня " Out on the Street". Новый вокалист оказался прекрасным и чутким (! ) интерпретатором Хенсли; к сожалению, ему уже никогда не получить в учителя такого талантливого композитора. Джон пойдёт " по рукам" и затеряется среди сессионных музыкантов. Но вернёмся к " Завоеванию".
Сам факт того, что альбом был оценен как недоработанный, но достойный внимания, говорит о том, что хипы не утеряли способности создавать эпохальные вещи; альбом вполне мог претендовать на новую поворотную веху в творчестве Хип. Кстати, Робин Смит, корреспондент журнала " Record Mirror" с трудом сдерживал себя, дав альбому " Завоевание" высший балл -пять " звёзд". В то же время некоторые критики справедливо указывали на некоторую " сконфуженность" Хип. Неудивительно, принимая во внимание недавние события. Так, Бокс свидетельствует, что это была самая трудная запись, а Болдер оценил её и вовсе как сплошную путаницу. Однако композиция " Feelings" стала коммерческой разновидностью баллады в самом лучшем значении этого слова; " грустным шедевром" окрестил её журнал " Саундз". А великолепная болдеровская " Fools" с ярко выраженными гитарными и клавишными партиями заняла музыкальный досуг многих музыкальных критиков и слушателей. Но несмотря на всеобщий оптимизм, с которым альбом был встречен, " Завоевание" вскоре был забыт и стал последним (кроме " Equator" ) переизданным компакт-диском... только в конце 1990 года.
Возможно, диск " затерялся" в нехарактерном для группы измерении, но уже тогда музыкальный мир разглядел в Хип истоки мощной волны британского " тяжёлого металла" конца семидесятых - начала восьмидесятых: достаточно послушать " Iron Maiden" или " Def Leppard" той поры; сами музыканты " металлических" групп ссылаются на Хип как на источник вдохновения. Стив Харрис из группы " Айрон Мэйден" вспоминает, как он в 1975 году впервые увидел хипов: " Первое, что пришло мне в голову - они - упивающиеся собой борцы, но борцы с таким весёлым нравом" В год своего десятилетнего юбилея Хип совершают турне в поддержку ансамбля " Girlschool", по-прежнему притягивая большое количество зрителей. Но Хенсли был откровенно недоволен всем, а особенно Слоумэном: " Группа выбрала Джона, но я ещё тогда противился этому решению. Он был хорошим музыкантом и великолепно выглядел, но он был заторможенным в вокальном плане.Та манера, в которой он интерпретировал песни, в корне отличалась от той, в которой я их задумывал и писал. Я мог понять желание продвинуться дальше. Но различия между нами было таким же, как между " Black Sabbath" и " Gino Vanelli". Наверное, рано давать столь суровую оценку музыканту, не успевшему ещё " сработаться" с группой? Возможно, через некоторое время Слоумэн проникся бы духом Хип и блеснул своими способностями. Быть может, жёсткая оценка Кена объяснялась тем, что ещё в 79-ом он предпочёл Слоумэну Питера Голби, но группа тогда не прислушалась к его мнению... Результатом творческих разногласий стала встреча в офисе Брона: Кен Хенсли объяснил мотивы своего ухода и сразу же покинул Хип. Напомним, что это произошло в 1980 году. С тех пор Кен записал ещё один сольный альбом под многозначительным названием " Освобождённый Дух" и создал собственную группу " Shotgun", так и не выпустившую ни одного диска.
Конец семидесятых ознаменовался колоссальным наступлением на европейском музыкальном рынке " панка" и " диско". Многие предрекали закат эры хард-рока не только в Англии, но и на материке. На этом фоне даже Америка выглядела для европейских музыкантов чуть ли не заповедником старого доброго рока. Не столь успешные, как хотелось бы, продажи последних альбомов Хип и собственных сольных проектов Кена, а также, вероятно, английские налоги, стали для эмигрировавшего в Штаты Кена последним аргументом в оправдание собственного поступка. К тому времени больших успехов на американском рынке достигла группа " Blackfoot", как-то став даже лучшей командой года. Группа играла сумрачную металлическую музыку в духе " южного буги" и была заинтересована в ослепительном имени Кена, чтобы прорваться на европейский рынок. В самом деле, кто же устоит перед таким именем на конверте нового диска! Так оно и случилось. Во всяком случае, в СССР " Blackfoot" получил относительное признание только с приходом в группу Кена.
Увы. Хенсли преуспел лишь в там, что из самобытных " Blackfoot" слепил экс-" Юрайя Хип" не в лучшем варианте. Даже Хип образца 1983 года неизмеримо ближе к оригиналу. С тех пор Кен счастливо поживает в своём поместье в городе Сент-Луис, являясь посредником между артистами и музыкальными компаниями, а в перерывах в этой неблагодарной, " о благодатной деятельности поигрывает в группе " W.A.S.P.", а также в " Cinderella". Кен написал целую книгу по руководству игры на клавишных инструментах.
А Хип, в классическом понимании, то есть с Кеном, прекратил своё существование...

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Выберите один правильный ответ.
  2. II. Путивль. – Иностранцы в России. – Отношение к ним русских. – Сербский митрополит. – Посещение патриарха воеводой. – Описание города Путивля, крепости и церкви.
  3. III. Ободрение не удовлетворило его; он все еще искал Иисуса.
  4. X. Посещение Патриарха архиепископом рязанским. – Просьба патриарха о разрешении ему въезда в Москву. – Прибытие драгоманов. – Отъезд из Коломны. – Зимний путь. – Приезд в Москву.
  5. XII. Социодинамика культуры.
  6. XXIV. ДЕСЯТЬ ВЕЩЕЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ БОЛЬШУЮ ЦЕННОСТЬ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ
  7. Адсорбция растворенных веществ на твердых адсорбентах
  8. Акустические волны. Связь между давлением, плотностью, скоростью и смещением частиц воздуха в волне. Интенсивность акустической волны.
  9. Амет-хан бросил взгляд на приборную доску. Скорость заданная — 850 километров в час.
  10. Амет-хан еще в воздухе прикинул: раз железнодорожный состав идет с запада, а цистерны все чистенькие, то наверняка гитлеровцы везут горючее на фронт. И вполне возможно, даже авиационный бензин.
  11. Амет-хан еще перед вылетом на разведку изучил маршрут и, возвращаясь, старался опознать нужные ориентиры. Скоро должен был закончиться лес, впереди — широкий луг с проселочной дорогой.
  12. Анализ параметров микроклимата в производственных помещениях


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь