Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дискриминируемые осужденные как объект социальной работы



 

Дискриминация в ИУ является неотъемлемым элементом функционирования учреждений, это вытекает из допускаемого деления на группы осужденных и фактической кастовости отношений в учреждениях.

Уголовно-исполнительное законодательство России (далее – УИК РФ), основываясь на принципах гуманизма, равноправия (ст. 8 УИК РФ), не содержит отдельной статьи, прямо говорящей о запрете дискриминации. Тем не менее, жесткое предписание равенства всех перед законом рассматривается как правовая гарантия защиты от дискриминационного отношения. Подчеркнем, что в специальном пенитенциарном законодательстве, действующем в России, только Международные принципы и стандарты правоприменения в работе сотрудников пенитенциарных учреждений (далее – МСП) содержится категорический запрет на дискриминацию, а также в законе о «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 6). В Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, (далее – ПВР ИУ), ведомственном документе, который конкретизирует статьи УИК, также отсутствуют нормы, запрещающие дискриминационные практики в отношении осужденных. В статье 3 – ПВР ИУ повторяется право на свободу совести, но не содержится каких-либо регламентирующих положений, которые бы обеспечивали ее соблюдение в исправительных учреждениях.

Не в прямой форме, но так или иначе отвечающей требованиям запрета дискриминации по языковой принадлежности следует признать статью 12 УИК РФ, закрепляющую право осужденных на устное и письменное общение на родном, иностранном языке и предписывающую предоставлять переводчиков для тех осужденных, которые не владеют официальным языком страны.

При оценке уровня дискриминации в пенитенциарных учреждениях необходимо сделать несколько важных уточнений. Мы говорим о нарушениях, оказываемых предпочтениях, ограничениях, предубеждениях в действиях на основе той или иной принадлежности осужденных. Но дискриминация возможна тогда, когда существует ксенофобия по какому либо из признаков. И хотя сама дискриминация проистекает из ксенофобского отношения, не всегда существование ксенофобии приводит к дискриминации. Иногда бывает сложно разделить факты дискриминации и ксенофобии[37].

Необходимо также сделать ряд оговорок в связи со структурой сообщества ИУ, оно жестко структурировано на относительно закрытые локальные группы осужденных. Причем если традиционно группы выстроены вертикально, и механизм субординации среди них работает по принципу подчинения, то этнические меньшинства, как правило, формируют свои изолированные сообщества, не входя отдельной группой в общую иерархическую систему[38].

Важно, что с каждой из групп осужденных администрация взаимодействует, основываясь на тех или иных устоявшихся в пенитенциарном сообществе неформальных правилах. По крайней мере, так можно сказать о большинстве исправительных учреждений. Но поскольку этнические сообщества осужденных являются более изолированными, то не всегда остальным осужденным достоверно известно об их взаимоотношениях с администрацией, о том, существует ли практика дискриминации на основе их этнической принадлежности.

Это в основном – армяне, азербайджанцы, чеченцы. Этническая дискриминация, распространена в тех исправительных учреждениях, где во внешнем окружающем региональном контексте ксенофобские тенденции и практики имеют распространение[39].

В целях решения выявленных проблем, представителей этнических групп в ИУ специалистам по социальной работе необходимо:

- содействие в совершенствование правового обеспечения деятельности УИС, в условиях ее реформирования (организационный и правовой аспекты);

- организационные меры по совершенствованию деятельности УИС с учетом зарубежной практики исполнения наказаний, направленные на выявление и нейтрализацию факторов, реализующие криминальную угрозу безопасности осужденных – представителей различных этнических групп;

- содействие в создании условий осужденным – представителям различных этнических групп для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов, соблюдения положительных национальных традиций, обычаев и обрядов;

- в связи с распространением среди осужденных религиозной нетерпимости к иноверцам и влиянию них экстремистских исламских религиозных течений и псевдохристианских религиозных течений необходимо прогнозировать появление и развитие негативных тенденций в этносоциальных отношениях среди осужденных – представителей разных этнических групп, когда в места лишения свободы после осуждения попадают радикально настроенные лица. В связи с осуждением к различным срокам лишения свободы лиц, за преступления экстремистской направленности считаем необходимым проведение в условиях учреждений УИС прогнозирования проявлений расистских конфликтов;

- комплексное планирование борьбы с факторами, детерминирующими наличие угроз безопасности осужденных – представителей этнических групп. Ими являются те негативные факторы общественной жизни, которые определяют и обостряют криминогенную обстановку в сфере этносоциальных отношений в ИУ и потенциально могут привести к совершению этноосужденными или в отношении их самих преступлений;

- необходим системный комплексный этноконфликтологический мониторинг.

- выяснение состояния межнациональных отношений, уровня и динамики напряжений в этих отношениях, анализ конфликтных ситуаций в сфере отношений этносов.

- содействие в обеспечение в целом уважения прав человека и основных свобод.

Следует подчеркнуть, что те предубеждения и дискриминационные практики, которые распространены среди осужденных, могут влиять на повседневное обращение администрации с теми же группами, которые являются объектом ксенофобии и дискриминации осужденных. Причем представители администрации относятся к этим осужденным практически также как и другие осужденные. Видом подобной дискриминации является гомофобия. В данном случае дискриминируемой группой, как со стороны администрации, так и со стороны осужденных являются добровольные или недобровольные гомосексуалисты. И хотя сексуальные контакты запрещены уголовно-исполнительным законодательством России, а международные документы отдельно не говорят о сексуальной ориентации как основании дискриминации. Тем не менее, создание представителям этой группы осужденных отдельных от всех остальных условий содержания противоречит принципу равноправия, закрепленному УИК РФ, и Правилам внутреннего распорядка ИУ. Обозначая эту проблему, необходимо учитывать, администрация многих ИУ вынуждена соблюдать неформальные правила и традиции осужденных, в том числе и по отношению к так называемым «опущенным», поскольку в нынешних условиях (недостаточное бюджетное финансирование, нехватка кадров и т. д.) это остается наиболее доступным способом управления колонией[40].

Важное место в решении проблемы должно быть отведено социальной работе и социально-реабилитационным мерам, направленным на восстановление человеческого достоинства и социального статуса «обиженного», установление социального контроля, в том числе – административного со стороны сотрудников, общественных, правозащитных, религиозных, иных лиц и организаций, попечительских советов за соблюдением прав и законных интересов, в первую очередь – виктимных осужденных, их защиты от дискриминации, устранение причин и условий притеснения в ИУ (скученность, теснота, латентность, высокая степень опасности и агрессивности, субкультура, другие деформации в системе ценностей правонарушителей и т.д.), приведение социально-бытовых, медико-санитарных норм, внешнего вида осужденных в соответствие с требованиями законодательства, разрешение иных индивидуальных проблем, составляющих пенитенциарную трудную жизненную ситуацию

Среди осужденных распространены мнения, что люди зараженные СПИДом, туберкулезом, гепатитом и другими инфекционными заболеваниями, представляют угрозу для своих сокамерников или осужденных, проживающих в одном помещении, и сотрудников пенитенциарного учреждения. Страх и невежество в вопросах распространения инфекции ВИЧ-инфицированными осужденных часто приводят к их тотальной дискриминации, что, прежде всего, выражается в их физической и социальной изоляции.

Решение социальных проблем часто видят исключительно в принудительном медицинском обследовании и анализе крови. Между тем, во многих случаях не выявлено ни медицинских оснований, ни проблем с поведением, являющихся оправданием для этого. В конкретных случаях могут, конечно, потребоваться конкретные меры, но такие ситуации единичны. Отправным же пунктом должно служить не что иное, как уважение достоинства осужденного и уважение к мнению врача и его обязанности сохранять конфиденциальность.

МСП рекомендуют информировать осужденных и персонал о болезни, о реальной опасности заражения и о том, как можно этого избежать. Следует также рассмотреть меры по сокращению опасности заразиться в результате насильственных сексуальных контактов, употребления наркотиков[41].

В ИУ представлено религиозное разнообразие региона. И возникающие проблемы обусловлены региональной спецификой межконфессиональных отношений. Толерантность к индивидуальным религиозным выборам по преимуществу свойственна административным властям колоний, но, тем не менее, остаются проблемы с доступом религиозных организаций в ИУ, с правом осужденных общаться со служителем соответствующего культа.

Служители культа и администрация ИУ должны неукоснительно придерживаться принципа равноправия всех осужденных независимо от религиозных или атеистических взглядов. Одним из положительных примеров такой религиозной деятельности может служить пастырско-попечительская практика, сложившаяся в исправительной колонии (далее – ИК) № 2 г. Екатеринбурга, в которой на паритетно-равноправных началах действуют православная церковь, мусульманская мечеть и протестантский методистский храм.

Осуществлению позитивного религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы препятствует, и дискредитирует деятельность экстремистских религиозных сообществ и различного рода сект (попытка включения осужденных в свои ряды). Тюремно-криминальная среда считается участниками и эмиссарами вышеназванных общностей весьма благоприятной для развития экстремистских и сектантских идей, так как их деструктивная направленность во многом совпадает с теми идеалами и мировоззренческими образцами, которые вбирают в себя и транслируют преступная мораль и субкультура[42].

Субъектам деятельности по противостошянию сектантским группам и участникам экстремистско-фундаменталистских религиозных формирований в УИС необходимо неотступно следовать, и развивать в практическом отношении предписания ч. 4 ст. 14 УИК РФ и а, б, з. 4 п. 3 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым в ИУ могут быть допущены представители только тех конфессиональных общностей и деноминаций, которые принадлежат к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям и имеют документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

Социальная работа с дискриминируемыми осужденными, по религиозным аспекта направлена на содействие в разработке и координации общецерковных программ, оказанию помощи нуждающимся по различным направлениям социальной деятельности:

- разработка методических материалов для обучения осужденных по отдельным направлениям социального служения (в зависимости от категории нуждающихся в помощи) и распространение их в епархиях;

- организация регулярных обучающих семинаров для осужденных, участвующих или желающих участвовать в социальном служении Церкви, а также практических семинаров для священнослужителей по организации социального служения;

- создание совместно со служителями культа ИУ плана духовных школ краткого курса по организации социальной работы на приходе;

- содействие в продолжение внешних церковных связей по обмену опытом с зарубежными благотворительными организациями, в том числе волонтерскими начинаниями, анализ и использование опыта других конфессий, в силу исторических причин в большей степени развивших социальное служение.

Социальная работа в ИУ может начаться с развития взаимопомощи между осужденными (прихожанами), постепенно охватывая все более широкие круги нуждающихся в помощи людей.

Для вовлечения осужденных в церковную деятельность ИУ специалисту по социальной работе необходимо:

- разъяснять смысл дел милосердия, а также оповещать осужденных о конкретных правилах и социальных начинаниях прихода;

- необходимо из среды осужденных избрать ответственного за социальное служение прихода, озаботившись о прохождении им соответствующего обучения;

- нужно развивать практику предоставления приходских помещений в ИУ для собраний групп взаимопомощи, групп милосердия, добровольцев;

- необходимо по возможности освещать в средствах массовой информации деятельность осужденных на приходе; рекомендуется использовать для этих целей интернет.

Специалисту по социальной работе в ИУ и священнослужителям надлежит иметь особое попечение тех осужденных, которые участвуют в делах милосердия, уделяя пристальное внимание профилактике преступлений, следить за посильностью взятых осужденным на себя обязанностей, отслеживанию духовных трудностей этого служения.

Рассмотрим подробно вопрос о дискриминации в сфере трудового использования осужденных в ИУ. В соответствии с нормативно-правовой базой (представленной в п. 1.1.), выделяется несколько оснований, по которым запрещается проводить различия между людьми в сфере труда. Работодатель не вправе ограничивать трудовые права и свободы работника на основе его личностных свойств или общественных признаков, не имеющих непосредственного отношения к трудовой деятельности.

Вместе с тем в научной литературе время от времени появляются работы, авторы которых высказывают мнение о том, что привлечение осужденных к труду в учреждениях, исполняющих наказания, сопровождается дискриминацией в сфере их труда.

Среди основных доводов присутствия элементов дискриминации и принуждения в местах лишения свободы приводится законодательное закрепление обязательности труда осужденных (ч. 1. ст. 103 УИК РФ).

Однако, по мнению А. В. Губенко, «возможность привлечения осужденных к труду без оплаты труда является дискриминацией по социальном положению»[43].

В настоящее время осужденные привлекаются к работам без оплаты труда (ст. 106 УИК РФ). Закрепление указанной нормы в законодательстве вызывает неоднозначную реакцию.

Так, например, Н. Н. Дерюга, считает, что возможность привлечения осужденных к общественным работам без оплаты труда содержит карательные элементы. Однако, как отмечает В. А. Уткин в пр. 28.1 Правил ООН говориться, что осужденных не следует назначать в дисциплинарном порядке на работу по обслуживанию самого заведения[44].

Привлечение осужденных к работам без оплаты труда по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий в течение 2 часов в неделю есть не что иное, как данная осужденным возможность приучиться к самоорганизации и управлению в непростых условиях отбывания наказания, что, несомненно, поможет им быстрее адаптироваться к жизни после освобождения.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в условиях организации труда в местах лишения свободы исключается сама возможность дискриминации осужденных по признакам, предусмотренным законодательством в сфере труда. Но, на наш взгляд необходимо проводить работу, направленную на информирование осужденных в вопросах трудового права, что входит в профессиональные обязанности группы социальной защиты осужденных (далее – ГСЗО).

Вместе с тем анализ практики привлечения осужденных к труду показывает, что современное состояние организации труда в местах лишения свободы сопровождается рядом проблем. Так, требует обновления производственно-материальная база ИУ (износ основных производственных фондов в целом по УИС в среднем составляет 80%). Вывод на оплачиваемые работы на собственное производство и контрагентские объекты за 2008 г. составил только 24, 7% от списочной численности всех трудоспособных осужденных. На собственном производстве ИУ необходимо создание не менее 222, 3 тыс. рабочих мест при наличии только 146, 6 тыс.[45].

Однако проблемы организационного характера не могут быть отнесены к элементам дискриминации. В настоящее время негативные тенденции в области организации труда осужденных решаются в рамках реформы производственного сектора УИС. Трудовая занятость осужденных способствует снижению нарушений дисциплины в ИУ, а также дает возможность осужденным зарабатывать деньги для погашения исков, оказывать помощь семье и т.п. Сегодня в ИУ отбывают наказания осужденные, имеющие иски по исполнительным листам. Общий размер исков на начало 2009 г. составил 17, 2 млрд. руб. Иски имеют 45, 2% от среднесписочной численности осужденных в ИУ, кроме того, из них 14, 1% обязаны выплачивать алименты на содержание несовершеннолетних детей[46].

Таким образом, необходимо отметить следующее: анализ законодательства и практики его применения показывает несостоятельность высказываний относительно дискриминации в отношении труда осужденных. При этом по некоторым позициям осужденные больше защищены от дискриминации, в отличие от свободного рынка труда.

Одна из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных инвалиды. Рассмотрим функции специалиста по социальной работе по оказанию помощи данной категории осужденных. По статистическим данным в учреждениях УИС отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54, 7 % имеют инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17, 3 % пенсионного возраста[47]. Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по их просьбе в дома инвалидов и престарелых.

Специалисты по социальной работе в ИУ должны способствовать получению осужденным инвалидам всех отмеченных льгот предоставляемых действующим законодательством. Известно также, что большое число инвалидов в ИУ (71, 7 %) имеют хронические заболевания или часто болеют, 56, 6 % из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а 8, 2 % не могут обойтись без посторонней помощи[48]. Однако ни состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических заболеваний фактически не учитывается при организации исполнения наказания. Очень низка эффективность системы профессиональной реабилитации инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени, чем здоровые осужденные нуждаются в специальных программах реабилитации.

Подавляющее большинство осужденных инвалидов не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей. В отношении 37, 8 % осужденных медицинское заключение об инвалидности было сделано в местах лишения свободы, имеющие право на пенсию вынуждены вновь проходить комиссии, собирать справки на это уходит несколько месяцев, и все это время не имея средств к существованию такие лица вынуждены жить либо на иждивении родственников, либо попрошайничать[49]. Поэтому в местах лишения свободы для инвалидов должны быть созданы особые условия для обеспечения социальной защиты. Создавать и контролировать выполнение этих условий должен именно специалист по социальной работе, он также должен определять объем и структуру реабилитационных мероприятий на основании проводимой совместно с врачами медико-социальной комиссии[50].

Также в ИУ можно наблюдать дискриминацию по возрасту или эйджизм. В ИУ, очень часто, речь идет об одиноких пожилых людях. Они не способны бороться за своё выживание по причине потери уверенности в себе и в своих силах духовных и физических. Современный мир просто неспособен уступать им свои позиции, нередко встречая их насмешками, издевками а иногда и оскорблениями[51].

В ИУ социальная работа с осужденными пожилого возраста направлена на оказание социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создание предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения.

Социальная работа с одинокими престарелыми осужденными подразумевает под собой общение специалиста по социальной работе в условиях их проживания. Исследуя их социальные проблемы, условия содержания, быт, психологические аспекты пребывания в колонии, выявляя позитивные и негативные черты их характера. Большую роль в социальной работе с пожилыми осужденными людьми играет такая технология социальной работы как социальная реабилитация.

В процессе исполнения наказаний социальная работа с дискриминируемыми осужденными по разным признакам должна содействовать снятию агрессивности, напряжения во взаимоотношениях осужденных, защитить наиболее уязвимые категории, восстановить их права и социальный статус, чувство собственного достоинства, минимизировать последствия различного вида дискриминации, притеснения. Чтобы определить предмет деятельности специалистов службы по социальной работе с дискриминированными и притесняемыми осужденными, которая в последнее время формируется в ИУ, необходимо, опираясь на общетеоретические подходы к проблеме, определить специфику феномена дискриминации и притеснения в особой среде.

Официальной статистики о распространенности в УИС России феномена «дискриминации» не существует. Попытка включить «количество жалоб осужденных по поводу физического и психического насилия» в перечень показателей, характеризующих социальный паспорт осужденных ИК, натолкнулась на неприятие практических работников. Однако факт его существования в ИУ признают все.

Дискриминация осужденных в местах лишения свободы детерминирована слабостью социального контроля, пассивностью надзорных органов, незаинтересованностью субъектов и объектов притеснения (обидчиков и обиженных) в выявлении, регистрации, формализации, распространении информации о подобных фактах, представляющих собой не только ущемления и без того ограниченных прав и свобод личности, ее чести и достоинства, но и часто образующих состав преступления.

Следовательно, профилактика этого явления требует комплексных мер воздействия, которые должны содействовать общей цели – восстановлению социальной справедливости, минимизации наиболее жестких форм притеснения и одновременно решать частные профессиональные задачи:

- режимно-оперативные – укрепление порядка и безопасности каждого, гуманизация и урегулирование взаимоотношений осужденных, своевременное выявления, контроль, надзор, реагирование и пресечение насилия;

- социально-бытовые меры – оптимизация условий размещения, сочетающие коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы проживания, а также удовлетворение естественных потребностей осужденных;

- медико-психиатрические меры – выявление потенциальных жертв притеснения и оказание им различной медицинской помощи, реабилитация и преодоление психических и физических аномалий;

- психологические – возвышение осужденных в их «Я - концепции», повышение самооценки, уровня самоуважения и стрессоустойчивости, изменение индивидуального и группового отношения к притеснению, оздоровление психологического климата;

- педагогические меры – организация различных видов полезной занятости осужденных (общественный труд, обучение, физическая культура, спорт, культурный досуг, художественное творчество), особенно их коллективных форм, разъяснение и воспитание гуманного отношения к человеку, особенно слабому, формирование коллективистских качеств и навыков самопомощи и самозащиты, развитие самодеятельности.

Важное место в решении проблемы должно быть отведено социальной работе и социально-реабилитационным мерам, направленным на:

- восстановление человеческого достоинства и социального статуса дискриминированных осужденных;

- установление социального контроля, в том числе – административного со стороны сотрудников, общественных, правозащитных, религиозных, иных лиц и организаций, попечительских советов за соблюдением прав и законных интересов дискриминированных осужденных,

- их защиты от дальнейшей дискриминации, устранение причин и условий притеснения в УИС (скученность, теснота, латентность, высокая степень опасности и агрессивности, субкультура, другие деформации в системе ценностей правонарушителей и т.д.),

- приведение социально-бытовых, медико-санитарных норм, внешнего вида осужденных в соответствие с требованиями законодательства, разрешение иных индивидуальных проблем, составляющих пенитенциарную трудную жизненную ситуацию.

Средства, методы, формы, технология социальной работы, ее организация и осуществление с учетом типологических особенностей дискриминируемых осужденных, внешних причин и внутренних предпосылок, детерминирующих проявления феномена, требуют дополнительного детального исследования.

Вместе с тем, примерная программа социальной работы с ними должна включать:

1) осознание значимости проблемы и целевую ориентацию профессиональной деятельности специалиста по социальной работе во взаимодействии с другими сотрудниками ИУ на минимизацию проявлений наиболее тяжких форм дискриминации;

2) официальную легитимизацию (признание факта существования) дискриминации, как следствия их комплексного притеснения в соответствии с понятиями криминальной субкультуры, определение понятия, признаков феномена дискриминации в ИУ;

3) снижение уровня латентности проявления дискриминации путем определения показателей (режимно-правовых, психологических, медицинских и др.), критериев оценки, механизмов выявления и регистрации конкретных фактов;

4) исследование сущности, выявление закономерностей, личностных и социальных причин, детерминант, предпосылок и особенностей проявления;

5) выработку и опытно-экспериментальную проверку комплексной системы мер по профилактике и коррекции проявлений дискриминации, включающей раннюю диагностику в карантине дискриминируемых осужденных; максимальную дифференциацию условий содержания потенциальных притеснителей и их жертв, целенаправленную помощь, защиту, поддержку, соединенную с индивидуальной и групповой разъяснительной, психогигиенической, психопрофилактической и коррекционной работой (по изменению самооценки, «Я - концепции»), формированию гуманного отношения к другому, установок и опыта ненасильственного общения и поведения, нейтрализации влияния криминальной субкультуры, проведения социально-психологических тренингов с различными категориями осужденных, организации индивидуального шефства сотрудников над ними;

6) организацию условий для позитивной самокомпенсации и самореализации дискриминируемых осужденных в общественно значимых видах совместной (групповой, коллективной) деятельности, нацеленных на достижение общего результата, формирование обстановки взаимозависимости, взаимоответственности, взаимопомощи;

7) максимально широкое привлечение к процессу исправления и ресоциализации дискриминируемых осужденных;

8) обучение сотрудников ИУ опыту работы по профилактике и пресечению насильственных проявлений в среде дискриминируемых осужденных.

Основные принципы организации деятельности – комплексность усилий, системность воздействий, помощи, поддержки, дифференциация и индивидуализация применения средств, методов и форм исправления и ресоциализации.

Рассмотрев ситуацию по дискриминации в ИУ, можно сделать вывод, что в отношении этнической дискриминации, дискриминации связанной с сексуальной ориентацией (гомофобия), религиозной дискриминации, дискриминации осужденных с ограниченными возможностями (инвалидов) проводимые методы и технологии социальной работы являются не достаточно эффективными.

В отношении других видов дискриминации, таких как трудовая и возрастная дискриминация, существуют различные методы и технологии социальной работы. Наиболее распространённый вид дискриминации в ИУ – это этническая и национальная дискриминация. Поэтому мы считаем, что данному виду дискриминации следует уделить особое внимание. Изучение межнациональной дискриминации будет посвящена наша следующая глава.


ГЛАВА II СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДИСКРИМИНИРУЕЫМИ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь