Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль поколений в истории культуры



Любой отрезок истории, равно как и любой “нынешний день” включают в себя три временных пласта, которые являются главными измерениями жизни. Это одновременное сосуществование и взаимодействие трех возрастных групп: молодости, зрелости и старости. Ритм перемен в ценностях и образе жизни, вкусах и интересах непосредственно связан со сменой поколений. Исходными признаками поколения он считает:

1) общность даты рождения;

2) жизненного пространства и судьбы, которые образуют единство жизненного стиля сверстников.

“Поколение это целостный жизненный образец, некая мода, налагающая неизгладимый отпечаток на индивидов», [290] отмечает Ортега.

Возраст- это исторически определенный образ жизни, который длится несколько лет. В определении поколения важна не одна дата, а “зона дат”, совокупность лет, образующих понятие “сверстников”. Можно очертить верхнюю и нижнюю границы тех возрастов, которые образуют принадлежность к определенному поколению.

Человек в любой момент жизни находится в определенной возрастной фазе: либо в начале жизненного пути; либо движется к середине, либо подходит к концу. Все эти главные изменения жизни составляют единство трех возрастов в одном историческом Bpeмени.

Современники и сверстники сосуществуют вместе, но имеют разный жизненный опыт. Если бы они полностью совпадали друг с другом, “история бы окаменела, застыла в некой окончательности, лишившись возможности сколько-нибудь серьезного обновления”[291], заключает Ортега.

Современники и сверстники живут в одном мире, но участвуют в его формировании по-разному. Отношения, которые складываются между поколениями, образуют динамическую систему, со своими силами притяжения и отталкивания, совпадения и несогласия.

На поколение выпадают задачи исторического значения:

разрушить изоляцию;

преодолеть оторванность своей страны от мирового процесса; включить ее во всемирный процесс развития цивилизации;

решить проблемы национального освобождения;

реформировать общество.

Ортега предлагает использовать идею поколений как метод исторического исследования, позволяющий реконструировать прошлое, опираясь на изучение образа жизни поколений и тем самым воссоздать картину мира определенной эпохи.

Но особенность предлагаемого метода заключается в том, чтобы рассматривать поколения не как хронологическую последовательность в истории, а как полемику, сотрудничество и взаимное дополнение. “Каждое поколение, ~ пишет Ортега, представляет собой некий важный, неизменный и необратимый интервал исторического времени жизненного пути человечества”[292]. Каждое поколение вмещает в себя все предыдущие, оно как бы “экскурс” всемирной истории.

Поэтому все современное есть некий “итог” прошлого, которое служит его основой. Ортега приводит в пример пирамиду акробатов, где верхний этаж зависит от устойчивости и силы нижних, способных его удержать. Верхние, в известном смысле, пленники тех, кто стоит внизу. Поколение выражает подлинную историческую связь и преемственность культуры.

Каждый возраст это особый тип жизненного созидания. На первом этапе человек постигает мир, его роль еще достаточно пассивна. Наиболее активным и продуктивным Ортега считает возраст от 30 до 45 лет, когда люди создают обновленный мир в технике, науке, искусстве. В это время человек обретает собственное мировоззрение, борется за гражданские идеалы, за новые законы и социальные институты, утверждает себя в семейной жизни.

Возраст от 45 до 60 - это период господства и правления, ему принадлежит главенствующая роль в обществе.

После 60 лет - это люди преклонного возраста. Они принимают лишь посильное участие в истории, если сохраняют бодрость тела и духа, но их роль становится менее значительной.

Не вдаваясь в подробные характеристики поколений, Ортега приходит к выводу, что жизнь делится на пять возрастов, каждый продолжительностью в 15 лет, причем к подлинной истории относятся лишь два зрелых возраста: вступление в жизнь и господство. «Историческое поколение живет пятнадцать лет становления плюс пятнадцать лет правления, »[293] - заключает Ортега. Главное в жизни поколений является не то, что они сменяют друг друга, а их взаимное пересечение, взаимодействие.

Идея поколения - это своего рода оптическое устройство, позволяющее различить историческую реальность в ее подлинности. Поколения участвуют в развитии материальной и духовной культуры являются субъектами исторической преемственности.

Человек и техника.

В “Размышлениях о технике” Ортега исследует особенности развития материальной культуры. Один из важнейших вопросов, что такое техника, он рассматривает в связи с благосостоянием человека. Согласно его взглядам, техника - это не просто ответ на человеческие потребности, как считают многие. Эта связь гораздо глубже. Человеческая жизнь нуждается в удобном и благополучном существовании. Всякое понятие “жить” имеет еще и другой смысл “хорошо жить”. Но чтобы достичь этого, человек должен выйти за пределы обычного и произвести дополнительное, избыточное, которое значительно улучшит его жизнь: жилище, питание, одежду. Напрасны любые усилия изучать технику как нечто самостоятельное. Ее изменения зависят от той идеи жизни, облика благополучия, которые отражались на уровне технических достижений.

Однако при этом технические изобретения и открытия лишь постепенно осваивались человечеством. Обычно люди испытывали перед ними космический ужас, считая, что в них заключена чудовищная угроза.

Технику вызывает к жизни также стремление к экономии сил, ибо она сберегает его энергию, дает возможность ее направить в другие сферы. Человеческое пребывание в мире неизбежно предполагает борьбу с трудностями, неудобствами. Человек, пишет Ортега, это «кентавр, одна половина которого вросла в природу, а другая выходит за ее пределы»[294].

Природное осуществляется само по себе, но его подлинное бытие заключено в жизненном проекте или программе. Каждая эпоха и каждый народ по-разному сформируют это общечеловеческое стремление. Реализация этой программы и составляет предназначение человека. Ортега выделяет три стадии в развитии техники:

Первая стадия - это техника случайного решения практической задачи, когда изобретение возникает спонтанно. Техника не выделяется из других занятий, а выполнение действий практически доступно многим. Открытие не есть результат целенаправленного поиска. Все виды первобытной техники окружены чудесным ореолом, наделены волшебными свойствами, а человек не осознает себя творцом изобретений.

Вторая стадия - техника как ремесло. Она характерна для более развитых цивилизаций. Необычайно расширился набор технических изобретений. Это привело к необходимости особого слоя людей, которые осваивали новшества. Это были ремесленники люди технических навыков и умений. Само слово “Технэ “ означает “искусство”. Возникает гильдия мастеров, сохраняющих и передающих традицию по наследству.

Нововведения являются лишь вариациями в рамках одного стиля, школы, цеха, гильдии.

Но в ремесле орудие или инструмент еще придаток самого человека. Они как бы остаются продолжением его тела.

Третья стадия: техника «человека-техники». Она наступает с эрой возникновения машин, которые могут действовать сами по себе, а человек становится их придатком. Происходит распад роли ремесленника на две составные части: 1)создание проекта, выбор материала и метода исполнения и 2)реализация данного проекта радикальное отделение техники от рабочего, передача производственной деятельности машине. Это влечет за собой новое понимание техники как неиссякаемого источника человеческой деятельности. Эта техническая безграничность возможностей человека таит в себе угрозу, порождая чувство господства техники над человеческим существованием.

Если прежде техническое и природное компенсировали друг друга, то ныне техника приобретает самостоятельное значение и без нее люди материально не могут жить. Техника стала своеобразной «сверхприродой» и в нее человек включен как в искусственный пейзаж, заменяющий естественную природу.

Но поскольку развитие человека безгранично, то по всей вероятности, наступит новая стадия, символизирующая принципиально новое слово в технике, но возвышающая роль человека.

Завершая краткий обзор взглядов Ортеги по философии культуры, необходимо отметить гуманистическую ориентацию его воззрений. В центре его размышлений по проблемам развития европейской цивилизации всегда находится человек, его драмы и радости, тайны и озарения, воображение и проекты, верования и идеи. Забота о духовном возвышении человека является главным стержнем его творчества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь