Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие общества — закономерный исторический процесс
Мировая история, говорил Ф. Энгельс, есть величайшая поэтесса, творящая не по произволу, а закономерно и прекрасное и безобразное, и трагическое и комическое. Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его порой кажущимися нелепыми событиями есть все-таки не хаотическое на- 1 Плеханов Г. В. Избр. филос. произв. В 5-ти т. М., 1956, т. 2, с. 280. громождение случайностей, а упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития. Вне общественной закономерности немыслима никакая жизнь людей, ибо тогда, не имея твердой точки опоры, ни в чем нельзя было бы быть уверенным, ничто нельзя было бы знать и предвидеть и ни за что нельзя было бы поручиться. Однако не надо представлять дело так, будто история развивается вне и помимо деятельности человека. Люди своими совокупными усилиями, а не какие-то надличностные силы творят историю. Определенные общественные отношения точно так же являются продуктом деятельности людей, как и станок, и компьютер; «история не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается ни в каких битвах»! Не «история», а именно человек… вот кто делает все это, всем обладает и за все борется. «История» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» 1. Законы общественного развития, по словам Г. В. Плеханова, так же мало могут осуществляться без посредства людей, как законы природы — без посредства материи. И хотя эти законы проявляются в совокупной сознательной деятельности людей, они тем не менее носят не субъективный, а объективный характер, ибо не зависят от воли и сознания индивидов. Поэтому-то хотя законы истории и создаются самими людьми, но люди потом уже подчиняются их власти как чему-то надличностному. Тогда говорят, что законы «управляют» ходом исторических событий. Так в чем же суть общественной закономерности? Законы развития общества — это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития от низшего к высшему. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие материального производства лежит в основе того, что одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более высокой; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного, человеческого фактора в историческом процессе и т. д. Само определение законов истории порождает вопрос: аналогичны ли они законам природы или у них есть своя специфика, и если да, то в чем она заключается? Разумеется, между этими 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 102. законами имеется нечто общее: и те и другие отвечают всем характеристикам понятия закона, то есть вскрывают необходимое, существенное в явлении. Как таковые, они действуют объективно. Специфика же общественных законов состоит в том, что они возникли вместе с возникновением общества и потому невечны. Это во-первых. Во-вторых, как уже отмечалось, законы природы происходят, в то время как законы развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей, что, в-третьих, показывает их более сложный характер, связанный с высоким уровнем организации социума как формы движения реальности. В-четвертых, как в природе, так и в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. История никогда не повторяется; она движется не по кругам, а по спирали, и кажущиеся повторы в ней всегда отличаются друг от друга, неся в себе что-то новое. Но в этой неповторимой индивидуальности и случайности конкретных событий есть всегда что-то общее: тот, например, факт, что вторая мировая война не была похожа на наполеоновские войны, не является препятствием для философского осмысления природы войн вообще. Индивидуальное в истории — это конкретная форма обнаружения существенно общего. Но в общественной жизни, в истории уникальность, неповторимость событий обретает наибольшую полноту, общее здесь не нивелирует единичное, как бы обезличивая его, но, напротив, может осуществляться только при условии наибольшей полноты проявления уникального, выступая не просто как динамические законы природы (например, закон тяготения), а лишь как статистические, как тенденция, допускающая и отклонения в сторону от магистрального пути всемирной истории. При этом общественный закон выступает не просто как тенденция (которая и сама может оказаться случайной, скоропреходящей), а как ведущая, основная тенденция. Отдельные исторические события во всем богатстве их конкретности, случайности, действительно, никогда не повторяются. Да и вообще случайность играет большую роль в историческом процессе и в жизни общества. В истории общества в большей мере, чем в природе, действует случай: ведь деятельность людей побуждается не только их идеями и волей, но и страстями и даже пристрастиями. Однако случайность случайности рознь даже в истории. С одной стороны, случайность выступает как более или менее адекватная форма проявления необходимости. Здесь случайности, как бы взаимно «погашаясь», способствуют выявлению определенной закономерности. А вот случайности другого типа, являясь для исторического процесса чем-то посторонним, вторгаясь в него как бы со сто- роны, могут внести в него серьезные и подчас роковые коррективы 1. Общество в своем развитии проходит качественно определенные этапы. На каждом из них действуют и общие законы, характеризующие именно повторяющееся, устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени и пространстве. К первым относятся, например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, определяющей роли базиса по отношению к надстройке, противоречия между производством и потреблением (потребностью) и др. Примером вторых могут быть закон развития через борьбу классов в антагонистическом обществе, закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. Последний свойствен только социалистическому обществу. Общие и особенные законы взаимосвязаны и должны изучаться в единстве, поскольку последние характеризуют качественную определенность каждой общественно-экономической формации, показывая ее исторически преходящий, изменчивый характер. Общие же законы составляют как бы невидимую нить, которая связывает все этапы развития человечества в единое целое. Объективное и субъективное в историческом процессе. Говоря о реализации закономерности в историческом процессе, не отрицаем ли мы тем самым роли субъективного фактора в истории? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо четко представлять себе содержание и сущность объективного и субъективного в истории и их взаимодействие. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, их деятельность в определенной мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли. Они определяют в основном характер и способ деятельности людей, направление и формы их социальной активности. К этим условиям относится в первую очередь совокупность материально-технических реалий: орудия и средства тру- 1 Вольтер резко высмеял точку зрения абсолютизации случайности. В одном из его произведений мудрец индус утверждает, что его левая нога явилась причиной смерти французского короля Генриха IV, убитого в 1610 г. Однажды в 1550 г. этот индус начал свою прогулку по берегу моря с левой ноги. Во время прогулки он случайно столкнул в воду своего друга — персидского купца. Дочь купца, оставшись без отца, бежала из родных краев с армянином и родила затем девочку, которая впоследствии вышла замуж за грека. Дочь этого грека поселилась во Франции, вступила там в брак, от которого и родился Равальяк — убийца Генриха IV. Указанный индус считал, что если бы он не начал прогулку с левой ноги, то история Франции была бы иной. да, различные предметы, навыки общественного производства, определенные традиции и обычаи, сложившаяся система общественных отношений, те или иные социальные институты, формы власти и т. д., то есть определенный уровень развития материального производства и общественных отношений. Все это выступает для каждого поколения как реальная основа того, что составляет отправной пункт его жизнедеятельности. Таким образом, объективный фактор в истории — это прежде всего материальное производство и формы общественных отношений, в значительной мере являющиеся кристаллизацией предшествующей деятельности людей. Но каждое новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы, осуществляет свои собственные цели. Разнообразная деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора. Субъективный фактор потому и называется так, что раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы, классы, партии и отдельные люди 1. Их деятельность направлена на сохранение, развитие либо изменение существующего общества и выражается в различных формах организации — политической, идеологической, административно-управленческой и т. д. Способом проявления субъективного фактора является революционно-преобразующая практика. Содержание субъективного фактора раскрывает механизм воздействий людей на объективные условия их жизни, сущность движущих сил истории, показывая процесс обратного влияния политических, социальных, идеологических отношений на экономический строй общества. «Мысль о превращении идеального в реальное глубока: очень важна для истории» 2. Все это говорит об относительной самостоятельности субъективного фактора, о его продуктивно-активной силе воздействия на ход истории, особенно в периоды ее крутых поворотов, таких, как, например, нынешняя перестройка всех сторон жизни нашего общества, требующая решительной мобилизации духовных, 1 Здесь необходимо дать пояснение различию субъективного и человеческого факторов, которые нередко отождествляются. А между тем они не тождественны, а находятся в отношении соподчинения или включения: человеческий фактор входит как составная часть в субъективный; содержанием человеческого фактора является индивидуально-личностное начало в человеке, определяемое совокупностью его психологических, социально-ролевых функций, ценностных ориентаций, идеалов, убеждений, чувства ответственности, самостоятельности мышления, инициативности и т. п., то есть такой совокупностью его индивидуально-творческих возможностей, которая определяет меру его социальной продуктивности. 2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 104. творческих возможностей, усилий каждого члена общества, максимальной отдачи его созидательной энергии. Поскольку глубинным ядром субъективного фактора выступает человек как деятельное существо, постольку он есть живой барометр состояния субъективного фактора, показатель его положительной или отрицательной направленности. Субъективный фактор очень динамичен, подвижен, подвержен различным колебаниям, являя собой «веер возможностей», простирающихся от положительной активно-творческой энергии до «злокачественности» (по вредности своего воздействия на социально-экономическую реальность). Он может служить мощным фактором как созидания, так и разрушения, как ускорения, так и тормоза общественного развития. Последнее обстоятельство в нашем обществе было выявлено и оценено со всей силой правдивости, ясности и четкости осознания действительного положения дел и необходимости их изменения, что дало возможность наметить и реальные пути преодоления негативных явлений на основе радикального изменения прежде всего самого субъективного фактора. Главная причина выявленных недостатков состояла в том, что руководство страны прежде всего из-за субъективных причин не смогло своевременно оценить необходимость перемен, опасность нарастания кризисных явлений в обществе, выработать четкую линию на их преодоление, на более полное использование возможностей социализма. При выработке политики и в практической деятельности возобладали консервативные настроения, инерция, стремление отмахнуться от всего, что не укладывалось в привычные схемы, нежелание решать назревшие социально-экономические вопросы. Таким образом, реальная канва истории предстает как переплетение и взаимодействие двух факторов — субъективного и объективного. Процесс их взаимодействия характеризуется определенной тенденцией, направленностью. История человечества развивается так, что усиливается практическое значение субъективного фактора, иными словами, роль субъективного фактора в истории постоянно возрастает, что являет собой всеобщую историческую закономерность. Необходимое условие ее реализации — разумное проявление субъективного фактора на основе правильного и строгого учета объективных закономерностей развития общества. Это признание закономерного характера развития общественной жизни выступает глубинной сущностью, ядром марксистской концепции социального детерминизма. Однако эта закономерность отнюдь не означает фатальной предопределенности, ведь в основе общественной жизни лежит активная практически-преобразующая деятельность людей, которая регулируется их потребностями, сознанием, волей и т. п. Она заключает в себе и порождает различные возможности. Марксистский детерминизм вовсе не отрицает свободы воли человека, а, напротив, предполагает сознательный выбор мотивов и целей деятельности. Но, с другой стороны, социальный детерминизм несовместим с субъективизмом и волюнтаризмом, нередко смыкающимися с авантюризмом, ведущими, например, в практике политической жизни либо к деспотизму, либо к анархизму. Любое нарушение законов истории не остается безнаказанным: история жестоко мстит за это. Так, игнорирование экономических законов оборачивается возмездием в виде нежелательных диспропорций в развитии экономики, а порой и кризисных явлений, приводящих к застою не только в экономике, но и в других сферах жизни общества. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1181; Нарушение авторского права страницы