ГЛАВА ДЕСЯТАЯ: ДЭВИД БАЙРОН. ПОСЛЕДНИЙ ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ.
"...Теперь ты знаешь и начало истории, и середину, и конец - словом, всё. Больше никому не будем об этом говорить. Разумеется, и ты никому не говори. Это стародавняя быль, но она терзает меня, так будем о ней молчать..." Чарльз Диккенс. " Дэвид Копперфилд"
|
История человека по имени Дэвид Байрон много короче и трагичнее, нежели история Кена Хенсли. Сам того не осознавая, Дэвид поставил целью жизни постепенное саморазрушение и вполне преуспел 28 февраля 1985 года, приняв смерть в возрасте тридцати восьми лет. Он не обладал ярким композиторским дарованием Кена Хенсли, он не был наделён профессиональной истовостью Керслэйка, дружелюбным спокойствием и техницизмом Мика Бокса, но Байрон, как никто другой, близок духу исповедуемой Кеном Хенсли и всеми хипами музыки. И именно совместная работа Дэвида и Кена, как впрочем и всех Хип, дала феномен " Юрайя Хип". Все последующие вокалисты группы будут обречены на постоянные сравнения с Дэвидом, всё больше убеждающие в неповторимости Байрона. Недолговечный союз выдающихся вокалиста современности, рок-композитора и гитариста стал уникальным по пониманию друг друга с полуслова и полувзгляда. Начавшиеся в 1974 году между магической троицей трения вскрыли не только пагубную страсть Дэвида, но и слабость человека, не привыкшего выдерживать удары судьбы, трезво воспринимать действительность. Дэвид вдруг решил, что успех Хип в 1974 году обеспечили только его вокал и его фантастическое обаяние на концертах. Последовавшая сольная карьера Байрона всё же открыла глаза любимцу публики, показав, чего он стоил без Кена и Хип. Дэвид сам нашёл в себе мужество признать правду в памятном разговоре в 1981 году, когда уцелевшие хипы пришли звать Дэвида обратно в группу без Хенсли. Но это произойдёт спустя шесть лет, а пока свой первый проект Дэвид делает в пику надоевшему патрону, сам не отдавая себе отчёта в том, что мыслит в том же музыкальном направлении, что и Кен. Достаточно глянуть на состав приглашённых для записи диска музыкантов, чтобы убедиться в этом: Бокс играет на гитаре, Керслэйк стучит на ударных, чередуясь с неким Питом Томпсоном, на клавишных играет Лу Стоунбридж, в точности... воспроизводящий манеру игры Кена! Вместо того, чтобы обрадоваться этому неожиданному открытию и убедиться, какие мелкие и недостойные дрязги мешают совместной работе, Дэвид идёт по другому пути и, словно лишённый любимой игрушки капризный ребёнок, резко меняет стиль, уходит окончательно из Хип и... терпит сокрушительную неудачу.
| Uriah Heep
| Это было непостижимым, но вокал Байрона ложился только на музыку, сочинённую Хенсли. Однако в момент, когда Байрон записывал свой первый альбом " Take no Prisoners", он этого ещё не знал. Альбом записывался в кратчайшие сроки, за февраль 1975 года, возможно, с использованием каких-то заготовок. Первый альбом получился по-своему незаурядным, хотя и был, по сути, ремейком с Хип. Многие фаны приняли альбом с большим удовольствием, начавши его скупать и нахваливать, но это продолжалось недолго, так как сравнительно быстро разобрались, что Хип, работая в том же стиле, делает тот же саунд с большим вкусом. Но самым интересным в альбоме Дэвида Байрона стал список людей, которым он выносил благодарность за участие в создании пластинки: мистеру Веттону - за игру на " Меллотроне" (! ), Кену Хенсли - огромная благодарность за игру на акустической гитаре. Как же так? А где же соперничество с Веттоном и конфликт с маэстро Хенсли? Всё очень просто. Не было никакого конфликта. Были разногласия, перешедшие значительно позже 1975 года в непримиримое противостояние, которое вовремя не остановил ни сам Байрон, ни его оппоненты. В музыке же они были едины, по крайней мере, в год дебюта Дэвида. Сам Байрон в интервью с Крисом Тетли объясняет причины своего ухода страхом перед превращением Хип в супергруппу, а также желанием расширить свои музыкальные и личностные горизонты, не замыкаясь в какой-либо одной группе, пусть даже это и " Юрайя Хип". Как бы там ни было, спустя год Байрон окончательно покидает Хип. Почему и как - не так уж важно. Гораздо важнее то, что было дальше: Байрон быстро сколачивает новую группу " Rough Diamond", в которую входят его старый приятель Джефф Бриттон, примечательный разве тем, что был изгнан из группы Пола Маккартни " Wings" и увлёкся каратэ, что для сессионного барабанщика вполне приемлемо. Третьим стал тоже " вечно бывший" Клем Клемпсон, гитарист, игравший в таких группах, как " Humble Pie" и ' Collosseum". Четвёртым стал клавишник Дэймон Батчер, пятым - басист Вилли Бэт, и новая группа окончательно оформляется в " квинтет неудачников", как их сходу окрестили журналисты. Байрон, казалось, делает всё, чтобы сделать первую же пластинку группы провальной, так как не привлекает к работе ни одного из тех, кто помогал делать первый " сольник". Видимо, Байрон принадлежал к типу людей, которые предпочитают если уж целоваться, то с разбегу, а если ругаться - то навсегда. Как бы там ни было, в январе 1977 года появляется первый (и последний) диск " квинтета неудачников" под названием " Rough Diamond", которое можно перевести как " Необработанный..." или " Твёрдый, как алмаз". Почти все песни написаны Байроном в соавторстве с группой. Альбом получился на редкость неудачным, только инерцией можно объяснить то, что пластинку успели даже погонять на радиостанциях, чтобы, разобравшись что к чему, навсегда забыть и диск, и группу. То же самое спустя некоторое время сделали и фаны. В России диски " Rough Diamond" также " пролетели" очень быстро, нигде не задерживаясь. Приговор был вполне справедлив: музыканты играли неровно, мелодическая основа была груба и не обработана, точно соответствуя названию, особенно если изъять слово " алмаз" как случайное и не имеющее отношение к предмету. Байрон явно поторопился, выпустив поистине сырой материал на суд публики, тем самым сведя на нет очень обнадёживающие итоги первоначальной гастрольной деятельности группы, исполнявшей песни Хип и Байрона. Даже критики поначалу были довольны, видя безотказную работу старого репертуара Хип. Но эти же самые критики сравнили уже студийную пластинку, составленную из наспех надёрганных композиций, с обедом в привокзальном ресторане: живот набит, а во рту вкуса не осталось. Естественными итогами неудачи стали финансовые проблемы, отказы в гастролях и записи. В октябре 1977 года Байрон уходит из " Rough Diamond", предоставив ей возможность агонизировать без его участия. Агония была и вправду недолгой. Если итоги провального " Rough Diamond" и смутили Байрона, то он не подал вида и вплоть до своей кончины выпустил ещё три сольных альбома, о которых практически ничего не известно. И в этом нет ничего удивительного: падение интереса к року в конце семидесятых стало к тому времени свершившимся фактом. Первыми жертвами стали команды и исполнители второго эшелона, к которым теперь относился и Байрон. Затем настала очередь супергрупп, включая самих Хип, которые вышли из этой передряги не без серьёзных потерь. Тем не менее финансовые возможности Байрона позволяли ему, видимо, заниматься нарциссизмом: " Baby Faced Killer" выходит в 1978 году, " This Day and Age" - в 1980-м, " On The Rocks" - в 1982-м, причём в составе группы " Byron Band". Бедный Дзвид, он ещё надеялся, что его имя кто-то помнил! Но поставленную и продекларированную цель Байрон всё-же достиг: все его музыкальные проекты состояли из различного музыкального материала (с вкраплением " заблудившихся" шедевров), а музыканты... музыканты постоянно менялись. Чем занимался Дэвид три года вплоть до своей кончины от сердечного приступа в 1985 году? Мы не знаем. Доподлинно известно только одно: в 1981 году, когда Болдер и Бокс пришли агитировать Дэвида вернуться в группу, Байрон предпочёл работать сольно, нежели реанимировать Хип без Хенсли, с которым Дэвид ни разу не встречался с 1976 года. Если же вернуться в эпоху сотрудничества, то к числу немногих шедевров композиторского дарования Байрона можно отнести, безусловно, " Gypsy". Если б не было Байрона, Хип бы не состоялся (Кен Хенсли состоялся бы безусловно). Хип могли состояться в союзе с Кеном даже без Бокса, но это была бы совсем другая группа. Хип стали Хип только тогда, когда сложился союз Бокса, Байрона, Хенсли. Игры с самолюбием хипов лишили нас марочного " элитного" Хип 1970-1975 годов, а Дэвида вогнали в могилу, явившуюся следствием тоски и безысходности. Он выбрал уход в небытие за девять лет до своей официальной кончины, лишив себя коллективного творчества и взаимообщения с публикой на грандиозных рок-концертах, кумиром которых он останется навсегда.
Популярное:
|