Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 4. Индонезия в конце XVIII – начале XIX вв. 2 часа



План

1. Нидерландская Ост-Индская компания и борьба Нидерландов и Англии за Индонезию.

2. Индонезия под английским господством.

3. Возвращение голландцев и поиски новых методов эксплуатации.

4. Восстание Дипонегоро 1825–1830 гг. на Яве.

5. Система принудительных культур.

6. Распространение голландского господства в Индонезии и проникновение англичан на Калимантан.

 

Темы докладов и сообщений

1. Политика европейских держав в Юго-Восточной Азии.

2. Пангеран Дипонегоро из Джокьякарты.

Контрольные вопросы

1. Почему система принудительных культур, введенная в Индонезии в 1830 г., была государственно-крепостнической формой эксплуатации крестьянства?

2. Каковы причины отмены системы принудительных культур?

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите и проанализируйте документы № 1–13 по теме «Восстание Дипонегоро 1825–1830 гг. на Яве» в Практикуме по Новой истории стран Азии.

2. По рекомендованной литературе выделите характерные черты колониальной политики голландцев в Индонезии. Сравните ее с политикой англичан в Индии. Выясните последствия вторжения англичан в Индонезию.

3. Проанализируйте документы № 1–6 Практикума, выпишите из них конкретные данные о колониальной политике голландцев.

4. Как складывалась и изменялась система колониальной эксплуатации в Индонезии?

5. Выделите основные этапы национально-освободитель­ного движения в Индонезии.

6. По рекомендованной литературе проанализируйте яванские источники восстания Дипонегоро. Составьте конспект документов № 7–9 Практикума по Новой истории стран Азии, обращая внимание на причины, цели и идеологию восстания. Какие еще вопросы в них затронуты? Сравните позиции авторов бабадов – хроник.

7. Для изучения целей, характера, движущих сил, руководства, программных установок восстания Дипонегоро важное значение имеют источники, исходящие непосредственно от участников и свидетелей восстания. Проанализируйте хроники (бабады) Дипонегоро.

8. Почему хроники, написанные Дипонегоро и другими авторами и посвященные Дипонегоро и его эпохе, стали в научных кругах называться «Хрониками Дипонегоро»?

9. Проанализируйте отрывки из автобиографической хроники, которые являются наиболее важным источником по истории восстания на Яве.

10. Дайте характеристику автору «Хроники Чокронегоро» – Масу Нгабехи Ресадивирья.

11. Какой интерес представляет документ, написанный противником Дипонегоро?

12. Составьте карту основных центров войны на Яве. Изучите карту Индонезии в XIX – начале XX вв. Выделите территории, находившиеся под фактическим или номинальным господством Нидерландов к 1815 г.

13. Проанализируйте и прокомментируйте голландские источники яванской войны. К работе целесообразно привлечь также русские документы из сборника «Политика Европейских держав в Юго-Восточной Азии» и рекомендованную литературу.

14. Каковы планы голландской администрации и хода войны?

15. Дайте сравнительный анализ основных целей и требований повстанцев на Яве и в Индии, итогов восстаний. Заполните таблицу:

Основные черты восстания Дипонегоро и восстания в Индии

 

План сравнения Восстание в Индии 1857 – 1859 гг. Восстание Дипонегоро 1825 – 1830 гг.
1. Какими причинами вызвано?    
2. Каким был состав участников?    
3. Каковы были цели восставших?    
4. В чем причины поражения восстания?    

Методические рекомендации

При изучении истории Индонезии в новое время необходимо обратить особое внимание на то, каким образом складывалась и изменялась система колониальной эксплуатации, при этом должны быть выделены основные этапы национально-освободительного движения индонезийского народа.

Колониальная эксплуатация Индонезии осуществлялась голландской Ост-Индской компанией (1602–1800 гг.), которая, вмешиваясь в династические распри местных государств, стала во второй половине XVIII в. территориальной державой на Яве. Необходимо знать в хронологической последовательности подчинение Компанией крупных государств архипелага и усвоить характерные черты голландской колониальной системы в XVIII в. После ликвидации голландской Ост-Индской компании Индонезия управлялась реакционными группами голландской буржуазии. Система принудительных культур, введенная в Индонезии в 1830 г., была государственно-крепостнической формой эксплуатации крестьянства. Стихийная борьба крестьянства и заинтересованность голландской промышленной буржуазии в свободной торговле и в свободной организации плантаций и предприятий были причинами отмены системы принудительных культур.

При изучении процесса превращения Индонезии в колонию целесообразно охарактеризовать положение острова Ява. При этом следует иметь в виду, что большая часть острова управлялась голландцами, и лишь незначительную территорию Явы занимали относительно независимые княжества Джокьякарта, Суракарта, Бантам и Черибон. В результате колониальных завоеваний постепенно были ликвидированы в 1809 г. Бантам, в 1811 г. Черибон. Джокьякарта и Суракарта накануне восстания 1825–1830 гг. находились в состоянии глубокого экономического, политического и духовного кризиса. Обнищание и разорение народных масс достигли внушительных размеров. В княжествах, особенно в Джокьякарте, заметно росло недовольство политикой колонизаторов и положением правивших кругов.

Особое место в политике колониальных властей в отношении княжеств занимают 1820–1825 гг., когда голландцы начали ликвидировать арендные договоры с феодалами Явы и передавать права на взимание таможенных пошлин китайским ростовщикам. В результате вмешательства колониальной администрации во внутренние дела Джокьякарты там обострилась политическая обстановка. В это время сторонники независимого курса во главе с принцем (пангераном) Дипонегоро, недовольные ущемлением экономических и политических прав феодалов, подрывом духовных устоев яванского общества, а также усилением влияния голландцев в Джокьякарте, начали готовить восстание.

При изучении хода восстания необходимо использовать рекомендованную литературу, которая позволит выделить основные этапы развития событий. При этом важно обратить внимание на вовлечение в восстание правительственных резидентств и княжеств, на тактику повстанцев, на характер и движущие силы восстания. Предметом внимания студентов должны также стать организация руководства восстанием и причины отхода части феодалов от него на втором этапе. Особое значение имеет изучение лозунгов и требований повстанцев, а также выявление трудностей и слабостей восстания. Обращает на себя внимание усиление разногласий внутри феодального руководства и в конечном счете отход феодальной верхушки от восстания на третьем этапе.

Осмысление особенностей восстания следует начать с анализа характерных для него черт идеологии «феодального национализма», в том числе религиозной формы протеста, антиколониального содержания борьбы, выразившихся в лозунге «священной войны» против «неверных», а также в идеализации феодальных доколониальных порядков и призыва к их восстановлению.

 

Литература

Основная

1. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400с.

2. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.2/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 463с.

3. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 511с.

4. Практикум по новой истории Стран Азии: для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» Авт.-сост. Р.И.Кантимирова; Отв.ред. С.В.Сиротин. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2004. – 290с.

5. Новая история стран Азии и Африки: учеб. прогр. курса по спец. «032600-История» / сост. Г.Э.Емалетдинова, Р.И.Кантимирова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2008. – 47с.

6. Изучение новой истории стран Азии и Африки в среднеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» / Г.Э.Емалетдинова. – Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 2003. – 140с.

Дополнительная

1. Беленький А.В. Национальное пробуждение Индонезии.– М., 1965.

2. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т.– Т.1.– М., 2001.– 559 с.

3. Века неравной борьбы / Отв. ред. В.Н. Никифоров.– М., 1967.

4. Всемирная история.– Т. 5–7.– М., 1958–1960.

5. Губер А.А. Индонезия. Социально-экономические очерки.– М., 1932.

6. Зарождение идеологии национально-освободительного движения. XIX – начало XX в.: Очерки по истории общественной мысли народов Востока.– М., 1973.

7. Маркс К. Британское владычество в Индии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.– 2-е изд.– Т. 9.– С. 131.

8. Маркс К. Капитал // Там же.– Т. 23.– С. 366.

9. Мовчанюк П.М. Освободительная борьба индонезийского народа в первой половине XIX в. // Историография стран Востока: Проблемы нового времени: Сб. статей.– М., 1978.

10. Мовчанюк П.М. Хроники Дипонегоро, Чокронегоро и Джаядининграта – важнейшие источники по изучению яванской войны 1825–1830 гг. // Филология и история стран зарубежной Азии и Африки.– Л., 1965.

11. Мовчанюк П.М. Яванская народная война 1825–1830 гг.– М., 1969.

12. Новая история стран зарубежной Азии и Африки.– Л., 1971 – С. 85–96.

13. Носков Ю. Индонезия: трагедия страны в поэтических образах // Азия и Африка сегодня.– 2001.– № 9.

14. Политика европейских держав в Юго-Восточной Азии. 60-е годы XVIII в. – 60-е годы XIX в.: Документы и материалы.– М., 1962.

15. Практикум по новой истории стран Азии / Под ред. В.И. Овсянникова.– М., 1990.– С. 123 152.

16. Севортян Р.Э. Яванская война 1825–1830 гг. // Народы Азии и Африки.– 1964.– № 4.

17. Холл Д. Дж. История Юго-Восточной Азии.– М., 1958.

18. Хрестоматия по новой истории: В 2 т.– М., 1963–1965.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

№ 1. ИЗ ТРАКТАТА ГИАНТИ МЕЖДУ ГОЛЛАНДСКОЙ
ОСТ-ИНДСКОЙ КОМПАНИЕЙ И СУЛТАНОМ КНЯЖЕСТВА
ДЖОКЬЯКАРТА О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ПРАВИТЕЛЯ

13 февраля 1755 г.

Я, Николас Хартинг, губернатор, директор и полномочный представитель на данной мирной конференции, со своей стороны от имени Голландской Ост-Индской компании настоящим провозглашаю, назначаю и признаю Мангкубуя ми законным султаном земель, которые даны ему в качестве лена с правом наследования его законными сыновьями Адипати Аном, Мае Сундоро и Ингебеем...

Султан торжественно заявляет и обещает не иметь никаких притязаний на остров Мадуру, области, расположенные на побережье, являющиеся законными владениями Ост-Индской компании...

Султан торжественно обещает оказывать отпор всем, кто посягнет на собственность Ост-Индской компании.

 

№ 2. ИЗ «НОВЫХ ПРАВИЛ ЦЕРЕМОНИАЛА И ЭТИКЕТА»
ДЛЯ КНЯЖЕСТВ СУРАКАРТЫ И ДЖОКЬЯКАРТЫ

1808 г.

...Резиденты назначаются и провозглашаются полномочными министрами Его Величества Короля Голландии, лицами, представляющими генерал-губернатора...

Министры должны являться во дворец султана одетыми в свои парадные мундиры с большим зонтом, позолоченным по краям. Зонт должны нести сзади слуги...

При определенных церемониях резидент может приближаться к султану с непокрытой головой. Когда же до трона останется не более трех-четырех шагов, султан обязан встать с трона и приветствовать полномочного министра, который в этот момент должен снять шляпу...

Место министра должно находиться в одном ряду с княжеским, обязательно с левой стороны от трона...

Министрам запрещается лично подносить князю вино. Это является обязанностью гофмейстера, который должен сначала предложить его султану, а затем министру...

Министр, принимая князя в своем доме, должен встретить его на нижних ступеньках лестницы своего дома и провести внутрь. Наследный принц и остальная знать принимаются министром в зале... При встрече с султаном или его родственниками за пределами кратона министр должен ограничиться легким вежливым кивком...

 

№ 3. ИЗ «НОВЫХ ПРАВИЛ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ»

1818 г.

...Взимание земельного налога осуществляется с десы[27]. Величина налога определяется путем достижения соглашения со старостами каждого села. При обложении налогом деревни остальные подати в расчет не принимаются...

За сельскими старостами закрепляется право раздела передела общинных земель. Злоупотребления старост караются законом. Жалованье старост и деревенской управы, включая полицейских, исчисляется из общей суммы собранного налога...

Крестьяне могут выплачивать поземельный налог деньгами или натуральными поставками. В случае уплаты налога натурой крестьяне обязаны доставлять продукцию своего труда на ближайший приемный пункт на своем транспорте или оплачивать транспортные расходы...

Старосты обязаны сдавать собранный налог непосредственно резиденту или сборщику налогов...

Крестьяне, проживающие на землях, пожалованных чиновникам-яванцам за службу, также облагаются земельным налогом...

 

№ 4. ИЗ «ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА НИДЕРЛАНДСКОЙ ИНДИИ № 17 О ЗАПРЕТЕ СДАЧИ ЗЕМЕЛЬ В АРЕНДУ КНЯЖЕСТВАМИ»

6 мая 1823 г.

Аннулируются все контракты на аренду земель, заключенные с неяванцами на срок более трех лет и с уплаченными вперед задатками, суммы которых превышают больше половины годовой арендной платы. Остальные контракты, подписанные после 15 ноября 1821 г.[28], продолжают оставаться в силе при условии, что они в двухмесячный срок будут зарегистрированы у резидентов...

Срок действия долгосрочных контрактов, заключенных неяванцами с князьями и их вассалами, истекает 31 января 1824 г., но за арендаторами сохраняется право потребовать у лиц, сдавших им землю в аренду, возврата аванса арендной платы в денежном выражении, а также возмещения убытков, если они считают, что таковое им причитается...

Европейцам и китайцам категорически запрещается иметь собственные земли в княжествах и получать прямую или косвенную прибыль без соответствующего разрешения резидентов.

Просьбы на заключение контрактов встретят покровительственное отношение при условии, что аренда больше чем на три года заключаться не будет и что аванс не будет составлять более половины годовой аренды. Контракт должен быть засвидетельствован нотариусом и зарегистрирован резидентом. Заключать контракты могут только лица, постоянно проживающие в городах Джокьякарты и Суракарты. Запрещается выращивать кофе, перец, хлопок и другие сельскохозяйственные культуры...

На арендованных землях рекомендуется высаживать рис, декоративные растения. Арендуемые участки должны быть небольших размеров и находиться близ Суракарты и Джокьякарты. Арендаторам строго запрещается вмешиваться в дела, относящиеся к компетенции местных властей.

 

№ 5. ХРОНИКА ДЖАЯДИНИНГРАТА

Извлечения

...Бедный человек (т.е. крестьянин), кроме своего основного налога – паджака – должен еще платить пачумпланг – налог на дверь, керинг-аджи – подушную подать, пенгаванг-аванг – налог на наследство, паджигар – налог на скот, вилах-велит– налог в размере 2, 5 гульдена в год на владение 1 джунгом (около 3 га) земли, бекти – налог на вступление в должность или на аренду земли...

За право пользования землей взимали пенгаджонг, или пакечонг, – налог в натуре или деньгами за пользование 1 джунгом земли; павиджи – взимание определенной части риса на семена регенту[29]; пагендед – налог с земледельцев за взвешивание урожая; пените-серите – взимание определенной части урожая за передел общинных земель в пользу тех, кто занимался пересчетом и переделом общинных земель; пангресек – налог, взимаемый с крестьян за пользование ирригационными сооружениями. Джакат – десятая часть продукта в пользу мусульманского духовенства...

Вонг чилик[30] также облагался налогом панумбахан при вступлении в брак. Он вносил павиджаталем – часть денег, продукта и холста в пользу деревенского служителя культа по праздникам; платил пабунтут – налог на мелкий скот. За аренду скота вонг чилик платил панивас. За убой скота взимался гугел-гурунг. Ткачи платили опах-тенун. За ловлю рыбы в общественных водоемах взимался налог лепе...

По случаю бракосочетания султана с каждого джунга земли надлежало уплатить 30 центов. При посещении княжества генерал-губернатором взимался паджирдрален – 30 центов с одного джунга земли. При переписи населения каждый крестьянин должен был выплатить пемити в размере 1 цента. При визите бупати в кратон с крестьян взимался уборампе – налог в размере 1, 5–2 гульденов на приобретение специальных лакомств для султана (гебак). С крестьян взыскивался пасеван пондок – сбор на аренду помещения для бупати в столице, песангенбален – сбор на расходы бупати, связанные с возвращением из столицы, ванг атуран – сбор на расходы бупати, связанные с его пребыванием в столице, абон-абон – налог на приобретение подарков султану...

При вступлении в должность или получении пожалованного надела земли чиновник должен был заплатить за право владения печатью. Расходы на приобретение печати зависели от размера пожалованного надела земли. Обычно расходы на приобретение печати составляли половину земельного налога. Так, если с одного джунга орошаемого рисового поля взимался паджак в размере 15 гульденов, то за право владения печатью надлежало уплатить 7, 5 гульденов. Не желая нести убытки, чиновник требовал от старосты возместить понесенные им расходы в трех-четыхрехкратном размере. Если староста был не в состоянии уплатить требуемую сумму, то чиновник смещал его и заменял другим, способным выполнить его требование...

 

№ 6. ХРОНИКА ЧОКРОНЕГОРО

Извлечения

Резидент Бонгос[31] был очень предан княгине[32]. Он прислушивался ко всем ее советам. Дануреджо также вступил в сговор с ней, и Виранегоро, не проявлявший никакой самостоятельности, также попал к ней в сети. Не было никого, кто бы осмелился выступить против этой троицы. Они были как единое целое и на советах не тревожились за исход дел. Они завидовали Дипонегоро и радовались, что он в ссоре с голландцами...

Вмешательство голландцев во внутренние дела княжества к добру не приведет. Это все проделки матери (княгини), дануреджо и Виранегоро. Они ищут повода разозлить меня. Что произойдет, если я уступлю своему, раздражению? Несомненно, уже в этом году Джокья (Джокьякарта) восстанет...

В Тегалреджо тем временем распространились слухи о готовящемся нападении на Тегалреджо. Дипонегоро отдал приказ, чтобы все жители вооружились пиками и несли охрану за околицей. А народ все прибывал к пангерану. За одну только ночь пришло более 300 человек. Ночью они помогали нести охрану, а днем возвращались по своим деревням...

Еще за несколько дней до нападения голландцев на Тегалреджо Дипонегоро приказал написать письма от его имени во все деревни и приступить к вербовке солдат из числа деревенских жителей. Вербовкой занимались наиболее проверенные и верные пангерану чиновники в ранге туменггунгов. Дипонегоро снабжал их специальными грамотами за его печатью и подписью. Грамоты давали право туменггунгам насильно захватывать деревенские земли...

Призыв пангерана к священной войне нашел широкий отклик среди яванских людей. На зов пришли толпы людей и из деревень и из столицы. Пришли праджуриты[33] из Катанггунга и Ньютро. Прибыли мантри[34] и пенилихи[35] из отдаленных районов, доказав тем самым верность принцу, прибыли дальние родственники княжеского дома, мандунги, вироброджо, броджоноло, суранаты, сурьяагама и даянг[36]. Прибыло большое число людей, проживающих в районе Винонг...

Товарищи и друзья в Матараме. Если вы любите пангерана Дипонегоро, то скорее приходите к нему. Он и его паманда[37] оба сейчас находятся в Селаронге. Всякий, кто любит его, приходите быстрей и присоединяйтесь к восставшим. Всем, кто любит меня, даю я знать, что Всевышний сделал меня своим наместником на всей земле яванской. Я не буду собирать обременительных налогов и хочу возродить доброе старое время...

Все обращения пангерана были встречены с радостью. Все давно уже ждали этого момента. Деревенские жители надеялись на улучшение жизни. Старосты ожидали уменьшения арендной платы и барщины. Отовсюду прибывали деревенские старосты с их народом, подобно роящимся голодным муравьям. Все это стекалось в Селаронг, и его окрестности были полны ими. Покинули столицу китайцы. Они прибыли в Селаронг, принеся с собой все драгоценности...

 

№ 7. СУРАКАРТСКИЙ ВАРИАНТ «БАБАДА ДИПОНЕГОРО»

Извлечения

Дипонегоро постоянно испытывал стыд за действия опекунов султана. Ни по одному вопросу среди них не было согласия; свои обещания они не держали и не следовали советам о том, как положено вести себя в кратоне. Они нередко игнорировали указания двух единственных пангеранов: Мангкубуми и Дипонегоро.

Не рассказать, как тяжело последним приходилось. Наяки[38] в Джокьякарте поступали так, как им заблагорассудится. Приказы пангеранов не выполнялись. Многие традиции и обычаи были упразднены; простой народ пребывал в растерянности; курс страны часто менялся. В государстве с избытком совершались всякие преступления. Процветали грабеж, бандитизм, мародерство и воровство.

Право Сурамби не действовало, решения Прадата[39] игнорировались, все остальные законы не выполнялись, царил произвол. В администрации было засилье властолюбцев, которые управляли страной, пренебрегая справедливостью и правилами приличия. О будущем страны они не помышляли. В результате их интриг многие чиновники лишились своих постов, а их места заняли другие – потомки простонародья.

Продукты дорожали, часто случались эпидемии. Простой люд самовольно покидал города и деревни. Многие перестали хранить верность правителю и государству. Чертополох цвел пышным цветом, а розы увядали. Так и в Джокьякарте: знатные и воспитанные люди вытеснялись простолюдинами...

Пангеран был преисполнен решимости начать священную войну. Верноподданные почтительно сидели перед ним. Пангеран спросил у них: «Почему мое сердце так болит, когда я вижу противоправные деяния дануреджо[40]? Неужели нет ни одного храбреца, который бы восстал против того, что творится в столице? Резидент Смиссарт, его секретарь Шевалье, а также переводчик Диетре подрывают своими действиями наши вековые устои. Во всех делах они проявляют себя как безумцы. Люди мои, будьте осторожны, я сейчас ищу повода для того, чтобы быть изгнанными из Тегалреджо голландцами».

Дипонегоро велел позвать своих писцов-советчиков Састрапраджитну и Састрадимеджу. Появившись, они почтительно поклонились. Пангеран сказал: «Отцы, я поручаю вам поднять чернь[41] в столице и за ее пределами. Как только у меня появится малейшая возможность покинуть город, немедля сделайте так, чтобы они прибыли сюда и вдоль больших дорог на севере и на востоке столицы быстро устроили беспорядки, разрушили мосты». Састрапраджитна и Састрадимеджа помолились и удалились.

Потом они стали склонять обиженных бывших панеру, мантри и тампинг[42], живущих как в столице, так и за ее пределами, перейти на сторону Дипонегоро. Те ответили согласием...

Тем временем резидент Смиссарт обсуждал... строительство окружной дороги со сторожевыми постами на западе и востоке, на севере и юге за городской чертой, дабы пресечь проникновение злоумышленников в город в ночное время. Каждому бупати было велено поочередно ночью объезжать со своими стражниками эти посты.

Все согласились в том, что трасса будет проложена на западе и на севере от кратона и в месте ее прохождения будут установлены вешки. Северный участок дороги пролегал через поместье Дипонегоро – Тегалреджо. Во время прокладки дороги Дипонегоро отсутствовал...

В это время пангеран находился в Селаронге, чтобы исполнить аскезу[43] в пещере Сечанг. Три ночи провел он там в уединении. И не было с ним стражников, за исключением сопровождающих его трех слуг (панакаванов). Возвратившись в Тегалреджо и увидев ряды вешек на трассе, Дипонегоро велел позвать начальника капедхака[44].

Пангеран спросил спокойно: «Чья это работа? » Староста почтительно ответил, что это дело рук слуг радена адипати дануреджо, которых сопровождал чиновник, а руководили работами два голландских дорожных мастера.

«Они не подчинились моим словам и силой поставили вешки», – Дипонегоро очень рассердился и приказал вытащить вешки до единой и выбросить их вон. Магерсари и капедхаки[45] толпой бросились выдергивать вешки...

Пангерана Дипонегоро постоянно сопровождали улемы. С ним часто советовались Кьяй Таптаджани[46], улемы[47], пердиканы[48], хотибы и билапы[49]; а сейчас они обсуждали намерение пангерана начать священную войну.

Уже прибыли Кьяй Пангхулу и Кьяй Нитипраджа во главе воинов Сурьягама[50]. Они прибыли все вместе.

Ночью все сантри[51] были призваны к пангерану. Кьяй Таптаджани и хотибы, старейшина Сурьягама и улемы, сопровождавшие Кьяй Пенгхулу, а также Кьяй Нитипрайжа со всеми своими единомышленниками предстали перед Дипонегоро. Пангеран обратился к ним не торопясь: «Скажи, датук[52] Таптаджани, не настало ли уже время, согласованное нами раньше? Народ преисполнен решимости начать священную войну. Давайте начнем.

И я буду защищать народ в ходе войны, а улемы вдохновят его на то, чтобы уничтожать голландцев и китайцев, живущих на яванской земле, если только они не последуют религии пророка[53]. Я не отступлю, хотя и прольется море крови и будет порублено много голов».

Кьяй Таптаджани сказал: «Действительно, момент для объявления священной войны подходящий. Улемы согласны. В Китабе[54] сказано о приходе Рату Айил на землю яванскую. И это время падает на год Ваву месяц Сура[55] – именно это время восшествия на престол Рату Адил».

Кьяй Пангхулу добавил: «Да, пангеран, время провозглашения священной войны настало. Все мои сторонники, а также модины, марботы и хотибы[56], домочадцы моего младшего брата ждут не дождутся начала священной войны. А об улемах, живущих за пределами Джокьякарты, в Мадже, Бадеране и Пуло Каданге[57], и говорить не приходится.

Все они ждут начала священной войны. Все заверили, что, как только Сри Падука Дипонегоро (почтительная форма обращения к правителю) оставит столицу, они без промедления присоединятся к нему со всеми своими благочестивыми друзьями. Обещали также присоединиться и двоюродные братья, уже ставшие пердикан».

Пангеран произнес: «Хвала богу. Пусть будет вечной их преданность мне. Я отдам приказы Датуку Таптаджани и Датуку Пангхулу о том, чтобы после моего отъезда из столицы они объединились со мной». Улемы и пердиканы заверили его в том, что так и будет.

Поспешно прибыл без; охраны пангеран Мангкубуми[58], сопровождаемый лишь своими сыновьями – пангеранами Адинегоро и Адивинато.

Их ввели в пендопо[59] и пригласили сесть на диван напротив принца. Пангеран Мангкубуми сказал: «Я торопился приехать сюда с сыновьями, чтобы серьезно спросить тебя о том, правда ли, что ты воспротивился строительству дороги в Тегалреджо? Объясни нам свои намерения».

Пангеран Дипонегоро ответил ему: «Вероятно, так угодно всевышнему, что против меня совершено насилие. Я получил повод для того, чтобы покинуть столицу.

Я более не в силах видеть упадок государства, вызванный совместными действиями дануреджо и секретаря, резидента и Виранегоро, а также переводчика Диетре. Они думают, что они самые храбрые в мире. Все их приказы самовольны. Они постоянно совершают зло, уверенные в том, что в Джокье нет мужей, кроме них.

Государство для них – джунгли. Меня и братьев считают баранами. Но я покажу им, отступникам, не ведающим, что они творят. Им надо преподать урок крисом[60]».

Пангеран Мангкубуми сказал: «Если это так, мой сын, то я и мои братья заодно с тобой навечно». Пангеран Дипонегоро сотворил молитву и сказал: «Воля ваша, Падука, воля ваших сыновей, и родственников, зятей и ариев, а также верных им воинов в кратоне; если действительно такова твоя воля, Падука, тогда созови их для того, чтобы поклялись они на верность. А также потребуй присяги от тех туменгутов, которые говорят о преданности мне».

Пангеран Мангкубуми ответил согласием и удалился...

Желанием пангерана Дипонегоро было заехать в кратон, чтобы повидать Кангдженг Рату – мать султана[61], и попросить наследственные регалии: керис и скипетр. Их он вывез, чтобы обновить. Къяй Плеред и Кьяй Сангкелат[62] были также взяты. И никто не осмелился отказать ему в просьбе. Регалии были доставлены в Тегалреджо. Пангеран был весьма доволен. Прилив решимости заполнил его душу. Затем он приказал написать письмо.

Наказы были разосланы за пределы столицы. Мерта-виджайю в Бенда[63] известили о том, что уже настало время восстания и ему поручается напасть на столицу с севера.

Ему и его родственникам предписывалось захватить города Кеду и Магеланг. Письма были отправлены на восток и на юг, а также на запад с наказом захватывать города и села. Руководителям, где бы они ни были, вменялось в обязанность привлечь на свою сторону родственников...

Все воины кратона, как один, были преисполнены желания встать на сторону Дипонегоро...

Пангеран Дипонегоро велел позвать своих писцов – нгабехи Састрапраджитну и Састрадимеджу. Он сказал им: «Немедля пишите письма за пределы столицы: на север, запад, восток и юг. Адресуйте их тем, кто уже обещал вступить в священную войну. Пригласите их ко мне. Я вручу им мандаты на правомочность их действий в своих областях, а также определю их полномочия, чтобы избежать в будущем недоразумений.

Незамедлительно пишите также письма и в области, расположенные на северном побережье...»

В приказах, уже разосланных во все четыре стороны княжества Джокьякарты, предписывалось убивать каждого, кто осмелится торговать в столице государства. Преследовалась цель вызвать в столице нехватку продовольствия...

В Селаронге почти каждый день совершались новые назначения бупати... А тех, кому были присвоены звания ария, рангга и деманга, – не счесть числа. Каждому была вручена грамота, в которой сообщалось, что всякий, кто ослушается приказа Дипонегоро, будет убит. На них была возложена задача совершать нападения и устраивать беспорядки в деревнях, входящих в сферу их командования[64].

Полученный приказ был ясен. Всем, получившим звания, предписывалось совместными действиями окружить столицу Джокьякарты. К востоку, западу, югу и к северу от столицы все было запружено вооруженными людьми. Их было так много, что между ними не пролетела бы и стрела.

Рекруты из деревень были вооружены не пиками и ружьями, а пращами, дротиками и дубинками. На них были одеты только штаны, и называли их войском бунтовщиков. Их насчитывалось несколько сот тысяч. Ежедневно они совершали грабежи. В столице сожгли много домов. Дым пожарищ в столице клубился до глубокой ночи. < …>

 

№ 8. АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ «БАБАД ДИПОНЕГОРО»

Извлечения

Англичан сменили голландцы[65]. Резидента звали Нахейс[66]. Он любил много поесть и попить. Яванцев он учил голландским нравам. Даже княжеские родственники проводили время только с ним, совершенно позабыв про религию... Он (султан Хаменгку Бувоно IV) заставил сделать себе великолепный экипаж с золотой обивкой и, когда он был готов, приказал всем дворцовым служащим одеться на европейский манер и сопровождать его в увеселительных прогулках, сотня спереди, сотня сзади. Для маневров он решил построить дорогу. Жилища чиновников разрушали и уничтожали из-за прокладки дороги; на востоке и на западе, на севере и на юге все снесли, не считаясь ни с богатый, ни с бедным. Там, где прошла дорога, выкорчевывали много пальм.

За стеной кратона и в Суранатане[67] все начисто было разрушено. Люди не желали добра султану. Он не заботился о простом человеке. Это не предвещало добра. Он ни о чем не думал, предаваясь забавам... Я всегда говорил тебе (Дипонегоро – брату, султану Хаменгку Бувоно IV) правду. Чем дальше, тем хуже. В скором времени страна будет окончательно разорена. Сельская администрация должна стать такой, какой она была во времена наших прадедов. Ты хочешь вновь ухудшить положение народа. Ты поступаешь неправильно...

Иного не могло и быть[68]. Ты не обращал внимания на мои советы. Это желание Всевышнего, что твоя жизнь так рано оборвалась. На этот счет Учитель говорит: «Мусульманский правитель, совершающий несправедливости, не живет долго...»

В Тегалреджо приходило много людей, которые оседали здесь и становились земледельцами; сюда же приходили сантри, чтобы исполнить свой религиозный долг... Он[69] был набожным и по этой причине почти не показывался в кратоне. Исключение составляли праздники, когда он был обязан являться во дворец. Его возмущало то обстоятельство, что он должен заниматься мирскими делами. А это он вынужден был делать из-за страха перед отцом и дедом...

Он подвергал себя строгим наказаниям... был так бедно одет, что многие его не узнавали. Он испытывал радость от общения с простыми дервишами, а когда начинался пост, то подолгу сидел в одиночестве в пещере...

Пангеран советовался со старшими. Один из них, Пенгхулу Мухамед Бахви, который служил еще прадедушке принца, был очень стар, но и он говорил о необходимости войны с неверными. Об этом же говорили и остальные. Люди приходят сюда (в Тегалреджо) по доброй воле, и цель их прихода – воспрепятствовать захвату принца. На его зов пришли толпы людей из деревень и столицы. Прибыли дальние родственники княжеского дома, множество людей, проживающих в районе Винонга[70]...

На ваш вопрос[71] о целях Ки Асша (Дипонегоро) сообщаю, что он не имеет другой цели, кроме дела торжества религии на всей Яве. Он требовал и требует распространения религии по всей Яве...

В Реджосо прибыл пангеран Дипонегоро с Кьяй Маджа, Басахом Камилом, Сентотоад. Там собралось большое количество мусульман из Матарама, Паджанга, Кеду, Багелена, Ледока, Гавонга и Джабаванглаванга. Были здесь и конюхи, и поденщики, и нищие[72]...

После получения письма от правительства Нидерландской Индии с предложением провести встречу верховного комиссара[73] с пангераном, Дипонегоро устроил совещание по этому вопросу со своими ближайшими советчиками. Тогда султан спросил у своих советчиков, что они думают по этому поводу. Панембахан Мангкубуми ответил, что будет очень хорошо, если султан встретится с ним. Он представитель короля и у него большие полномочия. Верховный комиссар – истинный представитель короля Голландии и печать – тому доказательство.

Такой же совет дали пангеран Нгабехи и все остальные. Но Кьяй Маджа[74] был противоположного мнения. Он сказал: «Слова Бога препятствуют этому. Глава ислама не имеет себе равных. Хотя бы сам король Голландии приехал сюда, ему не удастся встретиться с Султаном, тем более это не должно произойти с верховным комиссаром. Если султан с ним встретится, то он тем самым осквернит религию». Все замолчали, так как он выражал слова Бога. Улемы боялись возразить, потому что Кьяй Мадже было позволено первому обращаться к Князю, и если улема имел храбрость что-то возразить, то он рассматривал его своим врагом. Поэтому все боялись его.

Панембахан ответил дружески: «Но как же бороться тогда за возвышение религии? Я еще никогда и нигде не слышал, чтобы даже король Голландии должен признать его своим господином. Если его представитель принес с собой печать, то он есть то же самое лицо, которое он представляет. Поэтому мой совет, чтобы Султан все-таки встретился с ним. Со времен Мангкурата[75] и до сих дней я еще не слышал, чтобы король Голландии сам приезжал сюда. Обычно его заменяет генерал, который живет в Батавии. Он того же самого ранга, что и генерал Кок, который приставлен к князьям».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.116 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь