Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О девятом положении Символа веры. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь
Учение о единстве земной и Небесной Церкви зиждется на словах апостола Павла: " …вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу" (Евр.12.22-24). Церковь Едина, потому что: " Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Еф.4.4-6). Церковь Святая, потому что - Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф.5.24-27). Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой. Грешники нераскаянные как мертвые члены отсекаются от тела Церкви: " извергните развращенного из среды вас" (1 Кор.5.13). Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: " познал Господь Своих; и: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" (2 Тим.2.19). Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что " … благовествование пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает" (Кол. 1, 6), и что в Церкви Христианской нет " … ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но - все и во всем Христос" (Кол.3.11). Верующие благословляются с верным Авраамом (Гал.3.9). Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или право-верующей: " Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Еф.2.19-20). О десятом положении Символа веры (о семи Таинствах). Исповедую едино крещение во оставление грехов Православная Церковь исповедует не только одно таинство Крещения, но еще шесть таинств. Таинством называется такое священнодействие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная Сила Божия. Православная Церковь имеет семь таинств: 1. Крещение, 2. Миропомазание, 3. Покаяние, 4. Причащение, 5. Елеосвящение, 6. Брак, 7. Священство. Таинства Крещения, Миропомазания, Священства никогда не повторяются.
Таинство Крещения Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Таинство Крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос: " Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3.5). Святой пророк Иоанн Предтеча крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего за ним, то есть в Господа Христа Иисуса (Деян.19.4). После искупительного подвига в Таинстве Крещение даруется прощение грехов. Господь Иисус Христос Своим примером освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по Воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: " …идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф.28.19). ( Рис. ) Рис. Икона. Крещение Господне. Для того, кто желает принять крещение, требуется вера и покаяние: " …покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" (Деян.2.38). " Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мк.16.16). Крещение в Новом Завете заменяет обрезание: " …обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении" (Кол.2.11.12). Во времена Ветхого Завета обрезание было совершаемо над семидневными младенцами. Отсюда происходит обычай крестить младенцев. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды. Крещение является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение получает доступ к другим таинствам. В таинстве крещения мы входим в Церковную ограду, становимся членами Церкви. Общение со Христом в Церкви совершается не только в форме молитвы, но и в тех видимых действиях - таинствах и обрядах, которые совершаются священнослужителями при участии верующих. Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие” (Ин. 3.5). Для принятия крещения обязательно необходимы вера и покаяние. В Православной Церкви крестят младенцев по вере их родителей и восприемников, которые поручаются перед Церковью за веру крещаемого. Священный долг восприемников позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Церковь совершает крещение младенцев, веруя, что им дано воспринимать дары Святого Духа. Апостолы совершали Крещение целых семей: “…и немедленно крестился сам и все домашние его” (Деян. 16.33), " Крестил я также Стефанов дом" (1 Кор.1.16). Сам Спаситель в земное Свое служение говорил: “ Пустите детей приходить ко мне, и не препятствуйте им: ибо таковых есть Царствие Божие” (Мк.10.14). Дети являются потомками падшего Адама, и: " …если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3.5). И так крещение детей ведет свое начало со времен апостольских, и оно совершенно согласуется со священным Писанием. Над крещаемым совершается чтение специальной молитвы, чтобы отогнать от него диавола, который со времен греха Адамова получил доступ к людям и некоторую над ними власть, как бы над своими пленниками. На крещаемого возлагается крест для напоминания о заповеди Христовой: “Если кто хочет по Мне идти, да отвергнется себя и возьмет крест свой и за Мной идет” (Мф.16.24). Хождение крещаемого вокруг купели со светильником означает духовную радость, соединенную с духовным просвещением. Круг является символом вечности. Таинство Миропомазания Это есть таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной ( Рис. ). Рис. О благодатном даре Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: “Кто верует в Меня, у того, как сказано в писании, из чрева (сердца) потекут реки воды живой. Это Он сказал о Духе, Которого могли принять верующие в Него” (Ин.7. 38-39). Апостол Павел говорит: “Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши” (2 Кор.1.21-22). Первоначально св. апостолы преподавали Дар Святого Духа через возложение рук (Деян.8.14-17, 19, 2-6), позднее стали употреблять помазание миром, по примеру ветхозаветной Церкви. Святым миром называется освященный состав из благовонных веществ и елея, приготовленный особым образом. Миро освящали сами апостолы, затем их преемники – епископы. Теперь, по поручению епископов могут совершать таинство миропомазания и пресвитеры (священники). В России Святое Миро освящают патриарх и собор епископов. При совершении таинства крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги – с произнесением слов: “ печать дара Духа Святого, аминь”. Таинство миропомазания сравнивают иногда с “личной пятидесятницей” (сошествием Святого Духа) каждого христианина. Таинство Покаяния Таинство Покаяния есть таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Призыв к покаянию в Новом Завете идет от святого Иоанна Крестителя. Приходящим к нему людям он проповедовал крещение покаяния для прощения грехов: “Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои” (Мк.1.4-5). Но само Таинство Покаяния установил Господь Иисус Христос, дав власть святым апостолам, а через них и всем православным священникам разрешать (прощать) грехи: “ Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20. 21-23; Деян.19, 18). От кающегося требуется: 1. Вера во Христа. 2. Сознание, сокрушение о грехах. 3. Примирение со всеми ближними. 4. исповедание перед священником. 5. Надежда на Его милосердие. 6. Намерение исправить свою жизнь (принести плоды покаяния).
Рис. В особых случаях на кающегося налагается “епитимья” (с греческого - наказание), когда кающемуся предписываются (с учетом его духовного устроения и здоровья) некоторые благочестивые упражнения или некоторые лишения (ограничения). ( Рис. ) Цель предписываемой епитимьи - освобождение от греха и преодоление греховной привычки, как, например, дополнительные дни поста, поклоны, а за тяжкие грехи - отлучение от Святого Причащения на определенное время.
Таинство Причащения Причащение есть Таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни. Таинство Святого Причастия установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил Это Таинство: “взяв хлеб и благословив”, предложил и подал ученикам, говоря: “приимите ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание ”. Также взяв чашу и благословив, подал им, говоря: “ Пейте из нее все; ибо сие (это) есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставлении грехов. Сие творите в Мое воспоминание ” (Мф. 26, 26-28; Мк. 14. 22-24; Лк 22.19-24; 1 Кор.11.23-25). В беседе с народом Иисус Христос сказал: “ Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий (вкушающий) Мою плоть и пиющий (пьющий) Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин.6.53-56). О Таинстве Причащения по отношению к богослужению христианскому следует заметить то, что это таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения. Богослужение, за которым совершается Таинство Причащения, называется Литургией. Это слово означает “Общественное служение”. Согласно заповеди Христовой, таинство Причащения постоянно будет совершаться до скончания века. Во время Литургии приготовленные хлеб и вино прелагаются, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христову. Хлеб для Таинства должен быть квасной, пшеничный. Такой хлеб называется агнцем, так как он являет собой образ страждущего Иисуса Христа, подобно ветхозаветному Пасхальному агнцу, которого израильтяне по повелению Божию закалывали и ели в память избавления от рабства в Египте. Вино для Таинства Причащения должно быть красное виноградное и соединяется с водой, по образу страдания Христа, когда во время страдания из раны, нанесенной воином копьем, истекли кровь и вода. Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, чему способствуют пост и молитва: “ Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем” (1Кор.11.28.29). В вере или в неверии мы освящаемся или осуждаемся Причащением. Перед тем, как в храме преподается Причащение, сперва совершается молитвенное священнодействие пресуществления хлеба и вина в “Святые Дары”. Эти священнодействия составляют видимый знак и носят названия Таинства Евхаристии, по-гречески - “воздаяния благодарности”, и носит название Евхаристический канон. В порядке богослужения два таинственных Священнодействия - Евхаристии и Причащения - образуют одно Таинство. В Святой Евхаристии нераздельно и неслитно соединяется Бог и человек. Это Таинство еще называют Трапезой Господней, Вечерей Господней. Тело называют Хлебом Небесным, Кровь - Чашею Жизни. И так как мы совершаем жертву уже после Воскресения, то она без страданий, бескровная. ( Рис. )
Рис. Древние христиане причащались каждое Воскресение. Для благодатного нахождения в лоне Православной Церкви святые отцы и учителя церковные советуют причащаться как можно чаще (один раз в две недели). Спасительными плодами действия Причащения являются: 1. Теснейшее соединение с Господом: " Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин.6. 55-56), 2. Возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной: " Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною" (Ин. 6.57), 3. Получение залога будущего Воскресения и жизни вечной: " Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек" (Ин. 6. 58). Таинство Елеосвящения Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. ( Рис. ) Рис. Это Таинство еще называется Соборованием, так как для совершения его собирается несколько священников, однако, по нужде его может совершать и один священник. Свое начало таинство берет со времен апостолов, когда Спаситель даровал им власть исцелять всякую болезнь и немощь: они “многих больных мазали маслом, и исцеляли” (Мк.6, 13). Апостолы передали это таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов апостола Иакова: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь: и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак.5.14-15). После совершения таинства не обязательно должно последовать исцеление, ибо главное в таинстве - это благодать Божия, действующая на страждущую душу, укрепляющая ее в борьбе со своими страстями и грехами. И, если угодно Богу, т.е. исцеление будет во спасение души, то Господь посещает болящего, даруя ему здравие души и как результат очищения, здравие телесное. Исцеление во многом зависит от веры принимающего Таинства. Человеку, готовящемуся к предстоящему соборованию, нужно предварительно исповедоваться и после соборование причаститься. Для совершения Елеосвящения (Соборования) на столе ставят сосуд с пшеницей (или крупы), зерна которой означают воскресение и жизнь. Сверху пшеницы поставляется сосуд с растительным маслом, соединенным с вином, для укрепления тела больного, согласно с евангельским повествованием о благодетельном самарянине, который больному на раны возливал масло и вино (Лк.10.34). Вокруг сосуда с маслом и елеем водружают в пшеницу семь свечей и семь стручец (палочек), обернутых паклей (ватой). В настоящее время используют кисточки для семикратного помазания и чтения Евангелия над соборующимся. Последовательность соборования Вначале поется канон и особые молитвословия для приготовления к таинству Елеосвящения. Молитвой освящается масло, соединенное с вином. Потом совершается само таинство: 1. Семикратно читается Апостол и Евангелие; 2. Читаются молитвы о прощении грехов; 3. Освященным елеем семь раз помазывается соборующийся – лоб, ноздри, щеки, уста, грудь, руки, ноги; 4. В конце соборования на главу соборующегося священник возлагает Евангелие и произносит молитву прощения грехов как бы от лица Самого Иисуса Христа, Который возложением руки подавал исцеление. Таинство Брака Таинство Брака есть таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.( Рис. ) Рис. Брак установлен Самим Богом еще в раю: “Благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею” (Быт.1.28). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: “Сотворивший (Бог) вначале мужчину и женщину сотворил их” (Быт.1.27), “посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью” (Быт.2.24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог соединил, того человек да не разлучает” (Мф.19.4-6). Святой апостол Павел говорит: “Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ” (Ефес.5.31-32). Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви воле Христовой. Отсюда: муж должен самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т.е. с любовью, повиноваться мужу. “Мужья, - говорит апостол Павел, - любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее“ (Еф.5.25.28). Супруги (муж и жена) обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность: “жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела” (Еф.5.22-23). Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага, семья есть малая церковь. Таинство Брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божьего, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Мф.19.11-12; 1Кор 7.8.9.26.32.34.37.40 и др.). В сущности, таинство Брака есть благословение Христом в Святом Духе человеческой любви. Венчание супругов возможно лишь для тех, кто уже принадлежит к Церкви, то есть для людей крещенных и причащающихся.
Таинство Священства Таинство Священства есть таинство, в котором правильно избранный в епископа, или пресвитера, или диакона человек, через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа, совершать Таинства и пасти стадо Христово. ( Рис. )
Рис. Православное учение говорит, что Христос есть единственный Священник, Пастырь и Учитель Церкви, Он - ее живая и единственная Глава, и Таинство Священства свидетельствует об этом. Священники Православной Церкви не действуют “за” Христа или “вместо” Христа, как будто Он Сам отсутствует, напротив, их задача - проявлять и свидетельствовать о действительном присутствии Христовом в мире. Епископы, священники и диаконы получают дар Святого Духа, чтобы в нем являть людям Христа. Таким образом, через Своих избранных служителей Христос выполняет Свое Священство, постоянно принося Себя в жертву Отцу за Своих братьев и сестер по человечеству. Через служителей Христос также действует и как Учитель, провозглашая людям Божественные Слова Отца. Он действует также как Пастырь добрый, за которым идут “овцы”. Он действует как Врач, прощая грехи и исцеляя болезни – и физические, и душевные, и духовные. Он действует как Епископ (греч.: блюститель, наблюдатель), наблюдая за общиной и сохраняя ее. Он действует как дьякон (греч.: служитель), ибо Он пришел “не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мф. 20.28). Таинство Священства обеспечивает преемственность и единство Церкви из века в век, со времени Христа и апостолов - до утверждения Царства Божьего в вечности: Апостол Павел свидетельствует, что Сам Спаситель: “поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения для созидания тела Христова” (Еф. 4. 11-12). Апостолы по наставлению Духа Святого, совершали это таинство, через возложение рук. “Их поставили пред апостолами, и сии помолившись возложили на них руки” (Деян.6.6). “Рукоположивши же и пресвитеров к каждой Церкви, они помолились (Апостолы ) с постом и предали их Господу, в Которого уверовали” (Деян. 14.23). Обращаясь к Тимофею, апостол Павел пишет “Напоминаю тебе возгревать Дар Божий, который в тебе через мое рукоположение” (2 Тим.1.6). “Рук не на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах, храни себя чистым” (1 Тим. 5.22). Из этих посланий мы видим, что Апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров через рукоположение и совершать суд над пресвитерами и диаконами и церковнослужителями. Духовенство, конечно, должно прилагать максимум усилий для проявления Божьей Благодати, данной им в Таинстве рукоположения, но подлинность и благодатность совершаемых ими таинств зависит не от личной добродетели каждого из них, а от присутствия Христова, действующего в Церкви. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы