Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обнаружение обмана по отношению к передаваемой информации (невербальные признаки).



Признаки обмана по голосу.

Голос является чрезвычай­но информативным показателем эмоционального состояния человека на основе измерения физиологических параметров речевой волны. К ним относятся: характер дыхательных движений; пульсация голоса, связанная с кровотоком; изменения основного тона голоса; вибрации мышц голосового аппарата. Однако утверждать, что по голосовым изменениям можно обнаружить достоверные признаки именно обмана практически нельзя. Чаще мы имеем дело с признаками возникновения отрицательных эмоций под влиянием стресса. Поэтому интерпретировать изменения голосовых характеристик нужно с учетом других дополнительных признаков.

Причины изменений голосовых характеристик:

ú внезапное неконтролируемое возникновение эмоций;

ú боязнь разоблачения;

ú анатомические особенности строения черепа.

Человек из-за акустики черепа и других особенностей восприятия собствен­ной речи слышит себя иначе, чем говорит на самом деле.

 

Люди, пытающиеся солгать, стремятся контролировать свое поведение, в том числе и звучание голоса, но они не могут точно знать в этот момент, насколько им это удалось, так как осуществить полный самоконтроль звучания собственного голоса достаточно трудно.

 

Выделяют следу­ющие наиболее характерные признаки волнения, в том числе из-за боязни разоблачения, проявляющегося в го­лосе и речи при передаче ложной информации:

ú появление дрожи в голосе;

ú периодическая прочистка голоса; покашливание;

ú обрывы фраз на полуслове в связи с сухостью во рту и потребностью сглатывать и облизывать губы;

ú непроизвольное изменение интонации;

ú изменение темпа речи (в том числе ее замедление и из-за необходимости продумывания фраз);

ú изменение тембра голоса.

 

Более всего изученным признаком проявления эмоций в голосе является повышение тона. У расстроенных людей высота голоса возрастает. Это особенно справедливо в тех случаях, когда люди испытывают гнев или страх. Есть некоторые свидетельства того, что при грусти или печали высота голоса падает. И, наконец, неизвестно, меняется ли высота голоса при волнении, огорчении, отвращении или презрении. Повышение тона голоса не является надежным индикатором лжи; это признак страха или гнева и, возможно, возбуждения. Не ясно, может ли быть определено по голосу и его изменениям удовольствие от обмана.

Эмоциональные изменения голоса скрыть нелегко. Если лгут главным образом о непосредственно испытываемых в момент произнесения лжи эмоциях, шансы, что произойдет утечка информации, достаточно велики. Если целью лжи является сокрытие страха или гнева, голос будет выше и громче, а речь, возможно, быстрее.

Не следует всякое проявление эмоций в голосе интерпретировать как свидетельство обмана. Правдивый человек, боясь, что ему не поверят, может из-за этого повышать голос так же, как и лжец, боящийся быть уличенным. Проблема заключается в том, что не только лжецы, но и абсолютно невиновные люди испытывают порой эмоциональное возбуждение (ошибка Отелло).

Иногда может показаться, что человек, говорящий ровным голосом, себя контролирует, а это, в свою очередь, предполагает, что ему есть что скрывать. Чтобы не ошибиться в интерпретации бесстрастности тона, нужно знать, характерна ли вообще для этого человека такая манера говорить. Бесстрастный голос не обязательно свидетельствует и о правдивости; некоторые люди никогда не проявляют своих эмоций, по крайней мере, в голосе. И даже эмоциональные люди в определенных случаях могут лгать, не проявляя эмоций (капкан Брокау). Поэтому бесстрастный голос можно также считать слабым признаком как обмана, так и правдивости высказываний.

 

Признаки обмана по движению глаз и мимике лица.

В отличие от голоса человеку лучше удается контролировать свое лицо. Ориентироваться только на лицо затруднительно, так как лицо имеет слишком много параметров, требующих анализа при инди­кации лжи. Разнообразная ми­мика, движения глаз, направление взгляда, перемещение лица чело­века в ходе общения, а главное - неоднозначность проявлений различ­ных состояний человека вовне часто приводят к неправильным вы­водам о степени искренности человека. С другой стороны, заметить ложь удается во многих случаях именно благодаря анализу выражения лица.

 

Известно, что глаза не только " окно в мир", но и " окно в душу", то есть к внутренним психическим процессам. Последние тесно связаны с мышлением и всем тем, что происходит в душе человека. Это сама по себе достаточно интересная тема, как в жизни все пульсирует, так и зрачок постоянно находится в движении, и, согласно исследованиям в области НЛП (нейро-лингвистического программирования), именно по движению зрачков можно определить не только ход мыслительного процесса, но и искренности/неискренности в общении.

Речь здесь идет о так называемых ключах глазного доступа.

Имеются определен­ные зоны (две из девяти), в которые непроизвольно попадает зрачок глаза при так называемом конструировании (термин НЛП) информа­ции, что в ряде случаев является разновидностью неискренности, так как речь идет о сознательных искажениях при выполнении каких-либо заданий, ответах на вопросы и т.д. Чаще «срабатывает» не столько наблюдение за зоной конструирования, а анализ несовпадений движений зрачка глаза по модальностям (сенсорным системам) с со­держанием информации. Иными словами, когда речь касалась каких-либо образов, зрачок находился не в визуальной, а в аудиальной или кинестетической зоне (несовпадение «этажности»).

Остановимся на этом подробнее.

Ранее уже было сказано, что движения глаз - индикатор хода мысли собеседника. Они не только отражают внутренние процессы; имеется и обратная зависимость: для того чтобы извлечь из подсознания какие-то воспоминания или намеренно создать желаемое внутреннее ощущение, часто достаточно установить глаза в определенном положении.

Когда вы наблюдаете за людьми, разговаривающими или думающими, то можете заметить, что их глазные яблоки находятся в постоянном движении вперед и назад, вверх и вниз, случайно разглядывают предметы и людей, но также часто " фокусируются" и на внутреннем опыте. Иными словами, в момент поиска информации люди обычно не осознают внешние визуальные раздражители. Скорее, они концентрируются на внутренне хранимых и внутренне вырабатываемых образах, звуках, словах и чувствах.

Вы можете убедиться в этом, если зададите себе следующие вопросы и, отвечая, будете фиксировать движения своих глаз:

· Вспомните дорогу, по которой вам приходится регулярно ездить. Сколько на ней светофоров? Или сколько поворотов и объездов вам приходится делать?

Вы почувствовали, что ваши глаза двинулись вверх и влево (или вверх и вправо, если вы левша), чтобы получить доступ к зрительной памяти?

· Представьте себе розовую козу в зеленый горошек.

Вы заметили, что ваши глаза двинулись вправо и вверх, чтобы сконструировать картинку?

· Какого цвета диван у вас в гостиной?

Ответ вы будете искать вверху и слева, чтобы " вытащить" из памяти вид дивана и вспомнить его цвет.

· Допустим, что у вас дома нет напольной вазы. Как бы она вписалась в обстановку вашего холла?

Вы, наверное, почувствовали, что ваши глаза двинулись вправо и вверх, так как вам нужно сконструировать картинку, " мысленно" поставить вазу там, где ее нет, и никогда не было.

 

Взгляд вверх и вправо: зрительное конструирование. Это визуальные образы или картины, которые создаются индивидом заново или добавляются в ранее виденные зрительные конструкции.

Взгляд вверх и налево: зрительное воспоминание. Это хранимые визуальные образы или картины прошлых событий, а также других ранее испытанных визуальных раздражителей.

Взгляд горизонтально и вправо: слуховая (аудиальная) конструкция. Слуховое представление звуков, которые человек никогда не слышал раньше. Внимание! Это может быть связано и с процессом создания разговорного языка. В этом положении человек " вкладывает в слова" то, что он хочет сказать дальше.

Взгляд горизонтально и налево: слуховое (аудиальное) воспоминание. Этот паттерн (образец), включает в себя такую тональную репрезентацию, как " алфавитную методику", буквы, звуки рекламы, номера телефонов, а также сленг и ругательства. Он встречается также, когда человек часто двигает глазными яблоками при воспоминаниях о воспринятых ранее слуховых образах, хранимых в коротких, часто мелодичных или ритмичных паттернах, чье существование не осознается из-за частого повторения. Например, линия: " Запомни - взять - молоко - на обратном - пути - домой - с работы" - так часто произносится утром, что естественно выпадает из осознания.

 

П р и м е ч а н и е: следующие два паттерна глазодвигательных реакций часто бывают обратными у правшей и левшей. Очень важно определить какой паттерн " использовался" индивидом перед тем, как вы сможете использовать информацию, полученную в результате наблюдения за движениями глазных яблок.

 

Взгляд вниз и вправо: кинестетические представления (ощущения, чувства). В этом положении человек может получить доступ как к производимым чувствам (эмоциям), так и к хранимым кинестетическим воспоминаниям. Вспомните позу, которую часто можно наблюдать у человека в депрессии: голова вниз, плечи опущены, тело совершенно поникшее. Такой человек буквально ушел в свои ощущения. Для некоторых индивидов (левшей) этот паттерн выражается взглядом вниз и налево.

Взгляд вниз и налево: слуховой внутренний диалог. Обычно связан с " глубокой мыслью"; слова и звуки внутреннего происхождения сопровождают этот процесс. (Иногда эти звуки и восклицания могут " просачиваться" наружу без осознания этого момента человеком. " Пожалуйста, перестаньте бормотать себе под нос", - часто слышится реакция на эту утечку информации). Внутренний диалог является комментарием вашего текущего опыта. В более спокойные моменты он может быть аналитическим орудием комплексного, рационального и логического мышления. Этот паттерн доступа для некоторых индивидов может выражаться взглядом вниз и вправо.

Расфокусированные глаза: визуализация.

Закрытые глаза: вкус и запах. Хотя люди часто закрывают свои глаза, чтобы запомнить определенный вкус или запах, но можно наблюдать движения глазных яблок и под веками. Эти движения могут указать на любые из описанных выше ключей доступа и могут быть интерпретированы, как будто бы глаза были открыты.

 

Что касается техники работы с ключами доступа, то необходимо иметь в виду одно важное правило:

Ключи доступа недостаточно знать, с ними нужно уметь работать!

 

Навык должен быть автоматическим, как навыки вождения автомобиля. Если же вы каждый раз будете вспоминать, какому внутреннему процессу соответствует движение глаз, вы не сможете вовремя на него отреагировать. Любое воспоминание связано с уходом в собственные репрезентативные системы, что закрывает каналы для внешней информации, и вы рискуете просто не увидеть своего собеседника.

Взгляд человека почти не поддается тренировке и поэтому наиболее адекватно выражает эмоционально-психическое состояние партнера. Человек может скрыть на словах что угодно (горе, страдание, радость, гнев), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка.

 

В целом, ориентируясь на лицо партнера по общению для индикации лжи, чаще внимание наблюдателя обращается на следующие параметры:

- Продолжительность контакта глаз. Известно, что при нормальном контакте, когда люди говорят правду друг другу, взгляды встречаются около 2/3 всего времени общения. Если человек неискренен или скрывает что-либо, то его глаза будут встречаться с глазами собеседника менее 1/3 части всего времени взаимодействия. Внимание! Возможен капкан Брокау. Некоторые, особенно стеснительные, неуверенные в себе люди избегают прямого контакта глаз.

- " Бегающий взгляд". Это традиционно отмечаемый признак, связанный с тем, что человек, не привыкший ко лжи или испытывающий по другим причинам тревогу в ходе ложного заявления, с трудом " держит взгляд" партнера по общению и отводит глаза в сторону.

- Сужение глаз собеседника (прищуривание) — как правило, это свидетельствует о нежелании устанавливать доверительные отношения, «открывать душу», настороженность.

- Легкая улыбка (без подъема нижних век) по данным исследований часто сопровождает ложное высказывание, хотя может быть и формой проявления индивидуального стиля общения. Улыбка, сопровождающая ложь, позволяет скрывать внутреннее напряжение, однако, не всегда выглядит достаточно естественной. Она имеет продолговатый вид (губы слегка оттянуты назад от верхних и нижних зубов, образуя продолговатую линию губ, а сама улыбка не кажется глубокой), показывает на внешнее приятие, официальную вежливость другого человека, но не на искреннее участие в общении и готовность к оказанию помощи.

- Микронапряжение лицевых мышц. В момент ложного сообщения по лицу как бы " пробегает тень". Видеосъемка позволяет зафиксировать при этом кратковременное напряжение в выражении ли­ца, длящееся доли секунды. По мнению американского исследователя Р. Беннета эта непроизвольная реакция - очень надежный индикатор лжи.

Говоря о признаках неискренности, не следует забывать и о возможном контроле партнера в момент ложного высказывания. Человек, сообщая ложь, концентрирует свое внимание на лице партнера, как бы пытаясь оценить, нас­колько успешно им удалось ввести его в заблуждение. В этом случае его выдаст пытливый взгляд, направленный как бы снизу вверх.

Когда человеком владеет контролируемый страх, в том числе и страх разоблачения, его брови слегка приподняты – как бы вытянуты в прямую линию. Если страх сильнее, к этому признаку добавляются другие: лоб пересекают горизонтальные морщины; глаза расширены, причем верхнее веко чуть приподнято, а нижнее напряжено; рот приоткрыт, а углы его сдвинуты назад так, что губы натянуты и распрямлены. Чем сильнее эти натянутость и распрямленность, тем страх сильнее.

Возможен и едва ощутимый подъем одной или обеих бровей без того, чтобы морщился лоб.

Горизонтальные складки на лбу, как правило, означают состояние повышенного внимания.Это повышенное внимание может иметь различные причины: ужас, страх или просто несообразительность, удивление, замешательство и неожиданность (в зависимости от контекста).

Вертикальные складки лба обычно указывают, что общее внимание, вызванное кем-либо или чем-либо, достигло наивысшей точки.

До какой степени можно манипулировать своими неязыковыми сигналами? Как можно незаметно скрыть свои эмоции и чувства?

Конечно, каждый может научиться довольно сильно влиять на язык своего тела. Но вот управлять мышцами лица и выражением глаз почти невозможно.Кто-то вполне может внешне выглядеть совершенно спокойным, научившись контролировать свои руки (например, он может сплести пальцы рук и тем самым унять их нервную дрожь). Несмотря на это, если внутреннее беспокойство есть, оно все равно отразится, и, прежде всего - на лице.

Почему же так тяжело манипулировать лицевыми мышцами?

· Потому, что лицевые мышцы напрямую связаны с областями мозга, контролирующими эмоции.

· И потому, что мы не настолько хорошо знаем наши лицевые мышцы, чтобы уверенно владеть ими.

Именно то, что другие так же, как и мы, мало осознают собственную мимику, позволяет нам положиться на информацию, получаемую от игры лицевых мышц.

 

Соответствие жестов и по содержанию передаваемой информации.

По мнению А. Деревицкого, «руки - настолько красноречивый орган, что иногда непонятно - зачем человеку язык...».

Руки выдадут ложь. Бывает, что они вносят в диагностику лжи больший вклад, чем слово и движения глаз. Мы никогда не увидим ни одного человека, вынужденного профессионально лгать, без опоры для предателей-рук - директора сидят в креслах с подлокотниками, а политикам нужны специальные пюпитры.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы не выдать себя в момент произнесения неправды, необходимо сделать так, чтобы не было полного обзора Вашей позы. Именно это является одной из причин, по которым во время допроса подозреваемого помещают на стул в хорошо просматриваемом и хорошо освещенном месте комнаты, так, чтобы он был виден допрашивающим и легче было бы обнаружить, когда он говорит неправду. Естественно, что Ваша ложь будет менее заметна, если Вы в этот момент будете сидеть за столом и Ваше тело будет отчасти скрыто, или Вас вообще не будет видно. Легче всего врать по телефону!!!

Язык жестов обладает высокой информативностью. По утверждению А. Брассера, записавшего в течение 25 лет около 25 миллионов свидетельских показаний, главным показателем правдивости свидетеля являются глаза и руки. «Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут. Руки ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем глаза», - считает Брассер.

Вместе с тем язык жестов, помимо индивидуальности (в частности темперамента), имеет и некоторые особенности, зависящие от национальной принадлежности, возраста и пола человека, уровня его культуры и других признаков. Например, английский психолог М. Арджайл, изучавший язык жестов, установил, что в среднем на протяжении часового разговора финн использует жестикуляцию один раз, итальянец - 80, француз - 120, а мексиканец - 180 раз.

Для интерпретации жестов П. Экманом и У. Фризеном предложена следующая классификация: жесты-эмблемы, жесты-иллюстрации, жесты-манипуляции.

Эмблемы–жесты имеют языковый эквивалент и достаточно точное значение для определенной культуры, социальной группы, которые можно использовать вместо слов и там, где слова использовать нельзя. Примерами могут служить такие жесты как:

· кисть сжата в кулак, большой палец поднят перпендикулярно ладони – «здорово», «классно», «хорошо»;

· движения кисти по направлению к себе – «иди ко мне»;

· пожимание плечами – «не знаю» и пр.

 

Когда эмблема является ненамеренной утечкой информации, обычно показывается один элемент, да и то не полностью. Можно поднять только одно плечо, и не очень высоко, или выпятить нижнюю губу. Вторым признаком, что эмблема является фактически «оговоркой», нежели намеренным действием, является то, что она выполняется не в привычной позиции.

Разумеется, эти моменты (фрагментарность и выполнение вне привычной позиции) мешают заметить ее. Эти предательские эмблематические оговорки могут демонстрироваться снова и снова, но обычно ни сам лжец, ни его жертва не замечают их. П. Экман считает, что хотя и не каждый лжец демонстрирует эмблематические оговорки, но когда они случаются - это вполне надежный признак.

К эмблематическим оговоркам можно отнести все жесты, которые выделяет А. Пиз как жесты «рука к лицу». Маленький ребенок, солгав, прикрывает рот рукой полностью. Взрослый человек, контролируя себя, обрывает этот жест, но рука уже выкинута, и ничего не остается делать, как поднести ее к другой части головы. К жестам «рука к лицу» относятся:

§Жест «прикрытие рта» ладонью, пальцами или кулаком, а также покашливание с прикрытием рта. В случаях, когда подобный жест связан с оценочными позициями, сомкнутая ладонь лежит на щеке, а указательный палец часто показывает наверх. Если собеседник прикрывает рот тогда, когда говорите вы, он чувствует, что вы говорите неправду.

§Жест «прикосновение к носу» - легкое потирание носа или быстрое прикосновение к нему, которые, в отличие от действительно­го почесывания носа, выглядят не так явно; прикосновение к носу (легкое, почти неуловимое прикосновение к ямочке под носом или потирание кончика носа и т. п.) — это более утонченная форма жеста, чем прикрытие рта.

§Жест «потирание глаза» - при крупной лжи мужчины склонны отводить глаза и потирать их, а женщины склонны легко касаться глаза и потирать область под глазом. Этот жест может сочетаться со стиснутыми зубами и фальшивой улыбкой.

§Жест «оттягивание воротника» - А. Пиз, ссылаясь на исследова­ния Д. Морриса, связывает этот жест с легким раздражением в чувс­твительных тканях лица и шеи, возникающим во время ложного заяв­ления из-за выделения пота. К этим движениям будьте особенно внимательны: сделанные резко и порывисто, они могут сигнализировать о том, что у вашего собеседника начался сердечный приступ.

 

Какая эмблема будет непроизвольно показана в процессе лжи, какое при этом просочится сообщение, зависит от того, что хотят скрыть.

Ни одного взрослого человека не надо учить словарю эмблем. Всем известны эмблемы, используемые представителями их собственной культуры. Однако не все знают, что эмблемы могут выполняться невольно.

 

К иллюстративным жестам относятся движения, сопровождающие высказывание, иллюстрирующие речь. Это и дирижирующие, указательные, ритмические, кинематографические, связанные с движением, пиктографические, использующиеся для представления объекта, понятия.

Иллюстративный жест (иллюстрация) тоже может быть признаком обмана. Внимание! Люди различных культур не только используют разные типы иллюстраций, но еще с различной степенью интенсивности. В отличие от эмблем, иллюстрация не имеет особого значения, если ее рассматривать отдельно от слов.

Признаком обмана может служить уменьшение количества иллюстраций по сравнению с обычной манерой говорящего.

На то есть свои причины:

· отсутствие эмоций, которые человек вкладывает в слова;

· тщательное продумывание речи, осторожность в высказываниях;

· подавление страха разоблачения.

Интерпретировать иллюстрации нужно более осторожно, чем эмблематические оговорки. Ошибка Отелло и капкан Брокау работают в случае иллюстраций и не работают в случае эмблематических оговорок.

Жесты-манипуляции – все движения, которыми стряхивают, массируют, потирают, держат, щиплют, ковыряют, чешут другую часть тела или совершают какие-либо другие действия с ней. Частью акта манипуляции могут стать какие-то предметы - спички, карандаш, очки, сигарета и пр.

Манипуляции находятся на краю сознания. У каждого есть свои особо любимые манипуляции. Никакие старания не могут помочь большинству людей отказаться от них надолго. П. Экман заметил увеличение числа манипуляций при ложных высказываниях, несмотря на все попытки соблюсти приличия в официальной обстановке и их прерывистость, если ставки высоки.

Однако манипуляции не могут быть надежным признаком обмана по нескольким причинам:

· люди сильно различаются по количеству и типу свойственных им манипуляций (капкан Брокау);

· они могут являться не только признаками дискомфорта, но и комфорта;

· интенсивность манипуляций (ошибка Отелло);

· если ставки высоки, лжецу довольно легко подавить манипуляции, хотя бы на время.

 

Как было сказано выше, руки при необходимости можно контролировать, либо сцепив между собой пальцы, либо держа в них какой-либо предмет, обхватив запястье или предплечье. Скорее всего, признак сдерживаемой эмоции выдаст побледнение на суставах пальцев. Чем сильнее сдерживаемая эмоция, тем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее выражено побледнение кожи.

Для справки: по результатам серии экспериментов А. Мехрабиан указывает на то, что говорящий неправду человек делает больше речевых ошибок, говорит медленнее, чаще улыбается, реже кивает головой, меньше жестикулирует и меньше делает движений ногами, чем когда он говорит правду. Также, по его мнению, индикатором лжи может служить и то, что человек реже направляет свой взгляд на слушателя, находится в скованном, менее расслабленном состоянии, говорит в целом тише, делает больше пауз в речи и его ответы на вопросы короче.

Позы изучали многие исследователи, но утечки информации или признаков обмана, было обнаружено мало. Люди хорошо знают, как в какой обстановке следует сидеть или стоять. Лжец с сильной мотивацией, по мнению П. Экмана, должен быть способен подавить все признаки эмоций, выдаваемые позой.

В качестве ремарки отметим лишь то, что любое резкое изменение позы, свидетельствует о резком изменении психологического состояния.

Признаки обмана по реакции вегетативной нервной системы.

В ситуации обмана человек обычно испытывает эмоциональный стресс, связанный с боязнью разоблачения. Признаками такого состояния могут быть:

§ появление капелек пота, особенно над верхней губой или на лбу;

§ сухость во рту, желание пить;

§ сухость губ ведёт к их периодическому облизыванию;

§ тяжёлое дыхание, которое приобретает неприятный запах;

§ шумный выдох, глубокие вздохи;

§ изменение цвета лица (лицо краснеет, бледнеет или покрывается пятнами);

§ подёргивание мышц лица (веко, уголок рта, кончик брови и т.д.), появление лицевого тика;

§ рот кривится, напрягаются губы, человек покусывает или жуёт их;

§ тело начинает бить дрожь;

§ появляется дрожь в голосе;

§ учащается моргание (мигание);

§ руки покрываются " гусиной кожей";

§ начинается зевота;

§ учащается сердцебиение, что ведёт к усилению пульсации крови в сосудах; становится заметнее пульсация крови в сосудах на шее, лбу, висках, в сонной артерии;

§ появляется заикание;

§ начинается нервный кашель (покашливание);

§ теряется контроль над тембром и тоном голоса;

§ происходит частое и (или) сильное сглатывание слюны, при этом кадык движется резко.

Задание для самостоятельной подготовки.

Дать письменный ответ на вопрос:

- Значение составления психологического портрета личности террориста (группы террористов) для прогнозирования его (их) поведения и обеспечения эффективного проведения переговоров.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические рекомендации

Самостоятельная внеаудиторная работа №1

Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения

 

Небольшое по объёму устное сообщение необходимо подготовить для озвучивания на семинаре «Психологические аспекты профессионального общения сотрудников ОВД». Заявляемая информация должна быть современна, иметь характер обобщения. Сообщение может содержать фактические или статистические данные, элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию), дополняться примерами из опыта.

 

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 3 ч.

Роль обучающегося:

 собрать и изучить информационные источники по вопросу;

 составить план или графическую структуру сообщения;

 выделить основные понятия;

 ввести в текст дополнительные данные;

 озвучить в установленный срок.

 

Критерии оценки:

 соответствие содержания теме;

 глубина проработки материала;

 грамотность и полнота использования источников;

 наличие примеров из опыта.

Методические рекомендации по созданию памятки

Памятка - это свод кратких наставлений, правил, сведений о чём-либо; изящный и лаконичный способ представления информации.

Составление памятки представляет собой вид работы по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть темы. Памятка призвана выделить самую важную информацию, чтобы облегчить запоминание. Содержит элементы наглядности (рисунки, графические изображения).

Рекомендуемые виды памяток для создания:

Памятка – инструкция. Даются конкретные указания о необходимости конкретных действий (шагов).

Памятка – совет. Даются рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно.

Памятка – алгоритм. Рекомендуется работа алгоритмического характера: все предлагаемые действия фиксированы, их последовательность обязательна.

 

Ориентировочное время на подготовку памятки – 3 ч.

 

Роль обучающегося:

 изучить материалы темы, выбрать главное – основа памятки;

 представить в краткой форме;

 использовать опорные сигналы для акцентов информации;

 интересно оформить работу на бумажном носителе (памятка-листок) и предоставить в установленный срок.

 

Критерии оценки:

 соответствие содержания теме;

 правильная структурированность информации;

 наличие логической связи изложенной информации;

 соответствие оформления требованиям;

 аккуратность и грамотность изложения;

 работа сдана в срок.

!!! Конкурс памяток среди слушателей взвода (семинар «Психологические аспекты профессионального общения сотрудников ОВД»): выбор самой яркой, краткой и содержательной памятки.

Самостоятельная внеаудиторная работа №2

Методические рекомендации по составлению плана наблюдения для психологического портрета

 

Изучите информационные источники по теме (литературу п. 4, 11 списка, стр. 4, или другие источники). Цель: на основе изученной информации оформить план наблюдения, ориентированный на познание взаимодействующего с работником органов правопорядка человека и составление его первичного психологического портрета.

Выделите из всего материала изучаемого источника, основные параметры наблюдения, оформите в виде плана на стр. 146. Приведите пример.

Психологический портрет личности - это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.

 

Примеры параметров наблюдения:

Личность Внешний облик Особенности поведения
- пол, - возраст, - темперамент, - характер, - потребности, - мотивы, - ценности, - установки, - склонности, - вкус, привычки, - интеллект, - опыт, способности, - род занятий и др. - лицо, - рост, - одежда, - обувь, - манеры и др. - речь, - взгляд, - жесты, - позы, - движения, - дистанция, - эмоциональность, - особенности общения, и др.

 

Ориентировочное время на подготовку задания – 3 ч.

План наблюдения для психологического портрета

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная внеаудиторная работа №3

Методические рекомендациипо подготовке вопросов для обсуждения к семинару

Подготовиться к беседе по вопросам семинара «Особенности предупреждения и разрешения конфликтов в служебной деятельности», используя информационный материал на стр.79-89 «Рабочей тетради», а также литературу п.1, 8, 12, 15 списка (стр.4).

Ориентировочное время на выполнение задания – 4 ч.

Роль обучающегося:

 изучить информационные источники по вопросу;

 составить план ответа (письменно\устно);

 выделить основные понятия;

 изложить материал по учебному вопросу, привести пример ситуаций;

 

Критерии оценки:

 глубина проработки материала;

 грамотность и полнота ответа;

 наличие примеров.

Самостоятельная внеаудиторная работа №4

Методические рекомендации по составлению тематических таблиц (схем)

Составление тематических таблиц (схем) – это графический способ отображения информации.

Целью этой работы является развитие умения обучающегося выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма.

 

Ориентировочное время на выполнение задания – 2 ч.

 

Роль обучающегося:

o изучить информацию по теме;

o создать тематическую таблицу (схему) в контексте задания;

o информацию представить в сжатом виде, привести примеры типовых ситуаций;

o пользуясь предложенной таблицей (схемой), эффективно подготовиться к контролю по заданной теме в установленный срок.

 

Критерии оценки:

o правильный отбор информации, соответствие содержа


Поделиться:



Популярное:

  1. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  2. Бхагаван, можете ли Вы объяснить, что такое «мужское эго» и что это означает, когда женщина использует это выражение по отношению к мужчине?
  3. Внешний аудит называют «аудит по закону». Он независим по отношению к контролируемому предприятию и несет ответственность перед внешними потребителями его информации.
  4. Воля представляет собой, безусловно, высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания.
  5. Данные процедуры проводятся ежемесячно, результаты оформляются на доске «Исследование абсолютной удовлетворенности». Только удовлетворенные клиенты являются лояльными по отношению к компании.
  6. Диапазона толерантности самих организмов по отношению к
  7. Имеется ли какая-нибудь связь между открытостью по отношению к мастеру и открытостью в сексе?
  8. Лабораторная работа: 1. Обнаружение кетоновых тел.
  9. Метод коллективного доступа с опознанием несущей и обнаружением коллизий
  10. Обнаружение белка в моче пробой Геллера.
  11. Обнаружение гликогена в печени.
  12. Обнаружение источников воды.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2072; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.156 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь