Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Анкета для сотрудников ГСЗО И ОВРО



 

Уважаемый коллега!

Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является изучение опыта социальной работы с осужденными, подвергающимися различным формам дискриминации. Анкетирование проводится анонимно. Результаты исследования будут использованы исключительно в научных целях, в обобщенном виде. Отвечая на вопросы, выберите тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению или впишите свой вариант ответа.

Заранее благодарим за сотрудничество!

1. В своей работе Вы встречали проявления дискриминации в отношении осужденных в ИУ?

А) да;

Б) нет.

2. Выделяете ли Вы осужденных, подвергающихся дискриминации в отдельную группу клиентов?

А) да;

Б) нет.

3. Проводится социальная работа с дискриминируемыми осужденными в ИУ?

А) да;

Б) нет.

4. Основные направления социальной работы дискриминируемыми осужденными в ИУ:

А) Консультирование;

Б) Просветительская работа;

В) Ваш вариант_________________________________________

5. С какими проблемами чаще всего осужденные данной категории обращаются к специалистам ГСЗО?

А) проблемы суицидального плана;

Б) проблемы связанные с агрессивностью;

В) проблемы личностного характера;

Г) не обращаются.

6. Если в ИУ есть дискриминируемые осужденные, то проявляли ли они сами интерес сотрудничать с Вами?

А) да;

Б) нет.

7. С какими трудностями в Вы встречались в социальной работе с дискриминируемыми осужденными?

Ваш вариант ответа__________________________________________

8. Имеется ли у Вас необходимый инструментарий для успешной деятельности с дискриминируемыми осужденными в ИУ?

А) да;

Б) нет.

9. Для успешного разрешения межэтнических конфликтов с осужденными в ИУ, привлекаете ли общественные организации?

А) да;

Б) нет.

10. В своем личном опыте, Вы участвовали в реализации проектов, акций, программ и т.п. по проблеме дискриминации осужденных в ИУ?

А) да;

Б) нет.

11. Имеется ли у Вас инструментарий для работы с конфликтами в среде осужденных?

А) Да, имеется.

Б) Недостаточно.

В) Нет.

12. С кем Вы взаимодействуете по решению межэтнических конфликтов в среде осужденных?

Ваш вариант ответа___________________________________________

 

13. С какими видами дискриминации проводится социальная работа в ИУ?

А) Гендерная дискриминация;

Б) Дискриминация по признаку религиозной принадлежности;

В) дискриминации в трудовых отношениях;

Г) Дискриминация по расовому признаку;

Д) Дискриминация по этническому и культурному признаку;

Е) Дискриминация, связанная с ограниченными возможностями;

Ж) Дискриминация по возрасту.

14. Какие методы социальной работы применяете в работе с дискриминируемыми осужденными по гендерному признаку?

Ваш вариант ответа___________________________________________

 

15. Какие методы социальной работы применяете в работе с дискриминируемыми осужденными по религиозному признаку?

Ваш вариант ответа_________________________________________________

 

16. Какие методы социальной работы применяете в работе с дискриминируемыми осужденными по трудовому признаку?

Ваш вариант ответа_________________________________________________

 

17. Какие методы социальной работы применяете в работе с дискриминируемыми осужденными по расовому признаку?

Ваш вариант ответа_________________________________________________

 

18. Какие методы социальной работы применяете в работе с дискриминируемыми осужденными по этническому признаку?

Ваш вариант ответа___________________________________________

 

19. Какие методы социальной работы применяете в работе с дискриминируемыми осужденными с ограниченными возможностями?

Ваш вариант ответа___________________________________________

 

20. Какие методы социальной работы применяете в работе с дискриминируемыми осужденными по возрастному признаку?

Ваш вариант ответа___________________________________________

21. Существуют ли, по Вашему мнению, эффективные методы работы с

осужденными?

А) Да, существуют.

Б) Нет, не существуют.

В) Другое __________________________________________________

22. Как Вы считаете, социальная работа, проводимая в ИУ в урегулировании межэтнических конфликтов, является эффективной?

А) Да.

Б) Частично.

В) Нет.

23. Каков процесс выхода, по Вашему мнению, из конфликтной ситуации?

А) Разбираются сами участники.

Б) Привлекается руководство.

В) Привлекается работник кадровой службы.

Г) Привлекаются специалисты в области разрешения конфликтов.

Д) Другое __________________________________________________

24. Какие формы регулирования межэтнических конфликтов в ИУ Вы считаете наиболее приемлемыми?

А) конфликты нужно решать путем переговоров.

Б) конфликты нужно решать в соответствующих органах.

В) Никакие, т.к. они неэффективны.

Г) Другие.

25. Каковы основные причины возникновения межэтнических конфликтов в ИУ?

_________________________________________________________

26. Какой стиль поведения в конфликтной ситуации обычно применяется для разрешения межэтнических конфликтов сотрудниками ИУ?

А) Соперничество.

Б) Приспособление.

В) Уклонение.

Г) Компромисс.

Д) Сотрудничество

27. Какой стиль поведения при разрешении межэтнических конфликтов является оптимальным с Вашей точки зрения?

А) Соперничество.

Б) Приспособление.

В) Уклонение.

Г) Компромисс.

Д) Сотрудничество.

28. Какие исходы межэтнического конфликта представляются наиболее приемлемыми для Вас?

А) Ведение борьбы до полной победы над соперником.

Б) Удовлетворение интересов и притязаний другой стороны.

В) Ослабевание конфликта за счет естественного затухания.

Г) Нахождение компромисса.

Д) Нахождение взаимовыгодных вариантов.

29. Какой стиль управления, на Ваш взгляд, оптимален при разрешении межэтнического конфликта?

А) Авторитарный.

Б) Демократический.

В) Либеральный.

30. Какое место в системе целей Вашей профессиональной деятельности занимает осуществление мероприятий по предупреждению и разрешению межэтнических конфликтов среди дискриминируемых осужденных?

А) Ведущее.

Б) Среди основных.

В) Неосновное.

31. В какой степени, по Вашему мнению, Вы обладаете знаниями методик разрешения межэтнических конфликтов в среде дискриминируемых осужденных?

А) В достаточной для эффективного разрешения большинства конфликтов.

Б) Моих знаний не всегда хватает для эффективного разрешения конфликтов.

В) В недостаточной.

32. Считаете ли Вы необходимым обучение персонала ИУ взаимодействию в межэтнических конфликтных ситуациях, а также специфике эффективного разрешения конфликтов?

А) Да, т.к. знания в области конфликтов и эффективных способов их разрешения являются важными.

Б) Нет, подобные знания не важны

Приложение 4

Материалы к занятию 1:

Модератор – это посредник, методический помощник, который организует процесс коммуникации при обсуждении и решении задач (проблем) в группе, помогая участникам достичь необходимого результата.

Он не обязательно должен быть специалистом в обсуждаемой теме, но он должен владеть технологиями управления коммуникацией между людьми.

В исправительных учреждениях важнейшей задачей социальных модераторов состоит в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде исправительных учреждений; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных.

В функции социальных модераторов входят:

- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

- увеличение степени самостоятельности осужденных, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом;

- формирование гражданской культуры осужденных;

- создание условий, в которых осужденный может в максимальной мере проявить свои возможности.

Принципы деятельности социального модератора:

- законность;

- справедливость;

- гуманизм.

Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания.

Наиболее общее содержание принципа законности вытекает из Ч. 2 Ст. 15 Конституции: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию и законы». Все люди должны соблюдать требования законов. В соответствии Ст. 10 Трудового кодекса людям должны быть разъяснены в полном объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха, предусмотренные для них законом.

Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что, во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами представляющими их интересы, прав предоставляемых законом.

Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием.

Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что «наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений.

В целом, справедливость – это один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального модератора.

Гуманизм является основополагающим в деятельности социального модератора и находит своё выражение в Конституции провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В соответствии с Ст. 21 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Принцип гуманизма отражен в Ст. УК РФ: «Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства». Гуманизм в соответствии со сложившейся в отечественной юридической науке понятийной традиции имеет две стороны.

Одна сторона выражается в «минимуме и мягкости репрессии». Другая сторона защищает общество и допускается существование самых суровых наказаний, вплоть до смертной казни.

 


Приложение 5

Материалы к занятию 2:

В любой социальной системе в самых различных исторических условиях религия всегда выполняет в обществе определенные функции. Религия как форма общественного сознания формирует систему человеческих норм и ценностей.

При этом важным будет отметить, что по многим морально-нравственным вопросам религии расходятся во мнении, тем самым, формируя различное отношение людей к одному и тому же явлению.

Так, сегодня в нашем мире взгляды людей на проблему узаконения эвтаназии напрямую зависят от их религиозных убеждений.

Мусульмане верят, что только Аллах решает, сколько человеку жить. «Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах», – гласит Коран.

Иудаизм выступает за то, чтобы не продлевать искусственным образом жизнь. В 2005 году в Израиле был даже принят закон, на основании которого разрешается смертельно больным потребовать у врачей прекращения своих мучений.

Национальная же конференция католических эпископов в США в 1991 г. приняла резолюцию, провозглашающую: «Жизнь... дар, которым мы можем распоряжаться, но над которым не имеем абсолютного владычества».

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.

Так, например, во Франции священник, преподающий в частном колледже или состоящий при государственной больнице, подчиняется не директору колледжа или больницы, а непосредственно епископу, который в любой момент может отозвать его из учреждения.

В Германии налогоплательщики сами, в зависимости от их религиозных убеждений – католических или протестантских, распределяют часть своих налогов на прибыль.

В статье 14 Конституции Российской Федерации говорится:

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально нравственного содержания.

Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа – «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы – мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они – необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

Современное государство, как уже отмечалось, строит свои отношения с церковью, как правило, на основе провозглашения отделения церкви от государства.

Важным будет отметить, что мировое сообщество не стоит в стороне от такого рода событий. Доказательством того является принятый документ ООН 30 марта 2007 года, запрещающий дискриминацию человека по религиозному признаку.

Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии соединяет со свободой мысли, включая в нее «свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору» (ст. 18).

Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28).

Так, например, в Библии (Ветхий завет, книга Исход):

1. «Не убивай».

2. «Не прелюбодействуй».

3. «Не кради».

4. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Наиболее тесная взаимосвязь религии и права на современном этапе человеческого развития наблюдается в странах исламского востока (Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Марокко, Иран, Ирак, Афганистан, Турция и др.).

Религия определяет не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но и социальные институты, формы собственности, особенности права, политического устройства.

Правовые системы данных стран входят в семью, так называемого религиозно-традиционного права, а ислам в них провозглашен в качестве государственной религии.

В истории права Российской Федерации были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.

К числу важнейших базовых законов относится Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», вступивший в силу 1 октября 1997 года.

Помимо этого действует свыше 100 нормативных правовых актов, в которых в том или ином аспекте упоминаются вопросы свободы совести и деятельности религиозных объединений.

Наряду с федеральным законодательством более чем в 10 субъектах Российской Федерации действуют собственные законы о реализации свободы совести и вероисповедания.

Между тем, согласно пункту «в» статьи 71 Конституции Российской Федерации, регулирование отношений, возникающих в сфере прав и свобод человека, находится в ведении Российской Федерации.

Следовательно, субъекты Российской Федерации своими законами и другими нормативными актами не вправе сужать и ограничивать свободу совести и деятельности религиозных объединений, установленные Конституцией и федеральным законодательством. В их компетенции могут быть вопросы защиты прав и свобод человека, находящиеся, согласно пункту «б» ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.


Приложение 6

Материалы к занятию 3:

Знакомство с понятиями «народ», «этническая общность», «этническое объединение».

Многозначность слова «народ» в его применении к классовому обществу.

Наряду со словом «общество» широкое применение в общественных науках имеет слово «народ». Некоторые историки даже считают, что именно народы, а не общество и общества являются субъектами исторического процесса.

Слово «народ», как и слово «общество», многозначно даже в применении к цивилизованному обществу. Одно из его значений - низшие слои того или иного классового общества. Именно такой смысл, вкладывают в него, когда говорят, например, о борьбе народа против знати, против власти и т.п. Но кроме него, слово «народ» в применении к классовому обществу употребляется еще в двух смыслах.

Один из них – вся совокупность людей, объединенных принадлежностью к тому или иному геосоциальному организму.

Так, например, говорили о народе Югославии, советском народе. Говорили и сейчас говорят о народе Индии, народе Нигерии, пакистанском народе и т.п.

Но среди населения когда-то единой, а ныне распавшейся Югославии совершенно отчетливо выделялись такие совокупности людей, как сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы (босняки, бошняки, мусульмане), македонцы. Население Индии состоит из хиндустанцев, бихарцев, тамилов, маратхов, телугу, бенгальцев и многих такого же рода групп. В Пакистане живут панджабцы, синдхи, гуджаратцы, кхо, кохистанцы и т.п. И для обозначения каждой из таких общностей людей также применялось и применяется слово «народ».

Точно такими же общностями являются англичане, шотландцы, ирландцы, французы, итальянцы, русские, украинцы и т.п.

Ясно, что в применении к сербам, англичанам, валлонам, белорусам, голландцам и т.п. слово «народ» имеет иной смысл, чем в том случае, когда говорят об индийском или пакистанском народах.

Для выражения именно этого, а не какого-либо другого смысла в науке существуют особые термины. Ими являются слово «этнос» (от греч. этнос - народ) и словосочетание «этническая общность».

Передача этнической принадлежности есть наследование чисто социальное, чисто культурное, есть преемственность. Но в нормальных условиях культурное, социальное воспроизводство человека неотделимо от биологического. Дети наследуют от родителей не только телесную организацию, но и культуру, и этническое самосознание. В результате неизбежно возникает иллюзия полного совпадения социального и биологического воспроизводства, биологического и социального наследования, более того иллюзия производности социального наследования от биологического.

Отсюда вытекает представление, что этническая общность в своей основе есть общность происхождения, что этнос есть совокупность людей, имеющих общую плоть и одну общую кровь, что каждый этнос – особая порода людей.

Таким образом, социальная по своему существу общность людей осознается как общность биологическая, что находит свое отражение в языке. Слово «народ», которым в обыденном языке именуют этнос, происходит от слов «род», «рождать», «порождать». И недаром, еще в XVII-XVIII, даже в XIX вв. для обозначения этноса нередко употреблялось слово «раса».

Когда перед человеком, который никогда не занимался теоретическими рассуждениями о природе этноса, встает вопрос о том, почему он принадлежит именно к этому, а не иному этносу, почему, например, он русский, а не татарин, англичанин и т.п., то у него естественно напрашивается ответ: потому что мои родители принадлежали к данному этносу, потому что мои родители – русские, а не татары, не англичане и т.п. Для обычного человека его принадлежность к тому или иному этносу определяется его происхождением, которое понимается как кровное происхождение.

Для того что бы перейти к обсуждению мы рассмотрим некоторые приемы, повышающие эффективность группового обсуждения.

- Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда говорите, что…? », «Как вы докажете, что это верно? »);

- Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что…? », «Я так вас понял? »);

- Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста»);

- «Сомнение» – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания («Так ли это? », «Вы уверены в том, что говорите? »);

- «Альтернатива» – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;

- «Доведение до абсурда» – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;

- «Задевающее утверждение» – ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;

- «Нет-стратегия» – ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание («Этого не может быть»).

Выделяется несколько этапов дискуссии.

Первый этап дискуссии:

- Создание мотивации к обсуждению – определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.

- Установление регламента дискуссии и ее основных этапов.

- Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.

Второй этап дискуссии:

- Обмен участниками мнениями по каждому вопросу.

Цель этапа – собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом.

Обязанности ведущего:

- следить за соблюдением регламента;

- обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов («А как вы считаете? », «Вы удовлетворены таким объяснением? », «Вы согласны с данной точкой зрения? », «Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение» и т.д.);

- не допускать отклонений от темы дискуссии;

- предупреждать переход дискуссии в спор ради спора;

- следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта;

- стимулировать активность участников в случае спада дискуссии.

После того как Вы получили информацию мы перейдем к проведению дискуссии.

Вопросы дискуссии:

- По Вашему мнению, что такое этничность?

- Какие особенности этничности Вы знаете?

- Что такое «этнос»?

- Чем отличаются понятия «этничность» и «этнос»?

- Что такое «общность»?

- Назовите примеры общности?

- Знаете ли Вы приемы, повышающие эффективность группового обсуждения?

- Как данные приемы можно использовать в повседневной жизни?

- Какие выводы для себя Вы сделали, приняв участие в дискуссии?


Приложение 7

Материалы к занятию 4:

Сфера межнациональных отношений может развиваться лишь в условиях толерантности и межэтнической гармонии. Только в этом случае мы, национально-культурные объединения и в целом общественные организации, сможем заниматься совместным решением более сложных проблем, таких, как, например, борьба с бедностью, снижение детской смертности, проблема глобального потепления. (Слайд 2)

Краснодарская городская цыганская национально-культурная автономия (КГЦНКА) в качестве приоритетных направлений деятельности рассматривает популяризацию культурного наследия представителей цыганского/ромского этнического меньшинства в России; активное гражданско-правовое просвещение российских цыган/ромов; защиту законных прав и свобод российских цыган/ромов. (Слайд 3)

С января по май 2010 года Краснодарская городская цыганская национально-культурная автономия реализовала серию мероприятий, посвященных профилактике экстремизма и ксенофобии, популяризации этнокультурного наследия российских цыган и укреплению оснований межкультурной коммуникации в г. Краснодаре. Ежегодно 8 апреля в мире празднуется Международный день цыган (ромов).

КГЦНКА организовала несколько интересных мероприятий, посвященных данному празднику. Первый ежегодный конкурс детских рисунков «Единство в многообразии» тоже был приурочен к празднованию Международного дня цыган. Тема конкурса была обозначена следующим образом: «Цыгане под небом России». (Слайд 4)

Также в рамках празднования Международного дня цыган КГЦНКА провела заседание за «круглым столом» на тему «Цыганская культура сегодня». В конце апреля 2010 г. Краснодарская городская цыганская национально-культурная автономия провела «круглый стол» по вопросам профилактики экстремизма, участниками которого были представители управления Министерства юстиции по Краснодарскому краю, прокуратуры Краснодарского края, ГУВД Краснодарского края и т.д. (Слайд 5)

На данном этапе Краснодарская городская цыганская национально- культурная автономия ведет переговоры с Министерством регионального развития РФ по поводу организации Всероссийского форума цыганской молодежи «Путевка в жизнь».

Помимо самостоятельно инициированных и проведенных мероприятий представители КГЦНКА также приняли участие в семинарах, конференциях, тренингах, экспертных встречах Южного регионального ресурсного центра, фонда «Новая Евразия», фонда ФРИП, исследовательского комитета по сравнительной политологии Российской ассоциации политической науки, Московской школы политических исследований, фонда «Школа НКО», администрации Краснодарского края, администрации МО г. Краснодар и многих других. (Слайд 6)

Обсуждение презентации с осужденными: «На что КГЦНКА ориентирован в процессе обсуждения и решения социально значимых вопросов с представителями государственных органов, институтов гражданского общества и бизнесструктур? », «Актуальна ли деятельность КГЦНКА в г. Краснодар? »


Приложение 8

Материалы к занятию 5:

Принципы профилактики межнациональных конфликтов (Слайд 1)

Конфликт – это способ развития противоречий в ходе социального взаимодействия, предполагающий столкновение сторон и проявление их негативных эмоций по отношению друг к другу. (Слайд 2)

Это могут быть конфликты интересов и ценностей.

Этапы конфликта бывают: (слайд 3)

- Латентный (скрытый, незаметный)

- Первые проявления (отдельные факты противоборства)

- Активное течение конфликта

- Последствия.

Латентный (скрытый) период конфликта представляет 1 период конфликта (Слайд 4)

Задачи власти:

- Укреплять принцип единого гражданства для всех жителей

- Вовлекать этнические меньшинства в процесс принятия решений

- Демонстрировать соблюдение прав человека в отношении меньшинств

- Демонстрировать выгодность этнических коалиций (объединения для решения общих проблем).

Латентный (скрытый) период конфликта представляет 2 период конфликта (Слайд 5)

- Задачи системы образования;

- Включать в учебные программы информацию об опасностях этнических предрассудков;

- Воспитывать у людей способность бороться с этническими стереотипами, в том числе в собственном сознании;

- Помогать этническим группам, находящимся в наименее выгодном положении, сформулировать собственные интересы;

- Помогать этим группам осознать возможности и ответственность в многонациональном обществе.

Латентный (скрытый) период конфликта представляет 3 период конфликта (Слайд 6)

- Задачи СМИ;

- Проверять точность данных о фактах этнической розни до публикации;

- Учиться ответственности за информацию об этнической розни;

- Объективно предавать гласности все события, происходящие в области этнических отношений.

При проявления конфликта можно использовать все ранее рассмотренные способы. В то же время необходимо: (Слайд 7)

- Принять меры для укрепления общественного порядка;

- Следить за нейтральностью и дисциплиной полицейских подразделений;

- Ограничить возможности подстрекательской пропаганды;

- Обеспечить наказание виновных в организации беспорядков;

- Распространять точную и непредвзятую информацию о событиях;

- Достичь согласия по поводу предмета спора между конфликтующими группами.

При активном течении конфликта необходимые действия: (Слайд 8)

- Решительные заявления власти о нетерпимости насилия;

- Избежание раскола по этническому признаку в структурах, обеспечивающих правопорядок;

- Обеспечение твердого контроля за объективностью средств массовой информации;

- Организация переговоров;

- Минимизация ущерба и потерь;

- Предотвращение преступлений и наказание виновных.

На этапе последствий конфликта необходимо: (Слайд 9)

- Сделать общее заявление о необходимости восстановления единого гражданского общества;

- Пресекать прославление памяти о конфликте (жертвы не должны стать героями);

- Пресекать проявления кровной мести и закрепление конфликта в исторической памяти (дедраматизация конфликта);

- Противодействовать выдвижению лидеров конфликта на руководящие должности;

- Наказать виновных в соответствии с нормами законодательства.

Факторами готовности к урегулированию межнациональных конфликтов могут быть: (Слайд 10)

- Определение уровня недовольства представителей различных этнических групп своим правовым, экономическим и социальным положением;

- Выявление основных конфликтогенных факторов (причин конфликта) и их ранжирование (распределение по важности);

- Подготовка и направление предложений органам МСУ и государственной власти.

Проблемами межкультурного взаимодействия служат низкий уровень этнокультурной компетентности является предпосылкой конфликта. (Слайд 11)

Важнейшей стратегией профилактики конфликта является – постоянное взаимодействие с представителями диаспор, обсуждение и решение совместными усилиями существующих проблем (как общих проблем территории, так и проблем конкретного меньшинства. (Слайд 12)

После просмотра слайдов, обсудим полученный материал.

Вопросы для обсуждения:

- Что такое конфликт?

- Какие бывают этапы конфликта?

- Какие способы необходимо принять для разрешения конфликта?

- Какая важнейшая проблема профилактики конфликтов?


Приложение 9

Материалы к занятию 6:

Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку.

Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликт», «компромисс», причины возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

- Что такое конфликт? Работа с толковым словарем. (На группу осужденных выдано несколько словарей).

Конфликт – это непонимание друг, друга, ссора.

Вопросы для обсуждения:

- Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?

- Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов) причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться.

- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

- Как видите, путей выхода из конфликта множество.

На доске запишем, какими действиями можем разрешить конфликтную ситуацию.

На доске:

Положительные: Отрицательные:

Юмор Угрозы, насилие

 

Уступка Грубость, унижение

 

Компромисс Уход от решения проблемы

Разрыв отношений

Общение – основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации:

1. Кто-то из футбольных фанатов кричит оскорбительные слова в адрес футболиста другой национальности, играющего за Вашу команду.

Как вы поступите?

- Ударите его;

- Сделаете ему замечание;

- Не скажете ничего;

- Пожалуетесь правоохранительным органам.

2. Толпа людей одинаковой с Вами национальности напали на вашего друга, который другой национальности.

Как вы поступите?

- Убежите;

- Будите защищать своего друга;

- Будите бить своего друга, вместе с остальными;

- Попытаетесь решить проблему мирным путем.

3. Вы встречаетесь с девушкой другой национальности, она забеременела. Ваши родители категорически против отношении. Про то, что она беременная они не знают.

Как вы поступите?

- Бросите девушку;

- Уйдете от родителей;

- Попытаетесь уговорить родителей принять девушку другой национальности;

Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Давайте мы посмотрим и послушаем стихотворение.

«Бараны».

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти-

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил: «Ме-е.

Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойдут с твоей дороги».

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами...

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

(С.Михалков)

Вопросы для обсуждение:

1. Можно ли назвать случай с баранами конфликтной ситуацией?

2. Почему бараны утонули?

3. Кто и как должен был поступить?

А бараны с большим трудом вылезли, из воды решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные особенности, свой характер и темперамент.

И в связи с этим давайте поиграем в игру.

Каждый из вас встаёт и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: «Я отличаюсь от других тем, что я...»

- Вы назвали сейчас не только свои достоинства, но и недостатки. Какие из них вам удалось или хотелось бы преодолеть?

- Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс)

- А вы знаете, что такое компромисс? (это согласие на основе взаимных уступок)

- Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

В заключение я предлагаю вам 5 выхода из конфликта.

Для этого необходимо:

1.Относиться друг к другу терпимо;


Поделиться:



Популярное:

  1. I.4. СЕМЬЯ И ШКОЛА : ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
  2. II. Ассистивные устройства, созданные для лиц с нарушениями зрения
  3. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  4. II. Служебные обязанности и права сотрудников
  5. III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  6. III. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - самолет
  7. IX. Порядок проведения аттестации сотрудников
  8. Qt-1 - сглаженный объем продаж для периода t-1.
  9. V Методика выполнения описана для позиции Учителя, так как Ученик находится в позиции наблюдателя и выполняет команды Учителя.
  10. V. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников
  11. VI. Отбор кандидатов на обучение за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики из числа сотрудников органов внутренних дел
  12. VII. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства линейного пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - вертолет


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.239 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь