Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сущность, ф-ции и система гражданского воспитания школьников на современном этапе.
1. Понятие гражданского воспитания – в основе гражданского воспитания идея полноценного участия школьника в жизни школы, общества, социума. Патриотизм любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам, практическими делами укреплять его могущество и независимость. Патриотизм - это качество личности проявления в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить Родине. Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине. Гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости. Уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения в активный созидательный труд на благо своей Родины, формирования бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитания готовности к установлению дружеских отношений с другими народами, изучению обычаев и культуры этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов РФ. Истинный патриотизм по своей природе гумманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности. Следует, однако, более детально уяснить содержание патриотизма и культуры межнациональных отношений. 2. По Аристотелю индивидуум (в первую очередь свободный гражданин) является частью государства. Поэтому воспитание должно осуществляться государством, которое определяет цели, задачи и содержание воспитания и обучения (дети до 7 лет должны воспитываться в семье). Содержание школьного воспитания должно соответствовать двум возрастным периодам - от 7 лет до половой зрелости и с этого периода до 21 года. Его задача - обеспечить гармоничное сочетание физического, нравственного и умственного развития детей. Кершенштейнер Георг - реакционный немецкий педагог эпохи империализма. Он «далек от всякого демократизма, преклоняется перед буржуазным государством, блюдет пуще всего его интересы и с ними сообразует свою педагогическую деятельность». Развивал идею гражданского воспитания под видом которого, проповедовал шовинистическое воспитание трудящихся, стремился использовать его для борьбы с революционным пролетариатом. По мнению К., «против этих внутренних врагов, существование которых обусловлено самой сущностью современного государства, не помогают ни пушки, ни бронепоезда, ни штыки целой армии. Здесь необходимо применить другое оружие, более тонкое, но и более верное и сильно действующее: понимание задач государства, сознание вытекающего отсюда гражданского долга и любовь к отечеству». Важной составной частью гражданского воспитания была его теория трудового обучения. По К., основная задача школьного воспитания детей из народа заключается в систематическом приучении к безропотному труду и безусловному повиновению. Идеи К. широко использовались фашистскими педагогами. Платон Написал трактат «Государство», где изобразил идеальное государственное устройство, создал новую, отличную от современной ему античной систему образования. Её особенности: доступность обучения для всех сословий свободных граждан, даже для женщин; начало обучения с раннего детства. Наиболее одарённые граждане должны пройти более длительный курс обучения, готовясь, стать философами – правителями своего государства. Платон считал, что государство должно быть построено на основе выведенной им единой для всего античного мира теории воспитания. Он предлагал единую школу воспитания гражданина. Руссо Задача гражданского воспитания: формирование человека. Для этого создал программу педагогических мероприятий: общественно – полезная деятельность, совместные игры. Новаторский характер носила идея о трудовом обучении и воспитании. Провозглашал ручной труд важнейшим средством воспитания. Он считал. что человек свою независимость может обеспечить собственным трудом. Ушинский. В педагогической системе великого русского педагога К.Д.У. ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Сухомлинский стоял у истоков гражданского воспитания в России. Написал работу «Воспитание гражданина», где обобщил, систематизировал теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в работе уделялось формированию гражданской позиции ребёнка, влиянию школы, семьи, детских организаций в воспитании гражданственности. 3.цель гражданского воспитания: формирование гражданской нравственной позиции личности, способной нести моральную ответственность за свои решения, принятые с учётом существующей в данном обществе системами ценностей, знание требований юридических законов, обретение опыта общественно-полезной деятельности. Патриотического В. Цель: формирование гармоничных межнациональных отношений, внедрение в социальную практику норм толерантности. Задачи: 1. придать более целеустремлённый, конкретный, последовательный, эффективный характер деятельности по формированию культуры межнациональных отношений; 2. обеспечить единство действий по формированию культуры межнационального общения на базе общих принципов, методов воспитательного характера. Функции гражданского воспитания: 1.социальная (стабилизация внутр. положения в общ-ве), 2.культурно-просветительская 3.воспитательная 4. психологическая (стабилизация дух. начала в личности) 5. Уровни гр-пат воспитания 1 ступень - начальное образование: развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает формировать личность, способствует внести свой вклад в жизнь страны; 2 ступень – основная школа – приобретение умений и знаний для будущей жизни в обществе, формирования уважения к закону и праву; 3 ступень – учащиеся совершенствуют умение защищать свои права и права других людей. Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах (обществознание, история). 6. Детское движение - сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Особенность - это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей - индивидуального самоопределения и социального развития. Воспитательным средством детское движение становится при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью. Одно из условий - педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения - основная форма детского движения. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения - характерная его особенность. Детская общественная организация - форма детского движения - это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами, относительно закрытая, много-ступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе - система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности). Пример - пионерская, скаутская. Сейчас разработана программа «Лидер», направленная на объединение лидеров, проведение лагерных смен, где можно поделиться планами самореализации, обогатить свой социокультурный опыт. Общероссийские региональные движения детей требуют перемен в сторону построения сплочённого общими идеями общественного движения, способного решать проблемы детей. Ведущее место среди детских общественных организаций занимают направления патриотического характера (военно – патриотические клубы, миротворцы, поисковики), творческие объединения, историко – краеведческие, спортивные, экологические. 7. В настоящее время в России формируется новая образовательно – воспитательная ситуация, для которой характерно усиление этнизации содержания образования и воспитания, учёт национальных особенностей культуры народов, проживающих на территории нашей страны. Национальное своеобразие особенностей проявляется у каждого нарда на уровне своего самобытного, отличительного (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие наблюдается в поведении людей, умение обсуждать какие – то проблемы, налаживать сотрудничество. Перед педагогом стоит задача формирования межкультурно – ориентированной личности, способной к пониманию культуры другого народа, позитивному отношению к ней. По сути, это современный интернационализм, когда мы умеем воспринимать культуру других, не ущемляя её достоинства, не нанося вреда людям, несущим эту культуру. С другой стороны – это возможность продемонстрировать свою культуру, знать свои традиции, фольклор, народные промыслы надо гордиться этим своеобразием. Воспитательная работа в образовательных учреждениях должна способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности между этническими, социальными, культурными, религиозными, языковыми группами. Т.о. национальное своеобразие воспитания культуры межнационального общения, толерантности, веротерпимости, интернационализма в современных условиях является неотъемлемой частью государственной политики, воспитательно – образовательного процесса в учреждениях образования.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1555; Нарушение авторского права страницы