Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роль энергии в эволюции культуры.
Как уже отмечалось, культурой называют тот класс явлений, который связан с символизацией как особой ментальной способностью человека. Различные материальные предметы, будь то орудия труда, утварь, книги, картины функционируют в символическом контексте и создают среду обитания и жизненный мир человека. Поэтому культура представляет необходимое условие жизнедеятельности, без которого не может быть человека и человечества. Природа, общество и культура представляют единую систему, целостность которой определяется их взаимодействием по принципу «сообщающихся сосудов». На культуру возложена функция не только ценностного осмысления бытия человека, но и создания условий для адаптации к окружающему миру, для поиска средств увеличения свободы и творчества. Среди различных средств, которые могут способствовать развитию человечества, Л.Уайт придает особое значение освоению источников энергии. Поэтому первоочередной функцией культуры становится извлечение энергии и употребление ее на службу человеку. Для этого предназначены различные технологические средства, которые вырабатываются культурой. « Таким образом, функционирование культуры как целого определяется необходимым для этого количеством энергии и тем, каким образом она используется».[313] Л. Уайт выделяет три фактора, имеющих значение в любой культурной ситуации: 1. количество энергии, используемой в год на душу населения; 2. эффективность технологических средств, при помощи которых энергия извлекается и ставится на службу человеку; 3. Объем произведенных предметов и услуг для удовлетворения потребностей человека. На этом основании Л. Уайт формулирует основной закон культурной эволюции. Первым источником энергии в истории был организм самого человека. Древнейшие культуры, основанные на скудных источниках энергии, были весьма примитивны. Впоследствии к ним добавились способы извлечения энергии из природных ресурсов. Освоение энергии огня, ветра, воды значительно увеличило культурные возможности человека. Огонь в разных культурах приобрел значение символа жизни, то же значение придавалось и другим источникам энергии. Особую роль в истории имело извлечение энергии из растений. Все великие цивилизации античности были основаны на культивации злаков. Ни одна великая культура не возникла без возделывания зерна, отмечает Л. Уайт. Не меньшую роль имело приручение и разведение животных, использование их энергии для поддержания жизни, передвижения и возделывания почвы. После сотен тысяч лет относительно медленного развития, под влиянием расширения энергетических ресурсов, вызванных переходом к земледелию и скотоводству, произошли глубокие перемены в культурном развитии. Возникли великие цивилизации древности в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Мексике, Центральной Америке, в Андах. Все это было следствием аграрной революции. Строились города и великие сооружения, развивались ремесла, наука, искусство. Однако вслед за периодом быстрого роста, эволюция прогрессивного развития постепенно выровнялась и движение замедлилось. Это происходило до тех пор, пока не был найден новый источник извлечения энергии при помощи парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания. Это было названо топливной революцией, вызвавшей экстенсивный рост культуры. Вслед за этим возник новый виток, связанный с открытием атомной энергии, но ее использование вызвало немало непредсказуемых последствий. Энергетический фактор- источник динамики развития культуры может возрастать неограниченно. Он оказывает влияние на изобретение и совершенствование орудий труда, организацию социальных систем, координацию различных сфер общества. Однако социальная система способна сдерживать развитие технологии, ставить предел производству энергии. Это происходит вследствие сокращения рынков сбыта продукции и возникновения голода посреди изобилия. Социальная система душит огромную машину производства, парализует политику, вызывает коммерческую конкуренцию и конфликты. Сейчас очевидно, отмечает Л. Уайт, что начальная фаза индустриальной революции завершена, система свободного индивидуального предпринимательства практически исчезла из бизнеса и торговли. Ядерная технология грозит разрушить саму цивилизацию. Главным действующим лицом в нашей пьесе, заключает Л. Уайт, остается технология, даже, если она окажется не героем, а злодеем. Технология строит, но она может и разрушать. Созидательные силы новых технологий могут препятствовать разрушению и расчистить путь для процветания жизни. Завершая изложение теоретических взглядов Л. Уайта, следует отметить, что именно он обосновал необходимость культурологии как специальной отрасли гуманитарного знания и наметил круг проблем, требующих самостоятельного исследования. К таким перспективным проблемам относятся: определение признаков класса культурных явлений; выяснение структурных подсистем культуры и их взаимодействие; изучение роли технологии в детерминации культурной динамики; выявление новых тенденций культурного развития. Привлечение внимания нового поколения ученых к этим проблемам будет способствовать развитию культурологии как науки. Послесловие “История культурологических учений” - так названа эта книга. Ее замысел состоит в том, чтобы представить творческие произведения всемирно известных зарубежных и отечественных культурологов и драматизм их жизненного пути. Нередко эти “два лица” одного человека оказываются разорванными или находятся на разных половинках, как у двуликого Януса, и не сопоставляются друг с другом, как будто они относятся к двум сторонам Луны - освещенной и погруженной в тень. Краткие предисловия в виде биографических справок, столь привычных в научной и энциклопедической литературе, лишь усиливают эффект противостояния творчества и жизненного пути личности. Они воспринимаются читателем как малосущественное дополнение к главному и потому чаще всего ускользают из сознания, оставляя в нем, в лучшем случае, незаметный след из перечня дат и событий. Личность мыслителя, его судьба и драма жизни, мотивы творчества, внутренние диалоги с самим собой, взлеты признания и боль отчуждения, восторг потомков и холодность современников, завалы препятствий на пути творческих идей, одиночество и разочарование, материальные трудности и сила духа - все, что делает жизнь человека неповторимой и привлекательной, представляет несомненный интерес и для читателей. Соединить изучение творчества и портрет личности в ее уникальном своеобразии - такова сверхзадача этой книги. Решать ее очень непросто. Для этого нужно не только хорошо знать творчество ученого, но и ознакомиться с такими материалами, как мемуары, дневники, письма, которые могут стать историческим источником для воссоздания жизненных драм и противоречий. Культурология все более тесно соединяется с культурной антропологией, проявляя интерес к человеку в истории, его отношению к ценностям, нормам, запретам, настроениям, мнениям, характерным для той эпохи, в которой он жил. Здесь на помощь исследователю приходят историческая психология, этнография, позволяющие более полно представить взаимоотношения личности и Времени. Но при этом трудно избежать схематизма, столь опасного для познания творческой биографии. Еще совсем недавно таким “подводным рифом” и всеобщей “отмычкой” был классовый подход к оценке мыслителей прошлого. Считалось, что из-за своих узкоклассовых интересов ученый всегда “ошибался, недопонимал, не сумел постичь”, и только одному направлению в общественно-гуманитарной науке доверялось право отражать реальность в полном объеме. Такая претензия на истину в конечной инстанции вела исследователя в неизбежный тупик, ограничивала возможности и диапазон познания. Идеологический подход в объяснении историко-культурного процесса, постепенно преодолевается и надо надеяться, что молодые ученые смогут быть более свободными в научной деятельности. Для этого в наше время появились новые возможности. Если прежде доступ ко многим историко-культурологическим работам был закрыт цензурой, отсутствием переводов, а приобщение к мировому процессу развития гуманитарного знания осуществлялось из “вторых рук” - в пересказе и критическом реферировании не всегда добросовестных исследователей, к тому же ограниченных жесткими рамками идеологического контроля, то теперь настали иные времена. Многое из наследия мировой культуры пришло в Россию с большим опозданием, и это, несомненно, осложняет и задерживает развитие гуманитарного знания. Но следует признать, что в период 90-х годов в России опубликовано немало великих произведений мировой общественной мысли, и надо успеть все освоить. Однако схематизм классового подхода в изучении истории культурологии - лишь одна грань, хотя и достигшая непомерной абсолютизации. Не меньшее распространение получило в анализе теоретических концепций отождествление личности и исторического фона эпохи. Перечисление событий, которые происходили в этот период и должны были бы отразиться в его произведениях. Но в действительности творчество и самые значительные события эпохи не всегда тесно связаны между собой. Личность не пассивна по отношению к массовой психологии своего времени. Она может быть вовлечена в события, но может оказаться на обочине, ее реакции могут совпадать с преобладающими настроениями, но могут быть и противоположными. Высказываемые идеи нередко не воспринимаются современниками, кажутся им чуждыми, а иногда и просто смешными, фантастичными. Это нередко приводило к тому, что предложенные теории отвергались. Непризнание всегда наносило урон творчеству, глубоко ранило душу, вызывало эмоциональные потрясения. В ответ на подобное отношение современников один идет на компромисс, подстраиваясь под “общий хор”, наступая “на горло собственной песне”, а другой отвергает эту возможность, оставаясь наедине со своими идеями, и только очень поздно к нему приходят слава и известность. Жизнь ученого в своей повседневности оказывается совсем неодинаковой. Часто можно услышать, что такова судьба. Говорят о судьбе обычно с добавлением: “беспощадная”, “слепая”, “враждебная”; злой рок, который гасит, давит, ведет к гибели. Жизнь человека оказывается нередко в зависимости от неизвестной, невидимой силы, демонического начала, сопротивляться которому бессмысленно и бесполезно. Роковые события лишь кажутся случайными, но они неизбежно настигают гения, он попадает под их влияние, и уберечь его от неминуемой гибели кажется невозможным. Судьба есть у каждого, однако в жизни творческой личности ее действие особенно заметно и печально. Но есть и иное толкование роли судьбы. Нередко говорят о судьбе как о стечении благоприятных обстоятельств, о «госпоже удаче», об иронии судьбы, благодаря которой отступают трудности и препятствия на пути творчества, которые позволяют посмеяться над роковыми событиями, предсказаниями и силой духа возвыситься над ними, преодолеть зависть, найти поддержку. Жизнь человека нередко сравнивают с дорогой, на которой есть рытвины и ухабы, ямы и завалы, пригорки и низины. Человек в течение одной жизни проживает несколько биографий, разного творческого достоинства и душевной напряженности. Проникнуть в духовный смысл каждого этапа очень сложно. И здесь подстерегает исследователя третий тип схематизма, когда предпочтение отдается какой-либо одной линии жизни, а все другие отсекаются как ненужные или “портящие картину”. Но при этом вместо реального многообразия жизни возникает черно-белый вариант, возможно достаточно четкий портрет, но далекий от оригинала. Все эти рассуждения о схематизме важны для того, чтобы еще раз подчеркнуть сложность органичного соединения творчества и жизни мыслителя. Но без этого история культурологии теряет тот импульс, который столь необходим для понимания культуры, и становится очередным “набором” концепций, перечнем идей, не согревающих душу. Надо восстановить непрерывное течение жизни личности во всем многообразии, когда мыслитель предстает и как человек своей эпохи, и как обгоняющий Время Пророк, проникающий силой интеллекта в сущность культурных процессов. История культурологии необычайно увлекательна и интересна. В ней ждет исследователя много “белых пятен” и открытий. Немало предстоит сделать молодым ученым, ибо надо построить и общий каркас здания новой отрасли гуманитарного знания, и произвести ее тщательную отделку, определив проблемное поле исследования культуры, выяснив связь с историей общественной мысли и установить коммуникации со всем миром. Интерес к культурологии, как науке исследующей мировую и российскую культуру во всем богатстве и многообразии, привлекает многих ученых. ХХ1 век будет отличаться от предшествующего периода чрезвычайным динамизмом, потребует от человечества особенного внимания к развитию духовности, толерантности, понимания культурной самобытности и уникальности каждого народа, неповторимости творческой личности. Надеюсь, что мои размышления о теоретических проблемах культурологии и описание жизни и творчества выдающихся мыслителей, будут содействовать развитию новой отрасли гуманитарной науки.
Библиография
Антология культурологической мысли. М., 1996. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1989. Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998 Бродель Ф. Материальная цивилизация. Экономика и капитализм 15-18 вв. В 3-х томах М., 1988 - 1993. Быховская И. М., Александрова А.Я. Культурологические опыты. М., 1996. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1987. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М., 1987. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. Гумилев Л.Н. От Руси до России. - СПб., 1992. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994 Гуревич П.С. Культурология. М., 1995 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. Даниленко О.И. культура общения и ее воспитание. Л., 1989. Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М., 1994. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия «серебряного века». Екатеринбург., 1995. Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. СПб., 1992. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. СПб., 1996. Зиммель Г. Избранное. В 2-х томах. М., 1996. Ильин И.А. О России. - М., 1991. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996. Иконникова С. Н. Очерки истории культурологии. СПб., 1998. История мировой культуры. Курс лекций. М., 1998. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. Кармин А.С. Основы культурологии СПб., 1997 Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб., 1995. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург. 1993. Ключевский В.О. Статьи по русской культуре. Соч. в 9-ти томах. Т.IX. - М., 1990. Конрад Н.И.. Запад и Восток. - М., 1972. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. СПб., 1992. Культурология. ХХ век. Антология исследований культуры. Т. 1.СПб., 1997. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1-2. СПб., 1998. Культурология. Ростов-на –Дону. 1997. Культурология. История мировой культуры. М., 1998. Лелеко В.Д. Эстетика повседневности. СПб., 1994. Лихачев Д.С. Заметки о русском. - М., 1984. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему. - Л., 1985.. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - М., 1994. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. Марков А. П. Отечественная культура как предмет культурологии. СПб., 1996. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1994. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.I-III. - СПб., 1993-1995. Милюков П. Н. Воспоминания. М., 1991. Михайлов А.В. Языки культуры.М., 1997. Мифы народов мира. В 2-х томах. - М., 1992. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. Очерки по социальной антропологии. СПб., 1995. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. Теория и история. СПб., 1999. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998. Помпеев Ю А. Основы экономической культуры. СПб., 1998. Рерих Н.К. Избранное. М., 1972. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996. Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 1998. Соколов Е.Г. Лекции по культурологии. Часть 1. СПб., 1997 Соколов Э.В. Культура и личность - Л., 1972. Соколов Э. В. Культурология. М., 1994. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. - СПб., В 2-х томах, 1991. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1997 Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. - М., 1989. Хейзинга Й. Homo Ludens. - М., 1992. Цивилизации. Выпуск 4. М., 1997. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. Шпенглер О. Закат Европы. Опыт морфологии мировой истории.Т.1-2. 1993-1998. Шор Ю. М. Очерки теории культуры. Л., 1989. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. Яковец Ю. История цивилизаций. М., 1995
Предметный указатель
Адаптация 52, 499. Аккультурация 41, 71. Аксиология 48. Американская культура 71, 185, 187. Антропология культурная 12, 33-35, 37-42, 48, 56, 71, 104, 113, 121, 136, 142, 149, 206, 250, 287, 314, 382, 410, 412, 511, 516 Артефакт 72. Археология знания 110, 115, 116, 152, 363 Архетипы культурные 63, 72. 73. Архитектоника культурного пространства 8, 65, 67, 74, 145. Ассимиляция 177. Библиотека как культурный институт 30, 42, 60, 78, 80, 188, 214, 250, 282, 319. 323, 355, 407. Биография11, 12. 14. 21, 57, 61, 84. 92, 114-130, 133, 136, 152, 153, 167, 184, 186, 187, 196, 204. 235, 247-250, 322, 323, 353, 354, 370, 371, 390-393, 412, 414, 435, 436, 458, 475, 523. Биографика117, 130. Вестернизация 168, 227, 474. Вещь в культуре 64, 87, 107, 146, 161, 205, 213, 216-218, 255, 359, 361, 381, 386, 406, 426, 429, 442, 466, 479, 483, 500, 503, 516 Взаимодействие культур 38, 41. 46, 53, 56. 71, 86, 177, 182, 206, 376, 411, 426, 484 Виртуальная реальность 77, 78, 79, 80, 81. 82. Власть в культуре21, 29, 73. 80, 90, 128, 174. 181, 210, 216-218, 234, 237. 238, 243, 255, 261, 265, 290, 295, 300-304, 312. 313 320, 329, 331. 332, 380, 395, 400, 429, 454. 488, 495. Возрождение культуры 55, 61, 73. 84, 119, 126, 149, 162, 240, 242, 278, 282, 291, 293, 299, 323, 325, 331, 345, 365, 374, 385, 396, 400, 432, 454. 483. Время культуры 14, 41, 63, 71, 83-93, 97-100, 178, 198, 204, 242. 266, 300, 338. 344. 469, 481, 494, 496, 497, 502. Герменевтика культуры 57, 84, 117, 122, 130. 466. Гуманитарная культура 14, 19, 20, 22, 23, 25, 27, 31, 33, 34, 43-45, 74, 79, 88. 113. 148. 149, 154. 223, 258, 339, 355, 459, 475, 510. Диалог в культуре 11, 25. 46, 56, 64, 67, 73, 77. 84, 88, 106, 114. 118. 125, 130, 154. 226, 310, 345. 361, 367, 369, 401, 437, 462, 486, 524, 527. Динамика культуры 50, 53, 67, 100, 107, 202, 228, 258, 260, 267. 364, 373, 374, 459, 527. Дифференциация культурная 47, 81. 215, 232. 312, 313, 378-380, 430. Диффузионизм 74, 310. Диффузия культурная 53, 54, 428. Духовность 14, 111, 178, 193. 194, 214, 218. 224, 244. 263, 288, 328. 331. 337, 338, 341, 388, 406, 428, 436, 457, 464, 501. Душа 41, 57, 63. 161-163, 190, 193, 194, 199, 202, 207, 208, 210, 240, 296. 326, 387. Евразийство 75, 76, 172. Европоцентризм 172, 227. Европейская культура 51, 71, 76, 91, 117, 147, 156, 168, 175, 190, 204, 210-213, 220, 257, 292, 329, 359, 407, 436, 451, 460. 472. 476, 482. 490. Жизнь 14, 21, 31.35. 38. 51. 60, 64. 68, 74. 81, 86. 90, 97. 102. 106. 110. 116. 120. 126. Знак 47, 57. 62. 87, 130, 145, 156, 159. 184, 199-201, 212, 220. 253, 339, 352, 353, 358, 360-363, 365. 369. 377, 380. 444. 450. 465. 520. Игра 157. 423. 446-451, 492, 507. Идеациональный тип культуры 262, 265, 267. Идеалистический тип культуры 261, 265. Идеальный тип культуры 87, 201. Идентичность 108, 117, 130, 426, 504, 505. Индивидуальность 31, 42, 109, 117. 122. 130, 176, 197, 269, 304, 346, 371. 381. 398. 498, 523. Инкультурация 41. 110. Инновация в культуре 22. Интеграция культуры 33, 47, 51, 54, 65. 66. 73. 232, 261, 265, 498, 508. Интерпретация128, 204, 224, 363. 365. 368, 466. Интуиция творческая 116, 136, 196, 217, 326, 384. Информация 22, 26. 39, 41. 55. 74. 77, 81, 88, 96. 102. 111, 129. 168, 361, 365, 367, 377. 490, 498. 500, 508. Инфраструктура культуры 48, 66. Искусство 20, 29, 34, 40, 55, 66, 77, 87, 90, 113, 130, 141, 146, 154, 169, 196, 200. 216. 234, 237. 273. 296, 302, 340, 378, 417, 441, 463, 503. Историография культурологии76, 223, 434. Историческая культурология49, 55, 56, 57. Историческая персонология 50, 113, 117. Историческая антропология 50, 516. Коммуникации 14, 37, 82, 197, 358, 367, 498, 501, 508. Кризис культуры 31, 39, 55, 72, 155, 204, 225, 235, 243, 267, 279, 350, 390, 402, 436, 455, 497 Культурогенез 50, 51, 52. Менталитет 21, 260, 263, 264, 265, 288. 500. Мифология 72, 85, 90, 113, 120, 128. 153, 160, 178, 209, 250, 299, 330, 363, 426, 445. Мода 69, 367, 376, 379, 380, 468, 479, 482. Модернизация 21, 22, 52. 67, 73, 96, 104, 121, 130, 365, 367. Морфология культуры 48 66, 186, 187, 188, 190, 196. 204. 207, 209, 215. 218 Норма культуры 12, 36, 79, 102, 110, 178, 359, 375, 418. 420, 491. Повседневность 13, 26, 128, 237, 358, 387, 437, 439, 443, 478. Поколение как субъект культуры 27, 36, 54, 67, 81, 93, 99. 100, 105, 110. 128. 143, 157, 189. 194, 261, 293, 348, 418, 430, 440, 468. Праздник 29, 42, 62, 105, 242, 279, 345, 438, 443, 491. Ритуал 29, 73, 91, 104, 146, 207, 212, 279, 357, 365, 414. 420, 438, 449, 496. Самобытность культуры 54, 172, 178, 230, 419, 427. Самоорганизация культуры 88, 232, 238. Семиотика 25, 48, 68, 117, 352, 356, 360-364, 368, 369, 410. Семиосфера 364, 366, 367, 368, 369 Символ 36, 47, 50, 56, 68, 71, 79, 87, 110, 128, 158, 190, 195, 200, 203, 207, 210, 215, 220, 242. 260. 279, 299, 315, 347, 358, 364, 365, 380, 404. 441, 451. 483. 484. 496. 503, 512, 516. Синергетика 88, 496. Синтез культур 121, 261, 311, 346, 383, 387. Системный подход 22, 25, 33, 39, 45, 48, 51, 57, 66, 85, 89, 93. 105, 121. 130, 147, 160, 175, 205, 217, 227, 250, 265, 273. 352, 362, 400, 422, 466. 486, 512, 520. Славянская культура 143, 160, 167, 168, 169, 172, 180, 181. 182. 286, 326, 339, 435. Смыслы культуры 35, 187, 195, 364, 365, 367. Социализация 41, 110, 411, 418. Социология культуры 21 26, 33, 38, 40, 50, 113, 127, 248, 370, 495, 517. Стиль в культуре 69, 100, 105, 192, 199, 208, 216, 242, 285, 304, 338, 359, 377, 430, 441, 452, 483, 505. Стратификация культуры 1106, 411, 416. Структура культуры 24, 34, 37, 47, 40, 88, 93, 108, 117, 181, 258, 300, 363, 418. 466, 490, 502. Субкультуры 38, 108, 110, 128, 366, 411, 503. Типология культур 39, 50, 121, 129, 166, 188, 260, 267, 364. 425, 426. Тоталитарная культура 244, 329, 330, 453. Трансляция культур 47, 50, 56, 74, 95, 103, 361, 369, 411, 416, 430. Футурошок 495, 499, 505. 506. Ценности культуры 30, 39, 47, 55, 70, 84, 95, 106, 128, 149, 173, 219, 240, 260, 265, 267, 279, 328, 346, 374, 390, 403. 418, 429, 446, 464, 497, 508. Цивилизация 26, 36, 38, 47, 56, 68, 72, 78, 92, 107, 154, 163, 170, 174, 179, 180, 186, 193, 194, 204, 212, 224, 231. 237, 264, 287, 306, 311, 314, 315, 320, 328, 332, 365, 399, 417. 454, 460, 464. 480, 487, 496, 500. Эволюционизм 147, 148, 150, 165, 310. Экологическая культура 39, 48, 108, 306, 350, 390, 404, 474, 497, 506. Элитарная культура 237, 34, 378, 465. Энергетика культуры 75, 88. 126, 176, 216. 220, 230, 237, 247, 259, 269, 315, 342, 351, 391, 413, 470, 484, 520. Краткая биография автора Иконникова Светлана Николаевна ¾ родилась в Ленинграде. После окончания школы поступила на философский факультет Ленинградского Университета. Защитила кандидатскую диссертацию «Нравственный идеал и его отношение к действительности», затем докторскую диссертацию «Молодежь в социальной структуре общества». С 1974 года постоянно заведует кафедрой теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств. Доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Действительный член Российской Академии естественных наук, Международной Академии информатизации, Академии гуманитарных наук, Национальной Академии ювенологии. Автор более 200 научных работ, в том числе 8 монографий: «Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ», «Молодежь о себе, о своих сверстниках», «Диалог о культуре», « История культурологии: идеи и судьбы», «Очерки по истории культурологии». Многие научные труды переведены на иностранные языки. Под ее руководством более 60 аспирантов защитили диссертации. Член редакционного совета ежегодника «Мысль» Санкт- Петербургской ассоциации философов, член редколлегии «Мир культуры» издательства «Лань». Замужем, в 2000 году будет «золотая свадьба». Имеет детей и внука. Увлекается плаванием, компьютером, сбором лесных ягод и грибов. Нежно и преданно любит родной Петербург. [1] Лихачев Д.С. Школа духовности // Правда. 1988. 13 мая. [2] Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х томах. Таллинн, т.2, 1992, с.21. [3] Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. Спб., 1996, с.258. [4] Дугин А. Основы геополитики. М., 1997, [5] Лейбниц Г. Соч. Т. 4, М.. 1989, с. 135. См. подробнее: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1, СПб, 1998. С. 191-194.
[6] Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. с. 10. [7] Эко У. Спите спокойно, книги никуда не денутся. “Известия”, 20мая, 1998г. „ с. 5.
[8] Там же, с. 5. [9] Бахтин М. М.. Литературно- критические статьи, 1986, с. 124. [10] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1995, с. 78 [11] Козырев Н.А. Время как физическое явление. В Кн: Моделирование и прогнозирование в биоэкологии. Рига., 1982 [12] Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988, с.332. [13] Муравьев В. Овладение временем как основная задача организации труда. Цит. Аксенов Г.П. Времявластие. О Валериане Муравьеве и его философии. «Вопр. философии» 1992, №1, с.93. [14] Пригожин И.Р. Порядок из хаоса. М., 1986. Его же, От существующего к возможному. М., 1995 [15] Лихачев Д.С. Рождение нового через хаос. В кн: Полярность в культуре. СПб., 1996, с. 10 [16] Тойнби А. Цивилизация перед судом истории М., 1996, с.84. [17] Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997, с.14. [18] Кон И. С. Социология личности М., 1967, с.110. [19] Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979, с. 353. [20] Мид М. Культура и мир детства. М., 1988, с.20 [21] Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования. «Социологические исследования», 1989, №1, с.107 [22] Лотман Ю.М., Карамзин. Спб., 1997, с. 13 [23] Там же, с. 12. [24] Артемьева Т. В., Микешин М.И. Сюжеты исторической персонологии. В кн. « Философский век». Альманах. СПб., 1997, вып. 2, [25] Валевский А.Л. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла. В кн: «Лица». Биографический альманах. М., СПб., 1995, №6, с. 33 [26] Гулыга А. И. Кант. М., 1977, с.5. [27] Соловьев Э.Ю. Биографический анализ как вид историко – философского исследования. «Вопр. философии», 1987, № 9, с. 138. [28] Темпест Р. Черчиль как писатель. « Звезда», 1995,, №11, с. 114 [29] Бердяев Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М., 1991. [30] Там же, с. 26. [31] Бердяева Л.Ю. Дневники. «Звезда», 1995, № 10- 11. [32] Берберова Н. Н. Курсив мой. Автобиография. М., 1996, с. 33. [33] Там же, с. 505. [34] Там же, с. 33 [35] Лотман Ю.М. Литературная биография в историко- культурном контексте. Ученые записки Тартусского Университета, 1986, с. 106. [36] Шамшин Л.Б. Биография В кн: Культурология. Ххвек. Словарь. СПб., 1997, с. 61 [37] Гадамер Х. Г. Истина и метод. М., 1989, с. 181. [38] Кривцун О. Эстетика. М., 1998, с.143. [39] Головина Т. И. Мемуары как источник культурологического исследования. СПб., 1998.; Минц С. Мемуары и российское дворянство. СПб., 1998. [40] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977, с.15. [41] Там же, с. 103 [42] Там же, с. 135 [43] Там же, с. 111. [44] Там же, с. 112-114. [45] Там же, с. 242. [46] Там же, с.171. [47] Там же, с.471. [48] Там же, с. 224. [49] Там же, с. 240 [50] Там же, с. 242. [51] Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989, с.21. [52] Там же, с. 36 [53] Там же, с. 44 [54] Там же, с. 64 [55] Там же, с. 66-67 [56] Там же, с. 107 [57] Там же, с. 123 [58] Там же, с. 204. [59] Там же, с. 252. [60] Там же, с. 508. [61] Там же, с. 508. [62] Гегель Г. Письма. Работы разных лет. М., 1971, т.2, с.98. [63] Чаадаев П.Я. Философические письма. Полн. собр. соч. в 2-х томах., М., 1991, т.1, с. 329. [64] Там же, с.330. [65] Там же, с. 326. [66] Люкс Л. Евразийство. Вопр. философии. 1993, №6, с. 105 [67] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991, с.66. [68] Там же, с. 226. [69] Там же, с. 71. [70] Там же, с.74. [71] Там же с. 88-89. [72] Там же, с.91. [73] Там же, с.109. [74] Там же, с. 472. [75] Там же, с. 482. [76] Там же, с. 486. [77] Там же, с. 426. [78] Шпенглер О. Закат Европы.М., 1993, с.630 [79] Мыслители нашего времени. М., 1962, с. 59. [80] Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993, с.24. [81] Там же, с.21. [82] Там же, с. 19. [83] Там же, с. 129 [84] Там же, с. 151. [85] Там же, с. 164 [86] Там же, с.164. [87] Там же, с. 265. [88] Там же, с.262. [89] Там же, с. 265. [90] Там же, с. 289 [91] Там же, с. 322. [92] Там же, с.345 [93] Там же, с.345-388. [94] Там же, с.624 [95] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно – исторические перспективы. Т.2., М., 199, с. 539.. [96] Там же, с. 92. [97] Там же, с. 163. [98] Там же, с. 169. [99] Там же, с. 173 [100] Там же, с. 158. [101] Там же, с. 342. [102] Там же, с. 467 [103] Там же, с. 469. [104] Там же, с. 515. [105] Там же, с.524. [106] Там же, с525. [107] Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995, с.253
[108] Там же, с. 265. [109] Там же, с.272. [110] Тойнби А. Постижение истории М., 1991, с. 17. [111] Там же, с. 79 [112] Там же, с.85. [113] Там же, с. 76. [114] Там же, с. 222. [115] Там же, с. 227. [116] Там же, с. 259. [117] Там же, с. 285. [118] Там же, с. 285. [119] Там же, с. 403. [120] Там же, с. 408. [121] Там же, с. 415 [122] Там же, с. 427. [123] Сорокин П. А. Система социологии. М., 1991; Его же Человек. Цивилизация. Общество.М., 1992; Его же Долгий путь. Сыктывкар, 1991; Его же главные тенденции нашего времени М., 1997. [124] Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. М.-СПб., 1999. [125] Голосенко И. А. Социология Питирима Сорокина. Русский период деятельности. Самара, 1992; Его же Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991 [126] Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар, 1991, с. 31. [127] Там же, с. 34. [128] Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991, с.15. [129] Сорокин П. Долгий путь. Сыктывкар, 1991, с.161. [130] Там же, с.129. [131] Сорокин П. Долгий путь. Сыктывкар, 1991, с.161 [132] Там же, с.184 [133] Там же, с.184 [134] Там же, с. 211. [135] Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика.Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права. Вестник Московского университета. Серия Философия.1993, № 1, с.77. [136] Там же, с.77. [137] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, с.430. [138] Там же, с.437. [139] Там же, с.470. [140] Там же, с. 444-448, 467-468, 492-493. [141] Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар, 1991, с.208. [142] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация, общество. М., 1992, с.432 [143] Там же, с.433. [144] Там же, с. 433 [145] Сорокин П.А. Таинственная энергия любви. «Социологические исследования», 1991, № 1, с.80. [146] Там же, с.151. [147] См. подробнее: Доронченков А.И. Российская эмиграция «первой волны» о национальных проблемах покинутого отечества. СПб., 1997.; Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997; Новиков А.И. Фрейкман-Хрусталева Н. Эмиграция и эмигранты.СПб., 1995; Раев М. Культура Русского Зарубежья М., 1995. [148] Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. [149] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры.В 3-х томах. М., 1993- 1995. [150] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах, Т.1, с.66. [151] Там же, с.32 [152] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах, т 1 ч.2, М., 1994, с.37 [153] Там же, с.292 [154] Там же, с. 238 [155] Там же, с. 296. [156] Там же, с. 297 [157] Милюков П.Н. «Очерки по истории русской культуры».В 3-х томах, т.11, ч. 1, М., 1994, с.7. [158] Там же, с. 203. [159] Там же, с. 260. [160] Там же, с.372. [161] Там же, с.355-394 [162] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах, т. 2, ч.2, М., 1994, с.101 [163] там же, с. 480. [164] Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки.М., 1995., с. 232. [165] Там же, с. 233. [166] Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2- х томах. М., 1991- 1992. [167] Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х томах. Т. 2. М., 1992, с.163. [168] Там же, с. 164 [169] Там же с 184 [170] Там же, с. 186. [171] Там же, с. 170. [172] Там же, с. 190 [173] Там же, с. 198 [174] Там же, с. 200 [175] Там же, с. 210. [176] Там же, с. 216 [177] Рерих Н. О вечном. М., 1991, с.3 [178] Рерих Н.К. Сердце Азии. М., 1991, с.94. [179] Там же, с.95. [180] Агни Йога.Надземное.Л., 1991, с.145. [181] Там же, с.154. [182] Там же, с.157. [183] Там же, с.158 [184] Рерих Н.К. Избранное. М., 1972, с.263 [185] Рерих Н.К. О вечном. М., 1991, с.86. [186] Там же, с.263. [187] Там же, с.321. [188] Там же, с.317. [189] Князева В.П. Н.К. Рерих. М., 1963, с.93 [190] Там же, с.190. [191] Там же, с.100 [192] Рерих Н.К. Жизнь и творчество. М., 1978, с.188. [193] Лотман Ю.М. беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. М., 1994 [194] Там же, с.4. [195] Ю.М. Лотман и тартуско- московская семиотическая школа. М., 1994, с.465. [196] Там же, с. 494. [197] Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды. СПб., 1996. [198] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. М., 1994, с. 100. [199] См. подробнее: Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998; Кармин А.С. Основы культурологии. Спб., 1997; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996; Культурология. Словарь. Т.1, М., 1997; Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры.СПб., 1995 [200] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров М., 1996; Его же, Культура и взрыв. М., 1992; Его же, Избранные статьи. В3-х томах, Таллинн, 1992-1993. Его же, Карамзин М., 1997. [201] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996, с.148 [202] Там же, с. 173-174 [203] Там же, с. 283 [204] Зиммель Г. Избранное в 2-х томах. М., 1996 [205] [206]Ионин Л.Г. Георг Зиммель -социолог. (критический очерк). М., 1981 [207] Зиммель Г. Избранное в 2-х томах.Т.1.М., 1996, с.494. [208] Там же, с.481 [209] Там же, с.446 [210] Зиммель Г. Избранное в 2-х томах.Т.2., М., 1996, с.268 [211] Там же, с.269. [212] Там же, с.235. [213] Там же, с.236. [214] Там же, с. 237. [215] Там же, с.257. [216] Там же, с. 260 [217] Швейцер А.Благоговение перед жизнью. М., 1992, с.34. [218] Там же, с.528. [219] Там же, с. 524. [220] Фрайер П.Г. Альберт Швейцер. Картина жизни. М., 1982, с. 54. [221] Гусейнов А.А. Благоговение перед жизнью: Евангелие от Швейцера. В кн: Швейцер А. Благоговение перед жизнью.М., 1992, с.528. [222] Там же, с. 44. [223] Там же, с. 53 [224] Там же, с. 55. [225] Там же, с. 56 [226] Там же, с. 66. [227] Там же, с.69. [228] Там же, с. 70. [229] Там же, с 69. [230] Там же, с.79 [231] Там же, с. 87-89. [232] Там же, с. 223 [233] Там же, с. 225. [234] Там же, с. 229. [235] Этнография детства. М., 1983; Этнография детства. Вып. 2 М., 1988 [236] Мид М. Культура и мир детства. М., 1988, с. 27 [237] Там же, с.377. [238] Там же, с.95. [239] Там же, с. 227 [240] Там же, с. 150 [241] Там же, с. 157. [242] Там же, с. 159. [243] Там же, с. 171 [244] Там же, с. 310. [245] Там же, с. 315. [246] Там же, с. 322-361. [247] Там же, с. 377 [248] Там же, с. 338. [249] Там же, с. 345. [250] Там же, с. 347. [251] Там же, с. 358. [252] Хейзинга Й. Осень Средневековья.М., 1988, с. 5 [253] Там же, с.8. [254] Там же, с. 89. [255] Там же, с. 112. [256] Там же, с. 156. [257] Там же с.165. [258] Там же, с. 170 [259] Там же, с. 5 [260] Там же, с.367. [261] Хейзинга Й. Homo Ludens, М., 1992, с. 7 [262] Там же, с.8 [263] Там же, с. 20. [264] Там же, с.23. [265] Там же, с.41. [266] Там же, с.63. [267] Там же, с. 94 [268] Там же, с. 125. [269] Там же, с. 197 [270] Там же, с. 233. [271] Там же, с. 238. [272] Аверинцев С.С. Культурология Й. Хейзинги. Вопросы философии, 1969, № 3, с.171 [273] Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы