Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политические учения Б. Спинозы, Ш-Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Учение Б. Спинозы сформировалось под влиянием идей Т. Гоббса об эгоистической природе человека. Поэтому в естественном состоянии, — считал Спиноза, — каждый имеет столько прав, сколько у него есть силы. Чтобы избавиться от естественного состояния войны всех против всех, люди вынуждены заключить общественный договор и подчиниться требованиям разума. Государство в его теории выступает как продукт самоограничения людей. Свобода человека в государстве состоит в том, чтобы подчиняться общему для всех закону. Закон же будет наилучшим образом соответствовать интересам всех в том случае, если он будет приниматься всеобщим народным собранием. Французское Просвещение представлено творчеством Вольтера (1694—1778), сторонника просвещенной монархии, в которой просвещен не только монарх, но и его подданные, а также Ж.Ж. Руссо (1712-1778), отстаивавшего идею народной демократии, рассматривавшего закон как выражение народной воли. В учении Жана Жака Руссо получила наибольшую завершенность идея общественного договора. В отличие от Гроция и Локка, Руссо полагал, что в естественном состоянии существовали свобода и равенство людей. Возникновение общественного неравенства он связывал с появлением частной собственности и государства. Основу всякой законной власти Руссо обнаруживал в соглашении людей, выраженном в общественном договоре, существо которого сводится к тому, что каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником. Таким образом, властью обладают все участники соглашения, называющиеся в целом сувереном. Законодательной властью, согласно Руссо, обладает только народ, который имеет право решать вопросы о форме правительства. Согласно концепции народного суверенитета Руссо, все члены общества должны участвовать в управлении государством. С чисто просветительских позиций он отстаивал идею равенства и свободы, декларируя при этом необходимость равномерного распределения частной собственности. Ш. Л. Монтескье развивал в своем творчестве английскую политическую традицию. Важнейшие политические работы Монтескье — «Персидские письма» (1721) и «О духе законов» (1748). В первой работе Монтескье изложил теорию разделения властей в государстве на исполнительную, законодательную и судебную. Монтескье отрицал идею общественного прогресса и считал судьбу каждого общества предопределенной его устройством. В работе «О духе законов» Монтескье объясняет происхождение законов и политической жизни через естественные, но внешние по отношению к обществу природно-климатические факторы. По его мнению, на политическом устройстве страны сказываются климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи — все то, из чего формируется «дух народа». Проблему обеспечения политической свободы Монтескье предлагал решать через правильную организацию государственной власти и справедливые законы. Монтескье выделял три формы правления: республику, монархию и деспотию. В республике власть принадлежит всему народу (в демократической республике) или его части (в аристократической республике). В остальных формах правления власть принадлежит одному лицу, причем в монархии его власть ограничена, а в деспотии - нет.
5. Развитие политической мысли в Западной Европе в XIX веке (марксизм, консерватизм, либерализм). Консерватизм термин " консерватизм" произошел от латинского " conservo" сохраняю, охраняю. Однако его идейное и политическое значение с трудом идентифицируется, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, в процессе развития произошла инверсия исторических значений либерализма и консерватизма. Так, многие принципиальные положения классического либерализма требование свободы рынка и ограничение государственного вмешательства сегодня рассматриваются как консервативные. В то же время идея сильной централизованной регулирующей власти государства, выдвинутая ранее консерваторами традиционалистского типа, ныне стала важнейшим компонентом либерального сознания. Во-вторых, налицо внутренняя разнородность, гетерогенность политической идеологии консерватизма, включающей различные направления, объединенные общей функцией оправдание и стабилизация устоявшихся общественных структур. Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. В структуре консерватизма выделяется два идейных пласта. Один ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме, другой на устранение противодействующих политических сил и тенденций и восстановление, воспроизводство прежних. В этом контексте консерватизм выступает и как политическая идеология оправдания существующих порядков, и как апелляция к утраченному. Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существования всеобщего морально-религиозного порядка и несовершенства человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума4 убеждение в необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку производна от иных идеологических форм, исчерпывающих на определенном этапе выполняемые ими функции. В центре ожесточенных дискуссий между представителями различных направлений буржуазной политической экономии в очередной раз оказался вопрос: больше или меньше государства. Неоконсерваторы обвинили своих противников в том, что основанная на их рекомендациях система государственного регулирования не только оказалось не способной противодействовать неблагоприятным факторам хозяйственного развития, но и ограничила возможности рыночного хозяйства к самоизлечению и действенному саморегулированию. Вызванные объективными противоречиями снижение темпов роста производительности труда, обострение ресурсной и экономической проблем, уменьшение нормы производительного накопления, разрушительных темпов инфляции, увеличение армии безработных были отнесены неоконсерваторами на счет неэффективной государственной экономической политики. Неоконсерваторы не отказываются от использования государственного механизма для стабилизации капитализма, но призывают резко ограничить сферу и изменить формы государственного вмешательства в экономику. В качестве главных целей экономической политики государства и средств их достижения они называют содействие хозяйственной динамике путем стимулирования частнокапиталистической инициативы и борьбы с инфляцией методами регулирования денежной массы. Основополагающий тезис неоконсервтивной концепции гласит: рыночная конкуренция независимых производителей в состоянии выправить все структурные диспропорции и обеспечить длительный экономический рост, полную занятость и денежную стабильность, если создать для нее благоприятные условия и не нарушать ее механизма. Либерализм В классическом либерализме обосновывается идея антипатернализма, суть которой заключается в том, что каждый человек — наилучший судья собственных интересов. И следовательно общество должно обеспечивать своим гражданам наибольшую свободу, совместимую с равными правами других. При этом свобода интерпретируется негативно, как отсутствие принуждения, как личная и гражданская свобода, как неприкосновенность сферы частной жизни. Именно эта сторона свободы представляется наиболее значимой: политические свободы либералами начала XIX в. рассматривались как гарантия личных и гражданских прав. Б. Констан видел причины несчастий Французской революции в попытке её лидеров воплотить античные идеи публичной свободы в современных, совершенно непригодных для нее условиях. «Личная независимость есть первейшая из современных потребностей, — писал он. — Значит, никогда не надо требовать от неё жертвы ради установления политической свободы».1 Напротив, последняя является лишь гарантией первой. Этой гарантии «классические либералы» придавали важное значение. «Философские радикалы» считали, что, исходя из идеи полезности как главного императива поступков людей, общественная гармония определяется разумными «правилами игры», рациональными и равными для всех, дающими индивидам возможность наиболее эффективно заботиться о собственных интересах. Главное препятствие создание таких правил — современное государство, представляющее «корыстные» интересы аристократии и духовенства. «Философские радикалы» были активными пропагандистами парламентской реформы, накануне которой была в то время Англия. Наиболее авторитетным изложением их политической программы по праву считается «Исследование об управлении» Дж. Милля (1820 г.). Наибольшая свобода, совместимая с равными правами других, обеспеченная разумными «правилами игры», устанавливаемыми и поддерживаемыми государством — вот кредо «классического либерализма». Понятие свободы занимает в либеральной доктрине особое место, ибо с самого начала либеральное мировоззрение тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы как универсальной ценности. Свобода эта понималась в общем как свобода от политического, церковного и социального контроля со стороны государства еще со времен Дж. Локка. Позитивизм ПОЗИТИВИЗМ – ведущее направление в социологии 19 века, основные положения которого были сформулированы О. Контом. Конт провозгласил необходимость отказаться от спекулятивных, умозрительных рассуждений об обществе и создать точную, " позитивную" науку об обществе, построенную по образцу естественных наук, столь же доказательную и общезначимую. Для позитивизма характерно прямое заимствование методов и теоретических моделей естественных наук (биологии, анатомии и физиологии человека, механики), опирающееся на понимание общественных законов как части или продолжения природных законов. Поэтому характерными чертами классического позитивизма были натурализм, органицизм и эволюционизм.Для позитивизма характерно также требование, чтобы наука имела дело только с наблюдаемыми объектами и явлениями, а законы выражали отношения между явлениями и были непосредственно проверяемыми. Позитивизм имел и социально-политическое измерение: " позитивное" знание об обществе рассматривалось в качестве основы " позитивной политики", реорганизации общества на " научной основе". В современной социологии позитивизм критикуется за неспособность к подлинной теоретической интерпретации социальных явлений, за эмпиризм, за полное невнимание к намерениям и мотивам социальных деятелей. Марксизм Марксизм возник в 40-х годах XIX столетия. В теории марксизма содержится ряд принципиальных положений, относящихся к политической сфере общества. В социально-политической доктрине марксизма, получившей название «исторический материализм», доказывалось, что на смену капитализму придет новое, справедливое общество. Оно выступает как альтернатива обществу, основанному на частной собственности и разделенному на антагонистические классы. Суть историко-материалистического подхода к государству и политике состоит в понимании этих явлений в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Марксизмом утверждается, что «реальный базис» (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для политической надстройки. Идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки (государства и политики в целом). Классовая общественно-экономическая формация, согласно марксизму, непременно определяет и качество классовости политической надстройки. К последнему марксизм относит такие моменты: обусловленность факта существования политической надстройки наличием социальных классов, определяемость формы государства процессами взаимодействия классов, зависимость направлений и методов деятельности аппарата государства от соотношения классовых сил и т.д. Маркс и Энгельс показали, что публичная власть есть функция управления обществом. В «Манифесте Коммунистической партии» указывается: «Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер». Описываются также условия, при которых закономерно произойдет окончательное сбрасывание с публичной власти ее политических покровов. Согласно марксизму у государственности есть и конечный рубеж. Поскольку государство «появляется только на определенной ступени развития общества, оно опять исчезнет, как только общество достигнет до сих пор еще не достигнутой ступени», — отмечает Маркс в 1881 г. Такой высокоорганизованной, гармоничной и планомерно развивающейся ступенью они считали будущее коммунистическое общество. Наряду с выдающимися научными открытиями и выводами, создатели «научного социализма» не предусмотрели конституирова-ния в постбуржуазном обществе правового государства, отвергли принцип разделения властей, они ничего не говорили о необходимости сохранения политического и идеологического плюрализма, обещали в будущем преодоление «узкого горизонта буржуазного права», но не обозначили горизонты какого-либо другого права. Сегодня происходит существенная переоценка ценности и актуальности данного учения. Но как бы ни видоизменялись подходы к тем или иным взглядам Маркса и Энгельса на политику, государство, как бы ни варьировались их оценки, одно остается несомненным: эти взгляды навсегда вошли в историю мировой политической мысли, составляют ее солидный пласт. Без глубокого осмысления марксизма невозможно представить истинной картины политической и духовной жизни мира XIX и XX вв.
6. Политика как сфера общественной жизни, как наука и искусство. Существует множество определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления. В общем виде, политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение связано с дифференциацией общества. Это коммуникационный подход к определению политики. У истоков стоял Аристотель. Политика – есть сфера властных отношений. Отсюда, власть – первооснова. Вебер: «политика- стремление к участию во власти либо распределению власти. Кто занимается политикой – тот стремится к власти». Такой подход называется силовым или директивным. Сущностью функционального подхода является то, что политика стремится управлять обществом для сохранения его социально-экономическим строем. В совокупности всех подходов: политика есть сфера деятельности, связанная отношениями с классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами. Различают внутреннюю и внешнюю политику. Задача политики как науки – определение целей и задач развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика может быть источником знаний об одной из жизненно важных сфер бытия людей, классов, партий и государств. И политика сама строится на основе соответствующих научных знаний. Политика есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов. Политика-искусство – искусство управления государством, искусство завоевания и удержания власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов. Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями.
7. Политическая власть и политическое господство. Типы легитимности. Природа политической власти Феномен власти — важнейшая и наиболее древняя проблема политического знания, объект острой борьбы идей. Существует множество определений и моделей власти. Правда, ни одно из них не является универсальным. Тем не менее разнообразные подходы к проблеме власти обнаруживают общие признаки и связи. В итоге складывается относительно целостное учение о власти, ее важнейших аспектах и проявлениях. Термин «власть» многозначен и открывает широкую возможность для самых различных толкований. В повседневной жизни мы говорим, например, о власти денег, власти мафии, власти моды, власти обстоятельств, власти родителей, власти традиций, власти церкви и т.д. и т.п. Различные науки по-разному трактуют понятие власти. Естествоиспытатели, например, говорят о власти над природой, философы — о власти объективных законов общества, социологи — о власти общественной, экономисты — хозяйственной, юристы — государственной, психологи — о власти человека над самим собой и т.д. В политологии существуют несколько направлений или школ научной мысли, отражающих различные методологические подходы к изучению власти, ее сущности, природы и т.п. Так, согласно бихевиористскому подходу власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей. В телеологическом понимании власть — это достижение определенных целей, получение намеченных результатов. Структуралистская школа придерживается концепции, согласно которой власть есть взаимоотношение между двумя или более «действующими лицами» (т.е. индивидами, группами, организациями), рассматривая ее как особого рода отношения между управляющими и управляемыми. Позитивистско-социологический подход в определении власти основывается на признании асимметричности отношений между субъектами и существующей в связи с этим возможности одного субъекта влиять или воздействовать на других. Существует конфликтологический подход, определяющий власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов. Кроме того, в рамках названных концепций существует немало различных, конкретных определений феномена власти. Так, Г. Лассуэлл определяет власть как участие в принятии решений, когда политика других действующих лиц подвергается влиянию угрозы или фактического применения жестких санкций или лишений. Р. Даль считает, что суть власти выражается такой формулой: «А имеет власть над Б в той мере, в какой он может заставить Б сделать то, что Б в ином случае не стал бы делать». По мнению К. Дойча, обладать властью — значит «заставлять окружение или других людей уступать». П. Блау считает, что власть — это «способность людей или группы людей навязывать свою волю другим, несмотря на сопротивление». М. Вебер считал, что власть в конечном счете — это согласие людей «подчиняться» во имя определенного порядка или управления. Т. Парсонс сравнивает власть с институтом денег: и то, и другое выполняет объединяющую, интегрирующую функцию в обществе. Власть определяется так же, как способность менять отношения людей, добиваться цели (Б. Рассел). Наличие множества подходов, выделяющих разные аспекты власти, объясняется сложностью самого явления властвования, его присутствием в любом элементе человеческих отношений. Ведь это одно из проявлений управления, самоорганизации социальных систем, координации, распределения ролевых функций влияния между людьми. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, разного рода общественных организациях и учреждениях, во всем государстве. В последнем случае она выполняет функции политической власти, т.е. власти, осуществляемой специфически политическими способами и механизмами и преследующей именно политические цели. С учетом многоаспектности власти можно дать лишь самое общее ее определение. Власть в общем смысле есть способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств — права, авторитета, принуждения, воли, убеждения. В словаре В. И. Даля власть определяется как «право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление... Властвовать — управлять властью, господствовать, повелевать, распоряжаться...» (Даль В. И. Толковый словарь: В 4 т. М., 1989. Т. 1.С. 213.) Власть — это право и возможность распоряжаться кем-нибудь и чем-нибудь, подчинять своей воле. Такие признаки власти, как способность воздействия путем применения санкций, воля, влияние, авторитет, убеждение, побуждение, принуждение, сила, являются реальными проявлениями власти и процесса властвования. Командование и исполнение — два равным образом универсальных принципа власти. Выступая во множестве проявлений, власть наделена и единый принципом деятельности — командованием в различных его формах — распоряжение, директива, приказание. Она выражается в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях. Однако сам факт отдачи приказа, распоряжения еще недостаточен для того, чтобы можно было обоснованно судить о наличии властных отношений. Кроме этого, должно существовать повиновение. Нет власти без повиновения. Поэтому концентрированным выражением власти являются отношения господства — подчинения. Таким образом, власть как общественное явление предполагает наличие следующих элементов: а) власть — это отношение не менее двух партнеров, причем ими могут быть как отдельные лица, так и группы лиц; б) необходим приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной таким образом воле; в) власть проявляется тогда, когда тот, над кем осуществляется власть, подчиняется тому, кто ее осуществляет, т.е. имеет место подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть; г) власть предполагает общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть. Таким образом, власть представляет собой систему отношений господства и подчинения, главная цель которого состоит в обеспечении выполнения директивы, приказа, воли и т.д. с помощью влияния, авторитета, разного рода санкций и прямого насилия. При этом власть опирается на общепринятые или юридически закрепленные в данном обществе ценности и принципы, определяющие и регулирующие место, роль и функции как отдельного человека, так и социальных групп в системе общественных и политических отношений. Власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть, несомненно, представляет средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание — один из основных аспектов политической жизни общества. Власть придает политике то своеобразие, благодаря которому она представляет особый вид социального взаимодействия. Это обусловлено неравным положением людей, включенных в отношения господства — подчинения, управления — исполнения, в иерархичности системы взаимоотношений. Без наличия властных отношений невозможно координирование социальных связей, достижение взаимоприемлемых компромиссов между различными социальными общностями, слоями и индивидами, поддержать целостность и стабильность общества. Власть превращается в самую главную привилегию в обществе. Не случайно власть становится предметом особых вожделений, постоянным источником противоречия и борьбы в обществе. Власть неизменно дает преимущества тем, кто оказывается близок к ней, держит ее в своих руках. Только власть дает право на принятие авторитарных (обязательных) для всех решений на требования к любому члену общества об обязательности следования принятым властными структурами решениям. Власть предоставляет право карать, налагать санкции за непослушание принятым решениям, законам. Социальная система власти, будучи некоторой целостностью, включает рад подсистем — правовую, административно-управленческую, военную, воспитательно-образовательную и т.д. Власть необходима в качестве первостепенного условия реализации права, служащего краеугольным камнем государства. В то же время власть подчиняется праву, призванному четко определить властные прерогативы и функции государства. С этой точки зрения власть как отношения между двумя или более партнерами опирается на общепринятые или юридически закрепленные в данном обществе ценности и принципы. Разделение властей Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми формируются отношения командования и исполнения. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах развития общества и вылилось в специализацию власти. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них существует лишь формально. Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов». Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления. Легитимность означает авторитет власти, ее признание гражданами. Легитимная власть может восприниматься гражданами как законная даже тогда, когда она нарушает закон. Легитимность означает доверие к власти, признание справедливости ее целей и средств. В силу этого легитимная власть минимально нуждается в применении силы для реализации своих решений, поскольку граждане подчиняются ей добровольно даже тогда, когда отдельные ее решения не соответствуют их интересам. Наличие в обществе легитимной власти возможно при условии достижения обществом определенной степени согласия о том, какой она должна быть. М. Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти, которую определял термином «господство»: традиционный, харизматический и рационально-легальный (бюрократический). • Традиционное господство основывается на привычке, обычаях, традициях, убеждении, что «так было всегда». Примером традиционного типа господства являются монархии. • Харизматическое господство опирается на веру подвластных в исключительные личностные качества властвующего субъекта. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в переломные моменты истории. • Рационально-легальное господство основывается на вере в законность установленного порядка, а также на уважении к закону и демократическим процедурам. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя в сохранении того политического порядка, при котором данный властвующий субъект был наделен имеющимися у него полномочиями. Легитимность власти никогда не бывает абсолютной. Тем не менее, власть можно считать легитимной, если ее признают господствующие политические силы, способные обеспечить национальное согласие по поводу существующего общественно-политического порядка.
8. Политическая элита: определение, типология, проблемы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы