Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Где Вы можете применить полученные знания и умения?



 

Степин В.С.

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жиз­недеятельности (деятельности, поведения и общения), обес­печивающих воспроизводство и изменение социальной жиз­ни во всех ее основных проявлениях.

Программы деятельности, поведения и общения представле­ны многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образ­цов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентации и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый соци­альный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (пере­дает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, ко­торые, реализуясь в соответствующих видах и формах чело­веческой активности, порождают реальные изменения в жиз­ни общества.

Понятие «культура» развивалось исторически. Вначале этот термин обозначал возделывание человеком земли. Потом произошло расширение смысла термина. Им стали обозна­чать также процессы и результаты возделывания материалов природы в различных ремеслах, а затем и процессы воспита­ния и обучения человека. В этом расширенном смысле тер­мин «культура» впервые был применен в работе древнеримс­кого оратора и философа Марка Тулия Цицерона «Тускуланские рукописи» (45 г. до н. э.). Понятие обыденного языка, обозначающее обработку почвы, Цицерон использовал в пе­реносном смысле как возделывание человеческого ума в про­цессе обучения и воспитания. Считая, что глубокий ум воз­никает благодаря философским рассуждениям, он характе­ризовал философию как культуру ума.

Дальнейшее развитие понятия «культура» было связано с его распространением на все искусственно созданное, сотворен­ное человеком в противоположность естественному, природ­ному. В этом значении термин был использован в трудах не­мецкого философа-просветителя и юриста С. Пуфендорфа. В работе «О праве естественном» (1684) он определил культуру как оппозицию «естественному состоянию», как все то, что произведено.

Начиная со 2-й пол. 18 в. термин «культура» стал широко ис­пользоваться в европейской философии и исторической науке. В это время культура стала рассматриваться как важнейший ас­пект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности, отличающим человеческое бытие от животного существования. Возникло несколько линий в разработке проблематики культуры. В первой из них культура представала как процесс развития человеческого разума и ра­зумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества (французские просветители): как историческое развитие человеческой духовности — эволю­ция морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечиваю­щих прогресс человечества (немецкий классический идеализм — И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. И. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, немец­кий романтизм — Ф. Шиллер, Ф. Шлегель; немецкое Просве­щение — Г. Лессинг, И. Г. Гердер). Вторая линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии куль­туры, а на ее особенностях в различных типах общества, рассматривая различные культуры как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианство — Г. Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер). В дальнейшем эту линию продолжили Я. Я, Данилевский, П. А. Со­рокин, А. Тойнби, О. Шпенглер, Вместе с тем было расширено понимание культуры путем включения в нее всего богатства материальной культуры, этнических обычаев, разнообразия языков и символических систем.

В кон. 19 и 1-й пол. 20 в. при изучении проблематики куль­туры стали активно использоваться достижения антропологии, этнологии, теории систем, семиотики и теории информации (культурная антропология — Э. Б. Тайлор, Ф. Боас, А. Кребер, Р. Редфилд; социальная антропология и структурный функ­ционализм — Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Р, Мертон, Т, Парсонс; структурная антропология и структурализм — К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт; неофрейдизм, постмодер­низм и др.).

В историческом развитии понятия «культура» была своя внут­ренняя логика. Движение мысли шло от отождествления культуры со всем, что сотворено человеком, к анализу чело­веческой активности (деятельности, поведения и общения), благодаря которой создается надприродная сфера человечес­кого бытия, искусственное в противовес естественному, природному.

На каждом из этих этапов вводились разные определения культуры (таких определений американские культурологи А. Кребер и К. Клакхон насчитали около трехсот). Многие из них не были определениями в строго логическом смысле, а, ско­рее, являлись метафорическими высказываниями, фиксирующими отдельные характеристики культуры. Вместе с тем множество формулировок и определений не означало их рав­ноценности. В принципе уже анализ отношений между куль­турой и деятельностью включал в качестве первого прибли­жения все определения, связанные с противопоставлениями «культура—натура», но значительно конкретизировал их. Следующая конкретизация была связана с представлениями культуры как способа регулирования и реализации человечес­кой деятельности, а следовательно, как особого аспекта со­циальной жизни, который заключается в порождении и транс­ляции (передаче от поколения к поколению) надбиологических программ деятельности, поведения и общения людей. В рамках этого подхода складывались предпосылки для ре­шения одной из кардинальных проблем философии и тео­рии культуры: различения понятий «культура» и «общество». С одной стороны, культура не тождественна обществу, а яв­ляется лишь особым аспектом социальной жизни (в против­ном случае не нужно было бы двух терминов для обозначе­ния одной и той же реальности). С другой — культура про­низывает все без исключения состояния социальной жизни, и нет ни одного социального феномена, который был бы изо­лирован от влияния культуры, не нес бы на себе печати ее воздействия.

Кажущееся противоречие между этими утверждениями сни­мается, если культуру рассмотреть как систему информаци­онных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый со­циальный опыт, который выступает по отношению к различ­ным видам деятельности, поведения и общения (а значит, и всем порождаемым ими структурам и состояниям социальной жизни) каких надбиологические программы. С точки зрения теории систем сложные исторически разви­вающиеся органические целостности должны внутри себя со­держать особые информационные структуры, обеспечиваю­щие управление системой, ее саморегуляцию. Эти структуры представлены кодами, в соответствии с которыми воспроиз­водится организация системы как целого и особенности ее основных реакций на внешнюю среду. В биологических орга­низмах эту роль выполняют генетические коды (ДНК, РНК). В обществе, как целостном социальном организме, аналогом генетических кодов выступает культура. Подобно тому как управляемый генетическим кодом обмен веществ воспроизводит клетки и органы сложных организ­мов, различные виды деятельности поведения и общения лю­дей, регулируемые кодами культуры, обеспечивают воспроиз­водство и развитие элементов, подсистем общества и их свя­зей, характерных для каждого исторически конкретного вида социальной организации (присущей ему, искусственно создан­ной предметной среды — «второй природы», социальных об­щностей и институтов, типов личностей, свойственных дан­ному обществу, и т. д.).

Т. о., наряду с биологическим, генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологи­ческие программы, у человека существует еще одна кодиру­ющая система — социокод, посредством которого передается от человека к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта.

Условием хранения и трансляции этого опыта является его фиксация в особой знаковой форме, функционирование со­ставляющих его элементов в качестве семиотических систем. Культура предстает как сложно организованный и развиваю­щийся набор таких систем (см. Знак, Символ).

Хранение и трансляция в культуре многообразия надбиологических программ человеческой жизнедеятельности предпо­лагает многообразие знаковых структур, закрепляющих и пе­редающих постоянно обновляемый социальный опыт. Одним из наиболее древних способов кодирования этого опыта яв­ляется функционирование субъектов поведения, общения и деятельности в качестве семиотических систем, когда их дей­ствия и поступки становятся образцами для других. Мастер — учитель, который демонстрирует ученику те или иные приемы работы; индивиды и социальные группы, выступающие объектами подражания для других людей и групп; взрослый человек, поступки которого копирует ребенок, — все они обретают функцию знаковых систем, транслирующих програм­мы поведения, общения и деятельности.

Знаковой системой, программирующей действия и поступки людей, может выступать символика человеческого тела: позы, жесты, мимика и т. п. Причем смыслы и значения, которые они выражают, могут быть различными в различных культу­рах. Напр., рукопожатие у многих народов имеет символику дружеского расположения, но в традиционной Японии считалось, что касание собеседника означает агрессию и неува­жение. В современной Японии рукопожатие используется ред­ко, преимущественно в общении с иностранцами.

Важнейшим видом социокода, регулирующего человеческую жизнедеятельность, является естественный язык. Он не толь­ко позволяет описывать человеческий опыт, но и порождает новый опыт в процессе коммуникации. Структура языка за­дает определенный образ мира, способ фрагментации и син­теза его объектов. Одновременно язык выражает ценностно-эмоциональное отношение человека к миру, программируя переживание людьми тех или иных описываемых событий и реакцию на них. Наряду с естественными языками как сред­ством генерации и передачи социального опыта огромную роль в социальной жизни играют языки искусства (живописи, му­зыки, танца, архитектуры, кино и т. д.), язык науки, а также различные конвенциональные наборы сигналов и символов, регулирующие поступки и действия людей. Все они могут быть рассмотрены как особые семиотические системы, обеспечи­вающие воспроизводство и развитие общества.

Предметы созданной человеком второй природы также мо­гут функционировать в качестве знаков, которые закрепляют накопленный социальный опыт, выражая определенный спо­соб поведения и деятельности в предметном мире. В этом смысле иногда говорят об орудиях труда, технике, предметах быта как о материальной культуре, противопоставляя им феномены духовной культуры, имея в виду произведения искус­ства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. (см. Культура материальная и духовная). Однако такое противопоставление относи­тельно, поскольку любые феномены культуры являются семиотическими образованиями. Предметы материальной куль­туры выполняют в человеческой жизни двоякую роль: с од­ной стороны, они служат практическим целям, а с другой — выступают средствами хранения и передачи смыслов и зна­чений, регулирующих деятельность, поведение и общение. Только во второй своей функции они выступают в качестве феноменов культуры (Ю. Лотман).

Развитие культуры предстает и как выработка новых смыс­лов и значении, регулирующих деятельность, поведение и об­щение людей, и как формирование новых кодовых систем, закрепляющих и транслирующих эти смыслы и значения. Накопление нового опыта и увеличение его массива рано или поздно ставят проблему информационной вместимости субъекта (М. К. Петров), что требует новых способов фраг­ментации и объединения накопленного опыта, который дол­жен усваивать индивид. В свою очередь, эта потребность стимулирует разработку и применение новых типов кодирования, обеспечивающих дифференциацию и интеграцию программ деятельности, поведения и общения, их передачу от поколе­ния к поколению (М. К. Петров).

Канадский исследователь М. Маклюэн, подчеркивая связь между развитием систем кодирования социального опыта и ступенями цивилизационного прогресса, выделял в качестве особых этапов дописьменные общества, возникновение пись­менности, книгопечатание, появление радио и телевидения. Продолжая этот ряд, следует выделить в качестве особого этапа компьютерную стадию развития цивилизации.

Появление новых способов кодирования закрепляет измене­ния характера коммуникаций и способов включения индиви­да в социальные связи, а следовательно, участвует в опреде­лении тех границ, в которых варьируются те или иные фор­мы социального поведения и деятельности. Напр., вне появ­ления письменности невозможно было бы судопроизводство, опирающееся на кодексы законов; возникновение «компью­терного письма» привело к резкому увеличению доступного индивиду объема «социальной памяти», а компьютерная сеть 1п1егпе1 породила новые, ранее неизвестные формы комму­никации.

Развитие общества всегда связано с формированием новых видов деятельности, поведения и общения, что, в свою оче­редь, предполагает появление соответствующих новых про­грамм, представленных кодами культуры. В процессе этого развития происходит дифференциация ранее синкретических программ, возникает сложная координация и субординация новых и традиционных программ.

Выделение самостоятельных областей духовной деятельнос­ти привело к генерации новых смыслов и значений, которые стали выступать опосредующими и порождающими структу­рами по отношению к программам конкретных видов прак­тики (ценностям, санкционирующим тот или иной вид дея­тельности; целям как предварительным идеальным образам продуктов деятельности; знаниям, навыкам и умениям, ко­торыми должен овладеть субъект, чтобы, воздействуя на пре­образуемый объект, получить продукт, соответствующий по­ставленной цели). Исторически возникают различные, отно­сительно самостоятельные сферы духовной культуры — ре­лигия, искусство, мораль, наука, политическое и правовое сознание и т. д., которые взаимодействуют между собой и ока­зывают регулирующее воздействие на повседневную жизнь людей,

Т. о., в ходе исторического развития общества постепенно формируется сложная иерархия программ деятельности, по­ведения и общения, представленных различными социокодами, которые непосредственно или опосредованно управля­ют поступками и действиями людей.

В сложном исторически развивающемся многообразии надбиологаческих программ можно выделить три уровня. Первый — это реликтовые программы, осколки прошлых куль­тур, которые живут и в современном мире, оказывая на че­ловека определенное воздействие. Люди часто бессознатель­но действуют в соответствии с программами поведения, ко­торые сложились еще в первобытную эпоху и которые утра­тили свою ценность в качестве регулятива, обеспечивающего успех практических действий. Сюда относятся многие суеве­рия, напр, приметы у русских поморов о том, что половые связи перед выходом на рыбную ловлю могут сделать ее не­удачной (пережиток табу первобытной эпохи, реально регу­лировавших половые отношения общины в период группо­вой семьи, устраняя таким способом столкновения на почве ревности в общине, которые нарушали совместные производ­ственные действия).

Второй уровень — это слой программ поведения, деятельно­сти, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспро­изводство того или иного типа общества. И наконец, третий уровень культурных феноменов образуют программы соци­альной жизни, адресованные в будущее. Их культура генерирует за счет внутреннего оперирования знаковыми систе­мами.

Образцами программ будущей деятельности как предпосыл­кой изменения существующих форм социальной жизни мо­гут служить вырабатываемое в науке теоретическое знание, вызывающее перевороты в технике и технологии последую­щих эпох; идеалы будущего социального устройства, которые еще не стали господствующей идеологией; новые нравствен­ные принципы, возникающие в рамках философско-этических учении и часто опережающие свой век, и т. д. Чем дина­мичнее общество, тем большую ценность обретает этот уро­вень культурного творчества, адресованный к будущему. В современных обществах его динамика во многом обеспечивается деятельностью особого социального слоя людей — творчес­кой интеллигенции, которая по своему социальному предназ­начению должна постоянно генерировать культурные инно­вация.

В процессе исторического развития общества и культуры от­дельные элементы и «проекты» будущих программ деятель­ности могут конкретизироваться, видоизменяться и перехо­дить из третьего во второй уровень культурных образований, становясь реальными непосредственными регулятивами но­вых видов деятельности, поведения и общения, порождая соответствующие изменения в жизни общества. В свою очередь программы второго уровня могут утрачивать свою социальную ценность и превращаться в реликтовые образования либо во­обще выпадать из потока культурной трансляции.

Многообразие культурных феноменов всех уровней, несмот­ря на их динамичность и относительную самостоятельность, организовано в целостную систему. Их системообразующим фактором выступают предельные основания каждой истори­чески определенной культуры. Они представлены мировоз­зренческими универсалиями (категориями культуры), которые в своем взаимодействии создают целостный обобщенный об­раз человеческого мира.

Мировоззренческие универсалии — это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной культуры оцени­вает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта. Категориальные структуры, обеспечивающие рубрификацию и систематизацию человеческого опыта, давно изучает фило­софия. Но она исследует их в специфическом виде, как предельные общие понятия. В реальной же жизни культуры они выступают не только как формы рационального мышления, но и как схематизмы, определяющие человеческое восприя­тие мира, его понимание и переживание.

Их не следует отождествлять с философскими категориями, которые возникают как результат рефлексии над универса­лиями культуры. Но мировоззренческие универсалии могут функционировать и развиваться и вне философской рефлек­сии. Они были присущи и тем культурам, в которых не сло­жились более-менее развитые формы философского знания (Древний Египет, Вавилон и т. п.).

Можно выделить два больших и связанных между собой блока универсалий культуры. К первым относятся категории, кото­рые фиксируют наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов, включаемых в человеческую деятельность. Они выступают в качестве базисных структур человеческого сознания и носят универсальный характер, поскольку любые объекты (природные и социальные), в т. ч. и знаковые объек­ты мышления, могут стать предметами деятельности. Их ат­рибутивные характеристики фиксируются в категориях: «про­странство», «время», «движение», «вещь», «отношение», «количество», «качество», «мера», «содержание», «причинность», «случайность», «необходимость» и т. д.

Но кроме них в историческом развитии культуры формиру­ются и функционируют особые типы категорий, посредством которых выражены определения человека как субъекта дея­тельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. Они образуют второй блок универсалий культуры, к которому относятся категории; «человек», «общество», «со­знание», «добро», «зло», «красота», «вера», «надежда», «долг», «совесть», «справедливость», «свобода» и т. п.

Эти категории фиксируют в наиболее общей форме истори­чески накапливаемый опыт включения индивида в систему социальных отношений и коммуникаций. Между указанны­ми блоками универсалий культуры всегда имеется взаимная корреляция, которая выражает связи между субъект-объект­ными и субъект-субъектными отношениями человеческой жизнедеятельности. Поэтому универсалии культуры возника­ют, развиваются и функционируют как целостная система, где каждый элемент прямо или косвенно связан с другими.

В системе универсалий культуры выражены наиболее общие представления об основных компонентах и сторонах челове­ческой жизнедеятельности: о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни и ценностях человечес­кого мира, о природе и организации ее объектов и т. п. Эти представления выступают в качестве своего рода глубинных программ социальной жизни, которые предопределяют сцеп­ление, воспроизводство и вариации всего многообразия бо­лее конкретных программ поведения, общения и деятельно­сти, характерных для определенного типа социальной орга­низации.

В мировоззренческих универсалиях культуры можно выделить своеобразный инвариант, некоторое абстрактное всеобщее содержание, свойственное различным типам культур и образующее глубинные структуры человеческого сознания. Но этот слой содержания не существует в чистом виде сам по себе. Он всегда соединен со специфическими смыслами, присущими культуре исторически определенного типа общества, которые, выражают особенности способов общения и деятель­ности людей, хранения и передачи социального опыта, осо­бенности принятом в нем шкалы ценностей.

Именно эти смыслы характеризуют национальные и этничес­кие особенности каждой культуры, свойственное ей понима­ние пространства и времени, добра и зла, жизни и смерти и свойственное ей отношение к природе, труду, личности и т. д.

Они определяют специфику различных культур. В свою очередь исторически особенное в универсалиях куль­туры всегда конкретизируется в огромном многообразии груп­повых и индивидуальных мировосприятий и миропереживаний.

По мере исторического развития общества может изменяться не только смысл универсалий культуры, но и сам их набор, организованный в целостную систему. Возникновение новых видов деятельности, поведения и общения может приводить к расщеплению первичных универсалий и формированию но­вых категорий, которые укореняются в культуре (напр., рас­щепление характерной для архаических обществ категории «любовь-дружба» на две самостоятельные категории, появ­ление в российской культуре наряду с категорией «правда» ка­тегории «истина»). Конкретные виды культуры отличаются своими основаниями и не всегда можно обнаружить изомор­физм между системами универсалий различных культур.

Универсалии культуры одновременно выполняют по мень­шей мере три взаимосвязанные функции в человеческой жиз­недеятельности. Во-первых, они обеспечивают своеобразную квантификацию и сортировку многообразного, исторически изменчивого социального опыта. Этот опыт оценивается и рубрифицируется соответственно смыслам универсалий куль­туры и стягивается в своеобразные кластеры. Благодаря та­кой «категориальной упаковке» он включается в процесс трансляции и передается от человека к человеку, от одного поколения кдругому. Во-вторых, универсалии культуры выс­тупают базисной структурой человеческого сознания в каж­дую конкретную историческую эпоху. В-третьих, взаимосвязь универсалий образует обобщенную картину человеческого мира, то, что принято называть мировоззрением эпохи. Эта картина, выражая общие представления о человеке и мире, вводит определенную шкалу ценностей, принятую в данном типе культуры, и поэтому определяет не только осмысление, но и эмоциональное переживание мира человеком.

Смыслы универсалий культуры в процессе социализации ус­ваиваются индивидом, определяя контуры его индивидуаль­ного понимания мира, его поступков и действий. На уровне группового и индивидуального сознания смыслы универсалий культуры конкретизируются с учетом групповых и индивидуальных ценностей. Причем даже в устойчивых состояниях со­циальной жизни универсалии культуры могут допускать очень широкий спектр конкретизации, дополняться ценностями противоположных по интересам социальных групп и не утра­чивать при этом своих основных смыслов.

В свою очередь стереотипы группового сознания специфи­чески преломляются в сознании каждого индивида. Люди всегда вкладывают в универсалии культуры свой личностный смысл соответственно накопленному жизненному опы­ту. В результате в их сознании картина человеческого мира обретает личностную окраску и выступает в качестве инди­видуального мировоззрения. Существует огромное множество модификаций, которые свойственны каждой доминирующей в культуре системе мировоззренческих установок. Базисные убеждения и представления могут сочетаться, и часто проти­воречивым образом, с сугубо личностными ориентациями и ценностями, а весь комплекс индивидуальных убеждений мо­жет меняться на протяжении жизни индивида.

Фундаментальный статус универсалий культуры в человечес­ком бытии улавливали многие философские учения прошло­го. Мир идей Платона, кантовская концепция априорных форм сознания, учение Гегеля о категориях как ступенях раз­вития абсолютной идеи — все это можно интерпретировать как своеобразные вехи осмысления свойств и связей универ­салий культуры. Присущий европейской культурной традиции акцент на рациональных способах постижения мира был вы­ражен здесь в форме своеобразной редукции мировоззрен­ческих универсалий к их логико-понятийному аспекту. В даль­нейшем развитии западной философии эта односторонность преодолевалась путем включения в философский анализ по­нимания и переживания мира как фундаментальных ха­рактеристик категориальных структур сознания (Ф. Ницше, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер).

Для человека, сформированного соответствующей культурой, смыслы ее мировоззренческих универсалий чаще всего высту­пают как нечто само собой разумеющееся, как презумпции, в соответствии с которыми он строит свою жизнедеятельность. Смыслы универсалий культуры, образующих в своих связях категориальную модель мира, обнаруживаются во всех обла­стях культуры того или иного исторического типа — в обы­денном языке, феноменах нравственного сознания, в фило­софии, религии, художественном освоении мира, функциони­ровании техники, в правовом сознании и политической куль­туре и т. п. Эта особенность обнаруживалась, хотя и в неадекватной форме, в ряде систем объективного идеализма. Напр., в системе Гегеля категории, выступающие ступенями развития абсолютного духа, затем рассматриваются как оп­ределяющие логику развития всех областей духовной жизни общества — религии, философии, искусства, науки, морали, правового сознания и т. п.

Позднее на системообразующую функцию универсалий куль­туры наталкивались исследователи при выявлении органичес­кой целостности культуры. Напр., Шпенглер на многочислен­ных образцах различных культур отмечал связь, которую он именовал физиогномикой и стилем культуры, подчеркивая, что этот стиль проявляется в любом феномене культуры: архи­тектуре, орнаменте, письме, характере политической и хозяй­ственной деятельности, в религиозных культах и науке, в му­зыке и неписанных правилах общения и т. д. Сходную кон­цепцию органической целостности культур разрабатывали Малиновский и Радклифф-Браун.

Философы, культурологи, историки при анализе в синхрон­ном срезе различных этапов развития науки, искусства, по­литического и нравственного сознания и т. д. отмечали резо­нанс различных сфер культуры в период формирования но­вых идей, имеющих мировоззренческий смысл (О. Шпенглер, Э. Кассирер, А. Тойнби, А, Ф. Лосев, М. М. Бахтин). Этот ре­зонанс прослеживается как в традиционных культурах, так и в современной, где различные области культуры обладают относительной самостоятельностью. Можно, напр., устано­вить своеобразный резонанс между идеями теории относи­тельности в науке и идеями лингвистического авангарда 70— 80-х гг. 19 в. (И. Винтелер и др.), формированием новой ху­дожественной концепции мира в импрессионизме и постимп­рессионизме, способами описания и осмысления человеческих ситуаций (напр., отмеченные М. Бахтиным особенности «полифонического романа» Ф. М. Достоевского, когда сознание автора, его духовный мир и мировоззренческая концепция не стоят над духовными мирами его героев, как бы со стороны, из абсолютной системы координат описывая их, а сосуществуют с этими мирами и вступают с ними в равноправный диалог).

Преобразование общества и типа цивилизационного развития всегда предполагает изменение глубинных жизненных смыс­лов и ценностей, закрепленных в универсалиях культуры. Пе­реустройство общества всегда связано с революцией в умах, с критикой ранее господствовавших мировоззренческих ориен­тации и выработкой новых ценностей. Никакие крупные со­циальные изменения невозможны без изменений в культуре. В качестве социального индивида человек является творени­ем культуры. Он становится личностью только благодаря ус­воению транслируемого в культуре социального опыта. Такое усвоение осуществляется в процессе социализации, обучения и воспитания. В этом процессе происходит сложная состы­ковка биологических программ, характеризующих индивиду­альную наследственность, и надбиологических программ об­щения, поведения и деятельности, составляющих своего рода «социальную наследственность».

Действие биологических программ (инстинктов питания, са­мосохранения, полового инстинкта и др.) у человека, прошед­шего процесс социализации и воспитания, осуществляется в формах, предписываемых определенной культурой. Многие возможные проявления биологических программ запрещают­ся культурой. Эти запреты обладают различной степенью же­сткости и могут сопровождаться разными репрессивными сан­кциями. Культура как бы «табуирует» многие желания и мо­тивы, связанные со свободным проявлением животных ин­стинктов, воспитывая и формируя человека с раннего детства. Сложности состыковки биологических и социальных про­грамм человеческой жизнедеятельности порождают много­численные проблемы социализации и воспитания. В концеп­ции 3, Фрейда, и в целом в психоанализе, была выделена осо­бая область таких проблем, связанная с возможностью появ­ления под влиянием запретов культуры психических травм, подсознательных комплексов и т. д., проявляющихся затем в поступках и действиях людей.

В процессе освоения культуры индивидом и формирования его личности смыслы и значения, представленные социокодами, лишь частично осознаются человеком, а частично он воспринимает накопленный социальный опыт бессознатель­но, ориентируясь на образцы поступков и действий других людей, на предъявляемые ему воспитанием социальные роли. Культура не сводится только к состояниям общественного и индивидуального сознания, связанным с актами самосозна­ния, но включает в свой состав также социально бессознательное, которое принадлежит не к биологическому, а к со­циальному наследованию.

Существует достаточно много конкретных регуляторов по­ведения и общения, не осознаваемых людьми, но выступаю­щих как феномены культуры. Напр., в человеческом обще­нии реализуется особый культурный код — пространствен­ная дистанция между общающимися индивидами. В разных культурах она различна. У колумбийцев и мексиканцев наи­более комфортная дистанция между двумя индивидами в про­цессе общения около полуметра, у европейцев и североаме­риканцев она вдвое больше, Иногда при общении представи­телей европейских и южноамериканских культур возникают недоразумения: один отодвигается, чтобы обрести комфорт­ную дистанцию общения, другой воспринимает это как про­явление высокомерия.

Неосознанными могут быть не только отдельные конкрет­ные программы поведения и общения, но и базисные смыслы и ценности, выраженные системой мировоззренческих универсалий. Различное понимание добра и зла, справедли­вости и свободы и т. п. может приводить к различным и даже полярным неосознанным реакциям на одни и те же события у представителей разных культур.

К. Юнг характеризовал бессознательные компоненты фунда­ментальных ценностей культуры как архетипы (бессознатель­ные коллективные переживания), которые могут длительное время существовать как надличностные психические образо­вания, управляющие индивидуальной психикой. Программирование культурой индивидуальной психики обла­дает различной степенью принудительности в различных ти­пах культуры. В архаических и традиционных обществах боль­шинство программ деятельности, поведения и общения выс­тупают какритуаа и жесткая норма, имеющая принудитель­ный характер предписания. В обществах, принадлежащих к техногенной цивилизации, культура включает значительно большее число регулятивов (см. Цивилизационного развития типы), допускающих вариативность действий и поступков ин­дивидов, их свободу в принятии решений, очерчивая лишь об­щие рамки, в которых осуществляются вариации деятельнос­ти. Исключение составляет культура тоталитарных режимов, поощряющих некоторые технико-технологические инновации и научные разработки (что их отличает от традиционных об­ществ), но в соединении с жестким контролем со стороны государства социального поведения индивидов. В этом аспекте культура тоталитарных обществ часто воспроизводит тради­ционалистские и даже архаические ритуалы, нацеленные на подавление индивидуальных свобод.

Тип культуры, ее базисные ценности определяют, какие фор­мы солидарности индивидов и их коллективных связей су­ществуют и воспроизводятся в общественной жизни. Базис­ные ценности, представленные универсалиями культуры, и опирающееся на них многообразие образцов поведения, со­циальных ролей, знаний, норм и т. д., при их усвоении лич­ностью определяют ее самоидентификацию, ее самооценку как принадлежащей к некоторой социальной общности. В эпохи, когда прежняя система базисных ценностей изменя­ется, возникает проблема идентификации (возникают вопро­сы: «Кто мы? », «Что нас объединяет? » и т. п.).

Усвоение смыслов и значений кодов культуры всегда связано с активностью индивидов. В процессе обучения они посто­янно соотносят транслируемые в культуре программы дея­тельности, поведения и общения с накопленным индивиду­альным опытом и часто варьируют эти программы, вносят в них изменения. Включаясь в те или иные виды деятельности и решая социальные задачи, человек способен изобретать но­вые образцы, нормы, идеи, верования и т. п., которые могут соответствовать социальным потребностям. В этом случае они могут войти в культуру и начать программировать деятельность других людей. Индивидуальный опыт превращается в соци­альный, и в культуре появляются новые состояния и фено­мены, закрепляющие этот опыт. Любые изменения в культу­ре возникают только благодаря творческой активности лич­ности. Человек, будучи творением культуры, вместе с тем яв­ляется и ее творцом.

Культура не является застывшим образованием. Она измен­чива по своей природе. Но в разных культурах возможности инноваций и творчества различны. В традиционных обще­ствах они значительно меньше, чем в техногенной цивилиза­ции, где в системе мировоззренческих универсалий категории новизны и прогресса имеют приоритетную ценность. Творчество, связанное с порождением инноваций, которые нару­шают традицию, ограничивается во всех традиционных куль­турах, но поощряется в современной. В принципе для бытия культуры и общества одинаково важны оба противополож­ных процесса — традиция и инновация, воспроизводство и творчество, как важны наследственность и изменчивость для существования биологических организмов. Культура — это не только творчество, изменяющее жизнь, но и воспроизводство социальной жизни на некоторых устойчивых основаниях.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь