Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема воспитания правильного отношения к труду



Текст

(1)У великого словесника Владимира Даля значатся не­сколько определений этого действительно емкого слова «труд». (2)Да, это работа, занятие, упражнение, дело, тре­бующее усилий, стараний и заботы, напряжения телесных и умственных сил. (3)Но это еще и утомление, а по церковно­му определению — болезнь, боль, хвороба, немогота, скорбь, хилина. (4)Труждать, поясняет далее автор толкового слова­ря великорусского языка, налагать труд, работу, заставлять что-то делать. «Возстанут рабы труждающие...» (5)Труже-ник, трудник — обреченный или сам обрекший на тяжкие труды, а еще сподвижник, мученик, трудящийся неутоми­мо. (б)Трудовой же рубль по Далю, значит заработанный че­стными трудами, нажитой.

(7)Наверное, нелишне иной раз заглянуть и в словарь, и в свою память, которая возвращает нас ко времени, когда всякий труд, как мы любили повторять, был в почете. (8)Однако при выборе профессии в дворники, ассенизаторы, могильщики и даже доярки мы не торопились. Грезили большими стройками, романтикой дальних дорог, рвались в институты, мечтали посвятить себя целиком и полностью интересам Родины.

(9)Все мы вышли из трудолюбивых семей, с раннего дет­ства были приучены к сельской работе, почти все заботы по дому, хозяйству с дошкольного возраста исполнялись тоже нами, и никто не смел возразить, что не по силенкам пилка дров, уборка навоза, прополка огорода в двадцать соток, за­готовка топки для дома и корма для скота. (Ю)Недавно моя ровесница с большой обидой высказалась о своей матери, мол, лишила нас с сестрой детства, заставляла работать до седьмого пота, а если не выполняли задание, то наказывала.


(11)А кого не наказывали за неисполнение, непослуша­ние измотанные тяжкой работой наши матери, пропадавшие целыми днями в поле, на ферме, на сенокосе, в лесу на за­готовке дров? (12)Мне до слез, до боли всегда было жалко нашу маму, за ее усталость, надорванность сил. (13)Но вме­сте с тем, как же мы гордились нашей мамочкой, когда ей на собрании вручали грамоту или скромный подарок за ударный труд. (14)Именно она научила нас ценить плоды труда своего, научила выполнять работу быстро и качест­венно, с легким и добрым настроением, всегда откликаться на просьбу одинокой соседки, родственников помочь в чем-то.

(15)В 50-60-е годы деревня умела работать коллективно, и не только на колхозных нивах, току, сенокосных угодьях, но и на своих огородах, делянках. (16)Болыпая и срочная работа объединяла всех — от старого до малого. (17)А какие помочи устраивали у нас, когда надо было поднять венцы нового дома, оштукатурить его, с любовью и желанием все стремились приблизить новоселье односельчанину.

(18)С грустной улыбкой вспоминаешь эти годы и, огля­дываясь в день сегодняшний, с болью думаешь, как же мно­го мы утратили, растеряли, уединившись по своим хаткам, квартиркам, углам, где порой и некому руку подать, и бес­корыстную помощь предложить.

(А. Бердникова)

Сочинение

В любом обществе особое значение придается труду — физическому, интеллектуальному, творческому, поскольку без него невозможен не только научно-технический про­гресс, умственное и духовное развитие, но и сама жизнь. Но понимание этого не дается человеку от рождения, а потому проблема воспитания правильного отношения к труду, над которой размышляет А. Бердникова, была и остается акту­альной.


Автор текста приводит емкое определение слова «труд», данное в словаре В.И. Даля, подчеркивая в нем некоторую двойственность понятия. Это не только привычное для нас значение «работа», требующая определенных усилий, но и утомление, даже болезнь, а труженик — это и тяжело рабо­тающий человек, и мученик. Такая многозначность позво­ляет А. Бердниковой заострить проблему и, заглянув в не­далекое прошлое, показать, как по-разному можно относиться к труду. Конечно, для советской эпохи было ха­рактерно утверждение, что «всякий труд... в почете». Но тут же автор замечает, что тогда люди «грезили большими стройками, романтикой дальних дорог, рвались в институ­ты», но не торопились становиться дворниками, ассенизато­рами, уборщицами. И даже в воспоминаниях людей одного поколения, когда в семьях было принято приучать детей к работе, отношение к труду выражается по-разному. Ровес­ница А. Бердниковой считает, что ее мать, заставлявшая дочерей «работать до седьмого пота», лишила их детства. Но автор текста подчеркивает другое: тяжело было ее маме, вынужденной «целыми дням пропадать в поле, на ферме, на сенокосе», жалко было видеть ее уставшей, измотанной ра­ботой. Зато какую гордость за мать испытывали дети, когда ее награждали за самоотверженный труд — пусть даже «скромным подарочком»! А потому А. Бердникова сохрани­ла в памяти ощущение не только тяжести труда, но и радо­сти от хорошо выполненного дела, чему научила ее мать.

Именно этот опыт детства позволил автору прийти к важному выводу, который она стремится передать читателю: надо учить детей ценить плоды труда — не только своего, но и общего, коллективного, ведь «большая и срочная рабо­та» способна объединить всех и преодолеть ту разобщен­ность, которая стала характерной чертой нашей современ­ной жизни.

Невозможно не согласиться с позицией автора, основан­ной на большом жизненном опыте. Особенно значимым представляется такой взгляд по сравнению с достаточно


распространенным сейчас мнением, что тяжелый физиче­ский труд — удел неудачников, а работать нужно только для продвижения по карьерной лестнице или ради денег. Вот почему так важно помнить примеры иного отношения к труду, ярко представленные в русской литературе, и ста­раться воспитывать на них молодое поколение. Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». В нем противопоставлены два героя — Илья Обломов и Андрей Штольц. Они дружили с детства и сохранили теплые отношения на всю жизнь, но их воспитание сильно отличалось, а в результате и характе­ры сложились разные, и судьбы оказались очень непохожи­ми. Если барского сына Илюшу с детства оберегали от лю­бого дела, даже одеваться не давали самостоятельно, то в семье Штольца отец прививал сыну с ранних лет привычку работать. В результате Андрей стал сильным, самостоятель­ным человеком, сумевшим всего добиться в жизни своим трудом. А Илья Ильич, человек необыкновенной души и «золотого» сердца, оказался неспособным ни к какому делу, и его мечты так и остались нереализованными.

Об огромной воспитательной силе картины коллективно­го труда на общее благо говорит Н.А. Некрасов в стихотво­рении «Железная дорога», посвященном строительству пер­вой в России магистрали, связавшей Петербург и Москву. Поэт не скрывает тяжелейших условий, в которых работали люди (многие из них погибли), его печалит их покорность и несправедливость начальников. Но главное, чему он стре­мится научить на этом примере мальчика Ваню, оказавше­гося его соседом в вагоне поезда, звучит в словах: «Эту при­вычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять».

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что воспи­тание правильного отношения к работе, какой бы тяжелой она ни была, необходимо всем людям — независимо от их материального достатка и положения в обществе.


Проблема учения

Текст

(1)То, что всем надо учиться, — общеизвестно; спорить тут не о чем. (2)Но что значит учиться — в этом мало кто от­дает себе отчет; а если кто и отдает себе в этом отчет, то большей частью пользуется плоскими и обывательскими вы­ражениями, которые либо мало что содержат в себе, либо при ближайшем рассмотрении оказываются просто неверными.

(З)Так, говорят, что учение есть приобретение знаний. (4)Ну конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? (5)Я на это отвечаю так: если человек имеет только знание и ничего другого — то это страшный человек, бес­принципный человек и даже опасный человек. (6)И чем больше он будет иметь знаний, тем страшнее, опаснее и бес­полезнее для общества он будет. (7)Еще говорят, что учеба есть приобретение профессии. (8)Конечно же, всякий уча­щийся должен либо обучаться какой-нибудь профессии, либо, по крайней мере, готовить себя к этому. (9)Но представьте себе человека, у которого за душой и в уме нет ничего, кроме его профессии. (10)Для меня такой человек неприятен и не­приемлем. (П)Никому нет от него радости, никому не из­вестно, куда он направляет свои профессиональные умения, для чего хочет использовать свой опыт. (12)И еще хорошо, если из него получится просто сухой узкий ремесленник. (13)А если это бездушный чиновник? (14)Или формальный, беспринципный администратор? (15)Это уже беда.

(16)3нание есть любовь. (17)Ученик, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конеч­ных целей и не любит их, — это плохой ученик.

(18)Любовь есть ощущение родства с любимым. (19)Любящий и любимый всегда один другому родственны, всегда дышат одним воздухом, и этот воздух — их общая родина.


(20)Ощущение родины и родства не имеет ничего общего с рассудочным накоплением знаний. (21)Но любовь к род­ному не есть также и слепота. (22)Любить — значит крити­ковать, то есть находить в любимом положительное и отри­цательное. (23)Любить — значит радоваться тому, что в любимом положительно, хорошо, и страдать от его недос­татков. (24)Это значит поощрять в любимом доброе начало и бороться с несовершенным в нем. (25)Это и значит жить общей жизнью. (26)Настоящий ученик испытывает радость по поводу того положительного, что он узнал; но он испы­тывает страдания от несовершенства своих знаний.

(27)3нающая любовь не знает для себя никаких концов и ограничений. (28)Она хочет бесконечности. (29)Но даже эта потенциальная бесконечность знания — приют для обучающе­гося. (ЗО)Настоящий ученик тот, кто хочет бесконечно знать. (31)Но в этой бесконечности он не теряется, не смущается и не чувствует себя в ней каким-то бессильным ничтожеством. (32)Наоборот, даже потенциальная бесконечность знания при­влекательна для того, кто понимает знание как любовь. (ЗЗ)Неохватная бесконечность знания уютна. (34) И бесконеч­ность знания для настоящего ученика всегда ласкова.

(35)Да, знать и любить — это значит прежде всего бо­роться с тем плохим, что находишь в любимом. (36)А так как жизнь сложна и трудна, то бороться с недостатками — значит неуклонно идти по пути жизненного подвига. (37)3нать и любить в любых обстоятельствах жизни — это не просто иметь те или иные привязанности, а, защищая и отстаивая их, утверждать их в ближнем. (38)Вот почему, смею утверждать, быть учеником — значит с юности гото­виться к подвигу жизни.

(39)Наука требует внимания и сосредоточения, а это все не сразу дается. (40)Наука требует любви к изучаемому предмету, а это требует воспитания.

(41)3нание и любовь, родина и подвиг, вооруженность против зла и будущее счастье благоденствующего человека — это альфа и омега всякой учебы.


(42)Чтобы создавать науку, нужно любить ее и находить в ней отзвук всем стремлениям. (43)Надо трудиться над преодолением зла и быть способным отстаивать свою точку зрения. (44)И, заключая свою мысль, я бы сказал даже проще: быть учеником — значит быть живым человеком.

(А.Ф. Лосев)

Сочинение

Что значит учиться? Главное в образовании — это при­обретение знаний? Что такое наука? На эти вопросы ищет ответ автор прочитанного мною текста А.Ф. Лосев.

Оппонируя тем, кто считает, что учение сводится к при­обретению знаний, автор рассуждает о том, что представляет собой человек, усвоивший знания, но не научившийся лю­бить и не постигший законов нравственности. По мнению А.Ф. Лосева, если человек не знает, во вред или во благо обществу он направляет свои знания, это беспринципный или даже страшный человек. Автор убедительно показывает читателям, что «знания есть любовь», а настоящий ученик радуется познанию, страдает от несовершенства своих зна­ний и отдает себя учению. В учении, как пишет философ, формируется личность, способная к «подвигу жизни»: к противостоянию злу, деятельности во благо человечества, любви к своему делу и Родине. Человек, стремящийся к изучению наук, должен быть готов к самоотверженному преодолению трудностей. В этом и заключается позиция ав­тора, с чем я абсолютно согласен.

С моей точки зрения, серьезное отношение к учению и за­нятие наукой требует от человека не только способности к осмысленному принятию решений и любви к тому, чем он занимается, но и полной самоотдачи. Об этом писал в «Пись­ме к молодежи» и Иван Петрович Павлов, великий физиолог, лауреат Нобелевской премии. Задавшись вопросом о том, че­го бы он пожелал молодежи, посвятившей себя науке, акаде­мик называет ряд качеств, которые должен выработать в себе


молодой ученый, среди них последовательность, скромность и страстность в исканиях. Для меня лично образцом такого ученика, а впоследствии и великого ученого является Миха­ил Ломоносов. Его жизнь — это поистине подвиг в том смыс­ле, в котором использовал это слово А.Ф. Лосев. Сначала яростное желание учиться, долгий путь к знаниям, потом — ► неустанное искание истины, способность доказывать, убеж­дать, стоять на своей позиции. Взять хотя бы один факт: М.В. Ломоносов был первым, кто написал учебник риторики на русском языке, вопреки традиции. Это был поступок гра­жданина, который любил русский язык, знал его и не боялся трудностей, отстаивая свою позицию.

Если же говорить о художественной литературе, тот в ней образ ученого, твердо стоящего на позициях морали и беззаветно преданного своему делу, — это, без сомнения, профессор Преображенский, герой произведения М.А. Бул­гакова «Собачье сердце». Конечно, эксперимент, проведен­ный доктором, не дал положительного результата, но про­фессор, как настоящий ученый, умел признавать ошибки.

Подводя итог, скажу, что мысль А.Ф. Лосева о том, что подлинное учение не ограничивается лишь приобретением знаний, а включает выбор нравственной позиции и воспи­тание в ученике таких качеств, как гуманизм и человеч­ность.

Проблема личности учителя

Текст

(1)Учитель хотел, чтоб мы любили деревню.

(2)— Поэты вырастают в деревне. — (З)Для доказатель­ства он вспоминал имена, и правда выходило: поэты вырас­тали в деревне.


(4)Учитель любил дисциплину, рассчитывал на уроке все до минуты. (5)Но когда на сухие репейники под окна опус­кались щеглы, он тихонько открывал раму и сыпал на по­доконник семечки.

(б)Летом мы пололи свеклу, возили сено, ходили соби­рать землянику, молотили подсолнухи. (7)В первый день де­сятого класса учитель сказал:

(8)— Вот что, друзья, опишите мне поле. (9)Я хотел, чтобы вы учились не только по книжкам. (10)Я хочу знать, как вы любите землю...

(11)Через пять дней учитель принес тетрадки.

(12)— Петрову — «три», опять ошибки... но это сочине­ние я прочту вслух.

(13)Петров сидел красный и счастливый.

(14)Учитель закрыл тетрадку, сказал:

(15)— Хорошо. (16)Только как же ты перепелку забыл? (17)Это же лучшая песня на поле.

(18)Все улыбнулись, потому что знали слабость учителя. (19)В его холостяцкой избенке в клетке из тонкого хвороста жила перепелка...

(20)Мы подружились с учителем. (21)Уже после школы, приезжая в отпуск, я в первый же день стучался в избенку. (22)Учитель приносил из погребка холодные огурцы, варил на плите картошку и чай. (23)Когда все новости были рас­сказаны, мы чуть слышно свистели, и в клетке из хвороста начиналась песня: «Спать пора! Спать пора!..»

(24)Чистые, резкие звуки бились о стены, где висели пучки засохших цветов, репродукция левитановской «Осе­ни», пожелтевшая фотография молодой женщины.

(25)Учитель листал тетрадки, а когда разгибался, чтоб отдохнули глаза, рассказывал:

(26)— Возле Одессы есть место: женщины утром по це­лой корзине набирают разбившихся перепелок. (27)Пере-пелки ночью летят на юг и в этом месте, как в коридоре, сбиваются в стаи и бьются о провода...

(28)Если я приезжал летом, мы уходили в лес или сади­лись около ржи послушать вечерние голоса. (29)Над полем


неслышно летал козодой, шмели обивали с колосьев пыль­цу. (ЗО)На топком месте монотонно кричал одинокий дер­гач, а рядом во ржи били перепела.

(31)В нашей области у пастухов живет хорошая сказка. (32)Дергач пришел к перепелке посвататься. (33)«Нет, дру­жок, — ответила перепелка, — ты беден, у тебя и телушки нету...» (34)«Будет телушка», — ответил дергач и ушел на болото искать...

(35)И, должно быть, нашел.

(36)«Тпрусь! Тпрусь!..» — кричит дергач.

(37)А перепелка волнуется. (38)У перепелки самой ни кола, ни двора.

(39)«Вот — идет! Вот — ведет! Хлева — нет! Негде — деть».

(40)«Тпрусь! Тпрусь! » — гонит телушку дергач...

(41)Сказку мы вспоминали каждое лето.

(42)— Как придумано, а? А ты говоришь, пастухи!.. Вот что, в другой раз приедешь — пойдем ловить перепелок.

(43)Это был последний разговор с деревенским учителем. (44)Осенью я получил телеграмму: «Василь Николаевич умер...» (45)Я был в отъезде и опоздал попрощаться. (46)Школьники показали холмик свежей земли на опушке. (47)Дальняя родственница Василь Николаевича провела в хорошо знакомую комнату... (48)Пучки засохших цветов, репродукция «Осени», пожелтевшая фотография.

(49)— А это он велел вам показать...

(50)В свертке были стихи. (51)Я просидел у лампы всю ночь. (52)Стихи были слабыми. (53)Учитель знал это, и по­тому стихи много лет были стянуты старым шпагатом... (54)А как? ке быть с перепелкой? (55)Не подумав, я решил ее выпустить.

(56)Птица взвилась над скошенным полем и вдруг кам­нем упала на стежку. (57)Я подержал в руке теплый комо­чек. (58)Сердце не билось. (59)Слишком долго пробыла в

клетке...

(В. Песков)


Сочинение

Воспоминания В. Пескова, известного натуралиста, по­священы детским годам и, прежде всего, его любимому учи­телю. Может, именно под влиянием этого педагога родилась в душе его ученика любовь к природе, желание изучать ее? Раздумывая над этим, я пришел к выводу о том, что про­блема, поднимаемая автором, связана с отношениями учи­теля и ученика.

Автор рассказывает о своей дружбе с учителем. О том, как педагог учил любить природу, землю, деревню, как сво­им личным примером показывал, что значит чувствовать все живое. Учитель не преуспевал в жизни, он писал слабые стихи, жил в жалкой избенке, но именно к нему спешил ав­тор, чтобы поговорить, получить совет. Учитель открывал для В. Пескова мир природы. Он рассказывал сказки, исто­рии из жизни, хвалил, когда что-то хорошо получалось, де­лал справедливые замечания.

Позиция автора текста не сформулирована открыто. Но, мне думается, автор хотел сказать нам о том, что настоящий учитель становится для учеников старшим другом, о кото­ром помнят всю жизнь. Вряд ли таким был для детей учи­тель классических языков Беликов, герой рассказа А.П. Че­хова «Человек в футляре». Он радовался, только когда читал инструкции и циркуляры, всегда ждал, что случится что-то плохое, искал, за что надо наказать гимназистов, все высматривал, шпионил и больше молчал. Этот закрытый для всего мира человек не мог снискать любовь учеников, и вряд ли кто-то из них захотел бы стать его другом.

Совершенно другой образ наставника представлен в рас­сказе В. Распутина «Уроки французского». Автор создал об­раз преподавательницы французского языка, которая при­няла материнское участие в сложной судьбе своего ученика. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны — она стала играть с мальчиком «в пристенок» на деньги — скрывается человеческое стремление помочь другому. Так


учительница давала ребенку в трудное послевоенное время получить немного денег на пропитание. Это пример гуман­ности, способности к жертвованию своими интересами ради спасения ребенка.

Я думаю, что настоящий учитель — это любящий чело­век, какой и была Лидия Михайловна.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1728; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь