Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возникновение и развитие сознания как главное событие антропогенеза



Психика человека предполагает сосуществование различных уровней психического отражения, из которых наиболее высоким является уровень сознания. По мнению А.Н. Леонтьева, сознание не возникает одномоментно, а формируется постепенно по мере услож­нения общественных отношений. Сознание — это такое отражение действительности, в котором выделяются ее объективные, незави­симые от субъективного состояния свойства и формируется устой­чивая картина мира. Перефразируя Гегеля, можно сказать, что в сознании, наконец, душа открывает мир и саму себя. В этом смысле говорят о беспристрастности сознания, так как оно отражает мир «сам по себе», а не в связи с тем или иным потребностным состоя­нием субъекта.

По А.Н. Леонтьеву, главной предпосылкой возникновения созна­ния является совместный труд, включающий в себя разделение тру­довых функций. Получается, что одни члены группы осуществляют активность, которая ведет к непосредственному биологическому ре­зультату, например добывают животное для питания. Другие же со­вершают, на первый взгляд, биологически бессмысленные действия, например изготавливают орудия охоты? Сами по себе орудия охо­ты — копья, луки и т.д. — не способны удовлетворить никакой био­логической потребности, но выступают условием ее удовлетворения.

Чтобы пояснить это положение, перенесемся в первобытные вре­мена. Представьте себе, что голодные женщины и старики, которыеобычно и занимались изготовлением орудий, увидев, что их сопле­менники собираются на охоту, бросятся за ними следом. Даже если у мужчин уже есть оружие для добычи зверя (например, они захва­тили его при набеге на соседнее племя), скоро им понадобится но­вое. А его-то лишенные сознательного отражения (идеального пред­восхищения результата своих-действий) люди и не смогут изгото­вить. Другими словами, часть членов племени должна остаться дома и продолжать заниматься своим делом, ожидая, что охотники поде­лятся с ними добычей в награду за поддержание огня и новую партию вооружения. Охотники, в свою очередь, должны помнить о тех, кто остался дома, и принести им трофеи, а не съесть все на ме­сте. И тем и другим необходимо сознание, иначе они просто одича­ют и вернутся к животной форме существования. Конечно, нам очень трудно представить, что за картина мира была у первобытного человека, но можно предположить, что в нее были включены обра­зы жилища, охотничьих пространств, членов племени и т.д.



Глава 3. Психика и организм

 

Если обратиться к структуре деятельности, появляющейся на данном этапе, то мы видим, что начинают обособляться виды актив­ности, в которых предмет (изготовление копья) и мотив (утоление голода) не совпадают между собой. Такой структурный компонент деятельности А.Н. Леонтьев называет «действием». Действие на­правляется не напрямую на мотив, побудивший его деятельность, а на отличающуюся от мотива цель. Причем, как уже отмечалось, в человеческом обществе происходит разделение обязанностей (осо­бенно это важно для трудовой деятельности). Деятельность стано­вится социально «разделенной», а это требует отражения не толь­ко своих целей в их отношении к мотивам (что доступно уже для высших приматов, находящихся на интеллектуальной стадии), но и представления о целях действий и мотивах других людей — участ­ников совместной деятельности. С возникновением целенаправлен­ного действия, таким образом, складывается объективная необходи­мость и возможность сознания.

Другим важнейшим фактором, участвующим в формировании сознания, является язык. Причем язык человека коренным образом отличается от коммуникативных сигналов животных. Человече­ский язык — истинный носитель сознания. Сам термин сознание включает в себя две составляющих: со — знание, т.е. совместное, об­щественное, универсальное для всех знание. Слово языка несет в себе не просто предметное значение, но обобщенное предметное зна­чение. Произнося слово, люди должны быть уверены, что имеют в виду одно и то же и понимают друг друга. Таким образом, «созна­ние обязано своим возникновением происходящему в труде выде­лению действий, познавательные результаты которых абстрагиру­ются от живой целостности человеческой деятельности и идеали­зируются в форме языковых значений», — пишет А.Н. Леонтьев.

Конечно, зачаточное сознание первобытного человека несопо­ставимо с сознанием человека современного. Развиваясь и совер­шенствуясь, сознание достигает формы самосознания, в котором происходит осознание человеком самого себя, своих качеств и свойств, потребностей, целей и ценностей.

Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл

Сознание имеет сложное строение. Представления о структуре души как конфигурации разнородных сущностей восходят к антич­ности. Вспомним хотя бы миф о вознице Платона или трехкомпо-

, *•


3, 1. Возникновение и развитие психики в филогенезе


 

нентную теорию души Аристотеля (см. гл. 2). По А.Н. Леонтьеву, следует говорить о трех, различных по своему функциональному значению образующих сознания.

Первая из них — это чувственная ткань сознания. Чувственная ткань сознания заключает в себе чувственные впечатления, чув­ственные образы. Основная функция чувственной ткани сознания заключается в создании «чувства реальности» внешнего мира: бла­годаря ей мир выступает для субъекта как существующий не в со­знании, а вне его. А.Н. Леонтьев при работе в госпитале во время Великой Отечественной войны с ранеными минерами, которые по­теряли кисти рук и зрение, заметил, что они, утратив визуальную и осязательную образность внешнего мира, переживали странное со­стояние — «утрату связи с реальностью». Чувственная ткань — не­обходимая, но во многом второстепенная образующая сознания. Например, несмотря на то, что слепые люди лишены визуальной составляющей чувственной ткани сознания, их сознание равноцен­но, равноправно сознанию зрячего. Люди, страдающие дефектом цветового зрения — дальтонизмом, видят мир лишенным ряда цве­тов и, соответственно, располагают чувственной тканью сознания, отличной от обычной, что, однако, не оказывает фатального влияния на их картину мира.

Второй образующей сознания является значение. Совокупность значений включает в себя не только значения слов языка, но и зна­чения событий, состояний и т.д. В универсальных значениях, с ко­торыми оперирует сознание, в свернутой форме представлен весь опыт культуры, важные для всех людей («общественные») свойства предметов.

Однако при одной и той же предметной отнесенности значения слов достаточно сильно различаются для разных людей. Эти разли­чия коренятся, в первую очередь, в несовпадении культурного опы­та. Кроме того, значения не существуют изолированно, а объединя­ются в сложные системы. За счет того или иного положения в сис­теме индивидуальных значений слова приобретают коннотации, т.е.дополнительные значения, которые не зафиксированы в словарях. Например, слово «немец» еще долго после окончания Второй ми­ровой войны для жителей СССР было тесно связано с понятиями «враг», «плохой человек».

Генезис, строение и функционирование конкретных систем значе­ний изучает психосемантика. С помощью метода построениясубъективных семантических пространств специалисты в данной области выясняют, какова картина мира у отдельных людей илипредставителей определенных социальных групп. Поясним техно-



Глава 3. Психика и организм

 

логию выявления структуры семантического пространства на при­мере конкретного исследования (В.Ф. Петренко, 1997). В данном исследовании испытуемым студентам предъявлялся список сказоч­ных героев. Каждого из героев следовало оценить по 54 шкалам (на­пример, сказать, какой Карлсон: хороший или плохой, болтун или молчун, мудрый или глупый, дружелюбный или враждебный, весе­лый или грустный, контактный или замкнутый, и т.д.). Поскольку ряд ответов показывали высокую корреляцию между собой (так, например, если кого-то из героев оценивали как «хорошего», то ве­лика была вероятность, что его также оценят как «контактного»), группы шкал объединяли в факторы (подробнее о принципах фак­торного анализа см. гл. 10). Таким образом, каждый из сказочных персонажей получал свои координаты в семантическом простран­стве личностных качеств. Рассмотрим пространство, сформирован­ное двумя факторами, которым были присвоены названия «сила личности» и «артистизм — стереотипность поведения». В фактор «сила личности» вошли 17 шкал, а в фактор «артистизм» вошли 6 шкал.

Рис. 11. Размещение сказочных персонажей в семантическом


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь