Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Природа и функции эстетического сознания



Для того чтобы ясно изложить диалектико-материалистическое решение этого вопроса, необходимо четко развести два основных, во многом совпадающих, но не тождественных понятия — эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания. Эстетическое сознание имеет место в каждом акте человеческой активности, будь то научное мышление или чувственное созерцание, производственная деятельность или сфера быта. Человек оценивает с эстетических позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объективное явление, словом, все, что только вовлекается в сферу его опыта. Искусство же — это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Как бы ни был силен обязательно присутствующий эстетический момент в деятельности, например, ученого, не он все-таки определяет основное содержание его исследований, в искусстве же эстетическое сознание становится главным. Прежде чем перейти к рассмотрению искусства как высшей формы эстетического сознания, необходимо разобраться с проблемой эстетического сознания вообще.

В истории культуры были сформулированы, как мы видели, две противоположные концепции природы эстетического сознания: первая — онтологическая — берет свое начало от античного миропонимания и трактует эстетическое сознание как отражение особых принципов самого бытия, вторая — гносеологическая, сложившаяся в уже обособившейся эстетике, наоборот, интерпретирует его в качестве атрибута одного только человеческого сознания (проявляющегося в особом виде человеческой деятельности, в искусстве), и любые попытки вернуть красоту в объективный мир, в другие виды человеческой деятельности рассматривает как вульгаризацию красоты, как ее социализацию или политизацию, как отрицание самодостаточности и замкнутости искусства.

С позиций диалектико-материалистического мировоззрения обе эти концепции представляют собой возведенные в абсолют крайности, и вместе с тем в обеих наличествуют зерна истины. С одной стороны, эстетические качества настолько «человечны» в своей основе (или, говоря философским языком, гносеологичны), что их нельзя рассматривать как первоприпципы мира, существующие независимо от человека: ведь чтобы быть «эстетически выразительным», нужно не только быть таковым, но и быть воспринятым кем-то, поэтому существование людей, общества — необходимое условие превращения эстетической ценности из возможного в действитель-

ное. Гегель подчеркивал, что природа не существует в категориях красоты. Но с другой стороны, эта зависимость эстетических качеств от человека отнюдь не означает, что они могут проявиться лишь в собственно эстетической деятельности самого человека (искусство), ведь эстетически выразительными являются для нас и природа, и другой человек, все продукты человеческой деятельности. Не характеризуя природу мира, взятого «без человека», эстетические категории тем не менее являются объективными, так как они отражают объективную природу самого человека, складывающуюся в его многообразных взаимоотношениях с миром. В этом смысле эстетические категории так же объективны, как и категории познания.

Эта двоякая — диалектическая — природа эстетического сознания, равно зависящая и от субъекта и от объекта эстетического созерцания, нуждается в специальной интерпретации. В чем конкретно проявляется зависимость эстетического ощущения от объекта созерцания? В том, что эстетическое ощущение, будучи чувственным по своей природе, невозможно без внешнего стимула — будь то пейзаж, человеческое лицо или произведение искусства, всегда имеющее материально зафиксированную форму. Выразительность внешней формы есть, таким образом, необходимый источник эстетического наслаждения. В чем, с другой стороны, проявляется зависимость эстетического ощущения от субъекта созерцания? В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект неизбежно должен приложить духовное усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Чтобы быть выразительным в форме, то есть чтобы быть эстетически значимым, нужно не только быть воспринимаемым — уже одним этим субъект превращается в решающее условие эстетического акта, но и иметь смысловую наполненность, по отношению к которой только и будет иметь значение качество выразительности. Внутренняя жизнь предмета должна как бы «очеловечиться», то есть пройти через горнило взыскующей рефлексии человеческого духа, получить в нем адекватное понимание и приятие. И только в том случае, если налицо оба условия — и внешняя форма объекта, и его «очеловеченный» духовный смысл — может состояться эстетическое событие.

Между тем не только предмет «очеловечивается» в эстетическом акте, но и человек в нем «опредмечивается». Вскрывая в объекте внутренний смысл, что является условием эстетического переживания, человек тем самым как бы «одаряет» природу частицей своего духа. В эстетическом отношении че-

ловек созерцает себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это опредмечивание человеческой сущности проявляется в процессе труда и в возникающем при этом эстетическом наслаждении его результатами. Вовлекаясь в создание и преобразование мира объектов, человек переносил свою сущность в создаваемые им предметы, и наблюдаемые человеком меры соответствия между прилагаемыми усилиями и их результатом и привели к появлению потребности в эстетической оценке. Формирование способности к эстетическому восприятию, его первичный генезис шел параллельно с усовершенствованием форм предметной и социальной деятельности человека. Именно благодаря труду возникли и развились на заре человеческой истории «музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям…» 1.

Открытие генетической связи между развитием форм трудовой деятельности человека, общением людей и эстетическим сознанием относится к числу исходных положений эстетики марксизма. Вместе с тем эту связь нельзя абсолютизировать. Так, глубоко ошибочным было бы переносить идею генетического родства между этими явлениями на всю область эстетических ощущений человека. Возникнув в процессе труда, эстетическое сознание в дальнейшем эмансипировалось от своей генетической прародины и обособилось от практически целесообразной деятельности. Для развитого общественного сознания эстетическое тем и отличается от прагматического, что предполагает относительно бескорыстное любование, жестко не связанное с категорией пользы. Эстетическое переживание ценно не потому, что ведет к достижению какой-либо непременно практической цели, оно ценно само по себе. Это не значит, конечно, что прекрасное и полезное в принципе несовместимы в одном предмете (классические архитектурные сооружения — вот бесспорное доказательство возможности и благотворности этого синтеза), это говорит о том, что нет никакого императива, заставлявшего будто бы нас видеть красоту только в очевидно полезном. Если бы это было так, то ни полотна Рафаэля, ни музыка Вагнера, ни высокая поэзия не могли бы считаться произведениями искусства. Искусство, как таковое, исчезло бы, и нас окружили бы одни только созданные дизайнерами автомобили и удобные яркоклавишные компьютеры, а человек бы превратился в гедониста-прагматика, знающего только экономически полезное и чувственно приятное.

Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 122.

чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевающая в себе процесс опредмечивания человеческой сущности и «очеловечивания» природного мира, которая воспринимается и переживается человеком как самостоятельная жизненная ценность.

Будучи чувственно-предметным бытием, эстетическое вместе с тем не является чисто вещественной данностью, одной только натуралистической предметностью. Все вещественные характеристики эстетического выступают как носители смысла, и потому оно не только предметно, но и идеально. Диалектическое воззрение на эстетическое усматривает в нем единую и нераздельную целостность всех тех сторон, которые, как уже говорилось, в истории культуры часто противопоставлялись друг другу. В эстетическом совмещены сущность и явление, субъективное и объективное, деятельное, созерцательное и интеллектуальное, эмоциональное и волевое, бессознательное и сознательное, то есть все духовные силы человека в их гармонической цельности. Понимаемое таким образом эстетическое относится к любому явлению действительности и к любому виду деятельности, а также богатейшему душевно-духовному миру человека. В этом смысле эстетическое сознание всеобще; оно отличается от художественности как особого вида воплощения эстетического, осуществляемого в искусстве.

Что же представляет собой искусство как высший вид эстетической деятельности, заключающееся в творчестве и его восприятии?


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь