Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возникновение романтических, социалистических и утопических идей



В позднее Средневековье (XVI – XVII вв.) в экономической мысли Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом развития мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала. В этот период возникают социальные утопии. Одним из основоположников утопического социализма был Томас Мор (1478 – 1532 гг.). Он занимал высокие государственные должности, но, несмотря на это, сочувствовал бедствиям народных масс. В 1516 г. им было опубликовано знаменитое сочинение «Утопия», положившее начало утопическому социализму и давшее ему название. Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал её противником.

К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель Томазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.), автор сочинения «Город Солнца» (1623 г.). В нём Кампанелла выдвинул проект идеального утопического государства — город Солнца, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции экономической мысли Средневековья, он ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего — совокупность сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда. Отношения между людьми должны основываться на принципах симбиоза.

Названные В. И. Лениным представители «экономического романтизма» (С. Сисмонди, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) считали нарождающиеся и проявившиеся во весь рост капиталистические отношения позитивными. Жан Шарль Леонар Сисмонд де Сисмонди (1773 – 1842 гг.), по выражению Ленина, призывал идти назад, к «маленькому капитализму». Один из немногих экономистов немарксисткого направления, к которому даже Ленин относился достаточно благожелательно, видел позитивные моменты в капитализме, негативные моменты зарождающегося империализма, особенно процесс монополизации хозяйства, и разумно его критиковал. Имея аристократическое происхождение и доходы (Швейцария), Сисмонди выступает не только как пропагандист, но и как серьезный ученый. Помимо «основного труда» — «Новые начала политической экономии» (1819 г.), он пишет работу «О коммерческом богатстве» (1803 г.), многотомный труд «История итальянских республик», «Сельское хозяйство Тосканы» и др. Его поздним трудам свойственна критика капитализма, что, несомненно, связано с нарастанием противоречий по мере развития нового строя. До концепций позднего Энгельса, наблюдавшего уменьшение противоречий по мере взросления капитализма, улучшение жизни населения в крупнейших империалистических державах за счет прогресса и эксплуатации колоний, Сисмонди не дожил 40 – 50 лет.

Более радикальные позиции занимал Пьер Жозеф Прудон во Франции, его философия в советских источниках наименовалась «вульгарный социализм», так как получила резкую критику В. И. Ленина и К. Маркса. В своей работе «О федеративном принципе (1863 г.) он призывает разделить государство на автономные единицы. Его производственная модель — это, скорее, модель античного полиса.

Продолжатели утопического социализма

Выражая мечты зарождающегося пролетариата о будущем обществе, социалисты-утописты Анри Клод, Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн и Жан Мелье выступали с разоблачительной критикой капитализма. Они внесли ценный вклад в экономическую науку, впервые указав на исторически преходящий (временный) характер капитализма, отметив, что капиталистические отношения не являются вечными и естественными. Развитие человеческого общества они рассматривали с точки зрения формационного подхода.

Сен-Симон (1760 – 1825 гг.). Будущее справедливое общество Сен-Симон именовал индустриальной системой. Считал, что индустриальное общество будет развиваться на базе крупного промышленного производства, промышленность — по определенному плану, а управление — осуществляться из единого центра индустриалами. Планы развития промышленного производства и распределение продукции будут составляться учеными; промышленные капиталисты, имея богатый опыт, будут руководить организацией управления, а рабочие — непосредственно трудиться над выполнением разработанных планов. Путем создания новой общественной организации Сен-Симон предполагал добиться устранения анархии производства и становление плановости и централизма в управлении экономикой. В индустриальной системе сохранится капиталистическая собственность, но капиталисты будут лишь организовывать труд, уменьшится влияние землевладельцев и ростовщиков. Он считал, что капиталисты не будут иметь никакой власти, предполагая добровольное превращение капиталиста-собственника в капиталиста-труженика. За капиталистом Сен-Симон сохранял и право получать нетрудовой доход как вознаграждение за капитал, но в целом его социальная утопия была направлена против господства буржуазии.

Шарль Фурье (1772 – 1837 гг.). Описывая экономические процессы, Фурье предсказывал перерождение модели рынков из свободной конкуренции в монополии. Он дал свою классификацию монополий: колониальная монополия, простая морская монополия, кооперативная, или монополия замкнутых объединений, казенная монополия, или государственное управление. Фурье, бичуя недостатки цивилизации, показал «обреченность» капиталистического строя, но, как и другие социалисты-утописты, не видел реальных путей к «гармоническому обществу». Он был противником революции, сторонником реформ, перехода к справедливости и уничтожению эксплуатации путем агитации и примера. Перейти к новому общественному строю, считал Фурье, можно путем открытия закона, на основе которого общество должно жить и развиваться. Он заявлял, что этот закон открыл именно он и что его «теория судеб выполнит требование наций, обеспечивая каждому изобилие». Справедливое общество будет состоять из ассоциаций производителей (фаланг), созданных без принуждения, исходя из принципа удовлетворения потребностей всех людей. Это общество должно быть бесклассовым, гармоничным. С установлением «всеобщего единства» исчезнут нищета, несправедливость и войны. Земледелие, по плану Фурье, должно стать основой будущего строя, а промышленность должна играть подчиненную роль.

Роберт Оуэн(1771 – 1858 гг.). В отличие от французских социалистов-утопистов, отвергавших буржуазную политическую экономию, опирался в своей теории на трудовую теорию стоимости Д. Рикардо. Источником стоимости провозглашал труд. Оуэн из теории трудовой стоимости сделал социалистический вывод, заявляя, что продукт труда должен принадлежать тем, кто его производит. Отмечал противоречие между ростом производства и сужающимся потреблением, которое, по его мнению, является причинойэкономических кризисов. Но в противоположность Сисмонди, который пытался повернуть историю вспять, к мелкотоварному производству, Оуэн говорил, что нищета и кризисы будут уничтожены при социалистической организации труда. Наряду с частной собственностью причиной противоречия между трудом и капиталом Оуэн объявлял существование денег как искусственного мерила стоимости. Он предлагая уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых затрат — «рабочие деньги». (Это сужает смысл денег, поскольку стоимость является общественной категорией, ее нельзя измерить непосредственно рабочим временем, она может выражаться только в отношении товаров друг к другу). Оуэн пытался реализовать проект «рабочих денег», организовав «базар справедливого обмена», который быстро затоварился неходовыми товарами, а по квитанциям забирались те товары, которые можно было выгодно продать на рынке. «Базар справедливого обмена» быстро распался, не выдержав конкуренции свободного рынка. Оуэн наряду с проектом «рабочих денег» предлагал проводить реорганизацию производства на основе «союза производства». Для организации такого союза капиталисты должны были продать средства производства профсоюзам. Но из этого ничего не вышло, так как капиталисты не собирались продавать свои предприятия, а у профсоюзов не было для этого средств.

Темы рефератов и докладов

1. Предыстория возникновения идей утопического социализма. Томас Мор и Томазо Кампанелла.

2. Экономический романтизм в идеях Сисмона де Сисмонди.

3*. Развитие утопических концепций в XX в.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Причины возникновения утопических идей. Почему романтические и утопические идеи «набирают вес по мере развития капитализма». И не только капитализма, но и любой новой формации.

2. Ранний и поздний этапы развития утопического социализма.

3. Сравните причины возникновения христианства и утопических, романтических моделей. Обоснуйте общие истоки.

4*. Положительные и отрицательные стороны утопических концепций построения нового общества.

5*. Имеет ли в современном контексте смысл классификация монополий по Ш. Фурье: колониальная монополия, простая морская монополия, кооперативная, или монополия замкнутых объединений, казенная монополия, или государственное управление?

6***. Обоснуйте критерии, по которым можно определить степень «утопичности» экономической идеи. Распределите в соответствии с ними романтические и утопические идеи.

 

Контрольная работа

Охарактеризуйте признаки капитализма и империализма. Отдельно разберитесь в признаках термина «неоимериализм». Придумайте критерии данного процесса. Посмотрите мультфильм «Мистер Уолк» 60-х гг. XX в. Насколько устарел его сюжет? Так ли уж была идиотична советская пропаганда? Основное задание — охарактеризовать признаки «империализма» в современной России. Подумайте над фразой в фильме по пьесе Шварца «Убить дракона»: на реплику главного героя один из местных отвечает, что, по крайней мере, их дракон охраняет город (город-государство) от других драконов… (фильм настоятельно рекомендуем посмотреть).

 

Тесты

1. Понятие «экономический романтизм» для обозначения взглядов экономистов-народников было предложено:

а) В. И. Лениным;

б) М. М. Филипповым;

в) С. Н. Булгаковым;

г) П. Б. Струве;

д) А. Смитом.

 

2. Экономисты-романтики выдвигали реформаторские концепции, в соответствии с которыми естественной объявляется:

а) экономика свободной конкуренции;

б) экономика мелких собственников;

в) социалистическая экономика;

г) рабовладельческая экономика;

д) командно-административная экономика.

 

3. Автором работы «Новые начала политической экономии», вышедшей в 1819 г., является:

а) Ж.-Б. Сэй;

б) К. Маркс;

в) Н. Сениор;

г) Т. Мальтус;

д) С. Сисмонди.

 

4. Анализируя развитие капитализма, С. Сисмонди сделал следующий вывод:

а) капитализм вполне может развиваться без кризисов;

б) кризисы при капитализме неизбежны и имеют хронический характер;

в) кризисы в условиях капитализма редки и полезны;

г) кризисы порождает государство своей непродуманной политикой;

д) кризисы существуют только на стадии зарождения капитализма.

 

5. Кто из перечисленных авторов разделяет мнение, что кризисы перепроизводства возникают из-за избытка товаров, полученных вследствие разрыва естественной связи между производством и потреблением, нацеленности производства не на удовлетворение потребностей, а на получение прибыли?

а) Д. Рикардо;

б) Ж.-Б. Сей;

в) Т. Мальтус;

г) С. Сисмонди;

д) Аристотель.

 

Ответы на тесты: 1 — а; 2 — б; 3 — д; 4 — б; 5 — г.

 

Рекомендованная литература: [9].


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь