Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема оценки хорошей речи



Текст

(1)Меткость разговорного слова не может служить обяза­тельным критерием оценки речи как хорошей, поскольку это характеризует не столько речь человека, сколько его психологические качества: способность к быстрой реакции (за словом в карман не полезет), наличие чувства юмора. (2)Без этих качеств человек самой высокой речевой культу­ры может затрудняться в выборе слова, вспоминать не самое меткое и удачное, обращаться за помощью к собеседнику, искать нужные пояснения и т.д. (З)Конечно, такая речь не вызовет восхищения, не будет блестящей, но именно в усло­виях спонтанного непринужденного общения останется тем не менее хорошей.

(4)...Хорошая речь — речь не стереотипная, повторяю­щая набившие оскомину штампы, затасканные выражения, а творческая, ... вызывающая адекватное понимание у адре­сата. (5)Именно адекватность понимания делает речь эффек­тивной и поэтому далеко не всякую несомненно творческую, оригинальную речь можно назвать хорошей...

(б)Однако не может быть названа хорошей и речь Эллоч-ки-людоедки, не способной выразить ни сложные мысли, ни многие понятия. (7)Очевидно, что хорошая речь нуждается в большом словарном запасе, необходимом для выражения


любого понятия, любой мысли и любого чувства. (8)Только при этом не надо забывать, что наличие большого словарно­го запаса и даже умение свободно им пользоваться (что не всегда сопутствует пассивному лексикону), необходимое, но еще не достаточное условие хорошей речи: надо еще пом­нить о возможностях адресата понимать сказанное.

(О.Б. Сиротинина)

Сочинение

Ольга Борисовна Сиротинина, профессор, доктор филоло­гических наук, ищет ответ на проблемный вопрос: какую речь можно назвать хорошей? Ученый взял на себя ответст­венность за решение очень важной задачи — поиска крите­риев оценки устной речи. Дело в том, что люди по-разному оценивают речь. Для кого-то хорошо — это грубо и агрес­сивно, для кого-то — кратко и немногословно, для других — сдержанно, но выразительно. Поэтому разные люди и об­разцы для подражания выбирают неодинаковые. Так на ко­го же нам, молодым, равняться? Какими качествами долж­на обладать наша речь, чтобы она была хорошей? Особенно важно найти ответы на эти вопросы и понять, что же такое хорошая речь, тем из нас, чья будущая профессия будет связана с речевой деятельностью, ведь от ответа на постав­ленный автором вопрос зависит профессиональный успех многих. Поэтому текст О.Б. Сиротининой заставил меня серьезно задуматься.

Автор как будто спорит с незримым оппонентом, кото­рый считает, что хорошая речь отличается меткостью. Кро­ме того, на примере известной героини произведения И. Ильфа и Е. Петрова Эллочки-людоедки автор убедитель­но показывает, что для хорошей речи важен объем словаря говорящего. Но большого запаса слов не достаточно. По мне­нию профессора, хорошая речь характеризуется двумя важными качествами: она не стереотипна и понятна окру­жающим.


Я вполне согласен с мнением О.Б. Сиротининой. Непо­нятная речь проходит мимо адресата. Она лишь затуманива­ет сознание и вызывает раздражение слушателя. А речь, по­строенная по известным схемам, полная штампов, показывает, что человек не способен к самостоятельному мышлению.

Конечно, каждый, кто хочет преуспеть в жизни, кто от­носит себя к культурным людям, должен заботиться о речи. Эллочка-людоедка — комический персонаж. Она смешна не просто потому, что обходится тридцатью словами, а потому, что уверена в правильности своего поведения, ей кажется, что говорить одними междометиями — это очень модно. Она выглядит даже более нелепо, чем малообразованные герои рассказов В.М. Шукшина, которые делают ошибки, ковер­кают слова. Вспомним Чудика из одноименного рассказа. Он по наивности написал телеграмму, используя в ней рас­хожую фразу про ветку сирени. Читателю смешно, но все же Чудик, искренний, добрый, менее нелеп в своем невеже­стве, чем Эллочка.

Для меня образцом человека, обладающего хорошей ре­чью, является С.А. Есенин. Выходец из крестьянской семьи, он так мастерски владел словом, что речь его соответствова­ла в полной мере всем тем критериям, о которых пишет О.Б. Сиротинина. Изысканность фраз поэта, их новизна, иг­ра словами, необыкновенная выразительность и образность, понятность для всех, от мала до велика, искренность — вот что притягивает читателей к есенинской строке. Конечно, далеко не каждый может выражать свои мысли и чувства так, как это делал великий поэт, но мне радостно уже от то­го, что я могу читать его стихи и хоть немного учиться у мастера пользоваться нашим могучим и великим языком.


Проблема значения родного языка

Текст

(1)И еще один дар дала нам наша Россия: это наш див­ный, наш могучий, наш поющий язык.

(2)В нем вся она, — наша Россия. (3)В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. (4)Все доступно нашему языку. (5)0н сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выра­зить, изобразить и передать.

(6)В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7)В нем ласковые шорохи и хрусты. (8)В нем травяные шелесты и вздохи. (9)В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. (10)В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и плески чуть слышные. (11)В нем вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человече­ский, и зерцало божественных видений...

(12)Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой, честной простоте, в своей скром­ности, в коей затаилась великая власть, в своем целомуд­рии, в своей кованости и ритмической гибкости, — ка? кется. что это звучат сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. (13)А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, — то водворяется молчание, насыщенное высказанными неска-занностями...

(14)Это язык острой, режущей мысли. (15)Язык трепет­ного, рождающегося предчувствия. (16)Язык волевых реше­ний и свершений. (17)Язык парения и пророчеств. (18)Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

(19)Это язык зрелого самобытного национального харак­тера. (20)И русский народ, создавший этот язык, сам при-


зван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык...

(21)Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бе­режно растить его, — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, и в ризах его органически выросшего правописания. (22)Не любить его, не блюсти его — значит не любить и не блюсти нашу Родину.

(23)А что есть человек без Родины?

(24)Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось ото­рвать нас от нашей России?

(25)Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. (26)А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.

(27)Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. (28)Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Ее.

(29)А о Ней — говорить нельзя. (ЗО)Она как живая тай­на: Ею можно жить, о Ней можно вздыхать. (31)Ей можно молиться; и, не постигая Ее, блюсти Ее в себе; и благода­рить Творца за это счастье; и молчать.

(ИЛ. Ильин)

Сочинение

В прочитанном мною тексте И.А. Ильин поднимает про­блему значения родного языка. Автор пишет о том, что Рос­сия дала нам великий дар — могучий русский язык. Я по­нимаю это следующим образом: язык сформировался в результате многовековой истории существования нашей страны и нашего народа. Поэтому-то и отражается в нем вся Россия и ее богатства, вся русская душа. С трепетом и гор­достью автор констатирует факт: все доступно нашему язы­ку. С помощью него мы выражаем тончайшие дуновения души, описываем явления природы, называем все, что су-


ществует. И.А. Ильин говорит о том, что русскому языку свойственны богатство звукового строя, особая музыкаль­ность, ритмическая гибкость. Это, по словам Ильина, язык «волевых решений и свершений», «зрелого самобытного на­ционального характера». Автор призывает нас беречь свой язык, так как не любить язык — значит не любить Родину.

Я согласен с мнением И.А. Ильина и считаю, что забота о благополучии Родины связана и с охраной национального языка. Почему это так? Ответ прост: вместе с границей го­сударства, единой и целостной территорией, общностью вла­сти, законодательной базой и историко-культурными тради­циями язык является неизменным признаком государства. Он сплачивает нацию. Представители нации говорят и пи­шут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем россиянам. Кроме того, сплачивают нацию и лучшие тексты — художественные, публицистические, научные, созданные на этом языке и вошедшие в золотой фонд национальной культуры. Русский язык имеет в этом плане богатейшие традиции.

О роли языка в истории народа и своем личном отноше­нии к нему говорили многие писатели. Но меня привлекли слова К.Г. Паустовского о том, что по отношению к языку можно судить не только о культурном уровне человека, но и о его гражданской позиции, что перекликается с идеями И.А. Ильина. И.С. Тургенев в стихотворении в прозе «Рус­ский язык» написал о том, что в тяжелые дни раздумий для него русский язык является поддержкой и опорой.

Я считаю, что наш язык действительно, дал миру много, на нем говорят миллионы людей, поэтому я горжусь своим языком.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь