Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 9. Иран в XVII-XVIII вв. 2 часа



План

1.Государство Сефивидов в XVII – начале XVIII вв. Социально – экономические отношения. Особенности государственного строя.

2.Ослабление и распад Сефивидского государства. Вторжение афганцев в Иран.

3.Внутренняя и внешняя политика Надир – шаха.

4.Иран во второй половине XVIII в. Зенды и каджары. Установление власти каджаров. Социально-экономический и политический строй Ирана в конце XVIII – начале XIX вв.

5.Борьба европейских держав за Иран в первой половине XIX в.

А) Англо – французское соперничество;

Б) Русско – иранские войны;

 

Темы докладов и рефератов

Надир – шах.

Кавказ и Закавказье в составе Ирана (XVIII в.).

Конфессиональный состав Ирана и политика Надир – шаха в отношении конфессиональных меньшинств.

Задание для самостоятельной работы

 

Цель: Проследить особенности эволюции иранского общества и государства.

Самостоятельная работа:

Русско – иранские отношения в XVII – первой половине XIX в. (контрольная работа).

 

Литература

Основная

1. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400с.

2. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.2/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 463с.

3. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 511с.

4. Практикум по новой истории Стран Азии: для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» Авт.-сост. Р.И.Кантимирова; Отв.ред. С.В.Сиротин. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2004. – 290с.

5. Новая история стран Азии и Африки: учеб. прогр. курса по спец. «032600-История» / сост. Г.Э.Емалетдинова, Р.И.Кантимирова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2008. – 47с.

6. Изучение новой истории стран Азии и Африки в среднеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» / Г.Э.Емалетдинова. – Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 2003. – 140с.

Дополнительная

1. Арунова М.Р., Ашрафян К.З. Государство Надир – шаха Афшара (Очерки общественных отношений в Иране 30-40-х гг. XVIII века). М., 1958.

2. Новая история Ирана: Хрестоматия. М., 1988.

3. Хрестоматия по новой истории. М., 1963. Т.1.

4. Иванов М.С. Очерки истории Ирана. М., 1952.

5. История Ирана // Отв. ред. М.С. Иванов. М., 1977.

6. Иран: История и культура в средние века и новое время. М., 1980.

7. Иран: История и современность. М., 1983.

8. История Ирана. М., 1976.

9. Кузнецова Н.А. Иран в первой половине XIX в. М., 1983.

 

 

Тема 10. Движение бабидов в Иране 2 часа

План

1. Иран накануне движения бабидов. Последствия иностранного проникновения в Иран.

2. Внутренние и внешние предпосылки движения.

3. Бабидская программа преобразований:

а) личности Али-Мохаммада Баба;

б) программа преобразований Али-Мохаммада Баба;

в) основные положения учения последователей Али-Мохаммада Баба.

4. Основные центры движения бабидов. Характер, движущие силы и причины поражений.

5. Реформы Амир Низама. Переоформление бабизма в бехаизм и претензии последнего на роль мировой религии.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Основные черты антифеодальных движений народов Азии.

2. Оценка движения бабидов: дискуссия в литературе.

 

Контрольные вопросы

1. Сопоставьте попытку проведения в Иране прогрессивных внутренних реформ Амир Низамом с реформами первого периода Танзимата в Турции.

2. В чем проявилась террористическая направленность движения бабидов?

 

Методические рекомендации

Конец XVIII в. ознаменовался для Ирана междоусобной борьбой, приведшей к утверждению Каджарской династии, политика которой способствовала сохранению феодальных порядков. Сосредоточение власти в руках каджаров не принесло Ирану внутреннего мира, и в начале XIX в. его продолжали лихорадить антишахские мятежи. В это же время значительно активизировалась деятельность европейцев в отношении Ирана. В результате подписания ряда неравноправных договоров выгодные торговые привилегии в Иране получили Англия, Франция, Россия. Особую роль в 30–40-е гг. приобрела политика Англии, направленная на превращение Ирана в рынок сбыта своих товаров. Традиционная домашняя промышленность, не выдерживая конкуренции с иностранными товарами, разорялась. Все это резко ухудшило положение широких народных масс. Обострение социальных противоречий приводило к росту возмущения населения Ирана.

Крупнейшими массовыми выступлениями середины XIX в., потрясшими страну, были восстания бабидов, происходившие в 1848–1852 гг. Как и война тайпинов, они развивались под религиозными знаменами.

Бабидское движение зародилось в секте шейхидов, проповедовавшей скорое пришествие мессии – Махди, который установит справедливость и новые порядки. По преданию, имам Махди исчез тысячу лет назад и должен появиться, когда мир наполнится несправедливостью, с тем чтобы навести порядок. Участником этой секты был сейид Али-Мохаммад – выходец из торговой среды. Он родился в 1820 г., в 1844 г. объявил себя сначала Бабом – дверью, вратами, через которые люди познают божественную силу Махди, а затем и самим имамом Махди. Затем он совершил паломничество в Кербелу, Неджеф и Мекку. Выдвинутые им требования были направлены на ослабление эксплуатации и изменение условия жизни людей.

Приступая к ознакомлению с учебным материалом по этой теме, следует выделить основные очаги бабидского движения (Шейх Таберси в Мазендеране, Зенджан, Нейриз) и изучить карту бабидских восстаний. Выступления бабидов были антифеодальным народным движением, но вместе с тем они были направлены также против европейских колонизаторов, экспансией которых они были вызваны. Студентам необходимо отметить основные движущие силы бабидского движения. При изучении бабидских восстаний необходимо обратить внимание на причины их поражения.

Попытку проведения в Иране прогрессивных внутренних реформ Амир Низамом Таги-ханом можно сопоставить с реформами первого периода Танзимата в Турции. Эта попытка являлась выражением тенденции создания централизованного абсолютистского государства, окончившаяся неудачно, так как господствующая феодальная верхушка мирилась с реформами Таги-хана лишь до тех пор, пока не были подавлены бабидские восстания, но после разгрома бабидов в 1852 г. она открыто выступала против них.

Литература

Основная

1. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400с.

2. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.2/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 463с.

3. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 511с.

4. Практикум по новой истории Стран Азии: для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» Авт.-сост. Р.И.Кантимирова; Отв.ред. С.В.Сиротин. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2004. – 290с.

5. Новая история стран Азии и Африки: учеб. прогр. курса по спец. «032600-История» / сост. Г.Э.Емалетдинова, Р.И.Кантимирова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2008. – 47с.

6. Изучение новой истории стран Азии и Африки в среднеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» / Г.Э.Емалетдинова. – Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 2003. – 140с.

Дополнительная

1. Анаркулова Д.М. Социально-политическая борьба в Иране в середине XIX в.– М., 1983.

2. Иванов М.С. Антифеодальные восстания в Иране в середине XIX в.– М., 1982 (основная монография по теме).

3. Иванов М.С. Бабидские восстания в Иране 1848–1852 гг. // Историография стран Востока: проблемы нового времени.– М., 1978.

4. Ислам: Энциклопедический словарь.– М., 1991.

5. История Ирана // Отв. ред. М.С. Иванов.– М., 1977.

6. Кузнецова Н.А. Иран в первой половине XIX в.– М., 1983.

7. Кузнецова Н.А. К истории изучения бабизма и бехаизма в России // Очерки по истории русского востоковедения: Сб. статей / Под ред. Н.П. Шастиной.– М., 1963.

8. Мирза Казем-бек. Баб и бабиды // Избр. произведения.– Баку, 1985.

9. Очерки новой истории Ирана.– М., 1970.

10. Практикум по новой истории стран Азии / Под ред. В.И. Овсянникова.– М., 1990.

11. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX–XX вв.– М., 1982.

12. Талипов Н.А. Общественная мысль в Иране в XIX – начале XX веке.– М., 1988.

13. Хрестоматия по новой истории.– М., 1965.– Т. 2.

14. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.– 2-е изд.– Т. 7.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

№ 1. СЕЙИД АЛИ-МОХАММАД БАБ И НАЧАЛО
ЕГО ПРОПОВЕДЕЙ В АБУ ШАХРЕ (БУШИРЕ) И ШИРАЗЕ
В 1845 г.

Он был юношей, сыном Мирзы Резы из рода сейидов[111] Шираза. Его отец и родные занимались торговлей в Йезде и Ширазе. Однажды он посетил гробницы имамов в Кер-бале и Неджефе и слушал проповеди улемов[112], особенно ходжи Сейида Казема. Потом он переехал впорт Абу Шахр и вел аскетический образ жизни. В жаркие дни без головного убора [он] сидел на солнце с твердым намерением покорить солнце, пока не исчезла вся влага из его головы. [Сидя] на солнце, рассказывал всякие небылицы. Вначале он объявил себя муршидом[113], разъясняя населению различные слова. Затем он представил себя наместником исчезнувшего имама[114]. Простодушные поверили его словам, возвеличили его. А он заявил, что, так же как Амир уль-Муминин Али[115], является Бабом (вратами мира) пророка Мухаммеда: «Я тоже Баб имама Ходжат оль-гаиб[116] и поэтому [являюсь] его наместником». Никто ему не возражал и не запрещал проповедовать, и некоторых простаков он ввел в заблуждение. Потом [он] отважился сказать: «Я и есть тот имам, которого [вы] ждете и тысячи лет находитесь в его ожидании». Затем пошел еще дальше и претендовал на пророчество и через некоторое время, отрицая Хатем ан-анбийа[117], представил себя, упаси боже, выше пророка. Связал между собой несколько непонятных, противоречивых арабских слов, написал их от своего имени и сделал чудо. Собрал вокруг себя людей проклятых, покинутых и нарекал их своими наместниками. Затем отправил их во все окраины.

Один из таких глупцов прибыл в Шираз и затеял спор с улемами, где и обнаружились его вздорные идеи. Улемы сообщили об этом правителю. Его пригласил правитель и после изучения [его проповеди] прогнал и потребовал, чтобы он шагу не делал из своего дома. [Правитель] позвал из Бушира [Баба] в Шираз и 19 рамазана[118] тайно с ним встретился, чтобы не осталось ничего скрытным, чтобы как можно больше узнать от него. Оказав [ему] большие почести, чтобы войти в доверие, сказал: «После того, как я наказал твоих заместителей, мне приснилось, что ты зашел ко мне, ударил меня ногой и сказал: «Вижу в тебе свет и прощаю тебя, иначе из-за заместителей сам бы тебя убил». Сейид обрадовался и сказал: «Это ты не во сне, а наяву увидел. Так я сказал, так я сделал». Правитель сказал: «Я посвящаю себя тебе», – и поцеловал ему руки, он (Баб) тоже поцеловал его в щеки. Правитель сказал: «Я с солдатами и оружием буду участвовать в твоей священной войне». Сейид сказал: «Я тоже отдам тебе царство Рума»[119]. Правитель сказал: «Не хочу царство Рума, а хочу радостно и счастливо жить в твоей свите. Теперь пойдем побеседуем с улемами, убеди их». Он привел его на собрание известных улемов, где присутствовал сейид Яхья – сын господина сейида Джафара Эстехбанати, и они побеседовали. Сейид Али-Мохаммад Баб, считая правителя своим муридом[120], безумно расхвалился, и дело дошло до того, что он безапелляционно заявил: «Мой Коран изящнее и лучше, чем Коран пророка, и моя религия отменяет религию пророка».

Когда дело дошло до этого, улемы сказали, что свою идею, религию, отрицание и обновленные принципы шариата [он] должен изложить письменно, чтобы они могли изучить и оценить их. Этот наивный бедняга взял лист, написал свои смутные изречения и передал улемам. Они единодушно пришли к мнению, что он спятил и находится в расстройстве ума и что во имя властей его надо наказать. Его несколько раз ударили палками по ногам, измазали лицо и повели в мечеть[121]. Баб заявил о раскаянии, проклиная себя, и поцеловал ногу господину шейху Абу Таро-бу имаму джомэ[122], а других собравшихся просил о прощении. Затем его арестовали, и в течение шести месяцев он был закован в цепи, но не образумился до тех пор, пока всадники Манучехра Моэтемад од-Доуле, правителя Ис-фагана, не пришли за ним и не увезли его из Шираза в Исфаган и [там] держали. Моэтемад од-Доуле питал к нему уважение. Некоторые его мистические идеи он ценил до тех пор, пока не умер в раби оль-аввале[123] 1263 года в Исфагане. [После его смерти] положение сейида Али-Мохаммада ухудшилось. По приказу государственных властей его отозвали в Тегеран, а затем отправили в крепость Чехрик в Азербайджане, принадлежащую Яхья-хану Курду, и определили стражу.

Сейид Яхья поехал в Иезд, другие его муриды рассеялись по разным краям, обманывая народ и создавая из него (Баба) чудотворца, и глупость его осталась неизвестной. Некоторые корыстолюбивые улемы проявили расположение к нему и поддержали его сочинения, объявив их последним Кораном. Началось вольнодумство и безбожество. Распространились тайные выражения. Вольнодумство взяло верх. Независимая свободная вера развивалась. В это время имена имамов присваивались вероотступникам и еретикам. Поднялось крупное восстание. Некоторые, не слышав и не видев его (Баба), следовали за ним, и в каждом городе ждали начала восстания.

Когда улемы дали фетву[124] об их вероотступничестве и приговорили их к казни, они тоже обвинили улемов в ереси и некоторых убили. При этом обе стороны потеряли много людей.

 

№ 2. ИЗ ОПИСАНИЯ ВСТРЕЧИ СЕИИДА АЛИ-МОХАММАДА БАБА В ТЕБРИЗЕ И БЕСЕДА УЛЕМОВ С НИМ

Сейида Али-Мохаммада Баба привезли из Чехрика в Тебриз, приступили к изучению его взглядов, поскольку его сочинения много лет находились в устах народа, некоторые их считали продолжением Корана, другие же – отрицанием Корана. Кое-кто из его последователей считал его представителем имама Ходжата, другие – имама Гаиба, третьи – последним пророком. Таким образом, привели его на собрание, где присутствовали принц и все улемы. И знатоки ислама начали беседу с Сейидом. Через некоторое время господин Незам оль-Олама, обращаясь к Бабу, сказал: «Распоряжение шахиншаха[125] состоит в том, чтобы вы изложили суть своих учений в присутствии улемов ислама для установления их истины или опровержения. Хотя я не из ученого мира, но нахожусь на службе и не имею злых намерений; мое заверение будет иметь реальную силу. У меня к вам три вопроса.

Первый. Эту книгу, которая написана по стилю и традициям Корана, и листы, распространенные повсюду, и ночные молитвы, читаемые везде Вами, Вы сами написали или приписывают Вам? » Баб ответил: «Они божественные! » Незам оль-Олама[126] сказал: «Я не совсем понимаю. Если Ваши, то скажите». Тогда Сейид сказал: «Мои».

Незам оль-Олама сказал: «Ваше слово принадлежит богу, не означает ли это, что ваш язык похож на маскировочную сеть? » Сейид Баб сказал: «Да помилует бог Вас».

Незам оль-Олама сказал: «Вас нарекают Бабом. Кто и когда Вам дал это имя? Что означает слово «Баб» и вы довольны этим именем или нет? » Сейид сказал: «Это имя мне дал бог».

Незам оль-Олама сказал: «Где, в доме Каабы, или в Иерусалиме, или в Бейт уль-мамуре[127]? ». Сейид сказал: «Где бы то ни было, это имя божественное».

Незам оль-Олама сказал: «В таком случае вы довольны божественным именем. Так что же означает «Баб»? » Баб сказал: «Баб есть врата в город знаний, и там находится Али[128]...».

Незам оль-Олама сказал: «Согласно указанию пророка... в организме [в желудке] происходит то, что иногда шумит, и одни без лечения выздоравливают, некоторые умирают, некоторые становятся меланхоликами». И задал вопрос по медицине. Баб ответил: «Я не изучал медицину».

Его превосходительство принц сказал: «Когда Вы говорите, что являетесь Бабом [вратами] науки и в то же время заявляете, что не изучали медицину, Вы противоречите себе...».

Тогда он [Незам оль-Олама] обратился к Бабу и сказал: «Религиозная наука есть наука методологии»... Сейид Баб сказал: «Я не изучал философию».

Принц молчал.

Незам оль-Олама сказал Бабу: «Знания вытекают из книги и традиций, познание книги и традиций связаны со многими науками, например с грамматикой, риторикой, изложением, логикой. Вы как склоняете слово? »... Баб ответил: «В детстве изучал, забылось...».

Незам оль-Олама спросил о значении одного хадиса[129]. Баб ответил: «Не знаю».

Незам оль-Олама сказал: «Одним из чудес арабского пророка является Коран, и его чудом является изящество. В чем заключается его совершенство, в чем его изящество? В чем их сходство и различие, общность и особенность? Эта общность относительна или абсолютна? » Сейид долго думал и ответил, что не помнит.

Присутствующие рассердились.

Незам оль-Олама сказал: «Я не раб словам. Сотворите чудо мне в соответствии с вашими претензиями, чтобы я стал Вашим муридом. По моему примеру другие тоже последуют за Вами, потому что ученый никогда не станет подчиняться глупому». Сейид сказал: «Какое чудо ты хочешь? » Незам оль-Олама ответил: «Его величество Мохаммад-шах[130] болен, вылечи его...».

Сейид сказал: «Я бессилен».

Хаджи сказал: «Человек без причины не становится почитаемым. В мире слов ты нем, в мире познаний нем, тогда что ты умеешь? » Сейид ответил: «Я обладаю даром изящно выражаться». И сказал: «Слава аллаху, который сотворил небеса откровением».

Его величество принц улыбнулся...

Сейид сказал: «Мое имя Али-Мохаммад соответствует раббу[131]». Незам оль-Олама ответил: «Всякий Али-Мохаммад и Мохаммад-Али соответствует «раббу», тогда вы должны претендовать на рабубият (божественность), а не на бабият (бабизм)». Сейид сказал: «Я тот человек, появление которого вы ждете тысячу лет».

Хаджи сказал: «То есть вы Махди Сахиб оль-Морид? » Сейид сказал: «Да».

Незам оль-Олама сказал: «Вы действительный или подобный, разновидный? » Баб сказал: «Тот самый, действительный».

Незам оль-Олама сказал: «Его священное имя Мухаммед ибн Хасан и священное имя его матери Нурджас, или Сайкал, или Савсан, и твое имя Али-Мохаммад, имя твоих родителей другое. Место рождения того хазрата[132] – Самрах, а твоя родина – Шираз. Его священный возраст более тысячи лет, и Вы достигли едва ли сорока. Кроме того, я Вас не посылал». Баб сказал: «Вы претендуете на божественность». Незам оль-Олама ответил: «Какой имам, такой и бог». Сейид Баб сказал: «Я в день сочиняю две тысячи бейтов[133]. Кто еще может это сделать? »

Незам оль-Олама сказал: «Я во время пребывания у гробницы святых имамов[134] имел секретаря, который в день составлял две тысячи строк. В конце концов он ослеп. Вы тоже непременно бросайте это дело, а иначе вы тоже ослепнете».

Как выяснилось, с Сейидом бессмысленно спорить, и, более того, в присутствии его превосходительства принца не сочли нужным продолжать бессмысленный разговор, и собрание закончилось. Махмуд Казем-хан фаррашбаши[135], сын Исмаила Карачадачи, который был его охраной, привел Сейида в свой дом и заточил там. И поскольку его намерение стало общеизвестным и многие усомнились в нем, на другой день Сейида доставили к принцу и приказали ударить палками. Стражи, питавшие симпатии к нему, не решились это сделать. Тогда по приказу известных улемов хаджи муллы Махмуда и шейх оль-ислама муллы Замана ишана Сейида много раз ударили палкой, а он говорил: «Я ошибся... я ошибся... сожалею...», – пока не был отпущен. Поскольку он происходил из рода сейидов, то его казнь отложили и отправили в Чехрик и заточили. Это стало известно всем, и его муриды решили восстать. Со всех концов страны толпами прибывали в Азербайджан предводители этих групп. Мулла Мохаммад-Али Барфуруши, который в детстве был слугой при дворе покойного господина хаджи Али ибн Яхья Мазандерани, когда поехал в Мекку, то встретился с Сейидом Али-Мохаммадом Бабом Ширази, проявил симпатии к нему и последовал за ним. Когда вернулся в Мазандеран, призывал население последовать ему (Сейиду).

Там же. – С. 423–428.

 

№ 3. ИЗЛОЖЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УЧЕНИЯ БАБА МИРЗОЙ МОХАММАД МАХДИ-ХАНОМ ЗАИМ ОД-ДОУЛЕ ТАБРИЗИ

Внешность Баба. Баб был широкоплечим, смуглым, вспыльчивым и нервным. У него было открытое лицо, брови сросшиеся, не очень полный, не очень худой...

Баб отрицал Коран и его предписания. Перевод его текста с арабского гласит: «Тот, кто веровал в Коран, тот может быть спасенным в ночь страшного суда, т. е. с 2 часов 11 минут после заката солнца с 4 на 5 день джомади аввал[136] 1260 года хиджри». Это время – начало его призыва, а целью подстрекательства к восстанию было привлечение к своему призыву.

Поэтому, кто с этого дня не подчиняется ему и не признает его слова, тот будет осужден как нарушивший религиозный закон, и кто воспротивится ему, тот – неверный, и кровь его бесполезная. Наконец, встреча его со Всевышним это [есть] встреча с Бабом. Об этом есть связующее звено в Коране, и потом он [стоит] между Исой и Мусой[137] и Мухаммедом. Но мусульмане говорят, что неизвестно, как Баб мог [стать] между Исой, Мусой и Мухаммедом. Уважаемые читатели [пусть] простят, такие непонятные изречения много раз встречаются у Баба.

Все имущества созданы словом Баба. Ничто так не вероятно, как слово Баба, потому что, как отмечено в «Беяне», все вещи созданы и создаются по благословению Древа истины (т.е. Баба). Баб – начало появления всех вещей. Его слова полны сияния и огня. Говорят: как Мухаммед превосходит Ису, так и «Беян» превосходит Коран. И говорят: «Уф» (т.е. выражают недовольство) – тогда мусульманам и православным, когда они находятся в ожидании скрытого имама со времени Мухаммеда, а когда его (Баба) во сне увидят, гордятся. Но его своими руками заточили в гору, т.е. в крепость Чехрик в Маку.

Баб запретил чтение, изучение и преподавание всех наук и книг, кроме своих книг.

Как по этому поводу свидетельствует Мирза Хосейн Али Беха в своей книге «Акдас» на с. 22: «Сверху Вам было послано божественное откровение, чтобы все книги уничтожили. Просили нас. И мы теперь разрешили Вам изучать те науки, которые приносят Вам пользу. Не те, которые заканчиваются спором. Вам будет лучше, если вы будете иметь знания».

На этом основании веровавшие в Баба при его жизни и после него жгли Кораны и другие научные книги и довольствовались чтением книги Баба до тех пор, пока не восстал Беха[138] и отменил предписание Баба, как было отмечено ранее.

Баб ограничил и установил брак только при условии согласия обеих сторон. И не счел обязательным согласие опекунов, свидетелей и родителей, но бехаизм[139] и это тоже отменил.

Затем Баб предписал уничтожить все гробницы покойных пророков, апостолов и их покровителей, в том числе храм Каабы[140], могилу пророка Мухаммеда и других имамов ислама, и велел их так разрушить, чтобы камень на камне, кирпич на кирпиче не лежал, и велел бабидам построить 19 других гробниц с особым свойством, которые описаны в его книгах, и почитать их и его имя упоминать в них, и тот, кто войдет в них, будет в безопасности. Я в некоторых его книгах, посвященных этим гробницам, встречал такие вещи, которые доказывают его намерение построить 19 гробниц, посвященных 18 приближенным ему лицам, которых он называл «вечными буквами», и «вахид» (единственный) – он сам; вместе они образуют число 19; своих последователей, которые отвечали его требованиям, он называл различными выражениями с неясным значением.

Затем он отрицал паломничество в Мекку и аннулировал его; и завещал, что, когда появится в его религии могучий человек, он должен разрушить храм Каабы в Мекке, и тот, кто имеет возможность, будет посещать его дом в Ширазе. И настойчиво подчеркивал, что тот, кто имеет состояние, [пусть] поднимает выше ступеньки дверей, покрасит стены его дома, и никто не должен ему в этом мешать. И если для расширения этого здания возникнет нужда в прилегающих землях, то никто не имеет права сказать: «Я их владелец, оплатите мне его стоимость».

А также запретил несостоятельным лицам совершать паломничество в тот дом от имени имущих людей. Предписал, чтобы имущие сами совершали паломничество в тот дом. Он освободил женщин от паломничества, кроме тех, кто родил троих детей, и то им предписал совершать паломничество ночью в виде хождения вокруг дома. А в конце своего предписания обязал мужчин, совершивших хадж[141], давать бабидам монеты в четыре мискаля[142], а каждый мискаль составляет 19 гандом[143], около 4 дерхемов[144]. Это он установил один раз в течение всей жизни.

Предписал построить 19 мечетей и сделать их как можно более светлыми. Затем год разделил на 19 месяцев, месяц на 19 дней, так образовался 361 день, и остальные 5 дней назвал «пять украденных»... другими словами выправил календарь и назвал эти пять дней каникулами. Роузу[145] установил в 19 дней от начала восхода солнца до заката и время его назначил за 19 дней до перехода солнца в созвездие Овен, то есть Ноуруза[146]. Установил праздник День фитра[147], приходящийся на день иранского Ноуруза, что соответствует 21 марта солнечного григорианского года, и пять дней выправленного календаря до наступления поста специально отвел для развлечений и гуляний, чтобы его последователи получили свое удовольствие, а затем приступили к соблюдению поста.

И еще говорил: до тех пор пока люди не примут его веру, их имущество не принадлежит им, и в каждом городе, который будет завоеван при его жизни, имущество становится собственностью Баба, а если он умер, то передается тому, кто будет его доверенным лицом. Если имущество собрано справедливым путем, то Бабу, если он жив, передается пятая часть, в противном случае передается в руки 19 представителей «Бейт уль-адла»[148], чтобы поровну делить между бабидами. Остальное полководец оставляет себе или раздает по заслугам своим помощникам. И если количество имущества превосходит потребности армии и ее полководцев, то будет разделено между бабидами, и даже грудному шестимесячному ребенку дается равная с другими доля.

Если какой-то неверный подарит что-нибудь бабиду, то, как только эта вещь перешла из рук неверного к бабиду, она становится чистой.

Каждый последователь Баба должен содержать свое место в чистоте. И каждый бабид обязан ежедневно читать 19 аятов[149] из «Беяна» и, если ему это трудно, то должен 19 раз повторять [слова молитвы]. И каждому мужчине-бабиду следует нарисовать портрет Баба, женщинам – обвести рамку и написать аят из «Беяна», и этот портрет и рамку должны держать при себе в пути и дома.

Баб предписал при рождении ребенка чтение родителями молитвы, которая состоит из 5 такбиров[150]. Затем определил намаз[151] для покойников.

Он предписал покойников хоронить в хрустальных ла-хадах[152], а если хрусталя нет, то в шлифованный камень. И предписал, что на один из пальцев покойника надо надеть кольцо, на котором должно быть начертано имя бога. И обязал каждого бабида написать свое завещание. Если в то время Баб будет жив, то завещание для заверения прислать ему, если нет – то его доверенному лицу. В противном случае оно не имеет силы.

Баб священным считал пять вещей: огонь, воздух, воду, землю и божественную книгу «Беян»...

Никто из мужчин и женщин бабидов не может из своего движимого и недвижимого имущества извлекать выгоду, хотя бы девятую или десятую часть, разве что с благословения Баба или его доверенных людей. Мотивы разрешения остаются в тайне при Бабе и его доверенных лицах. Никто не имеет права их подвергать критике и допросу, почему так поступают, почему им разрешено. Наоборот, эти люди (доверенные) могут их подвергать критике.

Каждый, кто услышит призыв Баба и не обратится к его вере, подвергается разграблению, и его имущество переходит к Бабу и его последователям...

Он установил единицу измерения золота в мискалях, а мискаль – 19 нахудов[153]. Этот мискаль, составляющий 19 нахудов, делится на 10 тысяч, каждая такая незначительная часть называется один динар, и эта сумма теперь равняется приблизительно 10 франкам. Стоимость единицы труда измеряется серебром в один мискаль. Каждый, кто обладает имуществом, должен платить закят[154]. Его размер – 541 мискаль золота или равное этому количество серебра. Кроме того, из каждого мискаля золота 500 динаров и из каждого мискаля серебра 50 динаров отдать самому Бабу, а после его смерти его доверенным лицам...

Основой брака считал обоюдное согласие, а сига-йе акд[155] определил следующим образом: [слова молитвы]; потом выразить благосклонность, и женщина тоже должна точно повторить эту фразу. И после этого пусть напишут свидетельство о браке, а супруги внесут свою подпись для гарантии. Затем в конце заповеди указал, чтобы присутствовали при регистрации [брака] только свидетели.

Минимальный размер калыма[156] для городских установил в 19 мискалей, максимальный – 95 мискалей золота. А для сельских – в таком же размере серебром. И если кто нарушит этот размер, то брак будет недействительным. Развод передал в руки мужчин, и его указание по этому вопросу следующее: если супруг от супруги получил отказ и решил развестись, то ему следует 19 месяцев, то есть один год, не прикасаться к ней. Если после этого срока он раскаялся и отступил от своих намерений, то [они] останутся по-прежнему в браке, а если нет, то по истечении 19 месяцев он дает развод, и когда развод состоялся, то абсолютно нельзя обращаться к супруге, если только по истечении 19 дней. Женщине можно дать развод 19 раз, после чего она станет навечно недозволенной…

Неоднократно он заявлял, что его религия будет существовать две тысячи тридцать один год. И в течение этого времени кто бы ни появился и какую бы книгу, аят и предписание ни принес бы, ни в коем случае его не принимать. И после этой эпохи бог проявит другого, и тот принесет новую заповедь, то противостоять ему не следует, так как это омрачит Баба...

Последователи Баба ежегодно, как при его жизни, так и после его смерти, чтят день 1 мохаррама[157] – день рождения Баба; раньше бабиды в тот день устраивали развлечения, игры, веселья, теперь занимаются поздравлениями, навещают друг друга и угощают сладостями.

И если Баб видит, что кто-то без приказа обижает бабида или ему угрожают, то должен не допустить этого и остановить того обидчика, а если проявит халатность и слабость, то 19 дней его жена будет недозволенной, и потом, чтобы искупить вину, он должен заплатить 19 мискалей золота или столько же серебра. Данное искупление передается мученикам «Беяна», то есть Бабу, чтобы он разделил их между бедными и муэдзинами[158]. Если не имеет никакой материальной возможности уплатить, то должен 19 раз каяться, чтобы жена для него стала дозволенной.

Мирза Мухаммад Махдихан Заим од-Доуле Табризи.
Мифтах-е баб оль-абваб йа тарих-е Баб ва Баха:
Пер. с перс. – Тебриз, 1936. – С. 167–176.

№ 4. АЛИ МУХАММАД БАБ. БЕЯН

Извлечения

Несть сомнения в том, что Всемогущий ниспослал Ему (Бабу)[159] эти строки точно также, как Он ниспослал их Посланнику Божьему[160]. Поистине не менее сотни тысяч подобных стихов, не считая посланий, молитвословий или его ученых и философских трудов, уже рассеяны среди людей. Он возвещает не менее тысячи стихов на протяжении пяти часов. Он глаголет стихи столь быстро, коль скоро успевает Его письмоводитель их записывать. По тому можно вполне счесть, как велико было бы число вышедших из-под Его пера писаний, если бы с восхода сего Откровения и доселе не чинили Ему препятствий.

Если же упорствуешь в том, что эти стихи сами по себе нельзя считать доказательством, вчитайся в страницы Корана. Если там Господь утвердил какой-либо иной признак, нежели богооткровенные стихи, с тем чтобы показать истинность пророчества Его Посланника – да почиет на Нем благословение Божье, – тогда можешь питать сомнения относительно Его...

Лучше единую душу направлять, чем всем сущим на земле обладать, ибо пока ведомая душа эта находится под сенью Древа Божественного Единства, она и проводник ее, оба вкусят от милосердия Господня, тогда как обладание тленным прекратится со смертью. Путь наставления душ есть путь любви и сострадания, не силы и принуждения. То было Божьим правилом присно, и да продлится так в будущем! Он приводит, кого пожелает, под сень Своей Милости. Истинно, Он – Верховный Заступник, Всещедрый...

Истинный смысл главы этой таков, что то, что подразумевалось как День Воскресения, есть День появления Древа божественной Сути, но незаметно, что кто-либо из приверженцев шиитского ислама понял значение Дня Воскресения; скорее, они причуды ради вообразили нечто, в коем несть божественного. По Божьему рассуждению и в согласии с обычаем, принятым у посвященных в божественные таинства, то, что понимается как День Воскресения, есть то, что со времени появления Того, Кто – Древо божественной Сути, когда бы то ни было и под всяким именем, вплоть до Его исчезновения, является Днем Воскресения.

Например, от начала прихода Иисуса – да будет мир Ему – до дня Его вознесения было Воскресение Моисея. В те времена Божье Откровение воссияло появлением той божественной Сути, которая воздала Словом Своим каждому, кто верил в Моисея, и покарала Словом Своим каждого, кто не верил; поскольку Скрижали Бога для того Дня были те, которые Он величественно изрек в Евангелии. А с начала Откровения Посланника Божьего – да благословит Его Господь – до дня Его вознесения было Воскресение Иисуса – да будет мир Ему, – в котором Древо божественной Сути появилось в облике Мухаммеда, воздавая Словом Своим каждому, кто был верующим в Иисуса, и наказывая Словом Своим каждого, кто не был верующим в Него. А с момента, когда Древо Беяна появилось, до того, как исчезнет оно, – Воскресение Посланника Божьего, как божественно предначертано в Коране; начало которого было, когда минули два часа и одиннадцать минут вечера пятого числа месяца джомади аввал 1260 г.[161], который есть 1270 год Провозглашения Прихода Мухаммеда. Это было начало Дня Воскресения Корана, и до исчезновения Древа божественной Сути есть Воскресение Корана. Всякое достигает степени совершенства, когда происходит его воскресение. Совершенство религии ислама было доведено до конца с началом этого Откровения; и от восхода этого Откровения до захода его плоды Древа ислама, каковы бы ни были, станут очевидны. Воскресение Беяна произойдет во время появления Того, Кого Бог проявит. Сегодня Беян в состоянии семени; его окончательное совершенство станет очевидным с началом произволения Того, Кого Бог проявит. Он проявлен, чтобы собрать плоды древ, Им посаженных; как Откровение Кайма (Махди), потомка Мухаммеда – да благословит Его Господь – точно таково же, как Откровение Посланника Самого Бога (Мухаммеда). Он не появился бы, не будь нужды сбирать плоды ислама с коранических стихов, которые Он (Мухаммед) посеял в сердцах людских. Плоды ислама нельзя собрать, кроме как преданностью Ему (Кайму) и верою в Него. Ныне, однако, лишь враждебные деяния последовали; поскольку, хотя и появился Он в самом сердце ислама, и все люди признают это по причине своей связи с Ним (Каимом), все же неправедно предали Его Горе Маку[162], и это несмотря на то, что в Коране пришествие Дня Воскресения обещано Богом для всех. Ибо в тот День все люди будут призваны к Богу и удостоятся Его Присутствия; что означает появление перед Тем, Кто есть Древо божественной Сути и достижение Его присутствия; поскольку невозможно явиться пред Пресвятой Сущностью Бога, как и немыслимо искать воссоединения с Ним. То, что исполнимо в явлении пред Ним и единении с Ним, есть достижение Первоосновного Древа...


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь