Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 3. Античное изобразительное искусство.



Происхождение и значение термина «античность». Античность как тип культуры. Духовные доминанты античного мира: космизм, гуманизм, антропоморфизм, свобода духа, индивидуализм, синкретизм, господство гармонии, симметрии, ритма и меры, рациональность, телесность, принципы агонистики (состязательность с целью достижения общественного признания) и калокагатии (стремление к единству физических и нравственных добродетелей). Пантеизм в античной культуре. Миф и религия в культуре Древней Греции. Аполлоновское, дионисийское и фаталистическое начала в мировоззрении древних греков.

Истоки античного искусства. Место и роль художественной культуры в античном мире. Положение художника в обществе; социальный спрос и социальный заказ; свобода и зависимость творчества античного художника; конкурсы и выставки. Художественные центры, собрания и «хранилища» художественных произведений.

Основные этапы в развития художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима: 1. Эгейский, или крито-микенский (3-2 тыс. до н.э.); 2. Гомеровский (11-8 вв. до н.э.); 3. Архаический (8-6 вв. до н.э.); 4. Классический (5-к. 4 вв. до н.э.); 5. Эллинистический (к. 4-1 вв. до н.э.); 6. Искусство Древнего Рима (1 в до н.э. – 5 в. н.э.)

Античные сюжеты и образы в мировом искусстве. Роль античности в развитии мировой культуры.

Эгейский, или крито-микенский период (III – II тыс. до н.э.). История открытия памятников Эгейской культуры. Артур Эванс и Генрих Шлиман. Центры Эгейской культуры: о. Крит, гг. Микены, Тиринф, Троя, Пилос.

Искусство о. Крит. Основные характеристики: живописность, реалистичность, связь с окружающей средой. Архитектура. Кносский дворец: отсутствие определенного замысла, пропорциональные и числовые соотношения архитектурных форм, ориентация по сторонам света, прямые линии и углы, живописность. Ордерная система Кносского дворца. Живопись, фрески. Плоскостной характер изображения. Особенности изображения человеческой фигуры. Условность цвета. Композиция многофигурных изображений. Тема природы в критской живописи. Поэтика морского мира. Керамика, вазопись. Стили вазописи: «камарес», дворцовый, Мелкая пластика: изображения человека и природы. Стилистические особенности мелкой пластики.

Микенская культура. Влияние критского искусства. Монументальная архитектура: крепостные сооружения, дворцы, «шахтные» и «купольные» гробницы (толосы). Особенности архитектурных форм. Фрески микенских дворцов: стилистика и тематика росписей.

Искусство Древней Греции: гомеровский и архаический периоды.

Гомеровский период (XI – VIII вв. до н.э.). Греческий эпос как исторический и художественный памятник. Образ мира в поэмах Гомера: «Илиада» и «Одиссея». Сложение греческой мифологии. Мифология и изобразительное творчество: сюжеты и образы. Керамика. Геометрический стиль. Геометрический орнамент как модель мира. Дипилонские вазы. Ковровый стиль вазописи. Мелкая пластика (терракота, кость, бронза): стилистические особенности: плоскостность, силуэтность.

Архаический период (конец VIII – VI вв. до н.э.). Греческие города-государства и их роль в развитии художественной культуры. Основные художественные центры (Аргос, Коринф, Милет и др.).

Архитектура. Понятие об ордерной системе. Сложение дорического и ионического ордеров. Древнегреческие храмы: особенности конструкции и святилища. Храм-периптер. Храмы в Пестуме: храм Геры I («Базилика»), храм Афины («Деметры»), храм Геры в Олимпии. Роль памятников сакральной архитектуры в жизни древних греков.

Развитие пластических искусств. Декоративная скульптура. Формирование фронтонных композиций. Мелкая пластика. Монументальная скульптура. Статуи богам и героям, надгробные памятники, скульптурные рельефы на фронтонах, фризах и метопах храма. Ксоаны. Куросы и коры. Физическое воспитание и пластические искусства.

Живопись. Керамика и вазопись. Живописные композиции на глиняных метопах, деревянных досках, пинаках (глиняных табличах), известняковых и мраморных надгробиях. Чернофигурный стиль вазописи. Особенности чернофигурного стиля. Сюжеты вазописного искусства. Мастера чернофигурной росписи (Клитий, Эксекий и др.).

Искусство Древней Греции классического периода.

Классический период (V – IV вв. до н.э.). Расцвет античной рабовладельческой демократии. Характер общественного мировоззрения. Художественные идеалы. Афины времен Перикла. Идеи древнегреческих философов и их влияние на развитие искусства (Сократ, Протагор, Платон, Аристотель).

Архитектура. Сложение коринфского ордера. Архитектурные ансамбли. Ансамбль Афинского Акрополя. Единство конструктивной и художественно-эстетической сторон ансамбля. Строители Акрополя (Фидий, Иктин, Калликрат, Мнесикл). Сочетание дорического и ионического стилей. Принцип свободного расположения архитектурных сооружений. Пропилеи. Парфенон. Храм Ники Аптерос. Эрехтейон. Скульптурное убранство Акрополя: фронтонные композиции, скульптуры метоп, фриз-зоофор. Тематика и стилистика скульптуры Акрополя.

Идеал всесторонне развитой личности и его отражение в памятниках скульптуры. Скульптура ранней классики: декоративная скульптура (фронтоны храма Афины Афайи, храма Зевса в Олимпии). Круглая скульптура («Дельфийский возничий») и рельефы («Рождение Афродиты»). Мирон: скульптурный образ как отражение динамического характера осмысления мира; красота как благородство выразительных движений. Скульптура высокой и поздней классики. Поликлет. «Канон» Поликлета как теоретическое обоснование изображения идеального свободного гражданина. Фидий: образ бога и человека в скульптуре. Скопас: интерес к эмоциональности, раскрытию человеческих чувств. Стилистические особенности творчества Скопаса: усложнение композиции, увеличение динамичности, контрастность светотени. Скульптурные образы Скопаса как отражение нового отношения греков к миру. Пракситель – мастер гармонии: прославление идеальной человеческой красоты. Лисипп: искусство неклассического типа – от передачи в скульптуре не типического, а характерного; интерес к портрету. Леохар: поиск красоты в формах прошлого. Памятники скульптуры периода классики. Надгробные стелы как произведения искусства. Мелкая пластика (танагрские статуэтки).

Живопись. Керамика. Вазопись. Сюжеты и образы древнегреческой живописи. Мастера живописного искусства: Аппелес, Полигнот, Зевскис, Паррасий, Тиманф, «мастер теней» Аполлодор Афинский. Монументальная живопись. Мозаика. Краснофигурный стиль вазописи: стилистические и выразительные особенности. Сюжеты вазописи. Мастера краснофигурной вазописи (Андокид, Евфроний, Евфимид, Дурис, Бриг, Полигнот и др.). Использование рельефных украшений в вазописи. Белофонные лекифы.

Изобразительное искусство периода эллинизма.

Эпоха эллинизма (конец IV – I вв. до н.э.). Завоевания Александра Македонского. Влияние политических, экономических перемен на культурное и художественное развитие Греции. Формирование нового художественного мировоззрения. Градостроительство и архитектура. Особенности эллинистических храмов, дворцов, административных и жилых зданий. Новые центры художественного творчества: Пергам, Александрия, Родос, Антиохия. Особенности художественного развития эллинистического периода: стремление к монументальности, индивидуализации художественного образа, интерес к повседневности. Сюжеты и образы эллинистической скульптуры и живописи. Развитие живописных жанров: исторический, пейзажный, бытовой. Скульптурные школы эллинизма: материковой Греции (статуя Демосфена), неоаттическая («Бельведерский торс»), родоская («Фарнезский бык», «Лаокоон», Ника Самофракийская), пергамская (алтарь Зевса), александрийская («Старый рыбак»).

Изобразительное искусство Древнего Рима.

Истоки формирования искусства Древнего Рима. Основные периоды развития художественной культуры: искусство этруссков (VIII – II вв. до н.э); искусство Рима периода республики (V – I вв. до н.э); искусство Рима периода империи (I в. до н.э. – V в. н.э.).

Нравственные и эстетические идеалы. Принятие христианства. Христианство как официальная религия. Рационализм и реализм римской культуры. Основные достижения в художественной культуре Древнего Рима. Архитектура. Градостроительные идеи. Новые типы архитектурных конструкций. Создание новых типов общественных сооружений. Триумфальные арки, термы, дворцы и виллы, амфитеатры, форумы, акведуки, базилика. Храмовая архитектура. Пантеон в Риме. Скульптура. Скульптурный портрет. Рельефы: преобладание повествовательных исторических сюжетов. Саркофаги. Монументальная настенная живопись. Росписи гробниц. «Помпеянские фрески»: инкрустационный, архитеткурно-перспективный, «канделябрный», пышный стили. Фаюмский портрет.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1851; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь