Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование и предмет социальной философии марксизма



К. Маркс и Ф. Энгельс «достроили материализм доверху», то есть применили принцип материализма к истолкованию законов и движущих сил развития общества. Это было сделано «посредством выделения из разных областей общественной жизни области экономической, посредством выделения из всех общественных отношений — отношений производственных, как основных, первоначальных, определяющих все остальные отношения» 1. При этом марксизм не умаляет роли личностей в истории, значимости их идей, интересов, побудительных мотивов, но истина заключается в том, что сами они не исходные, а производные причины исторического процесса, требующие своего объяснения в конечном счете из материальных условий жизни. Такое объяснение и было сформулировано в качестве основного положения материализма в понимании истории. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», то есть реальный процесс материального производства и производственные отношения лежат в основе духовной жизни. Причем Маркс и Энгельс исходили из очень простого и для любого человеку понятного факта: прежде чем заниматься наукой, философией, искусством и т. д., люди должны есть, пить, одеваться, иметь кров над головой, а для этого необходимо трудиться. Труд — вот основа общественной жизни. Без трудовой деятельности общество не могло бы ни возникнуть, ни существовать. Из бытия вообще тем самым было выделено общественное бытие — материальная жизнь общества и исторически сложившиеся, объективные, от сознания и воли отдельных людей не зависящие производственные отношения. Маркс дал сжатую формулировку сути материалистического понимания истории: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени раз вития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный,

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 134.

политический и духовный процессы жизни вообще» 1. Выделение категории общественного бытия дало возможность диалектически рассматривать общество как высшую — социальную форму движения материи, по своей сути субъектно-объектную. Общественное бытие образует как бы субстанцию общества, основание всех иных сторон его функционирования и развития. На основе понятия общественно-экономической формации Марксу и Энгельсу удалось представить историю как единый всемирный процесс.

Домарксистские мыслители, будучи идеалистами в понимании истории, не смогли найти объективного критерия для исходного и производного в общественной жизни. «Материализм дал вполне объективный критерий, выделив производственные отношения… и дав возможность применить к этим отношениям… общенаучный критерий повторяемости…» 2. В этом, по словам В. И. Ленина, кроется глубокое мировоззренческое и методологическое значение материалистического понимания истории.

Человеческое общество — это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Жизненной основой общества является труд, трудовая деятельность людей. Именно в этом и заключается отличие истории общества от истории природы: первая делается людьми, а вторая происходит. При этом люди действуют не как слепые орудия, а исходят из своих потребностей, мотивов и интересов, преследуют определенные цели, руководствуются различными идеями, то есть действуют сознательно. В обществе самым замысловатым образом переплетаются экономические, политические, идеологические, семейные и другие отношения. Для наглядности общество можно представить в виде огромного ветвистого дерева. Каждая конкретная общественная наука изучает какую-либо часть его: корни, ствол, ветви, листья и т. д. И хотя в совокупности они и охватывают все стороны общественной жизни, однако простая сумма добываемых ими знаний не дает целостной картины общества, поскольку в нем наряду и в единстве с действием специфических законов развития его различных сфер и областей действуют наиболее общие законы его развития в целом. Как нельзя понять закономерности роста дерева, изучая только отдельные его части, так нельзя понять и общество в его цельности, не видя единства в его многообразии.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 6–7.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 137.

Социальная потребность выявить это единство, осмыслить законосообразность его многоликих проявлений, уяснить видимую взаимосвязь поколений, разнообразие культур и народов породила многочисленные попытки теоретического объяснения исторического процесса, увенчавшиеся в конце концов созданием исторического материализма как последовательно научной социальной философии.

Исторический материализм — философская теория об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, об общих и специфических законах и движущих силах развития общества, о принципах связи между различными сторонами общественной жизни. Его предметом, следовательно, является логика (закономерности) развития общества как целостного социального организма, позволяющая выработать правильные критерии анализа и оценки событий социальной жизни, понимания сложных сплетений исторических событий и уяснения того, что следует считать исходным, базисным, а что производным. Такое изучение оказывается возможным на базе разрабатываемой историческим материализмом специфической системы категорий, служащих объяснительными принципами истории общества: общественно-экономической формации, материального производства и производственных отношений, базиса и надстройки, классов и классовой борьбы, наций и национальных отношений, социальной революции, государства и права, форм общественного сознания, культуры, личности и общества, социального управления и т. д. Итак, исторический материализм есть теория и метод социального познания.

Социально-философской теории свойственна биполярность: одним ее полюсом является знание, а другим — деятельность, направленная на поиск нового знания. Это и делает ее методом (методологией), направляющим и организующим исследовательский поиск. Теоретические принципы социальной философии выступают как методологические регулятивы в исследовательской деятельности, преломляясь через общенаучные и конкретно-научные методы исследования в обществознании.

Роль теории исторического материализма как методологии для конкретных общественных наук, по существу, была бы немыслима, если бы сама эта теория не руководствовалась в своих общемировоззренческих и общеметодологических ориентациях теорией более широкого по сравнению с ней характера обобщения — диалектическим материализмом.

Исторический материализм, раскрывая общие закономерности развития общественной жизни, помогает правильно определить место каждого общественного явления исходя из реше-

ния основного вопроса философии в сфере общественной жизни, то есть на основе соотношения общественного бытия и общественного сознания, увидеть диалектическое взаимодействие между закономерным и случайным в истории, между объективным и субъективным факторами, между экономическими и политическими явлениями и т. д. Он дает научное понимание единства во всем многообразии общественной жизни.

Практика современной общественной жизни, совершенствования всех сторон социалистического общества выявила необходимость более глубокого осмысления таких фундаментальных проблем, как ускорение социально-экономического развития, научно-технического прогресса, роль человеческого фактора в этом процессе, обоснования научной концепции социального управления на основе дальнейшего углубления познания объективных законов общества. Это невозможно без кардинальной разработки методологических принципов социального познания, которая творчески осуществляется в программных документах партии, в трудах философов-марксистов. Любая недооценка роли социальной философии, узкопрагматическое толкование ее задач, пренебрежение фундаментальными проблемами теории, засилье конъюнктурщины, а также схоластическое теоретизирование недопустимы ни в теории, ни на практике.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь