Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культура Русского Зарубежья и возрождение традиций Серебряного века
Возрождение русской культуры - одна из самых актуальных проблем современности. К ней привлечено внимание ученых, публицистов, деятелей культуры и искусства. Целостное представление об историческом пути России еще ждет своих исследователей. Но именно поэтому столь необходимо бережно относиться к тем теоретическим концепциям, которые были разработаны, но незаслуженно отвергнуты или забыты.
Русское Зарубежье-понятие не столько географическое, сколько культурно-историческое и оно характеризует жизнь и судьбу нескольких волн российской эмиграции. В период ХХ века было, по- крайней мере, четыре крупных потока эмиграции из России. Каждая волна уносила за пределы России огромный культурный и научный потенциал, вызывала необходимость сохранения русской культуры и одновременно приспособления к новой социальной среде. Русское Зарубежье возникло как обобщенный образ первой волны исхода из России после революции 1917 года и было обозначением «второй» или «малой» России, совокупностью диаспор бывших российских подданных, обосновавшихся в разных странах. Русские за рубежом считали своим долгом хранить устои и ценности национальной культуры, чистоту русского языка, особенности образа жизни, быта, православной веры, традиционных праздников, ритуалов, обрядов, национальных символов, форм общения и гостеприимства, русского искусства и литературы, фольклора и народных промыслов, рецептов русской кухни. Конечно, каждый поток эмиграции имел свои индивидуальные черты, отличался отношением к России, особенностями национального самосознания, причинами отъезда, глубиной связей с ее культурой. Особенно многочисленной была Первая волна эмиграции из России в послереволюционные годы. По самым приблизительным данным, в эти годы стали изгнанниками около 2-х миллионов бывших российских граждан, а всего в 1920-1925 годах в разных странах оказалось около 10 миллионов человек.[147] Так впервые возник термин Русское Зарубежье. Культура Русского Зарубежья - «живая вода» Серебряного века. Она сохранила духовный источник в чистоте, наполнив его преданной и искренней любовью к Родине. Серебряный век- понятие достаточно условное и хронологически он охватывал период конца Х1Х столетия и продолжался до начала первой мировой войны 1914 года. Но это время было столь насыщенным творческим новаторством в художественной культуре, столь интенсивным в поисках нового стиля, что вполне заслуженно именовался Серебряным по сравнению с Золотым веком Пушкинской поры. Это был ренессанс лирической поэзии, расцвет символизма в художественной жизни, обращение к проблемам личности в философии, возрождение идей соборности, нравственных идеалов истины, добра, красоты и мудрости. Но наряду с оптимистической верой в будущее России, нарастали критические настроения и трагические предчувствия надвигающейся опасности, ожидание гибели культуры, пророческие предсказания краха и кризиса. Эта двойственность Серебряного века наложила отпечаток на творчество многих деятелей культуры и вызывала негативное отношение к ним в советское время. Поэтому их произведения были почти не известны, находились под строгим контролем идеологической цензуры. Предстоит еще большая исследовательская работа по восстановлению культурного наследия России в полном объеме. Но Серебряный век не закончился 1914- 1917 годами, а имел продолжение вплоть до конца ХХ столетия и тем самым оправдал свое название «века». Этой вековой длительности он «обязан» деятелям культуры Русского Зарубежья, которые выполнили свой нравственный и патриотический долг, сохраняя и развивая национальное наследие. Но происходило это за пределами России, в условиях вынужденной или добровольной эмиграции, изгнания или бегства. Среди эмиграции долго сохранялись надежды на возвращение и это отражалось в настроениях временности пребывания за границей, неустроенности быта и «чемоданном» образе жизни. Первая волна эмиграции буквально изобилует блестящими талантами, великолепными достижениями в художественной культуре, открытиями в науке и технике, в развитии философии и истории. Такой взлет творчества трудно поддается рациональному объяснению. Скудные материальные условия, непривычное, а иногда и чуждое по образу жизни и духовным ценностям социальное окружение, конкуренция и ограниченные возможности для организации выставок, изданий и других форм культурной деятельности казалось должны были бы негативно влиять на творчество. Но происходило совсем иначе. Активно развивалась духовная жизнь, публиковались интересные и новаторские произведения литературы, проводились выставки художников, с лекциями о русской культуре выступали известные историки и философы. Несмотря на все невзгоды и испытания, Русское зарубежье сыграло уникальную, и все еще недостаточно оцененную, роль в истории мировой культуры. Даже далеко не полное перечисление деятелей русской культуры, оказавшихся в эмиграции, дает представление об интенсивности духовной и интеллектуальной жизни. За пределами России оказались всемирно известные писатели: Лауреат Нобелевской премии И.А. Бунин, М.А. Алданов, Б.К. Зайцев, А.И. Куприн, Д.С. Мережковский, В.В. Набоков; поэты З.Н. Гиппиус, Г.В. Иванов, И.В. Одоевцева, В.В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева. Их судьба была очень разной. Одни стремились к возвращению в Россию, другие не помышляли об этом. Но их объединяло творчество, которое обогатило историю культуры. В 1922 году по решению Главного политического управления (ГПУ) и советского правительства были высланы многие историки, философы, социологи, экономисты. Среди них были Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, П.И. Новгородцев, П.А. Сорокин, П.Б. Струве, Ф.А. Степун, Г.П. Федотов, С.Л. Франк. В эмиграции оказались историки П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, С.Ф. Платонов. Лишь в 90-е годы были опубликованы их труды в России, уже давно известные во всем мире и переведенные на многие языки. В разных странах продолжали свою художественную деятельность композиторы И.Ф. Стравинский и С.В. Рахманинов, артисты Ф.И. Шаляпин, С.М. Лифарь, Т.П. Карсавина, М.Ф. Кшесинская, Д. Баланчин; художники Л.С. Бакст, А.Н.Бенуа, Н.С. Гончарова, З.Н. Серебрякова, В.В. Кандинский и многие другие. Перечисление этих имен дает возможность представить судьбу талантов, воссоздать картину жизни и творчества российской интеллигенции за рубежом, трудности и препятствия, которые им пришлось преодолевать, а так же противоречия и споры, надежды и разочарования, взаимопонимание и сотрудничество, дружеское общение и участие в решении проблем жизни и творчества. Для сохранения традиций русской культуры, приобщения молодых поколений к богатству русского языка, искусства и литературы, православной религии, истории были организованы школы всех ступеней, курсы и университеты, научные центры и издательства. Поддерживались национальные традиции в различных жанрах искусства, создавались балетные и художественные студии, театральные и музыкальные общества, снимались фильмы, проводились литературные вечера и философские диспуты. Немалую роль в сохранении культурного наследия играла православная церковь, имевшая свои приходы, храмы, духовные семинарии и богословские институты. Действовали множество политических, воинских, спортивных, профессиональных, научных, просветительных, благотворительных обществ и объединений, Русские дома искусств, библиотеки, проводились Дни русской культуры, праздники и юбилеи. В Берлине был основан Русский институт, продолжала научную деятельность Свободная духовная и философская академия, где читали лекции Н.А. Бердяев, Ф.А. Степун, С.Л. Франк. В Праге действовал вплоть до 1938 года Русский университет, Народный университет для подготовки специалистов в различных областях науки. Сохранению документов, рукописей, писем содействовал Русский заграничный исторический архив. В Париже в 1919 году был создан Институт славянских исследований, Свято-Сергиевский Богословский институт, при поддержке ИМКА-Пресс выпускались журналы «Православная мысль» и «Путь». Большой известностью пользовалась газета «Последние новости», главным редактором которой с 1921 по 1940 год был известный историк П.Н. Милюков. Журналы и газеты «Современные записки», «Русская мысль», «Новый град» так же способствовали поддержке творчества интеллигенции. Культура России органично включает этот мощный интеллектуально-нравственный поток, объединяя «Две России» в одно целое. Возрождение культуры неразрывно связано с сохранением исторического наследия в полном объеме. Этапы жизненного пути К их числу можно отнести известного историка, публициста, общественного деятеля П.Н. Милюкова(1859-1943). Его судьба была сложной, противоречивой и трудной. Она во многом совпадает с судьбой тех, кто оказался в силу известных политических обстоятельств в эмиграции и поэтому его имя в течение многих десятилетий либо вовсе не упоминалось, либо сопровождалось гневными обличениями как лидера партии кадетов, министра иностранных дел во Временном правительстве. В новых социальных условиях в России 90-х годов ХХ века можно объективно, а не с ограниченно классовых позиций оценить вклад П.Н.Милюкова в историю русской культуры. Исследователи еще вернутся к анализу его деятельности как главного редактора с 1921 по 1940 год газеты " Последние новости", весьма популярного издания русской интеллигенции в Париже. Одно лишь перечисление имен тех, кто публиковал свои произведения на страницах этой газеты, свидетельствует об огромном авторитете редакции, о той поддержке, которую она оказывала многим деятелям культуры Русского Зарубежья. Среди них И.А. Бунин, М.И. Цветаева, В.В. Набоков /Сирин/, М.А. Алданов, Саша Черный, В. Ф. Ходасевич, Н.Н. Берберова, К.Д. Бальмонт, А.М. Ремизов, Н.А. Тэффи, Б.К. Зайцев, Г.Б. Иванов, И.В. Одоевцева, А.Н.Бенуа, С.М. Волконский, Е.Д.Кускова, С.Н. Прокопович. - Творчество некоторых из них известно, но значительная часть культурного наследия еще не опубликована в российских изданиях. П.П. Милюков одним из первых откликнулся на события в России в 1917 году, был их непосредственным участником, хотя и по другую сторону баррикад. Будучи автором ряда документов, определивших цели и принципы Белого движения, членом Донского Гражданского Совета, поддержал мятеж генерала Корнилова против большевиков. Уже в ноябре 1917 года он написал книгу «История второй русской революции», опубликованную в Болгарии в 1921-1923 годах, а в 1926 году издал книгу " Россия на переломе" с анализом итогов Гражданской войны. По вполне понятным причинам, эти книги не были известны в нашей стране. Он оценивал революцию как трагический эксперимент, в огне которого разрушились целые классы, оборвались традиции культурного слоя. Но он был категорически против тех, кто призывал к вооруженному свержению нового режима. Он считал, что социальная система в России, пришедшая на смену самодержавию, должна изжить себя изнутри. Поэтому в годы нацизма во Франции, он был сторонником Сопротивления, сочувствовал советскому народу в борьбе с фашизмом. Современники отмечали, что П.Н. Милюков был необычайно активным, душевным и высоко нравственным человеком, во многом он символизировал духовный облик российского интеллигента. Его отличали глубокая образованность и широкая эрудиция в русской истории, он слушал лекции С.М. Соловьева, П.Г. Виноградова, В.0. Ключевского, встречался с М.М. Ковалевским, увлекался чтением трудов О.Конта, Н.Я. Данилевского. Он закончил исторический факультет Московского Университета, учился на одном курсе с будущим философом В.В. Розановым, историком М.Н. Покровским. В 1886 году он защитил магистерскую диссертацию на тему о значении Петровских реформ для истории России, где утверждал, что европеизация России не была продуктом заимствования, а явилась неизбежным результатом внутренней эволюции страны, идущей в русле всемирной истории, но задержанной неблагоприятными условиями российской жизни. Молодой ученый много путешествовал, читал лекции в Австрии, Болгарии, Италии, США, свободно владел 20 иностранными языками. Известно, что во время лекций в Берлине на него было совершено покушение правыми монархистами Таборицким и Шабельским- Борк, во время которого его заслонил, но был смертельно ранен В.Д. Набоков, отец русского писателя В.В Набокова. За участие в политическом движении против самодержавия, за составление проекта конституции он неоднократно подвергался ссылке, арестам. П.Н. Милюков увлекался просветительской деятельностью, столь популярной в России на рубеже XIX и ХХ веков. Он был тесно связан с петербургским кружком Ф. Ольденбурга, с деятелями русской культуры Д.Н. Шаховским, Н.А. Рубакиным, В.И. Семевским, редакциями газет " Русское богатство" и " Русская мысль." Именно поэтому Педагогические курсы в Москве обратились к нему с просьбой о чтении лекций по истории русской культуры. Это предложение и подготовка курса стали внутренним импульсом, побудившим П.Н. Милюкова к работе над " Очерками по истории русской культуры" в течение 1892-1895г.г. Прежде чем более подробно остановиться на основные идеях '" Очерков", необходимо добавить еще несколько штрихов к портрету П.Н. Милюкова. Уже в гимназии он читал в подлиннике трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида, изучал Вольтера, Спенсера, Аристотеля. Любил классическую музыку, играл на скрипке. Был страстным библиофилом, много раз ему приходилось собирать свою библиотеку. Ныне она хранится в Калифорнийском Университете в США. О его необычайной работоспособности ходили легенды, а библиография его трудов составляет 38 страниц. В течение всей жизни он вел дневник, сохранял архивы, документы. В 1991 году в России изданы " Воспоминания" [148] П.Н. Милюкова, впервые опубликованные в Париже в 1955 году. Знакомство с ними помогает воссоздать духовный облик этого человека, прожившего долгую жизнь, полную драм и трагедий, взлета и мирового признания, забвения и вновь возвращения российским читателям и исследователям. П.Н. Милюков умер в Париже в 1943 году в возрасте 84 лет. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1277; Нарушение авторского права страницы